Демократический политический режим. Политический режим является неотъемлемой характеристикой государства, политической системы в целом
Политический режим является неотъемлемой характеристикой государства, политической системы в целом. Он раскрывает их функциональную сторону, И поэтому исследование политического режима приобретает все большее значение.
Наряду с понятием «политический режим» в политической науке часто употребляется понятие «государственный» (или «государственно-правовой»). Хотя эти понятия и являются однопорядковыми, но они далеко не однозначны. Государственно-правовой режим характе-ризует методы и способы осуществления власти. Политический режим, включая в себя государственно-правовой режим, складывается в результате функционирования всех компонентов политической системы.
Политический режим — это система методов и способов осуществления государственной власти степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение официальных конституционных и правовых норм с реальной политической жизнью. Можно сказать, что политический режим — это способ организации и функционирования политической жизни общества, определенный политический климат общества.
Выяснение сущности политического режима позволяет дать всестороннюю характеристику формы государства, раскрыть сущность властных отношений в обществе, состояние законности и т. д. Политический режим, конкретные формы его существования предопределяются тремя основами:
• экономической, в качестве которой выступает собственность на основные средства производства;
• политической, которой служит государство, наделенное политической властью, устанавливающее и поддерживающее в обществе порядок в интересах господствующих социальных групп;
• идеологической, которая представляет собой определенную идейно-политическую доктрину, выражающую интересы господствующего класса и утверждающую в сознании людей мысль о целесообразности существующего социально-политического устройства. Эта обусловленность политического режима определяет его специфику и конкретные формы проявления.
Содержание политического режима раскрывается через его основные характеристики:
1) основные носители (субъекты) власти, в чьих интересах осуществляется власть;
2) роль, политические функции и место главы государства в системе политического руководства;
3) избирательная система, т. е. способ и порядок формирования представительных учреждений власти;
4) степень централизации государственного аппарата и участие оппозиции в политической жизни страны;
5) провозглашение и реализация принципа разделения властей, их взаимоотношения;
6) взаимодействие между основными элементами политической системы общества;
7) положение и деятельность органов подавления в государстве, наличие и активность различных боевых отрядов реакции (законных и незаконных);
8) реальные права и обязанности граждан, правовой статус личности в государстве;
9) политическая динамика государства, т, е. общее направление политики и в первую очередь внешней;
10) сложившийся тип политической культуры общества, в определенном смысле его менталитет;
11) место и роль идеологии в обществе;
12) характер и особенности правовой системы, степень ее эффективности.
Функционирующая при демократическом режиме государственная система строится в соответствии с теорией разделения властей, согласно которой государственная власть понимается как совокупность осуществляемых государственными органами независимо друг от друга властных функций (законодательной, исполнительной и судебной). Эта теория презюмирует, что, будучи разделенными и наделенными конкретными полномочиями, эти органы будут как бы взаимно уравновешивать, и сдерживать друг друга и ни один из них не сможет узурпировать власть в государстве. Кроме независимости судебной власти, данная концепция долгое время основывалась на признании самостоятельности законодательной и исполнительной властей. Современное понимание разделения властей и системы сдержек и противовесов, думается, шире этой классической схемы. Это связано с тем, что появление партийных систем изменило ситуацию: когда одна партия одновременно контролирует парламентское большинство и правительство, принцип разделения властей обращается в символ. Подобное может происходить, например, в парламентской республике, где партия получившая большинство голосов на парламентских выборах, затем формирует и правительство. Разделение властей между законодательными и исполнительными органами в данном случае не существует, так как фракция парламентского большинства и правительство теснейшим образом связаны друг с другом. Происходит структурно-функциональное «сращивание» законодательной и исполнительной структур в одну законодательно-исполнительную или «партийную» власть. В таком «государстве партий» образуется «партийная власть», в рамках которой практически невозможно различить интересы законодательной и исполнительной властей. Но необходимое условие демократии - это отсутствие монополии любого политического органа на власть. Таким образом, функцию разделения властей принимает на себя разграничение между парламентским большинством и оппозицией, а в федеральных и децентрализованных государствах роль контрвласти по отношению к центру выполняет власть субъектов федерации или регионов. Разделение властей складывается одновременно как бы из трех основных измерений: горизонтального, вертикального и партийного. Горизонтальная структура распределяет государственно-властные полномочия между законодательной, исполнительной и судебной сферами деятельности. Вертикальная определяет компетенцию и взаимосвязи высших центральных органов государства, органов субъектов федерации (или среднего звена административно-территориального деления в унитарных государствах) и местных органов власти. Система же партийных сдержек и противовесов, отражает соотношение сил между правящей партией и оппозицией.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|