Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Метод Сальвадора Дали




Когда сокол разрывает на части тело жертвы, это про­исходит благодаря выбору нужного момента.

Сунь Цзы

Ц

ентра круга можно достичь из любого места окружности. Точно так же вы можете проникнуть в свое подсознание из люоой исходной точки.

Одной из таких отправных точек является гипногогическое построение образов. Этот метод основан на создании внутренних образов, которые можно зафиксировать непосредственно перед засыпанием. Данная техника достаточно трудна для освоения, но с приобретением навыка дает отличные результаты. Что здесь изображено?

Это буква Е. Ее не сразу распознаешь из-за жирного крупного шрифта. Если вы не можете разглядеть букву Е, попробуйте по­смотреть на рисунок издалека. Но если вы поняли, что это буква, то вам уже трудно будет от нее абстрагироваться. Образы, полу ченные гипногогическим способом, имеют с этим нечто общее -~ они ярче и глубже образов, вызванных с помощью других методов.

Гипногогические образы могут быть либо визуальными, либо слуховыми — это не поддается контролю или попыткам действо*


Глава 30. Метод Сальвадора Дали □ 321

вать сознательно. Некоторые люди способны видеть фантастиче­ские, сюрреалистические цветные образы — более глубокие и яр­кие, чем реальность. Сальвадор Дали использовал этот метод для создания своих выдающихся полотен. Он ставил жестяную та­релку на пол и, устроившись рядом в кресле, держал над ней лож­ку. Затем он полностью расслаблялся и даже начинал засыпать. В тот момент, когда он уже дремал, ложка выскальзывала из его руки, падала со звоном на тарелку и будила его как раз в тот мо­мент, когда он мог уловить некие сюрреалистические образы.

Гипногогические образы появляются как бы ниоткуда, но в них есть своя логика. Подсознание представляет собой живой, дви­жущийся поток энергии, из которого мысли постепенно подни­маются на уровень сознания и приобретают определенные фор­мы. Эти формы подстегивают рождение новых мыслей, когда вы интерпретируете странные сочетания и комбинации.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Думайте о своей задаче. Размышляйте о вашем продвижении вперед, о пре­пятствиях, об альтернативах и т. д. Затем отбросьте все и расслабьтесь.

2. Полностью расслабьте свое тело. Попытайтесь достичь очень глубокой ре­лаксации. Для этого воспользуйтесь техникой, описанной на с. 244 (Синдром Джелло).

3. Успокойте рассудок. Не думайте о рутинных делах, событиях дня и своей за­даче. Освободите свою голову от трезвона мыслей.

4. Успокойте зрение. Вам не потребуется высматривать образы. Ведите себя пас­сивно. Вы должны исключить какое бы то ни было произвольное проявление внимания. Станьте беспомощным, безвольным, безынициативным. Если вы легко засыпаете, держите в руке ложку. Таким образом вы сумеете войти в гипногогическое состояние. Когда вы начнете засыпать, ложка выскользнет из пальцев и разбудит вас именно в тот момент, когда можно уловить рождаю­щиеся образы.

5. Записывайте свои впечатления непосредственно после их появления. Обра­зы появляются неожиданно, они расплывчаты, туманны и быстро исчезают. Это могут быть узоры, пятна цвета или предметы.

6. Ищите ассоциативные связи. Запишите все, что приходит вам в голову по­сле первого впечатления. Ищите связи с вашей задачей. Задавайте себе та­кие вопросы: о Что удивляет меня?

о Имеет ли это какое-то отношение к моей задаче? о Какие новые мысли это рождает? о Что тут не на месте?

' 1 Чаь- 1045


322 □ Часть 3. Интуитивные игры для ума

о Что мне мешает?

. о 0 чем напоминают эти образы?

о В чем проявляются черты сходства?

о Какие аналогии можно провести?

о Какие это вызывает ассоциации?

о На что это похоже?

Владелец ресторана использовал гипногогические образы для того, чтобы выработать новую концепцию рекламы. Ему посто­янно представлялись гигантские неоновые изображения разных кушаний и напитков: неоновое мороженое, неоновые чипсы, не­оновые огурцы, неоновый кофе и т. д. Ассоциативная связь меж­ду его задачей и образами продуктов питания заключалась в том, что пища сама по себе должна служить рекламой.

Идея: предлагать кое-какую еду бесплатно в зависимости от периода суток, дня недели, времени года. Например, по понедельникам будут бесплатными маринованные огурчики, а С двух до четы­рех часов дня — еще и мороженое; по средам вечером ничего не придется платить за кофе; весной даровыми окажутся рогалики и т. д. Бесплатные блюда рекламируются неоновыми вывеска­ми, но, пока не зайдешь в ресторан, никогда не догадаешься, что конкретно сейчас можно получить задаром.

Большой набор бесплатных кушаний и непредсказуемость сюрприза сделали этот ресторан весьма популярным заведением. В другой раз с помощью этого метода владелец ресторана разрабо­тал систему поощрения для частых гостей. Каждый, кто не менее пяти раз в течение месяца заказывал еду в данном заведении, по­лучал право бесплатно поесть на пятьдесят долларов.

Эти два рекламных трюка имели большой успех и принесли огромную выгоду владельцу ресторана.

Образы, вызываемые вами с помощью метода Сальвадора Да­ли, имеют индивидуальную структуру, которая может соответст­вовать их основной теме или идее. Ваше подсознание стремится довести до вас нечто важное, хотя и не всегда понятное. Образы послужат вам той арматурой, с помощью которой вы будете стро­ить новые связи и ассоциации.

Преподаватель колледжа, который вел курс изобразительного искусства, почувствовал, что традиционное задание написать ав­топортрет является совершенно неинтересным. Преподавателю казалось, что задание должно предполагать исследование про'


Глава 30. Метод Сальвадора Дали □ 323

странства и восприятия. Воспользовавшись методом гипногоги-ческих образов, он увидел цветные деревья, наряженные как лю­ди, прогуливающиеся и разговаривающие. В течение нескольких дней он размышлял над этими образами, а затем на него снизош­ла идея нового задания для студентов.

Идея: студенты должны сделать доски размером два на четыре фута и носить их с собой. Доскам придается определенная форма, от­ражающая личный опыт и интересы художника. Такая доска является мерилом отношения студента к окружающей среде и заставляет его работать с тем материалом, за который он рань­ше и не взялся бы.

Одна из студенток выбрала тему защиты окружающей среды. Она покрасила свою доску в голубой и черный цвета, прикрепила к ней ветви деревьев и приклеила вырезки из сообщений о лесных пожарах, причем края заметок были обожжены. Другой студент отразил на доске свое мексиканское происхождение. Он украсил ее символами мексиканского народного искусства, вырезал и при­крепил изображения орла, змеи и кактуса. Кроме того, он изобра­зил на доске родословное дерево своей семьи и расцветил его образ­цами национальных тканей.

Резюме

Образы надо воспринимать как факты, не выдвигая при этом ка­ких-либо предположений, за исключением тех, что вы видели их и что они должны иметь определенный смысл. На одном семинаре обсуждались способы защиты окружающей среды от загрязнения. Одна участница поведала о следующем увиденном ею образе.


324 О Часть 3. Интуитивные игры для ума

Как вы опишете этот рисунок? Какова здесь ассоциативная связь между образом и задачей? Можно ли использовать данный образ для того, чтобы выработать идею защиты окружающей сре­ды от загрязнения?

Участники семинара выделили такие ассоциации.

□ Мертвая птица на загрязненном пляже.

а Руки, которые загрязнили пляжи, убили птицу.

а Те же руки бережно держат птицу.

а Руки не хотели убивать птицу.

а Это руки нашего общества.

Цепочка ассоциаций привела к идее обратиться за помощью в деле защиты окружающей среды к нефтяным и химическим компаниям. Участники семинара обратились к фирме «Эксон ке-микал» с просьбой перерабатывать собранные отходы пластика для последующего изготовления из него пляжных скамеек, не об­растающих ракушками.

Не всегда удается преобразовать образы в значимые идеи. Иногда сообщение оказывается слишком сложным, его связи с текущей ситуацией слишком туманными. Когда это случается, смысл некоторых образов может навсегда остаться столь же недо­сягаемым, как воздушные шарики, пляшущие под потолком ог­ромного зала.


НеКанзас

Знаешь, Толю, мне кажется, что мы уже не в Канзасе!

Дороти из повести-сказки «Волшебник страны Оз»

П

охоже, что единственное истинное приключение, которое еще не испытал современный человек, — это приключе­ние в царстве подсознания. «Не Кднзас» — техника использо­вания воображения под полным контролем интеллекта и воли. Она поможет вам пуститься в подобное приключение. Она по­зволит воспринять сообщения вашего подсознания.

Чтобы прочувствовать и осознать силу этой игры для ума, ею надо воспользоваться. Я всегда волнуюсь, когда другие люди применяют эту технику впервые. Я словно смотрю старое кино военных лет. Вот медицинская сестра бережно снимает остатки бинта с глаз раненого. Будет ли он видеть?

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Полностью расслабьтесь. Попытайтесь достичь очень глубокой релаксации. Воспользуйтесь уже хорошо известным вам методом, описанным на с. 244.

2. Адресуйте своему подсознанию просьбу ответить на вопросы, связанные с вашей задачей. Для этого просто запишите задачу и попросите подсозна­ние дать знак в виде символа или образа, который поможет вам решить проблему.

3. Пуститесь в воображаемое путешествие. В этой главе описаны два вида таких странствий: «Дакота» и «Буря».

4. Принимайте любые послания. Никакая цензура не допускается. Чем больше вы доверяете подсознанию, тем ярче образы, тем больше в них правды.

5. Употребите дар воображения, чтобы сделать образы наиболее ясными и живыми. Записывайте или зарисовывайте их без промедления.


326 □ Часть 3. Интуитивные игры для ума

6. Если возникают чересчур туманные образы, создавайте другие. Прослежи­вайте до конца те образы, которые помогут вам решить задачу.

7. Ищите качества, образцы, соотношения, ключи. Используйте послания, об­разы и символы как отправные точки для потока «свободных ассоциаций».

Прочитав приведенное ниже краткое описание воображаемо­го путешествия в стиле «Дакота», закройте глаза и попытайтесь в течение нескольких минут представить себе изображенные в этом описании сцены. Потом попробуйте использовать данное описание для решения ваших задач. Это немножко напоминает секс — невозможно четко представить себе, что это такое, по од­ному только описанию. Все дело в практике.

Дакота

Подумайте о задаче, которая стоит перед вами. Сформулируйте и запишите ее на листе бумаги, стараясь быть как можно более объективными, словно вы репортер, пишущий краткую заметку об этой задаче для своей газеты. После этого несколько минут ду­майте о своей проблеме. Попросите подсознание дать вам ответ.

Закройте глаза и расслабляйтесь в течение пяти минут. Очи­стите свой ум. Погрузитесь в себя, чтобы дышать глубоко и хоро­шенько расслабиться.

Достигнув глубокой релаксации, вообразите себе, что ваша палатка стоит где-то в глуши Дакоты, недалеко от ствола забро­шенной шахты. Вечереет. Становится прохладно. Солнце садит­ся, и теперь все холмы, овраги, утесы, ущелья и причудливой формы скалы, утратившие свои четкие дневные очертания, све­тятся всеми оттенками желтого и коричневого цветов, перелива­ются сотнями нюансов красного, серебристого и просто серого, перечеркнутых угольно-черными полосами. Вы входите в чащу с искривленными ветрами кедрами и можжевельником и внезап­но останавливаетесь, пораженные богатством красок и яркостью освещения.

Если скалы напротив заходящего солнца выглядят темными, контуры их строго очерчены, то на востоке краски буквально кричат. Обступающая вас ночь настолько прекрасна, что от вос­торга замирает сердце. Луны нет, но звезд над головой такое мно­жество, что все небо залито серебристо-серым светом.


§ Глава 31. He Канзас □ 327

Ветер дует с севера, обжигая ваши ноздри по-зимнему мороз­ной свежестью. Набрав охапку сухих кедровых веток, вы разводи­те небольшой костер, чтобы обогреться, вдыхаете аромат горящих веток и слушаете их веселое потрескивание. Костер выстраивает над вами сияющий золотом купол. До вас доносятся лай койотов, уханье совы.

Устроившись у костра, вы обваливаете в кукурузной муке ра­дужную форель и жарите ее на свином жире, пока не образуется хрустящая корочка. Держа рыбу за хвост и голову, вы откусы­ваете кусочки спинки около плавников и заканчиваете хвостом, который хрустит, как жареная картошка. Ваш ужин завершают кружка кофе и несколько домашних коврижек, пропитанных маслом. Вам тепло и сытно. Вы спокойны и довольны. Вдруг что-то зашуршало в глубине леса.

По мере того как это нечто приближается к вам, вы понимаете, что никакой опасности ни для вас, ни для неизвестного вам суще-стванет. Кто это?.. Поговорите с ним. Попросите его поговорить с вами. Спросите у него, каким ему.видится решение вашей зада­чи. Обратите на это внимание и попросите объяснить то, что вам непонятно. Когда вы будете полностью удовлетворены ответами, поблагодарите своего собеседника за помощь и позвольте ему уй­ти в чащу леса.

Допив кофе, вы принялись за яблоко. Упругое и сочное, оно брызжет соком, когда вы впиваетесь в него зубами. Костер почти догорел и едва тлеет. Неожиданно лес начинает шуметь от стран­ных порывов ветра, навевающих на вас мистические чувства.

Становится все холоднее. Вы надеваете теплую одежду и ощу­щаете несказанный комфорт. Взяв керосиновую лампу, вы не­много выкручиваете фитилек и зажигаете его, чтобы выпустить на свет золотистую бабочку пламени. Лампа дает не только свет, но и тепло, и вы думаете о том, что такого приятного света нико­гда еще не было. Наверное, похожими лампами освещали свой путь пилигримы.

Вы подходите с лампой к заброшенной шахте, ложитесь у края на землю и вглядываетесь в глубину. Когда ваши глаза привыкают к темноте, вы начинаете кое-что различать. Что именно? Рассмот­рите это «что-то» получше, и пусть себе уходит. Только запомни­те, что это было.


328 □ Часть 3. Интуитивные игры для ума

Поднявшись, чтобы отойти от шахты, вы замечаете лежащий на земле потертый кожаный портфель. Поднимите его и открой­те. Внутри лежит свернутый вчетверо лист бумаги.

Развернув листок, вы понимаете, что написанное на нем имеет отношение к вашей задаче. Прочитайте это сообщение. Подумай­те о том, как оно может помочь вам решить проблему.

Пора возвращаться в действительность. Но прежде сделайте глубокий вдох и зафиксируйте те образы, которые явились вам в подсознании. Откройте глаза и без промедления запишите или зарисуйте свои впечатления и образы.

Упражняйтесь до тех пор, пока образы не начнут возникать легко и быстро. Они дают ключ к решению задачи. На их расшиф­ровку потребуется некоторое время. Иногда для того, чтобы до­полнить контекст, нужно подождать появления дополнительных образов. Со временем вы найдете объяснения этим ускользаю­щим, расплывчатым образам.

Издатель местной газеты захотел сделать свою газету уни­кальной, не похожей ни на какие другие.

Он предпринял «путешествие в Дакоту» и потом зафиксировал следующие впечатления и образы: утешение, собаки, дружба, го­лод, цыплята, холод, смерть, тепло, животные подкрадываются в темноте, животные не представляют опасности, становится хо­лодно, мертвые пилигримы, приятные воспоминания. В потер­том кожаном портфеле он обнаружил следующее послание: «Мертвые собаки — тоже утешение».

Издатель недоумевал: «Какое отношение к моей задаче имеют мертвые собаки?» Он задумался о домашних любимцах, смерти, безутешной печали хозяев. Появилась идея.

Идея: отвести в газете место для некрологов, посвященных живот­ным. Это была первая такая идея в журналистике, которую ни­кто не посмел скопировать. У любителей животных новшество вызвало отклик, и тираж газеты возрос.

Некрологи многое говорят от отношении людей к «братьям на­шим меньшим». Хозяева с любовью писали о проделках своих любимцев. Вот характерный пример: «Мой Джаз был в общем-то обычным псом. Подобно многим из нас, он любил проводить вече­ра развалясь на диване перед телевизором. Его любимой переда­чей была "Майами Вайс", а любимым кушаньем — картофельные чипсы. Неожиданные вспышки раздражения Джаза, вызванные


Глава 31. Не Канзас □ 329

посягательствами на его диван, были всего лишь стилем поведе­ния, и все это понимали. Он жив — просто уехал на каникулы».

Разумеется, вы не обязаны придерживаться вышеописанного сценария. Быть может, вам окажутся по душе сценарии, развора­чивающиеся на пляжах, в путешествиях, поездках, космиче­ских полетах, мистериях и т. д. Задача любого сценария заклю­чается в том, чтобы вовлечь в процесс возникновения образов как можно больше чувств и заставить сознание активно выискивать сообщения, посылаемые подсознанием.

Помните: не имеет значения, какого цвета кошка, важно, что­бы она ловила мышей. Точно так же не важно, откуда приходят идеи и прозрения — из сознания или подсознания.

Далее приводится описание другого моего любимого «путеше­ствия» под названием «Буря». Используйте ту же процедуру, что и при «путешествии в Дакоту». Расслабьтесь, запишите свою за­дачу и попросите подсознание послать вам символы или образы, которые помогут решить задачу.

Буря

Никогда прежде вы не видели такого красного заката. Солнце, еще не коснувшееся горизонта, подобно остывающему углю, ок­руженному черной каймой. Когда оно наконец опустилось за го­ризонт, край земли еще несколько мгновений оставался кроваво-красным, а затем почернел. Вы вглядываетесь в небо, и вам ка­жется, что мир перевернулся: дорога, которая должна быть под ногами, простирается над головой. Само небо стало черным.

Вы с удивлением отмечаете короткую вспышку света на запа­де, не успевая осознать, что это молния. Но вспышки происходят все чаще, и вот свечение становится почти постоянным. Молнии, словно огромные сваи, ударяют в землю. Раздается ужасающий грохот.

Падают первые крупные капли дождя, поначалу это даже при­ятно. Однако дождь усиливается и вскоре обрушивается с небес лавиной. Мощные порывы ветра относят дождевые потоки то в одну, то в другую сторону. Внезапно в свете молнии вы видите пе-


330 □ Часть 3. Интуитивные игры для ума

ред собой нечто странное. Рассмотрите это «нечто», и пусть оно уходит, но запомните, что вы видели.

Струи воды бьют по вашему телу, вода стекает с полей вашей шляпы. Дождь настолько силен, что вы по-настоящему боитесь утонуть. Один ручей струится с вашего носа, а другой — вдоль спины. Так холодно и сыро, что вы, кажется, уже никогда не смо­жете согреться.

Вся земля пропиталась влагой, и остается только шлепать по лужам. Вдруг вы чувствуете, что соскальзываете в какую-то яму. Вода достигает бедер. Вы вылезаете из ямы и бредете дальше.

У вас уже нет сил думать. Ночь продолжается. Вы с нетерпе­нием дожидаетесь утра. Наконец молнии ослабевают, ливень сменяется моросящим дождиком. Вы останавливаетесь, чтобы вылить воду из ботинок, и по неосторожности роняете один из них. Наклонившись, чтобы поднять его, вы замечаете бутылку со свернутой бумажкой внутри. Вы берете бутылку и кладете ее в карман.

Через некоторое время занимается заря и дождь прекращает­ся. На небе ни облачка. Первые солнечные лучи озаряют мокрые деревья, кусты и сотни луж, виднеющихся здесь и там. Озябший и мокрый, вы склоняетесь над лужей и смываете грязь с одежды. Теперь, когда солнце начало пригревать и подсушивать землю, вы находите маленький покрытый травой холм. Он не слишком сырой, и можно развести на нем костерок. Проголодавшись, вы запекаете яйца с толстыми ломтями бекона, потом, разбивая пе­ченые яйца ножом, закусываете их беконом и мало-помалу согре­ваетесь.

Тут вы вспоминаете о бутылке и, достав из нее бумажку, мед­ленно читаете написанное.

Какие образы посетили вас? Возьмите лист бумаги и немед­ленно запишите или зарисуйте свои впечатления и образы. Пи­шите все, что приходит в голову.

Если образы туманны и расплывчаты, повторяйте это упраж­нение каждый день до тех пор, пока оно не будет получаться лег­ко и образы не станут живыми и яркими. Настройте себя на то, что вам предстоит пережить некий прорыв, и тогда образы хлы­нут потоком.

Один адвокат, искавший пустующую нишу в мире бизнеса, проделал это упражнение несколько раз. Его не покидал образ врача в лохмотьях, спасающегося бегством от кого-то, кто нахо'


Глава 31. Не Канзас □ 331

дился по ту сторону стены дождя. Этот некто думал о том, что до­вело несчастного врача до столь бедственного положения и кого он так боится. «Речь идет о необоснованном обвинении в преступ­ной небрежности врача», — рассудил незнакомец. - И наш врач решил предоставить свои услуги другим медикам в деле защиты от необоснованных исков.

Идея: организовать службу, которая поможет врачам избежать обви­нений в преступной небрежности или в нарушении врачебной этики путем предварительного выявления пациентов-сутяг.

Адвокат обнаружил, что 35 процентов людей, возбудивших дела о нарушении врачебной этики или преступной небрежности врачей, ранее являлись истцами в гражданских делах. Его идея заключалась в том, чтобы создать в нескольких городах базы дан­ных по прошедшим гражданским делам вплоть до конкретной даты. Затем он предложил продавать эту информацию врачам за годовое вознаграждение плюс плата за услуги по каждому от­дельному поиску. Другая сторона этого бизнеса состояла в том, чтобы создать компьютерную базу данных об исках против вра­чей и предоставлять эту информацию адвокатам.

Те, кто отрицает важность обращения к подсознанию в поис­ках идей, как правило, отказываются апробировать эту технику. Они уподобляются тем людям, которые так долго питались про­стой вареной спаржей, что начисто отрицают существование рес­торанов национальной индийской кухни.

Просто спроси

Научившись по своей воле вызывать образы из подсознания, вы сможете просто задавать ему вопросы. Основная процедура такова.

1. Сформулировать задачу.

2. Обратиться к подсознанию.

3. Попросить ответа, который должен прийти в виде образа.

Если вы являетесь адептом дара воображения, ответ возник­нет спонтанно и без усилий. При цепочке образов самый первый


332 □ Часть 3. Интуитивные игры для ума

из них, как правило, оказывается самым важным. Вам следует поразмыслить над значением этого образа.

Посмотрите на рисунок на следующей странице. Поначалу ли­нии кажутся совершенно не связанными между собой. Какие-то линии образуют прямые углы, но единым целым это не назовешь.

А теперь представьте себе, что данные линии есть тени боль­шой буквы «Н», освещенной сверху. Теперь ваше воображение составляет «Н» из, казалось бы, не связанных друг с другом от­резков. Вы создали эту букву силой воображения.

Поэтому очень важно не отбрасывать образы, кажущиеся не­уместными, не подвергать их «цензуре». Нередко после несколь­ких минут пристального внимания ваше воображение само начи­нает формировать сообщение. А если вы вообразили себе это сообщение, значит, оно существует.

Такие мысленные «приключения», как «Дакота» и «Буря», помогают вам вступить в контакт с подсознанием, дают ему воз­можность самовыразиться. Эти техники разжимают «тиски соз­нания» (умственное напряжение, вызванное чрезмерной экс­плуатацией сознания) и позволяют образам и сообщениям, которые всегда присутствуют в подсознании, подняться на ур°" вень сознания. Однажды найденные, они покажутся таинствен­ными стихами, указывающими путь к идеям и прозрениям в со­ответствии с каким-то тайным планом.

Есть еще один способ войти в контакт с подсознанием, и назы­вается он «Три двери».


Глава 31. Не Канзас □ 333

Три двери

Сформулируйте и запишите вопросы, связанные с вашей зада­чей. Расслабьтесь. Дышите медленно и глубоко. При каждом вдо­хе ваши легкие наполняются чистым, свежим воздухом, и вы чувствуете, что становитесь все легче. Продолжайте глубоко ды­шать до тех пор, пока все вокруг не покажется вам простым и лег­ким.

Вообразите, что вы стоите перед анфиладой комнат. Пред­ставьте себе, будто открываете двери, с помощью которых сооб­щаются эти комнаты, одну за другой. Когда пройдете через тре­тью дверь, запишите, что делали, видели и чувствовали.

Многие полагают, что «Три двери» помогают проникнуть в глубины подсознания. Каждая открытая дверь ведет все глубже и глубже. За последней из них вас ждут ответы на самые важные вопросы.

Можно искать смысл в возникающих образах или работать с цепочкой «свободных ассоциаций», которые позволят вам най­ти ответы на ваши вопросы.

Специалист по градостроительству столкнулся с необходимо­стью усовершенствовать проекты ремонта подземных коммуни­каций. Он хотел решить вопрос, как избежать хаоса, вызванного реализацией проектов прокладки и ремонта коммуникаций. Вскрытые мостовые неудобны, неэстетичны и наносят матери­альный ущерб местным предпринимателям.

Используя технику «Три двери», он увидел:

Q за первой дверью: штормовые облака; □ за второй дверью: длинные тротуары; О за третьей дверью: извивающихся змей.

На основе этих образов он выработал путем «свободных ассо­циаций» новую идею прокладки канализационных труб и ка­беля.

Идея: подземный кабель и канализационные трубы вкладываются в цементные модули, расположенные на поверхности земли и оформленные как дорожный бордюр. (Это ассоциируется с бетонными змеями, извивающимися вдоль улиц города.) Такие модули просты в изготовлении, дешевы, удобны для го­рода и не мешают местной торговле.


334 □ Часть 3. Интуитивные игры для ума

Резюме

В подсознании сокрыты щедрые дары для тех, кто сумеет до них добраться. Композитор и музыкант Джон Леннон научился «за­брасывать удочку» в свое подсознание и извлекать образы, кото­рые затем воплощал в музыке. Он связывал полученные из глу­бин подсознания образы и сообщения со своими задачами.

Логика поиска идей подобна логике, которой руководствуют­ся кладоискатели в поисках сокровищ. Предположив, что клад находится на глубине, под таинственным черным покровом во­ды, они орудуют своими баграми до тех пор, пока не зацепят что-то и не вытащат на поверхность.

Действуйте так же.


Тень

Истинный мастер незаметен и не остав­ляет никаких следов; он божественно та­инствен, он невидим и неслышим.

Сунь Цзы

З

акройте левый глаз, а правым всматривайтесь в цель слева так пристально, чтобы цель справа стала невидимой. Это означает, что здесь начинается «мертвая зона» поля зрения ва­шего правого глаза — небольшой участок, куда не распростра­няется действие световых рецепторов. Зафиксировав с помо­щью правого глаза свое внимание на левой цели, вы перестаете видеть цель справа. Точно так же, «зацикливаясь» на рацио­нальных аспектах мышления, вы становитесь глухи к голосу подсознания.

Мы предпочитаем рациональное мышление, так как нас учи­ли, что именно оно доминирует в мире. Обольщаясь иллюзией ве­личия человеческого разума в поисках свежих идей и игнорируя подсознание, вы уподобляетесь рыбаку, который взобрался на кита, чтобы ловить мелкую рыбешку.

Но как войти в контакт со своим подсознанием? Одно дело ска­зать: «Пусть идеи, подобно могучему потоку, хлынут из моего


336 □. Часть 3. Интуитивные игры для ума

подсознания»; другое дело — соорудить соответствующую «ир­ригационную систему». Что вам нужно — так это приобрести оп­ределенные навыки.

Взгляните на фигуру, изображенную на рисунке. Что это, по-вашему, такое?

Это — перевернутое изображение бумажного змея. Если объ­ект расположить правильно, ваше восприятие изменится и фигу­ра станет узнаваемой. Когда вы произносите какое-либо назва­ние, у вас возникает определенный образ, в соответствии с кото­рым изменяется и ход ваших мыслей. Как только фигура опознана и названа, воспринимать ее по-другому уже невозможно.

Точно так же, вступив в контакт со своим подсознанием, вы можете упорядочить возникающие отдельные образы. В этой тех­нике, получившей название «психосинтез», заложен невероят­ный потенциал, поскольку возможности, таящиеся в глубинах подсознания, беспредельны. Во все времена психосинтез интуи­тивно использовался гениальными личностями и провидцами, художниками и изобретателями. Дуглас Макартур1 много раз мысленно советовался со своим отцом, человеком поистине ге­роическим, которого Макартур-младший как бы вызывал, чтобы обсудить планы важнейших операций на Тихом океане в годы Второй мировой войны. Моцарта можно назвать грубияном и эгоистом, но когда он прислушивался к своему внутреннему го­лосу, из-под пера его появлялись ноты самой волнующей музы­ки, какую когда-либо слышал мир.

1 Дуглас Макартур (1880-1964) — генерал, главнокомандующий вооружен­ными силами США на Дальнем Востоке.


Глава 32. Тень □ 337

Однажды внутренний голос сказал Букминстеру Фуллеру: «Ты не принадлежишь себе. Ты принадлежишь Вселенной». Сегодня Фуллер известен нам как архитектор, инженер и поэт-футурист. Он потряс мир созданием новых технологий и своим видением единства Вселенной. Мильтон сказал как-то, что его внутрен­ний голос — это «БожественныйПокровитель, который... непо­стижимым образом... диктовал мне строчки моих нечаянных Стихов».

Макартур, Моцарт, Фуллер и Мильтон с помощью воображе­
ния проложили мостик между сознанием и сферой подсознатель­
ного. Прислушиваясь к своему внутреннему советчику, каждый
из этих выдающихся личностей вбирал предоставляемую подсоз­
нанием информацию и использовал ее для решения стоящих пе­
ред ним задач. '

Стюарт Миллер, признанный авторитет в области психосинте­за, описывает в книге «Диалог с Высшим Я» один из способов ве­дения внутреннего диалога: «Согласно многим древним учени­ям, внутри любого из нас есть некий источник понимания и мудрости, который знает тебя как никто другой, знает, что ты со­бой представляешь, кем был ранее и чего сможешь достичь в бу­дущем.

Этот источник настроен на осуществление наших замыслов. Он может помочь нам направить энергию для мобилизации всех внутренних сил и возможностей и сделать нашу жизнь более гар­моничной».

Согласившись с этим, закройте глаза, сделайте несколько глу­боких вдохов и представьте, что вы видите перед собой лицо муд­рого старика или женщины, в чьих глазах читается огромная лю­бовь к вам. Если сразу это не удастся сделать, тогда представьте сначала огонек свечи, горящей спокойно и безмятежно, а по­том — лицо в центре огонька.

Вступите в беседу с мудрецом (женщиной): не только советы, но и само «присутствие» его помогут вам лучше понять вопросы и проблемы, с которыми вы столкнулись, и сделать правильный выбор. Не торопитесь, потратьте на этот диалог столько времени, сколько потребуется, а по окончании его запишите весь разговор в подробностях, отметив те моменты, которые вы для себя прояс­нили.

Личный советник поможет вам в активном, но расслабленном состоянии создавать ассоциативные образы. Выберите себе в со-


338 □ Часть 3. Интуитивные игры для ума

ветники любую интересную для вас личность, знаменитого совре­менника или историческую фигуру, реального человека или вымышленный персонаж, например: Сунь Цзы, Марию Кюри, Сократа, Амелию Эрхарт1, Наполеона Бонапарта, Леонардо да Винчи, Индиру Ганди, Томаса Эдисона, Корнелиуса Вандербил-да2, Будду, Элеонор Рузвельт, Генри Форда, воображаемого, ми­фического учителя или гуру, который поможет в разрешении ва­ших проблем.

Выбор у вас поистине огромный. Но важно иметь ясное и чет­кое представление о том, с кем именно вам хотелось бы работать. В процессе развития отношений со своим советником вы опреде­лите, какой опыт надеетесь приобрести и какие вопросы хотите прояснить.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Чтобы призвать своего наставника, сделайте следующее:

1. Забудьте на время о своих заботах и расслабьтесь. Для этого можно исполь­зовать технику «Синдром Джелло», описанную на стр. 244.

2. Не думайте о том, удалось ли вам расслабиться в достаточной степени. Пусть все идет своим чередом.

3. Представьте, будто ваше тело окружено мягким белым светом. Купайтесь в его приятном сиянии — пусть свет успокаивает вас.

4. Теперь вообразите, что вы находитесь в одном из своих любимых мест (речь может идти о доме, горах, лесе, яхте и т. д.). Представьте себе все в де­талях. Что это место вам напоминает? Какой запах вы чувствуете? Что вооб­ще вы ощущаете? Какие звуки слышите?

5. Затем представьте, что навстречу вам движется ваш будущий духовный наставник. Взгляните ему в лицо. Что вы видите? Оцените свои эмоции и ре­акции. Скажите этому человеку: «Станьте моим проводником. Укажите мне путь к новым идеям. Научите справляться с жизненными проблемами». Чем более полную картину вы нарисуете, тем прочнее будет ваша связь с подсоз­нанием.

6. Получив утвердительный ответ на свой запрос, начинайте разговор. Представьтесь наставнику и поведайте ему о своих проблемах. Ваш диалог должен быть максимально реалистичен. Если на какой-либо из ваших вопро­сов не последует немедленного ответа, не отчаивайтесь. Вы получите ответ

1 Амения Эрзарт (1897-1937) — знаменитая американская летчица. — При­
меч. перев.

2 Корнелиус Вандербилд (1784-1877) — известный американский финан­
сист. — Примеч. перев.


Глава 32. Тень □ 339

позднее, может быть, в неожиданной для вас форме. Запомните одно важное правило: ко всему, что говорит или делает наставник, относитесь очень серь­езно, как если бы все происходило на самом деле. Это убережет вас от бес­плодных фантазий. 7. Завершите беседу. На прощание ваш советник должен сказать: «Послушай, я нахожусь здесь только ради тебя. Вызывай меня всякий раз, когда я буду тебе нужен. Знай, что я всегда готов прийти на помощь». Поверьте его сло­вам. Затем откройте глаза и вернитесь в реальный мир. Каждый человек, сам того не ведая, наделяет своего наставника определенными качествами. Не удивляйтесь, если ваш собеседник окажется эксцентричным, со своеобразным чувством юмора или склонностью к театральным эффектам.

Фил Пиес, которого друзья именуют «Король Батавии», рас­сказал мне историю о своем наставнике по прозвищу «Тень». Фил хотел каким-то образом помочь малообеспеченным молодым лю­дям получить образование. Но что может один человек? Фил вы­звал наставника, который явился почему-то не один, а с бульдо­гом. Фил спросил Тень: «Как помочь тем студентам, которые хо­тят учиться, но не в состоянии оплатить учебу?» — «Как распла­чивались люди, когда еще не было денег?» — задал вопрос на­ставник. «Думаю, что товарами и услугами», — ответил Фил. «Вот именно», — с улыбкой сказал наставник.

Фил думал о диалоге несколько дней. Как использовать бар­тер, чтобы заплатить за учебу? И вдруг его осенило.

Идея: нужно создать некоммерческую организацию, в основе деятель­ности которой лежит обмен товарами и услугами. Концепция проста. Некая фирма соглашается пожертвовать товары (изли­шек оборудования или инвентаря) организации, созданной на базе колледжа. Эта организация имеет право обменять учебный кредит на пожертвованные товары. Итак, обмен произведен, и кредиты на учебу выданы этой некоммерческой организации. Обратившегося сюда за финансовой помощью малообеспечен­ного студента связывают с соответствующим колледжем, и он получает кредит на обучение от имени той фирмы, которая пер­воначально пожертвовала товары. Все в выигрыше. Простаи­вавшее ранее оборудование, компьютеры и т. п. позволят полу­чить образование нуждающимся молодым людям. Фирмы — за счет пожертвований — могут сэкономить на налогах.

Если вам трудно найти общий язык со своим наставником или вы не испытываете к нему симпатии, подумайте о другом


340 □ Часть 3. Интуитивные игры для ума

)

духовном наставнике. Возможно, опыт с новым советником ока­жется более удачным. В противном случае продолжайте экспери­ментировать. Не возбраняется часто менять наставников, равно как и оставаться верным одному и тому же учителю в течение многих лет.

В этой методике нет ничего мистического; это способ воплоще­ния ваших противоречивых идей и эмоций в форме определенно­го образа, формирования вашего подсознания с помощью духов­ного сосредоточения. Некоторые, кто достиг мастерства в этой технике, все же чувствуют благоговейный трепет, будто приоб­щаются к чему-то волшебному и таинственному.

Один полицейский, расследующий преступление, должен был отыскать орудие убийства. Он проконсультировался со своим внутренним совет­ником, который просто сказал: «Ти ло». Каждый раз, обращаясь к на­ставнику, полицейский получал тот же ответ. Наконец он написал эти «слова» на листке бумаги и стал выстраивать вокруг них разнообразные ассоциации. Он переставил буквы местами — «о т л и» и расшифровал их как «отлив». Полицейский направил свои стопы к морскому берегу и там, во время отлива, обнаружил орудие убийства. Сообщение, которое он получил на подсознательном уровне, основывалось на многочисленных мелких деталях, ставших известными ему в ходе расследования, но на рациональном уровне не удавалось осознать их решающее значение.

Приобретя опыт общения со своим внутренним советником, вы сможете находить самые неожиданные ответы и ассоциации. И они будут появляться почти сразу же.

Директор-распорядитель одной из компаний столкнулся с серьезными финансовыми затруднениями. В работе он видел смысл своей жизни, поэтому пытался справиться с проблемами в одиночку и избегал обсуж­дать их с другими сотрудниками. Напротив, он считал, что именно неко­торые из его служащих виноваты в возникновении проблем. В конце концов он понял, что несправедлив к сотрудникам, и попытался испра­вить положение.

Оказавшись в такой ситуации, директор «создал» личного духовного советника, которого назвал «Собеседник». Наставник сказал: «Ты на­прасно обвинял служащих, считая их своими врагами. Но теперь ты действительно столкнулся с вражеским противодействием. Если бы ты не обошелся так со своими служащими, сейчас они могли бы помочь те­бе, а в одиночку тебе не справиться».

Эта мысль преследовала директора. Через несколько дней он осознал, что не в силах самостоятельно справиться со сложившейся ситуацией и может лишиться того, что ему всего дороже — своей компании. Его вра-


Глава 32. Тень □ 341

гами стали подсознательное чувство вины и раздражение, которые пе­реполняли его и не давали возможности нормально работать. В конце концов он поделился с сотрудниками своей тревогой и опасениями на­счет сложной финансовой ситуации, что позволило преодолеть все про­блемы и спасти компанию.

Резюме

Ваш внутренний советник — это проявление работы вашего под­сознания. Он может предстать в образе человека или какого-то ра­зумного существа, способного помочь вам справляться со сложны­ми ситуациями.

Что можно ожидать от наставника?

1. Он откроет вам доступ к информации, хранящейся в подсозна­нии.

2. Он научит вас быстрым и свободным ассоциациям. Это разо­вьет ваши способности оперировать гипотезами, метафорами и налаживать отношения.

3. Он разовьет в вас способность использовать визуальные об­разы.

4. Он поможет вам преодолевать внутренние барьеры и склон­ность к дурному расположению духа.

5. Он активизирует ваши внутренние резервы.

'■■■6. Он поможет вам увидеть жизнь в новых красках и понять ее более глубоко.

Всякий раз, когда необходимо будет решить проблему или по­лучить творческий заряд, вы можете обратиться к своему внут­реннему наставнику. Многие из тех, кто наладил отношения со своим внутренним наставником, начинают новый день с раз­мышления. Другие создают целую команду духовных наставни­ков, каждому из которых отводится определенная роль в реше­нии той или иной проблемы.

Большинство из нас догадываются о скрытых возможностях своего внутреннего мира. Лишь оценив силу собственного подсоз­нания, можно узнать о жизни больше. Одновременно вы обретае­те независимость мышления. Тот, кто увидел свет в себе, никогда уже не пойдет на поводу у других.


Книга мертвых

Возможности тех, кто умеет призвать на помощь сверхъестественные силы, столь же безграничны, как земля и небо, столь же неисчерпаемы, как великие реки.

Сунь Цзы

К

нига мертвых» — необычная техника, нацеленная на развитие творческого потенциала. Профессор Майкл Рей применяет ее на занятиях по реализации творческого по­тенциала в Высшей школе бизнеса в Стэнфорде. Этот метод предполагает использование египетских иероглифов, богатей­шего источника объектов, помогающих вашему воображению создавать «свободные ассоциации»: например, мысль о стакане чая возникает у вас, как правило, при виде бутерброда.

Иероглифы, используемые в этой игре для ума, взяты из рас­шифровки египетской «Книги мертвых». Это замечательное произ­ведение возникло во времена царствования египетских фараонов и содержит заклинания, молитвы, волшебные слова и магические формулы. Ученые до сих пор корпят над разгадкой многочислен­ных символов, которые вели древних египтян, будь то фараоны или рабы, сквозь лабиринты жизненных проблем. И в жизни, и в смерти египтяне руководствовались наставлениями «Книги мертвых», связывая свои надежды с могущественными слова­ми.Египтологи никак не могут решить, отнести эту книгу к разря­ду литературных произведений или считать ее образцом метафи­зики, религии, оккультизма.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Сформулируйте и запишите задачу, которую вам предстоит решить.

2. Выберите один из трех помещенных в книге фрагментов с иероглифами.


Глава 33. Книга мертвых □ 343

3. Изучите выбранный фрагмент, а затем еще раз изложите в письменном виде свою задачу.

4. Избавьтесь от посторонних мыслей и полностью сконцентрируйтесь на про­блеме. Для этого, будто медитируя, закройте глаза на несколько минут.

5. Откройте глаза и «расшифруйте» каждый иероглиф в строке. Представьте, что «Книга мертвых» была создана именно для того, чтобы помочь вам спра­виться с конкретной задачей. Поверьте в то, что каждая строчка была написа­на специально для вас и что решение заключается в том, чтобы правильно ин­терпретировать эти изображения. Расшифровывая иероглифы, выстраивайте вокруг каждого из них «свободные ассоциации». Какая-то фигура может на­помнить по форме звезду, что, скажем, наведет вас на мысль о друге — быв­шем некогда спортивной звездой, потом о его отце, имевшем обыкновение ци­тировать Стейнбека, а это, в свою очередь, напомнит о путешествии с собакой, о вашем ветеринаре и его складном велосипеде... В итоге что-нибудь да на­толкнет вас на нужную идею. Ищите смысл во всех строках и фигурах.

6. Раздумывая над рисунками, не зацикливайтесь на изображениях, которые вас озадачили или почему-то все время привлекают внимание. Задайте себе следующие вопросы.

о Что это такое?

о Что мог обозначать этот иероглиф у древних египтян? о Для чего он использовался? о Почему он встречается так часто (редко)? о Какая из фигур более всего подходит по смыслу к моей задаче? о 0 чем она мне напоминает?

о Один из этих вопросов может оказаться ключевым в решении вашей про­блемы.

7. Запишите все свои варианты истолкования символов. Ищите среди них клю­
чи к пониманию проблемы, новые идеи и ходы для размышления. Придайте
единый смысл разрозненным ассоциациям. Подумайте, способны ли вы объ­
единить их в связный рассказ, который может стать ответом к вашей задаче.

Сколько треугольников вы видите в этой фигуре?


344 □ Часть 3. Интуитивные игры для ума

Глядя на эту фигуру, вы одновременно видите изображение в целом и отдельные его части. У нашего воображения есть свой­ство домысливать недостающее, и поэтому нам кажется, что мы видим здесь восемь треугольников, а также шестиконечную звез­ду, образованную наложением большого белого треугольника на другой треугольник, чьи углы видны из-под белого треугольни­ка. На самом деле никаких треугольников на рисунке нет. Мы вышли за границы предоставленной информации и увидели не­что несуществующее. Именно так мозг выстраивает «свободные ассоциации». Вы видите не только образ в целом, но и его части. С помощью воображения вы заполняете пробелы и на основе имеющейся информации создаете нечто новое.

Все три фрагмента с иероглифами взяты из так называемого Папируса Nekht1, который содержит многообразный материал, включая орнаменты и гимны. Используйте их в решении своих за­дач. Чтобы поправить свое финансовое положение, один препода­ватель решил открыть собственное дело. Он изучал изображения в первой строчке фрагмента 2 и увидел воду, три круга между двумя линиями и человека, который что-то предлагает. Круги и вода на­помнили ему об устрицах. То, что круги расположены между дву­мя линиями, натолкнуло его на мысль об устрицах в упаковке. Фигурка же человека заставила подумать о подарках и отпуске.

Затем преподаватель мысленно связал устриц с любовью, а лю­бовь — с Днем святого Валентина, что и вдохновило его на не­обычную идею. Он организовал фирму, которая доставит объекту вашей любви дюжину свежих устриц в День святого Валентина.

Размышляя над иероглифами, вы можете получить один-единственный и вполне прямолинейный, однозначный ответ на свой вопрос, а можете прийти к какой-то таинственной, непонят­ной мысли, в которой и будет содержаться простой намек на реше­ние проблемы. Ваша цель — «чувствовать» значение рисунков применительно к своей задаче. Одного консультанта по менедж­менту попросили прочитать лекцию об основных принципах ус­пешного сбыта для группы ведущих менеджеров из разных компа­ний. Поискать вдохновения он решил в первой строке фрагмента 1 «Книги мертвых». Ключевыми изображениями здесь были рыба, рыболовный крючок, три линии и лицо человека. Вот какие ассо­циации возникли у консультанта:

1 Nekht — богиня Верхнего Египта, изображавшаяся в виде грифа. — Примеч-перев.


Глава 33. Книга мертвых □ 345


346 □ Часть 3. Интуитивные игры для ума

Рыболовный крючок: продавец должен «подцепить» покупа­теля.

Рыба: как рыбалка немыслима без рыбы, так и успешный сбыт товара предполагает участие оптовых покупателей.

Лицо человека: при проведении презентаций следует учиты­вать интересы оптовых покупателей.

Три линии: три принципа успешных деловых переговоров — умение привлечь внимание партнеров, обеспечение их участия, учет их интересов.

Интерпретация подсказала консультанту построить свою лек­цию исходя из трех основных принципов успеха коммерческой встречи.

Консультант начал лекцию с того, что раздал каждому из ме­неджеров по конверту и попросил их вскрыть. В конвертах были лесы с рыболовными крючками. Лектор объяснил, что это имен­но то, что прежде всего необходимо для успешной коммерческой встречи, и предложил членам группы высказать свои предполо­жения относительно того, для какой цели нужен крючок.

Выслушав несколько ответов, лектор сказал, что первое усло­вие успешной встречи (его символизирует рыболовный крЮ" чок) — это умение «подцепить» покупателя. Но не менее важно научиться предвосхищать мысль собеседника и начинать разго­вор именно с того, что он хотел бы услышать.


Глава 33. Книга мертвых □ 347

Консультант завладел вниманием менеджеров, вовлек их в бе­седу, и каждый нашел в его лекции нечто для себя полезное. За несколько минут он представил участникам семинара три основ­ных принципа успешной коммерческой встречи.

А вот другой пример, когда на начальника отдела кадров стра­ховой компании была возложена задача по улучшению условий труда служащих. Его интерпретация фрагмента 1 была такой.

р Первая строка: частые стрессы.

Вторая строка: необходимо найти способ оценивать действия
человека в стрессовой ситуации.

а Третья строка: потребность в отдыхе.

Четвертая строка: недорого.

а Пятая строка: нечто напоминающее ремень безопасности.

р Шестая строка: люди играют, чтобы расслабиться.

р Седьмая строка: выполнение программы,

р Восьмая строка: укреплять «боевой дух».

Менеджеру по кадрам пришло в голову сразу несколько мыс­лей, которые можно было превратить в полноценную идею. Он сосредоточился на поиске недорогого и интересного способа из­мерить стресс и помочь снять психологическое напряжение. Изу­чив имеющиеся на рынке предложения, менеджер выбрал подхо­дящее средство для достижения поставленной цели.

Идея: купить каждому служащему по карте контроля стрессовой си­туации. Принцип действия таких карт основан на том, что руки при стрессе холодеют — карта фиксирует температуру прижа­того к ней большого пальца руки и, как лакмус, окрашивается в один из четырех оттенков от черного (стресс) до синего (рас­слабленное состояние) цвета.

На обратной стороне карты было описано упражнение для рас­слабления, на которое требуется не более 10 секунд. Карта дейст­вует как напоминание о том, что необходимо держать стресс под контролем и вовремя использовать профилактические средства, так же как для безопасности в автомобиле мы используем привяз­ной ремень. Карта — это первый шаг в антистрессовой программе, Разработанной начальником отдела кадров. Его ассоциации при­вели к идее создания эффективной, недорогой и интересной про­граммы по осуществлению контроля за стрессом в коллективе.


       
   
 
 


Часть 4 ДУХ ТОВАРИЩЕСТВА

348 □ Часть 3. Интуитивные игры для ума

Резюме

Воображение каждого из нас со временем перестает быть ориги­нальным, и мы начинаем напоминать тех, кто, давно получив высшее образование, продолжает бродить в окрестностях студен­ческого городка. Работа с необычными внешними образами обо­стряет ваше воображение. Некоторые ассоциации могут привести к рождению новой идеи, способной, подобно простому зеркальцу, отразить солнце.


350 □ Часть 4. Дух товарищества

В древней Греции Сократ и его друзьях в течение многих лет свободно встречались и беседовали друг с другом, и эти диалоги помогли создать Западную цивилизацию. Они обме­нивались идеями, не пытаясь изменить точку зрения другого человека и не вступая в ожесточенные споры. Они могли сво­бодно предлагать для обсуждения все, что приходило им на ум. Они всегда с вниманием относились к мнениям друг друга и ус­тановили исключительные товарищеские отношения. Сократ и его друзья связали себя принципами обсуждения, чтобы под­держать ощущение коллегиальности. Эти принципы были из­вестны как «коинония»,что означает «дух товарищества». Со­гласно принятым ими принципам, они должны были вести диалог, придерживаться коллегиальности, ясно выражать мысли и быть честными.

Наладьте диалог. В греческом языке слово «диалог» означает «свободный разговор». Греки полагали, что ключ к установле­нию диалога состоит в обмене идеями без попыток изменить точ­ку зрения другого человека. Это не то же самое, что слово «дяс куссия», происходящее от латинского корня, который означает


Часть 4. Дух товарищества □ 351

«разбивать на части». Основные правила диалога для греков бы­ли следующие: «не спорьте», «не прерывайте» и «слушайте вни­мательно».

Будьте коллегиальными. Все участники должны относиться друг к другу как к равным, даже если между ними нет ничего об­щего. Если участник мозговой атаки чувствует, что он не на рав­ных с другими, он, сознательно или подсознательно, станет цен­тром сессии и будет подавлять креативность группы.

Важно относиться к другим как к коллегам, потому что мыш­ление — это совместный процесс. Только готовность сознательно относиться к другим как к коллегам позволяет взаимодейство­вать как коллегам. Мы говорим по-другому и честнее с друзьями, чем с остальными людьми. Любая контролирующая власть, неза­висимо от того, насколько осторожно она применяется, будет по­давлять свободный полет мысли. Если какой-то человек привык, что его мнение преобладает, потому что он старший из присутст­вующих, то он должен отказаться то этой привилегии. Если ка­кой-то человек привык молчать, потому что он младший, то он должен отказаться от своего безопасного молчания. Точно так же, на приведенной ниже иллюстрации дальнее дерево кажется намного выше, чем ближайшее. Но такое допущение было бы ошибочным, поскольку они одного и того же размера.

Проясните свое мышление. Чтобы прояснить свое мышление, вы должны на время отказаться от всех допущений. Если наши мысли и мнения основаны на допущениях, свободное мышление блокируется. Например, если вы полагаете, что некоторые люди не креативны, то вряд будете должным образом рассматривать их идеи. Проверьте свои допущения и поддерживайте непредубеж­денную точку зрения.

Трудность эффективного сотрудничества продемонстрирова­на экспериментами, проведенными Говардом Грубером в Женев­ском университете. В одном эксперименте он использовал короб­ку, которая позволяет двум людям смотреть в нее и видеть тень неизвестного им объекта. Из-за того, что они смотрят под разными Углами, каждый человек видит тень разной формы. Их задача — поделиться информацией о том, что они видят, чтобы идентифи­цировать объект, отбрасывающий тень. Например, если в коробку положить конус, один наблюдатель увидит круг, а другой — тре­угольник.


352 □ Часть 4. Дух товарищества

Идея состояла в том, чтобы побудить этих людей сотрудничать подобно двум астрономам, которые ведут наблюдение за небом с различных позиций, таким образом видя объект немного по-раз­ному. Они используют важное преимущество того факта, что ка­ждый видит объект со своего положения, и они составляют более полное и более обоснованно представление о происходящем, чем если бы они наблюдали в одиночку.

Но произошло прямо противоположное. Каждый наблюда­тель предполагал, что его точка зрения была правильной и что другой человек запутался, ослеп или сошел с ума. «Как вы може­те видеть треугольник? Я вижу круг». При этом в эксперименте участвовали вполне интеллигентные, образованные взрослые люди. Допущения, сделанные наблюдателями, мешали сотруд­ничать при идентификации даже такого простого объекта, как конус.

Будьте честными. Говорите, что думаете. Сократ и его после­дователи полагали, что дух товарищества позволяет группе гене­рировать больше общих мыслей, к которым было бы нельзя прийти индивидуально. Через дух товарищества начинает возни­кать новый вид мышления, основанный на развитии общих мыс­лей. Люди больше не находятся в оппозиции друг к дугу, но участ­вуют в выработке общих идей, которые могут постоянно разви­ваться и изменяться.

Представление о том, что групповой интеллект выше, чем ин­теллект отдельного человека, зародилось еще в доисторические времена, когда группы охотников и собирателей встречались, чтобы обсуждать и решать общие проблемы. Это всем понятная и принятая практика. Трудность заключается в готовности группы поддерживать дисциплину, чтобы открыто и продуктивно про­вести мозговую атаку.

Эта часть содержит:

□ упражнения для разогрева;

р мозговую атаку по-американски;

а традиционные техники мозговой атаки;

а техники естественного творческого мышления для групп.

Разогрев

Представьте себе огородника, который сажает репу. Через неко-торое время он замечает, что репа не растет как следует, и рас


Часть 4. Дух товарищества □ 353

страивается. Огородник выкапывает репу и исследует ее, чтобы увидеть, в чем проблема. Затем он очищает ее, обрезает некото­рые корешки и снова сажает другим способом, что еще больше замедляет ее рост. На самом деле, пытаясь управлять природой, он ей только мешает и вырастит плохую репу, если вообще вы­растит.

Если бы огородник не переживал и не мешал природе, он обна­ружил бы, что природа сама сделала всю работу после того, как он посадил семя, и репа бы выросла. Именно эта потребность в кон­троле замораживает мышление и препятствует свободному поле­ту мысли во время мозговой атаки. Эти упражнения предназна­чены для того, чтобы помочь участникам ослабить контроль, расслабиться и получать удовольствие от мышления.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных