Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






О чем не сказано в песне Джамалы




 

 

Не удивительно, что в нашей стране, оказавшейся после Октябрьской революции в капиталистическом окружении, меры против тайных пособников внешних врагов считались необходимым условием для обороны Советской страны. Хотя в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 г., подписанном В.М. Молотовым и И.В. Сталиным, были осуждены нарушения законности в ходе массовых репрессий 1937 – 38 гг., в нем была дана положительная оценка работы органов НКВД «по разгрому шпионско-диверсионной агентуры иностранных разведок, пробравшихся в СССР в большом количестве под видом так называемых политэмигрантов и перебежчиков из поляков, румын, финнов, немцев, латышей, эстонцев, харбинцев и пр.». Эта «работа» сопровождалась массовыми депортациями этнических групп населения из приграничных районов. В постановлении не было сказано об огульном подходе к десяткам тысяч депортированных людей и тяжелых испытаниях, выпавших на их долю.

Подобные же депортации были осуществлены среди польского населения Западной Украины и Западной Белоруссии после осени 1939 г., а также среди населения прибалтийских республик в июне 1941 г. И в этих случаях наряду с явными сторонниками гитлеровской Германии, из земель, вновь присоединенных к СССР, высылались случайные жертвы подозрений или злобных наговоров.

В отличие от стран Западной Европы, немецкое население СССР не подвергалось массовым высылкам сразу же после нападения гитлеровской Германии на нашу страну. Лишь в начале сентября 1941 г., когда шли бои за Киев, Ленинград был взят в блокаду, а враги стояли вблизи от Москвы, и поступили сообщения о том, что в немецких селах Украины население вывешивает нацистские флаги, приветствуя оккупантов, было принято решение о ликвидации Автономной республики Немцев Поволжья и началось выселение немецкого населения за Урал.

В то время никаких репрессивных мер по отношению к крымским татарам не принимали. Никто в руководстве страны не видел для этого оснований. Крымские татары, на долю которых приходилась одна пятая часть населения Крымской Автономной ССР, были представлены в высших органах этого национального образования. Татарский язык считался государственным в АССР. В начале войны от 10 до 20 тысяч молодых татар из Крыма вступили в ряды Красной Армии. Некоторые из них храбро сражались против врага. Дважды Героем Советского Союза стал летчик Ахмет-Хан Султан. После оккупации среди партизан были крымские татары, а татарское население ряда прибрежных сел укрывало в своих домах советских десантников.

Однако по мере отступления наших войск среди крымских татар участились случаи дезертирства из Красной Армии. Ссылаясь на докладные НКВД, Игорь Пыхалов в своей книге «За что Сталин выселял народы?» утверждает: «дезертирство крымских татар было практически поголовным». Обратил внимание Пыхалов и на то, что значительная часть местного населения грабила партизанские продовольственные базы, созданные перед войной.

Еще задолго до вторжения в СССР немецкие захватчики разработали политику, направленную на разжигание межнациональной розни. В своей докладной записке начальник одного из партизанских районов Крыма В.В. Красников писал: «С первых же дней своего прихода немцы, опираясь на татарских националистов, играя на национальных чувствах татар, не грабя их имущество открыто, так, как они поступали с русскими, старались обеспечить хорошее отношение к себе местного населения». Эта политика приносила свои плоды. Фельдмаршал Эрих фон Манштейн вспоминал: «Большинство населения Крыма было настроено весьма дружелюбно по отношению к нам. Нам удалось даже сформировать из татар вооруженные роты самообороны, задача которых заключалась в охране своих селений от нападений скрывавшихся в горах Яйлы партизан».

Число же крымских татар среди советских партизан убывало. По данным Пыхалова к 1 июня 1943 году таких было всего шесть человек. Отряды крымских партизан состояли в основном из русских и украинцев.

Такое поведение значительной части крымских татар было неожиданным для советского руководства… К сожалению, в советское время слишком поверхностно изучали историю народов СССР. А ведь в течение нескольких столетий войска крымского хана совершали набеги на Русь и угоняли в плен тысячи человек, которых продавали на османских рынках Черного и Средиземного морей. В течение веков ханство было вассалом Османской империи и верно служило его интересам. Этому был положен конец лишь после присоединения Крыма к России.

Однако наследие многовековой вражды с Россией и вассального подчинения османам оставило свой след в сознании части крымско-татарского населения. Хотя в ходе Крымской войны 1853 – 56 гг. в обороне Севастополя лейб-гвардейцы крымско-татарского эскадрона храбро защищали город, захватчики постарались привлечь немалую часть татар на свою сторону. Помимо 10 тысяч турецких оккупантов Евпаторию обороняли 5 тысяч татар, вставших на сторону интервентов. При поддержке турок, англичан и французов по полуострову рыскали шайки из крымских татар, занимавшихся грабежами и насилием. Тогда князь Меншиков предложил Николаю I выселить крымских татар из Крыма.

Распад Российской империи сопровождался подъемом национал-сепаратистских сил. В 1917 году украинские националисты установили контакт с националистами из крымских татар. После вторжения войск кайзера в 1918 г. немецкие интервенты постарались организовать антисоветские выступления крымских татар. В своих воспоминаниях князь В.А. Оболенский писал: «Восстание было делом рук немецкого штаба. Немцам, стремившимся создать из Крыма самостоятельное мусульманское государство, которое находилось бы в сфере их влияния, нужно было, чтобы татарское население проявило активность и якобы само освободило себя от «русского», т.е. большевистского ига».

После оккупации германскими войсками Крыма крымско-татарские националисты сформировали Курултай, который обратился к кайзеру Вильгельму II с верноподданническим посланием. В нем говорилось: «Крымский татарский народ, который благодаря падению Крымского ханства 135 лет тому назад подпал под русское иго, счастлив иметь возможность довести о политических надеждах до сведения германского правительства, в помощи коего турецкому и мусульманскому миру он убежден, опираясь на сулящие мусульманским странам счастье исторические высокие цели его величества государя императора Вильгельма, являющегося воплощением Германского государства».

В подобном же духе звучали заявления татарских националистов после оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками. 20 апреля 1942 года члены Симферопольского мусульманского комитета составили послание, открывавшееся словами: «Освободителю угнетенных народов, верному сыну германского народа Адольфу Гитлеру. К Вам, великий вождь германского народа, обращает сегодня свои взоры с преддверия мусульманского Востока освобожденный крымско-татарский народ и шлет свой горячий привет ко дня Вашего рождения».

Еще раньше, 3 января 1942 года в Симферополе состоялось торжественное собрание по случаю начала вербовки крымских татар в создаваемые немцами вооруженные силы. В своем выступлении председатель татарского комитета заявил: «Достаточно одного призыва немецкой армии и татары все до одного выступят на борьбу против общего врага. Для нас большая честь иметь возможность бороться под руководством фюрера Адольфа Гитлера – величайшего сына немецкого народа».

В справке Главного командования германских сухопутных войск от 20 марта 1942 года говорилось: "При численности населения около 200 000 человек, татары выделили в распоряжение нашей армии около 20 000 человек. Если учесть, что около 10 000 человек были призваны в Красную Армию, то можно считать, все боеспособные татары были полностью учтены".

Известно, что крымские татары были не единственным народом, представители которых вступили в ряды оккупационных сил. В Белоруссии таких набралось 10 тысяч. Однако в то время население этой республики составляло 10 миллионов. Таким образом, если в Белоруссии лишь каждый тысячный пошел служить оккупантам, то среди крымских татар таким оказался каждый десятый.

Новые прислужники Гитлера старались исполнять свои обязанности с особым рвением. Руководители крымских партизан сообщали в Центральный штаб партизанского движения, что были «живыми свидетелями расправ татар-добровольцев и их хозяев над захваченными больными и ранеными партизанами (убийства, сжигание больных и раненых). В ряде случаев татары были беспощаднее и профессиональнее палачей-фашистов».

Однако перелом в ходе Великой Отечественной войны заставил многих военнослужащих крымско-татарских формирований задуматься о своем будущем. Немало из них перебежало в партизанские отряды, а потому за полгода число крымских татар в них увеличилось в сто раз и достигло 600 человек. Немецкие хозяева уличали некоторых из крымско-татарских командиров в «просоветских настроениях» и расстреливали их. Пыхалов пишет: «Около трети крымско-татарских батальонов были разоружены немцами, а их личный состав был помещен в концлагеря». Однако остальные продолжали служить в германских войсках. Многие из них сумели эвакуироваться и затем служили в оккупационных частях в Западной Европе. Их родня осталась в Крыму.

Очевидно, что, в отличие от большинства лиц, которых депортировали в странах Западной Европы, среди крымских татар было немало тех, кто сочувствовал немецким оккупантам или активно участвовал в их злодеяниях. Даже после освобождения Крыма многие из них были готовы к продолжению вооруженной борьбы против Советской власти. В мае 1944 года советские войска обнаружили у крымско-татарского населения 49 минометов, 622 пулеметов, 724 автоматов, 9888 винтовок и 328887 боепатронов. Такой арсенал существенно превышал вооруженность лиц японского происхождения, которых депортировали в северо-западные штаты США в феврале 1942 года. Советские власти имели гораздо больше оснований для депортации крымских татар, чем было причин для аналогичных действий, предпринятых правительствами других стран антигитлеровской коалиции.

Разумеется, огульная высылка крымских татар не учитывала реальное поведение различных людей во время оккупации. Говоря о том, как сложно было разобраться в том, кто из крымских татар был за оккупантов, а кто остался верен Советской власти, Пыхалов привел цитату из книги Б. Бутаева «Ахмет-хан Султан»: «Когда Ахмет-Хан Султану присвоили звание Героя Советского Союза, на Большой земле решили, что необходимо вывезти из Алупки его семью. Туда была направлена разведгруппа. В деревню спустился лейтенант Аппазов… алупкинский татарин, но контакта не получилось. Родственники наотрез отказались общаться, пригрозили заявить в полицию (один из родственников Ахмет-Хана командовал «добровольческим» отрядом в Алупке)».

При всей суровости депортации, ее проведение существенным образом отличалось от высылки «подозрительных» лиц из стран Западной Европы и США в 1940 – 42 гг. Советское руководство стремилось создать условия для того, чтобы депортируемые были доставлены в новые места постоянного обитания, а не брошены в неприспособленные для жилья сараи или свинарники. Постановление Государственного комитета обороны от 11 мая 1944 г. предписывало выслать «всех татар с территории Крыма и поселить их на постоянное жительство в качестве спецпереселенцев в районах Узбекской ССР». Высылаемым разрешалось взять с собой «личные вещи, одежду, бытовой инвентарь, посуду и продовольствие в количестве до 500 килограммов на семью». Остающееся имущество, здания, надворные постройки, мебель и приусадебные земли принимались местными органами власти. Весь скот, домашняя птица, сельхозпродукция принимались представителями соответствующих наркоматов. На сдаваемое имущество переселенцы получали «обменные квитанции», которые должны были быть компенсированы на новом месте жительства.

Разумеется, в условиях войны высылаемым не могли обеспечить достаточно разнообразную еду. Однако в течение транспортировки переселенцам предоставлялось горячее питание из расчета 500 граммов хлеба, 70 граммов мяса или рыбы, 60 граммов крупы, 10 граммов жиров. Каждый эшелон со спецпереселенцами сопровождал врач и две медицинские сестры.

Постановление обязывало власти Узбекской ССР «обеспечить наделение прибывающих спецпереселенцев приусадебными участками и оказать помощь в строительстве домов местными стройматериалов». Постановление требовало «выдавать переселенцам, направляемым в Узбекскую ССР, в местах их расселения, ссуду на строительство домов и хозяйственное обзаведение до 5000 рублей на семью, с рассрочкой до 7 лет». В распоряжение СНК Узбекской ССР были выделены мука, крупа, овощи для выдачи спецпереселенцам в течение июня – августа 1944 года в расчет за принятую у них в местах выселения сельхозпродукцию.

После 18-20 мая 1944 года 67 эшелонов с 191 тысячами спецпереселенцами (примерно по 2850 человек на эшелон) двинулись на восток. Люди пробыли в дороге 10-15 дней. Поскольку в вагонах находились люди разного возраста и разного физического состояния, 191 не выдержали тяжелого пути и скончались. Затем начался трудный период обустройства на новом месте.

Возвращение крымских татар на полуостров заняло много лет в значительной степени потому, что вскоре Крымская область была передана Украинской ССР и тогдашние киевские руководители не желали возвращения крымско-татарского населения на территорию своей республики.

Хотя нынешние киевские власти стараются изобразить себя защитниками интересов крымско-татарского народа, они на деле используют его представителей для дестабилизации положения на полуострове. При поддержке своих западных хозяев киевские правители стараются возбудить ненависть крымских татар к русскому народу, напоминая о наиболее тяжелых страницах истории и извращенно излагая их. При этом киевские правители, пришедшие к власти с помощью неонацистов, стараются перечеркнуть вклад русского народа и других народов СССР в победу над гитлеровской Германией и спасении человечества от неминуемой гибели. Прославляя Бандеру, Шухевича и других гитлеровских наймитов, киевские власти стараются одновременно обелить и крымско-татарских националистов, совершавших жестокие злодеяния на земле Крыма в угоду своих германских хозяев. Этой цели служит и вокальная диверсия Джамалы на конкурсе Евровидения.

 

Юрий ЕМЕЛЬЯНОВ

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных