ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Свобода и необходимость. Свобода как ценность человеческого бытия. Свобода и ответственность как аксиологические параметры бытия человека в мире.Эволюция представлений о свободе в истории философии и культуры сопряжена с развитием идеи «Я» как истока уникальности человеческой личности. Фаталистические установки древних цивилизаций определялись соответствующим пониманием человека как органичного элемента природы и космоса, значимого не в своей отдельности и особенности, а в сопричастности единым процессам жизни. Его душа как глубинная жизненная энергия не знает свободы, поскольку основные сюжеты ее земных странствий предопределены богами и судьбой. Частичное преодоление фатализма происходит в средневековой культуре, содержательно укорененной в христианском вероучении. Человек как образ и подобие наделяется субстанциальным свойством свободы воли как способности души к самостоятельному выбору между добром и злом. Эсхатологическая перспектива Страшного Суда предполагала высшую оценку человека за те поступки или проступки, которые он осуществил самостоятельно. В то же время греховность человеческой природы могла быть побеждена лишь в случае соучастия божественных сил в свободном выборе, где Провидение дает немногим избранным стойкость в осуществлении добра, обеспечивая этим их право на вечное блаженство. Иногда ссылаясь на свободу как познанную необходимость, заявляют о фаталистической (роковой) детерминации общества. Как видно, здесь необходимы пояснения. Во-первых, неправомерно ставить вопрос о детерминации воли и поступков человека законами общества уже потому, что способом его бытия и развития является не что иное, как человеческая деятельность. Во-вторых, на любой ступени развития общества сосуществуют не один-два, а многие объективные законы с требованиями, векторы которых характеризуются и совпадением, и различиями, и противоположностью. В-третьих, не кто иной как человек есть субъект использования законов общества. Человеку присуще сознание, оно уникально и у каждого индивида, -и у сообществ людей. Следовательно, историческая необходимость не исключает свободу выбора. Человек, и только общественный человек, творя историю своей практически преобразующей деятельностью, является субъектом исторической действительности. Свобода возникает тогда, когда единовременно соблюдены четыре ее условия: ничем не ограничены воля, мышление, желания и действия. Она означает, вместе с тем, нечто большее, чем просто отсутствие ограничений для воли, мышления, желаний и действий, которые существуют независимо от того, хочет или не хочет этого субъект, в том числе индивидуальный товаропроизводитель, фирма и т.д. Познавая закономерности развития окружающей среды, человек организует свое существование, исходя из собственных представлений о целесообразности предпринимаемых им действий и усилий, генерирует необходимость своего поведения, самостоятельно осуществляя выбор целей и средств их достижения. Именно так человек становится свободным. В противном случае он поглощается средой, которая навязывает ему действия, не соответствующие его потребностям, интересам, целям, принуждая существовать по законам функционирования среды, а не человека. Как говорил Дж. Локк, свобода заключена в «свободе следовать собственному желанию», если оно не противоречит объективным законам развития и законам общества. Свобода имеет и отрицательное, и положительное значения. Свобода – не беспричинность, а скорее самопричинность, способность действовать от себя, по-своему преломлять причинную связь. Свободен не тот человек, который ждет, как изменятся окружающие его обстоятельства, а тот, кто действует сам и своими действиями вызывает изменение этих обстоятельств. Свобода означает, что источник движения находится не вне, а внутри субъекта. Уместно говорить о различных степенях проявления свободы. В отличие от других категорий, например собственности, свобода может быть частичной, ограниченной, условной (оговоренной ряда условий и обязательств). Она стремится к идеальному абсолюту, но в каждый момент времени находится на определенной дистанции от этого абсолюта, поскольку ограничена уровнем развития человеческих способностей, уровнем развития производительных сил.. Свобода является исходным условием и конечной целью любой деятельности. Желания, стремления, потребности, поступки людей, деятельность хозяйствующих субъектов подчиняется объективным закономерностям развития свободы, даже если внешне это выглядит несколько иначе. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|