Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Всемогущество, всезнание и вездесущесть Бога 2 страница




Есть упорядоченная последовательность: цель, причина и осуществление. В учёном мире известно, что цель — ничто, если не предусматривает причину осуществления, а цель с такой причиной — ничто, если нет осуществления. Можно отвлечённо размышлять о целях и причинах, но всё равно они предназначаются для какого-то осуществления, на которое направлена цель и которое ведёт причина. То же самое с любовью, мудростью и служением: служение есть то, на что любовь направлена и что через причину выполняет. Любовь и мудрость действительно проявляются только при выполнении служения, в котором они делают себе жилище и место, где можно присесть и отдохнуть, как дома. То же самое и с человеком, в котором пребывает любовь и мудрость Бога, когда он занимается служением. Он создан как образ и подобие Бога, то есть как форма Божественного порядка, чтобы выполнять служения Бога.

 

68. (VII) Человек от Божественного всемогущества имеет власть над злом и ложью, а от Божественного всезнания — мудрость о добре и вере и пребывает в Боге от Божественной вездесущести настолько, насколько живёт в соответствии с Божественным порядком.

Человек от Божественного всемогущества имеет власть над злом и ложью настолько, насколько он живёт в соответствии с Божественным порядком, по той причине, что никто, кроме Бога, не может противостоять злу и происходящей от него лжи. Ибо все виды зла и происходящие от них виды лжи — от ада, и в аду они связаны как единое целое, точно так же, как в небесах — все виды добра и все происходящие от них виды истины. Как сказано выше, все небеса перед Богом — как один человек, и наоборот, ад — как один уродливый гигант. Поэтому сопротивляться какому-то одному злу и его лжи — значит бороться с этим уродливым гигантом, то есть с адом. Никто не способен на это, кроме Бога, так как Он всемогущ.

Из этого ясно, что человек, если не обращается к всемогущему Богу, своей силы против зла и лжи имеет не больше, чем рыба против океана, блоха против кита или пылинка против падающей горы, и много меньше, чем саранча против слона или муха против верблюда. Кроме того, у человека ещё меньше сил против зла и лжи, поскольку он рождается во зле, а зло не может действовать само против себя. Следовательно, если человек не живёт согласно порядку, то есть если он не признаёт Бога, Его всемогущество, и поэтому защиту от ада, которую Он даёт, и если он со своей стороны не борется со злом в себе (ибо и то, и другое относится к порядку), то неизбежно погрузится в ад и утонет в нём, и там его будет носить то одно зло, то другое, как шлюпку — морские бури.

 

69. Человек настолько в мудрости о добре и истине от Божественного всемогущества, насколько он живёт в соответствии с Божественным порядком, по той причине, что всякая любовь добра и мудрость истины, или всякое добро любви и истина мудрости, — от Бога. В этом согласны вероисповедания всех церквей в христианском мире. Отсюда следует, что человек не может быть внутренне ни в какой истине мудрости, иначе как от Бога, ибо Богу принадлежит всезнание, то есть бесконечная мудрость. Человеческий ум, как и небеса ангелов, состоит из трёх степеней, благодаря чему может подниматься и спускаться по этим степеням. Насколько он поднимается в более высокие степени, настолько он в мудрости, потому что настолько он в свете небес; и это возможно не иначе как от Бога. Насколько ум человека поднимается в этот свет, настолько он становится человеком, и насколько ум спускается в более низкие степени, настолько он в обманчивом свете ада и настолько человек уже не человек, а животное. Вот почему человек прямо стоит на ногах и лицо его обращено к небу и даже может подняться к зениту, а животное стоит на ногах в положении, параллельном земле, всегда обратившись к ней взглядом, и разве что с усилием поднимает его к небу.

Человек, который возносит свой ум к Богу и признаёт, что всякая истина мудрости — от Него, живя в то же время в соответствии с порядком, подобен тому, кто стоит на высокой башне и видит под собой многолюдный город и всё происходящее на его улицах. А человек, который убедил себя в том, что всякая истина мудрости — от его собственного природного света, то есть от него самого, подобен тому, кто проводит время в подземелье этой башни и смотрит на тот же город через отверстия; он не видит ничего, кроме стены одного дома в этом городе, и как уложены в ней кирпичи. Далее, человек, который черпает мудрость от Бога, подобен высоко летающей птице, которая озирает всё, что есть в садах, рощах и деревнях, и летит за тем, что ей полезно. А человек, который всё, что в нём есть мудрого, черпает из себя самого, без веры, что это всё равно от Бога, подобен шершню, летающему у самой земли, который, когда заметит навоз, летит к нему, чтобы насладиться запахом.

Всякий человек, пока живёт в мире, ходит между небесами и адом и поэтому находится в равновесии, то есть обладает свободой выбора смотреть вверх к Богу или вниз в ад. Если он смотрит вверх к Богу, он признаёт, что вся мудрость — от Бога, и относительно своего духа на самом деле пребывает среди ангелов в небесах. Если он смотрит вниз, как всякий, кто во лжи по злу, то относительно своего духа на самом деле пребывает среди дьяволов в аду.

 

70. Человек от Божественной вездесущести пребывает в Боге настолько, насколько живёт в соответствии с порядком, потому что Бог вездесущ, и там, где Он присутствует в Своём Божественном порядке, Он как бы в Себе Самом, ибо Он есть порядок, как было сказано выше. Итак, поскольку человек создан как форма Божественного порядка, Бог присутствует в нём, но настолько полно, насколько человек живёт в соответствии с Божественным порядком. Если он живёт не в соответствии с Божественным порядком, Бог всё равно присутствует в нём, но в высших областях, и даёт ему возможность понимать истину и желать добра, то есть способность разумения и предрасположенность к любви. Но насколько человек живёт против порядка, настолько он закрывает нижние области своего ума, или духа, и не позволяет Богу спуститься и наполнить эти нижние области Своим присутствием. Таким образом, Бог в нём, но он не в Боге. В небесах общеизвестно правило, что Бог — в любом человеке, как в добром, так и в злом, но человек — не в Боге, если не живёт в соответствии с порядком. Ибо Господь говорит, что Он желает, чтобы человек был в Нём и Он — в человеке (Иоанн 15:4).

Человек потому в Боге через жизнь в согласии с порядком, что Бог вездесущ в мироздании и во всех частях его, в самом внутреннем их, поскольку они в порядке. Но в тех частях, которые против порядка (а это только те, которые вне самого внутреннего), Бог вездесущ постоянной борьбой с ними и постоянным стремлением привести их в порядок. По этой причине насколько человек даёт привести себя в порядок, настолько Бог вездесущ в нём во всём, а следовательно, Бог в нём, и он в Боге. Отсутствие Бога у человека так же невозможно, как отсутствие солнца в виде его тепла и света, у земли. Но всё, что есть на земле, лишено своей силы, если не принимает в полной мере исходящее от солнца, как весной и летом.

Это можно применить и к вездесущести Бога. Человек настолько в духовном тепле и вместе с тем в духовном свете, то есть в добре любви и истине мудрости, насколько он в порядке. Однако духовное тепло и свет отличаются от природных тепла и света. Зимой природное тепло уходит от земли и её предметов, а природный свет уходит по ночам, и происходит это потому, что земля вращением и обращением своим образует времена суток и года. С теплом и светом духовного мира этого не происходит, ибо Бог посредством Своего солнца присутствует в том и другом, а солнце это не изменяется, как по видимости изменяется солнце природного мира. Человек сам отворачивается от своего солнца, как земля — от своего; когда он отворачивается от истин мудрости, его можно сравнить с землёй ночью, а когда он отворачивается от различного добра любви, его можно сравнить с землёй в зимнее время. Таково соответствие между осуществлениями и служениями солнца духовного мира и осуществлениями и служениями солнца природного мира.

 

 

* * *

71. Здесь я добавлю три воспоминания. Вот первое.

Однажды я услышал под собой словно шум моря и спросил: «Что это?» Кто-то сказал мне, что это возмущение собравшихся на нижней земле, которая расположена сразу над адом. Вскоре земля, образующая крышу над ними, разверзлась, и через брешь вылетели стаями ночные птицы, рассеявшись налево. Тут же за ними поднялась саранча, которая набросилась на траву, покрывающую землю, и всё вокруг превратила в пустыню. Немного позже я услышал перекликающиеся, как бы плачущие голоса тех ночных птиц, а сбоку — неразборчивый крик, словно призраков в лесу. Затем я увидел прекрасных птиц с небес, разлетевшихся направо. Этих птиц украшали крылья как будто золотые с серебряными полосками и крапинками, а у некоторых на головах были хохолки в форме корон.

Когда я с удивлением наблюдал всё это, с нижней земли, где было возмущение, вдруг появился дух, который мог принимать обличье ангела света. «Где этот человек, — закричал он, — который говорит и пишет о порядке, которым ограничил Себя Всемогущий Бог в делах людских? Мы слышали это внизу, через крышу!»

Оказавшись на земле, он побежал по мощёной дорожке, приблизился ко мне и в тот же момент изобразил собой ангела небес. Он заговорил притворным голосом: «Ты ли тот, кто думает и говорит о порядке? Расскажи мне вкратце о порядке и о каких-нибудь примерах его».

«Я расскажу тебе в общем, но не в частностях, — ответил я, — потому что их ты не поймёшь». Я сказал: (I) Бог есть сам порядок. (II) Он создал человека из порядка, в порядке и для порядка. (III) Он создал рассудочный ум человека в соответствии с порядком всего духовного мира, а тело его — в соответствии с порядком всего природного мира; потому-то древние и называли человека маленькими небесами (микроураном), или маленьким миром (микрокосмом). (IV) Поэтому закон порядка состоит в том, чтобы человек из своих микронебес, или маленького духовного мира, управлял своим микромиром, или маленьким природным миром, как Бог из своих макронебес, или духовного мира, царствует в макромире, или в природном мире, в общем и во всех частностях. (V) Отсюда следует другой закон порядка, что человек должен вводить себя в веру через истины из Слова, и в милосердие — через добрые дела, таким образом преобразуясь и возрождаясь. (VI) Закон порядка также в том, что человек должен собственными делами и возможностями очищать себя от грехов, а не пребывать в беспомощной вере, ожидая, что Бог в один миг сотрёт его грехи. (VII) Закон порядка также в том, что человек должен любить Бога от всей своей души и от всего своего сердца и ближнего — как себя самого, а не медлить в ожидании, что Бог в один миг вложит обе эти любви в его ум и сердце, как пекарь — хлеб в рот. Я сказал ещё многое другое.

Выслушав это, сатана ответил дружелюбно, скрывая хитрость: «Что ты такое говоришь? Что человек своими силами вводит себя в порядок, выполняя его законы? Разве ты не знаешь, что человек подвластен не закону, а благодати, и что всё даётся даром, и нельзя ничего взять, если это не дано с небес? И что в духовном человек от себя может делать не больше, чем столп, в который превратилась жена Лота, или Дагон — идол, которому поклонялись филистимляне в Аккароне? Так что человеку невозможно себя оправдать, потому что это делается через веру и милосердие».

На это я ответил только: «Закон порядка состоит и в том, чтобы человек своими делами и силами приобретал себе веру через истины из Слова, веря при этом, что ни крупинки в этой вере нет от него самого, но всё от Бога; и чтобы человек своими делами и силами оправдывал себя, веря при этом, что ни одной точки нет в оправдании от него самого, но всё от Бога. Разве не заповедано было человеку верить в Бога и любить Бога всей силой своей и ближнего своего, как себя? Подумай и скажи, как мог Бог такое повелеть, если бы у человека не было возможности слушаться и выполнять».

Услышав это, сатана изменился в лице; сначала оно стало из белого мертвенно-жёлтым, а затем — чёрным. Своими почерневшими устами он заговорил так: «Твоя речь — парадоксы на парадоксах», — и вдруг провалился к таким же, как он, и пропал из виду. Птицы слева вместе с призраками издали какой-то необычный звук и бросились в море, которое там называется Суф[20], а за ними вслед упрыгала саранча. И воздух и земля отчистились от этих существ, возмущение на нижней земле стихло, и стало спокойно и безмятежно.

 

72. Второе воспоминание.

Однажды я услышал вдали странное бормотание и, будучи в духе, направился на этот звук, чтобы быть ближе. Когда я пришёл к его источнику, я обнаружил там толпу духов, которые рассуждали о вменении и предопределении. Это были голландцы и британцы и ещё несколько жителей других стран; в конце каждого рассуждения они кричали: «Замечательно, замечательно!»

Рассуждали о следующем: «Почему Бог не вменяет заслугу и праведность Своего Сына всем и каждому, кого он создал и впоследствии искупил? Разве Он не всемогущ? Разве Он не может, если хочет, сделать ангелами Люцифера, Дракона и всех козлов? Разве Он не всемогущ? Почему Он позволяет неправедным и вероломным дьявола торжествовать над праведностью Сына Своего и над преданностью поклоняющихся Ему? Что легче Богу, чем счесть всех достойными веры и так спасти их? Что нужно для этого, кроме одного словечка? Если же нет, разве не поступает Он против Своих же слов, что Он желает спасения всех и никому — смерти? Скажите же, откуда и ради чего проклятие погибших?»

В этот момент один супралапсарианин, сторонник предопределения из голландцев, говорил: «Что же это, как не благоусмотрение Всемогущего? Может ли глина порицать гончара за то, что он сделал из неё ночной горшок?» А другой сказал: «В Его руке спасение любого человека, как весы в руке взвешивающего».

По сторонам стояли несколько людей простых верой и прямых сердцем, некоторые с воспалёнными глазами, некоторые словно оглу­шён­ные, некоторые словно пьяные, а некоторые как будто задыхались, и говорили между собой: «Что нам в этом безумии? Их сбивает с толку их вера, что Бог Отец вменяет праведность Своего Сына кому захочет и когда захочет и посылает Святого Духа отдать им залог праведного суда; и чтобы человек не присвоил себе ни крупицы в служении своему спасению, он должен быть совершенно как камень в делах оправдания и как бревно — в духовных предметах».

Тут кто-то из них бросился в толпу и громко заговорил: «Безумцы! Вы рассуждаете о козлиной шерсти![21] Вы, верно, не знаете, что всемогущий Бог есть сам порядок, и что законов порядка — несметное число, столько на самом деле, сколько истин в Слове, и Бог против них действовать не может, потому что Он тогда действовал бы против Самого Себя, и поэтому не только против справедливости, но и против Своего всемогущества».

Тут он увидел справа на расстоянии словно бы овцу и ягнёнка и летящего голубя, а слева — словно бы козла, волка и коршуна. «Вы верите, — спросил он, — что Бог по своему всемогуществу может превратить этого козла в овцу, волка — в ягнёнка или коршуна — в голубя, или наоборот? Нисколько. Ибо это против законов Его порядка, из которых ни одна чёрточка не может упасть на землю, по Его же словам. Как же Он может наделить праведностью искупления Своего Сына того, кто противится законам Его праведности? Как может сама Справедливость творить несправедливость и предопределять кого-либо к аду, бросать его в огонь, который разжигает дьявол, стоящий рядом с факелом в руке. Безумцы, лишённые духа, ваша вера обманула вас! Не подобна ли она в ваших руках силку для ловли голубей?»

Услышав это, некий чародей сделал из их веры нечто вроде ловушки и повесил её на дерево, говоря: «Посмотрите, как я сейчас вашего голубя поймаю». И в скором времени прилетел коршун, запутался шеей в ловушке и повис, а голубь, увидев коршуна, пролетел мимо. Окружающие воскликнули в удивлении: «Вот это зрелище — точно залог праведного суда».

 

73. На следующий день ко мне подошёл один из той толпы, который верил в предопределение и вменение, и сказал: «Мы как будто пьяные, но не от вина, а от вчерашних речей того человека. Он говорил о всемогуществе и в то же время о порядке и сделал вывод, что как всемогущество Божественно, так и порядок Божественен, и даже что сам Бог есть порядок. Он сказал, что законов порядка столько же, сколько истин в Слове, которых не то что тысячи — миллионы миллионов, и что Бог подчинён Своим законам из Слова, а человек — своим. В чём же тогда всемогущество Бога, если оно связано законами? Так всемогущество теряет все абсолютные качества. Разве не выходит тогда, что Бог обладает меньшим могуществом, чем земной царь, который наделен абсолютной властью? Такой царь может вертеть законами правосудия, как своими ладонями; он может действовать неограниченно, как Октавиан Август или как Нерон. После размышлений о всемогуществе, ограниченном законами, мы стали словно пьяные и можем сойти с ума, если сейчас же не получим помощь. Ведь мы по нашей вере молимся, чтобы Бог Отец помиловал нас ради Сына Своего, и уверовали, что Он может помиловать кого угодно, отпустить грехи, кому пожелает, и кого хочет, спасти. Мы не смеем отнять и малейшей части от Его всемогущества. Поэтому мы считаем за святотатство связывать Бога узами каких-либо Его законов, поскольку это противоречит Его всемогуществу».

Сказав всё это, они посмотрели на меня, а я на них, и увидел, что они в растерянности. «Я помолюсь Господу, — сказал я, — и дам вам помощь от Него, осветив этот предмет, но пока только на примерах».

«Всемогущий Бог, — продолжил я, — создал мир по порядку, который в Нём Самом, то есть в соответствии с порядком, присущим Ему Самому, согласно которому Он правит, наделив всё мироздание и каждую его часть предназначенным для них порядком. У человека свой порядок, свой у животных, свой у птиц и у рыб, свой у насекомых, у всякого дерева и даже у всякой травы. Чтобы пояснить это, я приведу следующие краткие примеры. Законы порядка, наложенные на человека, состоят в том, что он должен приобретать себе истины из Слова и размышлять о них природно, а если способен, то и рассудочно, и так составлять себе природную веру. Законы порядка со стороны Бога состоят в том, что Он приближается к человеку, наполняет его истинами Своего Божественного света, то есть наполняет его природную веру, которая есть не более чем знание и убеждение, Божественной сущностью. Только так и не иначе вера становится спасительной.

То же относится и к милосердию; кратко перечислю главное. Бог по своим законам может простить чьи-либо грехи лишь настолько, насколько человек согласно со своими законами воздерживается от них. Бог может духовно возродить человека лишь настолько, насколько человек согласно со своими законами возрождает себя природно. Бог постоянно стремится возрождать и таким образом спасать людей, но не может достичь этой цели, если человек не готовит себя к принятию Его, не уравнивает путь и не открывает дверь для Него. Жених не может войти в брачный покой девушки, которая не обручена с ним; она запрёт дверь и будет хранить ключ у себя в комнате. Когда же она станет невестой, она даст ключ жениху.

Бог по Своему всемогуществу не мог искупить людей, не став человеком. Не мог Он и сделать Своё человеческое Божественным, если бы Его человеческое не было сначала как человеческое младенца, затем — как человеческое ребёнка и если бы затем не образовало собой вместилище и жилище, в которое мог войти Его Отец. Это произошло путём исполнения всего, что есть в Слове, то есть всех законов порядка в нём, и насколько Он исполнял их, настолько объединялся с Отцом, и Отец с Ним. Эти несколько поясняющих примеров приведены для того, чтобы вы видели, что Божественное всемогущество заключается в порядке, и правление Его, которое называется провидением, согласно с порядком. Оно продолжается непрерывно и вечно по законам Его порядка и не может быть против него, не может изменить ни одной чёрточки в нём, потому что Он Сам есть порядок со всеми его законами.

При этих словах сквозь крышу пролился сияющий золотой свет, из которого в воздухе возникли летающие херувимы. Красновато-золотистые отблески его осветили виски некоторых из присутствующих со стороны затылка, но ещё не со стороны лба, потому что они всё ещё бормотали: «Всё равно мы не знаем, что такое всемогущество». «Это будет вам открыто, — сказал я, — когда всё сказанное станет вам несколько яснее».

 

74. Третье воспоминание.

Я увидел в отдалении множество людей, собравшихся вместе, с шляпами на головах. У некоторых на шляпах были шёлковые ленточки, эти были из церковного сословия. У мирян поля шляп были украшены золотыми ободками. Все они были людьми образованными и учёными. Кроме них, я ещё видел некоторых людей в шапках[22] — это были люди необразованные.

Подойдя, я услышал, что они говорят между собой о неограниченном Божественном могуществе, и что, если бы оно осуществлялось по каким-либо установленным законам порядка, оно было бы просто могуществом, а не всемогуществом. «Но кому же не видно, — говорили они, — что никакое обязательство перед законами не может заставить всемогущество действовать так, а не иначе. Действительно, когда мы думаем о всемогуществе и одновременно о законах порядка, по которым оно должно осуществляться, всё, чему нас учили о всемогуществе, падает, как рука, опирающаяся на сломанный посох.

Увидев, что я стою неподалёку, некоторые из них подбежали и спросили довольно резко: «Это ты связывал Бога законами, словно путами? Что за дерзость! Этим ты рассеиваешь нашу веру, на которой основано наше спасение. В центре её мы ставим праведность Искупителя, над ней — всемогущество Отца и прилагаем действие Святого Духа, которое проявляется в человеке при том, что он совершенно беспомощен в духовном. Человеку достаточно говорить о полноте оправдания, которая по Божественному всемогуществу содержится в этой вере. Но я слышал, что ты ни во что не ставишь эту веру, поскольку в ней нет со стороны человека ничего относящегося к Божественному порядку».

Услышав это, я не стал молчать и сказал громко: «Научитесь законам Божественного порядка и откройте затем вашу веру: вы увидите безлюдную пустыню и в ней длинного извивающегося Левиафана, а вокруг него — сети, будто узел, который невозможно развязать. Сделайте же то, что сделал Александр, как пишут, когда он увидел гордиев узел: он вынул меч и рассёк узел надвое и так разрешил его премудрости, бросил его на землю и растоптал его верёвки сапогами».

При этих словах они прикусили языки, чтобы заточить их для язвительности, но ответить не решились, потому что увидели, что раскрылись небеса, и услышали голос оттуда: «Справьтесь с собой и выслушайте сначала, что такое порядок, по законам которого действует Бог». И далее: «Бог создал вселенную от Себя, как порядка, в порядке и для порядка. То же самое и человека, в котором Он утвердил законы Своего порядка, сделав его образом и подобием Бога. Эти законы вкратце состоят в том, что человек должен верить в Бога и любить ближнего, и насколько он исполняет это по своими природным возможностям, настолько делает себя вместилищем Божественного всемогущества, и настолько Бог соединяет Себя с ним и его с Собой. Благодаря этому его вера становится живой и спасительной, а дела его становятся милосердием, также живым и спасительным. И да будет известно, что Бог присутствует с человеком постоянно, борется и действует в нём, волнуя его свободу выбора, но никогда не ограничивая её. Ибо, если бы Бог ограничивал свободу выбора человека, обитель человека в Боге была бы разрушена, и осталась бы только обитель Бога в человеке. А она есть как у тех, кто на земле, так и у тех, кто в небесах, а равно и у тех, кто в аду. По этой причине они могут, желают и разумеют. Ответное пребывание человека в Боге бывает только у тех, кто живёт по законам порядка, провозглашенным в Слове; они становятся образом и подобием Бога, им во владение отдан рай и в пищу — плод дерева жизни. А остальные собираются вокруг дерева познания добра и зла, говорят со змеем на нём и вкушают от его плодов, после чего их ждет изгнание из рая. И всё же не Бог оставляет их, а они оставляют Его».

Люди в шляпах поняли это и одобрили. Люди в шапках не согласились, говоря: «Как же может быть всемогущество ограниченным? Ограниченное всемогущество — это противоречие».

«Это не противоречие, — ответил я, — действовать во всемогуществе по законам праведности и правосудия или по законам любви, предписываемым мудростью. Противоречие как раз в том, что Бог может действовать против законов своей праведности и своей любви, ибо в этом нет ни правосудия, ни мудрости. Такое противоречие вносит ваша вера, что Бог может по одной лишь милости оправдать неправедного, наделить его всеми дарами спасения и наградить жизнью. Но я немного расскажу вам, что такое всемогущество Бога. Бог по своему всемогуществу создал вселенную и наделил всю её и каждую частность в ней порядком. Бог также вечно сохраняет вселенную и поддерживает порядок в ней посредством законов, а если что-то выбивается из порядка — возвращает и восстанавливает. Далее Бог по своему всемогуществу учредил церковь и открыл законы её порядка в Слове, а когда она отошла от порядка, воссоздал её, и когда она вышла из порядка совсем, Он Сам сошёл в мир и, приняв человеческое, облёкся всемогуществом и сохранил её.

Бог по всемогуществу, а также по всезнанию испытывает каждого после смерти и готовит праведных, или овец, к их месту в небесах и из них образует небеса, а неправедных, или козлов, — к их месту в аду и из них образует ад. И небеса, и ад Он располагает в обществах и общинах в соответствии со всеми разновидностями их любви, которых в небесах так же много, как звёзд в небе над миром. Общества в небесах Он соединяет в одно целое, так что они перед Ним как один человек; и так же общины в аду, которые перед ним как один дьявол. Одних от других Он отделяет пропастью, чтобы ад не вносил свою злобу в небеса, а небеса не доставляли мучений аду. Ибо те, кто в аду, испытывают муки настолько, насколько небеса проникают к ним. Если бы Бог по Своему всемогуществу не делал всего этого в каждый момент, на людей напало бы такое зверство, что их больше не могли бы сдерживать никакие законы порядка, и так погиб бы род человеческий. Это или подобное произошло бы, если бы Бог не был порядком и всемогущим в порядке».

Выслушав это, те, что были в шляпах, удалились, держа шляпы под мышкой и восхваляя Бога. В том мире люди рассудительные носят шляпы. Иначе те, которые были в шапках; эти были лысыми, а лысина означает глупость. Они ушли налево, а те — направо.

 

 

Создание вселенной

 

75. Поскольку эта первая глава посвящена Богу Создателю, нужно рассмотреть также создание Им вселенной, как и в следующей главе о Господе Искупителе будет нужно рассмотреть искупление. Но никто не может составить себе правильное представление о создании вселенной, если предварительно разум не будет введён в состояние постижения некоторыми общими понятиями, а именно следующими.

 

(I) Есть два мира: духовный мир, в котором ангелы и духи, и природный мир, в котором люди.

(II) В обоих этих мирах есть солнце. Солнце духовного мира — это чистая любовь от Бога Иеговы, который в его центре. От этого солнца исходят тепло и свет; тепло, исходящее от него, в сущности своей есть любовь, а свет, исходящий от него, в сущности своей есть мудрость. Они воздействуют на волю и разум человека: тепло — на волю, а свет — на разум. Солнце же природного мира есть чистый огонь, поэтому тепло его безжизненно и свет тоже. Они служат как бы верхней одеждой и опорой духовных тепла и света для передачи их людям.

(III) Затем, свет и тепло, исходящие от солнца духовного мира, а значит и всё, что они в нём образуют, субстанциальны и называются духовными. Свет и тепло, исходящие от солнца природного мира, и поэтому всё, что они в нём образуют, материальны и называются природными.

(IV) В обоих мирах есть три степени, называемые степенями высоты, и поэтому три царства. По ним распределены трое небес ангелов, и оттого умы человеческие, которые соответствуют этим трём ангельским небесам. То же самое и всё остальное там и здесь.

(V) Есть соответствие между тем, что в духовном мире, и тем, что в мире природном.

(VI) Есть порядок, в котором создано всё в общем и в частностях в обоих мирах.

(VII) Обо всём этом в первую очередь нужно составить понятие, ибо в противном случае человеческий ум просто по незнанию этого легко впадает в представление, что природа создала вселенную, лишь из поучения церкви, которое гласит, что природу создал Бог. Но не зная, каким образом, и тщательно исследуя эти предметы, ум безрассудно устремляется в поклонение природе, которое отрицает Бога. Однако, поскольку для подробного объяснения и доказательства этого потребуется объёмное сочинение, и не эта тема, или предмет, в основном составляет богословскую систему данной книги, я хочу только привести несколько воспоминаний, из которых можно усвоить некоторые понятия о создании Богом вселенной, а из усвоенного может родиться какое-нибудь потомство, изображающее сказанное.

 

 

* * *

76. Первое воспоминание.

Однажды днём я пребывал в размышлениях о создании вселенной. Это заметили ангелы надо мной с правой стороны; там были те, которые неоднократно думали и рассуждали о том же самом, поэтому один из них спустился и пригласил меня. Я, будучи в духе, последовал за ним. Когда я вошёл, они отвели меня к своему государю, в приёмном зале которого я увидел до сотни собравшихся и самого государя посреди них.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных