Размещениематериала должно быть принципиально иным, нежели в младших группах. Для объектов исследования в действии должен быть выделен рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом следует расположить полку (низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно брать и располагаться с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).
Тип
материала
| Наименование
| Количество на группу
|
Объекты для исследования в действии
| Доски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными составными формами (4-8 частей)
| 8-10 разные
|
Набор геометрических фигур с графическими образцами (расчлененными на элементы и нерасчлененными) для составления плоскостных изображений (геометрическая мозаика)
| 2-3
|
Танграм
|
|
Набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина)
|
|
Наборы брусков, цилиндров и пр. для сериации по величине (по 1-2 признакам – длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10 элементов
| 3-4 разные
|
Набор разноцветных палочек с оттенками (8-10 палочек каждого цвета)
|
|
Набор: счетные палочки Кюизинера
|
|
Набор пластин из разных материалов
|
|
Мозаика (цветная, мелкая) с графическими образцами разной степени сложности (расчлененные на элементы, сплошные, чертежи-схемы)
| 3-4 разные
|
Головоломки плоскостные (геометрические)
| 5-6 разные
|
Набор проволочных головоломок
| 2-3
|
Головоломки объемные (собери бочонок, робота и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований
| 5-6 разные
|
Игры-головоломки на комбинаторику (кубик Рубика, игра "15", "Уникуб" и т.п.)
| 5-6 разные
|
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком)
| 3-4
|
Игра "Волшебный экран" (на координацию вертикальных и горизонтальных линий)
|
|
Набор волчков (мелкие, разной формы и окраски)
|
|
Действующие модели транспортных средств, подъемных механизмов и т.п. (механические, заводные, электрифицированные, с дистанционным управлением)
| не менее 10 разные
|
Система наклонных плоскостей для шариков
|
|
Весы рычажные равноплечие (балансир)с набором разновесок
|
|
Термометр спиртовой
|
|
Часы песочные (на разные отрезки времени)
|
|
Часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей)
|
|
Циркуль
| 4-5
|
Набор лекал
| 4-5
|
Линейки
|
|
Набор мерных стаканов
| 2-3
|
Набор прозрачных сосудов разных форм и объемов
| 2-3
|
Счеты напольные
|
|
Счеты настольные
| 4-5
|
Набор увеличительных стекол (линз)
| 3-4
|
Микроскоп
|
|
Набор цветных (светозащитных) стекол
| 3-4
|
Набор стеклянных призм (для эффекта радуги)
|
|
Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта
| 2-3
|
Набор для опытов с магнитом
| 2-3
|
Компас
|
|
Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками)
| 4-5
|
Флюгер
|
|
Воздушный змей
|
|
Ветряная мельница (модель)
|
|
Набор печаток
|
|
Набор копировальной бумаги разного цвета
|
|
Коллекция минералов
|
|
Коллекция тканей
|
|
Коллекция бумаги
|
|
Коллекция семян и плодов
|
|
Коллекция растений (гербарий)
|
|
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов
|
|
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов
|
|
Образно-символический материал
| Наборы картинок для иерархической классификации (установления родовидовых отношений):
виды животных;
виды растений;
виды ландшафтов;
виды транспорта;
виды строительных сооружений;
виды профессий;
виды спорта и т.п.
| по 1 набору каждой тематики
|
Наборы "лото" (8-12 частей), в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений
| до 10 разные
|
Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы)
| 2-3 разные
|
Серии картинок (до 6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации)
| 15-20 разные
|
Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше — сейчас(история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.)
| 7-9разные
|
Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей)
| 3-4 разные
|
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые)
| 15-20 разные
|
Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями
| 8-10 разные
|
Графические головоломки (лабиринты, схемы пути и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр
| 20-30 разных видов
|
Набор карточек с изображением знаков дорожного движения (5-7)
|
|
Набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность – облачность)
|
|
Календарь настольный иллюстрированный
|
|
Календарь погоды настенный
|
|
Физическая карта мира (полушарий)
|
|
Глобус
|
|
Детский атлас (крупного формата)
|
|
Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы
Коллекция марок
Коллекция монет
| по возможностям д/с
|
Нормативно-знаковый материал
| Разрезная азбука и касса
| 4-5
|
Магнитная доска настенная
|
|
Наборы карточек с цифрами
| 4-5
|
Отрывной календарь
|
|
Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр
| 4-5
|
Набор кубиков с цифрами, с числовыми фигурами
|
|
Стержни с насадками (для построения числового ряда)
| 4-5
|
Набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач
| 4-5
|
Набор карточек-цифр (от 1 до 100) с замковыми креплениями
|
|
Числовой балансир (на состав числа из двух меньших чисел)
|
|
Линейка с движком (числовая прямая)
|
|
Абак
|
|
Набор "лото": последовательные числа
|
|
Кассы настольные
| 4-5
|
Набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур
| 3-4
|
Наборы моделей: деление на части (2-16)
|
|