Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Региональный Форсайт» как инструмент перспективного развития регионов




 

В последние годы в России приобретает популярность пришедший с Запада новый концептуальный подход и связанные с ним методики проектирования перспективного развития регионов — так называемый региональный форсайт. Этот инструмент обязан своим появлением стремлению распространить методы, первоначально предназначенные для выбора приоритетов в сфере науки и технологий (технологический форсайт), на более широкий круг задач социально-экономического развития, в том числе на проблемы развития регионов.

В ряду инструментов планирования регионального развития форсайт претендует на особое место. И в основе этих претензий лежат теконцептуальные и методические особенности, которые характеризуют данную новацию. В первую очередь ее своеобразие связывают с прокламируемым в рамках современной прогностической идеологии, получившей обобщающее название форсайт, принципиально новым от-

ношением к будущему, которое, как считается, надо не столько предсказывать, сколько конструировать в наиболее желаемом варианте.

И сердцевиной такого конструирования будущего может и должно выступать его систематическое осмысление (предвидение), которое представляет собой не что иное, как инструмент созидательного процесса.

Говоря об изучении будущего, речь ведется не о предсказании ближайших последствий многочисленных рутинных процессов и явлений, а о заглядывании вперед на временную перспективу такой отдаленности, в пределах которой под влиянием возможных коренных инноваций (социальных, экономических, научно-технических) способны произойти существенные изменения сложившейся ситуации, может сформироваться новый облик будущего. Это требование делает принципиально невозможным использование подробных количественных прогнозов (о которых мы вели речь ранее) и предполагает переход к качественному прогнозированию (с применением специальных методов) по приоритетным направлениям развития. Другими словами, форсайт ориентирован на переход от краткосрочного прогнозирования, основанного на экстраполяции сложившихся тенденций, к долгосрочному предвидению, опирающемуся на широкий диапазон экспертных мнений и оценок, на сопоставление различных гипотез по поводу возможных прорывных нововведений и их последствий. Под форсайтом понимают не прогноз в смысле угадывания будущего, часто определяемого факторами, на которые не способны повлиять лица, принимающие решения; методология форсайта исходит из вариантов возможного будущего, которые могут наступить при выполнении определенных условий, правильного определения сценариев развития, достижения консенсуса по выбору предпочтительного сценария, предпринятых мер по его реализации.

Согласно концепции форсайта конструирование (предвидение) будущего должно быть открытым и интерактивным, т. е. должно осуществляться при свободном участии всего общества, конструктивном взаимодействии составляющих его различных групп и слоев населения, представителей различных профессиональных сообществ, бизнес- групп и т. п. Выявление и интеграция этих множественных интересов предполагает использование специальных процедур. И наконец, обязательное свойство форсайта — его систематичность, означающая организацию «предвидения» в режиме регулярно возобновляемого процесса составления и уточнения желаемого облика будущего.

Методическую основу форсайта образует постоянно расширяющееся множество инструментов, включающее уже десятки специальных как качественных, так и количественных методов (интервью, обзоры литературы, морфологический анализ, «деревья соответствий», ролевые игры, сценарии, анализ взаимного влияния, моделирование и др.), из которых наиболее интенсивно используется лишь небольшая часть. В числе самых продуктивных методических подходов — так называемые синтетические методы: метод Дельфи, критические технологии, разработка сценариев, технологическая дорожная карта, формирование фокус-групп и экспертных панелей. Повышенное внимание в технологии форсайта уделяется созданию коммуникативных площадок для лиц, готовящих и принимающих решения (представителей министерств и ведомств, организаций бизнеса, научных организаций и ведущих экспертов), в силу чего определяющее место занимают методы, задающие граничные условия и форматы создания опросных панелей, генерирования сценарных вариантов развития, определяющие связность образов будущего и сопряженных с ними стратегий.

В практическом плане идеология форсайта в разных странах и в разных проектах реализуется с различными методическими и организационными особенностями, определяемыми множеством факторов: временными и ресурсными ограничениями, наличием достаточного количества высококвалифицированных экспертов, доступа к информационным источникам и даже национальными социокультурными традициями. Общим же, повторим, является требование обязательной наступить при выполнении определенных условий, правильного определения сценариев развития, достижения консенсуса по выбору предпочтительного сценария, предпринятых мер по его реализации.

Согласно концепции форсайта конструирование (предвидение) будущего должно быть открытым и интерактивным, т. е. должно осуществляться при свободном участии всего общества, конструктивном взаимодействии составляющих его различных групп и слоев населения, представителей различных профессиональных сообществ, бизнес-групп и т. п. Выявление и интеграция этих множественных интересов предполагает использование специальных процедур. И наконец, обязательное свойство форсайта — его систематичность, означающая организацию «предвидения» в режиме регулярно возобновляемого процесса составления и уточнения желаемого облика будущего.

Методическую основу форсайта образует постоянно расширяющееся множество инструментов, включающее уже десятки специальных как качественных, так и количественных методов (интервью, обзоры литературы, морфологический анализ, «деревья соответствий», ролевые игры, сценарии, анализ взаимного влияния, моделирование и др.), из которых наиболее интенсивно используется лишь небольшая часть. В числе самых продуктивных методических подходов — так называемые синтетические методы: метод Дельфи, критические технологии, разработка сценариев, технологическая дорожная карта, формирование фокус-групп и экспертных панелей. Повышенное внимание в технологии форсайта уделяется созданию коммуникативных площадок для лиц, готовящих и принимающих решения (представителей министерств и ведомств, организаций бизнеса, научных организаций и ведущих экспертов), в силу чего определяющее место занимают методы, задающие граничные условия и форматы создания опросных панелей, генерирования сценарных вариантов развития, определяющие связность образов будущего и сопряженных с ними стратегий.

В практическом плане идеология форсайта в разных странах и в разных проектах реализуется с различными методическими и организационными особенностями, определяемыми множеством факторов: временными и ресурсными ограничениями, наличием достаточного количества высококвалифицированных экспертов, доступа к информационным источникам и даже национальными социокультурными традициями. Общим же, повторим, является требование обязательной сопоставление долгосрочных прогнозов, стратегий развития, выработки желаемого для всего общества варианта будущего и согласования путей его достижения. Однако на деле особое внимание уделяется достижению консенсуса между основными «игроками» по важнейшим стратегическим направлениям развития и форсайт все в большей степени становиться технологией переговоров элит путем организации их постоянного диалога (в рамках панелей экспертов, рабочих групп, семинаров, конференций и т. п.).

Таковы в самых общих чертах смысл и содержание форсайт-подхода, который зародился и окончательно сформировался применительно к задачам определения приоритетов научно-технического развития.

На этих же принципах основываются и собственно региональные фор- сайт-проекты, которые ничем не отличаясь в концептуальном и методическом отношениях от технологических форсайтов, имеют особенности лишь в своем предметном содержании (различные аспекты процесса регионального развития) и объектных приложениях (различные конкретные регионы).

Региональный форсайт в России делает пока первые шаги. На сегодня известность получили всего два проекта. Первый из них представляет собой пример региональной версии технологического форсайта, методами которого в 2006 г. проводилась работа по определению инновационных приоритетов Республики Башкортостан. Предметом рассмотрения в проекте стали 206 технологий, которые подверглись критериальной оценке с точки зрения «продвинутости» региональных исследований и разработок по соответствующим технологиям и их важности для региональной экономики. В итоге в рамках выделенных 7 направлений научно-технического развития региона, было определено 28 критических технологий, включающих в себя 75 технологий и 172 важнейших инновационных продукта. В частности, приоритетными были признаны управление транспортными средствами и системами нового поколения; создание новых поколений авиатехники, энерго-эффективных двигателей и движителей для транспортных систем. По мнению экспертов форсайт-проекта в будущем Башкирия, возможно, станет самым передовым в России центром производства авиационной техники на основе наноматериалов. По результатам работы правительство республики выразило готовность использовать результаты прогноза при подготовке программы социально-экономического развития региона.

Другой проект регионального форсайта являет собой попытку руководства Иркутской области использовать этот подход в качестве основного инструмента долгосрочного прогнозирования развития социально-экономической сферы, образования, науки и технологий в регионе.

Власти Иркутской области выделили три приоритетных направления для применения технологии форсайта — туризм, строительство и агропромышленный комплекс. В планах организаторов проекта — на основе обсуждения проблем сформировать видение будущего региона в целом и всех муниципальных образований на перспективу до 2030 г. Создана рабочая группа, в которую вошли представители администрации региона, общественности, научных и деловых кругов области. Учитывая слабую осведомленность привлекаемых к работе по проекту специалистов разных профилей о сути метода, начата работа по их ознакомлению с форсайтом. Сформирована база данных по экспертам, которые будут участвовать в проведения регионального форсайта. Планируется привлечь не менее 200 специалистов, которые примут участие в формировании итогового доклада. В дальнейшем этот документ будет доступен для широкого обсуждения и внесения в него дополнений и изменений по видению перспектив области. Иркутский проект является, по сути, первым отечественным опытом использования форсайта применительно к проблемам социально-экономического развития региона.

Таким образом, концептуально региональный форсайт позиционируется в качестве новой формы развития прогностических методов, связанной с применением специального инструментария, увязывающего методические приемы качественного долгосрочного прогнозирования с принципами стратегического планирования социально-экономического развития регионов. Особенности регионального форсайта свидетельствуют о большой сложности этого инструмента, которая будет порождать большие трудности на пути его практического применения в условиях современной России. В ряду этих трудностей наибольшую тревогу вызывает проблема, обусловленная отсутствием культуры взаимоотношений экспертных сообществ, недостаточным опытом горизонтального взаимодействия в стране с укрепляющейся субординационной идеологией «вертикали власти» как в отношениях между центром и регионами, так и внутри самих последних.

 

Модуль 6 Стратегическое планирование в федеральных округах и регионах

Основные приоритеты стратегических планов социально-экономического развития субъектов Федерации, формирующих ФО

 

Одним из важнейших элементов совершенствования системы управления развитием экономики российских регионов являются стратегии социально-экономического развития федеральных округов (макрорегионов).

Стратегии социально-экономического развития федеральных округов (макрорегионов) позволят детализировать для уровня федерального округа (макрорегиона) цели и приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации, определенные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, и обеспечить согласованность с данными целями и приоритетами стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа (макрорегиона), а также стратегиями развития отраслей экономики и социальной сферы.

Стратегии развития округов и регионов должны быть увязаны с прогнозом долгосрочного социально-экономического развития России и долгосрочной бюджетной стратегией.

Стратегии социально-экономического развития федеральных округов (макрорегионов) должны стать ориентиром для реализуемых на территории государственных программ, федеральных целевых программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий на среднесрочную перспективу, а также инструментом оценки эффекта отраслевых программ для комплексного территориального развития.

Важным инструментом реализации стратегий должна стать реализация крупных региональных и межрегиональных инвестиционных проектов, что позволит создать в регионах точки экономического роста, снять инфраструктурные ограничения дальнейшего развития за счет оптимальной концентрации производительных сил и комплексного отраслевого развития территорий. При этом одним из механизмов реализации проектов станет государственно-частное партнерство.

В совокупности стратегии социально-экономического развития федеральных округов (макрорегионов), субъектов Российской Федерации, а также документы стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, должны создать основу планирования и реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса и обеспечить прозрачность процесса принятия соответствующих решений на государственном уровне.

Указанные документы стратегического планирования должны быть взаимоувязаны с документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые в свою очередь представляют собой один из инструментов управления комплексным развитием территорий и создают пространственно-территориальную основу для реализации стратегий и программ социально-экономического развития регионов и государства в целом.

Формирование единой системы документов стратегического и территориального планирования, предполагает:

- унификацию процессов планирования на уровне федеральных округов (макрорегионов) и субъектов Российской Федерации по методологическим подходам, срокам (горизонтам) планирования, процедурам межуровневого и межрегионального согласования, использованию механизмов регионального развития;

- создание механизма взаимного согласования и корректировки документов системы стратегического и территориального планирования федерального, регионального и муниципального уровня на конкретных территориях;

- разработку системы мониторинга и оценки эффективности реализации документов стратегического и территориального планирования, что также должно осуществляться на единой методологической основе, соответствующей общей системе мониторинга и оценки эффективности Российской Федерации.

Таким образом, должны быть скоординированы, взаимосогласованы и взаимоувязаны следующие документы:

- стратегии федеральных округов (макрорегионов) и стратегии развития субъектов Российской Федерации;

- стратегии развития отдельных территорий с федеральными отраслевыми стратегиями;

- стратегии развития субъектов Российской Федерации, прежде всего, регионов-соседей, между собой;

- схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований между собой и со схемой территориального планирования Российской Федерации;

- схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации и Российской Федерации с документами стратегического планирования субъектов Российской Федерации и федеральных округов (макрорегионов).

Реализация данных положений, в частности, имеет существенное значение при определении приоритетных направлений инвестирования и размещения крупных инфраструктурных объектов на конкретных территориях.

Дальневосточный федеральный округ

Стратегической целью развития Дальнего Востока определено формирование развитой экономики и комфортной среды обитания населения, достижение среднероссийского уровня социально-экономического развития в интересах решения геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке.

Жизненно важным фактором социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке, является состояние транспортной и энергетической инфраструктуры, что требует решения в долгосрочном периоде проблем газификации, формирования распределенной энергосистемы, оптимизации транспортных и энергетических тарифов, создания единой связной системы транспортных коммуникаций с ее постепенной интеграцией в общероссийскую и мировые транспортные системы.

Импульс развитию Владивостокской агломерации даст проведение предстоящего саммита АТЭС-2012, что в совокупности с ролью Владивостока как восточных океанских ворот России в значительной мере определяет приоритетные специализации этой агломерации. Приморье призвано выступить как стратегический транспортно-логистический комплекс, включающей портовую сеть и международный авиационный узел; получит развитие рыбохозяйственный кластер, включающий добычу и переработку водных биоресурсов, судостроение и судоремонт; будет востребовано производство строительных материалов. Основу развития туризма составит создание сервисно-туристического и делового комплекса на о. Русский.

Для Хабаровской агломерации и территориально-производственного комплекса г. Комсомольск-на-Амуре в качестве перспективных экономических специализаций выступают авиастроение, судостроение и судоремонт, добыча и переработка лесных ресурсов и полезных ископаемых. Будет развиваться экономическая интеграция Хабаровской агломерации с Республикой Саха (Якутия), субъектами Российской Федерации в Прибайкалье, Еврейской автономной областью, Амурской и Сахалинской областями, основой чему послужит укрепление нефтегазоперерабатывающего и металлургического кластеров в Хабаровской агломерации на базе глубокой переработки полезных ископаемых, добываемых на месторождениях в этих субъектах Российской Федерации, с последующей транспортировкой продукции с высокой добавленной стоимостью на рынки стран АТР. Возрастет роль г. Хабаровска как крупного транспортно-логистического центра. На базе Ванино - Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла будет формироваться прибрежная портово-промышленная зона опережающего экономического развития.

Это даст дополнительный импульс развитию в Амурской области и Еврейской автономной области добычи и первичной переработки запасов золотоносных, железорудных и марганцевых месторождений.

Для Амурской области стратегическое значение приобретут также создание космодрома «Восточный» и формирование кластера на базе космической деятельности с участием предприятий Хабаровского края и Амурской области, развитие лесоперерабатывающих производств и агропромышленного комплекса, который вместе с сельским хозяйством на юге Хабаровского края и севере Приморского края станет доминировать в этом секторе экономики округа, а также создание новых промышленных центров угольной, черной, цветной металлургии на базе освоения природно – ресурсной зоны БАМ. Байкало-Амурская магистраль получит дальнейшее развитие, что позволит поддержать перспективные грузопотоки с вновь осваиваемых крупных месторождений минерального сырья и предприятий по их переработке, а также угля, в центральную Россию и на экспорт в страны АТР.

Перспективы развития островной зоны Дальневосточного федерального округа – о. Сахалина, п.о. Камчатки и Курильских островов - связаны с формированием биоресурсного кластера (основу которого составят добыча и переработка водных биоресурсов и марикультура), с добычей, переработкой и экспортом, прежде всего, на рынки стран АТР продукции нефтегазового сектора, а также разработкой и транспортировкой ресурсов угольных и золотоносных месторождений Камчатки, что, в свою очередь, создает условия для развития портового комплекса на этих островах.

На основе уникальных природных ландшафтов Камчатки, Приморья, Курил перспективы имеет развитие морской рекреации, экологического, этнографического и экстремального туризма.

Направления экономического развития Республики Саха (Якутия) определяются ее значением как природной кладовой Дальнего Востока, богатой всеми видами полезных ископаемых. На северо-востоке Якутии будет развиваться добыча рудных полезных ископаемых на базе золоторудных, медно-вольфрамовых и полиметаллических месторождений Томпонского горнопромышленного района, а также топливно-энергетических ресурсов на базе Талаканского, Чаядинского, Среднеботуобинского нефтегазоконденсатных и Отрадненского газоконденсатного месторождений. На западе Якутии будет сосредотачиваться разработка алмазных и нефтегазовых месторождений, газоперерабатывающая и гелиевая промышленность, на юге – добыча угля, железных руд, золота и урана.

Высокие темпы развития и увеличение своего вклада в производство совокупного продукта Дальневосточного федерального округа продолжит демонстрировать Сахалинская область, наращивая объемы нефтедобычи. Ожидаемый рост инвестиционной активности и промышленного производства в регионе напрямую связан с реализацией планов нефтегазовых компаний по освоению новых разведанных месторождений нефти и газа в рамках проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Сахалин-3».

Перспективы экономического развития Магаданской области связаны с использованием преимуществ зон территориального развития и освоением ресурсов Яно-Колымской золоторудной провинции, Россошинского и Шаманихо-Столбовского рудно-россыпных месторождений, железных руд и цветных металлов Ороекского полиметаллического и Омолонского рудного месторождений, а также топливно-энергетических ресурсов Ланковского и Мелководненского угольных месторождений и нефтегазовых месторождений шельфа Охотского моря. Основой экономического развития Чукотки станет разработка золото-серебряных месторождений, а также добыча меди и молибдена на территории Билибинского района автономного округа.

Для геополитически важных регионов – Магаданской области, Чукотского автономного округа, Камчатского края, расположенных на северо-востоке округа, которые характеризуются депрессивным состоянием и не имеют возможности преодолеть существенное отставание в уровне социально-экономического развития от среднероссийского исключительно за счет собственных ресурсов - требуются особые меры экономического регулирования на федеральном уровне.

Стратегической задачей является повышение транспортной доступности, в том числе в экономическом отношении, Дальнего Востока, что требует оптимизации транспортных тарифов на перевозки авиационным и железнодорожным транспортом.

Наряду с созданием благоприятных экономических условий для развития субъектов Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе путем диверсификации региональных экономик, инновационного развития традиционных экономических специализаций на условиях частных инвестиций и, как следствие, роста занятости и качества жизни населения необходимо проведение особой социальной политики, прежде всего в сферах здравоохранения, образования и культуры, предусматривающей меры по привлечению и закреплению населения на Дальнем Востоке.

Значительный вклад в решение этих задач вносит развитие университетов. В Дальневосточном федеральном округе в 2009 году создан Дальневосточный федеральный университет, деятельность которого нацелена на содействие формированию макрорегиональной системы кооперации промышленных предприятий, бизнеса, инновационной инфраструктуры, научных и образовательных организаций.

Образовательный кластер на базе федерального университета предполагает формирование следующих опорных элементов: исследовательские центры мирового уровня в соответствующих областях; целевая инфраструктура коммерциализации исследований и разработок; образовательные программы массовой и элитной подготовки специалистов; совместные программы переподготовки специалистов с ведущими компаниями; сети коммуникации между компаниями соответствующих секторов в макрорегионе.

Также в Дальневосточном федеральном округе в 2009 году создан Северо-Восточный федеральный университет, деятельность которого предусматривает следующие приоритетные направления: обеспечение экологической безопасности и технологически эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального природопользования; использование наукоемких технологий и производств в условиях Севера; повышение качества жизни на Севере; сохранение и развитие культуры народов Арктики; аналитическая и кадровая поддержка инновационного социально-экономического развития Северо-Востока России.

Сибирский федеральный округ

Стратегической целью развития Сибири является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов России в мировом сообществе.

В западной части Сибири выделяется инновационно-промышленная зона с центрами в городах Новосибирске, Томске и Омске с диверсифицированным развитием всего спектра обрабатывающих производств, включая химию, нефтехимию и машиностроение, на основе научно-образовательного потенциала, приоритеты которого составляют биогенетика и биотехнологии, медицина и фармацевтика, информационные, промышленные и ядерные технологии. Перспективным направлением развития Западной Сибири является формирование нового крупного промышленного района, нацеленного на глубокую и комплексную переработку имеющегося на территории Томской области минерально – сырьевого (нефть, свободный и попутный газ, Бакчарское железорудное месторождение) и лесного сырья.

Развитие Южной Сибири (юг Новосибирской и Омской областей, Алтайский край и Республика Алтай) обусловлено традиционной агропромышленной специализацией, а также наличием значительных и уникальных туристско-рекреационных ресурсов. Возможности развития новой экономики представлены формирующимся био-фармацевтическим кластером Алтайского края. Южносибирская зерновая зона входит в число крупнейших в стране, но высокие транспортные тарифы сдерживают реализацию зерновой, мукомольной и мясомолочной продукции за пределами региона. Мощный базис развития всего Алтая может составить добыча и переработка широкого спектра ресурсов рудных и нерудных месторождений (бурого угля, висмута, меди, кобальта, вольфрама, железных руд, полиметаллов, золота и серебра).

Перспективы развития Кузбасса и Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса определяются добычей и глубокой переработкой угля с его газификацией и ликвификацией, химией и углехимией, промышленной добычи метана из угольных пластов металлургическими и машиностроительными производствами, тепло-гидро-электронергетикой.

Особое значение для развития Сибирского федерального округа приобретает Красноярская агломерация, в которой наряду с развитием традиционных для нее экономических специализаций – химии и нефтехимии, тяжелого и сельскохозяйственного машиностроения, цветной металлургии, деревообработки, транспортной логистики, науки и образования – будут концентрироваться функции по управлению развитием и освоением территорий сопредельных регионов.

Экономический потенциал развития республик Тыва и Хакасия определяется наличием богатой сырьевой базы для развития металлургии – Чаданского, Каа-Хемского и Элегестского месторождений каменного угля, Кызыл-Тыштыгского свинцово-цинкового месторождения, Ак-Сугского, Улуг-кадыросского и Кижихемского медно-молибденовых месторождений, никель-кобальтового месторождения Хову-Аксы, однако реализация этого преимущества сдерживается низким уровнем обеспеченности транспортной и энергетической инфраструктуры территории Тывы, где располагаются эти природные запасы.

Отдельным центром экономического роста становится Нижнее Приангарье, на территории которого формируется промышленно-энергетический комплекс по добыче и глубокой переработке цветных и редких металлов, топливных, лесных и иных природных ресурсов. Развитие этого комплекса в силу географических, природных, экономических факторов тесно связано с развитием индустриальной зоны на северо-западе Иркутской области, где сосредоточены лесная и лесоперерабатывающая промышленность, добыча и глубокая переработка рудных полезных ископаемых, в том числе драгоценных металлов, металлургия. В совокупности с зоной добычи рудных полезных ископаемых в западной Якутии, и зоной прокладки трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» эти территории образуют единый пояс освоения природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока.

Одним из центров постиндустриального развития округа стала Иркутская агломерация, в которой сосредоточены нефтепереработка и нефтехимия, алюминиевая промышленность, обогащение урана, авиастроение, производство строительных материалов, лесопереработка, научно-образовательная деятельность, создание информационных технологий, транспортно-логистические функции.

Развитие восточной части Сибирского федерального округа связано с освоением природных богатств Забайкалья (Республика Бурятия и Забайкальский край) – широкого спектра минерально-сырьевых ресурсов (плавикового шпата, урана, меди, молибдена, железных и полиметаллических руд) с их транспортировкой на внутрироссийский рынок, в страны АТР и Юго-Восточной Азии.

Уникальный природный объект мирового значения – озеро Байкал, обуславливая особый режим природопользования прилегающей территории Иркутской области и Республики Бурятии, одновременно формирует значительный туристический и рекреационный потенциал этих субъектов Российской Федерации, реализации которого способствуют создаваемые особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. Горные ландшафты Саян создают дополнительные возможности для развития экологического и этнографического туризма в округе.

Для реализации экономического потенциала Сибири необходимо транспортное и энергетическое обеспечение комплексного развития всех крупных городов и агломераций (Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Омск, Томск, Кемерово, Новокузнецк, Барнаул) как опорного каркаса расселения в «коридоре» от Поволжья до Дальнего Востока с учетом укрепления международного железнодорожного транспортного коридора между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой, обустройства пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на границе с Китаем, Монголией и Казахстаном.

Особое значение для социально-экономического развития Сибири приобретет наращивание мощности транспортно-логистических узлов в Омске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, обеспечивающих меридиональное транспортное сообщение (в том числе с использований водных транспортных путей). Водные пути Сибири должны создать основу для развития значительной части территорий роста Красноярского края, Иркутской и Томской областей. Формирующаяся система транспортных коридоров усилит процессы интеграции прибайкальских регионов с дальневосточными.

Вследствие постоянного удорожания транспортного сообщения и поддержания жизнедеятельности на периферийных территориях с очаговым расселением и сокращающейся численностью населения (в Республике Тыва, Забайкалье, на севере Красноярского края, Иркутской области, Республике Бурятии, Забайкальском крае) требуется проведение целенаправленной государственной политики, направленной на создание рабочих мест и экономически благоприятных условий для проживания населения.

Особое значение для стабильного и устойчивого социально-экономического развития Сибирского федерального округа приобретает комплекс мер, направленный на сохранение традиционной культуры коренных малочисленных народов Сибири и использование её потенциала при развитии туристско-рекреационных зон.

Северо-Кавказский федеральный округ

Главной целью развития Северо-Кавказского федерального округа является обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, создания новых рабочих мест, а также для повышения уровня жизни населения. При этом запланирован переход указанных субъектов Российской Федерации от политики стабилизации к политике форсированного роста, в рамках которой ключевыми направлениями государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения самодостаточного существования субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также содействие их интеграции в национальную и мировую экономику.

Важным условием предотвращения проявления экстремизма и терроризма на территории Северо-Кавказского федерального округа является сохранение и развитие многообразия традиционных культур народов, проживающих на его территории, государственная поддержка проектов в области культуры, направленных на проявление толерантности и патриотическое воспитание граждан. Потенциал развития Ставропольского края и республик Северного Кавказа в значительной мере определяется развитием их традиционных экономических специализаций - курортно-рекреационного и агропромышленного комплексов. Для республик Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания перспективы связаны с развитием горного, этнографического туризма и рекреации, производства пищевой продукции и возрождением животноводства. Развитие Республики Дагестан связано с освоением ресурсов каспийского побережья (курортно-рекреационный комплекс, нефтедобыча, портовый транспортно-логистический комплекс). Республики Чечня и Ингушетия будут играть роль территорий восстановления экономики с перспективной специализацией в нефтедобыче и нефтепереработке, промышленности строительных материалов. Для экономики Ставрополья наряду с использованием потенциала природных ресурсов Кавказских минеральных вод и сельского хозяйства ведущее значение может приобрести развитие машиностроения, газонефтехимического и химического производств.

Дополнительный базис для развития экономики округа может составить добыча и переработка ресурсов Тырныаузского месторождения вольфрама в Кабардино-Балкарии и титано-циркониевых месторождений Ставропольского края.

Приоритетным проектом для Северо-Кавказского федерального округа должны стать строительство транспортных логистических центров, которые позволят доставлять на удаленные рынки товары массового спроса и скоропортящуюся продукцию агропромышленного комплекса, производство которой широко развито в регионе.

Северо-Кавказским федеральным округом может быть использован потенциал транзитных коридоров Европа - Азия, проходящих через округ.

Приволжский федеральный округ

Стратегической целью развития Приволжского федерального округа является улучшение качества жизни населения за счет повышения производительности труда и формирования конкурентоспособной экономики округа на основе сбалансированного взаимовыгодного партнерства гражданского общества, бизнеса и власти.

В целях улучшения условий жизни в сельской местности должны решаться задачи развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений, в том числе развития транспортной, энергетической, информационной и телекоммуникационной инфраструктур, необходимых для ликвидации разобщенности городов и сельских поселений.

Важной задачей является становление Приволжского федерального округа в качестве одного из российских лидеров инновационного технологического развития.

Развитие северной части Приволжского федерального округа (Пермский край, Удмуртская Республика и Кировская область) определяется потенциалом их традиционных отраслей (машиностроительный комплекс, включая оборонные отрасли и атомную промышленность, металлургия, сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс, химия и нефтехимия).

В качестве отдельных зон округа выделяются республики Татарстан и Башкортостан. Центрами опережающего экономического развития Республики Татарстан являются Казанская агломерация с развитым авиа- и приборостроением, машиностроением, нефтехимией, транспортно-логистическим комплексом и научно-образовательной сферой (Казанский университет и отраслевые институты), а также восточный промышленный узел (города Елабуга, Набережные Челны, Менделеевск, Нижнекамск), основными секторами экономики которого являются нефтехимическая и химическая промышленность, имеющий особые перспективы автомобилестроительный кластер.

Потенциал экономического развития Республики Башкортостан определяется традиционными экономическими специализациями г. Уфы (нефтепереработка, химия и нефтехимия, производство авиационных двигателей, приборостроение), инновационное развитие которых будет опираться на научно-образовательный комплекс, а также промышленный узел городов Стерлитамак – Салават – Ишимбай с ориентацией на химическую и нефтехимическую промышленность и оборонное машиностроение. При этом экономика восточной части Республики Башкортостан тесно интегрирована с экономикой Челябинской области, опирающейся на горнорудно-металлургический комплекс и туризм.

В каждой республике традиционно развитое сельское хозяйство образует основу современного агропромышленного кластера.

Потенциал юга Приволжского федерального округа определяется развитием Самарско-Тольяттинской агломерации с развитым автомобилестроением, авиационно-космическим машиностроением, станкостроением, нефтедобычей, нефтепереработкой, нефтехимией, цветной металлургией, элеткроэнергетикой, транспортно-логистическим узлом, научно-образовательным комплексом, опирающимся на систему отраслевых исследовательских институтов, и туристско-рекреационным сектором. В качестве крупного межрегионального производственного центра агломерация обладает устойчивыми интеграционными связями с Республикой Башкортостан (автокомпоненты), Республикой Татарстан (нефтехимия) и Оренбургской областью (нефтепереработка).

Приволжские города Саратовской области (Саратов, Балаково) становятся зоной опережающего развития юго-запада Приволжского федерального округа с экономическими специализациями на обрабатывающей промышленности, электроэнергетике, химическом производстве, пищевой промышленности, агропромышленном комплексе и обеспечении транспортного транзита.

Центрами экономического роста также становятся город Ульяновск, в котором будут развиваться авиа- и автомобилестроение, пищевая промышленность, производство строительных материалов и высокотехнологичный ядерно-промышленный комплекс, и Пензенская область с экономическими специализациями на машиностроении, черной металлургии, металлообработке и агропромышленном комплексе.

Основу развития юго-восточной части Приволжского федерального округа (Оренбургская область) составляют нефтегазохимический комплекс, черная и цветная металлургия, машиностроение, а также сельское хозяйство.

Многофункциональным центром развития северо-западной части округа (Нижегородская область, Республики Мордовия, Чувашия, Марий Эл) является Нижегородская агломерация, экономика которой сочетает как традиционные отрасли (все виды транспортного машиностроения, металлургия, обрабатывающая промышленность, радиоэлектроника, химия и нефтехимия, транспортно-логистический узел, стекольная промышленность, лесной комплекс), так и секторы новой экономики (информационные и атомные технологии, фармацевтика, туризм, научный и научно-образовательный комплекс, инновационные транспортные технологии). Научный потенциал города Саров составляет основу для дальнейшего развития инновационных технологий.

Центрами роста становятся также города Саранск (развитие производства электро- и светотехники), Чебоксары (со специализацией на машиностроении), Йошкар-Ола (развитие военно-промышленного комплекса).

Дальнейший рост экономики округа в значительной степени будет зависеть также от сбалансированного развития транспортной, электроэнергетической, социальной и таможенно-логистической инфраструктуры, развития экологического и культурно-познавательного туризма. В частности, особое значение имеет увеличение пропускной способности автомобильных магистралей на левом берегу р. Волги, строительство новых мостовых переходов через р. Волгу. Требуется также увеличение генерирующих мощностей в северной части округа и модернизация сетевого хозяйства в субъектах Российской Федерации, расположенных на юге округа, для обеспечения развивающихся перспективных производств.

Центральный федеральный округ

Приоритетом развития Центрального федерального округа является сохранение лидирующих позиций в индустриально-постриндустриальном развитии страны, производстве интеллектуальных услуг и наукоемкой продукции, оказании сервисных услуг высокого уровня.

Ключевое значение для развития Центрального федерального округа имеет постепенный переход к полицентрической структуре пространственной организации его территории и формирование в системе столичной агломерации новых мест расселения с высокой транспортной доступностью, комфортной комплексной малоэтажной застройкой, высоким качеством жизни и инфраструктуры для ведения бизнеса, что создаст условия для деконцентрации сервисных и управленческих функций, размещения высокотехнологических производств, образовательных и научно-инновационных центров. Это потребует развития сети высокоскоростных автомобильных и железнодорожных магистралей, системы кольцевых и хордовых (соединительных) дорог.

Современное развитие Москвы и расширение границ столицы должно позволить городу стать одним из мировых городов-мегаполисов. Реализация планов по формированию мирового финансового центра, развитию городской инфраструктуры активно началось в 2010-2011 годах. Важную роль в реализации планов по развитию и расширению границ Московского региона играет создание в 2010 году инновационного центра «Сколково», который будет активно расширяться в рамках программы строительства на 2011 – 2015 годы.

Перспективы Москвы также связаны с реализацией межрегионального проекта федерального значения – скоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург.

Московская агломерация будет развиваться как крупнейший российский научно-образовательный, инновационный, административно-управленческий, культурно-исторический, финансовый центр. Ее значение как ключевого транспортно-логистического узла возрастет за счет формирования системы авиахабов, развития международных и российских полимагистральных транспортных коридоров, а также транспортной сети, связывающей административные центры субъектов Российской Федерации в составе Центрального федерального округа с г. Москвой. Особую роль играет развитие западного полимагистрального направления, связывающего столичную агломерацию и всю страну с основными торговыми партнерами в Европе.

Серьезный импульс экономическому развитию округа даст укрепление промышленного сектора городов-центров сопредельных с Московской областью субъектов Российской Федерации, которое будет достигнуто как перемещением столичных промышленных предприятий, так и созданием новых многопрофильных обрабатывающих производств с ориентацией на емкий рынок Московской агломерации в условиях повышения пропускной способности железнодорожных магистралей и скорости сообщения на них, формирования системы кольцевых и хордовых дорог. Профиль этих производств в определенной степени будет определяться исторически сложившими и естественно-природными специализациями, географическим положением субъектов Российской Федерации.

Для Ярославской области приоритетами являются развитие машиностроения и производства автокомпонентов, нефтехимического комплекса, научно-образовательного и туристического комплекса. В Костромской и Ивановской областях перспективы связаны, соответственно, с лесопереработкой и формированием текстильного кластера (при условии его переориентации на производство малосерийной продукции с высокой добавленной стоимостью). Во Владимирской и Тверской областях исторически сложились условия для развития машиностроения, в Рязанской области - для машиностроения, нефтепереработки и агропромышленного комплекса, в Тульской области – для машиностроения, металлургии, химической промышленности и сельского хозяйства. В Калужской области продолжится развитие автомобилестроительного кластера и высокотехнологических производств (включая электронику), чему способствует мощный научно-инновационный потенциал г. Обнинска. В Смоленской области накоплен потенциал для развития ювелирной промышленности и производства электрооборудования для военно-промышленного комплекса; пограничное положение Смоленской и Брянской областей дает возможность поддержать их развитие путем организации зон регионального развития.

Приоритетные направления развития субъектов Российской Федерации, расположенных в Центрально-Черноземной зоне, связаны с использованием их природоресурсной базы – плодородных земель и рудных запасов Курской магнитной аномалии.

Агропромышленный комплекс таких субъектов Российской Федерации (Орловская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская, Белгородская области) будет развиваться по мере расширения рынков сбыта пищевой продукции (сахара, растительного масла, муки, плодоовощной продукции, молочной и мясной продукции и др.) в крупнейшие центры потребления (прежде всего, города Москву и Санкт-Петербург), которые пока ориентированы на импорт пищевой продукции, а также на основе применения современных технологий выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции, включая производство биотоплива.

Инновационный вектор развития горнодобывающей и металлургической отраслей на базе рудных запасов Курской магнитной аномалии в Белгородской, Курской и Липецкой областях и титаново-циркониевых месторождений в Тамбовской области, авиационной промышленности и машиностроения в Воронежской области связан с применением новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и качества продукции.

Туристско-рекреационный потенциал округа связан с формированием единого туристического комплекса в системе городов «Золотого кольца» и иных исторических городов и уникальных объектов историко-культурного наследия, а также развитием инфраструктуры делового туризма в центрах деловой активности округа.

Приграничные субъекты Российской Федерации, входящие в состав Центрального федерального округа, заинтересованы в более тесной интеграции с Украиной и Белоруссией. Перспективы дальнейшего развития торгово-экономического, научно-технического, культурного сотрудничества в значительной мере будут зависеть от политических аспектов отношений с этими странами, способности обеспечить создание благоприятных условий и ликвидацию искусственных препятствий, сдерживающих развитие взаимовыгодных связей. Во многом этому может способствовать подписание соглашения о свободной торговле, направленного на осуществление торговли без ограничений и изъятий, в особенности на приграничных территориях, совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы таможенного оформления, налогообложения, сертификации товаров, пересечения границы жителями приграничных регионов, организации и обустройства пунктов пропуска, охраны окружающей среды, развития инфраструктуры приграничных регионов Центрального федерального округа.

Центральный федеральный округ, располагая развитой транспортной системой с высокой плотностью железных и автомобильных дорог (большей, чем в среднем по России), играет ключевую роль в транспортной структуре страны. Большая часть авто- и железнодорожных маршрутов, связывающих между собой разные части России, а также Россию с Европейским союзом, проходят по территории округа, преимущественно через Московский транспортный узел. Поэтому вопрос организации рациональной системы перевозок в округе – это вопрос рационализации транспортного сообщения в России в целом. Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры округа состоит прежде всего в оптимизации транзитной системы перевозок (внутренней и внешней).

Главным методом внешней оптимизации является более рациональное использование сети дорог в европейской части страны. С учетом развития международной торговли, особенно на направлениях Европа – Азиатско-Тихоокеанский регион, Россия - Азиатско-Тихоокеанский регион и Россия - Европа, ключевую роль в оптимизации грузопотоков должны сыграть маршруты Европа - Западный Китай (Северо-Запад России - Поволжье - Казахстан - Западный Китай), Поволжье - порты Северо-Запада, Урал - порты Северо-Запада (Белкомур и Баренцкомур), Урал - Поволжье - порты Каспийского и Черного морей. При увеличении контейнерных перевозок между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы через порты России должно быть предусмотрено их перераспределение с Транссибирской железнодорожной магистрали в обход Московского транспортного узла.

Южный федеральный округ

Стратегическая миссия Южного федерального округа состоит в превращении в одного из российских лидеров инновационного развития, в оплот стабильности и мощного конструктивного российского влияния на территории Кавказского макрорегиона, в черноморском и каспийском бассейнах.

Основными приоритетами экономического развития Южного федерального округа являются:

1. Реализация конкурентных преимуществ в аграрном секторе, предполагающая усиление интенсивного вектора развития в растениеводстве (включая изменения структуры посевных площадей и возделываемых культур, развитие агротехнологий, генетики, селекции, собственного семеноводства и орошаемого земледелия) и животноводстве (с приоритетным развитием крупных фермерских хозяйств и индустриальных форм производства, в большей мере способных интегрироваться с перерабатывающим сектором и создать основу для развития мясопереработки и производства молочной продукции), углубление переработки сельскохозяйственной продукции (мукомольно-крупяная и кондитерская промышленность, производство комбикормов, крахмалов и пищевкусовых добавок, растительных масел и жиров, а также продуктов на их основе, создание производств по переработке эндокринно-ферментного сырья, шкур КРС и свиней, а также изготовлению высококачественной кожи и др.); развитие аквакультуры, в том числе внедрение в производство новых объектов выращивания (товарные осетровые, форель, сомовые и другие) и развитие рыбоперерабатывающих производств.

2. Модернизация и развитие машиностроения на основе технологических инноваций, в особенности в приоритетных секторах транспортного, сельскохозяйственного и энергетического машиностроения.

3. Развитие транспортно-логистического комплекса, в том числе ориентированного на обслуживание экспортно-импортных потоков, предполагающее расширение существующей и создание новой транспортно-логистической инфраструктуры; обеспечение эффективного взаимодействия всех видов транспорта с достижением международных стандартов при оптимизации уровня издержек на всех стадиях транспортного процесса.

Приоритетным, в частности, является реализация проектов, направленных на расширение существующих транспортных возможностей региона: строительство до 2017 года аэрокомплекса «Южный» (ХАЕ), направленного на обслуживание транзитного пассажиро- и грузопотока в (из) страны Закавказья, Южной Европы, Азии и Африки; строительство универсального порта в портово-промышленной зоне «Заречная» Ростова-на-Дону; строительство специализированных терминалов (Азовский порт и др.).

4. Развитие туристско-рекреационного комплекса.

Перспективы развития северо-западной части округа (Ростовская область) связаны с Ростовской агломерацией (города Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Таганрог, Батайск, Азов и города восточного крыла Донбасса), экономика которой специализирована на транспортном, энергетическом и сельскохозяйственном машиностроении, металлургии, угледобывающей промышленности, транспортной логистике (с опорой на порт Тамань), агропромышленном секторе, туризме, производстве строительных материалов, а также секторах новой экономики (информационные технологии, научно-образовательный комплекс, инновационные транспортные технологии).

Центрами развития Азово-Черноморской части округа становятся группы городов Новороссийск-Анапа-Геленджик (рекреационно-курортный комплекс и туризм, транспортно-логистические услуги, промышленность стройматериалов, нефтедобыча, специализированное сельское хозяйство), Сочи-Адлер-Туапсе (рекреационно-курортный комплекс и туризм), Краснодар-Армавир-Горячий Ключ-Кропоткин (машиностроение, рекреационно-курортный комплекс, транспортно-логистические услуги, агропромышленный комплекс), что потребует дальнейшего развития Новороссийского порта и необходимой социальной, транспортной и информационной инфраструктуры.

Основные стратегические приоритеты Республики Адыгея связаны с ускоренным развитием туристско-рекреационного комплекса, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, строительной индустрии, формированием эффективной транспортной и энергетической инфраструктуры.

Для экономик субъектов Российской Федерации, расположенных в низовьях р. Волги, локомотивами опережающего экономического роста выступают, в основном, обрабатывающие отрасли и сельское хозяйство. Для Волгоградской области перспективы связаны с развитием металлургии, химии, ориентированного на производство дорожно-строительной техники машиностроения, научно-образовательного комплекса, транспортной логистики и агропромышленного комплекса. В Астраханской области опережающими темпами будут развиваться судостроение, нефтегазодобыча, нефтегазопереработка, агропромышленный комплекс. С точки зрения межрегиональной интеграции и разделения труда, экономики этих субъектов Российской Федерации в силу сложившихся экономических специализаций и общей инфраструктуры интегрированы с субъектами Российской Федерации, входящими в состав Приволжского федерального округа, в большей степени, чем с другими субъектами Южного федерального округа. Экономические перспективы Республики Калмыкия связаны с переходом на современные технологии выращивания и переработки продукции в ее традиционной экономической специализации - агропромышленном комплексе.

Ключевыми условиями реализации экономического потенциала субъектов Российской Федерации, расположенных в Южном федеральном округе, выступают переход к конкурентоспособной экономике с диверсификацией ее традиционных специализаций и снятие инфраструктурных (прежде всего, в области транспорта) ограничений их развития.

На территориях субъектов Российской Федерации, обладающих богатым природно-рекреационным, историко-культурным потенциалом, необходимо создать условия для опережающего развития туристической отрасли, что, в свою очередь, даст импульс развитию пищевой промышленности, сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства коммерческой и жилой недвижимости. Для экономического подъема субъектов Российской Федерации, в которых накоплен мощный индустриальный потенциал, определяющее значение будет иметь оказание государственной поддержки модернизации их перспективных базовых отраслей с целью повышения производительности труда и производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

Дополнительный базис для развития экономики округа может составить добыча и переработка ресурсов Каменск-Шахтинского золотоносного месторождения и, месторождений антрацита в Ростовской области, месторождений поваренной соли в Краснодарском крае.

Развитие транспортной системы округа связано, прежде всего, с повышением ее связности и наращиванием пропускной способности всех видов транспортных коммуникаций.

Реализация транзитного потенциала транспортной системы округа и увеличение внешнеторгового грузооборота связаны с повышением пропускной способности железнодорожного транспорта и переходом к скоростному движению, организацией взаимодействия морского и железнодорожного видов транспорта с образованием крупных транспортных узлов на базе логистических центров и терминалов, развитием системы морских портов на Азово-Черноморском и Каспийском побережьях, Таманском полуострове, водно-транспортного сообщения между Каспийским и Черным морями и водных путей на участках международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Дунай-Дон-Волга», а также создания авиахаба на базе аэропорта г. Ростов-на-Дону.

Уральский федеральный округ

Стратегической целью развития Уральского федерального округа является повышение уровня и качества жизни населения на основе эффективной реализации конкурентных преимуществ его регионов, связанной с системно-инновационным преобразованием производственного комплекса, обеспечением эффективного использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы округа, а также реализацией его транзитного потенциала.

Перспективы развития Уральского федерального округа связаны с дальнейшим развитием и повышением конкурентоспособности металлургии (на Среднем и Южном Урале), тяжелого, химического, сельскохозяйственного, энергетического машиностроения (в городах Екатеринбурге и Челябинске), нефтехимии в крупной Уральской промышленной зоне опережающего экономического развития путем реконструкции и модернизации действующих производств и строительства новых предприятий, обеспечивающих глубокую переработку минерально-сырьевых ресурсов и внедрение ресурсосберегающих технологий, а также освоение производства высокотехнологичной наукоемкой продукции, в особенности, в таких отраслях, как энергетика, авиа- и ракетостроение, материаловедение и электротехника, космические системы управления и связи, приборостроение, нефтедобывающее, транспортное машиностроение (в городах Екатеринбург, Челябинск, Курган), строительная индустрия, пищевая и перерабатывающая промышленность.

Основные стратегические приоритеты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа – связаны с дифференциацией экономики регионов, повышением эффективности воспроизводства минерально-сырьевой базы и нефтегазодобывающей промышленности, а также с сохранением традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов.

Развитие южного Урала связано с агропромышленной специализацией этой зоны (отдельные районы Тюменской и Курганской области) – производством продукции овощеводства, животноводства, зерна, которое ориентировано на внутреннее потребление в округе.

Стратегическое значение для развития экономики округа имеет реализация проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», который позволит освоить минерально-сырьевые ресурсы восточного склона Урала (руды черных, цветных и драгоценных металлов, уголь, кварц, лесные ресурсы) и обеспечить дешевым сырьем и продуктами его переработки металлургические и машиностроительные предприятия Среднего и Южного Урала, что позволит высвободить ресурсы для их модернизации, а также обеспечит инфраструктурную поддержку полицентричного и полифункционального развития всего округа за счет снижения транспортных издержек, устойчивого энергоснабжения, усиления внутренней связности территории и интеграции округа в глобальную экономику.

Для реализации экономического потенциала Уральского федерального округа необходимо развитие транспортной, энергетической и таможенно-логистической инфраструктуры, обеспечивающей повышение внутренней связности территории и интеграции экономики округа в глобальную экономику.

Планируется развитие международных транспортных узлов, прежде всего, авиахаба в г. Екатеринбурге. Необходимо также обустройство и развитие системы современных пунктов пропуска через государственную границу в южноуральских субъектах Российской Федерации для стимулирования торговли со странами СНГ и снижения нелегальной миграции.

Решение задачи обеспечения предприятий Уральского федерального округа необходимыми трудовыми ресурсами предполагает дальнейшее развитие подготовки высококвалифицированных специалистов в научно-образовательных центрах округа. Реализация экономического потенциала в значительной мере зависит от проведения государством политики по инфраструктурной поддержке развития многочисленных монопрофильных городов при крупных предприятиях по добыче сырья и «первому переделу» (металлургии и др.) и создания во взаимодействии с частными компаниями условий для повышения уровня образования и мобильности работников.

Северо-Западный федеральный округ

Стратегия развития округа основана на использовании накопленного инновационного потенциала Санкт-Петербургской агломерации, а также выгодного местоположения для транзита экспортной продукции и развития импортозамещающих отраслей экономики; в северной части округа - на освоении природных ресурсов на длительную перспективу, расширении транзитных функций и развитии городов-центров, формирующих опорную систему расселения на слабоосвоенной территории.

Санкт-Петербург обладает потенциалом развития как центра инноваций, информационных технологий, научных разработок и прикладных исследований, высокотехнологичных производств; в нем усиливается концентрация финансовых, банковских и образовательных услуг.

Необходимо комплексное развитие транспортной системы Санкт-Петербургской агломерации - формирование транспортно-логистических узлов (авиахаба на базе аэропорта Пулково в г. Санкт-Петербурге, портов в Финском заливе с соответствующими экономическими специализациями и инфраструктурой), строительство Западного скоростного диаметра в г. Санкт-Петербурге, соединяющего Большой морской порт г. Санкт-Петербурга с Кольцевой автомобильной дорогой и сетью автомобильных дорог в Российской Федерации, завершение строительства скоростной автомагистрали и развитие скоростного железнодорожного сообщения Москва – Санкт-Петербург - Хельсинки для интеграции центров экономического роста крупнейших агломераций друг с другом и европейскими странами, а также обеспечение этих центров роста дополнительными энергоресурсами. Растущую роль в функционировании международных транспортных коридоров и Северного морского пути для транспортировки грузов в Европу, Азию и Америку будет играть развитие мурманского транспортного узла на базе мурманского порта.

Перспективы промышленного роста Северо-Западного федерального округа связаны, в основном, с развитием в Санкт-Петербургской агломерации высокотехнологичных импортозамещающих отраслей обрабатывающей промышленности - военно-промышленного комплекса, судостроения, автомобилестроения, приборостроения и электротехники, а также химии, деревообработки, пищевой отрасли. В среднесрочной перспективе производство автомобилей и автокомпонентов, биофармацевтика могут войти в число лидирующих отраслей при условии их значительной модернизации с помощью иностранных инвестиций. Все перечисленные экономические специализации также получат развитие на территории Ленинградской области, вместе с целлюлозно-бумажной промышленностью, переработкой сланцев, цветной металлургией.

Особую роль играет развитие судостроения и выпуск судового оборудования, оборудования для добычи нефти и газа на шельфе на базе военно-промышленного комплекса городов Архангельска и Северодвинска.

Развитие Вологодской области связано с металлургическим и химическим производством, машиностроением, пищевой промышленностью.

Наличие значительных запасов экономически доступных лесных ресурсов определяет перспективы развития крупного лесоперерабатывающего кластера на территории Вологодской области. К нему будет тяготеть лесопромышленный комплекс Республики Карелия, включающий лесозаготовительные, лесоперерабатывающие и целлюлозно-бумажные производства в районах городов Петрозаводска, Сортавалы, Медвежьегорска, Костомукши.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных