ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Человек рождается со всякого рода злом, и, если он частично не избавится от этого зла покаянием, он остаётся с ним, и поэтому не может быть спасён
520. В церкви хорошо известно, что человек от рождения склонен ко всякому злу и от материнской утробы представляет собой одно зло. Это стало известно, потому что соборы и руководство церквей постановили, что Адамов грех передался по наследству следующим поколениям, и только поэтому каждый человек после Адама проклят вместе с ним и получает его грех при рождении. Да и большинство церковных учений основано на этом утверждении. Например, что омовение возрождения, называемое крещением, учреждено Господом для того, чтобы удалить этот грех; что для этого Господь и пришёл; что средство для избавления от этого греха — вера в заслугу Господа; и ещё множество учений было основано церквями на этом утверждении. Сказанного выше (466 и далее) достаточно, чтобы доказать, что не в этом источник наследственного зла. Как было показано, Адам был не первым человеком, а вместе со своей женой служил образом, описывающим первую церковь в этом мире. Сад Эдемский изображал её мудрость, дерево жизни — её взгляд, обращенный к Господу, который должен будет прийти, дерево познания добра и зла — взгляд, обращённый не на Господа, а на себя. В «Небесных тайнах», изданных в Лондоне, доказывается на многочисленных параллельных местах из Слова, что первые главы Бытия — это образное описание первой церкви. Если это понято и принято, то взгляд на источник врождённого зла, которого придерживались до сих пор, рушится, потому что источник его — совсем в другом. Дерево жизни и дерево познания добра и зла существуют для всех, и то, что они посажены в саду, означает, что все свободны выбирать: повернуться лицом к Господу или отвернуться от Него. Доказательства этого были приведены полностью в главе о свободе выбора [463—508].
521. Единственным источником наследственного зла, мой друг, являются родители. И это не настоящее зло, которое человек совершает на деле, а только склонность к нему. Это станет понятно каждому, кто рассудком своим рассмотрит свой опыт. Всем известно, что младенец с рождения имеет общее сходство со своими родителями в лице, поведении и характере, и даже внуки и правнуки обнаруживают такое же сходство со своими дедушками и прадедушками. Многие люди способны на этом основании различать между собой семьи и даже целые народы; африканцев можно отличить от европейцев, неаполитанцев от немцев, англичан от французов и так далее. Каждый отличит еврея по лицу, глазам, речи и жестам. И если бы возможно было воспринять жизненную сферу, которая распространяется от врождённой природы каждого человека, то не было бы сомнений в существовании подобного сходства нравов и умов. Отсюда следует, что человеку достаётся от рождения не настоящее зло, а лишь предрасположенность к нему, с большим или меньшим уклоном в сторону отдельных видов зла. Поэтому после смерти никого не судят за его врождённое зло, а только за настоящее, которое он сам совершил. Это очевидно также из следующего повеления Господа: Отец не должен умирать за сына, и сын не должен умирать за отца, каждый пусть умирает из-за своего греха. Втор. 24:16. Я убедился в этом в духовном мире на примере тех, кто умер в детстве; у них есть лишь склонность к злу, то есть они только хотят его, но не делают. Ибо они воспитываются под руководством Господа и обретают спасение. Упомянутая предрасположенность и наклонность к злу, передаваемая родителями своим детям и потомкам, может быть прервана только если человек будет рождён заново Господом, то есть возрожден. Без этого предрасположенность к злу не только остаётся нетронутой, но и усиливается в последующих поколениях, порождая всё большую склонность к разному и в конце концов ко всякому злу. Вот почему евреи до сих пор похожи на своего предка Иуду, который взял в жены ханаанскую женщину и прелюбодействовал со своей невесткой Тамарой, дав, таким образом, три ветви своего потомства. Эта наследственность с течением времени настолько усилилась, что евреи до сих пор неспособны принять христианскую религию и поверить в неё своим сердцем. Я сказал: неспособны, — потому что внутренняя воля их духа сопротивляется этому и невозможность создаётся именно этим сопротивлением.
522. Всякое зло, если оно не изгнано, остаётся с человеком; а если человек остаётся в своём зле, то он не может спастись. Это само собой разумеется. Из всего, что я до этого сказал, очевидно, что никакое зло не может быть изгнано иначе, как Господними трудами в том человеке, который верит в Него и любит ближнего. В частности, это показано в главе о вере, где утверждается, что Господь, милосердие и вера составляют одно, точно так же, как в человеке жизнь, воля и разум; если их разделять, то каждое в отдельности разрушается, как жемчужина, которая рассыпается в пыль [362—367], а также в том разделе, где говорится, что Господь — милосердие и вера в человеке, а человек — милосердие и вера в Господе [368—372]. Но можно задать вопрос: каким образом человек может вступить в этот союз? Ответ таков: он не может этого сделать, если не избавится покаянием от своего зла, хотя бы частично. Мы говорим, что человек должен избавиться от зла, потому что Господь не сделает этого за него Сам без содействия с его стороны. Это тоже было разъяснено в той же главе и в следующей, о свободе выбора.
523. Утверждается, что никто не может соблюсти закон полностью, тем более что тот, кто нарушает одну из Десяти заповедей, нарушает все. Между тем смысл этого утверждения нельзя понимать буквально. Ибо оно означает, что тот, кто осознанно и по убеждению поступает против одной заповеди, поступает и против остальных. Это потому, что когда так поступают умышленно и по убеждению, тогда полностью отрицают, что это грешно, и если кто-нибудь скажет, что это грех, его мнение будет отвергнуто, как недостойное внимания. Кто отрицает и отвергает понятие греха, тот не обращает внимания вообще на всё, что называют грехом. К такому состоянию ума приходит тот, кто не желает и слышать о покаянии. С другой стороны, кто покаянием избавился от некоторых видов своего зла, то есть грехов, тот приходит к окончательному решению верить в Господа и любить ближнего. Господь оберегает таких, удерживая их от совершения новых грехов. Если же по незнанию или из-за непреодолимого вожделения они и грешат, то это не вменяется им, поскольку они неумышленно делают это и не убеждают себя в том, что это позволительно. Я могу подтвердить сказанное на собственном опыте. В духовном мире я встречал многих людей, чья жизнь в природном мире ничем не отличалась от жизни остальных. Они носили изысканную одежду, ели со вкусом, занимались торговлей, чтобы получить прибыль, посещали театры, шутили о любовницах, будто страстно желая их, и прочее в том же роде. Однако ангелы признали действия одних из них греховным злом, а других — не имеющими зла, объявив последних невинными, а первых — виновными. На вопрос почему, ведь и те и другие делали одно и то же, они ответили, что рассматривают всех с точки зрения их замыслов, намерений и конечных целей и по этим признакам различают их дела. Таким образом, они оправдывают или осуждают тех, кого конечная цель оправдывает или осуждает, поскольку в небесах все имеют целью добро, а в аду — зло.
524. Я приведу примеры для пояснения сказанного. Грехи, остающиеся в не покаявшемся человеке, можно сравнить с разнообразными болезнями, которыми он страдает, и если он не станет лечиться, чтобы избавится от вредных веществ, то он может умереть от них; в частности, болезнь, называемая гангреной, если её вовремя не излечить, прогрессирует и неизбежно приводит к смерти. Их можно сравнить также с фурункулами и нарывами, которые, если их не рассосать и не вскрыть, превращаются в эмпиемы, или скопления гноя, заражающие сначала соседние области, затем расположенные рядом внутренние органы и, наконец, сердце, вызывая смерть. Я бы сравнил их ещё с тиграми, леопардами, львами, волками и лисицами, которые, если их не заключить в клетки или не держать на цепи или на веревке, могут напасть на стада скота или отары овец и задрать их, как лиса — домашнюю птицу. Или с ядовитыми змеями, которые, если их не приколоть вилами или не лишить зубов, могут причинить непоправимый вред человеку. Целое овечье стадо может погибнуть, если его оставить в полях, на которых растут ядовитые травы и если пастух не уведет его с опасных пастбищ. Все шелковичные черви могут погибнуть, и весь шёлк пропасть, если с тех деревьев, на которых они живут, не отрясти всех остальных гусениц. Другое сравнение возможно с зерном в амбарах или в домах, которое может заплесневеть и сгнить и прийти в негодность, если не дать воздуху обтекать его со всех сторон и таким образом не предотвратить порчу. Если пожар не потушить в самом начале, он может сжечь целый город или лес. Сад может совсем зарасти терновником, чертополохом и колючками, если их не выкорчевывать. Опытные садовники знают, что дерево, выросшее из плохого семени или с плохим корнем, питает своими испорченными соками ветку хорошего дерева, которая привита к нему, и эти соки, поднимаясь по ней, становятся полезными и приносят хороший плод. Нечто подобное происходит и с человеком, когда он покаянием изгоняет своё зло, ибо при этом он прививается к Господу, как ветка к лозе, и приносит добрый плод (Иоанн 15:4—6).
V Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|