Проблема
| Тезисы
|
|
|
Проблема поиска смысла жизни, жизненного пути. Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни. Проблема ложной цели в жизни.
(В чем заключается смысл жизни человека?)
|
- Смысл человеческой жизни заключается в самореализации.
- Высокая цель, служение идеалам позволяет человеку раскрыть заложенные в нем силы.
- Служить делу жизни - вот главная цель человека.
- Смысл человеческой жизни в познании истины, веры, счастья…
- Человек познает окружающий мир для самопознания, для познания вечных истин.
|
Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути. Проблема нравственного самосовершенствования. Проблема внутренней свободы (несвободы). Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.
|
От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.
- Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторожный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми непредсказуемыми последствиями.
- Помни о своей Высокой человеческой ответственности!
- Человека нельзя лишать свободы.
- Нельзя насильно сделать человека счастливым.
- Свобода – это осознанная необходимость.
- Мы несем ответственность за чужую жизнь.
- Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!
|
Проблема отношения к прошлому (утраты памяти, корней/обретения памяти, корней).
Проблема исторической памяти (ответственность за горькие и страшные последствия прошлого).
|
- Без прошлого нет будущего.
- Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени.
- Копеечные кумиры не должны подменять настоящих героев, которые жертвовали собою ради своего народа.
|
Проблема нравственной стойкости (нравственного падения: трусости, предательства, лицемерия, зависти, гордыни, накопительства, эгоизма и т.д.)
| - Зависть еще непримиримее, чем ненависть.
- Зависть – губительный яд, отравляющий наши души.
- Эгоизм заставляет других жить по своим принципам.
- Трус - это тот, кто в минуту опасности думает ногами.
- Герои однажды свою жизнь теряют, а трусы в каждом бою умирают.
|
Проблема нравственной силы простого солдата.
|
- Люби, цени и защищай свою отчизну.
- Любовь к родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает.
- Каждый из нас - живая частица реки времени, которая из прошлого течет в будущее.
|
Проблема милосердия, сострадания, чуткости (утраты)
|
- Помоги, утешь, поддержи - и мир станет чуточку добрее.
|
Проблема чести, благородства, справедливости
|
- Благородно только то, что бескорыстно.
- Благородный всегда винит себя, малый человек винит других.
- Благородный человек спешит в делах, но медлит в речах.
|
Проблема рока, судьбы, фатума (Что такое судьба? И можем ли мы изменить ее?)
|
- Судьба помогает лишь смелым.
- Судьба никогда не принимает оправданий.
- В несчастье судьба всегда оставляет дверцу для выхода.
|
Проблема истинной дружбы, ложной дружбы, товарищеского долга.
|
- Дружба - это братство.
- Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутым.
- Настоящая дружба соединяет лишь достойных людей.
- Без истинной дружбы жизнь - ничто (Цицерон).
|
Проблема ссор между людьми. Вражда людей
|
|
Проблема доброты, всепрощения
|
- Несите миру свет и добро!
|
Проблема подлинных и мнимых ценностей
|
|
Проблема интеллигентности (Какого человека можно назвать интеллигентным?)
|
Основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Несвободен интеллигентный человек только от своей совести.
- Настоящий интеллигент - неутомимый борец за справедливость с самим собой.
|
Проблема воспитания. Проблема обучения. (Какова истинная цель обучения?
Каким должен быть хороший учитель (ученик)?
|
- Детство как почва, в которую падают семена.
- Учитель - проводник истины.
- Семья – лучшая школа.
- Лучшие учителя поднимаются на уровень искусства и делятся с нами собой.
- Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек.
- Всё начинается с учителя.
|
Проблема равнодушия, чёрствого и бездушного отношения к человеку
|
- Равнодушие так просто не скроешь.
- Грубость — это духовная слабость.
- Черствость, равнодушие - запуск бумеранга.
- Равнодушие — тяжкая болезнь души.
|
Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека)
|
- Любить человека – вот главный принцип гуманизма.
|
Проблема преданности, верности в любви.
|
- Любовь делает человека счастливым.
- Хранить верность – это достоинство, познать верность — это честь.
- Верность проверяется только временем.
|
Проблема веры (безверия).
|
- Деньги потерял - ничего не потерял, друга потерял - половину потерял, веру потерял - все потерял.
- Все люди верят. Одни люди верят, что бог есть, другие - что бога нет.
- Религии – это разные двери в жизнь.
|
Проблема счастья.
|
- Счастье – это цель конечная, совершенство – бесконечная.
- Смысл человеческой жизни в познании истины, веры, счастья…
- Улыбайтесь жизни, и она улыбнется вам.
- Счастлив тот, кто не умеет сожалеть о невозможном
|
Проблема совести.
|
- Совесть – самый страшный суд.
- Чистая совесть бесстрашна.
- Чистая совесть - лучшее снотворное.
- Совесть – твой закон.
|
Проблема античеловечной сущности войны.
|
- На войне осознается ценность человеческой жизни и неестественность смерти.
- В справедливой войне действия направлены на защиту, на прекращение военных действий.
- На войне помогает выстоять сила духа.
- Нравственные уроки войны не должны быть забыты.
|
Проблема добра и зла.
|
- Добро и зло – две стороны одной медали.
- Закон достойных — творить добро.
|
Проблема русского характера
|
Русскому сердцу воля ближе всего.
|
Проблема отношений художника и власти (свободы творчества). Проблема внутренней, духовной свободы писателя
|
|
Проблема трагедии эмиграции.
|
- Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
- Нет счастья вне родины, каждый пускает корни в родную землю.
- Можно убежать из отечества, но нельзя убежать от самого себя.
|
Проблема влияния личности на ход истории.
|
- Человек - ось мира.
|
Проблема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве
Проблема бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве.
|
|
Проблема назначения искусства, проблема отношений художника и «толпы», отношения толпы к людям, которые из нее выделяются. Проблема влияния искусства (литературы) на человека
|
- Литература служит познанию мира и человека.
- Литература, отражая действительность, раскрывает красоту жизни, красоту человека.
- Через образ положительного или отрицательного героя автор осмысливает действительность.
- Подлинное искусство облагораживает человека.
- Искусство учит человека любить жизнь.
- Нести людям свет высоких истин, «чистые ученья добра и правды» - в этом заключается смысл подлинного искусства.
- Художник должен вложить в произведение всю душу, чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека.
- Можно развивать способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы часто называем вкусом.
- Главное предназначение искусства – позволить человеку познать и изменить себя.
- Искусство – форма познания мира.
- Подлинный художник способен выразить то, что другие лишь смутно чувствуют.
|
Проблема духовного здоровья общества.
|
|
Проблема выбора профессии.
|
- Человека создает его сопротивление среде.
|
Проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?)
|
- Из всех несправедливостей самая невыносимая та, которая творится во имя закона.
|
Проблема ответственности за свои дела. Необдуманные поступки.
|
- Человек всегда должен оставаться человеком.
|
Проблема патриархального деревенского уклада жизни. Проблема прелести, красоты нравственно-здоровой деревенской жизни.
|
|
Проблема значимости труда в жизни человека.
|
- Труд сделал из обезьяны человека.
- Жизнь без труда — воровство
|
Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». (Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?)
|
- Плохие родители - это те, кто забыл ошибки своей собственной юности.
- Привычки отцов - пороки детей.
- Конфликт отцов и детей - это битва опыта с бессмертием.
|
Проблема влияния искусства (литературы) на человека.
|
- Литература служит познанию мира и человека.
- Литература, отражая действительность, раскрывает красоту жизни, красоту человека.
- Через образ положительного или отрицательного героя автор осмысливает действительность.
|
Проблема пагубного влияния человека на природу
Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. (Как уберечь мир от экологической катастрофы?) Проблема уничтожения природных богатств.
|
- Необходимо бережно относиться к природе.
- Природа для человека одновременно и храм, и мастерская.
- Изучение природы приучает подчиняться ее законам.
- Человек, равнодушный к природе, обкрадывает, обедняет себя.
- Насилие над природой вызывает возмущение стихийных сил.
|
Проблема благотворного влияния природы на человека (Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?
|
- Человек и природа – единое целое. Все мы – порождение природы, ее часть.
- Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым.
|
Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.
|
- Животные отнюдь не низшие создания. У них тоже есть душа, как и у людей. Человек — просто иная форма существования.
- Человек — аристократ среди животных.
- Мы относимся к животным свысока, полагая, что их судьба достойна сожаления
- И у людей, и у собак одно желание — быть любимыми.
- Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми.
|
Проблема единства, братства всех народов и их культур
|
|
Проблема обострения межнациональных отношений (проблема национальной нетерпимости, проблема преступлений на национальной почве).
|
|
Проблема ответственности писателя за судьбу страны
|
- Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца (К. Паустовский)
|
Проблема будущего России
|
|
Проблема патриотизма. Проблема стойкости духа, мужества и героизма в трагические моменты истории страны.
|
- Скрытая теплота патриотизма состоит в любви к своему дому, к своим родным и близким.
- Люби, цени и защищай свою отчизну.
- Любовь к родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает.
- Каждый из нас - живая частица реки времени, которая из прошлого течет в будущее/
|
Проблема наркомании
|
С помощью наркотиков вы можете пережить все, но ничего не поймете
|
Проблема здорового образа жизни
|
Здоровье – состояние ответственности за судьбу свою и ближних
|
Проблема влияния современного телевидения на молодое поколение
(Как влияет телевидение на человека?)
|
|
Проблема «компьютерной болезни».
|
|
Проблема падения интереса к чтению. Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать?
|
|
VI. Культурологические проблемы
|
|
Проблема сохранения памятников культурного наследия прошлого.
Проблема сохранения памятников старины и бережное отношение к ним
|
- Памятник усиливает оставленную человеком память
|
Проблема русского языка
(сохранения, засорения русского языка). Проблема утраты языковой культуры
|
- Язык живой как жизнь.
- Слово – это тоже дело.
- Язык нужно бережно хранить, как охраняют ценности.
- Борьба за язык есть борьба за культуру.
- Без слов нет мысли.
- «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности» (К. Паустовский).
|
Проблема восприятия искусства. Проблема духовности в искусстве. Проблема восприятия красоты. (Что такое истинная красота?)
|
|
Роль искусства (средств массовой информации) в духовной жизни общества.
Проблема антикультуры
|
|
Проблема научного прогресса
|
Познание мира ничем нельзя остановить.
- Научный прогресс не должен опережать нравственные возможности человека.
- Цель науки - делать человека счастливым.
- Наука является прочной опорой в жизни.
- Невозможно остановить научно-технический прогресс.
- Человек и научный прогресс всегда находятся в состоянии борьбы.
- На ученых лежит огромная ответственность за последствия научных открытий.
|