Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности Российской политической культуры.




 

Особенности политической культуры в современной России: - слаборазвитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на политическое участие; - предрасположенность к конформизму, легковерность и подвижность политических принципов; - подданническое отношение к любому центру реальной власти; - заидеологизированность мышления, непримиримость к любым нетрадиционным взглядам; - низкая компетентность в управлении делами общества и государства; - правовой нигилизм; - неразвитость гражданских позиций. В России подданническая политическая культура была дополнена рядом специфических черт, что обусловлено влиянием цивилизационных, географических, исторических факторов на ее развитие. К таким чертам относятся: 1. Подданнический тип политических ориентации обычно характеризуется общепринятой приверженностью всего населения к таким ценностям, как привычка подчиняться власти, дисциплинированность, наличие социальных гарантий, равенство. В России политическая культура дуалистична и представляет собой неорганическое взаимодействие двух социокультурных потоков, ориентирующиеся на различные системы ценностей. 2. Разобщенность и неоднородность российской политической культуры обусловили конфронтационный характер отношений между ее носителями. Противоположные представления и образы желаемого справедливого общества, существующие у различных социальных групп, при низкой общей культуре российского населения, постоянно сталкивались, составляя основу острой, порой жестокой, политической борьбы. Это объясняет, почему Россию на протяжении всей ее истории сотрясали бесконечные бунты, гражданские войны, революции. 3. Доминирование подданнических политических ориентации было обусловлено концентрацией политического господства в руках правящего класса, начиная с раннего средневековья. Процесс концентрации политического могущества был вызван тем, что освоение громадных российских просторов при отсутствии развитой технологической, материальной и коммуникационной инфраструктуры можно было осуществлять лишь с помощью сильной власти князей и их дружин. 4. Отсутствие свободного индивида и зрелого гражданского общества всегда приводит к тому, что политическая жизнь концентрируется в руках правящего класса. Политически бесправному населению приходилось лишь выполнять предписания правящего класса. Вывод: подданническая политическая культура сформировала устойчивые образцы политического поведения, которые сохраняют свою актуальность в современных условиях, несмотря на революционные потрясения XX века.

 

№40

Содержание и характер политической социализации.

 

Политическая социализация представляет собой сложный процесс взаимодействия индивида и политической системы. С одной стороны, политическая социализация включает целенаправленное воздействие политической системы на индивида путем передачи ему существующих в обществе политических ориентаций, ценностей и моделей политического поведения. С другой стороны, политическая социализация предполагает и собственную активность индивида по преобразованию предлагаемых основ политической культуры в свои собственные ценности и установки.

Можно выделить несколько факторов, влияющих на политическую социализацию. Это:

специфика политических отношений,

политического режима,

политической культуры и средств политической коммуникации.

Это также принадлежность индивида к тем или иным социальным и политическим группам. И, наконец, это психологические особенности субъекта.

Политическая социализация осуществляется в несколько этапов.

Первый этап, «допартиципаторный», характеризуется тем, что индивид еще не принимает личного участия в политическом процессе. Он охватывает период дошкольной фазы и частично фазу школьного обучения. Для него характерна преимущественно "первичная" политическая социализация.

Второй этап, «партиципаторный», охватывает несколько циклов человеческой жизни: овладение профессией, трудовая деятельность, создание семьи и т.д. Для этого этапа характерна так называемая "вторичная" политическая социализация. Ее особенности заключаются в том, что индивид уже освоил некоторые приемы усвоения и переработки информации и модели политического поведения. Он способен противостоять групповому воздействию, поэтому главную роль начинает играть так называемая обратная социализация. Она характеризуется тем, что человек может сам выбирать и усваивать определенные политические ценности и установки.

Третий этап политической социализации, «постпартиципаторный», начинается у разных индивидов и социальных групп в различные периоды жизни, чаще всего в пенсионном возрасте. Он характеризуется ослаблением политической социализации. В этом возрасте активность людей в политической жизни снижается, а существенных изменений сложившихся и устоявшихся политических взглядов обычно не происходит.

Передача политических ценностей, установок и моделей политического поведения осуществляется посредством воздействия на индивида конкретных людей и формальных институтов, получивших название агентов политической социализации, которые могут быть подразделены на политические (государство, политические партии и т.п.) и неполитические (семья, социальное окружение и т.п.).

На первом этапе политической социализации важную роль играет семья, которая формирует у ребенка основу политических ориентаций и моделей политического поведения. Именно семья долгое время является основным источником политической и иной информации. В странах развитой демократии до сих пор наблюдается сильная корреляция политических ориентаций детей и их родителей.

Другим важным агентом политической социализации является школа, которая целенаправленно способствует усвоению учащимися определенных ценностей, ориентаций и образцов поведения. Американская школа, например, воспитывает молодых американцев в духе "американской" исключительности и мессианства. В то же время учащиеся американских школ с детства ориентируются на достижение согласия во внутриполитических отношениях.

В современном мире важнейшим агентом политической социализации являются средства массовой коммуникации: газеты, журналы, радио, телевидение, кино, электронные средства связи. Средства массовой коммуникации способствуют внедрению элементов господствующей политической культуры в сознание человека. Наиболее сильное влияние на политическое становление личности оказывают телевидение и радио. CМИ воздействуют на процесс формирования общественного мнения по наиболее важным и актуальным политическим проблемам.

 

 

Процесс политической социализации имеет исторический характер, который определяется спецификой цивилизационного развития, расстановкой социальных и политических сил, особенностями политической системы, а также своеобразием восприятия всех этих факторов каждым индивидуумом. Политическая социализация имеет определенную классовую, политическую, моральную, эстетическую и этическую направленность, ставит своей задачей формирование “избирателя” с определенной политической культурой и направленностью.

Процесс социализации имеет стадиальный характер. Среди ученых нет единства в представлении о длительности каждого этапа и всего процесса в целом. Так, одни авторы считают, что социализация ограничена детским и юношеским возрастом, после чего можно говорить о ресоциализации. Другие считают, что социализация длится всю жизнь, а стадии ее соответствуют не только этапам взросления организма, но и вхождению человека в новые социальные группы. Поэтому, скажем, освоение пенсионером своей новой социальной роли также отмечает новую стадию социализации, требующую от личности получения новой информации, нового стиля отношений с людьми и новых навыков поведения в этой роли.

Ресоциализация предполагает не просто освоение новых социальных ниш, а переучивание того, что было прочно усвоено в детстве и юности и что составляло фундамент данной личности.

 

 

Процесс и учреждения политической социализации

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных