Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бесконечность, или безмерность и вечность, Бога




 

27. Есть два свойства природного мира, делающие всё, что в нём есть, конечным; одно из них — пространство, другое — время. А поскольку этот мир был создан Богом и вместе с этим миром были созданы расстояния и времена, которые ограничивают его, то необходимо рассмотреть два источника этих свойств, а именно безмерность и вечность. Ибо безмерность Бога относится к расстояниям, а вечность — к временам, бесконечность же включает в себя и безмерность, и вечность. Но так как бесконечность выходит за пределы конечного, а познание её — за пределы конечного ума, то, чтобы бесконечность в некоем смысле можно было постичь, нужно построить рассуждения о ней в такой последовательности.

 

(I) Бог бесконечен, потому что Он есть и проявляется в Себе, и всё во вселенной есть и проявляется от Него.

(II) Бог бесконечен, потому что Он был прежде мира, и поэтому — прежде чем появились расстояния и времена.

(III) Бог после создания мира пребывает в пространстве отдельно от пространства и во времени отдельно от времени.

(IV) Бесконечность, рассмотренная относительно расстояний, называется безмерностью, а относительно времён — вечностью, но, вне зависимости от такого рассмотрения, в безмерности Бога нет ничего от пространства, а в Его вечности нет ничего от времени.

(V) Бесконечность Бога Создателя просвещённый рассудок может увидеть по очень многому в мире.

(VI) Всё сотворённое конечно, а бесконечное присутствует в конечных как во вместилищах, и в людях, как в своих образах.

 

Теперь всё это будет объяснено в частностях.

 

28. (I) Бог бесконечен, потому что Он есть и проявляется в Себе, и всё во вселенной есть и проявляется от Него.

Итак, было выяснено, что Бог один и что Он есть Само по себе и изначальное Бытие всего; а также, что всё вообще, что появляется и существует во вселенной — от Него. Отсюда следует, что Он бесконечен. Что человеческий рассудок по очень многому во вселенной может видеть это, будет показано в последующем. Но хотя человеческий ум по всему этому может признать, что высшее Существо, или высшее Бытие, бесконечно, тем не менее он не может познать, каково Оно, и не может поэтому определить Его иначе как бесконечное Всё, которое существует в себе, а значит, является самой и единственной субстанцией; и поскольку о субстанции ничего нельзя утверждать, если она не есть форма, то это — сама и единственная форма. Однако что это значит? Так всё равно не ясно, каково бесконечное. Ведь человеческий ум сам по себе, пусть даже в высшей степени аналитический и возвышенный, конечен, и от конечности в нём никак нельзя избавиться. По этой причине он никак не может быть столь вместительным, чтобы увидеть бесконечность Бога, как она есть в себе, и, следовательно, Бога. Но он может увидеть Бога в тени, сзади, как было сказано Моисею, когда он молился, чтобы увидеть Бога: Моисей был поставлен в расселине скалы, и видел Его сзади (Исход 33:20—23). То, что сзади, нужно понимать как то, что видимо в мире, и в особенности то, что постигается из Слова.

Отсюда ясно, насколько напрасно желание познать, каков Бог в Своём Бытии, или в Своей субстанции; но достаточно признать Его по конечному, то есть сотворенному, в котором заключено бесконечное. Человека, который ищет большего, можно уподобить рыбе, вынутой на воздух, или птице, помещённой под воздушный насос, которая, когда выкачивается воздух, задыхается и наконец умирает; а ещё его можно сравнить с захваченным штормом кораблём, который уже не слушается руля и несётся на скалы и мели. Так бывает с теми, кто хочет познать бесконечность Бога изнутри и кому недостаточно того, что они могут признать её извне по явным свидетельствам. Написано было о неком философе из древних, что, не будучи в состоянии в свете своего ума увидеть или постичь вечность мира, он бросился в море; так что было бы, если бы он захотел постичь бесконечность Бога?

 

29. (II) Бог бесконечен, потому что Он был прежде мира, и поэтому — прежде чем появились расстояния и времена.

В природном мире есть времена и расстояния, но в духовном мире они есть только по видимости, тогда как на самом деле их нет. Времена и расстояния привнесены были в миры для того, чтобы одно отличалось от другого, большое от малого, многое от немногого и, следовательно, одно количество от другого, и, таким образом, одно качество от другого; а также, чтобы телесные чувства через них могли различать свои предметы, а чувства умственные — свои, и чтобы так на них оказывалось воздействие, чтобы думать и выбирать. В природном мире времена введены посредством того, что Земля вращается вокруг своей оси, и это вращение продвигается относительно Зодиака из одного положения в другое. Чередования эти становятся видимыми по солнцу, от которого весь земной шар получает своё тепло и свой свет. Отсюда времена суток, то есть утро, день, вечер и ночь, и времена года, то есть весна, лето, осень и зима; времена суток — по свету и темноте, а времена года — по теплу и холоду. Расстояния же в природном мире введены посредством того, что Земля свёрнута в виде шара и наполнена материей, части которой между собой различны, и в том числе по протяжённости. В духовном же мире нет материальных расстояний и соответствующих им времён, но там есть их видимости, и видимости эти существуют в соответствии с различиями в состоянии ума духов и ангелов. Поэтому времена и расстояния там образуются вместе со склонностями их воли и, отсюда, с мыслями их разума; но эти видимости настоящие, поскольку неизменны относительно их состояния.

Общее мнение о состоянии души после смерти, и отсюда об ангелах и духах, состоит в том, что они не пребывают в каком-либо измерении и поэтому ни в пространстве, ни во времени. Следуя такому понятию, о душах после смерти говорят, что они в некоем Pu[11], или «где», и что духи и ангелы — нечто воздушное, о коем можно думать лишь как об эфире, воздухе, дыхании или ветре. Тогда как на самом деле они — осязаемые люди и между собой живут точно так же, как люди в природном мире, среди расстояний и во временах, которые, как было сказано, определяются в соответствии с состоянием их умов. Если бы было иначе, то есть при отсутствии расстояний и времён, та вселенная, куда прибывают души и где живут ангелы и духи, могла бы пройти сквозь игольное ушко или сосредоточиться на кончике одного волоса. Это было бы возможно, если бы там не было субстанциального пространства, а поскольку оно там есть, то ангелы живут там друг от друга отдель­но и на расстоянии, и даже на большем расстоянии, чем люди между собой, у которых пространство материально. Но времена там не делятся на дни, недели, месяцы и годы, потому что солнце там не представляется ни встающим, ни заходящим, ни движущимся по кругу, а остаётся неподвижным на востоке в среднем положении между зенитом и горизонтом. И расстояния у них есть, потому что всё, что в природном мире материально, в том мире — субстанциально. Но об этом многое будет сказано в разделе этой главы о создании.

Из вышесказанного можно понять, что расстояния и времена ограничивают всё вообще и в частностях, что есть в обоих мирах, и поэтому люди конечны не только относительно тела, но и относительно души; а равно ангелы и духи. Из всего этого можно заключить, что Бог бесконечен, то есть не конечен. Поэтому Он как Создатель, Устроитель и Творец вселенной ограничил всё, и ограничил при помощи своего солнца, в середине которого Он пребывает и которое состоит из Божественной сущности, исходящей от Него в виде сферы. В этом солнце и от него источник конечности; и в своём распространении оно доходит до последнего в природе мира. Что Он в Себе бесконечен, следует из того, что Он не сотворён. Бесконечное же кажется человеку словно бы ничем по той причине, что человек конечен и мыслит из конечного. Поэтому, если конечное, которое присуще мышлению его, было бы удалено, он постиг бы, что оставшееся как бы ничего собой не представляет. Истина же в том, что Бог есть всё в бесконечности, а человек, сравнительно, сам по себе ничем не является.

 

30. (III) Бог после создания мира пребывает в пространстве отдельно от пространства и во времени отдельно от времени.

Что Бог и Божественное, исходящее непосредственно от Него, не находится в пространстве, хотя Он вездесущ и рядом с каждым человеком в мире, каждым ангелом в небесах и каждым духом под небесами, этого не может охватить чисто природное понятие, но духовное понятие до некоторой степени может. Чисто природное понятие не может охватить этого потому, что в нём присутствует пространство, ведь это понятие составлено из того, что есть в мире, в чём все вообще и в частностях, наблюдаемое глазами, есть пространство. Всё большое и малое здесь — это расстояния, всё длинное, широкое и высокое — расстояния, словом, всякое измерение, очертание и форма здесь — это расстояния. Однако человек может это до некоторой степени воспринять природным мышлением, если только допустит в него нечто от духовного света. Но сначала скажем кое-что о понятии духовного мышления. Оно ничего не извлекает из пространства, а всё ему принадлежащее извлекает из состояния. О состоянии говорят относительно любви, жизни, мудрости, склонностей, радостей и вообще относительно добра и истины. Истинно духовное понятие обо всём этом не имеет ничего общего с пространством; оно выше, и смотрит на понятия пространства под собой, как небеса смотрят на землю.

Бог пребывает в пространстве отдельно от пространства и во времени отдельно от времени по той причине, что Бог всегда один и тот же, от вечности и в вечность, и потому как до создания мира, так и после него; и в Боге, и пред Богом до создания не было расстояний и времен, а только после того; потому Бог, раз Он один и тот же, пребывает в пространстве отдельно от пространства и во времени отдельно от времени, откуда следует, что природа отделена от Него, но Он тем не менее вездесущ в ней. Это почти так же, как и жизнь, присутствуя во всём субстанциальном и материальном в человеке, всё же не смешивается с ним; это ещё можно сравнить со светом в глазах, со звуком в ушах, вкусом на языке или с эфиром в землях и водах, в котором содержится и вращается земной шар, и так далее. Если эти действующие начала отнять, субстанциальное и материальное в тот же момент разрушится или рассыплется. Даже человеческий ум, если бы Бог не присутствовал в нём в любом месте и все время, лопнул бы, как пузырь в воздухе; и оба мозга, в которых ум действует из их начал, превратились бы в пену, и таким образом всё человеческое стало бы прахом земли и запахом, витающим в атмосфере.

Так как Бог во все времена — вне времени, то в Слове Своём Он говорит о прошедшем и о будущем в настоящем времени, как у Исаии:

Младенец рождён нам — Сын дан нам, имя которому Герой, Князь мира.

Исаия 9:6

 

И у Давида:

Возвещу определение: Иегова сказал Мне: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя.

Пс. 2:7

Это сказано о Господе, которому предстоит прийти; и поэтому сказано у него же:

 

Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний.

Пс. 89:5

 

Что Бог присутствует везде во всём мире, и тем не менее ничто в Нём не принадлежит миру, то есть ничто не связано с пространством и временем, внимательные и настойчивые могут ясно увидеть в Слове, например из этого места у Иеремии:

Разве Я — Бог только вблизи, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, чтобы Я не видел его? Не наполняю ли Я небо и землю?

Иерем. 23:23, 24

 

31. Бесконечность, рассмотренная относительно расстояний, называется безмерностью, а относительно времён — вечностью, но, вне зависимости от такого рассмотрения, в безмерности Бога нет ничего от пространства, а в Его вечности нет ничего от времени.

Бесконечность Бога, рассмотренная относительно расстояний, называется безмерностью потому, что безмерным характеризуется большое и обширное, а также протяжённое, и в этих смыслах пространное. Бесконечность же Бога, рассмотренная относительно времён, называется вечностью потому, что вечным характеризуется развитие, которое измеряется временами, без конца. Например: о земном шаре, рассмотренном в себе, можно сказать то, что, относится к пространству, а о его вращении и движении — то, что он относится ко времени, и даже последнее образует времена, а первое — расстояния. Таким образом, это из чувств переводится в постижение размышляющих умов. В Боге же нет ничего от времени и пространства, как было показано выше, и тем не менее начала их — от Бога. Отсюда следует, что Его бесконечность, рассмотренная относительно расстояний, понимается под безмерностью, а относительно времён понимается под вечностью.

Ангелы же в небесах под безмерностью Бога понимают Божественность относительно Бытия, а под вечностью — Божественность относительно Проявления; затем также под безмерностью — Божественность относительно любви, а под вечностью — Божественность относительно мудрости. Причина в том, что ангелы отделяют расстояния и времена от Божественности, и в результате получаются такие представления. Но поскольку человек не может мыслить иначе как из понятий, полученных из того, что связано с пространством и временем, то никак не может он постичь безмерность Бога до появления расстояний, и вечность Его до времён; и даже, когда он желает постичь это, ум его словно помрачается, почти как у попавшего в воду при кораблекрушении или как у того, кого поглощает земля при землетрясении. Более того, если он непрестанно пытается проникнуть в эти предметы, то может легко впасть в безумие и вследствие этого прийти к отрицанию Бога.

Однажды я и сам был в таком состоянии, когда думал о том, каков был Бог от вечности, что Он делал до основания мира: размышлял ли о творении и продумывал порядок, в котором оно будет происходить; возможно ли в полной пустоте рассудительное мышление; не говоря уже о других бесплодных вопросах. Но чтобы это всё не довело меня до помешательства, Господь вознёс меня в сферу и свет, в которых находятся внутренние ангелы, и затем понятия времени и пространства, в которых прежде было моё мышление, были там немного удалены, и мне было дано уразуметь, что вечность Бога не является вечностью времени и что, поскольку времени не было до создания мира, совершенно бесполезно размышлять о Боге подобным образом. Далее, поскольку Божественное от вечности, то есть вне всякого времени, не содержит в Себе дней, лет и веков, но всё это для Бога — настоящий момент, я заключил, что мир создан Богом не во времени, а что времена введены Богом вместе с созданием.

Здесь я добавлю следующее воспоминание.

На одной окраине духовного мира можно увидеть две статуи отвратительного человеческого вида с раскрытыми ртами и развёрстыми глотками. Те, кто бесполезно и бессмысленно размышляет о Боге от вечности, видят, будто их проглатывают эти статуи. Но это только иллюзии, в которые ввергают себя те, кто думает нелепости и несообразности о Боге до создания мира.

 

32. (V) Бесконечность Бога Создателя просвещённый рассудок может увидеть по очень многому в мире.

Перечислим нечто из того, по чему человеческий рассудок может увидеть бесконечность Бога:

(1) В сотворённом вообще нет двух одинаковых вещей. Человеческая наука своим разумением видит и подтверждает, что не бывает двух одинаковых вещей среди одновременно существующих, хотя бесконечно число субстанциальных и материальных предметов, рассмотренных отдельно. По вращению Земли можно заключить, что два одинаковых явления не могут следовать одно за другим в мире, поскольку из-за эксцентриситета её полюсов одно и то же никогда не повторяется. Что это так, очевидно по человеческим лицам; ведь в целом мире нет ни одного лица полностью подобного или одинакового с другим, и не может быть такого вовек. Такое бесконечное разнообразие не от чего иного не может происходить, кроме как от бесконечности Бога Создателя.

(2) Невозможно, чтобы мнение одного совершенно совпадало с мнением другого, почему и говорится: «Сколько людей, столько и мнений». Точно так же не бывает духа одного человека, то есть воли и разума, совершенно одинакового или совпадающего с другим. Следовательно, ни речь кого-либо по звучанию и по мыслям, коими она рождена, ни его действия по движениям и по стремлениям не могут точно совпадать с тем же самым у другого. Это бесконечное разнообразие также служит как бы зеркалом, в котором можно видеть бесконечность Бога Создателя.

(3) Всякому семени, как животному, так и растительному, присущи в некотором роде безмерность и вечность. Безмерность в том, что оно может до бесконечности размножаться, а вечность в том, что это размножение от сотворения мира непрерывно продолжается до сих пор и будет продолжаться постоянно. Из животного царства взять хотя бы морских рыб, которые, если бы размножались во всём изобилии своего семени, то в двадцать или тридцать лет заполнили бы собой океан, так что он состоял бы из одних рыб и его воды затопили бы и погубили всю землю. Но чтобы этого не произошло, Богом предусмотрено, чтобы одни рыбы были пищей для других. То же самое было бы с семенами растений. Если бы проросли все, сколько их вызревает из одного, то в двадцать или тридцать лет они заполнили бы поверхность не одной земли, но многих. Ибо бывают кустарники, каждое семя которых производит сотни и тысячи других семян. Попробуйте подсчитать их число, полученное размножением одного семени в течение двадцати или тридцати лет, и увидите сами. По всему этому можно усмотреть Божественную безмерность и вечность в некоем общем внешнем виде, из которого нельзя не составить себе представление о них.

(4) Бесконечность Бога может также явиться перед взглядом просвещённого рассудка из неограниченности роста всякого знания, и отсюда — разумения и мудрости любого; и то и другое может расти, словно дерево из семени, а леса и сады — из деревьев, ибо этому не бывает конца. Память человека — это их почва, разум — среда, в которой они прорастают, а плодоносят они в воле. Эти две способности — воля и разум — таковы, что их можно выращивать и совершенствовать в мире до конца жизни и затем в вечности.

(5) Бесконечность Бога Создателя можно видеть также по бесконечному числу звёзд, каждая из которых представляет собой солнце, а значит, и отдельный мир. Что в звёздном небе есть другие земли, на которых есть люди, звери, птицы и растения, показано в небольшом сочинении, где описано виденное мною[12].

(6) Ещё более явное свидетельство бесконечности Бога для меня состояло в наличии ангельских небес, а также ада. И то, и другое существует в виде бесчисленных обществ или общин, устроенных и расположенных соответственно всем разновидностям любви к добру и злу. Каждому предназначается место по его любви; ибо там с сотворения мира собраны все из человеческого рода, и собираться будут во веки вечные. И хотя у каждого есть своё место, или жильё, все там так связаны, что ангельские небеса в целом представляют собой одного Божественного человека, а ад в целом — одного ужасного дьявола. По этим двум, а также по бесконечным чудесам, содержащимся в них, становятся явно видными безмерность и всемогущество Бога.

(7) Кто же не может понять, если немного возвысит рассудительность своего ума, что жизнь в вечности, которая есть у всякого человека после смерти, не может быть иначе как от вечного Бога?

(8) Помимо всего этого есть своего рода бесконечность во многом, что доступно человеку в природном свете, а также в свете духовном. В природном свете — что есть разнообразные геометрические последовательности, которые продолжаются до бесконечности; что бесконечное продвижение возможно в трёх степенях высоты, а именно: первая степень, которая называется природной, не может быть усовершенствована настолько, чтобы подняться до совершенства второй степени, которая называется духовной, а та — до совершенства третьей, которая называется небесной. То же соотношение существует между целью, причиной и действием. Действие не может усовершенствоваться так, чтобы быть своей причиной, и так же причина не может стать своей целью. Это можно пояснить на примере атмосфер, которые бывают трёх степеней. Ибо есть высшая аура, под ней эфир и воздух внизу; никакое из качеств воздуха не может быть возвышено до какого-либо из качеств эфира, а оно, в свою очередь, до какого-либо из качеств ауры; и тем не менее в каждом из них возможно возрастание совершенства до бесконечности. В духовном свете — что природная любовь, как у животных, не может быть возвышена до любви духовной, которая от сотворения заложена в людях. То же самое с природным разумом животных, рассмотренным относительно духовного разума людей. Однако, поскольку об этом до сих пор ничего не было известно, разъясним это в другом месте.

Из этого можно установить, что всё самое общее в мире — это постоянные образы бесконечности Бога Создателя. Это та бездна, или океан, по которому человеческий ум может как бы плавать; но пусть бережётся шторма, происходящего от природного человека, который может потопить корабль вместе с мачтами и парусами с кормы, где стоит этот природный человек, уверенный в себе.

 

33. (VI) Всё сотворённое конечно, а бесконечное присутствует в конечных как во вместилищах, и в людях, как в своих образах.

Всё сотворённое конечно, потому что всё существует от Бога Иеговы через солнце духовного мира, которое ближе всего к Нему; и солнце это состоит из субстанции, исходящей от Него Самого, сущность которой — любовь. Из этого солнца, посредством его тепла и света, была создана вселенная, от первого до последнего в ней. Однако здесь не место излагать по порядку процесс творения; впоследствии будет дано его описание в общих чертах. Сейчас важно знать, что одно образовано от другого и что таким образом введены были степени: три в духовном мире и три, соответствующие им, в природном мире, да ещё столько же в том бездействующем, из чего состоит земной шар. Откуда эти степени происходят и каковы они, подробно изложено в книге «Ангельская мудрость о Божественной любви и Божественной мудрости» (Амстердам, 1763) и в брошюре «О взаимоотношении души и тела» (Лондон, 1769). Именно благодаря этим степеням всё последующее является вместилищем предыдущего, а оно — своего предыдущего, и таким образом, по порядку вместилищем самого первого, из которого состоит солнце ангельских небес, и так конечное служит вместилищем бесконечного. Это согласуется также и с мудростью древних, по которой всё вообще и в частностях делимо до бесконечности. Общепринято понятие о том, что поскольку конечное не может охватить бесконечное, то конечное не может быть вместилищем бесконечного. Но из того, что в моих трудах изложено о творении, ясно, что Бог изначально ограничил Свою бесконечность субстанциями, которые от Него исходят и из которых состоят самые близкие к Нему сферы, образующие солнце духовного мира. Посредством этого солнца Он образует остальные сферы до самой последней, которая состоит из бездействующей материи. Так Он постепенно всё больше и больше ограничивает мир. Всё это приведено здесь с той целью, чтобы удовлетворить человеческий рассудок, который не успокоится, пока не увидит причины.

 

34. Что бесконечное Божественное присутствует в людях, как в своих образах, ясно из Слова, где мы читаем:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Бога сотворил его.

Бытие 1:26, 27

 

Из чего следует, что человек есть орган, принимающий Бога, и является таким органом соответственно качеству принятия. Человеческий ум, по которому и в соответствии с которым человек является человеком, устроен в виде трёх областей, соответствующих трём степеням. В первой степени содержится его небесное, в котором также пребывают ангелы высших небес, во второй степени — его духовное, в котором ангелы средних небес, а в третьей степени — его природное, в котором ангелы последних небес.

Человеческий ум, построенный в соответствие с этими тремя степенями, является вместилищем Божественного влияния, тем не менее Божественное вливается не дальше, чем человек уровняет путь или откроет двери. Если человек сделает это до высшей, или небесной, степени, тогда он становится истинно образом Бога и после смерти — ангелом высших небес. Если же он уровняет путь или откроет двери только до средней, или духовной, степени, то такой человек, хотя и становится образом Бога, но не столь совершенным, и после смерти станет ангелом средних небес. А если он уровняет путь или откроет двери только до последней, или природной, степени, тогда такой человек, если признаёт Бога и поклоняется Ему с действительным почтением, становится образом Бога в последней степени, а после смерти — ангелом последних небес.

Но если человек не признаёт Бога и не поклоняется Ему с действительным почтением, то он сбрасывает с себя образ Бога и становится подобным какому-либо животному, несмотря на то, что наслаждается способностью понимать и потому говорить. Если при этом он закрывает высшую природную степень, которая соответствует высшей, небесной, то становится в отношении любви подобным зверям земным. Если же он закрывает среднюю природную степень, которая соответствует средней, духовной, то становится в отношении любви, словно лиса, а в отношении зоркости разума — словно вечерняя птица. А если также и последнюю природную степень он закрывает от её духовного, то становится в отношении любви как дикий зверь, а в отношении понимания истины — как рыба.

Божественную жизнь, которая, втекая от солнца ангельских небес, даёт возможность действовать людям, можно сравнить со светом от солнца мира и его проникновением в прозрачные предметы. Принятие жизни в высшей степени подобно проникновению света в бриллиант; принятие жизни во второй степени подобно проникновению света в хрусталь; а принятие жизни в последней степени подобно проникновению света в стекло или в прозрачную плёнку. Если же эта степень относительно своего духовного совсем закрыта, что бывает, когда отрицают Бога и поклоняются сатане, принятие жизни от Бога можно сравнить с истечением света на тёмные вещества земли, такие, как гнилое дерево, болотный дёрн или навоз и тому подобные; ибо тогда человек становится духовным трупом.

 

 

* * *

35. Здесь я приведу такое воспоминание.

Как-то раз я был крайне удивлён, что есть столько людей, которые приписывают творение природе и поэтому считают, что от неё существует всё, что под солнцем, и всё, что над ним, говоря с сердечным признанием при виде чего бы то ни было: «Разве это не от природы?» А когда их спрашивают, почему они говорят, что это от природы, и почему не от Бога, то они, хотя и повторяют вместе с другими, что Бог создал природу и поэтому они могут равно утверждать, что видимое ими от Бога и что это от природы, тем не менее отвечают голосом изнутри, почти неслышно: «Что такое Бог, если не природа?» Все они убеждены, что вселенная создана природой, и от этого безумства, как от мудрости, кажутся себе столь достойными славы, что смотрят на всех, признающих создание вселенной Богом, как на муравьёв, ползающих по земле и топчущих проторенную дорожку, а на некоторых как на бабочек, летающих в воздухе. Они называют их учения снами, потому что те видят, что другим не видно, и говорят: «Кто видел Бога и кто не видит природы?»

В тот момент, когда я находился в крайнем удивлении по поводу множества таких людей, рядом со мной встал ангел и сказал мне: «О чём ты думаешь?»

Я ответил: «О множестве тех, кто верит, что природа происходит от себя и является, таким образом, создательницей вселенной».

«Весь ад состоит из таких, — сказал мне ангел, — и называются они там сатанами и дьяволами. Сатаны — те, которые убедили себя в пользу природы и поэтому отреклись от Бога, а дьяволы — те, которые жили порочно и из-за этого выбросили из сердца всякое признание Бога. Но я отведу тебя в школы, что есть на юго-западе, в которых находятся те, кто ещё не в аду».

Он взял меня за руку и отвёл. Я увидел домики, в которых располагалась школа, а посреди них один, в котором, по всей видимости, размещалось управление. Он был построен из чёрного как смола камня, отделанного небольшими пластинками наподобие стекла, сверкающими так, словно они были из золота и серебра; это те камни, что называются селенитом, или слюдой; в них здесь и там были вкраплены блестящие ракушки.

Мы подошли к дому и постучали, кто-то сразу же открыл дверь и сказал: «Добро пожаловать». Он подбежал к столу и принёс четыре книги, говоря: «Эти книги — мудрость, которой сегодня рукоплещут множество царств. Этой книге, или мудрости, рукоплещут многие во Франции, этой — многие в Германии, этой — некоторые в Голландии, а этой — некоторые в Британии». Далее он сказал: «Если хотите посмотреть, я сделаю так, чтобы эти четыре книги светились перед вашими глазами», — и затем излил славу своей известности, окружив ею книги так, что они тут же засияли будто бы светом. Но свет этот перед нашим взором немедленно исчез.

Затем мы спросили, что он сейчас пишет; он ответил, что сейчас извлекает из своих сокровищниц и излагает то, что является глубочайшей мудростью, вкратце следующее: (1) Природа от жизни, или жизнь от природы. (2) Центр от окружающего, или окружающее от центра. (3) О центре и окружающем природы и жизни.

Сказав это, он снова сел за стол, мы же обходили его обширную школу. У него на столе была свеча, поскольку там не было солнечного света, а только ночной свет луны, и что меня удивило, казалось, что свечу как бы носили вокруг, и она давала свет, но из-за того, что с неё не был снят нагар, она светила слабо. Когда он писал, мы видели разного рода изображения, которые перелетали со стола на стены. В ночном свете они выглядели, как прекрасные индийские птицы. Но, когда мы открыли дверь, в дневном свете они стали выглядеть, как вечерние птицы с перепончатыми крыльями, ибо они кажутся подобиями истины, в которые он подтверждениями превратил ложь, изобретательно связав её в цепь.

После того как увидели это, мы подошли к столу и спросили у сидевшего за ним, о чём он сейчас пишет.

Он сказал, во-первых: природа ли от жизни, или жизнь от природы, и при этом добавил, что может подтвердить и то, и другое и сделать так, чтобы это казалось истиной. Но из-за чего-то необъяснимого, пугающего, скрытого внутри него он осмеливался подтвердить только, что природа от жизни, то есть происходит из жизни, а не наоборот, что жизнь от природы, то есть происходит из природы.

Мы вежливо спросили, что такое необъяснимое, пугающее скрыто внутри него.

Он ответил, что духовенство может его назвать натуралистом, и поэтому атеистом, а миряне — человеком без здравого смысла, поскольку они либо верующие по слепой вере, либо видящие по взглядам подтверждающих её.

Но тогда мы, по своего рода негодованию из ревности за истину, сказали ему: «Друг, ты крайне заблуждаешься. Тебя сбила с толку твоя мудрость, которая представляет собой умение изыскано писать, а жажда известности побудила тебя подтверждать то, во что ты не веришь. Разве ты не знаешь, что человеческий ум может возвышаться над чувственным, которое в мыслях порождается телесными чувствами, и что, когда возвышен, он видит то, что от жизни — сверху, а то, что от природы — снизу? Что такое жизнь, если не любовь и мудрость? И что такое природа, если не их вместилище, при помощи которого они осуществляют свои действия, или служения? Могут ли жизнь и природа составлять одно, если не так же, как управляющее и служащее орудием? Разве может свет составлять одно с глазом, звук — с ухом? Откуда происходят эти чувства, если не от жизни, и откуда их формы, если не от природы? Что такое тело человека, если не инструмент жизни? Разве не устроено органично всё в нём в общем и в частностях для того, чтобы производить то, что желает воля и мыслит разум? Не от природы ли органы тела, и не от жизни ли любовь и мышление? И разве не различны они между собой совершенно? Теперь немного возвысь взор своего ума и увидишь, что возможность чувствовать и мыслить даёт жизнь и что чувствуют по любви, а мыслят по мудрости, они же обе принадлежат жизни, Ибо как было сказано, любовь и мудрость есть жизнь. Если ты теперь ещё немного возвысишь свою способность к разумению, то увидишь, что не может быть любви и мудрости, если у них нет где-либо источника, и что этот источник — сама любовь и сама мудрость, и потому сама жизнь; и всё это есть Бог, от которого происходит природа».

Затем мы говорили с ним на вторую тему: «Центр от окружающего, или окружающее от центра» — и спросили, почему он стал об этом размышлять. Он ответил, что думал об этом с целью составить представление о центре и окружающем природы и жизни, и отсюда об источнике того и другого. Когда мы спросили, каково его мнение, он ответил, как и прежде, что он может доказать оба утверждения, но из опасения за свою репутацию он доказывает, что окружающее принадлежит центру, то есть происходит от центра. «Хотя я знаю, — сказал он, — что прежде солнца должно было быть что-то, что распределено было в окружающем, и оно само собой слилось в порядок, составив центр».

Тогда мы, возбуждённые ревностью, снова обратились к нему со словами: «Друг, ты безрассуден!» Услышав это, он отодвинулся от стола, посмотрел на нас с опаской, но затем с усмешкой продолжал слушать нас. «Что может быть безумнее, — продолжали мы, — чем утверждать, что центр происходит от окружающего? Мы понимаем, что для тебя центр — это солнце, а окружающее — вселенная. Значит, ты утверждаешь, что вселенная возникла без солнца?

Разве не солнце создаёт природу и всё ей присущее, и разве не зависит природа целиком от света и тепла, поступающих от солнца через атмосферу? Так откуда теплу и свету взяться прежде солнца? Но вопрос их происхождения мы обсудим позже. Разве атмосферы и вообще всё, что есть на земле, не являются её внешними частями, центром которых служит солнце? Что они без солнца? Могли бы они хоть миг существовать без него? Поэтому что они представляли бы собой до возникновения солнца? Могли бы они появиться? Разве существование не есть постоянное появление? Таким образом, если существование всего в природе — от солнца, то и появление всего — тоже. Это все видят и признают по собственному свидетельству.

Разве последующее не появляется и не существует от предыдущего? Если пространства были бы предыдущими, а центр — последующим, то не существовало бы предыдущее от последующего и не было бы это против законов порядка? Как может последующее образовать предшествующее, или внешнее — внутреннее, или более грубое — более чистое? Отсюда, как могут пространства, которые составляют окружающее, образовать центр? Каждому видно, что это против законов природы. Эти доводы мы привели по аналитическому рассуждению, чтобы показать, что окружающее появляется от центра, и не иначе, хотя всякий здравомыслящий видит это и без наших доказательств.

Ты сказал, что окружающее само собой слилось в центр. Разве случайно всё выстроилось в таком чудесном и удивительном порядке, что одно существует как следствие другого и всё вообще и в частности — ради человека и его вечной жизни? Разве природа по какой-либо любви и посредством какой-либо мудрости способна стремиться к целям, предусматривать причины и предвидеть следствия, чтобы всё это могло существовать в своём порядке? И разве природа способна обращать людей в ангелов, составлять из них небеса и делать так, чтобы они жили там вечно? Сложи всё сказанное воедино и подумай, тогда твоё понятие о происхождении природы от природы рухнет».

Затем мы спросили его, что он думал раньше и что думает теперь о третьем: о центре и окружающем природы и жизни; верит ли он, что центр и окружающее жизни — то же самое, что центр и окружающее природы?

Он сказал, что сомневается. Раньше он верил, что жизнь — это внутренняя деятельность природы, от которой происходят любовь и мудрость, в сущности составляющие жизнь человека, и что эту деятельность порождает своим теплом и светом солнечный огонь посредством атмосфер. Но теперь, после того что он слышал о жизни человека после смерти, он запутался, и его ум из-за этого уносится то вверх, то вниз. Когда вверх, он признаёт тот центр, о котором он раньше ничего не знал. Когда вниз, он видит тот центр, который прежде считал единственно возможным. И он верит, что жизнь происходит от центра, о котором он раньше не знал, а природа — от центра, который он считал единственно возможным, и у обоих центров есть своё окружающее.

«Хорошо, — сказали мы, — только если ты будешь смотреть из центра и окружающего жизни на центр и окружающее природы, а не наоборот». Мы научили его, что над ангельским небом есть солнце, которое есть чистая любовь; по виду оно огненное, как солнце мира, и от тепла, исходящего от этого солнца, ангелы и люди получают свою волю и любовь, а от его света — разум и мудрость. Всё, что исходит от этого солнца, называется духовным, а то, что исходит от солнца мира служит ёмкостью, или вместилищем, жизни и называется природным. Поэтому окружающее центра жизни называется духовным миром и существует от своего солнца, а окружающее центра природы называется природным миром и существует от своего солнца. Таким образом, поскольку о любви и мудрости нельзя говорить в терминах пространства и времени, а вместо них говорят о состояниях, следовательно, окружающее солнца ангельских небес не является протяжённым в пространстве, но присутствует в окружающем природного солнца, в частности, в живых существах, по способности принимать, которая определяется формами и состояниями.

Тогда он спросил: «Откуда происходит огонь солнца мира, природного солнца?»

Мы ответили, что он происходит от солнца ангельских небес, которое состоит не из огня, а из Божественной любви, исходящей от ближайшего окружения Бога, который находится в середине этого солнца. Поскольку он удивился этому, мы пояснили: «Любовь в своей сущности есть духовный огонь, и потому в духовном смысле Слова огонь означает любовь. По той же причине священники в церкви молятся, чтобы сердца людские наполнились небесным огнём, под которым подразумевается любовь. Огонь алтаря и подсвечников в скинии изображал не что иное как Божественную любовь. Тепло крови или жизненное тепло людей и вообще живых существ происходит не от чего иного, как от любви, которая составляет их жизнь. Потому-то человек горячится, пылает, воспламеняется, когда его любовь возрастает до ревности или переходит в гнев и страсть. Из того, что духовное тепло, то есть любовь, вызывает в человеке тепло природное до той степени, что разогреваются и загораются его лицо и члены, можно заключить, что огонь природного солнца происходит именно от огня духовного солнца, то есть от Божественной любви. И далее, поскольку окружающее, как мы сказали, происходит от центра, а не наоборот и центр жизни, то есть солнце ангельского неба, — это Божественная любовь, непосредственно исходящая от Бога, который находится в середине этого солнца, и окружающее этого центра, называемое духовным миром, происходит от того же источника; поскольку это солнце порождает солнце мира, а с ним и его окружающее, называемое природным миром, ясно, что вселенная создана Богом». После чего мы направились к выходу, и он проводил нас за пределы своей школы, говоря с нами о небесах и аде и о Божественных предначертаниях, проявляя свои новые способности к постижению.

 

IV






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных