ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Закон – единственный источник уголовно-процессуального праваВ теории и практике понятие «уголовно-процессуальный закон» используется неоднозначно. Его часто подразумевают как форму правовых актов, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства, так и сами эти нормы, содержание и система которых образует уголовно-процессуальное право. При таком подходе понятием «уголовно-процессуальный закон» обозначается форма и содержание уголовно-процессуального права, взятые в органическом единстве. Так, например, говорят, что УПЗ устанавливает права участников процесса, полномочия следователя, условия судебного разбирательства. Нередко понятие «УПЗ» применяется в более узком, строго специальном значении, предназначенном для обозначения только непосредственно самих нормативно-правовых актов. В этом смысле закон как акт высшей юридической силы, принятый законодательным органом РФ, является единственным источником уголовно-процессуального права. Это означает, что уголовно-процессуальные нормы могут содержаться только в федеральных законах, т.е. в нормативно-правовых актах, принимаемых высшим законодательным органом РФ. Нормы уголовного судопроизводства могут содержаться ив некоторых других источниках (международных договорах, нормах международного права). Поскольку в уголовном судопроизводстве могут быть затронуты и ограничены действиями и решениями государственных органов и должностных лиц конституционные права и свободы человека и гражданина, то нормы уголовно-процессуального права могут содержаться только в законе. Основания и пределы возможного ограничения или лишения этих прав могут регулироваться только законом, но не ведомственными или иным актом органов управления. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства», - сказано в ст.2 Конституции РФ. Эту обязанность государство реализует путем законодательной деятельности. Принципы организации и деятельности судебной власти и прокуратуры определены в Конституции РФ, а их конкретизация применительно к уголовному судопроизводству может иметь место только в законе. Конституция имеетвысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ст.15). Поэтому в уголовном процессе конституционные нормы могут применяться непосредственно как нормативный акт высшей юридической силы. Конституционные нормы могут применяться совместно с процессуальными нормами, которые могут текстуально совпадать с конституционными нормами, что подчеркивает особую значимость такого рода норм процессуального закона, недопустимость отступления от их предписаний. Конституция отнесла к ведению РФ судоустройство, прокуратуру, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство (п. «о» ст.71 Конституции РФ). Следовательно УПК является источником уголовно-процессуального права на всей территории РФ. Законы РФ, устанавливающие правила производства по уголовным делам, должны после их принятия включаться в УПК путем изменения, дополнения его норм или в виде самостоятельных глав, разделов УПК. В ряде законодательных актов, регулирующих организацию и деятельность суда и некоторых органов исполнительной власти, содержатся нормы или положения, которые должны учитываться в уголовно-процессуальном законодательстве, либо применяться вместе с ним. Это законы «О статусе судей в РФ», «О прокуратуре РФ», «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» и др. Имеются отдельные нормативные положения, прямо относящиеся к регулированию уголовно-процессуальных отношений, в «Положении об адвокатуре РФ». Нормы этих законодательных актов в сфере уголовного судопроизводства могут действовать только при условии их соответствия нормам УПК, что вытекает из отраслевого принципа правового регулирования. Международные пакты, договоры РФ являются важным источником для совершенствования уголовно-процессуальных законов РФ. За последние годы многие изменения и дополнения, внесенные в уголовно-процессуальные законы РФ, были результатом признания нашим государством важности этих международных норм для защиты прав и свобод человека. Международные –пакты и договоры оказали определенное влияние и на конституционное законодательство РФ и законы РФ об уголовном процессе. Например, ст.11 Всеобщей Декларации прав человека 1948 года записано, что «каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства при обеспечении ему всех возможностей для защиты», что нашло отражение в нормах УПК. Следующая > - право считаться невиновным (презумпция невиновности); - право обвиняемого быть в срочном порядке уведомленным на понятном ему языке о характере и основаниях предъявленного ему обвинения; - право пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, на котором ведется судопроизводство; - право обвиняемого иметь достаточное время и возможность для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им своим защитником; - право обвиняемого быть судимым без неоправданной задержки; - право обвиняемого быть судимым в его присутствии и участвовать в судебной разбирательстве на основе полного равенства со стороной обвинения; - право не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным.
Существенная роль в правовой регламентации, в том числе в регулировании уголовного судопроизводства, отведена также принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Международно-правовые акты являются важной предпосылкой совершенствования уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Многие изменения и дополнения, внесенные в последнее время в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, стали результатом признания Россией важности международно-правовых норм для защиты прав и свобод человека. Международно-правовые акты оказали определенное влияние на регулирование уголовно-процессуальных отношений. Международно-правовые акты являются важной предпосылкой совершенствования уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Многие изменения и дополнения, внесенные в последнее время в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, стали результатом признания Россией важности международно-правовых норм для защиты прав и свобод человека. Международно-правовые акты оказали определенное влияние на регулирование уголовно-процессуальных отношений. Помимо законов к числу источников уголовного процесса ч. 3 ст. 1 УПК РФ относит общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Органам дознания, следователям, прокурорам, судьям (мировым судьям) и судам при осуществлении уголовного процесса надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, а в ч. 3 ст. 1 УПК РФ продублировано: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Орган дознания, следователь, прокурор, судья (мировой судья) и суд не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации [1]. В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в нашей стране непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для реализации положений указанного международного договора [2]. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|