Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация производственной (преддипломной) практики




Производственная практика является подготовительной стадией к выполнению выпускной квалификационной работы.

Задача производственной практики – обобщение материалов, накопленных студентом ранее. Как правило, исходные данные по теме выпускной квалификационной работы студенты начинают собирать во время прохождения ранее проходивших практик и завершают во время производственной практики.

Местом прохождения практики могут быть предприятия любой формы собственности, научно-исследовательские организации, финансовые структуры, фирмы, учреждения. Организационное и методическое руководство производственной практикой студентов и контроль за её проведением осуществляет выпускающая кафедра. Направление на практику с указанием места её прохождения оформляется договором за подписью ректора. Задание на практику и примерный план работы оформляется научным руководителем выполнения выпускной квалификационной работы (см. Приложение 1).

Наиболее общими задачами студентов при прохождении производственной практики являются:

- изучение структуры предприятия, организации и технологии производства, основных функций производственных, экономических и управленческих;

- изучение и анализ планирования производства и сбыта продукции;

- анализ научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технической подготовки производства;

- изучение материально-технического и кадрового обеспечения производства;

- оценка номенклатуры и качества выпускаемой продукции;

- изучение механизма формирования затрат, их эффективности и ценообразования;

- определение финансовых результатов деятельности предприятия;

- оценка социальной эффективности производственной и управленческой деятельности;

- анализ информационного обеспечения управления предприятием;

- выработка вариантов, оценка и принятие управленческих решений по совершенствованию управления производством и персоналом;

- анализ организации выполнения управленческих решений и контроля за их исполнением;

- анализ управления с позиций эффективности производства.

Студент в период прохождения производственной практики должен собрать статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме ВКР, собрать и подготовить графический материал.

Студенту рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещается не только отечественный, но и зарубежный опыт деятельности фирмы, организаций и предприятий.

Необходимо изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу фирм, организаций и предприятий.

На заключительном этапе производственной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность для разработки ВКР, оформить отчёт о практике.

Организация и учебно-методическое руководство производственной практикой студентов осуществляется выпускающей кафедрой

Научный руководитель ВКР назначается приказом ректора по представлению заведующего выпускной кафедры и является основным консультантом выпускника, назначаемым на весь период прохождения практики и написания ВКР.

Руководитель практики от вуза должен:

- в соответствии с программой практики утвердить индивидуальный план работы каждого студента;

- консультировать студентов по вопросам практики и составления отчётов о проделанной работе;

- проверять качество работы студентов и контролировать выполнение ими индивидуальных планов;

- помогать в подборе и систематизации материала для разработки ВКР;

- по окончании практики оценить работу практиканта и завизировать составленный им отчёт.

Непосредственное руководство работой студентов осуществляет руководитель практики от предприятия. Он обеспечивает условия для выполнения студентами программы и индивидуального задания, консультирует по вопросам менеджмента, ведения дневника, составления отчёта. По окончании практики он проверяет дневник и отчёт о практике и оценивает работу студента.

Отчёт о производственной практике составляется по основным разделам программы с учётом индивидуального задания и должен содержать 30 страниц компьютерного текста (без приложений).

Студент, не выполнивший программу производственной практики и получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчёта, направляется на практику повторно или отчисляется из вуза.

Примерный тематический план производственной практики может состоять из следующих разделов:

1) общая характеристика предприятия;

2) организационная структура управления предприятием;

3) управление производством;

4) управление персоналом;

5) информационная система управления предприятием;

6) экономические службы и финансовое состояние предприятия;

7) управление маркетингом.

По усмотрению руководителя практики от вуза вместо некоторых разделов тематического плана студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов, которые связаны с выбранной темой ВКР.

Краткое описание разделов примерного тематического плана производственной практики.

1.Общая характеристика предприятия. Студент должен получить информацию и уточнить:

- цели и задачи предприятия;

- масштаб деятельности предприятия;

- миссию и имидж предприятия;

- характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта;

- географическое положение, климатические и природные условия предприятия;

- степень механизации и автоматизации производства и процессов управления;

- уровень специализации, кооперирования и концентрации производства;

- организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер отношений между ними);

- производственную структуру предприятия (технологический аспект);

- стратегию и тактику управления предприятием;

- уровень организационной культуры.

2.Организационная структура управления предприятием. Студент должен изучить:

- организационную структуру управления деятельностью предприятия с учётом его организационно-правовой формы;

- характер организационных отношений между структурными подразделениями;

- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;

- методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне;

- структуру и функции аппарата управления предприятия;

- регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;

- эффективность и экономичность структуры управления, механизм её совершенствования.

Отчёт по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления на предприятии, его структурных подразделений (отдела, цеха и т. д.), на базе которых выполняется ВКР. Студент должен обосновать мероприятия по совершенствованию организационной структуры базового предприятия.

3. Управление производством. Данный раздел предполагает изучение:

- производственной функции предприятия;

- структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля;

- оперативного планирования выпуска продукции;

- нормирование труда и управления запасами;

- календарного планирования и диспетчеризации производства;

- мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора;

- управление производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена;

Студенту необходимо:

- ознакомиться с организацией учёта, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо производственному подразделению;

- изучит процесс планирования объёмов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии;

- проанализировать методы и приёмы, используемые при обосновании производственных программ, с учётом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, её эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений;

- проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, её эффективность;

- ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценки каналов сбыта, формами организации торговли);

- дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельности предприятия;

- изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку.

4. Управление персоналом. Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе:

- профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);

- планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала);

- процесс подбора кадров руководителей и специалистов;

- система материального и морального стимулирования;

- функции управленческого персонала;

- требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки;

- систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);

- методы повышения эффективности управленческого труда.

5. Информационная система управления. Студент должен изучить:

- массив информации;

- коммуникационный процесс;

- коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);

- характеристику общей схемы информационных потоков в организации;

- информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);

- средства передачи и преобразования информации;

- документооборот на предприятии и его характеристика;

- организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия;

- пути устранения недостатков коммуникационного процесса;

- совершенствование коммуникаций в организации.

6. Экономические службы и финансовый менеджмент. Студент должен:

- изучить структуру и содержание деятельности экономических служб;

- ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования;

- приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия;

- на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия;

- изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности;

- осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы;

- дать оценку инвестиционной и инновационной деятельности предприятия;

- внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов, по их реализации и контролю за выполнением принятых решений.

7. Управление маркетингом. Студент должен отразить в отчёте:

- задачи службы маркетинга;

- систему организации службы маркетинга;

- задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследование рынка и возможностей фирмы;

- анализ маркетинговой среды фирмы;

- структуру и функции маркетинговой информационной системы (МИС);

- планирование продукции и товарную политику;

- управление качеством товара;

- стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб;

- инновационную политику;

- ассортиментную политику предприятия и направления ассортиментной стратегии;

- роль посредника в товародвижении;

- условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта;

- требования к торговым посредникам;

- планирование продвижения товара на рынке;

- коммуникационную политику фирмы;

- основные методы реализации изделий (услуг);

- стратегию и тактику фирмы в области рекламы и её эффективность;

- инструменты стимулирования сбыта;

- ценовую политику и конкуренцию;

- факторы, определяющие решение по ценам;

- ценовую рекламу;

- ценовые гарантии и особые соглашения;

- определение цен на новые изделия и их поведение на рынке;

- систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия;

- предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.

Сбор данных позволит произвести расчёты следующих показателей.

1. При анализе использования трудовых ресурсов:

1.2 Динамика численного состава работников:

- индекс стабильности персонала:

Ис = Чпост. : Чобщ.,

где Чпост. -постоянный состав работников, чел.;

Чобщ. -общая численность работников, чел.

- коэффициент динамики числа занятых, %:

Кд =[(Чп – Чув): ∆Ч] × 100,

где Чп - количество поступивших работников, чел.;

Чув – количество уволившихся работников, чел.;

∆Ч – начальное сальдо,

- коэффициент динамики численного состава:

Кдчс = ∆Ч: Чср,

где ∆Ч – колебания среднесписочного состава;

Чср – среднесписочный состав.

- движение рабочей силы:

Кпр = Чприн. : Чср,

где Чприн. – количество принятого на работу персонала, чел.

- коэффициент оборота по выбытию:

Кв = Чув : Чср,

где Чув – количество уволившихся работников, чел.

- коэффициент текучести кадров:

Кт = Чувсж: Чср,

где Чувсж – количество уволившихся по собственному желанию и по желанию администрации, чел.

- коэффициент постоянства персонала предприятия:

Кпс = Чг : Чср,

где Чг – количество работников, проработавших весь год, чел.

1.2 Производительность труда.

- показатель выполнения установленных норм, %:

Вн = (tн : tф) × 100,

где tн – нормативное время на выполнение работы, час.:

tф - фактически затраченное время на выполнение работы, час.

1.3Трудоёмкость.

- трудоёмкость продукции в условно-натуральном измерении:

ТЕф= ФРВ: Кпрод,

где ФРВ – затраченный фонд рабочего времени, час.;

Кпрод - количество изготовленной продукции.

- трудоёмкость продукции в стоимостном выражении:

ТЕс= ФРВ: Спрод,

где Спрод – стоимость изготовленной продукции.

1.4 Интенсивность труда.

- коэффициент занятости рабочего:

Кз = tпроизв. : tн,

где tпроизв. – фактические производительные затраты времени, час.;

tн – нормативная продолжительность выполнения работ, час.

-коэффициент интенсивности труда во времени:

Кив = tн : ta.

где tн – нормативное время труда, час.;

tф – фактически затраченное время, час.

2. При анализе использования основных производственных фондов.

2.1 Показатели движения основных фондов.

- коэффициент поступления (ввода):

Квв = ОСпост : ОСкг,

где ОСпост - стоимость вновь поступивших основных средств, тыс. руб.;

ОСкг – стоимость основных средств на конец года, тыс. руб.

- коэффициент обновления:

Коб = ОСнв. пост.: ОСкг,

где ОСна. пост. – стоимость новых основных средств, тыс. руб.

- коэффициент выбытия основных средств:

Квыб = ОСвыб: ОСнг,

где ОСвыб – стоимость выбывших основных средств, тыс. руб.;

ОСнг – стоимость основных средств на начало года, тыс. руб.

- коэффициент ликвидации:

Кликв = ОСликв : ОСнг,

где ОСликв – стоимость ликвидированных основных средств, тыс. руб.

- коэффициент замены:

Кзам = ОСизн : ОСпост,

где ОСизн – стоимость выбывших в результате износа основных средств, тыс. руб.;

ОСпост – стоимость вновь поступивших основных средств, тыс. руб.

- коэффициент расширения парка машин и оборудования:

Красш = 1 – Кзам.

- коэффициент годности:

Кгодн = ОСост : ОСперв,

где ОСост - остаточная стоимость основных средств, тыс. Руб.;

ОСперв - первоначальная стоимость основных средств, тыс. руб.

- коэффициент износа:

Кизн = ОСизн : ОСпер,

где ОСизн - сумма начисленного износа основных средств, тыс. руб.

2.2 Оценка использования машин и оборудования.

- уровень механизации:

Ум= Смех : Смаш,

где Смех – суммарная стоимость машин без ручного управления, тыс. руб.;

Смаш – суммарная стоимость всех машин, тыс. руб.

- уровень механизации труда:

Умт = Чмаш : Чобщ,

где Чмаш – количество работников, работающих на механизированных машинах, чел.;

Чобщ - общее количество рабочих.

- уровень автоматизации труда:

Уавт = Чавт : Чобщ,

где Чавт – количество работников, занятых на автоматизированных машинах, чел.

-доля оборудования, сданного в эксплуатацию:

Обэкспл = Обуст : Обнал,

где Обуст установленное оборудование;

Обнал наличное оборудование.

- доля фактически работающего оборудования:

Обраб = Обдейст : Обуст,

где Обдейст - действующее оборудование.

- степень использования наличного оборудования:

Обисп Обдейст : Обнал.

- коэффициент загрузки оборудования:

Обзагр = tфакт : ФВР,

где tф – время фактической работы оборудования в часах;

ФВР – эффективный фонд времени.

3.Анализ прибыльности и рентабельности.

- уровень общей (балансовой) рентабельности:

Ур(об) = Пб : Срабсс,

где Пб балансовая прибыль;

Срабсс – стоимость работ, выполненных собственными силами.

- уровень рентабельности предприятия:

У(п) = Пч : ОПФ,

где Пч - прибыль за вычетом платы за фонды, кредит;

ОПФ – сумма производственных фондов, тыс. руб.

- уровень рентабельности по себестоимости:

Ур(с) = Пизд : Себизд.

где Пизд - прибыль от изготовления единицы изделия, руб.;

Себизд – себестоимость единицы изделия, руб.

4 Оценка финансового состояния предприятия.

- коэффициент абсолютной ликвидности:

Кла = А1 : П1,

где А1 – денежные средства и их эквиваленты;

П1 – краткосрочные пассивы.

- коэффициент промежуточного покрытия (быстрой ликвидности):

Клб =(А1 – А2): П1,

где А2 - расчёты с дебиторами.

- общий коэффициент покрытия (текущая ликвидность):

Ктл = А: П1,

где А – итог второго раздела актива баланса.

- коэффициент ликвидности товарно-материальных ценностей:

Клтмц = З: П1,

где З – запасы.

4.1 Оценка кредитоспособности.

- отношение объёма реализации к чистым текущим активам:

К1 = Ореал : ЧТА,

где Ореал – объём реализации;

ЧТА – чистые текущие активы.

- отношение объёма реализации к собственному капиталу;

К2 = Ореал : Ксоб,

где Ксоб – собственный капитал.

- отношение краткосрочной задолженности к собственному капиталу:

К3 = Зкратк : Ксоб,

где Зкратк - краткосрочная задолженность.

- отношение дебиторской задолженности к выручки от реализации:

К4 = Здеб : Ореал,

где Здеб - дебиторская задолженность.

- отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности:

К5 = Ал : Зкратк,

где Ал – ликвидные активы.

4.2 Оценка финансовой устойчивости.

- коэффициент концентрации собственного капитала (автономии):

Ксб = Ксоб : Б,

где Б – валюта баланса.

- коэффициент концентрации заёмного капитала:

Кзк = Кз : Б,

где Кз - заёмный капитал.

- коэффициент заёмного и собственного капитала:

Кс = Кз : Ксоб.

- коэффициент маневренности собственных средств:

Км = ОбСсоб : Ксоб,

где ОбСсоб – собственные оборотные средства.

- коэффициент структуры долгосрочных вложений:

Ксв = Пдолг : ВНА,

где Пдолг – долгосрочные пассивы;

ВНА – внеоборотные активы.

- коэффициент устойчивого финансирования:

Куф = (Ксоб – Пдолг): (ВНА - Атек),

где А – текущие активы.

- коэффициент реальной стоимости имущества:

Крси = (ОС + ОбС): Б,

где ОС + ОбС – стоимость основных средств, сырья, незавершённого производства.

 

4. Оформление результатов и подведение итогов учебной и производственной практики

 

По завершению учебной и производственной практики студенты в недельный срок представляют на выпускающую кафедру:

- заполненный по всем разделам дневник практики, подписанный руководителем практики от кафедры и от предприятия;

- отзыв (характеристику) руководителя практики от предприятия о работе студента в период практики с оценкой уровня и оперативности выполнения им задания по практике, отношения к выполнению программы практики, дисциплины и т. п.;

- материалы к выполнению ВКР;

- отчёт о практике, включающий текстовые, табличные и графические материалы, отражающие решения предусмотренных программой практики задач, (см. Приложение 3).

Дневник практики является основным отчётным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом учебной или производственной практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики (см. Приложение 2).

Завершающий этап учебной или производственной практики – составление отчёта, в котором приводится обзор собранных материалов, статистические и социологические данные, источники их получения и другие сведения, необходимые для выполнения ВКР.

Отчёт о практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики и подготовленность к разработке ВКР.

Отчёт состоит из введения, основной части и заключения.

Введение должно обобщить собранные материалы и раскрыть основные вопросы и направления, которыми занимался студент на практике.

Основная часть включает в себя аналитическую записку по разделам примерного тематического плана преддипломной практики. По возможности, включается в отчёт и элементы научных исследований. Тематика этих исследований определяется заранее, согласовывается с руководителем и увязывается с общим направлением работ дано подразделения.

В заключении приводятся общие выводы и предложения, а также краткое описание проделанной студентом-практикантом работы и даются практические рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия и по повышению эффективности организации.

По окончании срока практики отчёт сдаётся на кафедру для проверки руководителем практики от вуза. Защита отчёта проходит перед комиссией и предполагает получение дифференцированной оценки, отражающей качество выполнения конкретных заданий и понимание реальных процессов деятельности фирмы, организации и предприятий.

В состав комиссии включаются заведующей выпускающей кафедрой (председатель комиссии), научные руководители по практике и ВКР.

В процессе защиты студент должен кратко изложить основные результаты проделанной работы, выводы и рекомендации, структуру и анализ материалов, включаемых в ВКР, оценить их полноту и объём работы, которую необходимо выполнить для завершения ВКР.

По итогам практик выпускающая кафедра оценивает результаты их деятельности в соответствии ФГОС ВПО отметками: при оценке учебной практики – «зачтено» или «незачтено»; при производственной практики – «отлично», «хорошо», удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые заносятся в зачётные книжки студентов и зачётные ведомости.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

Образовательный консорциум Среднерусский университет

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«Московский областной гуманитарный институт»

Кафедра экономики и управления

 

 

ЗАДАНИЕ

на учебную или производственную практику

 

Выдано студенту(ки)___________курса____________группы

 

(Ф.И.О.)

 

Рабочая программа практики

 

_______________________________________________________________

(наименование предприятия)

1. Ведение и оформление дневника практики

2. Составление и оформление отчёта по практике

3. Индивидуальное задание

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Начало практики____________________________

 

Окончание практики________________________

 

Задание выдал____________________________ _______________________

(Ф.И.О.) (подпись)

 

 

Задание принял____________________________ _________________________

(Ф.И.О.) (подпись)

 

Приложение 2

Образовательный консорциум Среднерусский университет

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«Московский областной гуманитарный институт»

Кафедра экономики и управления

 

 

ДНЕВНИК

прохождения учебной или производственной практики

 

 

Студента(ки)_______________курса_______________группы

 

_________________________________________________________

(Ф.И.О.)

 

Место практики____________________________________________

 

Руководитель практики от предприятия_________________________

(Ф.И.О.)

 

Месяц и число Подразделение предприятия Краткое описание выполненной работы Подпись руководителя практики
       
       
       
       
       

 

 

Начало практики________________ Окончание практики

 

Подпись практиканта_____________________

 

Содержание и объём выполненных работ подтверждаю

 

Руководитель практики от предприятия_____________________ ____________________

(Ф.И.О.) (подпись)

 

М.П.

 

Приложение 3

 

Образовательный консорциум Среднерусский университет

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«Московский областной гуманитарный институт»

Кафедра экономики и управления

 

ОТЧЁТ

по учебной или производственной практики

 

На__________________________________________________________

(наименование предприятия)

 

Студента(ки)_____________курса_______________группы

_____________________________________________________________

(Ф.И.О.)

 

Рекомендуемая оценка________________

 

Руководитель практики от предприятия____________________ _________________

(Ф.И.О., должность) (подпись)

 

М.П.

 

 

Рекомендуемая оценка_____________________

 

Руководитель практики от вуза_______________________ _____________________

(Ф.И.О., должность) (подпись)

 

Приложение 4

Таблица 2.3 – Объём поставок продукции по отрасли за 2008 год

 

  Поставщики План поставок
Утверждённый на предприятии Предлагаемый (оптимальный)
штук млн. руб. штук млн. руб.
ПО «Старт» 20 500 9 750 2 000 1 500
ПО «Взлёт» 67 500 23 520 6 820 22 800
ПО «Полёт» 24 000 10 310 2 350 1 280
Итого 112 000 43 580 11 170 25 580

 

Таблица 2.1 – Стоимость ОКР по созданию лёгкого сельскохозяйственного самолёта на ПО «Старт» за 2008 г. (тыс. руб.)

 

Статьи затрат Проектирование Опытное производство Лётные испытания Всего затрат на ОКР
         
Материалы 100,00 500,00 100,00 700,00
Услуги сторонних организаций 3000,00 2000,00 1000,00 6000,00
Основная заработная плата 2400,00 4800,00 3840,00 11040,00

 

 

Продолжение таблицы 2.1

 

         
Отчисления на социальные нужды 1036,80 2073,00 1658,88 4769,28
Накладные расходы 7200,00 14400,00 11520,00 33120,00
……………….. ………………… ……………….. ………………. ………………
Прибыль (10%) 1530,00 2667,77 2017,06 6215,67
Цена ОКР 16839,20 29345,00 22187,65 68372,35

 

 

Приложение 5






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных