Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Краткая история основных направлений игровой психотерапии




Игра начала применяться в детской психоте­рапии приблизительно с начала 20-х годов XX в. психо­терапевтами психоаналитического направления (Анной Фрейд, Мелани Клейн и Герминой Хаг-Гельмут).

Психоаналитики обнаружили, что дети не могут опи­сывать свое беспокойство словами, как это с успехом делают взрослые. Детей в отличие от взрослых, как пра­вило, не интересует исследование собственного прошло­го, обсуждение ранних стадий развития; «не работает» у них и один из основных методов ортодоксального пси­хоанализа — так называемый метод свободных словес­ных ассоциаций. Вместо него детские психоаналитики стали использовать наблюдение за игрой ребенка и ис­следование детских рисунков (А. Фрейд, 1997). Из пси­хоанализа пришли такие важные методики исследова-

ния психической сферы ребенка, как тесты «Дом — Де­рево — Человек», «Рисунок семьи» и т. д.

Второе крупное направление в развитии игровой пси­хотерапии возникло в 30-х годах с появлением работы Давида Леви, в которой развивались идеи «терапии отреагирования» (abreaction therapy) —структурированной игровой терапии для работы с детьми, пережившими какое-либо психотравмирующее событие. Леви основы­вал свой подход на убеждении в том, что игра предос­тавляет детям возможности отреагирования психиче­ских травм (D. Levi, 1939).

Курс игровой психотерапии, по Леви, включает 3 этапа:

1-й этап — установление контакта — свободная игра ребенка, его знакомство с игровой комнатой и психоте­рапевтом;

2-й этап — введение в игру ребенка какой-либо си­туации, напоминающей психотравмирующее событие (с помощью специально подобранных игрушек). В про­цессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ре­бенок управляет игрой и тем самым сменяет пассивную роль пострадавшего на активную, деятельную роль;

3-й этап — продолжение свободной игры ребенка. Леви рекомендует директивный принцип, в соответст­вии с которым инициатива в игровых ситуациях при­надлежит врачу-психотерапевту. Важна тщательная техническая и методическая подготовка сеансов игровой психотерапии. Заранее составляется план ролевой игры с учетом возраста и особенностей психоэмоционального состояния ее участников, а также конечной цели психо­терапии, перед игрой распределяются роли среди детей и т. д.

Третье значительное направление в игровой психоте­рапии появилось в 30-х годах благодаря исследованиям Джесси Тафт и Фредерика Аллена (F. Alien, 1939, 1942). Это игровая терапия отношений, основное внимание в которой уделяется лечебной силе эмоциональных отно­шений между терапевтом и пациентом. Аллен и Тафт подчеркивали необходимость отношения к ребенку как к личности.

Развивая эти принципы, Вирджиния Экслайн (1947) разработала систему недирективной игровой психотера-

 

 

пии у детей. Экслайн рассматривала игру как средство максимального самовыражения ребенка, позволяющее малышу полностью раскрыть свои эмоции при невмешательстве взрослых в процесс его игровой активности. Изучая эмоциональные и поведенческие реакции ребен­ка в различных игровых ситуациях, психотерапевт ста­рается понять его личностные особенности. Вместе с тем он вводит и определенные ограничения, если игровая активность ребенка выходит за рамки допустимого.

Роль психотерапевта в процессе недирективной игро­вой психотерапия сводится к следующему:

• наблюдение за процессом игры ребенка (Как играет, как подходит к игровому материалу, что выбирает, чего избегает? Каков основной стиль его поведения? Трудно ли ему переключиться? Хорошо или плохо организовано его поведение? Каков основной сюжет игры?);

• анализ содержания игры (Проигрываются ли темы одиночества? агрессии? воспоминания? Много ли «несчастных случаев» происходит в ходе игры?);

• оценка навыков общения ребенка (Чувствуется ли контакт с ребенком, пока он занят игрой? Оказывается ли ребенок вовлеченным в игру или он не в состоянии во что-нибудь вовлечься?).

Иногда бывает полезным обратить внимание ребенка на сам процесс игры и установить с ним контакт по хо­ду игры. Если в игре повторяются одни и те же ситуации, можно задавать вопросы, касающиеся реальной жизни ребенка («А дома ты любишь расставлять все по своим местам?»). Можно привлечь внимание ребенка к эмоциям, которые владеют им по ходу игры («Мне ка­жется, что эта кукла-папа очень недовольна своим сы­ном»).

Виолет Оклендер (1997) советует «возвращать ситуа­ции к ребенку и событиям его жизни» («А ты когда-нибудь дрался, как эти два солдатика?»).

Психотерапевту не следует прерывать течения игры;

лучше дождаться естественной паузы, чтобы задать свои вопроса или вмешаться с комментариями.

В настоящее время многие зарубежные психотерапев­ты используют комбинированный подход, сочетая в процессе игровой психотерапии принципы психодина-

 

мической, недирективной психотерапии (клиент-центрированной в понимании Карла Роджерса и Вирджинии Экслайн) и «терапии отреагирования», нередко в соче­тании с медикаментозным лечением.

По мнению Нэнси Уэбб, «комбинацию нескольких видов лечения следует в большинстве случаев рассмат­ривать как лучшую программу, соответствующую сего­дняшнему дню» (1991).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных