Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Признаки групп давления и механизм их функционирования




Группы давления многообразны по своей природе: это предпринимательские, финансовые, общественные организации и движения, религиозные группировки, осуществляющие давление на политические институты с целью принятия определенных политических решений в свою пользу. Механизм функционирования групп давления в политической жизни общества составляет совокупность процессов взаимозависимости, взаимовлияния и взаимодействия субъектов и объектов политической деятельности основных элементов политической системы, а также системы общения, поведения и деятельности групп, использование средств и способов их претворения на практике.

Группы давления, воздействующие на власть, обладают определенными признаками:

во-первых, добровольным характером объединения;

во-вторых, оформленностью организованной структуры;

в-третьих, защитой собственных интересов, при этом цели давления являются ее собственными целями;

в-четвертых, существованием организации как автономного центра принятия решений;

в-пятых, оказанием группового эффективного давления.

Г. Алмонд, классифицируя группы интересов, оказывающих заметное влияние на политический процесс, различал четыре их вида:

a) Спонтанные группы, формирующиеся неожиданно, когда многие индивиды сходным образом реагируют на фрустрацию, обман или оказываются под воздействием других сильных эмоций. Они возникают внезапно, без предварительной организации или плана манифестации и т.д.

b) Неассоциированные группы интересов, редко хорошо организованные; их политическая активность проявляется чаще всего эпизодически, но в отличие от ассоциированных групп интересов, они основаны на личных связях, позволяющих им более эффективно влиять на политический процесс. Иногда они могут проявить себя на политической арене как ассоциированные или протестные. Г. Алмонд обращает особое внимание на группы коммуналистского типа - сельские сообщества, мелкий бизнес, этнические группы, клиентелы - как разновидность неассоциированных групп интересов.

c) К институциональным он относит группы интересов, формирующиеся на базе таких общественных институтов, как церковь, армия, государственная бюрократия, депутатский корпус. Поведение членов этих структур отличается, как правило, высоким уровнем групповой (корпоративной) солидарности и иерархией. И хотя они призваны обеспечивать реализацию общественных интересов, на практике зачастую происходит подмена и замещение общественных интересов интересами частными и узкогрупповыми.

d) Ассоциированные группы интересов могут быть членскими организациями, причем как с индивидуальным, так и с коллективным членством, ориентированными на политическую мобилизацию для достижения согласованных целей - например, профсоюзные организации. К ассоциированным группам интересов относятся профсоюзы, торговые палаты, ассоциации промышленников, этнические ассоциации, религиозные и гражданские группы.

Основные элементы механизма внутреннего функционирования групп давления - это взаимосвязанность процессов стихийного и целенаправленного осмысления социальными группами их жизненно важных экономических (преломляющихся в политические) интересов и положения в обществе; трансформация части интересов социальных групп с обыденно-практического или теоретического уровня в сферу реальной политики; соотнесение политики осмысленных интересов, ценностей и положения в обществе субъектов давления с основными видами деятельности и сферами жизни; придание упорядоченности и системности процессу формирования и функционирования групп давления со стороны ее идеологов и лидеров.

В современных демократиях существует множество групп, стремящихся оказывать влияние на власть. Причин тому несколько: во-первых, это многообразие интересов в современных обществах; во-вторых, многие интересы приходят в столкновение между собой, что требует обязательного государственного вмешательства; в-третьих, это сложность представительства интересов.

Давление, оказываемое группами на политическую власть, характеризуется совокупностью средств, используемых для достижения определенных целей. Цель давления состоит в том, чтобы добиться «ответов», в которых группы заинтересованы. Для достижения своих целей группы прибегают к двум стратегиям: прямому обращению к властям и использованию косвенных средств давления. Выбор стратегии зависит от ситуации и характера целей и возможностей, которыми располагает конкретная группа.

Группы давления влияют на власть по ряду направлений: во-первых, создание через СМИ общественного мнения в поддержку вопроса, продвигаемого соответствующей группой давления; во-вторых, влияние на объекты деятельности групп давления - государственные институты, представителей власти и политических чиновников; в-третьих, посредством финансовой и иной поддержки политических партий в ходе избирательных кампаний в обмен на соответствующие законодательные услуги.

Каналы, которыми пользуются ассоциированные группы интересов для оказания влияния на политиков, могут быть самыми разнообразными. Это СМИ, партии и структуры государственной власти - законодатели, суды, государственная бюрократия. Особенностью демократических обществ является наличие легитимных и, как правило, законодательно оформленных и конституционно закрепленных каналов доступа к ресурсам политического влияния. Сложилась весьма разносторонняя практика оказания давления на законодателей -от подготовки и представления аналитической информации, необходимой для разработки законопроектов, до финансирования предвыборных кампаний или мобилизации граждан на активное общение с депутатами. Некоторые группы имеют своих представителей при городских, окружных и национальных законодательных собраниях с целью оперативного получения информации и оказания соответствующего влияния.

Диапазон действий групп давления достаточно широк и включает сбор подписей, подачу петиций, уличные манифестации, пикетирования, митинги протеста, акты гражданского неповиновения и др. Существуют законные методы влияния на власть, среди которых информирование власти о состоянии отраслей экономики или сфер жизнедеятельности общества; разработка соответствующих законопроектов для продвижения их в законодательные органы; экспертиза различных проектов, разрабатываемых институтами власти; организация съездов, конференций, встреч с приглашением на них первых лиц государства, членов правительства и парламента; участие в работе структур власти. К незаконным методам давления относятся подкуп представителей власти, шантаж, угрозы.

Политические решения властей являются, по сути, результатом взаимодействия соответствующих групп, но принятие решений в конечном счете во многом зависит от государства.

3. Группы давления в Республике Молдова. Группы интересов - это добровольные ассоциации индивидов. От политических партий они отличаются тем, что не выдвигают кандидатов на выборные должности и не стремятся завоевать власть, а лишь преследуют цели оказания влияния на правительство и другие политические органы различными способами, оставаясь формально вне органов политической власти. Основой подобных групп может стать практически любой социально значимый статус или признак - возраст, пол, этничность, профессионально-статусные характеристики.

Децентрализация политической системы в 90-х годах минувшего столетия способствовала возрастанию числа групп, использующих различные варианты доступа к правительству для достижения собственных интересов. С провозглашением независимости деятельность групп давления в Республике Молдова стимулировала слабость новой сформированной партийной системы и непрочные позиции новых политических партий. Радикальные экономические реформы создали предпосылки для появления множества групп интересов, лоббистская деятельность которых скрыта, но вполне ощутима.

В период становления молодого государства Республики Молдова группы давления были более сильными и активными, так как в переходный период законодательство было несовершенным, отсутствовали механизмы правовой поддержки, а капиталы от приватизации требовали распределения. Соответственно, активизировались все заинтересованные лица, одни аккумулируя больше экономический, а другие - больше политический капитал. На тот период их деятельность велась преимущественно скрытно, поэтому ее почти невозможно проанализировать, тем более что независимые средства массовой информации лишь зарождались.

Говоря об особенностях функционирования молдавских групп давления и методах их влияния на государственные органы власти и другие политические институты, следует отметить, что правительственная бюрократия является главным рычагом доступа к политическим решениям во всех политических системах. Привлекательность этого канала заключается в том, что позволяет более оперативно добиться необходимого решения и избежать публичных дискуссий. Трудность же состоит в том, что бюрократия, за исключением узкого круга высших должностных лиц, в силу специфики своего формирования - путем назначения на должность - не зависит от электорального процесса и практически не контролируется демократическими методами. Более того, некоторые ведомства непосредственно активно занимаются политическим лоббированием своих интересов.

Эффективно также и влияние на судебную систему, с точки зрения общественного резонанса, в отношении важных и значимых политических проблем. Благоприятное решение по частному делу может изменить общую политику суда, но требует много времени и тщательной юридической подготовки. Поэтому этим каналом лоббирования молдавские группы интересов пользуются значительно реже при решении важных политических вопросов.

Среди самых известных случаев давления считаются скандал CAIRO, освобождение от налогов фирмы Seabeco, транзит по территории Республики Молдова поезда с радиоактивными отходами АЭС Козлодуй, монополия компании Voxtel на рынке мобильной связи, покупка властями автомобилей Skoda и др. Беженцы из Преднестровья активным лоббированием добилось привилегий и квартир в Кишиневе.

Процесс формирования группового интереса в Молдове провоцировал создание коалиций интересов, которые влияли на политическую власть. Разные группы были влиятельны в разных областях, а те, что были основными в одной области, не проникали в другую. Разные ресурсы и тактики групп интересов расширили фрагментацию власти. Но по мере развития и изменения предпочтений граждан формируются новые группы, более стабильные во времени и в своем влиянии на власть, более консолидированную на данном этапе.

Наряду с внешним лоббированием формируется внутреннее лобби, представленное внутренними группами, преследующими разные цели и, соответственно, органы власти могут в большей или меньшей степени игнорировать претензии внешних групп. Это могут быть институциональные группы, требующие средств от государства, помимо этого функционируют также структуры в форме агентств при правительстве, с явно выраженными собственными интересами. Некоторые группы столь активно вовлекаются в процесс принятия политических решений, что их собственную групповую активность трудно отграничить от политической, но большинство групп только на непродолжительное время вовлекаются в политику, так как политическая активность не является для них приоритетной задачей.

Социальный лоббизм, задачи которого - это защита прав трудящихся, представлен профсоюзами. Их влияние определяется важностью отрасли, забастовками и их масштабом. Профсоюзные структуры Молдовы довольно слабы, и парадоксально, но они не очень-то защищают интересы работников бюджетных сфер, а тем более частных. Более активными, нежели профсоюзы, являются ассоциации малого бизнеса, которые протестуют при нарушении их прав и добиваются определённых успехов (владельцы патентов, водители маршруток, продавцы центрального рынка и т.д.). Ассоциации предпринимателей большого бизнеса предпочитают решать свои проблемы без публичных дебатов.

Специфика групп давления Республики Молдова находится в прямой связи с другими областями социальной жизни и зависит от менталитета, традиций, приоритетов и целей общества. Молдавские группы давления характеризует непрофессиональное и неметодичное использование техник и методов влияния. Преимущественно аграрный характер страны, как и многонациональный состав населения, определяют концентрацию интересов в данных областях. Низкий уровень информированности в стране провоцирует снижение эффективности факторов давления.

Благодаря тому, что парламентские заседания являются публичными, можно проследить некоторый спектр выступлений депутатов, которые лоббируют как интересы государственных компаний для их финансирования (Air Moldova получила 93 млн. леев), так и частных компаний, которые выигрывают государственные тендеры на выполнение общественных работ. Как правило, эти группы действуют косвенно, через своих людей, которые защищают их интересы. Способы оплаты варьируют от взятки и «отката» до последующего предоставления должности в фирме или принятия на работу с соответствующим окладом жен, детей и т.д. Помимо этого, в Молдове сильно развиты явления непотизма, кумовства и пр.

Возможность влияния некоторых групповых интересов на органы государственной власти в Республике Молдова и, соответственно, рост коррупции, так как взятка -это самый практикуемый метод в реализации своих интересов, выдвинули на общественное обсуждение вопрос своевременности разработки нормативного акта, который регламентировал бы лоббистскую деятельность. Попытка такого рода предпринималась в 2000 году, когда президент П. Лучинский предложил проект закона о лоббизме, который Парламент впервые вынес на общественное рассмотрение. Однако негативное общественное мнение, сложившееся на тот момент, приостановило этот процесс на неопределенный период, хотя проект предлагал более реалистичную регламентацию политического прессинга источников финансирования лоббистских институтов и финансовых потоков этой сферы органами принятия решений, что возможно бы привело к снижению коррупции и неблагоприятных решений в нашей стране.

На данный момент все явственнее ощущается необходимость легального регламентирования деятельности групп давления, тем более, что Положения Плана действий Европейский Союз - Молдова, п.1) Первоочередные задачи, предусматривают разработку и апробацию проекта Закона об общественных объединениях, или о лоббизме. Законы об общественных объединениях или о деятельности политических партий и социально-политических движениях регламентируют некоторые аспекты деятельности групп, защищающих их интересы, но некоторые более специфичные, частные интересы остаются в тени. Об этих интересах можно узнать из скандалов в прессе по поводу коррупции или нарушения прав человека, но в основном остаются неизвестными, как и бенефиции, которые некоторые получают. В конечном итоге всё сводится к слухам.

Молдавский лоббизм в настоящее время не регламентируется законодательными актами, поэтому отсутствует контроль общества, и, соответственно, защита интересов в большинстве случаев сводится к коррупции, интригам и войне компроматов. Регламентация данного процесса в Республике Молдова даст благоприятный результат, повысит прозрачность этой деятельности. Национальные эксперты признают, что в Молдове отмечается влияние на парламентариев со стороны некоторых групп интересов для принятия соответствующих решений. По этой причине на концептуальном уровне признана важность разработки нормативного акта, который регламентировал бы такую деятельность и снижал факторы риска, обусловливающие коррупцию в этом секторе.

На данный момент эти отношения не были подвержены глубоким исследованиям и оценкам, что ставит под сомнение своевременность разработки такого закона. Считается, что необходимо провести комплексных анализ для оценки масштаба феномена лоббизма и уровня его восприятия обществом; изучить ранее разработанные проекты законов и мотивы их отклонения; разработать реальные механизмы внедрения после принятия закона. Молдавская политическая элита осознает, что существуют и другие социальные интересы, не отражающиеся в процессе принятия решений, и то, что мобилизация существующих групп интересов слабо отвечает основным интересам общества. Широкое представительство интересов не только гарантирует влияние на принятие политических решений, но и обеспечивает поток информации и поддержку, в которой нуждаются органы государственной власти и управления. Группы интересов являются одновременно основой политической системы и ее важнейшим компонентом, информационным каналом, обеспечивающим оперативную адресацию требований институциональным элементам системы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных