Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фовизм - направление во французской живописи конца ХIX — начала XX века.




Фовизм и его представители

Фовизм - направление во французской живописи конца ХIX — начала XX века.

Художников, относящихся к этому направлению, современники назвали «дикими». Однако вскоре авангардисты начали вытворять такое, что стало ясно – фовисты-то как раз были довольно ручными. Но они первыми вступили на тот путь, который привел к разрушению традиционного искусства. Как направление просуществовало недолго — примерно с 1898 по 1908 год.

Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие», и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. Авторами картин, представленных на этой выставке стали Анри Матисс, Морис де Вламинк, Андре Дерен, Альбер Марке, Кес ванн Донген, Жорж Руо и некоторые другие живописцы. Название отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, "дикую" выразительность красок. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось, и вскоре русские и немецкие живописцы-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. В отличие от экспрессионизма, фовизм не имел специфической нравственно-философской окраски. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Развивая художественные достижения постимпрессионистов ( Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось. А так как каждый из этих художников обладал яркой индивидуальностью, то и миры, созданные ими, были совершенно индивидуальны. Главой этой школы считается Матисс, который обнаружил, что цветовые отношения зависят от того, какой размер занимает пятно на поверхности. Он объяснил это одной фразой, сформулированной, как аксиома: "Квадратный сантиметр голубого пигмента дает нам цвет, вовсе не тождественный квадратному метру той же краски". Также к числу сторонников этого направления можно причислить таких творцов как Андре Дерен, Альбер Марке, Шарль Камуан, Луи Вальта, Анри Эвенепул, Морис Марино, Жан Пюи, Морис де Вламинк, Анри Манген, Рауль Дюфи, Отон Фриез, Жорж Руо, Кеес ван Донген, Alice Bailly , Жорж Брак, Жоржетта Агутт, Жюль Фландрен и других.

К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность и насыщенность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. От Фовизма оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 50— 60-е гг. движением «Новые дикие».

 

Цвета фовисты брали чистые и яркие: «Исходный пункт фовизма, - писал Матисс, — решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым желтым — первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин». И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным. Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи. Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга.

Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными. Делалось это опять же, исходя из того, что главные ценности – плоскость картины и жизнь живописи на ней, а не соответствие действительности. По этой же причине фовистов не интересовали такие вещи, как воздушная и линейная перспектива. В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый, измученный, изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение».

Фовисты создали живопись, для которой, в принципе, совершенно не важен объект изображения, а важно сочетание элементов самой живописи – цвета, линии, пятна. Т.е. картина в их трактовке представляла собой такой же независимый ни от чего предмет, как, скажем, стул. Она перестала быть рабом реальности, а это уже авангардизм.

Природу, людей, окружающие пространство они видели никак объекта для творчество, а как сопутствующие предметы призванные передать мысль художника, облаченную во множество световых симфоний, но окончательного разрыва с исходным объектом фовисты все-таки не допускали. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приемам, искусство фовизма заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX века. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. В это время они активно принимали участие в различных выставках, пресса пестрила статьями о проводимых ими мероприятиях и картинах художников.

Фовизм как конкретное объединение художников просуществовал недолго – в 1908 году они выставились вместе последний раз. Но в любом случае, фомизм послужил фундаментом для дальнейшего строительства творческого мировоззрения каждого из художника и оставил заметный след в мировом изобразительном искусстве. Все они пошли своими путями в искусстве, используя Фовизм как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств. Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности. Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты. Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма.

Как метод в искусстве 20 века существовал постоянно и всплывал, например, в абстракционизме, или в движении «Новых диких» в 50-60 гг.

Затронул он и русское искусство – под его сильным влиянием находились художники объединений начала прошлого века «Голубая роза» и «Бубновый валет».

Главные новации фовизма – это представление о независимости искусства от действительности и отношение к картине как к самостоятельному предмету.

Неавангардистское в фовизме – это и отсутствие документации вроде манифеста, и отсутствие других видов деятельности (была еще лишь фовистская керамика), и невовлеченность в социально-политические процессы. Ведь политически фовизм был совершенно нейтральным.

 

ЦИТАТЫ:

Буржуа все ещё изумляются в зале диких, а Вламинк рычит громче других хищников — Морис Гиймено.

Для фовистов устроили очень ловкую перетасовку их картин. Матисс был окружен картинами Фриеза или лукаво чередовался с работами Дерена и Дюфи - Шарль Мальпель.

Донателло среди диких зверей! — Луи Воксель.

 

ЦИТАТЫ ХУДОЖНИКОВ:

 

Я страдал от невозможности поразить сильнее, достигнуть максимальной интенсивности цвета, ограниченный синим и красным цветом торговца — Морис де Вламинк.

Фовизм это не изобретение, не образ действия, а способ существования, действия, мышления — Морис де Вламинк.

Что такое фовизм? Это я, мой стиль определённого периода, моя революционная и свободная манера, мой отказ от академизма, мой синий, мой красный, мой жёлтый, без смешивания. Без сомнения, я немного заразил этим Дерена — Морис де Вламинк.

В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. Искусство так же индивидуально, как и любовь — Морис де Вламинк.

Исходный пункт фовизма, решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым жёлтым, первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин — Анри Матисс.

Искусство дополнений и контрастов привело меня к этой концепции, передать эквивалент солнечного освещения через технику колорированного — Эмиль Отон-Фриез.

Очарование истин, открытых во времена фовизма, привело нас к возврату к конструкции, к владению формами с максимальной экспрессией, что я и пытался сформулировать в большой картине "Работа осенью" в 1906 — Эмиль Отон-Фриез.

Используя уплощение массы, мы даже пытались передать нереальную тяжесть песка, чтобы подчеркнуть текучесть воды и лёгкость неба — Андре Дерен.

Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом — Анри Матисс.

Мы уже работали, я и Матисс, начиная с 1898, в той манере, которую потом назовут фовизмом. Как я полагаю, мы были первыми двумя "Независимыми", которые самовыражались с помощью чистых тонов, берущих своё начало в 1901 — Альбер Марке.

Выразительность для меня заключается не в страсти, которая светится на лице и которая проявляется через мощное движение, она во всём расположении моей картины. Место, которое занимают тела, пустоты вокруг них, пропорции каждому выделяется своя часть. Композиция это искусство располагать в декоративном стиле различные элементы, которые художник распределяет таким образом, чтобы выразить свои ощущения — Анри Матисс.

Если бы я остановился на первом впечатлении, я бы зафиксировал лишь убегающие ощущения одного момента, которые мне ничего не скажут о завтрашнем дне. Я хочу достигнуть такой конденсации ощущений, которая создаст картину — Анри Матисс.

 

: АНРИ МАТИСС

Анри Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 года в городке Ле Като Камбрези в Пикардии на севере Франции. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. Художник прожил очень долгую жизнь. Он умер в 1954 году. Рисовать Матисс начал довольно поздно. Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал. Но будущий художник вскоре понял, что юриспруденция – не его дело, и уехал в Париж изучать искусство. Своим учителем он считал Гюства Моро, и, следуя совету учителя, изучал работы старых мастеров и даже копировал их в Лувре.

На этом этапе он пробовал писать «в духе», искал художественную близость с тем или иным направлением в искусстве. В коллекции ГМИИ хранится натюрморт, выполненный «в духе голландцев». Тон его картины тёмный и неоднородный, отдельные цвета – серебристо перламутровые. Он уделяет больше внимания цвету и строит полотно по классическим канонам. Картина была написана в 1896 году, когда художнику было 39 лет.

 

 

К концу 1900-х годов он выработал новое понимание роли искусства в современном мире. Мастер верил, что задача современной живописи – создавать усталому, духовно истощённому зрителю гармоничное окружение, отвлекать его от забот и беспокойств современного мира и помогать расслабиться. Матисс ценил идеалы единения человека и природы, его привлекали сплав инстинкта и разума, присутствующего в архаичных культурах.

Матисс добивался чистоты чувств, характерных для детского рисунка или примитивного искусства.

“Статуэтка и вазы на восточном ковре. (Натюрморт венецианской красной)” 1908

 

 

Матисс обладал совершенным чувством цвета. Ему не надо было что-то изобретать, он всё точно знал.

С того момента, когда Матисс стал рисовать такие композиции и начинается его развитие, как художника. На холсте хорошо заметна свобода в выборе цвета и красок – интенсивных, почти пламенеющих.

Матисс не использует светотеневую моделировку предметов, он обозначает их цветными пятнами и обводит контуром. Линия и цвет – вот главное в его творчестве.

Цветы, натюрморты – это любимые темы Матисса.

 

Сам Матисс отмечал, что современные люди – это усталые люди. В этом безумном мире нужно, используя искусство, его яркость, дать людям возможность отдохнуть. Пусть они отдохнут, глядя на подобные полотна – именно такой была цель Матисса.

Немаловажное значение Матисс придавал гармонии: «Я хочу нести людям отдохновение и радость». В своих картинах художник постоянно претворял свою жизненную программу.

 

 

Испанка с бубном.

 

Эта композиция – одни из самых ошеломляющих фовистских картин. Фигура танцовщицы нарисована очень динамичным цветным контуром и контрастирует с распределением светотени. Это по-новаторски необычно и “по-дикому” экспрессивно. Цвет фона – голубой. Чёрная блуза и красная юбка очень красиво смотрятся на голубом фоне. Это контрастные цвета, которыми художник создаёт глубину пространства .

 

 

“Мастерская художника. (Розовая мастерская)”.

Это одна из матиссовских студий, с так называемым симфоническим интерьером, который воплощает на холсте гармонию цвета и композиции.

Матисс включает в эту композицию свои картины на стенах ателье и бронзовую статуэтку.

 

“Марокканский Триптих”.1912-1913.

 

“Арумы, ирисы и мимоза (Голубая ваза с цветами на синей скатерти)”1913.

“Красные рыбы”.

 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных