Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цели и задачи учебной и производственной практики




Образовательный консорциум Среднерусский университет

Автономная некоммерческая организация

Высшего профессионального образования

«Московский областной гуманитарный институт»

Утверждаю

Проректор по учебной работе

Н.В. Автионова

Г.

В.А. Конышев

Методические указания по организации и проведению учебной и производственной практики для студентов заочной формы обучения по направлению 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Производственный менеджмент»

Подольск 2015

Разработано для оказания методической помощи студентам специальности «Менеджмент» в подготовке к учебной и производственной практики, приведены правила оформления текста, иллюстраций, таблиц, ссылок на источники и литературу, расположение и примеры оформления приложений. Материал сформирован на основе выборок из различных государственных стандартов.

Пособие предназначено для студентов, руководителей практик.

Оглавление

Введение

1.Цели и задачи учебной и производственной практики 4

2.Содержание учебной практики 6

3.Организация производственной практики 10

4.Оформление результатов и подведение итогов учебной и производствен-

ной практики 18

5.Приложения 20

 

Введение

 

Квалификация (степень) бакалавра – это академическая степень, отражающая образовательный уровень, выпускника, свидетельствующая о наличии фундаментальной подготовки по соответствующему направлению, освоении начал специализации и выработке навыков выполнения исследовательских работ.

В указаниях сформулированы основные требования к прохождению учебной и производственной практики, бакалавра, определены цель, задачи.

 

Цели и задачи учебной и производственной практики

Учебная и производственная практики являются составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных бакалавров менеджмента. Во время практик происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по присвоению квалификации и избранному направлению подготовки, а также сбор необходимого материала для выполнения курсовой и выпускной квалификационной работ.

Целями практики является:

1) углубление и закрепление теоретических знаний и практических умений и навыков, полученных при изучении основных курсов по выбору: «Основы предпринимательского дела», «Система управления документооборотом», «Информационные технологии в менеджменте», «Экономическая теория» (учебная практика) и «Маркетинг», «Управление качеством», «Производственный менеджмент», «Производственная логистика», «Организация производства», «Бизнес-планирование» (производственная практика);

2) подготовка студента к выполнению в условиях реального производственного и управленческого процессов ключевых видов профессиональной деятельности менеджера (управленческой, организационной, экономической, маркетинговой, информационно-аналитической, проектно-исследовательской);

3) развитие и накопление практических умений и навыков по анализу и совершенствованию систем управления в организации;

4) формирование базовых и ключевых компетенций менеджера в сфере организационного управления.

Задачи практики:

- развитие способностей студента к самостоятельной деятельности в сфере управления: организаторских, аналитических, коммуникативных, исследовательских, самоорганизации и самоконтроля;

- изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления в организации по месту прохождения практики;

- разработка предложений по совершенствованию направлений деятельности менеджера низшего и среднего уровней управления в организации;

- формирование и развитие у студентов профессионально значимых качеств, устойчивого интереса к профессиональной управленческой деятельности, потребности к самообразованию;

- сбор необходимых материалов и документов для выполнения курсовой и выпускной квалификационной работы в соответствии с выбранной темой.

В результате прохождения практики студенты формируют следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

ОК-8 способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность;

ОК-13 способн6ость анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ОК-19 способность осуществлять деловое общений: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации;

ПК-8 способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;

ПК-47 способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений;

ПК-49 способность разрабатывать бизнес-план создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов.

В результате прохождения практики студент должен

Знать

- основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;

- принципы развития и закономерности функционирования организации;

Уметь

- ставить цели и формулировать задачи, связанные с с реализацией профессиональных функций;

- ставить и решать задачи операционного маркетинга;

- калькулировать и анализировать себестоимость продукции и принимать обоснованные решения на основе данных управленческого учёта;

Владеть

- методами реализации основных управленческих функций (принятия решений, организация, мотивирование и контроль);

- методами управления операциями.

 

Содержание учебной практики

В ходе прохождения учебной практики студент должен ознакомиться с базой практики, изучить подсистемы управления в организации, особенностями управления организацией с учётом её отраслевой принадлежности, специфики и масштабов деятельности организации, а также собрать материалы, необходимы для подготовки отчёта по практике и контрольных или курсовых работ.

В ходе прохождения учебной практики студент должен выполнить следующие задания:

1) Дать общую характеристику конкретной организации (или одного из подразделений крупной организации).

2) Определить структуру и особенности ключевых подсистем управления в организации (или её подразделения):

Информационная подсистема – совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети организации соответствующей информацией для коммуникаций в управлении организацией.

Экономическая подсистема – обеспечивает совокупность экономических процессов, происходящих в организации: движение капитала, денежных средств; соотношение затрат и доходов, другие экономические показатели.

Производственно-техническая подсистема – материальные средства, комплекс машин, оборудования, сырья, материалов, инструментов, энергии. Призвана обеспечить переработку ресурсов в готовый продукт или услугу, предлагаемые организацией внешней среде.

Маркетинговая подсистема – обеспечение потребностей клиентов в продуктах и услугах организации путём изучения рынка, создание системы сбыта, организации активного воздействия на рынок и существующий спрос для удовлетворения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.

Социальная подсистема – совокупность людей, работающих в организации со сложным комплексом отношений между ними. Основу подсистемы составляет работа с персоналом: подбор, обучение, мотивация, развитие и обеспечение профессионального роста.

3) Выделить факторы внешней среды организации или её подразделений и дать им характеристику.

Программа практики включает в себя обязательное выполнение каждым студентом заданий по плану-графику для данного вида практики, таблица 1.

 

Таблица 1 – Учебно-тематический план учебной практики

 

№ этапа Содержание этапов прохождения учебной практики Сроки
  Согласование программы практики. Знакомство с организацией, изучение и анализ документов, характеризующих систему управления организацией.  
  Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации. изучение содержания работы менеджера по общим функциям управления.  
  Знакомство и описание производственно-технической подсистемы  
  Изучение особенностей социальной подсистемы  
  Знакомство и описание экономической подсистемы управления  
  Изучение информационной подсистемы управления  
  Знакомство с маркетинговой подсистемой управления. Изучение и описание основных элементов внешней среды организации  
  Оформление, сдача и защита отчёта по учебной практики  

 

Руководитель практики от вуза, учитывая особенности организации - базы практики, может внести уточнения в содержание заданий.

1.Знакомство с организацией, изучение документов, характеризующих систему управления организацией. Знакомство с организацией начинается с экскурсии по основным производствам и её подразделениям. Данный раздел практики предполагает изучение:

- общих сведений об организации (название, цель создания, организационно-правовая форма, краткая историческая справка, миссия данной организации, стратегия её развития);

- основных документов, регламентирующих деятельность организации;

- характера организационной собственности: частная, государственная, смешанная);

- принадлежности организации по капиталу и контролю: национальная, иностранная, смешанная;

- организационно-правовой формы (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО и т. п.);

- характеристики организации с точки зрения масштабов производства, уровня специализации, комбинирования, кооперирования;

- эффективности деятельности организации.

2. Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации. Изучение содержания работы менеджера по общим функциям управления. Данный раздел практики предполагает изучение студентом:

- основных функций управления, выполняемых специалистом, на рабочем месте которого организовано прохождение практики;

- видов деятельности и объёмов производства продукции (работ, услуг);

- производственной структуры (подразделения организации, функциональные взаимосвязи подразделений);

- организации управления (схема организационной структуры управления, функциональные взаимосвязи подразделений и служб):

-- технико-экономических показателей деятельности за 1-2 года (объём реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, себестоимость);

- ассортимент выпускаемой продукции или услуг, их назначение и основные потребители;

- финансового положения (прибыль, рентабельность);

- взаимоотношений с другими организациями (поставщики, кредитно-банковские учреждения, страховые организации, благотворительные организации и др.);

- внешнеэкономической деятельности.

Необходимо описать структуру управления организацией. Выяснить назначение и содержание блоков общего линейного и функционального руководства. Представить перечень должностей, выполняющих функциональные обязанности по каждому блоку. Для этого необходимо ознакомиться со штатным расписанием организации и:

1) представить организационную структуру в виде схемы, определить число уровней управления, количество структурных подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них, таблица 2.

Таблица 2 – Характеристика структурных подразделений

 

Наименование подразделения Цель Решаемые задачи Функции Количество сотрудников
         

 

2) определить тип структуры управления (линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, штабная, дивизиональная и т. п.), указать их достоинства и недостатки

Проанализировать виды и содержание деятельности, функции, выполняемые менеджером в организации, таблица 3.

 

 

Таблица 3 – Деятельность менеджера организации

Наименование должности и принадлежность к подразделению организации Содержание деятельности и функций
Перечень видов деятельности выполняемых менеджером  
Перечень функций менеджера
Планирование  
Организация  
Мотивация  
Контроль  

 

Проанализировать эффективность распределения рабочего времени менеджера на основе проведения фотографии рабочего времени (ФРВ)- оценить эффективность использования рабочего времени специалиста, таблица 4.

 

Таблица 4 – ФРВ деятельности менеджера (наблюдательный лист)

 

Подразделение_______________

Должность___________________

Дата «____»________20____г.

 

№ п.п. Содержание наблюдения Текущее время Продолжительность работы
2. Начало наблюдения Подготовка рабочего времени 8-00 8-15   15 мин.
  ….    

 

 

Сводка затрат времени

№ п.п. Наименование элемента Количество повторений Удельный вес времени на выполнение работ
1. 2.      
      100%

 

При анализе ФРВ:

1) выделить удельный вес времени на выполнение менеджером (специалистом) творческих и нетворческих операций;

2) оценить рациональность использования рабочего времени;

3) выделить факторы нерационального использования рабочего времени;

4) указать причины, усугубляющие перегруженность менеджера;

5) оценить график работы специалиста (менеджера) с точки зрения гибкости: гибкий цикл, скользящий график, переменный рабочий день, очень гибкий график, гибкое размещение.

Дополнительно в приложении к этому разделу рекомендуется предоставить копии должностной инструкции менеджера (специалиста) организации.

3. Знакомство и описание производственно-технической подсистемы (организации основного производственного процесса). После знакомства с основным, вспомогательным и обслуживающим производством организации и её структурными подразделениями:

- дать характеристику производственного процесса;

- описать особенности его организации (массовое или крупносерийное; непрерывное производство); определить форму организации технологического процесса (единичное, мелкосерийное или индивидуальное);

- представить структуру производственного цикла в виде схемы;

- назвать используемое оборудование, режим его работы;

- перечислить задействованное оборудование, режимы его работы;

- обозначить необходимость и перспективы совершенствования технологического и производственного процессов (по мнению специалистов организации);

- указать основные и вспомогательные, обслуживающие процессы; описать организацию одного из обеспечивающих или обслуживающих производств (организацию ремонтного хозяйства, транспортного и складского хозяйства и др.).

4. Изучение особенностей социальной подсистемы. Познакомиться с работой службы управления персоналом и его отделами. Обратить внимание на кадровую документацию и отчётность. На основе полученных материалов:

- перечислить функции службы управления персоналом;

- перечислить используемые в организации кадровые технологии;

- перечислить социальные программы в организации, выделив их направленность, категорию работников, планируемую эффективность:

- описать используемые в организации методы управления и подтвердить их практическим примером.

5.Знакомство и описание экономической подсистемы управления. После знакомства с программой данного раздела необходимо:

- указать, какие службы занимаются финансовыми и планово-экономическими вопросами;

- представить структуру финансовых ресурсов фирмы (прибыль, амортизационные отчисления, средства от продажи ценных бумаг, кредит и займы и т. д.), обозначить удельный вес каждой составляющей.

6.Изучение информационной подсистемы управления. После знакомства с работой специалистов, организацией их работы на примере менеджера-специалиста конкретного подразделения необходимо рассмотреть и описать:

- техническое оснащение рабочего места менеджера (наличие ПК, АРМ, локальной сети, электронной почты, Интернет, баз данных, сканеров, ксероксов, факсов, телефонов и т. д.), по возможности отобразить графически;

- вид технологии (бумажная или электронная), преобладающей работе менеджеров;

- информационные каналы менеджера;

- программное обеспечение деятельности менеджера и основные пакеты прикладных программ, используемых в работе специалистов разных подразделений (бухгалтерия, маркетинг, кадры и т. д.);

- организацию системы информационной безопасности (как организован доступ менеджера к содержанию конфиденциальной информации и информационной системе).

7. Знакомство с маркетинговой подсистемой управления. Изучение и описание основных элементов внешней среды организации. Данный раздел практики предполагает:

- описание подхода, который используется организацией при взаимодействии с рынком (производственный или классический);

- описание положения организации на рынке (характеристика внешней среды).

Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны менеджеров организации и могут оказать влияние на её развитие и выбор стратегии. Совокупность всех факторов внешней среды представлены на рисунке 1.

 

 
 

 


 

Рисунок 1 Совокупность факторов внешней среды

 

На основе наблюдения, личного непосредственного контакта с руководителями и сотрудниками организации необходимо выделить основные элементы внешней среды организации: макросреда (политические, экономические, социокультурные, технологические) и микросреды (клиенты, потребители продукта, поставщики, конкуренты, общественные группы);

- особенности стратегий организации на отечественном или на внешнем рынке;

- характеристику ключевых факторов успеха (КФУ) – это общие для всех организаций отрасли переменные, реализация которых даёт возможность улучшить конкурентные позиции организации в отрасли. Они зависят от экономической и технической характеристики отрасли, используемых в отрасли как механизмов конкурентной борьбы, например, пищевая отрасль – имидж производителя, качество продукции, простота технологии, эффект масштаба, сбытовая сеть, ориентация на физиологические потребности; нефтегазовая – местоположение источников сырья, коммуникации и инфраструктура; фармацевтическая – исследовательская база, инновации, сбытовая сеть и др., таблица 5.

Таблица 5 – Ключевые факторы успеха отрасли, в которой находится организация

 

Отрасль Ключевые факторы успеха
   

 

8. Оформление, сдача и защита отчёта по учебной практике. По материалам практики делается заключение, содержащее выводы по каждому разделу практики.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных