Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ




ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Трансакционный анализ в узком понима­нии этих слов — это анализ взаимодейст­вия двух или более людей; в более широ­ком смысле — социально ориентированный психоте­рапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально адаптированной личности.

Создателем трансакционного анализа по праву счита­ют американского психиатра и психолога Эрика Берна. Он не только создал этот метод, но подробно изложил его в своих многочисленных книгах («Игры, в которые игра­ют люди (психология человеческих взаимоотношений)»:

Пер. с англ. М., 1988; «Трансакционный анализ и психо­терапия»: Пер. с англ. СПб. 1992, и др.).



рис. 13. структурная диа -грамма (объяснение в тексте)

 

 


Большое влияние на создание метода оказали работы Альфреда Адлера, который заложил основы социальной психологии и психиатрии. Его определение личности как комплекса интерперсональных отношений дало основа­ние Берну для создания оригинального психотерапевти­ческого метода, который по своей сути является методом социального переучивания, а поэтому показан прежде всего при лечении лиц с нару­шением социальной адаптации (психопатии, алкоголизм, девиантное поведение у подростков

и др.).

Берн выделил три состоя­ния личности, обозначив их как Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребенок (Ре) (рис. 13). Структу­ра личности по Берну отличает­ся от структуры личности по Фрейду (Сверх-Я, Я, Око), а тем более — от структуры личности- по Юнгу, так как лишена комплексов, вытесненных в бессоз-

 

 

нательное. Подчеркивая это важное различие, Берн пи­сал, что «Родитель, Взрослый и Ребенок — это не то же самое, что Сверх-Я, Я, Это или концептуальные построе­ния Юнга, а феноменологические реальности».*

Созданный Берном метод делится на несколько эта­пов: 1) структурный анализ; 2) Трансакционный анализ;

3) анализ игр; 4) анализ сценариев.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Родитель (Р) по Берну — это собрание догм и постулатов, которые он воспринимает в детском возрасте и которые сохраняет потом в течение всей жизни. Это комплекс убеждений, нравственных норм, предрассуд­ков, получаемых в наследство от предков. Это диктующая и повелевающая часть личности. Ее предназначение не­однозначно. С одной стороны, она выполняет важнейшие жизненные функции, в том числе воспитание детей, что обеспечивает выживание человеческого рода. Кроме того, она обеспечивает автоматизм жизненных реакций, когда человек поступает определенным образом в определенной ситуации только потому, что «так принято», освобождая массу времени на решение более сложных жизненных проблем. С другой стороны, это наиболее косная, ригидная часть человеческого Я, остающаяся всегда вне Зоны критики. Ей могут быть свойственны и достойные посту­латы («Защищать Родину от врага — святое дело»; «Пре­давать — подло» и т. п.), и самые нелепые, постыдные предрассудки и убеждения, передаваемые из поколения в поколение («Главное в жизни — вкусно есть и мягко спать»; «Деньги не пахнут» и т. п.). При активиза­ции в личности родительского состояния Я человек ду­мает, реагирует и оценивает окружающий мир так же, как делали это его родители, когда он был ребенком. И даже тогда, когда Родитель в человеке якобы молчит, он все-таки влияет на его поведение, выполняя функцию совести.

Ребенок (Ре) живет в человеке вею его жизнь и прояв­ляется даже у стариков, когда те мыслят, чувствуют, реагируют на окружающее точно так же, как делали это

* Э. Берн. «Трансакционный анализ и психотерапия»: Пер. с англ. СПб. 1992, с. 16.

 

в детстве. Это очень ценная часть человеческой личности, наиболее импульсивная и искренняя. Не следует считать ее незрелой. Без нее личность теряет всю прелесть неожи­данности, теплоты, непосредственности, превращается в живого робота. Нельзя строго судить седого профессора, когда тот после лекции, проходя по двору, вдруг, хитро­вато оглянувшись и убедившись, что его никто не видит, прыгает и срывает высоко растущий лист с дерева.

Взрослое состояние Я (В) также не имеет отношения к возрасту человека. Это способность личности хранить, использовать и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта. Это умение быть независимым от «непоколебимых» предубеждений Родителей и архаиче­ских порывов Ребенка. Это способность находить компро­миссы и альтернативные варианты в жизненных тупи­ках, которые порой кажутся безвыходными.

Пример: Заведующий лечебным отделением, умница и профессионал высшей категории, слушает выступление главврача больницы, хорошо известного беспросветной ограниченностью, рутинностью мышления, мстительно­стью и полной неспособностью воспринимать мнения, отличающиеся от его руководящих представлений о дей­ствительности. Проследим за внутренними монологами заведующего отделением:

— Сколько можно выслушивать бред этого идиота?! Сейчас встану и скажу все, что я о нем думаю. (Ребенок)

— Ну и что? Прошибешь лбом стену? Все равно ничего изменить не сможешь. Только наживешь себе врага и обеспечишь бессонницу. Сиди и молчи. Молчание — золото. (Родитель)

— Но ведь он сейчас загубит все сделанное отделением за год и сорвет план дальнейших работ! (Взрослый)

В итоге заведующий отделением на трибуне. Подчерк­нутое спокойствие интонации и доброжелательность в голосе.

— Уважаемый Иван Васильевич абсолютно прав по следующим позициям (1, 2, 3...). Мне хотелось бы напом­нить, что в прошлом году Иван Васильевич выдвигал несколько прекрасных предложений (1, 2, 3...). (Предло­жения должны быть изложены доступно для интеллекта главврача). Думаю, что, взяв за основу нашей работы эти неординарные предложения, мы получим хорошие ре-

 

зультаты, и вся клиника, которой руководит уважаемый Иван Васильевич, получит должную оценку обществен­ности и Минздрава.

В результате главный врач, совершенно убежден­ный, что именно он выдвигал эти прекрасные идеи, только в данный момент их несколько запамятовал, скромно кивает головой и полностью поддерживает своего подчиненного.

Цель структурного анализа заключается главным об­разом в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто я? Почему поступаю именно так? Какая часть моего Я действует (или должна действовать) в данной ситуации, чтобы при­нести пользу, а не поражение?

АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИЙ

Как уже упоминалось, трансакция — это взаи­модействие двух или более людей. Она начинается с трансакционного стимула — того или иного знака, сви­детельствующего о том, что присутствие (или действие) одного человека воспринято другим. Человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-то действием — трансакционной реакцией. Это может быть улыбка, нахмурен­ное лицо, отведенные в сторону глаза и т. д. Люди, как правило, чутко улавливают трансакционные стимулы. Когда, например, в трамвае кто-то предупредительно отодвигается, чтобы уступить вам место, понятно, что ваше присутствие замечено. Вы садитесь, и возможны последующие трансакции: короткие реплики, доброжела­тельная беседа...

Каждый знаком и с противоположной ситуацией, ког­да попытка пройти к выходу в тесном вагоне натал­кивается на угрюмую неподвижность окружающих, а то и на реплику: «Куда прешься, как...» Разумеется, дальнейшая трансакция будет затруднительна, а если и возникнет, то в отрицательном, недоброжелатель­ном плане.

Все трансакции делятся на дополнительные, перекре­стные и скрытые. Цель анализа трансакций — научить пациента различать, какого рода трансакция имеет место, какое состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние Я партнера откликнулось действием.

 

Самыми зрелыми и здоровыми являются дополнитель­ные трансакции, когда стимул, посланный человеком, встречает адекватную, естественную в данной ситуации реакцию.

Например, два человека взаимодействуют как Роди­тель — Родитель. Муж: «Давай отдадим сына в спортив­ную секцию». Жена: «Давай, но возить его будем по очереди» (рис. 14). Это может быть взаимодействие Ребе­нок — Родитель, когда жена нуждается в сочувствии и понимании со стороны мужа и получает их. Жена: «И кто это придумал есть три раза в сутки! Носишься с сумками по магазинам, а остальное время торчишь у плиты». Муж:

«Ты права, полдня у плиты — с ума сойдешь. Полежи, почи­тай, а я что-нибудь придумаю. С голоду не умрем» (рис. 15).

Жена Муж

Рис. 14. Дополнительные транс­акции (объяснение в тексте)

 

 

 

Жена Муж

Рис. 15. Дополнительные транс­акции (объяснение в тексте)

Взаимодействия на уровне Взрослый - Взрослый благоприятны в рабочей обстановке.

Руководитель Подчиненный

Рис. 16. Дополнительные трансакции (объяснение в тексте)

 

Руководитель: «Я прошу Вас (вместо «приказываю») подготовить статистические данные к утру, чтобы я смог подготовиться к докладу».

Подчиненный: «Хорошо, я возьму этот материал домой и вечером поработаю» (рис. 16). Основная особенность до- полнительных трансакций в том, что векторы взаимодействия параллельны, а следо-

 

вательно, никогда не пересекаются. Это правило не за­висит ни от природы трансакций, ни от их содержания. Пока трансакции будут сохранять дополнительный ха­рактер, правило будет выполняться независимо от того, заняты ли ее участники обсуждением домашних дел (Родитель — Родитель), решают ли реальную проблему на производстве (Взрослый — Взрослый) или просто играют вместе (Ребенок — Ребенок).

При дополнительных (параллельных) трансакциях че­ловеческие коммуникации открыты, отношения искрен­ни и плодотворны. При этом невербальное общение (взгляды, жесты, интонация) не противоречит смыслу произносимых слов.

Пересекающиеся трансакции возникают, когда на оп­ределенный стимул следует неадекватная реакция. В качестве примера приведем опять ту же беседу мужа и жены, но уже не с параллельными, а с пересекающимися трансакциями. Муж: «Давай отдадим сына в спортивную секцию». Жена: «Мне еще этих хлопот не хватало! А кто возить его будет через весь город?» (рис. 17).

Пациент Врач

Рис. 17. Пересекающиеся транзакции (объяснение в тексте)

 

 

Муж Жена

Рис. 18. Пересекающиеся транс­акции (объяснение в тексте)

 

В пересекающихся трансакциях активизируется не­преодолимое в данный момент состояние Я второго уча­стника. Эти трансакции — постоянный источник семей­ных, служебных и бытовых конфликтов. Очень часто пересекающиеся трансакции возникают у пациентов и бездарных врачей, когда пациент обращается к врачу как Взрослый к Взрослому с конструктивными предложени­ями и разумными замечаниями, а получает поверхност­ный, авторитарный ответ Родителя Ребенку. Трансакци-

 
 

 


Рис. 19. Скрытые (угловые) трансакции (объяснение в тексте)

 

пересекаются и дальнейшее взаимодействие этих двух личностей обречено на про­вал (рис. 18).

В ходе анализа трансак­ций недостаточно только кон­статировать факт пересече­ния векторов. Необходимо еще выяснить, какая часть личности неожиданно акти­визировалась и разрушила взаимодействие. Например, если второй участник транс­

акции на обращение Взрослого к его Взрослому реагирует Детским состоянием Я, то следует отложить решение проблемы до тех пор, пока векторы не будут приведены в такое состояние, при котором дальнейшие трансак­ции могут стать параллельными. Это можно сделать, ли­бо став Родителем и дополняя проснувшегося в собесед­нике Ребенка, либо активизировав в собеседнике Взрос­лого. Самому пациенту проанализировать трансакции трудно, поэтому сделать это лучше с помощью психоте­рапевта.

Кроме простейших трансакций, какими являются до­полнительные и пересекающиеся, существуют двухуров­невые трансакции — угловые и двойные, при которых один уровень видимый — то, что произносится (Берн называет его социальным), а второй — скрытый, или психологический, — то, что имеется в виду (подтекст). При угловой трансакции стимул направлен, к примеру, от Взрослого к Взрослому, а ответная реакция — от Ребенка к Взрослому или от Ребенка к Ребенку.

Скрытыми трансакциями часто пользуются диплома­ты, влюбленные....

Он: «Не хотите ли зайти ко мне на полчаса посмотреть мою библиотеку? Выберете что-нибудь почитать».

Она: «У меня как раз пара часов свободных. Я так люблю интересные книги».

На социальном уровне происходит разговор между взрослыми о книгах, в то время как на психологическом уровне — это разговор Ребенка со Взрослым, и его содер­жание — сексуальные взаимоотношения. Анализируя

подобные игры, Берн пишет: «На поверхности инициати­ва принадлежит Взрослому, но исход большинства подоб­ных игр предопределяет Ребенок, так что участников игры может ждать сюрприз» (рис. 19).

Типичные скрытые трансакции часто возникают в жизни алкоголиков. Прийдя утром с похмелья, он сооб­щает окружающим: «Ох, и врезал я вчера. Голова раска­лывается». Сотрудник: «У каждого бывает» (рис. 20).

Алкоголик Сотрудники

Рис. 20. Скрытые трансакции (объяс­нение в тексте)

Видимая трансакция Взрослый — Взрослый. На самом деле трансак­ция гораздо глубже. Дет­ское состояние Я алкоголика ищет снисхож­дения у Родительского состояния Я собеседни­ков. Как правило, он и получает в ответ добро­желательный смешок и снисходительную реп­лику. Кто-то может, рас­смеявшись, сказать: «Да, ты человек пропащий».

Этот смех над чужим несчастьем, так часто встречающийся в жизни, Клауд Штейнер называет «трансакцией виселицы».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных