ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие источников трудового права, их виды и система
Под источником права обычно понимается форма права или внешняя форма права. В этом формальном юридическом смысле это понятие используется и в настоящем параграфе. Источники трудового права достаточно разнообразны. Они различаются по тем юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства. Можно сказать, что источники трудового права - это различные нормативные правовые акты; т.е. законы, указы, постановления и другие акты, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. Однако к источникам трудового права, с учетом их особенностей, относятся соглашения, именуемые также как социально-партнерские соглашения, и коллективный договор, и замыкают их локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем, как правило, с учетом мнения представительного органа работников в установленном законом порядке. Коллективный договор, как и указанные локальные нормативные акты, действует у конкретного работодателя (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Но в отличие от локальных нормативных актов, коллективный договор разрабатывается и принимается по соглашению работников и работодателя в лице их представителей. Коллективный договор охватывает своим действием широкую сферу социально-трудовых отношений. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, должны соответствовать трудовому законодательству, иным нормативным правовым актам, социально-партнерским соглашениям и коллективным договорам. Достаточно своеобразны и такие источники, как социально-партнерские соглашения различного уровня (от генерального до отраслевого и территориального), принимаемые на основе двустороннего сотрудничества объединений работодателей и профсоюзов работников соответствующего уровня, а на основе трехстороннего сотрудничества - с участием органов государственной власти того же уровня. Коллективный договор и локальные нормативные акты принимаются на локальном уровне (у конкретного работодателя). Следовательно, под источниками трудового права понимаются результаты нормотворческой деятельности органов государства, а также совместного правотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Виды источников трудового права и их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по действующим законам. В сфере трудовых и непосредственно связанных с ним отношений правотворческая деятельность осуществляется рядом государственных органов, а в установленных законом случаях к этому привлекаются работники, их представители, с одной стороны, и работодатели, их объединения - с другой. Исходя из этого, целесообразно дать классификацию источников трудового права по их юридической силе в зависимости от принявшего их органа и его компетенции, установленной законом. Эта классификация позволяет определить систему источников трудового права, в структуре которой они занимают соответствующее им место. Данная система получила закрепление в ст. 5 ТК РФ. В системе источников трудового права верхнюю ступеньку занимает Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., имеющая высшую юридическую силу на всей территории РФ. В Конституции РФ установлены права и свободы, гарантии их обеспечения, в том числе в области труда. Более всего они получили свое закрепление в ст. 17-19, 30, 37, 45-46, 55 и других статьях гл. II Конституции РФ. Следует отметить ст. 2, 7 и другие статьи гл. I, выделив положения ч. 4 ст. 15, согласно которым общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. При этом если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, определен приоритет международных договоров РФ, в том числе ратифицированных и опубликованных Конвенций МОТ, перед законом РФ. Большое значение в современных условиях развития российского трудового права придается общепризнанным принципам и нормам международного права в области труда, международным договорам, таким как Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Конвенции и Декларации, а также Рекомендации МОТ. Свою роль играют международные акты, принятые международными региональными организациями, такие как Европейская социальная хартия, принятая Советом Европы (пересмотренная 3 мая 1996 г.), ратифицированная в России Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 101-ФЗ, и международные акты Содружества независимых государств (СНГ) или Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и др. На следующей ступени иерархии источников располагаются ТК РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права (ч. 2 ст. 5 ТК РФ). Они именуются "трудовое законодательство" и в его состав ныне входят только законы. Следует обратить особое внимание на то, что согласно ст. 72 Конституции РФ "трудовое законодательство" находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Вместе с тем в Конституции РФ в ряде случаев установлен федеральный уровень законов в области труда (ч. 2 ст. 7, ч. 3-5 ст. 37 и др.). Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений установлено в ст. 6 ТК РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ издаются в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не должны им противоречить (ст. 76 Конституции РФ, ч. 5 ст. 6 ТК РФ). Из федеральных законов выделяется Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), являющийся важнейшим кодификационным правовым актом, действующим на всей территории РФ, в отношении как всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, так и работников, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Трудовой кодекс РФ более подробно рассмотрен в следующем параграфе этой главы. В регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений имеют значение и другие федеральные законы. К ним отнесены, например, Закон о профсоюзах, Закон об объединениях работодателей, Закон о РТК. В число источников трудового права входят подзаконные акты, среди которых главенствуют нормативные указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, затем идут постановления и распоряжения Правительства РФ. За ними располагаются нормативные правовые акты министерств, иных федеральных органов исполнительной власти. Среди нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования трудовых отношений выделяются постановления Минздравсоцразвития России, изданные до 22 мая 2012 г., а в настоящее время акты Министерства труда и социальной защиты РФ (Минтруд России), обладающие определенной спецификой, поскольку исходят от компетентного органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию и обобщающего практику применения законодательства в сфере труда. В частности, Минтруд России издает подзаконные акты по вопросам: нормирования труда в различных отраслях экономики и производства; утверждения квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих и тарифно-квалификационных характеристик работ и профессий рабочих, а также режима работы и отдыха в отдельных организациях и др. (подп. 5.2.2-5.2.65, 5.2.101-5.2.103; п. 5.4 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610). Указанные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ. Свое место в системе источников вслед за федеральными законами занимают законы субъектов РФ, которые не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, система источников трудового права получила свое выражение в ст. 5 ТК РФ согласно принципу иерархии по их юридической силе. Представленная система источников, регулирующих трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения, установлена в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, т.е. Конституция РФ и указанные федеральные конституционные законы поставлены на первое место в ст. 5 ТК РФ. За ними располагается "трудовое законодательство РФ" и затем уже - иные источники, занимающие по иерархии свое определенное место в указанной системе. Постановления Пленума Верховного Суда РФ не являются источниками трудового права, но имеют большое значение для правоприменительной практики. В регулировании трудовых отношений значительная роль принадлежит постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2. Следует обратить внимание на разъяснения данного Постановления, прежде всего, о том, что при рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу ч. 1 и 4 ст. 15, ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ТК РФ, ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать все дела на основании Конституции РФ, ТК РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, являющихся составной частью ее правовой системы. Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует более высокому (по иерархии) нормативному правовому акту, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, ст. 5 ТК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором РФ, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотрены законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 10 ТК РФ, ч. 4 ст. 11 ГПК РФ) (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2). Акты Конституционного Суда РФ хотя и не рассматриваются как источник трудового права, но решения Конституционного Суда РФ имеют важное значение в правоприменительной практике. Если Конституционным Судом РФ нормативный правовой акт или его положения будут признаны неконституционными, они утрачивают юридическую силу. При этом сами решения Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами государства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|