Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 1 страница




Психологические методы в социальной работе можно разделить на две группы: научно-исследовательские и практические.

К научно-исследовательским методам относится совокупность научных методов, направленных на изучение влияния социальных факторов на психическое здоровье и их роли в возникновении, течении, прогнозе, исходе психических расстройств.

Виды научно-исследовательских методов:

эпидемиологический метод, который определяет распространенность психоэмоциональных расстройств, позволяет объективно и корректно оценить вклад разнообразных социальных факторов в процессы формирования и течения психической патологии, охарактеризовать сущность и частоту расстройств в отдельных популяциях, придать многочисленным и зачастую противоречивым материалам надежную эпидемиологическую основу, являющуюся критерием репрезентативности и достоверности;

психопатологический метод. Здесь предметом изучения являются расстройства и их зависимость от факторов социальной среды ' методы социологического исследования, включают широкий спектр социально-демографических, социометрических, транскультуральных и ряда иных методов, направленных на выяснение причинно-следственных закономерностей психического здоровья и его нарушений. Источниками информации в социологических методах являются разнообразные опросники, оценочные шкалы, интервью.

различные виды статистической и медицинской документации.

Применение социологических методов в психологии требует соблюдения ряда условий.

1. Выбор объекта исследований, дифференцированного по конкретным признакам (по профессиональным, социальным, региональным критериям, по этнокультуральным признакам).

2. Выбор адекватных задачам социальной психологии социологических параметров. Одними из наиболее значимых являются понятия «уровень жизни» и «качество жизни». Уровень жизни представляет собой объективный критерий, отражающий реальные условия сосуществования общества и индивида.

К практическим методам относятся практические формы социально-психологической помощи клиентам. Классификация Л. Чиомпи (2003):

а) социальная поддержка и опека больных с наиболее тяжело протекающими формами психических заболеваний (шизофрения, хронические депрессии, алкоголизм, наркомания, старческие психозы и т.д.). Социальная поддержка осуществляется мобильными многопрофильными группами специалистов и предполагает работу по месту жительства больного, в семье, на работе;

б) превентивная кризисная интервенция, осуществляемая в амбулаторных, стационарных или полустационарных условиях;

в) социальная и профессиональная реабилитация клиентов;

г) семейная терапия

д) различные виды социотерапии: терапия средой, психодрама, тренинг социальных навыков и др.

21. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

В своем развитии государственно-правовые основы социальной работы в новой России прошли несколько этапов. В основание выделения этих этапов необходимо положить два взаимосвязанных процесса: а) социальное увеличение (снижение) государственной помощи малоимущим; б) государственно-правовая институционализация социальной работы.

Первый этап (1991-1994) формирования государственно-правовых основ социальной работы начался с реформ правительства Б.Н. Ельцина – Е.Т. Гайдара еще в рамках СССР, а затем после его распада. Вместе с подготовкой институциональных (нормативных, организационных, управленческих, образовательных) основ социальной работы подрывались социальные основы существования значительного числа людей, что подтвердилось политическим кризисом 1993 г., а затем падением курса рубля в 1994 г. («черный вторник»). Правительство пыталось сохранить некоторые социально-правовые гарантии, частично смягчить последствия роста цен, закрытия предприятий (например, Закон «О занятости населения»).

Второй этап (1994-1998). Значительное сужение социальной базы либеральных сил. Возник значительный социальный вакуум, поскольку исчезали прежние реальные социально-экономические гарантии. К этому времени относится и принятие ряда правовых нормативных актов о социальной работе, в том числе законов о социальном обслуживании. В нескольких вузах уже состоялись выпуски социальных работников, был утвержден государственный образовательный стандарт, изучался опыт социальной работы в зарубежных государствах.

Третий этап (сентябрь 1998—август 2004) начался с попыток преодолеть последствия спада, поддержать построение социального государства, поднять престиж социального работника. Установившаяся благоприятная внешняя конъюнктура на рынке топлива и сырья позволила в некоторой степени улучшить положение с пенсиями, зарплатами бюджетников, в том числе и социальных работников, реализовывать нормы законов о социальном обслуживании населения, социальной защите инвалидов.

Четвертый этап формирования социального государства начался с августа-сентября 2004 г. На очередь выходили отложенные, но необходимые для стратегии реформ крайне болезненные преобразования в социальной сфере. Они касаются социальных льгот в сфере транспорта, ЖКХ, здравоохранения Государство стремится освободиться от части обязательств перед обществом, данных на первом, втором и третьем этапе.

Новый этап показывает, что Россия стоит на распутье. И хотя состояние современной России еще не обрело должной стабильности, выбор этот предстоит между европейским типом социального правового государства и типом «минимального социального государства», к тому же весьма редуцированного в российских условиях.

22. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Управление – это осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество, с целью упорядочить и усовершенствовать его социально-деятельностную структуру. Воздействие означает способы, формы, приемы решения как глобальных, так и конкретных общественных проблем. Цель воздействия – оптимизировать функционирование объектов, субъектов, явлений, социальных процессов.

Необходима технологизация социальных процессов, которая сводится к следующему:

• разграничение, разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;

• координация и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата;

• однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций;

Социальная технологизация базируется на социальных технологиях. Социальные технологии можно трактовать двояко.

1) как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки имеют дело прежде всего с практическими задачами, связанными с функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае следует понимать не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы в разных сферах жизнедеятельности;

2) как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем.

В социальных технологиях можно выделить две формы:

• программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности);

• саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами.

Социальные технологии рассматриваются как способы осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.

Термин «социальные технологии» появился в отечественном обществознании сравнительно недавно. Однако это не означает, что в стране вообще не занимались социальными технологиями. Были выработаны способы применения теоретических выводов общественных наук для решения широкого круга социальных проблем, применялись различные приемы, методы и воздействия для достижения целей социального развития общества.

Стадии социальных технологий:

• теоретическое обоснование:

• технологические процедуры;

• технологический инструментарий:

• критерии и методы;

• замеры результатов:

• гуманитарно-экономическое обеспечение:

• этапы внедрения.

23. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Социальные технологии существенно отличаются друг от друга по своему содержанию.

Глобальные социальные технологии выделяются с точки зрения масштабности. Они связаны с решением общечеловеческих проблем. Речь идет о таких знаниях, методах, способах, которые способствуют уяснению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Внедрение глобальных технологий прямо или косвенно касается жизнедеятельности и социальной защищенности людей. Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы и приемы инновационной деятельности, которые направлены на осуществление нововведений в обществе, на реализацию инициатив, вызывающих качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводящих к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. Рутинные социальные технологии предусматривают такие методы воздействия на социальные процессы, которые характеризуются малой наукоемкостью, отражают вчерашний день социального воздействия и не стимулируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям. Региональные социальные технологии направлены на изучение и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерное ее изменение.

Одной из разновидностей универсальных технологий является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Информационные социальные технологии охватывают способы и приемы оптимизации информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие творческих способностей людей. Исторические технологии предполагают технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования. Демографические технологии нацелены на изучение механизма воспроизводства населения и выработку способов изменения его численности, состава, размещения и т.д. Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности. Административно-управленческие технологии среди управленческих технологий имеют особую важность как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект.

24. СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения. Если рассматривать социальную работу как науку, то социальные технологии есть способы применения теоретических выводов и решений практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть органическое единство знаний и умений социальной работы как науки.

Когда речь идет о социальной работе как учебном процессе, сущностью социальных технологий выступает целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации, т.е. эти технологии носят в основном обучающий, информационный характер.

Рассматривая социальную работу как особый вид практической деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, оптимальное развитие социальной сферы в целом и ее структурных компонентов.

Направления (виды) социальной работы с различными группами населения: социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита и др. Эти виды социальной работы и выступают ее основными технологиями, которые принято называть общими (применимыми ко всем объектам) и частными (применимыми лишь к некоторым, например попечительство, опека). Они очень тесно связаны между собой и в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

Различают технологии работы с социально уязвимыми слоями населения; технологии социальной защиты всех слоев населения; технологии глобального характера, затрагивающие процесс функционирования и развития общества; технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности социальной направленности. Выделяют собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и т.д.

Технологии в социальной работе различаются по своемууровню: простые, доступные неспециалистам: сложные, требующие квалификации одного специалиста; сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях. Различают социальные технологии и по сложности субъекта социальной работы, в частности социальные службы различных уровней и направлений.

25. ФУНКЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Функции технологий социальной работы диагностическая функция – изучение социальным работником особенностей группы людей (или отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка «социального диагноза»;

прогностическая функция – программирование и прогнозирование влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов;

предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) функция – приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи: правозащитная функция – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения;

социально-педагогическая функция – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих и других союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и др.;

социально-психологическая функция – различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся;

социально-медицинская функция – организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работы по планированию семьи и т.д.;

социально-бытовая функция – способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта;

коммуникативная функция – установление контактов с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб; рекламно-пропагандистская функция – организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека; нравственно-гуманистическая функция – придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе; организационная функция – способствование организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к их работе общественности, направление деятельности социальных служб.

26. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЗАЩИТЫ

Основная роль социальной защиты – сохранение здоровья и жизни клиентов, а значит, это также и медицинская задача.

Функции специалистов социальной медицины:

• изучение условий жизни курируемого населения выявление участков с неполным набором медицинских услуг, а также групп риска, связанного с повышением заболеваемости и социальной напряженности, установление масштабов необходимой для этих групп социальной и медицинской помощи, обеспечение реализации этих масштабов, выявление и восстановление утраченных социальных контактов между обществом и лицами, оказавшимися вне его;

• помощь в поиске места в жизни, поддержка усилий социального плана, направленных на улучшение качества жизни;

• предотвращение социальной и психической напряженности;

• профилактика психических срывов, приступов психических и соматических заболеваний;

• обеспечение здорового досуга, семейного отдыха, формирование здорового образа жизни у детей и подростков;

• профилактика травматизма, а при необходимости – оказание первой и неотложной помощи пострадавшим и больным на месте происшествия или при приступе болезни;

• содействие в медицинском страховании подопечных, в обеспечении лекарствами, протезами, бытовыми удобствами, общим уходом за больными и предметами этого ухода, отвлекающими средствами и мерами;

обучение семей правилам и навыкам ухода за больными, престарелыми, детьми; организация правовой защиты курируемых слоев населения, контроль пенсионного и материального обеспечения;

противостояние процессам дегуманизации и деморализации общества, участие в политической жизни района (в той ее части, которая касается профессиональных задач), в социальном планировании застройки и организационных мероприятий обслуживаемого района;

применение санитарно-гигиенических мер оздоровления территориальных, жилищных и экологических условий района в контакте с санэпидемслужбой, ЖРЭУ и т.д.;

постановка перед органами медицинской службы, правоохранительных служб, местными властями, общественными организациями вопросов по обеспечению медицинского и социального благополучия курируемых групп населения, выступление в средствах массовой информации по проблемам своей работы.

27. ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ

Социально-медицинская работа представляет собой одно из важных направлений в деятельности социальных учреждений и занимает особое место в практическом здравоохранении.

В социально-медицинской защите нуждаются пожилые люди, семьи, имеющие инвалидов и больных с тяжелыми хроническими заболеваниями, пострадавшие от радиоактивного загрязнения среды обитания а также неполные, многодетные, опекунские, молодые, остронуждающиеся, получающие пенсию по потере кормильца и другие малообеспеченные семьи.

Защита и оказание различных видов социальной помощи, укрепление и развитие семьи, помощь в обеспечении благоприятных условий для выполнения семьей своих основных функций осуществляются в специальных центрах «Семья» или в отделениях медико-социальной помощи при территориальных лечебно-профилактических учреждениях.

Медико-социальная помощь заключается в решении медицинских, социально-бытовых,психологических, юридических вопросов. Обеспечение инвалидов медикаментами, продуктами питания по льготным ценам, оформление и переоформление документов для направления больного на медико-социальную экспертизу при стойких ограничениях жизнедеятельности и трудоспособности также входят в круг обязанностей медико-социального работника. Больные с ограниченными возможностями должны быть трудоустроены с использованием различных форм организации труда (надомный труд, неполный трудовой день и т.д.).

В компетенцию медико-социального работника входят вопросы, связанные с нетрудоспособностью больных, направленных в санатории из больничных учреждений после хирургического заболевания и оперативного вмешательства, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидов, пострадавших от радиационного воздействия, эвакуированных из населенных пунктов и др.

Социальный работник медицинской ориентации должен курировать женщин после родов, особенно из неблагополучных семей, рождение ребенка в неполной семье, рождение второго ребенка, прерывание беременности, продолжение учебы или ее прекращение ввиду опасности осложнения беременности.

Своевременное выявление детей из неблагополучных, асоциальных семей, диспансерное наблюдение с момента рождения, направление в ясли, детский сад, при необходимости в санатории «Мать и дитя», туберкулезные санатории, школы для трудновоспитуемых или умственно отсталых позволяет избежать пагубных привычек и дает возможность внедрять в социальный жизненный процесс элементы здорового образа жизни.

28. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Служба медико-социальной помощи комплектуется специально подготовленными работниками, исходя из поставленных перед ней задач. Утверждение соответствующих должностей социальных работников с медицинской ориентацией в лечебно-профилактических учреждениях, их квалификационная характеристика, отлаживание системы подготовки кадров для работы в практическом здравоохранении – основы организации медико-социальной службы.

Для оказания полноценной медико-социальной помощи населению необходима трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образованием и персонала, помогающего ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами, тяжелыми хроническими больными.

В компетенцию специалиста высшего уровня (социальный работник с высшим образованием – социально ориентированный врач) входит получение полной информации о социальном положении населения, создание банка данных – социальной карты региона.

В банке данных должны быть сведения не только об общей численности обслуживаемого населения, но и о количестве проживающих на данной территории семей. Из общего числа семей необходимо выделить неполные, многодетные, малообеспеченные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалида, наркологического больного, ребенка-инвалида с детства.

Важно определить социально-экономическую обстановку региона: его криминогенность, уровень заболеваемости социально опасными болезнями (заболевания, передаваемые половым путем, дифтерия туберкулез и др.).

Такой социальный работник составляет и внедряет программы медико-социальной помощи населению обслуживаемого региона, координирует деятельность медико-социальной службы со смежными вневедомственными организациями (педагоги, психологи, юристы и др.), направляет и контролирует проведение социальных мероприятий работниками среднего звена.

Основными функциями медико-социального работника среднего звена является непосредственная патронажная работа с семьями по реализации конкретных услуг: оказание первичной медико-санитарной помощи инвалидам; содействие в обеспечении медикаментами, продуктами питания через специальные магазины по льготным ценам; организация консультативной помощи правоведов, психологов, педагогов; санитарно-просветительная работа и т.д.

Социально-медицинская работа третьего уровня выполняется, как правило, добровольцами, которые оказывают непосредственную посильную физическую, моральную, психологическую помощь людям, нуждающимся в посторонней помощи (сиделки у тяжелобольных, одиноких людей, сопровождающие слепых, инвалидов и т.д.). Одной из рациональных форм организации социальной помощи населению являются отделения медико-социальной помощи создаваемые при территориальных поликлиниках.

29. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ЦЕЛЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Конечной целью социальных работников является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Они должны четко понимать, что в основе любой социальной программы должны быть рекомендации гигиены – науки о здоровье, способах его сохранения и улучшения, о здоровом образе жизни (ЗОЖ).

Любой аспект социальной работы касается сохранения здоровья и содействует ему.

Социальные работники должны иметь четкие представления о феномене здоровья и о ЗОЖ.

Целевой параметр, на который ориентируется вся система здравоохранения и формирования ЗОЖ населения, еще четко не определен. А неясность цели всегда порождает методические ошибки. На протяжении последнего десятилетия в целом отдавалось предпочтение профилактике болезней, стремлению создать здоровые условия быта и труда, привить населению здоровый образ жизни, однако эффективность была явно недостаточной.

Здоровье суть состояние достаточно широких функциональных возможностей организма, необходимых для нейтрализации влияния вредных факторов окружающей среды. Функциональные возможности рассматриваются как физиологические резервы, объем которых может сокращаться или увеличиваться в зависимости от степени их тренированности. Последняя создается образом жизни как комплексом режимных моментов и установок, исключающих или усугубляющих истощение названных резервов. Начинать выработку ЗОЖ целесообразно в детстве. В дальнейшем только особо неупорядоченные и нездоровые условия жизни могут разрушить устоявшуюся систему привычек. ЗОЖ направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому он особенно рационален, экономичен и желателен.

ЗОЖ – это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения.

ЗОЖ – это выработка у людей комплекса взаимосвязанных навыков и привычек. Надо добиться, чтобы человек автоматически выполнял правила в сфере быта и личной гигиены, не задумываясь над элементарными поступками и всегда придерживаясь при этом рекомендаций гигиенической науки.

ЗОЖ включает в себя и культуру развлечения. У человека есть физиологически обоснованная потребность получать удовольствия. Нужно сочетать пассивный и активный вид отдыха. Большое значение имеет воспитание культуры межличностных отношений, здесь кроется залог успешной охраны психического и физического здоровья населения.

30. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ Основными задачами социальной защиты являются:

1) реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам прежде всего в области пенсионного обеспечения социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.;

2) адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;

3) совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя.

4) широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.).

31. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ

Важнейшим критерием социального государства является защита материнства, детства, отцовства а также помощь и защита семьи.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

• денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

• трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

• бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);

• социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.). Основными принципами социальной работы с семьей являются:

• приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;

• уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;

• соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;

• обоснованное использование власти и контроля;

• учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др.

Была разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую вошли шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных