ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 25. Государство в политической системе общества.
Общество: понятие и структура. Политическая система: понятие и структура. Критерии отбора элементов политической системы. Виды политических систем. Место государства в политической системе общества. Государство и политические партии. Государство и средства массовой информации. Государство и общественные объединения. Государство и церковь. Понятие гражданского общества, его структура и основные принципы.Государство и гражданское общество. Легитимность государства. Основные тенденции развития политических систем современности и роль государства.
Тема 26. Правовое государство. Социальное государство.
Идея правовой государственности. Этапы становления теории правового государства. Понятие и признаки правового государства. Основные принципы правового государства: верховенство права, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, взаимная ответственность государства и личности. Правовой закон. Понятие социального государства. Концепции социальной государственности. Теория функций социального государства. Модели социального государства. Социальное государство: сравнение национальных моделей. Международные стандарты социальной государственности.
Планы практических занятий Задачи семинарского занятия: Уяснение сложных вопросов теории государства и права; Анализ с позиций теории отдельных вопросов правовой практики; Закрепление и усвоение материалов темы; Формирование активной жизненной позиции; Формирование навыков ведения полемики, отстаивания собственных взглядов, позиций, убеждений. Главная задача семинарского занятия в высшей школе не только научить, передать знания, но и помочь раскрыться, продемонстрировать свои умения и способности каждому из обучаемых. Семинар всегда является многоплановым, исключительно полифоничным средством и инструментом активного диалога, ведущегося в рамках одного коллектива. Общее указание ко всем темам: При подготовке к занятию необходимо изучить соответствующий раздел учебника, материал лекции преподавателя и ознакомиться с любыми, на выбор студента, источниками из списка дополнительной литературы к рассматриваемой теме.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (очная форма обучения, нормативные сроки) Тема 1. Предмет и методология теории государства и права. (4 часа) 1. Общая характеристика юридической науки. 2. Понятие и соотношение предмета и объекта науки. Предмет теории государства и права. 3. Теория государства и права в системе юридической науки, ее соотношение с иными науками. 4. Содержание и структура теории государства и права, ее функции, значение, задачи; соотношение науки и учебной дисциплины теория государства и права. 5. Методология теории государства и права: понятие, виды и характеристика методов изучения теории государства и права.
Методические указания студентам: При подготовки к семинарскому занятию следует исходить из того, что каждая наука имеет свой объект и предмет исследования; представляет собой системное знание об определенной объективной действительности. Условно научные дисциплины классифицируется по разным основаниям. Юридические науки так же подразделяются на определенные блоки. Необходимо обратить внимание на понятие, содержание и структуру теории государства и права, которая является основополагающей для иных юридических наук. Анализируя многообразие методов исследования государственно-правовых явлений следует их классифицировать, уяснить сущность и особенность каждого метода. Практическое задание: Определите общие и отличительные черты, особенности теории государства и права как науки и как учебной дисциплины.
Литература 1. Сырых В.М. Метод правовой науки. Основные элементы структура. М., 1980. 2.Посконина О.В. Общественно-политическая теория Н. Лумана: методологический аспект. Ижевск. Изд-во УдГУ, 1997. 3. Комаров, С.А.Теория государства и права: Краткий учеб.для вузов рек.МО РФ / С.А. Комаров, А.В. Малько. - М.: Норма:Инфра-М, 2001. - 440с. 4. Керимов Д.А. Методология права. М., 1989. 5. Черданцев А.Ф. Понятие функции юридической науки //Методология советского правоведения. Свердловск, 1978. 6. Теория государства и права: учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / С. С. Алексеев, С. И. Архипов, Г. В. Игнатенко [и др.]; отв. ред.: В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. - 595 с.
Тема 2. Происхождение государства и права. (4 часа). 1. Общая характеристика первобытного общества: экономика, социальная власть, социальные нормы. 2. Причины разложения первобытного общества. Предпосылки возникновения государства и права. 3. Исторические формы возникновения государства и права. Причины разнообразия возникновения государства и права у разных народов. Западная и восточная модели государственности. 4. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя. Признаки, отличающие право от социальных норм первобытного общества. 5. Причины многообразия подходов к проблеме происхождения государства и права. 6. Теории происхождения государства и права.
Методические указания студентам: Терминологический минимум: власть, «военная демократия», государство, мононорма, мораль, неолитическая революция, общество, обычай, первобытное общество, племя, право, публичная власть, социальные нормы, табу. Практические задания. 1) На основе знаний из курсов истории и географии указать, какие государства существовали на территории современной России до создания Киевской Руси; какие территории испытывали на себе культурное, экономическое и политическое влияние сопредельных государств. 2) Назовите одну из теорий происхождения государства или права, которая кажется вам наиболее убедительной. Аргументируйте научность этой теории, назовите ее особенности, которые для вас оказались наиболее верными, доказанными, подтвержденными историческим ходом развития общества. 3) Сформулируйте свою позицию по отношению к причинам, приведшим к неолитической революции.
Литература. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988. Васильев. Л.С. История Востока. М., 1994. Васильев Л.С. Проблемы генезиса Китайского государства. М., 1983. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. М., 1976. Венгеров А.Б. Значение археологии и этнографии для юридической науки // Сов. государство и право. 1983. №3. Ленин В.И. О государстве. Пол. Собр. Соч. Т. 39. Локк Д. О политическом и гражданском обществе. Соч.,Т.3. М., 1998. Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко - теоретический аспект. Л., 1985. Луковская Д.И. Социологическое направление во французской теории права. Л., 1972. Марксистко-ленинское учение о государстве: история развития и современность. М., 1977. Нерсесянц В.С. Право, человек, история // Сов. Государство и право. 1986. №2. Первобытное общество. Основные проблемы развития. М., 1975. Платон. Государство. Соч. в 3-х томах. Т.3. М., 1971. Посконин В.В. Прогрессивная преемственность идей «общественного договора» Руссо в учении А.Н.Радищева // Вестник Удмурт. Ун-та. 1998. №1. Посконин В.В., Посконина О.В. Становление естественно-правовых воззрений русских просветителей // Вестник Удмурт. Ун-та. 1998. №1. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. М., 1982. Энгельс Ф. Происхождение семья, частной собственности и государства. М., 1985.
Тема 3. Понятие права. Проблемы правопонимания права. Принципы и функции права. (4 часа) 1. Правопонимание: понятие, сущность основных теорий правопонимания. 2. Понятие и основные признаки права. 3. Сущность права. Классовый и общесоциальный подходы к сущности права. Социальное назначение и ценность права. 4. Функции права: понятие и характеристика. 5. Принципы права: понятие, система, классификация. 6. Широкое и узкое понимание права. Объективное и субъективное в праве: интересы и ценности. Объективное и субъективное право. 7. Исторические типы права.
Методические указания студентам: Терминологический минимум: право, объективное право, субъективное право, сущность права, функции права, принципы права. При рассмотрении различных теории правопонимания, четко классифицировать их достоинства и недостатки. Практическое задание: по заданию преподавателя написать в качестве домашней работы эссе на одно из изречений классиков правовой мысли, определяющих понятие, признаки и сущность права. По заданию преподавателя отдельным студентам подготовить сообщение на тему: «Характеристика принципа «разрешено все, что не запрещено законом»
Литература. Алексеев С.С. Тайна права. Его понимание, назначение и социальная ценность. М., 2001. Алексеев С.С. Философия права: история и современность. М., 1999. Жилин Г. Соотношение права и закона // Российская юстиция. 2000. №4. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000. №3. Корнев А.В. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России // Государство и право. 1998. №5. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3. Лест О.Э. Три концепции права // Сов. государство и право. 1991. №12. Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко - теоретический аспект. Л., 1985. Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельностная система //Журнал российского права. 2002. №4. Мицкевич А.В. Общее и «нормативное» понятие права и его место в марксистском правопонимании // Сов. Государство и право.1988. №6. Мушинский В.О. Правовое государство и правопонимание //Сов. Государство и право. 1990. №2. НерсесянцВ.С. Гегелевская философия: история и современность. М., 1974. Нерсесянц В.С. Право и закон: их различие и соотношение // Вопросы философии. 1988. №5. Нерсесянц В.С. Право: многообразие определений и единство понятия // Сов. государство и право.1983. №10. Нерсесянц В.С. Философия права: Учеб. для вузов // Ин-т государства и права РАН. М.,1998. Исторические типы государства и права. М., 1971. Петрова Л.В. О естественном и позитивном праве // Государство и право.1995. №2. Тонких В.А., Ярецкий Ю.Л. История политической и правовой мысли России: Учебн.пособие // Под ред.В.И.Жукова. - М.,1999. Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985. Тема 4. Право в системе социально-правового регулирования. Взаимосвязь права и иных социальных норм. (2 часа) 1. Понятие социально-нормативного регулирования. Ненормативные регуляторы. 2. Социальные нормы: понятие, признаки, виды. 3. Право и обычаи. Право и мораль, нравственные начала в праве. 4. Право и религия. Право и корпоративные номы. 5. Технические нормы, их особенности и социальное назначение. Технико-юридические нормы, их особенности, значение.
Методические указания студентам: повторить из предыдущих тем: отличительные признаки права; принципы права; функции права. Следует дать понятие и отличие технических и социальных норм. Практическое задание: 1) В нормативных актах по указанию преподавателя отыскать технические нормы, имеющие юридическую форму выражения. 2) Найдите в Конституции РФ правовые нормы с нравственным содержанием. Литература. Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. №8. Кенжетаев Т.Р. Технические, санитарные. Гигиенические нормы и право граждан на здоровую окружающую среду // Сов. Государство и право. 1990. №11. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность М., 1986. Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельностная система // Журнал российского права. 2002. №4. Пеньков Е.М. Социальные нормы – регуляторы повеления личности. М., 1972. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М., 1990. Права человека и религия: Хрестоматия // Сост. науч.ред.игумен Вениамин Новик. М. Библ.-богослов. ин-т Св.Апостола Андрея,2001. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. Халфина Р.О. Право как средство социального управления. М., 1988.
Тема 5. Норма права. (4 часа) 1. Понятие норм права, их признаки. 2. Структура юридической нормы. Понятие и виды гипотез, диспозиций и санкций. 3. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения норм права в статьях нормативного акта. 4. Виды (классификация) норм права.
Методические указания студентам: повторить признаки права; функции права; взаимосвязь норм права и иных социальных норм. Практическое задание: (Работа выполняется в виде домашнего задания). Проанализировать любой нормативный акт и подобрать примеры к видам норм права по различным основаниям (напр., по способу изложения, по характеру прав и обязанностей, по функциям и т.д.).
Литература. Архипов С.И. Понятие и природа локальных норм права // Правоведение. 1987. №1. Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978. Ген Н.Л. Специфика конституционных норм и особенности их реализации // Журнал российского права. 2001. №11. Горшенев В.М. Нетипичные нормативные предписания // Сов. Государство и право. 1978. №3. Чернобель Г.Т. Формализация норм права // Сов. государство и право. 1979. №4.
Тема 6. Формы (источники) права. (4 часа) 1. Понятие источника права. Соотношение понятий «форма» и «источник» права. 2. Характеристика основных форм (источников) права. 3. Нормативные правовые акты как основной источник права: понятие, признаки, виды. Законы и подзаконные акты. 4. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве, по кругу лиц.
Методические указания студентам: уяснить термины источник права, форма права, нормативно-правовой акт, закон, юридическая сила закона, нормативно-правовых актов. В рамках данной темы необходимо не только уяснить основные признаки нормативно-правового акта, но и понять его особое место среди других источников в Российской правовой системе. При рассмотрении системы нормативно-правовых актов в России следует учитывать принцип юридической силы и принцип федерализма. Изучая действие нормативно-правовых актов во времени, обратить внимание на понятия «обратная сила закона» и «переживание закона».
Нормативные акты: - Конституция Российской Федерации 1993 г с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ - Федеральный закон от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания (редакция от 22.10.1999 г.) - Указ Президента РФ от 15 марта 2000 года N 511 «О классификаторе правовых актов» (редакция от 28.06.2005 г.) - Указ Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента, Правительства РФ и нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти» (редакция от 28.06.2005 г.) Практическое задание: 1) Какие источники влияют на формирования современного российского права? 2) Назовите основные формы (источники права) РФ.
Литература. Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени // Сов. государство и право. 1991. №12. Васильев Л.В. О понятии правового акта // Вестник Моск. Ун-та. Серия 11. Право. 1998. №5. Жевакин С.Н. Ведомственные нормативные акты РФ // Государство и право. 1996. №11. Зивс С.Л. Источники права. М., 1981. Иванов В.В. К вопросу о теории нормативного договора // Журнал российского права. 2000. №7. Конституция. Закон. Подзаконные акты. М., 1994. Котелевская И.В. Закон и подзаконный акт // Журнал российского права. 2000. №2. Котелевская И.В. Закон и ведомственный акт // Журнал российского права. 2000. №10. Максимов А.А. Прецедент как один из источников английского права // Государство и право. 1995. №2. Марченко М.Н. Источники романо-германского права: понятие, виды, классификация // Вестник Моск.ун-та. Серия 11. Право. 2000. №2. Марченко М.Н. Закон в системе источников романо-германского права // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 2000. №3. Марченко М.Н. Вторичные источники романо-германского права: прецедент, доктрина // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 2000. №4. Марченко М.Н. Судебная практика – источник права // Журнал российского права. 2000. №12. Марченко М.Н. Обычай в системе источников романо-германского права // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 2000. №5. Марченко М.Н. Судебная практика – источник права // Журнал российского права. 2000. №12. Медведев А.М. Правовое регулирование действия закона во времени // Государство и право. 1995. №3. Морозова Л.А. Современное состояние российского законодательства и его систематизация // Государство и право. 1999. №2,3. Наумов А. Судебный прецедент как источник уголовного права // Российская юстиция. 1994. №1. Поленина С.В. Федеративные договоры и структура законодательства в России // Государство и право. 1993. №1. Общая теория права и государства: учеб. для вузов рек. МО РФ / В.С. Афанасьев, А.П. Герасимов, В.И. Гойман [и др.]; под ред. В. В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 517 с Разумович Н.Н. Источники и формы права // Сов. государство и право. 1988. №3. Смирнов Л.В. Деятельность судов РФ как источник права // Журнал российского права. 2001. №3. Талалаев А.Н. Общепризнанные принципы и нормы международного права (конституционное закрепление термина) // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 1997. №3. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982.
Тема 7. Правотворчество. Систематизация права. (4 часа) 1. Правотворчество: понятие, принципы. Соотношение понятий «нормотворчество», «правотворчество», «законотворчество». 2. Правотворчество: субъекты, виды, стадии. Законотворчество и подзаконное нормотворчество. 3. Особенности законодательного процесса в РФ. 4. Понятие и виды систематизации нормативно-правовых актов, ее значение.
Методические указания: При подготовке к практическому занятию по данной теме студент должен обратить внимание на ряд понятий, дать их определение, раскрыть содержание, показать их связи с другими юридическими понятиями: правотворчество, правообразование, принципы правотворчества, субъекты правотворчества; законодательный процесс, стадии законодательного процесса. Обратить внимание на понятие систематизации нормативно-правовых актов, дать понятия «кодификация», «инкорпорация», «консолидация», «учет» нормативно- правовых актов; определить значение систематизации нормативно-правовых актов. Необходимо при изучении теоретических вопросов плана рассмотреть положения нормативных актов, указанных в следующем списке: Практическое задание: 1) Определите соотношение понятий «сборник нормативно-правовых актов» и «свод законов». 2) Какой вид систематизации нормативно-правовых актов является наиболее эффективным. Ответ аргументируйте. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|