ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Система философии и диалектический метод Г. Гегеля.Гегель развил диалектические идеи, выдвинутые Кантом, Фихте, Шеллингом, первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии, открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику как метод познания метафизике. Философия Гегеля — максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы мышления, т.е. законы логики, но не формальной, а диалектической. Эти законы есть мысли Бога до сотворения мира. Логика есть «изображение Бога, каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа». Философская система делится Гегелем на три части: · логика; · философия природы; · философия духа. Логика, с его точки зрения, есть система «чистого разума», совпадающего с божественным разумом. «Мыслями Бога» оказываются наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия. Вещи и мысли о них совпадают, поэтому мышление в своих определениях и истинная природа вещей — это одно и то же. Тождество бытия и мышления, представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, предполагающее и различие. Объективное абсолютное мышление есть не только первоначало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как абсолютная идея. Абсолютная идея не стоит на месте, непрерывно развивается, переходя от одной ступени к другой, более конкретной и содержательной. Общий принцип развития — восхождение от абстрактного к конкретному. Высшая ступень развития — «абсолютный дух». Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи пантеизм (божественная мысль пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи), панлогизм (объективное божественное мышление строго логично) и диалектика. Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, божественного мышления, отсюда следует вывод: все действительное разумно, все разумное действительно. Отжившие формы жизни непременно уступают место новому, таков смысл формулы Гегеля. Логика представляет собой закономерное движение понятий (категорий), выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития. Движение этой идеи начинается с появления чистого бытия (идеи) из небытия, из ничто. Этот диалектический процесс называется становлением. Процесс исчезновения, уничтожения выражается им при помощи категории снятие. При этом ничто не погибает бесследно, а служит материалом, исходной ступенью для появления нового Результатом становления является наличное бытие. В отличие от чистого бытия это бытие определенное, наделенное качеством. Любая вещь отличается от других благодаря присущему ей качеству. В силу качественной определенности вещи не только отличаются друг от друга, но соотносятся между собой. Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок. Диалектика перехода количества в качество отвечает на вопрос о форме развития всех природных и духовных вещей. Качество, количество, мера — категории бытия. Это формы, в которых мы воспринимаем действительность, и воспринимаем эмпирически, опытным путем. Так невозможно постичь сущность вещей, внутреннюю основу бытия. Сущность бытия заключается в его внутренней противоречивости – все существующее содержит в себе противоречие, единство противоположных моментов. Философия природы. Природа – вторая ступень развития абсолютной идеи, ее порождение, не имеющее независимого от нее существования (идеализм). Природа – необходимый этап развития абсолютной идеи. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. Дух выходит из природы, прорывая внешнюю кору материальности как чего-то низшего. Философия духа – третья ступень гегелевской системы, синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек — часть природы, но человеческий дух — продукт абсолютного духа, как и сама природа. Саморазвитие духа идет по трем ступеням: · «субъективный дух» – индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на антропологию, феноменологию и психологию; · «объективный дух» – человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство; · «абсолютный дух» – искусство, религия, философия. Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа является диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы. Действительная свобода состоит не в отрицании необходимости, в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое имеет идеальный характер. История человечества есть прогресс в сознании свободы, но опять-таки свободы духа, мысли. Философия истории носит телеологический характер, т.е. развитие общества направлено к заранее установленной цели. Мировую историю философ делит на три эпохи: восточную, античную и германскую. Восточная эпоха полностью лишена сознания свободы, в античную эпоху сознания свободы достигло избранное меньшинство, а что касается германских народов, в первую очередь немцев, то они уже достигли стадии свободы. Государство он считал не только воплощением свободы, но и шествием Бога по земле. События всемирной истории являют собой диалектику отдельных «народных духов». Каждый народ с присущим ему «духом» представляет собой одну из ступеней, или моментов всемирной истории. А всемирная история осуществляет «абсолютную цель мира». Однако подавляющее число народов остаются за пределами прогресса, объявляются неисторическими. Они не смогли выразить какие-то моменты абсолютного духа. Если всемирная история берет начало на Востоке, то финиш ее на Западе. Здесь осуществляется «абсолютная цель мира». Развитие человеческого общества, по Гегелю, должно остановиться перед Бранденбургскими воротами в Берлине. Здесь и вершина и конец всемирной истории. Здесь она «прекращает течение свое». Диалектический метод. В философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему, в соответствии с которой излагается и структурируется материал. Метод Гегеля носит диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы. Система — это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. Главным принципом структурного построения у Гегеля выступает триада.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|