ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 4. Организация предупреждения правонарушений в сфере экономикиВопрос 1. Основные понятия профилактики экономических преступлений
Профилактика правонарушений – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление, устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с лицами, находящимися в социально опасном положении. Объектами профилактической деятельности в Российской Федерации являются: 1) общественные отношения, порождающие причины правонарушений и условия, способствующие их совершению или облегчающие их совершение на территории Российской Федерации; 2) физические и юридические лица, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен контроль за соблюдением установленных правил, нормативов, стандартов; 3) физические лица, в отношении которых установлен надзор и (или) принимаются меры к соблюдению ими установленных федеральными законами ограничений; 4) физические лица, поведение которых нарушает социальные нормы и дает основание субъектам системы профилактики прогнозировать совершение ими правонарушения, и их ближайшее окружение; 5) лица, способные стать жертвами правонарушений, в силу присущих им субъективных качеств или объективных свойств. Субъектами системы профилактики правонарушений в Российской Федерации являются: 1) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица, а также подчиненные им учреждения, организации, службы, осуществляющие в пределах своей компетенции, в том числе на основе норм настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, профилактику правонарушений; 2) юридические лица, участвующие в системе профилактики правонарушений по согласованным с органами государственной власти и органами местного самоуправления направлениям профилактической работы либо по собственной инициативе в пределах и формах, определяемых законодательством в сфере профилактики правонарушений в соответствии с компетенцией и уставными задачами; 3) физические лица, участвующие в системе профилактики правонарушений в пределах и формах, определяемых законодательством в сфере профилактики правонарушений. Создание субъектов системы профилактики, не установленных федеральными законами не допускается. Видами профилактической деятельности являются: 1) общая профилактика правонарушений, имеющая целью выявление, изучение, устранение (минимизацию, нейтрализацию) социально-экономических, правовых, иных причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих им, или облегчающих их совершение на федеральном, региональном, местном и ведомственном уровнях, а также повышение уровня правосознания граждан; 2) индивидуальная профилактика правонарушений, осуществляемая на основании фактов предкриминального поведения лица субъектами системы профилактики правонарушений с целью позитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо нейтрализации криминогенных факторов, действующих в их окружении. 3) виктимологическая профилактика правонарушений, заключающаяся: в выявлении лиц, способных стать жертвой правонарушения в силу присущих им субъективных качеств (лиц с повышенной виктимностью) или объективных свойств; устранении либо нейтрализации факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих поведение отдельных лиц, обусловливающее совершение в отношении них правонарушений; выявлении групп риска таких лиц с целью восстановления или активизации их защитных свойств; разработке либо совершенствовании имеющихся специальных средств защиты лиц от правонарушений. Организация функционирования системы профилактики правонарушений. 1. Правительство Российской Федерации организует реализацию государственной политики в области профилактики правонарушений, определяет критерии оценки эффективности деятельности по профилактике правонарушений для всех субъектов системы профилактики правонарушений. В целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия субъектов системы профилактики формируется Правительственная комиссия по профилактике правонарушений, задачей которой является координация деятельности субъектов системы профилактики правонарушений и реализации государственной политики в области обеспечения функционирования системы профилактики правонарушений. 2. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, участвуют в функционировании системы профилактики правонарушений, создают ведомственные комиссии по профилактике правонарушений и организуют деятельность соответствующих комиссий по профилактике правонарушений в подведомственных органах и организациях, принимают и реализуют ведомственные программы по профилактике правонарушений. 3. В субъектах Российской Федерации создаются межведомственные комиссии по профилактике правонарушений - постоянно действующие коллегиальные органы, определяющие основные задачи и направления деятельности субъектов системы профилактики правонарушений и осуществляющие координацию их деятельности на территории субъекта Российской Федерации. 4. Органы местного самоуправления формируют комиссии, участвующие в функционировании системы профилактики правонарушений. 5. Уполномоченные должностные лица организаций и учреждений осуществляют профилактическую деятельность в этих организациях. 6. Участие граждан в профилактике правонарушений осуществляется самостоятельно или совместно с другими гражданами в соответствии с федеральными законами, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 7. Органы, организации, должностные лица, выявившие процессы, явления, обстоятельства и ситуации, способствующие совершению правонарушений, информируют об этом орган, учреждение, организацию, в компетенцию которых входит устранение (минимизация, нейтрализация) криминогенного влияния указанных факторов. Государственный контроль за функционированием системы профилактики правонарушений, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при применении мер профилактики правонарушений осуществляют в установленном порядке в пределах своей компетенции органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Ведомственный контроль за функционированием системы профилактики правонарушений и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Вопрос 2. Основные направления профилактики экономических преступлений органами внутренних дел
Имеющееся многообразие общественных отношений, которые являются предметом упорядочивания административно-правовых мер борьбы с нарушениями законодательства в сфере предпринимательской деятельности, формирует и специфику мер воздействия на них. Рекомендуется: · проверять у предпринимателей наличие необходимых документов (государственного свидетельства, паспорта, лицензии или иного документа, удостоверяющего личность); · сопоставлять наименование производимых товаров или оказываемых услуг, зафиксированных в государственном свидетельстве, с фактически производимыми и реализуемыми товарами и оказываемыми услугами; · устанавливать наличие товаров, изготовление и реализация которых предпринимателям запрещена; · осуществлять встречные проверки конкретного количества произведенных и реализованных товаров, указанных в отчетных документах, с фактическим их количеством (как путем снятия остатков сырья и материалов, так и с помощью анализа приходных документов магазинов, осуществляющих прием указанных товаров от отдельных граждан, предприятий с целью их последующей реализации); · проверять законность приобретения материалов и сырья, изучать бухгалтерскую и иную отчетность и т.д. · Учитывая многоступенчатость проведения проверки, ей должна предшествовать тщательная подготовка. Последняя заключается прежде всего в планировании действий сотрудника органов внутренних дел. В частности, необходимо: · получить достаточные основания для проведения проверки; · разработать конкретный перечень вопросов, подлежащих проверке; подобрать компетентных проверяющих лиц (если предстоит групповое осуществление контроля); · определиться с источниками получения необходимой информации (документальные, материально-вещественные, личностные и т.д.); · наметить тактические приемы проведения проверки, а также линию поведения сотрудника (сотрудников) при фактическом обнаружении искомых нарушений; · подготовиться к быстрой аналитической обработке полученной информации непосредственно на месте ее получения (это значительно сэкономит рабочее время, затрачиваемое на проверку); · закрепить навыки по надлежащему документальному оформлению результатов проверки, будучи готовым к нестандартным ситуациям (например, факту неподчинения со стороны проверяемого лица). Кроме того, все работники органов внутренних дел должны быть дополнительно ознакомлены с существующей юридической ответственностью за нанесение ими (вследствие своих незаконных действий) прямого ущерба или наличия (по той же причине) упущенной выгоды для проверяемого предпринимателя. Процедура привлечения к указанной ответственности детально регламентируется нормами гражданского процессуального права.
Вопрос 3. Основные направления профилактики правонарушений в сфере взаимоотношений государства и бизнеса
Субъекты системы профилактики правонарушений осуществляют в пределах компетенции реализацию мероприятий в сфере профилактики правонарушений по следующим основным направлениям: 1) совершенствование государственной политики в области профилактики правонарушений; 2) правовое регулирование в области функционирования системы профилактики правонарушений; 3) повышение эффективности взаимодействия субъектов системы профилактики; 4) создание условий для охраны жизни, здоровья и имущества физических лиц, защиты их прав, свобод и законных интересов, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства и обеспечение их реализации; 5) выявление причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению, разработка и осуществление мероприятий, направленных на их устранение или нейтрализацию; 6) принятие мер по повышению уровня жизни, социального и экономического обеспечения граждан; 7) принятие мер по декриминализации экономики; 8) иные направления в области функционирования системы профилактики правонарушений, предусмотренные законодательством в сфере профилактики правонарушений. В целях реализации основных направлений в сфере профилактики правонарушений субъектами системы профилактики правонарушений осуществляется: 1) анализ социальной, экономической, политической и криминогенной ситуации в пределах своей компетенции; 2) внесение предложений для определения основных направлений государственной политики и стратегического планирования в области функционирования системы профилактики правонарушений; 3) административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (Собрание законодательства 2011, № 15, ст. 2037), в целях предупреждения совершения ими правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия для защиты личности, государственных и общественных интересов; 4) оказание социальной, юридической, экономической, психологической, педагогической, информационной, организационной и иной поддержки физическим лицам, утратившим социально-полезные связи, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе в виде помощи в трудоустройстве и (или) направления для временного пребывания в учреждениях и предприятиях социального обслуживания; 5) повышение уровня обеспечения общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, в метрополитене и в иных общественных местах; 6) организация участия граждан и общественных формирований в охране общественного порядка в установленных федеральным законом порядке и формах; 7) профилактика алкоголизации и наркотизации общества, пропаганда здорового образа жизни; 8) принятие мер, направленных на противодействие совершению правонарушений, связанных с незаконным потреблением и оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; 9) ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, а также граждан без определенного места жительства; 10) обеспечение безопасности в зданиях частного, государственного и муниципального жилищного фонда, на объектах жизнеобеспечения, режимных объектах, учитывая требования законодательства о градостроительной деятельности на этапе архитектурно-строительного проектирования, строительства, планировки территории, развития территорий; 11) повышение уровня защищенности объектов с массовым пребыванием граждан; 12) использование возможностей средств массовой информации; 13) планирование мер профилактики правонарушений; 14) иные мероприятия в области функционирования системы профилактики правонарушений, предусмотренные нормативными правовыми актами в сфере профилактики правонарушений.
Лекция №5 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|