Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос. 1. Эволюция представлений человечества об огне.




 

Огонь, в истории культуры первоначально использовался природный огонь (следы применения огня найдены при раскопках стоянок синантропа). С эпохи позднего палеолита добывался трением двух кусков древесины и высеканием искр из кремня, с железного века до изобретения в 19 в. спичек — при помощи огнива. Многим народам известен культ огня.

Помимо получения огня при помощи трения, человек также высекал искры из кремня. С началом железного века этот способ был усовершенствован при помощи огнива, но продолжал применяться вплоть до изобретения в 19 веке фосфорных спичек. Огниво носили на поясе в специальном кожаном мешочке вместе с кремнем и жженой тряпкой (трутом). Оно настолько прочно вошло в быт крестьянина, что продолжало использоваться вплоть до начала 20 века.

Древнейших людей ученые назвали питекантропами, т. е. обезьяночеловеками (от греч. «питекос» — обезьяна и «антропос» — человек). Он стоял на кривых ногах, его длинные руки доходили почти до колен. Торс был покрыт густыми волосами, а голова наклонена вниз, словно это существо еще боялось ото­рваться от земли. Лоб такого обезьяночеловека был низким, под­бородок срезанным. И все лицо было угрожающе грубым. Но это был уже человек: он мыслил, он придумывал себе орудия труда и первое оружие. Он начал свой путь в истории. Естественно, что в ту пору не было ни наций, ни различных языков, но уже опреде­лялись районы обитания древнейших человеческих коллективов. От этих получеловеков до людей современного облика был еще долгий путь. Но начало человеческой истории уже было по­ложено. Кстати, ученые отмечают, что проникновение предков человека на территорию Восточной Европы, в том числе в Рос­сию, началось с юга — из регионов Африки, Средиземноморья, Южной Азии. Не случайно здесь впоследствии появились первые мировые цивилизации — в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. От­туда люди постепенно распространились на север.

Решительный сдвиг в истории человечества произошел в пе­риод между 100—30 тыс. лет до н. э., когда под влиянием геоло­гических, климатических, а возможно, и космических измене­ний на Земле началось оледенение значительных территорий и в первую очередь в северных широтах Земли. Резко изменился кли­мат, исчезли гигантские животные — часть их вымерла, другие ушли в теплые края. Иной стала растительность: районы тунд­ры, арктической растительности продвинулись далеко на юг. Гра­ница ледника доходила до среднего Днепра и Дона, пересекала Волгу у устья реки Ветлуги и Камы, там, где в нее впадает река Чусовая.

В этих условиях перед человеком встал трудный, поистине исторический выбор — как выжить, уцелеть, сохранить потом­ство?

В течение всех этих многих и суровых тысячелетий человек отчаянно боролся за жизнь. Часть людей подалась на юг, другие же в изменившихся условиях стали осваивать земные простран­ства на границах ледниковой зоны. Человека спас разум и умение создавать. К этому времени люди научились пользоваться огнем и получили искусственное тепло.

Древний человек когда-то подобрал горя­щую ветку. Положил на землю и стал подбрасывать в огонь сухие листья, траву, хворост, радуясь аппетиту и силе пылающего костра. Так, впервые появился у человека огонь.

Огонь разгонял тьму — и вместе с нею страх. Огня боя­лись самые грозные звери. Человек после того, как он раздобыл огонь, стал сильнее льва и тигра. Огонь согревал человека, давал ему тепло.

Но как бы бережно ни хранили люди огонь, за него всё время приходилось бояться — во время дождей или других катаклизмов огонь затухал.

Одним из великих открытий человечества было «огненное сверло» — острой палочкой люди свер­лили дощечку до тех пор, пока от трения не вспыхнет древесная пыль.

Позже узнали, что огонь можно добыть и из твёрдого камня — кремня. Если стукнуть кремнем о кремень — искры огнём посыплются. Ещё лучше, если вместо второго кремня взять железо. (До сих пор во многих зажигалках бьётся кре­мень о железо, рождая искру).

Огонь, который человек на­учился добывать – это огромный шаг в развитии человечества..

Как видно, вначале человек полу­чал огонь от лесных возгораний, а потом тщательно берег его и хранил. В ту пору лишиться огня значило погибнуть от холода. Позднее люди научились получать огонь при помощи трения су­хого дерева о дерево. Такой способ требовал большой сноровки и терпения, а главное, подбора соответствующих пород дерева. Огонь дал человеку возможность жарить на углях мясо. Новый вид пищи существенно менял саму физиологию человека, делал ее более совершенной; люди со временем научились использовать в качестве жилищ пещеры и укрываться в них, согреваясь теп­лом костра от стужи и непогоды. Но большинство пещер уже было обжито хищниками: пещерными львами, медведями. Человек бросил им вызов: за свои первые жилища он вступил в борьбу с животными и выиграл ее. Сколько страшных схваток произош­ло в тех темных пещерах, где сегодня найдены останки древних людей у старых кострищ! В это же время появляются и первые построенные человеком жилища из дерева, камня, камыша, за­рождается и такой вид жилья, как землянка, которой довелось дожить до конца XX в.

По рассказам одного путешественника ХVIII в., кельтское население о-ва Мейкланд (Оркнейские острова) ещё за две недели до дня св. Иоанна начинало заготовлять длинные вязанки вереска. Когда в ночь на 24 июня зажигался костёр, каждый юноша также зажигал одну из приготовленных им вязанок и бегал по полям и вокруг посёлка, размахивая ею в воздухе. Фермеры с горящим пучком вереска в руках совершали по ходу солнца обход своих полей и стад. После того, как костёр догорал, молодые люди прыгали через угасающее пламя. По старым представлениям кельтов огонь ритуального костра предохранял человека и всё его богатство от всякого зла, от колдовства и чар нечистой силы. В прошлом на кострах совершались жертвоприношения богам, а в глубокой древности жертвами часто были и люди. О том, что древние кельты на своих больших праздниках сжигали людей, есть сообщения Юлия Цезаря и других античных авторов. Из прутьев ивы и травы сплетали большую корзину, в неё сажали раба или животное и затем всё это поджигали. Следы древних жертвоприношений проявляются в обычае шотландцев бросать в огонь костра кость какого-нибудь животного. Рыбаки Шетландских островов также обязательно клали в свои костры кости рыб, домашних животных, пучки шерсти, и т.д.

В Новый Год в Шотландии (или как его здесь называют Hogmanay) также открыты двери всех домов: каждый может зайти в гости в любую семью. Гостю полагается принести с собой лишь кусочек угля и бросить его в семейный камин с пожеланием, чтобы огонь в этом доме горел ещё долго - долго. Здесь снова прослеживается языческая основа шотландского обычая - огонь как символ благополучия и жизни.

Итак, во все времена огонь был неотъемлемой частью жизни человека.

Сколько помнит себя человечество, оно всег­да восхищалось огнём и понимало, чем ему обязано. Множество преданий оставили нам древние народы о героях, будто бы отнявших или укравших огонь у властных и жадных богов. Самая знаменитая из та­ких легенд — древнегреческое сказание о Прометее. Плохо, скудно, холодно, в вечном страхе жили люди без огня, — говорит это сказание. Всемогущий Зевс, повелитель громов и молний, не хотел дать им огонь. Он боялся, что люди станут слишком сильными, перестанут чтить богов и слушаться их. Но Прометею стало жалко людей. Он похитил огонь у Зевса. За это Зевс обрёк его на вечные муки.

Так говорит греческое сказание. На самом деле наши предки сами огонь добыли, сами научились им управлять. Сами сделали его за многие тысячи лет мастером на все руки.

И стал огонь для нас не только другом и помощником. Его живое пламя — символ жизни и борьбы. Горящий фа­кел— символ победоносного знания. Мы говорим о борцах за счастье человечества: в их сердцах горит огонь любви к людям. И на могилах героев мы зажигаем вечный огонь — символ памяти, знак неразрывной связи между прошлым, настоящим и будущим.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных