Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экономическая мысль древнего Востока




Письменные источники, на основании которых можно исследовать экономическую мысль древнего Востока, - это, как правило, свод законов, юридические акты, документы хозяйственной отчетности и произведения об управлении государством и государственным хозяйством. Поэтому многие из них имеют нормативный характер и отражают позицию прежде правящих слоев - фараонов, царей, знатных придворных и чиновников. Экономическом знанию присущи догматизм, априорность и в значительной мере символизм. Несмотря на это, древнегреческие мыслители впоследствии пытались понять и использовать эти знания. Важнейшие экономические идеи народов древних цивилизаций неоднократно комментировали и развивали последующие поколения, именно они были положены в основу экономических взглядов ученых средневекового Востока. Тогда же (начиная с IV тысячелетия до н.э.) были начаты конкретные экономические науки (статистика, учет и анализ хозяйственной деятельности, управления и т.д..), Которые получили дальнейшее развитие в античном периоде (I тысячелетие до н.э. - IV века н.э.).
Одни из первых известных нам памятников экономической мысли принадлежат к эпохе Древнего Египта. В них нашли отражение многочисленные вопросы организации и управления государственным хозяйством, а также представления древних египтян о собственности, рабство, товарно-денежные отношения. Об экономической мысль Древнего Египта можно узнать прежде из произведений государственных чиновников (писцов). До нашей эры пришли «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», «Проречення Ипусера», «Пророчество Неферти», «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи», различные административно-хозяйственные и юридические документи.
В Древнем Египте осуществлялся тщательный учет трудовых и материальных ресурсов. Поэтому периодически проводились переписи населения с учетом возрастных и профессиональных особенностей, складывались земельные кадастры, учитывавшейся скот и другие материальные ресурсы. Административно-хозяйственные документы характеризуют организацию и управление государственным (царско-храмовым) хозяйством, организации труда царских ремесленников (мастеров) и земледельцев - непосредственных производителей материальных благ в древнеегипетском суспильстви.
Важное место в древнеегипетской литературе принадлежит наставлениям - произведениям дидактического характера, в которых рассматриваются вопросы управления государственным хозяйством на самых разных его уровнях. Так, например, «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (ХХII в. До н.э.) дает представление о политических и экономических функции фараона - главы государства, о классовом характере древнеегипетской власти. Автор говорит о необходимости враждебного отношения к неимущим и подавления толпы, с одной стороны, и восхваление, награждение царем своих вельмож, жрецов - с другой. Тогда они будут работать для царя как один отряд и не будет среди них бунтарей. В «Поучении Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» (XXI - XVIII вв. До н.э.) не только обобщается жизненный опыт, но и описывается социальная структура Древнего Египта. При этом воспевается и прославляется профессия писца (чиновника), которая позволяла занять высокое место в иерархической государственной системе. Речь идет о привилегиях, независимость, общее уважение должности писаря, которую можно было получить только после подготовки в специальной школе писання.
Заслуживают внимания такие достопримечательности экономической мысли Древнего Египта, как «Проречення Ипусера» (известная копия начале XVIII в. До н.э.) и «Пророчество Неферти». Они рассказывают о социальный переворот, который произошел в XXIII-XXI вв. до н.э., описывают распад централизованной системы управления, хищения налоговых деклараций, уничтожение свитков законов судебной палаты и др.. Беда для государства - нарушение строгой регламентации хозяйства, отсутствие контроля за деятельностью производителей и бездействие чиновников. В этих произведениях всячески отстаивается идея централизма, единства древнеегипетской государства - надежной залога порядка в стране и стабильных доходов чиновников государственного апарату.
Одним из древнейших центров человеческой цивилизации была Месопотамия (Двуречье). В отличие от Древнего Египта, в государствах этого региона сравнительно быстро развивались частная собственность и товарно-денежные отношения, усиливалось социальное расслоение общества. Государство пыталось посредством законодательства регулировать экономическую деятельность населения и регламентировать частноправовые видносини.
Известной достопримечательностью экономической мысли XVIII в. до н.э. есть законы вавилонского царя Хаммурапи. Текст законов состоит из введения, 282 статей и итоге. Основная цель законов - всестороннее укрепление экономической власти государства. Наиболее интересные (с экономической точки зрения) статьи, посвященные вопросам охраны собственности вавилонских граждан, вопросам аренды, найма, ростовщичества. Развитие товарно-денежных отношений допускается в той мере, которая не вызовет массового обнищания свободных граждан. Законы Хаммурапи защищают частную собственность, особенно собственность царя, храма, государственных служащих и воинов. Посягательство на нее карается смертью или, в лучшем случае, продажей виновника в пожизненное рабство. В целом законы царя Хаммурапи является системой правовых норм, направленных на регулирование социально-экономических отношений в Вавилоне XVIII в. к н.е.
Экономическая мысль Древней Индии, как правило, была окутана религиозной оболочкой. Экономические проблемы отдельно не исследовались, а рассматривались в древнеиндийской литературе лишь в связи с попытками решения социальных и политических задач. В основе древнеиндийских представлений об обществе лежала концепция сословной (варновой) иерархии и кастовой определенности профессиональных занятий. Письменными источниками середины I тысячелетия до н.э. являются преимущественно религиозные трактаты буддийские и брахманистского (индуистские). Они дают представление о социальной структуре общества и содержат интересный материал, характеризующий специфику восприятия отдельных экономических категорий, в частности собственности, майна.
Буддийское учение проповедует отказ от собственности как необходимое условие достижения конечного спасения - нирваны. И хотя оно не отрицает хозяйственной деятельности мирян, подаянием которых должны жить буддийские монахи, но специального внимания ей не уделяет. Рабство рассматривается как препятствие к достижению нирваны, а долговая кабала признается страшная беда. Поэтому исповедуется необходимость всячески избегать задолженности и своевременно уплачивать борги.
Большое количество брахманистского произведений основывается на концепции трех целей жизни человека - религиозного долга, материальной выгоды и чувственной любви. Каждой из этих целей посвящен соответствующую литературу. Самыми известными книгами об обязанности (дхарму) являются «Законы Ману», о выгоде (артха) - «Артхашастра», о любви (каму) - «Камасутра». «Законы Ману» (около II в. До н.э. - I в. Н. Н.э.) - это сборник религиозных, моральных, политических и правовых указаний, которые приписывались мифическому родоначальнику людей Ману.
В «Законах Ману» экономика рассматривалась как сфера деятельности варны вайшя. Она объединяла животноводство, земледелие, торговлю и ростовщичество. Богатство давало право на особое уважение только в среде самих вайшя. Ремесло как разновидность обслуживающего труда было уделом варны шудра. Такой же считалась и труд арендаторов половинников, наемных работников в сельском хозяйстве. Общественным идеалом был экономически независимый хозяин. Можно сказать, что хозяйственная самостоятельность рассматривалась как одно из главных условий свободы и полноправия человека. Хотя «Законы Ману» ставят на первое место религиозный долг (дхарму), но истинным счастьем считают достижение всех трех целей жизни человека. Поэтому, польза, материальная выгода и благосостояние санкционируются брахманизмом.
«Артхашастру» (между IV и III вв. До н.э.) посвящено пользы, материальной выгоде - артхи. Это трактат об искусстве политики и управления государством. «Артхашастра» - это свод правил, адресованных царям и правителям, которыми они должны руководствоваться в своей государственной деятельности. За полнотой и разнообразием содержания это произведение относится к наиболее глубоких древнеиндийских источников. В нем представлены обстоятельные сведения об экономике, администрацию, социальные и юридические институты, внешнюю и внутреннюю политику индийского государства.
«Артхашастра» показывает огромную роль государства в хозяйственной жизни страны. В трактате говорится, в основном, о государственных делах и царское хозяйство. Главной целью экономической политики государства является пополнение казны. Соответственно этому в «Артхашастра» излагается учение об управлении и государственные доходи.
Основными источниками доходов древнеиндийской государства были доходы от государственных (царских) предприятий, а также различные налоги, пошлины и штрафы, взимались с населения. В «Артхашастра» налоги рассматриваются как содержание, должное царю в вознаграждение за то, что он охраняет страну от внешней опасности и внутренних заколотив.
«Артхашастра» касается также вопросов торговли как одного из способов обогащения государственной казны. Важной составляющей регламентации торговли был надзор за ценами и получаемым доходом. Рыночные надзиратели могли устанавливать «справедливые цены» на товар, а на аукционах взыскивать разницу между рыночной и объявленной цене в казну. Прибыль включался в цену товаров как часть затрат, i его норма предварительно фиксировалась - для местных товаров в размере 5% установленной цены, а для иностранных товаров - 10%.
Итак, в древнеиндийской литературе уже имеющиеся сведения об экономическом строй государства, а также отражены практические знания в области ведения хозяйства, даны рекомендации по управлению им, в частности по организации налогообложения и другим вопросам экономической политики.
Экономическая мысль Древнего Китая возникла и развивалась в рамках тогдашних философских и политических учений. Основными направлениями древнекитайской общественной мысли были конфуцианство, легизм, даосизм и моизм, которые сформировались в IV - III вв. до н. н.э. В течение веков между этими направлениями велась острая полемика относительно экономического строя общества, общины, ее исторической судьбы, степени вмешательства государства в экономическую жизнь страны и методов управления им. Ведущим направлением было конфуцианство, которое, превратившись в государственную идеологию, оказывало большое влияние на социально-экономическое и политическое развитие Китая в течение почти двух тысячелетий. Название этого направления происходит от имени его основателя - Конфуция (Кун-цзы) (ок. 551 - 479 до н.э.). Основные постулаты учения Конфуция изложены в сборнике «Лунь юй» («Беседы и рассуждения»), записанной его учениками. Его учение защищало архаичные отношения, вечный и неизменный порядок, установленный еще легендарными правителями глубокой древности, строгую социальную иерархию, управление на принципе неукоснительного соблюдения ритуалов, обрядов, определенных норм этики и морали; рассматривало регламентацию патриархально-семейных отношений как залог стабильности государственного ладу.Module. Конфуцием было предложено своеобразную социально-экономическую программу для правителей. По его мнению, правитель должен придерживаться экономии в расходах и заботиться о людях. Предлагалось богатство распределить «справедливо», чтобы не было слишком большой бедности, уменьшить налоги и привлекать народ к общественным работам, не нарушая сезонности сельскохозяйственного производства. Тогда, как считал Конфуций, будет обеспечено гармонию в государстве, мир в отношениях между верхами и низами, что устранит опасность свержения правителя.
Выдающимся представителем конфуцианства в Древнем Китае был Мэн-цзы (372 - 289 до н.э.). Он выдвинул концепцию разделения китайского общества на управляющих и управляемых, считая, что такое разделение является «всеобщим законом в Поднебесной». Тем самым признавались естественными отношения господства и подчинения. Управляемые имели удерживать тех, кто ими руководит. Чтобы это выполнялось якнайуспишнише, Мэн-цзы предлагал возродить прежние общинные формы производства и ввести систему «колодезных полей» (названная так за порядком размещения полей напоминает иероглиф «колодец»). Согласно ей общественная земля розмежовувалася на девять одинаковых участков. Восемь из них обрабатывались отдельными семьями, а девятая («общественное поле») - всеми этими семьями совместно. Урожай с этого участка было предназначено для государства. Мэн-цзы, как и Конфуций, отстаивал умеренные налоги и выступал за предоставление крестьянину времени, необходимого для обработки собственного поля, за развитие товарного обмена между земледельцами и ремесленниками. Рассматривая вопросы торговли, Мэн-цзы заметил, что те же товары, но разного размера (например ботинки) должны иметь разную цену и одинаковые товары могут отличаться затратами труда на их виробництво.
Выразителем экономических идей древнего конфуцианства был также Сюнь-цзы (313 - 238 до н.э.). В своем учении он, в отличие от Конфуция и Мэн-цзы, исходил из «злой природы» человека. По его мнению, только практическая деятельность порождает добродетель. Не осуждая стремление людей к обогащению, Сюнь-цзы считал признаком добродетели, если бедный разбогател, действуя в рамках закона. Он высказал идею о необходимости разделения труда. Сюнь-цзы отметил, что вещи, которыми пользуется один человек, является результатом труда многих людей, поскольку каждый человек не может одновременно владеть искусством всех [ремесел]. Поэтому, считал Сюнь-цзы, мудрецы и распределили обязанности между людьми, чтобы они не делали только то, что им выгодно. Главным управляющим распределение обязанностей в государстве должен быть ее правитель. После того, как все должности и дела надлежащим распределены между людьми, путь к богатству будет видкрито.
Согласно взглядам Сюнь-цзы основными принципами экономической политики государства должны быть: экономия в расходах, обеспечение изобилия народу, необходимость сохранения излишков. Экономия (а заодно и достаток) обеспечивалась удовольствием только того уровня потребностей, отвечал социальному ранговые человека. Бережливость обеспечит государству излишки общественного продукта. Их надо накапливать и зберигати.
Как видим, учение Конфуция, развитое его многочисленными последователями, эволюционировало и модернизировалось, все более приспосабливаясь к условиям централизованного государства, к задачам обеспечения ее стабильности, надежности функционирования чиновничье-бюрократического аппарата. На первый план выдвигались идеи социального порядка, основанного на беспрекословном подчинении власти, ассоциировалась со старшинством и мудростью. Конфуцианство стремилось крепкого, неизменного социального порядка. Чтобы избежать социальных конфликтов, конфуцианцы призывали правителей не отрывать крестьян от сельскохозяйственных работ во время жатвы, заботиться об улучшении народного благосостояния, уменьшать налоги и ин.
Конфуцианство получило также влияния такого течения древнекитайской общественной мысли, как легизм. В отличие от конфуцианцев, рассматривавшие основном морально-этические вопросы, легисты большое внимание уделяли вопросам организации государственного управления, которое, по их мнению, мало основываться не на традициях и ритуалах, а на совершенном законодавстви.
Школа легистов возникла в VI - V вв. до н.э. Одним из ее основателей был Ли Куй - первый министр правителя царства Вэй (424 - 386 до н.э.). Он составил «Свод» всех имеющихся с ним законов, которое стало основой законодательства в период III ст. до н.э. - III ст. н.э. Есть сведения, что Ли Куй создал учение о наиболее полное использование сил земли, воплотив в нем идеи государственного регулирования хлебного рынка. Государство, как считал Ли Куй, должно регулировать цены на зерно, закупая его в урожайные годы и продавая по твердым ценам из государственных амбаров в годы стихийных бедствий и голода.
Выдающимся представителем школы легистов был Гунсунь Ян (390 - 338 до н.э.), известный еще как Шан Ян. Его экономические взгляды изложены в «Книге правителя области Шан», составленной его учениками в конце IV - первой половине III в. до н.э. Шан Ян считал, что государство достигает процветания с помощью двух средств: земледелия и войны. Правителю необходимо накапливать большие запасы продовольствия для ведения войн и содержания чиновников. А поскольку, по мнению Шан Яна, сельское хозяйство тогдашнего Китая находилось в запущенном состоянии, государство должно активно проводить политику «возвращения к земле». Шан Ян предлагал осуществить общий подворный перепись крестьян и законодательно ввести единый налог с количества собранного зерна, насильно привлекать к земледелию лентяев, бездельников, бродяг, значительно повысить пошлины на заставах и рынках, чтобы предотвратить скупке зерна по дешевым ценам и спекуляции им в неурожайные годы. Шан Ян выступал за сохранение сельской общины. Он был против превращения свободного населения на арендаторов и рабов и предлагал запретить выход из общины малоимущим и малоземельным крестьянам.

 

 

3. Экономические учения мира античности

 

В Древней Греции и Риме экономические воззрения углубляются и систематизируются, приобретают научный облик. Выдающиеся греческие философы Ксенофон (430—355 гг. до н. э.), Платон (427-347 гг. до н. э.), Аристотель (384-322 гг. до н. э.) уже по праву могут считаться первыми учеными-экономистами.

Ксенофонт, написавший такие работы, как «О доходах» и «Экономика» (учение о хозяйстве), дал старт научной экономике. В его исследованиях экономика делится на отрасли с выделением сельского хозяйства, ремесленничества, торговли, высказывается мысль о целесообразности разделения труда. Так же написал «Домострой». Именно от названия этой работы произошло название науки - экономика, хотя во времена Ксенофонта под ней понимались лишь правила ведения домашнего хозяйства ("ойкос"- дом, хозяйство; "номос" - закон, правило). В нем в форме диалога формулировались принципы:

1. Эффективной эксплуатации рабов - хозяину часто приходится увещевать рабов, раздавать обещания, так как добрая надежда нужна рабу не меньше, чем свободному, чтобы у него была охота оставаться у хозяина. Рабов можно сделать послушными едой сверх меры, хотя этот способ и годен лишь для животных, похвалы со стороны хозяина так же действуют на рабов. Кризис рабовладения Ксенофонт пытался смягчить путем смягчения противоречий между хозяином и рабами.

2. Решительно высказывается за натуральное хозяйство, против торгово-промышленного направления экономики. Автор считает, что натуральное хозяйство не разделяет людей на богатых и бедных, так как каждый производит на своем земельном участке не больше, чем необходимо для потребления и не участвует в торговых операциях, не использует земли для производства на продажу и для обогащения.

3. Идеализация сельского хозяйства, противопоставление его ремеслу: "Ремесло задорно, его дурная слава- естественна, оно осуждает человека на сидячий образ жизни (вредный для тела) и лишает людей солнца".

4. Понятие богатства - фонд личного потребления и средство приобретения политических друзей.

5. "Ценность"- есть нечто хорошее" и зависит от полезности вещей. Полезные предметы представляют ценность, вредные - нет.

6. Несмотря на явные симпатии к натуральному хозяйству, Ксенофонт с большим интересом относился к проблеме денег. "Когда приобретено столько утвари, сколько нужно для хозяйства, редко покупают еще"; напротив, денег никто не имеет столько, чтобы не желать их иметь еще больше, и если у кого-нибудь они оказались в избытке, то он закапывая излишек, получает не меньшее удовольствие, чем если бы он ими пользовался". Отрицать значение денег уже нельзя. Совет Ксенофонта: копить деньги на "черный день", а также для того, чтобы иметь возможность при необходимости расширить свое хозяйство. Итак, деньги - это сокровище, концентрированное богатство, которое всегда можно пустить в ход. Другая функция денег состоит в том, чтобы служить средством обращения. Но деньги в качестве торгового и ростовщического капитала вызывали резкое осуждение Ксенофонта.

Платон развивает представления о разделении труда, высказывает ряд соображений о специализации труда и особенностях разных видов трудовой деятельности анализирует круг основных профессий в хозяйстве и занятость профессиональны трудом. Платон был идеологом крупных рабовладельцев и ярым противником афинской демократии.

Яркое выражение его реакционные взгляды нашли в проекте идеального государства — рабовладельческой аристократической республики. Такое государство он рисовал в своем сочинении «Политика или Государство». В нем раскрываются и экономические взгляды Платона.

Свое сочинение Платон начинает с характеристики причин возникновения государства, которое он отождествляет с обществом. Причину возникновения государства он видит в противоречии между многообразными потребностями человека и его способностью лишь к одному виду труда.

Разделение труда в обществе Платон рассматривал как естественное явление и объяснял его тем, что каждый человек от рождения способен только к одному виду труда. Исходя из этого, он считал, что люди не в состоянии удовлетворить все свои потребности собственными силами, а нуждаются в помощи других людей, которая становится возможной только при наличии сообщества людей. Отсюда Платон и делал вывод, что государство — это сообщество людей, возникновение которого обусловлено внутренним противоречием в самой природе человека и направлено к разрешению этого противоречия.

Платоновское идеальное государство представляет собой сообщество трех сословий (классов): философов, воинов и низшего сословия — земледельцев и ремесленников. Рабы, игравшие главную роль в производстве, сословия не составляют, так как Платон не считал их гражданами, а рассматривал как орудие производства.

Во главе этого государства должны стоять философы — они управляют государством. Воины охраняют государство и заботятся о расширении его границ. Низшее сословие — земледельцы и ремесленники вместе с рабами должны заниматься физическим трудом и результатами своего труда содержать высшие сословия.

Высшие сословия, по мнению Платона, управляют государством, а потому они должны быть свободны от житейских забот и от собственнических инстинктов, которые порождают раздоры, алчность, эгоизм, препятствующие идеальному управлению государством.

Платон оправдывал рабство и весь рабовладельческий строй в целом. Платон в идеальном государстве допускал торговлю, деньги и сохранял класс купцов. Торговлю он выводил из неправильно понятого им разделения труда. В его представлении она являлась средством, служащим удовлетворению потребностей людей. Но вместе с тем Платон отрицательно относился к торговле, поскольку торговля использовалась как средство для извлечения прибыли. Он рассматривал ее как постыдное занятие и считал, что торговлей в идеальном государстве должны заниматься иностранцы (варвары).

В соответствии со своими натурально-хозяйственными позициями Платон не интересовался проблемами товарного производства — стоимостью, деньгами. В его сочинениях нет даже элементов научной теории стоимости. Отсутствие научной теории стоимости определило и непонимание Платоном денег. Ош понимал и признавал только две функции денег: мерило стоимости и средство обращения.

Но подлинным титаном экономического учения античности надо считать Аристотеля. В своих знаменитых трактатах «Политика» и «Этика» Аристотель впервые истории человечества исследует экономические процессы и явления абстрактно, то есть с целью обнаружения в них общих закономерностей.

В аристотелевском подходе экономика рассматривалась как совокупность неких универсальных правил ведения хозяйства, следуя которым можно добиться приумножения богатства. Идеалом хозяйства, по Аристотелю, были натуральные замкнутые хозяйственные системы, на которых применялся труд рабов («говорящие орудия; труда»). Богатство воспринималось как совокупность продуктов, изделий, произведенных в этих хозяйствах. При прочих равных условиях одно натуральное хозяйственное образование было богаче другого в зависимости от того, какое количество земли и рабов оно в себя включало. Поэтому оптимальным способом достижения; богатства был прежде всего захват новых территорий и рабов с последующей рациональной организацией их труда. Таким образом, экономика, по Аристотелю, — это наука о правилах рациональной организации труда рабов.

В то же время Аристотель понимал, что современное ему хозяйство носит не только, натуральный характер, но и развивается за счет обмена, торговли, приобретает черты денежного хозяйства. Для описания этих специфических проблем, связанных с деньгами и торговлей, Аристотель предложил новое научное направление, которому сам же и дал название «хрематистика», то есть искусство делать деньги. Именно в рамках хрематистики, а не экономики Аристотель рассматривал такие явления, как деньги и их функции, цены товаров и ценообразование, капитал как деньги, приносящие дополнительные деньги.

Политические и экономические взгляды Аристотеля выражали интересы класса рабовладельцев. Он стремился оправдать и упрочить рабовладельческий строй и рабовладельческое государство. В своем произведении «Политика» Аристотель создал теорию рабства.

Согласно этой теории, деление общества на рабов и свободных людей объявляется законом природы. Рабство признается естественным явлением.

Торговлю Аристотель рассматривал в историческом развитии. Он считал, что исходной формой торговли была меновая торговля, в которой товары обменивались на товары непосредственно, без денег (Т—Т).

С появлением денег меновая торговля превращается в товарную - товары обмениваются на товары уже посредством денег (Т—Д—Т). По мере же накопления денег товарная форма торговли превращается в крупную торговлю, которая ведется ради извлечения прибыли (Д—Т—Д). Крупную торговлю Аристотель рассматривал как средство увеличивать деньги, или, как сн выражается, делать деньги, и считает, что она противоречит интересам натурального хозяйства.

За деньгами Аристотель признает функцию средства обращения и мерила стоимости. Аристотель резко выступает против тех, кто использует деньги в других целях, особенно против ростовщиков. Он говорит, что тот, кто отдает деньги в рост, использует их противоестественно — не для тех целей, для которых они созданы.


2. Экономическая мысль в первом тысячелетии. Экономика и религия

 

Первое тысячелетие новой эры характеризуется, прежде всего, переходом от рабовладельческого строя к феодальному и от языческой религии к монотеизму.

В этот период не происходит революционных изменений в экономических взглядах, зарождения принципиально новых экономических теорий. Средневековая европейская мысль испытывала сильное влияние античности. Однако, главным признаком движения экономической мысли является переход от оправдания рабства к его осуждению.

Особенностью средневековых учений стало участие в их создании католической церкви, ставшей крупным феодалом, обладающим землями и крестьянами. Вопросы эффективного управления землей, получение дохода стали для церкви также важны, как и для любого другого хозяйствующего субъекта. В поисках ответа на экономические вопросы стали принимать участие монахи – каноники (канонисты), церковные юристы, одни из самых образованных людей своего времени.

Религиозные заповеди трактуются и как правила экономического поведения. Отрицательное отношение к рабовладельческой системе было обусловлено прежде всего низкой эффективностью рабского труда, но значительную роль в этом сыграли и религиозные воззрения того времени.

Влияние религии на экономическую теорию пролегает, прежде всего, через Библию и Евангелие (Новый Завет). Так, Евангелие не содержит сколь-нибудь систематизированных взглядов о ведении хозяйства, но оно сыграло огромную роль в становлении кодекса экономической морали, противостоянии Принципам Стяжательства, ГОЛОЙ наживе. Своим призывом "Отдавайте кесарево кесарю; а Божие Богу" Иисус Христос ответил не только: на поставленный ему вопрос, надо ли платить подать царю, а провозгласил приоритет духовного начала в экономике. В Евангелии неоднократно подчеркивается, что не все ценности в мире продаются за деньги, становятся предметом купли-продажи.

Интересно, что в Книгах Нового Завета содержались идеи, близкие к социалистическим и даже коммунистическим. Так, в "Деяниях святых апостолов" мы читаем: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; Ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, кто в чем имел нужду".

Вместе с тем в Священном Писании можно найти и наставления из арсенала форм и методов управления экономикой. "Надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божий служители, сим самым постоянно занятые. И так отдавайте всякому должное: кому подать, кому оброк, кому страх, кому честь".

Таким образом, христианское учение наложило значительный отпечаток на экономические представления первого тысячелетия нашей эры. Хотя проблема "религия и экономика" крайне мало исследована, есть все основания утверждать, что связь между ними стала довольно тесной, тем более, что церковь быстро приобщилась и к взиманию налогов (сборов) и к ведению хозяйства.

Воздействие религиозных верований на экономические взгляды и принципы наблюдалось не только со стороны иудейского и христианского вероисповедания, но и со стороны ислама. Уже в начальной стадии формирования ислама, в период, соответствующий примерно 600 году новой эры пророк Мухаммед провозгласил, что мусульманин не может быть рабом мусульманина и потому должен быть освобожден от рабства без выкупа. Мухаммед проповедовал дух умеренности, неноклонения богатству, милосердии. Устами Аллаха он призвал избегать "греховной расточительности, дабы не остаться обедневшим".

Мухаммед установил правила наследования имущества и распределения средств, поступающих в виде обязательного внесения милостыни (заката), годовая норма которой не превышала двух-трех процентов стоимости имущества лица, вносящего милостыню. Закат - своеобразная форма налогообложения. Пророком был создан общественный фонд поддержки неимущих, который формировался из заката и пятой части военной добычи.

Характеристика экономической мысли средневековья:

1. Экономическая мысль прикрывалась богословскими текстами замысловатого характера.

2. Отражение борьбы между крестьянской общиной и феодальным поместьем (колонат, латифундия, вилла). Феодальные поместья добились только подчинения общины, а не ее устранение. Сохранились общинные луга, леса, болота, пастбища. Это основа конфликта между общинной собственностью и частной собственностью.

3. Крупное производство, благодаря концентрации крестьян (техника ручная и примитивная).

4. Города с их торговлей, промышленностью.

5. Экономическая политика феодального поместья - особенное место в развитии экономической мысли. Раб работает под принуждением, крестьянин же полусамостоятельный работник. Он работает хорошо на своем участке, но на хозяйском дворе, также уклоняется от работы, как и раб античности. Отсюда возникают общие экономические проблемы: как заставить трудиться раба и крестьянина на господской вилле, латифундии.

6. Оброк и барщина, противоречия между ними. Оброк- более прогрессивен. Барщина - тот же рабский труд. Оброк ослаблял зависимость между крестьянином и феодалом.

7. Оправдание феодальной ренты - справедлива и достойна. Поиски экономического принуждения, поземельной зависимости, возвращение к барщине.

8. Противоречия между натуральным и товарным хозяйством, крестьянами и горожанами. В городах даже отменяется крепостничество.

Фома Аквинский был завершителем взглядов канонистов. Он жил в то время, когда феодальная система и феодальные классы уже сложились, выросли феодальные богатства, и достигли значительного развития товарно-денежные отношения.

Одной из наиболее важных и распространенных идей было учение о "справедливой цене", по античной традиции под ней понималась цена, равная трудовым затратам на изготовление какой-либо вещи. Считалось, что несоблюдение этого правила, основанного на справедливости, порождает в обществе зло и ведет его к упадку. Злом также считались занятия ростовщичеством и присвоение торговой прибыли. Между тем, эти явления распространялись все шире, и в торговых, ростовщических операциях начинает принимать участие церковь. Противоречие между моралью и экономикой снял Фома Аквинский - последовательный идеолог класса феодалов. Рассматривая общественное разделение труда, как естественное природное явление и считая, что оно лежит в основе деления общества на сословия, он утверждал, что люди рождаются разными по природе. Одни должны возделывать земли, другие строить дома, а часть людей будет свободна от мирских забот, и должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных. Он делает вывод: крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, заниматься умственным трудом.

Фома презрительно относится к физическому труду. Объясняется это тем, что к тому времени уже сложился класс крепостных крестьян.

Как идеолог класса феодалов Фома Аквинский стремился оправдать богатство. Оно является результатом человеческой деятельности, так же, как и право частной собственности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных