ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Цели и задачи учебной и производственной практикиОбразовательный консорциум Среднерусский университет Автономная некоммерческая организация Высшего профессионального образования «Московский областной гуманитарный институт» Утверждаю Проректор по учебной работе Н.В. Автионова Г. В.А. Конышев Методические указания по организации и проведению учебной и производственной практики для студентов заочной формы обучения по направлению 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Производственный менеджмент» Подольск 2015 Разработано для оказания методической помощи студентам специальности «Менеджмент» в подготовке к учебной и производственной практики, приведены правила оформления текста, иллюстраций, таблиц, ссылок на источники и литературу, расположение и примеры оформления приложений. Материал сформирован на основе выборок из различных государственных стандартов. Пособие предназначено для студентов, руководителей практик. Оглавление Введение 1.Цели и задачи учебной и производственной практики 4 2.Содержание учебной практики 6 3.Организация производственной практики 10 4.Оформление результатов и подведение итогов учебной и производствен- ной практики 18 5.Приложения 20
Введение
Квалификация (степень) бакалавра – это академическая степень, отражающая образовательный уровень, выпускника, свидетельствующая о наличии фундаментальной подготовки по соответствующему направлению, освоении начал специализации и выработке навыков выполнения исследовательских работ. В указаниях сформулированы основные требования к прохождению учебной и производственной практики, бакалавра, определены цель, задачи.
Цели и задачи учебной и производственной практики Учебная и производственная практики являются составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных бакалавров менеджмента. Во время практик происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по присвоению квалификации и избранному направлению подготовки, а также сбор необходимого материала для выполнения курсовой и выпускной квалификационной работ. Целями практики является: 1) углубление и закрепление теоретических знаний и практических умений и навыков, полученных при изучении основных курсов по выбору: «Основы предпринимательского дела», «Система управления документооборотом», «Информационные технологии в менеджменте», «Экономическая теория» (учебная практика) и «Маркетинг», «Управление качеством», «Производственный менеджмент», «Производственная логистика», «Организация производства», «Бизнес-планирование» (производственная практика); 2) подготовка студента к выполнению в условиях реального производственного и управленческого процессов ключевых видов профессиональной деятельности менеджера (управленческой, организационной, экономической, маркетинговой, информационно-аналитической, проектно-исследовательской); 3) развитие и накопление практических умений и навыков по анализу и совершенствованию систем управления в организации; 4) формирование базовых и ключевых компетенций менеджера в сфере организационного управления. Задачи практики: - развитие способностей студента к самостоятельной деятельности в сфере управления: организаторских, аналитических, коммуникативных, исследовательских, самоорганизации и самоконтроля; - изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления в организации по месту прохождения практики; - разработка предложений по совершенствованию направлений деятельности менеджера низшего и среднего уровней управления в организации; - формирование и развитие у студентов профессионально значимых качеств, устойчивого интереса к профессиональной управленческой деятельности, потребности к самообразованию; - сбор необходимых материалов и документов для выполнения курсовой и выпускной квалификационной работы в соответствии с выбранной темой. В результате прохождения практики студенты формируют следующие общекультурные и профессиональные компетенции: ОК-8 способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность; ОК-13 способн6ость анализировать социально значимые проблемы и процессы; ОК-19 способность осуществлять деловое общений: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации; ПК-8 способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений; ПК-47 способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений; ПК-49 способность разрабатывать бизнес-план создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов. В результате прохождения практики студент должен Знать - основные этапы развития менеджмента как науки и профессии; - принципы развития и закономерности функционирования организации; Уметь - ставить цели и формулировать задачи, связанные с с реализацией профессиональных функций; - ставить и решать задачи операционного маркетинга; - калькулировать и анализировать себестоимость продукции и принимать обоснованные решения на основе данных управленческого учёта; Владеть - методами реализации основных управленческих функций (принятия решений, организация, мотивирование и контроль); - методами управления операциями.
Содержание учебной практики В ходе прохождения учебной практики студент должен ознакомиться с базой практики, изучить подсистемы управления в организации, особенностями управления организацией с учётом её отраслевой принадлежности, специфики и масштабов деятельности организации, а также собрать материалы, необходимы для подготовки отчёта по практике и контрольных или курсовых работ. В ходе прохождения учебной практики студент должен выполнить следующие задания: 1) Дать общую характеристику конкретной организации (или одного из подразделений крупной организации). 2) Определить структуру и особенности ключевых подсистем управления в организации (или её подразделения): Информационная подсистема – совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети организации соответствующей информацией для коммуникаций в управлении организацией. Экономическая подсистема – обеспечивает совокупность экономических процессов, происходящих в организации: движение капитала, денежных средств; соотношение затрат и доходов, другие экономические показатели. Производственно-техническая подсистема – материальные средства, комплекс машин, оборудования, сырья, материалов, инструментов, энергии. Призвана обеспечить переработку ресурсов в готовый продукт или услугу, предлагаемые организацией внешней среде. Маркетинговая подсистема – обеспечение потребностей клиентов в продуктах и услугах организации путём изучения рынка, создание системы сбыта, организации активного воздействия на рынок и существующий спрос для удовлетворения рыночной доли и повышения рентабельности продаж. Социальная подсистема – совокупность людей, работающих в организации со сложным комплексом отношений между ними. Основу подсистемы составляет работа с персоналом: подбор, обучение, мотивация, развитие и обеспечение профессионального роста. 3) Выделить факторы внешней среды организации или её подразделений и дать им характеристику. Программа практики включает в себя обязательное выполнение каждым студентом заданий по плану-графику для данного вида практики, таблица 1.
Таблица 1 – Учебно-тематический план учебной практики
Руководитель практики от вуза, учитывая особенности организации - базы практики, может внести уточнения в содержание заданий. 1.Знакомство с организацией, изучение документов, характеризующих систему управления организацией. Знакомство с организацией начинается с экскурсии по основным производствам и её подразделениям. Данный раздел практики предполагает изучение: - общих сведений об организации (название, цель создания, организационно-правовая форма, краткая историческая справка, миссия данной организации, стратегия её развития); - основных документов, регламентирующих деятельность организации; - характера организационной собственности: частная, государственная, смешанная); - принадлежности организации по капиталу и контролю: национальная, иностранная, смешанная; - организационно-правовой формы (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО и т. п.); - характеристики организации с точки зрения масштабов производства, уровня специализации, комбинирования, кооперирования; - эффективности деятельности организации. 2. Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации. Изучение содержания работы менеджера по общим функциям управления. Данный раздел практики предполагает изучение студентом: - основных функций управления, выполняемых специалистом, на рабочем месте которого организовано прохождение практики; - видов деятельности и объёмов производства продукции (работ, услуг); - производственной структуры (подразделения организации, функциональные взаимосвязи подразделений); - организации управления (схема организационной структуры управления, функциональные взаимосвязи подразделений и служб): -- технико-экономических показателей деятельности за 1-2 года (объём реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, себестоимость); - ассортимент выпускаемой продукции или услуг, их назначение и основные потребители; - финансового положения (прибыль, рентабельность); - взаимоотношений с другими организациями (поставщики, кредитно-банковские учреждения, страховые организации, благотворительные организации и др.); - внешнеэкономической деятельности. Необходимо описать структуру управления организацией. Выяснить назначение и содержание блоков общего линейного и функционального руководства. Представить перечень должностей, выполняющих функциональные обязанности по каждому блоку. Для этого необходимо ознакомиться со штатным расписанием организации и: 1) представить организационную структуру в виде схемы, определить число уровней управления, количество структурных подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них, таблица 2. Таблица 2 – Характеристика структурных подразделений
2) определить тип структуры управления (линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, штабная, дивизиональная и т. п.), указать их достоинства и недостатки Проанализировать виды и содержание деятельности, функции, выполняемые менеджером в организации, таблица 3.
Таблица 3 – Деятельность менеджера организации
Проанализировать эффективность распределения рабочего времени менеджера на основе проведения фотографии рабочего времени (ФРВ)- оценить эффективность использования рабочего времени специалиста, таблица 4.
Таблица 4 – ФРВ деятельности менеджера (наблюдательный лист)
Подразделение_______________ Должность___________________ Дата «____»________20____г.
Сводка затрат времени
При анализе ФРВ: 1) выделить удельный вес времени на выполнение менеджером (специалистом) творческих и нетворческих операций; 2) оценить рациональность использования рабочего времени; 3) выделить факторы нерационального использования рабочего времени; 4) указать причины, усугубляющие перегруженность менеджера; 5) оценить график работы специалиста (менеджера) с точки зрения гибкости: гибкий цикл, скользящий график, переменный рабочий день, очень гибкий график, гибкое размещение. Дополнительно в приложении к этому разделу рекомендуется предоставить копии должностной инструкции менеджера (специалиста) организации. 3. Знакомство и описание производственно-технической подсистемы (организации основного производственного процесса). После знакомства с основным, вспомогательным и обслуживающим производством организации и её структурными подразделениями: - дать характеристику производственного процесса; - описать особенности его организации (массовое или крупносерийное; непрерывное производство); определить форму организации технологического процесса (единичное, мелкосерийное или индивидуальное); - представить структуру производственного цикла в виде схемы; - назвать используемое оборудование, режим его работы; - перечислить задействованное оборудование, режимы его работы; - обозначить необходимость и перспективы совершенствования технологического и производственного процессов (по мнению специалистов организации); - указать основные и вспомогательные, обслуживающие процессы; описать организацию одного из обеспечивающих или обслуживающих производств (организацию ремонтного хозяйства, транспортного и складского хозяйства и др.). 4. Изучение особенностей социальной подсистемы. Познакомиться с работой службы управления персоналом и его отделами. Обратить внимание на кадровую документацию и отчётность. На основе полученных материалов: - перечислить функции службы управления персоналом; - перечислить используемые в организации кадровые технологии; - перечислить социальные программы в организации, выделив их направленность, категорию работников, планируемую эффективность: - описать используемые в организации методы управления и подтвердить их практическим примером. 5.Знакомство и описание экономической подсистемы управления. После знакомства с программой данного раздела необходимо: - указать, какие службы занимаются финансовыми и планово-экономическими вопросами; - представить структуру финансовых ресурсов фирмы (прибыль, амортизационные отчисления, средства от продажи ценных бумаг, кредит и займы и т. д.), обозначить удельный вес каждой составляющей. 6.Изучение информационной подсистемы управления. После знакомства с работой специалистов, организацией их работы на примере менеджера-специалиста конкретного подразделения необходимо рассмотреть и описать: - техническое оснащение рабочего места менеджера (наличие ПК, АРМ, локальной сети, электронной почты, Интернет, баз данных, сканеров, ксероксов, факсов, телефонов и т. д.), по возможности отобразить графически; - вид технологии (бумажная или электронная), преобладающей работе менеджеров; - информационные каналы менеджера; - программное обеспечение деятельности менеджера и основные пакеты прикладных программ, используемых в работе специалистов разных подразделений (бухгалтерия, маркетинг, кадры и т. д.); - организацию системы информационной безопасности (как организован доступ менеджера к содержанию конфиденциальной информации и информационной системе). 7. Знакомство с маркетинговой подсистемой управления. Изучение и описание основных элементов внешней среды организации. Данный раздел практики предполагает: - описание подхода, который используется организацией при взаимодействии с рынком (производственный или классический); - описание положения организации на рынке (характеристика внешней среды). Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны менеджеров организации и могут оказать влияние на её развитие и выбор стратегии. Совокупность всех факторов внешней среды представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 Совокупность факторов внешней среды
На основе наблюдения, личного непосредственного контакта с руководителями и сотрудниками организации необходимо выделить основные элементы внешней среды организации: макросреда (политические, экономические, социокультурные, технологические) и микросреды (клиенты, потребители продукта, поставщики, конкуренты, общественные группы); - особенности стратегий организации на отечественном или на внешнем рынке; - характеристику ключевых факторов успеха (КФУ) – это общие для всех организаций отрасли переменные, реализация которых даёт возможность улучшить конкурентные позиции организации в отрасли. Они зависят от экономической и технической характеристики отрасли, используемых в отрасли как механизмов конкурентной борьбы, например, пищевая отрасль – имидж производителя, качество продукции, простота технологии, эффект масштаба, сбытовая сеть, ориентация на физиологические потребности; нефтегазовая – местоположение источников сырья, коммуникации и инфраструктура; фармацевтическая – исследовательская база, инновации, сбытовая сеть и др., таблица 5. Таблица 5 – Ключевые факторы успеха отрасли, в которой находится организация
8. Оформление, сдача и защита отчёта по учебной практике. По материалам практики делается заключение, содержащее выводы по каждому разделу практики. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|