Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Первое путешествие в Швецию




Летом 829 г. к Людовику прибыли шведские посланники, заверявшие короля в том, что многие из их соотечественников хотели бы принять Христову веру, а сам конунг Бйёрн (сын Эрика I Бьёрн II, Biörn – В.К) приглашает священнослужителей. Людовику эти слова пришлись по сердцу, но он благоразумно решил, что в словах шведских послов необходимо удостовериться, тем более, что до этого в Швеции (в отличие от Дании) миссионеров еще не было вовсе. И снова встал деликатный вопрос о желающих исполнять волю Божию, который и на этот раз был решен благодаря тому, для кого эта воля имела реальное значение — безотказному Ансгарию (вместо него в Ютландию, где снова появился Гаральд, был отправлен новый миссионер брат Гислемар (Gislema – В.К.)). Ансгарий заверил Людовика в том, что готов ради дела Христова претерпеть любые неудобства и скорби. Впрочем, он был подготовлен к новой миссии уже заранее: в сонном видении он был ослеплен небесным светом и услышал глас с неба: " Оставляются тебе грехи твои! ", после чего, исполненный Духа, спросил: " Господи, что я должен делать? " и получил ответ: " Иди и проповедуй Слово Божие язычникам! ".

Готовность подвижника веры уже очень скоро подверглась серьезной проверке. Едва они с Витмаром (тот самый, кто вел с ним школу в Корбе), назначенным ему в помощь отцом Валлой, отчалили в Швецию, как на их корабль напали пираты-викинги. Силы были неравны: пиратам пришлось отдать не только все купеческое имущество, но и все подарки Людовика Бйёрну, а миссионеры лишились вместе с прочим и сорока богослужебных книг, специально собранных для миссионерской поездки. Весной 830 г. они вынуждены были сухопутным путем добираться до шведских городов и летом 831 г. прибыли в порт Бирку[19] (первый город Швеции, заложенный ок. 800 г.), водрузив там; сохранившийся до настоящего времени крест[20], а затем были благожелательно приняты конунгом. Многие из язычников стали охотно их слушать и пожелали принять Святое Крещение, Еще более утешены были пленные христиане, которые смогли, наконец, приобщиться Святых Тайн. Одним же из новообращенных стал сам "мэр" Бирки — Хергейр (Herigar – В.К.), пользовавшийся очень большим авторитетом у конунга. Одни его дальнейшие подвиги веры (см. ниже) свидетельствовали о том, что искушения, едва не обрушившие с самого начала на первую шведскую миссию, были преодолены.

6. Ансгар – арихиепископ Гамбурга

В октябре 831 г. Людовик вызвал Ансгария в Германию для хиротонии. Император вспомнил, что его отец Карл Великий, обративший саксов в христианство не только словом, но и мечом, обеспечил новую территорию диоцезами, за исключением одной только области к северу от р. Эльбы. Именно сюда, в Гамбург (город был заложен совсем недавно — в 802 г.), Людовик и назначает Ансгария, которому предназначалось осуществить планы по созданию централизованной северной миссии, которые вынашивал уже Карл. Так Людовик, выполняя неписанное завещание отца, утвердил с согласия епископов Гамбургскую кафедру, которую он поставил над всеми землями к северу от Эльбы с правом хиротонисать епископов, рукополагать священников и посылать миссионеров во все северные регионы. Хиротонию первого гамбургского архиепископа — Ансгария — осуществил Дрого, епископ Меца, которому помогали уже упомянутый Эбо из Реймса, а также Гетти из Трира, Отгар из Майнца и другие иерархи. Поскольку же новый диоцез мог потерпеть большой ущерб от викингов (что достаточно скоро подтвердилось), заботливый Людовик приписал к нему на "вечное пользование" (что достаточно скоро утратило силу) Тургольтский[21] монастырь во Фландрии (Бельгия). Желая действовать по "полному чину", император посылает нового архиепископа в Рим, где папа Григорий IV, передав ему необходимую документацию и паллиум (архиепископский плащ), официально назначает Ансгария своим легатом к шведам, датчанам, славянам и другим северным народам и передает ему все полномочия благовестил, не лишая их и уже прежде назначенного своим предшественником Пасхалием в качестве легата Севера архиепископа Эбо Реймсского. О том, что на Швецию возлагались особые надежды, свидетельствует тот факт, что практически одновременно, в 832 г., было решено создать там отдельную кафедру, которую занял родственник епископа Эбо — Гауцберт[22], сразу же принявшийся за строительство храма. Ансгарий меж тем трудился в Гамбурге, будучи ответственным и за Данию. Помимо своего духовного влияния, он пользовался и земными средствами, выкупая из рабства юных датчан и славян, чтобы возвратить им свободу и воспитать для служения Господу.

Между тем в Дании развернулись события, которые должны были бы основательно подорвать душевные силы Ансгария, если бы не Божия помощь и поддержка архиепископа Эбо. Хронисты сообщают, что в войне "партий" Эрика и Гаральда в Ютландии был убит в 837 г. Гаральдов брат Хемминг, который принял крещение и жил на о. Вальхерен. Правда, император Людовик поддерживал Гаральда как своего вассала, но зато против самого Людовика начал войну его сын Лотарь, пообещавший мятежным саксам восстановить их языческие культы, если они восстанут против императора, призвал к себе варяжских вождей и предоставлял земли христиан тем, кто отречется от новой веры. Среди отпадших оказался в 841 г. и сам Гаральд. На новых "владениях" Гаральда язычникам были предоставлены христианские храмы и христианские подданные, однако вероотступничество не избавило его от скорой гибели.

Но северная миссия вынуждена была и дальше выносить испытания на прочность. Чувствительный удар по ней был нанесен через три года после кончины Людовика Благочестивого: в 843 г. по Верденскому миру Тургольтский монастырь, бывший "экономической базой" миссии, перешел во владения Карла Лысого[23]. Так Ансгарий лишился основной материальной поддержки, что, впрочем, принял благодушно. А в 845 г. миссия подвергается уже огненному искушению. Полная внезапность высадки на берегу Эльбы викингов не оставила возможности для эвакуации ни населения, ни имущества Гамбурга, а отсутствие его тогдашнего правителя — графа Бернхара (Bernhar – В.К.) (о чем викинги, видимо, вызнали заранее) позволила разбойникам фактически за два дня разграбить крепость и гавань, сжечь город и вырезать изрядную часть жителей. Ансгарий вначале пытался организовать какое-то сопротивление, но быстро убедился в том, что его сил недостаточно и для спасения священных сосудов. Викинги исчезли столь же молниеносно, как и появились, а Ансгарий сохранил из всего, что имел, одну только жизнь. Однако главное, таким образом, было спасено, а о всем случившемся "новый Иов" рассуждал, как и при "экономическом" искушении, по свидетельству святителя Римберта, словами Иова древнего: " Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! " (Иов 1:21).

О прямой параллели истории Иова свидетельствует, как кажется, совершенно синхронная языческая реакция в самой Швеции (ср. почти одновременное прибытие — одного за другим — вестников все больших бедствий к ветхозаветному праведнику — Иов 1:16,17,18), где народ клятвопреступно восстал на епископа Гауцберта. Ворвавшаяся к нему толпа убила его племянника Нитарда (Nithard – В.К.), сделав его первым Христовым мучеником в Швеции, связала самого епископа, разграбила все его имущество и с позором изгнала из страны[24]. Но гнев Божий, по святителю Римберту, не заставил себя долго ждать, и перечисление достоверных свидетельств о нем заняло бы, как указывает почтенный агиограф, слишком много места. Потому он приводит лишь один случай. Отец одного из участников святотатства, принявший в свой дом награбленное, лишился, помимо преступника-сына, также жены, второго сына и дочери. Желая допытаться, кого же из богов он обидел, он узнал от оракула, что Бога христианского, после чего стал каяться и пытался кому-то отдать хотя бы то, что осталось от грабежа — единственную книгу (вероятно, богослужебную), и с большим трудом нашел какого-то уцелевшего христианина (впоследствии тот явил такое усердие, что выучил Псалтирь, не будучи грамотным). Многие участники мятежа претерпели лишение имущества, болезни и смерть.

После разорения Гамбурга Людовик Немецкий (+876) стал серьезно обдумывать возможности восстановления северной миссии и решил направить Ансгария на вдовствовавшую Бременскую кафедру. Ансгарий предвидел для себя возможные неприятности, связанные с амбициями сребролюбия и честолюбия, но, хотя и без энтузиазма, все же, ради интересов миссии, дал согласие на это решение и уже в 845 г. стал исполнять служение бременского епископа. На ближайшем поместном архиерейском соборе решение короля было подтверждено. Однако никто не лишал Ансгария и Гамбургской кафедры, и потому встал вопрос о каноничности возглавления им двух кафедр одновременно, который был подробно рассмотрен и положительно решен на поместном архиерейском соборе 847 г. Однако возникли политические осложнения: Бремен относился к митрополии архиепископа Кельнского, а по Верденскому договору Кельн перешел к Лотарю I, тогда как Бремен принадлежал Людовику. Этим воспользовался новый архиепископ Кельнский Гюнтер (Gunther, Gunthar – В.К.), который с канонической точки зрения отстаивал идею невозможности превращения подчиненного епископства в архиепископство. Запутанное дело о статусе Бременской кафедры в связи с Гамбургской продолжалось почти до последних дней жизни Ансгария.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных