Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интернет как информационно-коммуникативная среда культуры XXI века. Проблема личности в информационном обществе.




И. не только чисто физически организует мировое информационное пространство, используя свои неисчерпаемые технологические возможности, но и порождает новые формы бытования человеческой культуры, которая, размывая многочисленные барьеры и границы, становится культурой общечеловеческой, ежеминутно творимой и потребляемой миллионами людей.

И. гигантское хранилище информации, всемирную библиотеку, архив, информационное агентство, равно доступное всем категориям пользователей без учета пола, возраста, вероисповедания для целей науки, культуры, образования, бизнеса, досуга и прочих сфер быта. А так же, И. - это уникальная возможность самореализации личности в общении с себе подобными - всепланетный клуб друзей по интересам, переписке, поиску партнеров и единомышленников по профессии, хобби или досугу.

И. как новая информационная среда предполагает специфические средства деятельности в ней, развивает социальное и политическое взаимодействие. В И. постепенно погружается все разнообразие жизни человечества: досуг, общение, информационный сервис, все виды профессиональной деятельности. В результате возникает новая экономика, новые социальные образования, новое отношение к знанию. Понятие творчества в И., и о Этикете И.

Интернет как коммуникативная среда - классификация форм коммуникаций Сулер(Suler) по степени интерактивности: синхронная, (взаимодействие происходит в режиме реального времени – чаты (IRC), ролевые игры MUDs (от "multi-user dimension" - ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном пространстве); асинхронная (задержка ответа – веб-форумы (Web-based forums), блоги–дневники, дискуссионные списки (discussion lists), гостевые книги (quest books), электронная почта, списки рассылки (mailing lists), телеконференции (newsgroups)).

Особенности виртуальной коммуникации

1. Ограничение сенсорного опыта (информация ввиде текстовых сообщений, подобие невербального языка: выражение чувств "смайликами"); 2. Неопределенность идентичности пользователей (ник и аватар); 3. Анонимность пользователя; 4. Уравнивание пользователей в статусе (равные возможности для высказывания своей точки зрения, выражения своих мыслей и чувств);5. Растяженность пространственных границ (географическое расстояние не имеет значенния); 6. Растяженность временных границ ("растягивания" времени диалога) 7. Социальное разнообразие.

Итог, И. — это отсутствие барьеров общения реальной среды. Обладание большей степенью свободы.

негативные последствия компьютеризации общества.

Киберзависимость (Термин психиатра Ивана Голдберга) – патологическая зависимость от виртуально-информационной реальности (поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь). К. констатируется при наличии 3 пунктов из следующих: 1. Количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения (иногда чувство удовольствия от общения в сети граничит с эйфорией), заметно возрастает. 2. Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается. 3. Пользователь совершает попытки отказаться от Интернета или хотя бы меньше проводить в нем меньше времени. 4. Прекращение или сокращение времени, в И., приводит к плохому самочувствию и навязчивым мыслям о И.

Итак, Интернет, открыв уникальные возможности безграничного общения и самотворчества, в может оказаться своеобразным наркотиком, миром, подменяющим реальность. Человек получил еще одну дверь в своем стремлении "убежать от свободы".

Заключение

С одной стороны, отмечается негативное влияние виртуально-информационной реальности на человека. С другой, развитие Интернет связывают с созданием новых видов деятельности и новых способов построения социальных отношений, способствующих увеличению интеллектуального, творческого потенциала человека.

в целом Интернет — это ни хорошо и ни плохо, так как Глобальная Информационная Сеть не цель, а только средство человеческого самоопределения и самовыражения.


60. Философия и футурология. Проблема судеб человечества в философии XX –XXI веков.

Футурология в широком значении – совокупность представлений о будущем человечества, в узком – область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов; часто употребляется как синоним прогнозирования и прогностики.

Особенности футурологии. Футурология представляет собой прогнозирование будущего в виде экстраполяции (прогноз продолжения в будущее тенденций настоящего) и моделирования (на основе анализа модели-аналога ситуации или процесса), которое может быть проектом или сценарием желаемого состояния общества.

Футурология предусматривает желание автора найти действенный выход из ситуации неприятия. Отличительная особенность футурологического прогнозирования — его принципиальная осуществимость, возможность реализации в будущем.

Футурология как философия истории. Футурология - это история предполагаемого будущего. В философии истории можно выделить два таких направления - линейное и цикличное.

Футурологические прогнозы. Любой образ будущего в целом находится в диапазоне «пессимизм — оптимизм».

1) Эсхатологический пессимизм: трагические конечные судьбах культуры и ее человека, а следовательно мира и человечества. Кризис культуры достиг своей глубины и ведет человека к личностному вырождению — «коллапсу рефлексии», а мир — к хаосу бездуховности. В то же время данный пессимизм радикален по сути, имея в своей основе идею христианского Эсхатоса как праведного возрождения. Предсказывая гибель человечества бездуховной культуры, авторы в большинстве своем предполагают последующее обновление культуры через уничтожение ее антипода.

- русское нац самосознание и русская философская традиция: Достоевский - тема падения моральных и культурных ценностей и, как следствие, утопические мечты о золотом веке.

- философия постмодернизма: природа обновления культуры видится в отказе человека от рациональности. Они объявили рациональность фактором «смерти субъекта», фактором деформирующим и расщепляющим Я.

2) Пессимистический стоицизм ( по аналогии с духовными традициями античных стоиков быть готовыми к «ударам судьбы»). По Марку Аврелию, счастье и несчастье человека не зависят от других людей.

- экзистенциалисты нерелигиозного направления — Ж.-П. Сартра, А. Камю, Х. Арендт. Б удущее человека зависит от самого человека, от принимаемых им в каждое мгновение решений, от соответствующих этим решениям действий. Но деятельность и решение каждого человека зависят от того, как он себе в определенный момент мыслит свое бытие — прошлое, настоящее, будущее. Таким образом, будущее может соответствовать в дальнейшем представлениям человека только в том случае, если он правильно истолковал бытие, т. е. воспринял его как собственное. Трагический гуманизм экзистенциалистов в целом демонстрирует неверие в оптимальность будущего культуры и человека, но даже в такой позиции есть нотки оптимизма, которые касаются внутренних резервов самого человека — защита свободы (Ж.-П. Сартр), борьба с абсурдом мира (А. Камю) и демократический — креативный — выбор, устраняющий инертность человека массы (Х. Арендт).

3) Трансцендентальный оптимизм характеризуется убежденностью авторов во всепобеждающей мощи разума человека. «Качественные изменения в человеческом мышлении» — главная мысль многих авторов. Эти изменения А. Печчеи называл «человеческой революцией», подчеркивая, что ее осуществление возможно только через совершенствование самого человека.

Выводы: Общий акцент: авторы признают угрозу для человеческой духовности в аспекте идентичности и, так или иначе, пытаются предвидеть пути разрешения этой угрозы. Изменение личности является отправным моментом появляющейся новой цивилизации.


ВОПРОСЫ

 

1. Предмет философии и структура философского знания.

2. Философия, мировоззрение, культура. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

3. Проблема бытия в философии. Сущность и формы бытия.

4. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Системная организация бытия.

5. Пространственно-временная организация материального мира. Концепции пространства и времени в истории науки и философии. Особенности социального пространства и времени.

6. Движение как способ существования материального мира. Основные формы движения материи. Специфика социальной формы движения материи.

7. Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюционный принцип – методологическая основа современного экологического мышления.

8. Философия глобального эволюционизма и современная научная картина мира.

9. Диалектика как философская теория развития. Разновидности диалектических теорий. Особенности социальной диалектики.

10. Динамизм бытия. Диалектика и синергетика. Особенности социальной синергетики.

11. Противоречия бытия, познания и мышления. Специфика социальных противоречий. Закон единства и борьбы противоположностей.

12. Элементы диалектики. Детерминизм и индетерминизм.

13. Проблема качественного развития в философии и естествознании. Закон перехода количественных изменений в качественные различия. Социальное качество и социальное развитие.

14. Проблема отрицания в философии. Закон отрицания отрицания и особенности его социального проявления.

15. Проблема человека в философии и науке. Основные подходы к определению природы и сущности человека.

16. Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза.

17. Социокультурные модусы человеческого бытия. Человек как личность. Структура и типология личности.

18. Становление и развитие личности. Круги человеческого бытия. Современные модусы Homo sapiens (человека разумного).

19. Свобода и необходимость. Свобода как ценность человеческого бытия. Свобода и ответственность как аксиологические параметры бытия человека в мире.

20. Проблема сознания в философии. Многомерность и полифункциональность сознания. Основные концепции сознания.

21. Проблема генезиса сознания. Сознание и психика. Сознание и отражение.

22. Проблема функционирования сознания. Сознание и язык. Сознание и мышление. Сознание и искусственный интеллект.

23. Структура сознания. Индивидуальное и общественное сознание. Сознание и самосознание.

24. Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии.

25. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Концепции социального действия.

26. Общество как система. Общественные отношения, их сущность и структура. Проблема гуманизации общественных отношений в современных условиях.

27. Материальные процессы жизни общества. Общественное производство и его структура. Понятие и структура способа производства.

28. Социальная структура общества. Типы социальных структур. Проблема наций и национальных отношений в современном мире.

29. Философия и политика. Политическая институализация и политические процессы жизни общества.

30. Общественное бытие и общественное сознание: логика взаимосвязи. Общественное сознание: структура, противоречия, закономерности развития. Идеология и ее роль в жизни общества.

31. Общество как саморазвивающаяся система. Проблема движущих сил истории. Понятие социальной синергии.

32. Проблема единства и многообразия мировой истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

33. Понятие общественного прогресса и проблема его критериев. Основные концепции общественного прогресса.

34. Понятие техники, технической революции и технического прогресса. Этапы и закономерности технического прогресса. Глобальные проблемы техногенной цивилизации.

35. Философия глобализации. Особенности и противоречия цивилизационной динамики в эпоху глобализации. Беларусь в контексте глобализации.

36. Понятие, философские проблемы и перспективы информационного общества.

37. Понятие культуры и цивилизации. Формы бытия культуры. Проблема диалога культур в глобализирующемся мире.

38. Духовная сфера общества и ее проблемы. Кризис духовности в современном мире.

39. Философия и мораль. Мораль и нравственность в современном мире.

40. Философия и искусство. Роль искусства в социальной жизни.

41. Философия и религия. Религиозное сознание в современной культуре.

42. Наука как феномен культуры и важнейшая форма познания.

43. Проблема познаваемости мира в истории философии. Гносеологические образы классической философии (оптимизм, агностицизм, скептицизм).

44. Структура научно-исследовательского действия. Диалектика чувственного и логического в познании. Сенсуализм, рационализм, интуитивизм.

45. Чувственное познание, его особенности и формы.

46. Логическое познание, его особенности и формы.

47. Понятие и структура научного метода. Эмпирический и теоретический уровни познания.

48. Особенности познавательных действий в современной науке. Диалектика взаимосвязи фундаментальных и прикладных наук.

49. Научное исследование: метод, методика, методология.

50. Формы развития научного знания.

51. Научная картина мира и её роль в познании. Философия и современная естественнонаучная картина мира.

52. Проблема истины в философии и её интерпретации. Особенности научной истины.

53. Функции практики в познавательных действиях.

54. Этос науки и ценностные ориентации ученого. Свобода творчества и социальная ответственность ученого.

55. Формы коммуникации в науке. Аргументация и её роль в деятельности научного сообщества.

56. Наука как социальный институт. Наука в её историческом развитии. Становление классической науки.

57. Типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Интернализм и экстернализм в науке.

58. Философия техники: предмет, структура, проблемы. Специфика технического знания. Технократизм и технократическое мышление.

59. Интернет как информационно-коммуникативная среда культуры XXI века. Проблема личности в информационном обществе.

60. Философия и футурология. Проблема судеб человечества в философии XX –XXI веков.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных