Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии может быть стационарно расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного "подзабытым" материалам.
Тип
материала
| Наименование
| Количество на группу
|
Объекты для исследования в действии
| Набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине (7 форм разных цветов и размеров)
|
|
Набор объемных геометрических тел (разного цвета и величины)
|
|
Доски-вкладыши (с основными формами, составными из 4-5 частей)
| 6-8 разные
|
Рамки-вкладыши с цветными (7 и более цветов с оттенками) составными формами (4-5 частей)
| 6-8 разные
|
Набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета)
|
|
Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов с оттенками)
|
|
Наборы для сериации по величине – бруски, цилиндры и т.п. (6-8 элементов каждого признака)
| 3-4 разные
|
Набор плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам (из 4-6 элементов)
| 2-3
|
Платформа с колышками и шнуром для воспроизведения форм
|
|
Мозаика разных форм и цвета (мелкая) с графическими образцами
| 2-3
|
Набор пластин из разных пород дерева или разных материалов
|
|
Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов)
|
|
Горки (наклонные плоскости) для шариков (комплект)
|
|
Стойка-равновеска (балансир)
|
|
Часы с круглым циферблатом и стрелками
|
|
Счеты напольные
|
|
Набор волчков (мелкие, разной формы)
|
|
Вертушки разного размера
| 4-5
|
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (механические заводные и электрифицированные)
| 10 разные
|
Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 4-5 элементов)
| 6-8 разные
|
Объемные головоломки (сборные шары, кубы и т.п., из 4-5 элементов)
| 3-4 разные
|
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком)
| 3-4 разные
|
"Проблемный ящик" со звуковым, световым, механическим эффектами
|
|
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного размеров (5-6) различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет — не тонет), черпачки, сачки, воронки
|
|
Набор для экспериментирования с песком:
стол-песочница, емкости разного размера и формы (4-5), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций
|
|
Образно-
символический
материал
| Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
| по 1 наб. каждой тематики
|
Наборы парных картинок типа "лото" из 6-8 частей (той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических и условно-схематических изображений)
| 6-8
|
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу)
| 10-15 разные
|
Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы)
| 2-3 разные
|
Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина)
| 2-3 разные
|
Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации)
| 10-15 разные
|
Серии картинок "Времена года" (сезонные явления и деятельность людей)
| 2-3 разные
|
Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата
| 20-30
|
Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей)
| 4-5 разные
|
Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей)
| 8-10 разные
|
Разрезные контурные картинки (4-6 частей)
| 8-10 разные
|
Графические "головоломки" (лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр
| 20-30 разных видов
|
| Иллюстрированные книги, альбомы плакаты, планшеты познавательного характера
| По возможностям детского сада
|
Нормативно-знаковый материал
| Набор кубиков с буквами и цифрами
|
|
Набор карточек с изображением предмета и названием
|
|
Набор карточек с изображением количества предметов (от 1 до 5) и цифр
|
|
Набор кубиков с цифрами и числовыми фигурами
|
|
Набор карточек-цифр (от 1 до 10) с замковыми креплениями
|
|
Наборы моделей: деление на части (2-4)
|
|
Кассы настольные
| 4-5
|
Магнитная доска настенная
|
|