ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Две судьбы из 115 тысячЧернобыль: утерянный рай. К годовщине аварии на ЧАЭС Пожарные не дали огню перекинуться на третий блок Чернобыльской АЭС, что угрожало новыми взрывами. Если бы это произошло, говорят специалисты, зона отчуждения заняла бы пол-Украины... Эту аналогию довелось услышать в храме в начале Великого поста. Священник в проповеди говорил об утраченном Рае, о первородном грехе праотцев, о том, что печать грехопадения лежит на всем человечестве. И сравнил грех с радиацией, такой же невидимой и неосязаемой, не несущей на первый взгляд никакой угрозы для жизни. И вспомнился заповедный Полесский край, где проходили летние месяцы моего детства, неподалеку от нынешней 30‑километровой зоны отчуждения. Тихие воды желтых рек, ароматные июльские луга и прохладные леса с вековыми деревьями, запах белых грибов и цветущего льна… И в который раз подумалось тогда: почему Господь попустил свершиться этой страшной трагедии «мирного атома»? Как нужно жить на Земле, чтобы подобное никогда не повторилось? Две судьбы из 115 тысяч Ольга Мацак и Татьяна Палагеча — родные сестры. Родом они из села Ямполь, что под Чернобылем. Этого живописного села, как и других 76 населенных пунктов так называемой зоны отчуждения, уже не существует. Точнее — существуют их останки. В дебрях поглотившего их за 27 лет леса и бурьяна в человеческий рост стоят вросшие в землю дома с пустыми зеницами окон, обвалившимися колодцами, скелетами брошенных домашних животных, которых вывозить из зоны запрещалось. Вокруг — множество гнезд белых аистов, этих чудесных тиц Полесья, которые часто селились на соломенных крышах домов и, как считалось, приносили счастье. Со временем соломенные крыши в селах постепенно исчезли, их заменили современные шифер, металл и черепица, но аисты все равно прилетали к людям, в места своих гнездовий, и устраивались рядом с домами на деревьях и электрических столбах. А иногда люди по старой памяти устанавливали на крышах колеса от телег, на которых птицы с удовольствием вили свои высокие гнезда, оглашая звонким щелканьем клювов округу и внушая людям надежду, что вместе с этими нехитрыми песнями в их дома придет настоящее счастье. Начальные страницы летописи г.Припяти датируются 4 февраля 1970 года, когда был забит строителями первый колышек и вынут первый ковш земли. Брачные перепевы птиц перекликались с колокольным звоном, особенно на Пасху, когда люди, завершив Великий пост — в трудах, молитвах и покаянии, спешили к старинным деревянным храмам, выстроенным в былые времена в центре каждого села. Спешили, чтобы встретить Христа Воскресшего, Который «смертию смерть попрал, и сущим во гробах жизнь даровал»... Ольга и Татьяна вышли замуж. Ольга — за Ивана, а Татьяна — за Петра. Незадолго до трагедии Ольга с Иваном переехали в новый дом, построенный родителями Ивана в селе Залесье, ближайшее к Чернобылю. А Татьяна с Петром переехали в новорожденный в 1970 году город Припять, который ударными темпами был воздвигнут в связи со строительством и открытием мощной Чернобыльской АЭС — гордости Украинской ССР и всего Союза. В ночь на 26 апреля 1986 года молодая семья Ольги и Ивана Мацак спала мирным сном. Впереди были длинные майские праздники. Значит, Ивану не нужно было идти на работу — он был водителем грузового «газона» в автоколонне, и они могли провести время вместе. Оля, по профессии воспитатель детского сада, была в декретном отпуске по уходу за маленьким девятимесячным Сашей и трехлетней Таней. Планировали поход с друзьями в лес на шашлыки, но нужно было успеть помочь родителям посадить картошку. Благо, впереди целых пять выходных Сестра Ольги Татьяна с шестилетней дочкой Мариной в Припяти тоже засыпали в предвкушении выходных. Женщина работа маляром на стройках, и очередным объектом была как раз Чернобыльская станция. Муж Петр уехал накануне вечером в село Ямполь помочь тестю заготовить дрова. Говорят, это была очень тихая, немного ветреная ночь с пятницы на cубботу. Приближалась страстная седмица Великого поста, и 26 апреля во всех уцелевших деревенских храмах готовились к Вербному Воскресению, Входу Господнему в Иерусалим. Загодя были нарезаны ветви вербы с нежными клейкими листочками, вышитые украинские рушники на старинных иконах были выстираны, накрахмалены и с любовью выглажены, храмы сияли чистотой — все готовились к встрече с Господом, шедшим на вольную смерть. Правда, в новом, светлом и по тем временам ультрасовременном городе советских атомщиков не могло быть места для храма. Религия и советская наука, а тем более ядерная физика, были понятиями взаимоисключающими. Хотя обещанный Хрущевым «последний поп» в 1980 году по телевизору так и не был показан, религия считалась пережитком прошлого. Впрочем, многие молодые жители 50‑тысячной Припяти, следуя народной традиции, умудрялись тайно крестить детей в близлежащих селах. Ежегодно в городе рождалось около 1 000 младенцев, а средний возраст горожан составлял 27 лет. В городе еще даже не было кладбища, поскольку почти никто не умирал. Весенняя ночь на Полесье тиха и коротка. И крепок был сон тружеников прилегающих сел. Взрыв не был слышен. Впрочем, в самой Припяти, расположенной в трех километрах от cтанции, кое‑кто из бодрствующих услыхал гул, похожий на раскат грома. Зато высоко в небе повисло огненное зарево. На него смотрели, наверное, влюбленные пары, гулявшие в ночной час под весенним полесским небом. Но они не знали, как и вся эта прекрасная древняя земля, погруженная в сон, что в это мгновение произошла самая страшная техногенная катастрофа, поделившая историю человечества на «до» и «после» Чернобыля. Не знали, что в это мгновение в воздух поднялось смертельное облако радиации, которое, молниеносно разрастаясь, накрыло огромное пространство и еще много дней ширилось и опадало смертоносными изотопами на земли Белоруссии, России и далее на запад, до скандинавских стран. Звезда «Полынь» Людей, которые пытались потушить реактор, называли «биороботами», ведь они работали там, где отказывала техника. В 01:24 26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока частично обрушилось. В различных помещениях и на крыше начался пожар. Остатки активной зоны реактора расплавились, и смесь из расплавленного металла, песка, бетона и фрагментов топлива растеклась по помещениям энергоблока. В результате аварии произошёл выброс в окружающую среду радиоактивных веществ, в том числе изотопов урана, плутония, йода-131 (период полураспада — 8 дней), цезия-134 (период полураспада — 2 года), цезия-137 (период полураспада — 17‑30 лет), стронция-90 (период полураспада — 28 лет). Первым в борьбу с огнем вступил пожарный расчет под командованием майора Леонида Телятникова. Были вызваны дополнительные подкрепления из Киева и близлежащих областей (аварии был присвоен третий уровень сложности пожара — самый высокий). В смертельной радиационной среде дежурным специалистам станции и пожарным сразу же становилось плохо: страшная головная боль, головокружение, рвота, образовывался «радиационный загар». Пострадавших доставляли в медицинскую часть станции, потом — в больницу Припяти. Их место занимали новые силы. Пожарные не дали огню перекинуться на третий блок, что угрожало новыми взрывами. Если бы это произошло, говорят специалисты, зона отчуждения заняла бы пол-Украины. К 4 часам утра пожар был локализован на крыше машинного зала, а к 6 часам утра был полностью потушен. Всего в тушении пожара принимали участие 69 человек личного состава и 14 единиц техники. 27 апреля первую группу пострадавших из 28 человек отправили самолетом в Москву, Шестую радиологическую больницу. Это произошло в воскресенье, в день Входа Господнего в Иерусалим, когда Христос шел на вольную смерть. Герои, первыми принявшие на себя удар страшнейшей катастрофы и ценой собственной жизни погасившие смертельный пожар, вскоре скончались и в цинковых гробах были похоронены на московском Митинском кладбище. За други своя Киев. Храмовый комплекс памяти жертв Чернобыля. Здесь расположен мемориал с именами погибших героев, вступивших в борьбу с огнем реактора в первые часы аварии. Колоколзвонит один раз в год 26 апреля. В честь памяти Входа Господнего в Иерусалим был назван первый в Киеве храм, построенный память о жертвах Чернобыля. Стоит он на Левом берегу, на проспекте Мира, в парке украинско-финской дружбы. На храме установлен бронзовый барельеф (скульптор Юлиан Письнячевский +1999) в виде колокола, разорванная средняя часть которого имеет очертание матери с ребенком на руках. В этом проеме, символизирующем материнское горе, виден другой силуэт — Пресвятой Богородицы Оранты с воздетыми кверху руками — Нерушимой Стены, образ Которой символизирует защиту Богородицей человечества, верующего в искупительную миссию Ее Сына Иисуса Христа. В нижней части колокола строки поэта Николая Холодного: Славте поети Ейнштейна і Нобеля, Поставте Марію Кюрі узголов'ю, Чорні лелеки летять із Чорнобиля, Чорні лелеки, з білою кров'ю. Рядом на бронзовой табличке надпись: «Віддавшим своє життя заради мого життя». К 10‑летию Чернобыльской аварии, в 1996 году, на Митинском кладбище в Москве, где похоронены герои-чернобыльцы, проводили мемориальную реконструкцию и белые мраморные таблички на могилах погибших заменили новыми. Президент общественной организации «Союз Чернобыль Украины» Юрий Андреев привез снятые таблички из Москвы и передал их общине чернобыльского храма Входа Господнего в Иерусалим. Так возникла идея сооружения рядом с храмом-памятником мемориальной могилы, или, как ее потом назвали, мемориального кургана, на котором установили надгробные плиты погибшим. Две стелы красного и черного цвета, символизирующие жизнь и смерть, соединены ажурной аркой с колоколом, который звонит один раз в год — 26 апреля. Чернобыльцы рассудили так: не каждый сможет поехать из Украины в Москву на кладбище проведать могилы. А здесь, в Киеве, у чернобыльского храма, будет ежедневно возноситься молитва о погибших героях и всех «в огне Чернобыля жизнь свою положивших». Были также заказаны огромные книги-синодики в кожаных переплетах, в которые вписываются имена всех чернобыльцев, ушедших в мир иной. Для каждой области Украины — своя книга. А через дорогу от храма в сквере напротив церковной воскресной школы установлен другой памятник — в честь тех сорока тысяч воинов из разных уголков бывшего СССР, которые участвовали в ликвидации последствий аварии. Ежегодно в ночь на 26 апреля сюда приезжают автобусы с чернобыльцами-ликвидаторами и родственники тех, кого уже нет в живых. В 1:24 звучит первый удар колокола — начинают служить ночную панихиду. Люди ставят на мемориальную могилу горящие свечи, и они сияют в ночи пасхальным светом Воскресшего Христа, Который обращается ко всему человечеству со словами о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). С каждым годом прибавляется еще один удар колокола. В этом году он будет звонить 27 раз. Символично также, что именно этот чернобыльский храмовый комплекс в Дарнице на проспекте Мира положил начало возрождению храмового строительства в Киеве — колыбели христианства Киевской Руси, что ознаменовало конец долгого атеистического лихолетья ХХ века. Не случайно, один киевский журналист в публикации о чернобыльской катастрофе написал такую фразу: «В огне Чернобыля сгорал наш атеизм...» И это правда. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|