Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и признаки судебной власти. Основные функции судебной власти.




Глава Конституции РФ 7. Судебная власть и прокуратура

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации"

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная власть — одно из проявлений государственной власти в целом. Сле­довательно, ее понятие производно от общего понятия власти и поня­тия государственной власти, в частности.

В настоящее время термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. В зависимости от контекста он может обозначать: суд (абстрактный или конкретный); систему органов государства, осуществляющих правосудие; средство защиты интересов граждан и способ разрешения споров; компетенцию судов и судей. Есть и другие варианты употребления данного термина. Многозначность термина «судебная власть» подчеркивает, что институт, который он обозначает, также можно понимать по-разному. Мы выделяем две стороны понимания судебной власти: структурное и функциональное. Структурное понимание подразумевает под судебной властью систему специальных государственных органов – судов; функциональное – специфическую функцию суда.

Признаки судебной системы РФ (5 признаков)

Судебная система РФ характеризуется рядом признаков, которые находят прямое закрепление в законах, регулирующих организацию и деятельность судов. Эти признаки показывают связь всех судов, входящих в судебную систему РФ, а также позволяют сравнить судоустройство РФ и других государств, выявлять национальные особенности судебной ситсемы.

  1. Единство судебной системы: (ст. 3 ФКЗ «О судебной системе РФ», на основании КРФ и ФКЗ

- все суды должны соблюдать установленные ФЗ правила судопроизводства;

- применение всеми судами КРФ, ФКЗ, ФЗ, норм Международного права, международных органов, уставов субъектов РФ, законов РФ;

- признание обязательности исполнения на всей территории РФ всех постановлений, вступивших в законную силу;

- законодательное закрепление единства статусов судей;

- финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета

2. Специализация судов:

В РФ выделяется 3 обособленных группы судебных органов (3 ветви). Основание – различие категории дел:

1) Конституционный суд РФ

2) Суды общей юрисдикции

3) Арбитражные суды РФ

Возможна специализация внутри группы судебных органов. Существует специализация – военные суды РФ, которая является составной частью СОЮ. В РФ нет единого государственного органа, возглавляющего судебную систему РФ в целом.

3. Территориальный принцип построения:

В соответствии с этим признаком, построение судебной системы РФ обеспечивает максимальное приближение суда к населению. При этом учитывается протяженность территории РФ, федеративное устройство государства, административно-территориальное деление и дислокация воинских образований.

4. Выделение в структуре судебной системы РФ основного звена:

Основное звено – суд, которому подсудно наибольшее количество дел и который наиболее приближен к населению.

5. Инстанционность.

3. Суды, составляющие судебную систему РФ.

1. Конституционный Суд

2. Уставной суд (условно)

3. СОЮ

а) Высший орган – Верховный суд

б) Суд субъекта федерации – Мосгорсуд

в) Районные суды

г) Мировые судьи

4. Арбитражные

а) Высший Арбитражный Суд РФ

б) Федеральный Арбитражный Суд округа (10)

в) Федеральный Арбитражный апелляционный суд (20)

г) Арбитражные суды субъектов РФ

В судах РФ вне зависимости от ветви судебной власти нет иерархии, нет соподчинения.

Федеральные суды и суды субъектов федерации (ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ»

Федеральные суды: все арбитражные суды, Конституционный суд, все СОЮ, кроме мировых судей.

Суды субъектов федерации: мировые судьи, Конституционные (уставные) суды.

Отличия: Федеральные суды создаются и упраздняются исключительно ФЗ. Суды субъектов федерации создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

Определение КС РФ от 12.03.1996 года № 32-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса высших должностных лиц ряда субъектов РФ о проверке конституционности некоторых положений ФКЗ «О судебной системе РФ»

Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков.

Первый признак вытекает из Конституции, согласно которой судебная власть – это вид государственной власти. Сам термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Прилагательное «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия. Отсюда следует второй признак.

Второй признак – судебная власть принадлежит только судам. О судах как специальных органах будет сказано ниже.

Третий признак судебной власти – исключительность. Полномочия, предоставленные судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать судебную власть ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность.

Независимость означает, что суд при принятии решений по делу не связан чьей-либо волей. Решение суд принимает самостоятельно. Судья зависит только от закона, правосознания и совести. Независимость – это не только право суда, но и его обязанность. Судьи обязаны противостоять любым попыткам посягнуть на свою независимость, опираясь на закон, который предусматривает целый набор гарантий независимости судей – материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются ни в чьем санкционировании и утверждении.

Обособленность судебной власти вытекает из ее независимости и самостоятельности. Это означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Различные ветви власти взаимосвязаны. Судебная власть, в частности, немыслима без власти законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Кроме того, исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

Пятый признак – особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство – специфическая деятельность органов судебной власти. Оно начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства – конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак – подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам. Выше уже отмечалось, что суд зависит только от закона.

На основании приведенных признаков сформулируем определение судебной власти :судебная власть – это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам – судам – для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия «судебная власть».

В соответствии с Конституцией РФ функции судебной власти могут осуществляться благодаря гражданскому, конституционному, уголовному и административному судопроизводству.Самыми основными функциями судебной власти являются процессы осуществления правосудия, то есть правоприменительная деятельность судов по разрешению и рассмотрению административных, гражданских и уголовных дел, кроме этого экономических вопросов и споров в целях охраны интересов и прав граждан, определенных организаций и государства в целом.

Контролирующие полномочия структуры и функции судебной власти осуществляются в форме конкретного контроля соответствия и соблюдения федеральных законов, конкретных нормативных актов и законов Российской Федерации.

Контролирующие функции судебной власти осуществляются кроме этого в контроле за законными решениями местных органов власти и всех исполнительных органов государственного управления путем:

- принятия и рассмотрения жалоб населения и организаций на различные действия и решения конкретных должностных лиц, на нарушение свобод и прав граждан

- проверки качества предварительного расследования определенных уголовных дел

- различные проверки при рассмотрении и принятии решений по гражданским, уголовным и административным делам

- рассмотрение протестов и конкретных жалоб о признании незаконности некоторых правовых актов и т.д.

Понятие звена судебной системы.

Звено судебной системы – группа однородных судов, действующих на равнозначных территориях и соединённых равнозначными полномочиями. Количество звеньев различно в каждой группе судебных органов, за исключением Конституционного Суда (Сам КС РФ один)

1 звено – мировой судья, 2 – районный суд, 3 – суд субъекта федерации, 4 – Верховный Суд

1 – арбитражный суд, 2 – арбитражный суд субъекта РФ

Судебная инстанция – группа судебных органов, обладающая равнозначными процессуальными полномочиями при производстве по конкретному делу.

Для определения судебной инстанции главным становится то, какой из судов рассмотрел конкретное дело по существу, и как далее оно продвигалось по судебной системе.

Есть суды 1-ой инстанции, 2-ой инстанции (апелляционные, кассационные), надзорные инстанции.

1-ая инстанция – суд, рассматривающий и разрешающий дело по существу. Могут быть суды различных звеньев (решение, постановление, приговор, решение о закрытии, прекращении дела)

2-ая инстанция – суд, проверяющий решение нижестоящего суда (не вступившие в законную силу!!!) 2 порядка проверки решений:

- апелляционный

- кассационный

Апелляционный общей юрисдикции: проверяет законность и обоснованность не вступившего в законную силу решения, вынесенного мировым судьёй

Кассационная инстанции общей юрисдикции: суд, проверяющий не вступившее в законную силу решение, вынесенное в качестве суда 1-ой инстанции федеральным судом, а также решения апелляционной инстанции (угол)

Апелляция – дело рассматривается заново со всеми этапами

Кассация – нет нового рассмотрения, может согласится, отказать или изменить решение, но не выносит нового!!!

Надзорная инстанция – судебный орган вышестоящего суда, правомочный проверять

решения нижестоящего суда (1-ой, апелляционной, кассационной

и нижестоящей надзорной инстанции) проверяет вступившие в

законную силу решения!!!

Нет исследования доказательств, ограничено участие судов, то есть лишь те, которые указаны в надзорной жалобе. Дело может рассматриваться несколько раз.

Исключительная инстанция – рассмотрение дела по новым или вновь открывшимся

обстоятельствам.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных