ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Диагностика сформированности коммуникативных УУД на и системы внеурочной работыОглавление
Введение. 3
Глава 3 Практическое исследование формирования коммуникативных УУД на внеурочных занятиях у младших школьников. 24 3.1. Организация исследования. 24 3.2. Особенности планирования внеурочной деятельности в младшей школе по формированию коммуникативных УУД.. 34 3.3. Анализ результатов исследования. 44 Выводы ко второй главе. 47 Заключение. 48 Список литературы.. 50
Глава 3. Практическое исследование формирования коммуникативных УУД на внеурочных занятиях у младших школьников
Диагностика сформированности коммуникативных УУД на и системы внеурочной работы
В ходе экспериментального изучения проблемы формирования коммуникативных УУД на внеурочных занятиях у младших школьников был проведен педагогический эксперимент. Для этого мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на выявление уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников в начале и в конце учебного года (до и после проведения комплекса внеурочных занятий), а затем сравнили и проанализировали полученные результаты. Объектом нашего исследования являются коммуникативные УУД младших школьников. Предмет исследования: внеурочные занятия как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников. Цель эксперимента: проверить эффективность внеурочных занятий для развития коммуникативных УУД младших школьников. Задачи исследования: 1. Подобрать методики и провести диагностику уровня развития коммуникативных УУД младших школьников. 2. Разработать систему внеурочных занятий для развития коммуникативных УУД младших школьников. 3. Сравнить полученные результаты и сделать вывод о возможности развития коммуникативных УУД младших школьников на внеурочных занятиях. Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе средней школы № 12 г. Белгорода. В эксперименте приняли участие дети 1-А и 1-Б классов в количестве 50 человек. Они были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 25 человек в каждой). Средний возраст детей составил 6,5 лет. Эксперимент состоял из трех этапов: 1 этап – констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников в экспериментальной и контрольной группах. 2 этап – формирующий. На этом этапе с детьми экспериментальной группы проводились внеурочные занятия, направленные на развитие коммуникативных УУД младших школьников с использованием коммуникативных игр. В контрольной группе применялся традиционный подход к организации внеклассной деятельности, предусматривающий: определение педагогом формы работы, распределение ролей, организацию заучивания их учениками, осуществления репетиции. Дети, которые составляли данную группу, не включались в формирующий эксперимент. 3 этап – контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов. Задача констатирующего этапа эксперимента заключались в выявлении уровня сформированности универсальных коммуникативных умений в обеих группах. Оценка уровня универсальных коммуникативных умений в контрольной и экспериментальной группах проводилась с каждым ребенком индивидуально, в спокойных, доброжелательных условиях, с помощью специально отобранных методик. На констатирующем этапе использовались такие методики как: задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже), задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман), индивидуальная беседа (М. М. Алексеева, В. И. Яшина). Методика № 1. «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)[1]. Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции партнера (собеседника). Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 6,5-7 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком. Описание задания: ребенку предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями, или задают вопросы, на которые он должен ответить. Задания: 1. (Стоя или сидя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую. 2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую. 3. На столе перед ребенком лежат карандаш, монета: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета? 4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в левой руке карандаш, а в правой руке монета. Монета в правой или в левой руке? А карандаш? Критерии оценивания: – понимание возможности различных точек зрения и позиций, ориентация на позицию других людей, которая отличается от собственной; – соотнесение признаков или характеристик предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций. Уровни оценивания: 1. Низкий уровень: во всех четырех заданиях ребенок отвечает неправильно; 2. Средний уровень: ребенок дает правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; он правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера. 3. Высокий уровень: ребенок учитывает отличия позиции другого человека, т.е. все четыре задания он выполняет правильно. Методика № 2. Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман)[2]. Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 6,5-7 лет. Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата. Описание задания: детям, которые сидят парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы из этих рукавичек получилась пара. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей. Критерии оценивания: – продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках; – умение детей приходить к общему решению, договариваться, умение аргументировать, убеждать и т. д.; – взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отклонения от первоначального замысла, как на них реагируют; – взаимопомощь по ходу рисования; – эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с интересом и удовольствием), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (ссорятся, игнорируют друг друга и др.). Уровни оценивания: 1. Низкий уровень: в узорах нет сходства или явно преобладают различия. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем. 2. Средний уровень: в узорах частичное сходство – отдельные признаки (форма или цвет некоторых деталей) совпадают, но имеются и явные отличия. 3. Высокий уровень: рукавички украшены очень похожим или одинаковым узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; договариваются о способе раскрашивания рукавичек; сравнивают выполнение и координируют его, отслеживают реализацию принятого замысла. Методика № 3. Индивидуальные беседы с детьми (М. М. Алексеева, В. И. Яшина)[3]. Цель: изучить особенности диалогического общения в специально организованных разговорах с детьми. Задача: провести индивидуальные беседы с детьми. Беседы были проведены по следующим направлениям: 1) Установление контакта с ребенком; создание ситуации разговора в соответствии с темой «Друзья». Цель: выявить умение вступать в разговор, поддерживать его, самим задавать вопросы, использовать формы речевого этикета, завершать разговор. Вопросы: С кем ты дружишь? Почему ты выбираешь именно этих детей? Кто такой настоящий друг? О чем ты любишь разговаривать с детьми? Как нужно правильно обратиться к сверстнику? 2) Использование речевых ситуаций. Цель: выявить умение ребенка вступать в диалог, использовать формы речевого этикета. Вопрос: Кого бы ты пригласил играть вместе с собой? Пригласи. Как ты будешь приглашать? Как бы ты встретил новенького, который первый раз пришел в класс? Что бы ты ему предложил? Что рассказал бы, показал, о чем спросил? 3) Использование сюжетной картинки. Цель: выявить умение ребенка задавать вопросы. Ребенку показывается сюжетная картинка и предлагается задавать вопросы по ее содержанию. Дается четкая инструкция: «Посмотри, какая у меня есть картинка. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь нарисовано? Только ты задавай мне вопросы, спрашивай». Во время занятия экспериментатор отвечает на поставленные ему вопросы, не вступая с ребенком в беседу. В результате анализа разговоров была составлена характеристика коммуникативных умений младших школьников по следующим критериям: 1. Умение вступать в диалог: – Умение вступать в диалог для установления контакта; – Легкость контакта; – Затрудненность контакта со сверстниками и взрослыми. 2. Умение поддерживать и завершать диалог: – Умение отвечать на вопросы; – Умение задавать вопросы в ходе диалога; – Умение слушать собеседника; – Умение своевременно вступать в диалог; – Умение завершать диалог Уровень сформированности диалогических умений определялся по следующим критериям: 1. Содержание. То, насколько хорошо ребенок ориентируется в задании. На кого он ориентируется при общении, на взрослого или на ребенка. 2. Диалогические отношения. Проявление инициативы в общении, ответ на инициативу другого собеседника. 3. Средства общения. Полнота, развернутость и цикличность высказывания: это одно независимое высказывания или цепь из двух-трех высказываний двух партнеров на одну тему. 4. Коммуникативно-семантический тип высказывания. К какому типу можно отнести высказывание. Например, вопрос или запрос информации; комментарий, обсуждение, побуждение собеседника к действию. 5. Способы общения. Адресность, доброжелательность, аргументированность. На основании анализа психолого-педагогической литературы, наблюдений за деятельностью младших школьников определены основные критерии оценки уровней сформированности коммуникативных умений младших школьников, которые дифференцируются по высоким, средним и низким уровнями сформированности умений общения учащихся в зависимости от проявления совокупности показателей. I уровень – высокий (творческий): ученик осознает необходимость овладения коммуникативными умениями; управляет своими эмоциями, оценивает свое и партнера поведение, умеет убеждать, договариваться в процессе совместной деятельности;умеет анализировать ситуации общения и подбирает адекватные средства и приемы его осуществления; умеет найти выход из трудных ситуацій; переносит без труда усвоенные умения из одной ситуации в другую. Его поведение отмечается почтительным, доброжелательным отношением к партнерам в общении. Отступления в соблюдении норм наблюдаются редко.
II уровень – средний (реконструктивный): ученик понимает необходимость общения в жизни, но не проявляет устойчивого интереса к нему как к процессу межличностного взаимодействия; не стремится договориться с партнёром; не умеет управлять своими эмоциями; не может самостоятельно оценить результаты общения, не всегда справляется с трудными ситуациями. Наблюдаются трудности в переносе полученных знаний из одной ситуации в другую. III уровень – низкий (репродуктивный): ученик не понимает важности общения в жизни, у него отсутствует осознанный интерес к общению как к процессу межличностного взаимодействия; не самостоятелен в общении, не умеет убеждать и договариваться в процессе совместной деятельности; редко проявляет ответственность в общении, не оценивает результаты общения даже по требованию взрослых, не проявляет попыток поиска выхода из трудных ситуаций. Результаты, полученные в ходе диагностики, позволили повести анализ исходного уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников. В ходе констатирующего эксперимента было установлено отсутствие у учащихся четких представлений о правилах слушания и недостаточную сформированность умений слушать партнера, вырабатывать тактику общения, адекватно пользоваться невербальными средствами общения, использовать средства речевого этикета. Школьники не умели определять цель общения, внимательно относиться к партнеру, учитывать компоненты ситуации общения, оценивать свое и партнера поведение, имели весьма ограниченный объем средств речевого этикета. Результаты констатирующей диагностики отражены в таблице 2.1. Анализируя результаты, представленные в таблице, можно констатировать, что высокий уровень сформированности коммуникативных УУД показали 18 % детей экспериментальной и 19 % – контрольной группы. У этих детей сформированы такие умения как сознательный интерес к общению, понимание необходимости общения в жизни, умение убеждать и договариваться в процессе совместной деятельности; умение найти выход из трудной ситуации. Таблица 2.1 Результаты констатирующей диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников (в %)
Средний уровень сформированности коммуникативных УУД имеют 58 % детей в экспериментальной и 55 % – в контрольной группе. Они не всегда понимают необходимость общения в жизни, не проявляют устойчивого интереса к нему, не стремятся договориться с партнёром; редко справляются с трудными ситуациями. Низкий уровень сформированности коммуникативных УУД показали 24 % детей экспериментальной и 26 % – контрольной группы. Эти дети малоактивны, не понимает важности общения в жизни, не умеет убеждать и договариваться в процессе совместной деятельности; не проявляют попыток поиска выхода из трудных ситуаций. Отсюда мы можем сделать вывод, что большинство детей находятся на среднем уровне сформированности коммуникативных УУД. Графические результаты обследования распределения уровней сформированности коммуникативных УУД у младших школьников представлены на рис. 2.1. Рис.2.1. Уровни сформированности коммуникативных УУД в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе
Таким образом, мы провели эмпирическое исследование уровня сформированности коммуникативных УУД, которое осуществлялось в двух первых классах. Экспериментальная работа проводилась тремя последовательными этапами: констатирующий, формирующий и контрольный. Перед началом эксперимента, нами были определены показатели для оценивания сформированности коммуникативных УУД. Ответы детей записывались и оценивались в соответствии с установленными уровневыми показателями. Результаты констатирующего этапа оказались такими: на высоком уровне освоения грамматического строя речи по всем показателями оказалось 18 % детей экспериментальной и 19 % – контрольной группы; на среднем – 58 % детей в экспериментальной и 55 % в контрольной группе, на низком – 24 % детей в экспериментальной и 26 % – в контрольной группе. Большинство детей находились на среднем уровне сформированности коммуникативных УУД. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость проведения формирующего этапа эксперимента.
Особенности планирования внеурочной деятельности в младшей школе по формированию коммуникативных УУД
На основании анализа планов внеклассной воспитательной работы учителей начальных классов было выявлено, что педагоги не уделяют достаточного внимания формированию коммуникативных умений учащихся. Об этом свидетельствует однообразие форм (среди которых значительное место занимают классные часы, беседы, чтение), отсутствие дискуссий, тренингов, редкое выполнение коллективных творческих дел, проведения встреч. Мы предположили, что уровень сформированности коммуникативных УУД у младших школьников можно корректировать при организации системы проведения внеурочной деятельности с использованием коммуникативных игр. Данное предположение было проверено в ходе формирующего эксперимента. Цель формирующего педагогического эксперимента – выбор наиболее эффективного способа повышения уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников. Задача формирующего эксперимента: 1) спланировать комплекс внеурочных занятий по повышению уровня сформированности коммуникативных УУД у младших дошкольников. 2) апробировать разработанный нами комплекс в экспериментальном классе. Опираясь на итоги констатирующего эксперимента, взяв за основу методику проведения внеурочных занятий, нами была разработана программа коммуникативного развития младших школьников. Основная идея программы заключается в том, чтобы в процессе внеурочных занятий с использованием системы коммуникативных игр развивать коммуникативные УУД младших школьников. Цель программы: 1. Привлечь внимание детей к необходимости общения. 2. Организовать разнообразную, интересную для детей внеурочную деятельность, направленную на их коммуникативное развитие. 3. Развивать коммуникативность, творческое самовыражение детей младшего школьного возраста. Опытно-экспериментальная работа по формированию системы коммуникативных УУД первоклассников была организована в форме комплекса внеурочных занятий кружка «Школа общения». Основной формой организации внеурочной работы был выбран кружок, поскольку кружковые занятия обеспечивают возможность реализации различных форм проведения внеурочной воспитательной работы и позволяют осуществлять целенаправленную организацию взаимодействия учащихся, обеспечивая их свободное общение и овладение коммуникативными умениями. Особое внимание мы уделяли развитию следующих характеристик, необходимых для общения: – понимание возможности различных точек зрения и позиций на какой-либо предмет или вопрос; – ориентация на позицию других людей, которая отличается от собственной, уважение к точке зрения другого человека; – учёт разных мнений и умение обосновать собственное; – умение находить общее решение, договариваться, – умение аргументировать свою точку зрения, убеждать и уступать; – способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; – взаимопомощь и взаимоконтроль по ходу выполнения задания; – умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. Тематический план занятий кружка для 2 класса «Мир общения» приводится в таблице 2.2. Таблица 2.2 Тематический план занятий кружка для 2 класса «Школа общения»
Все занятия были построены на принципах преемственности и последовательности. В начале занятия и в конце всегда уделялось время на то, чтобы вспомнить и коротко обсудить то, что происходило на прошлой встрече. На формирующем этапе были проведены коммуникативные игры, направленные на формирование коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности. Коммуникативная игра представляет собой учебное задание, которое включает языковую, коммуникативную и деятельностную задачи[4]. В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, маленьких и больших группах, при этом участники игры должны иметь возможность свободно передвигаться по комнате. Выделяют следующие виды коммуникативных игр: 1) Коммуникативные игры, в основе которых лежит прием ранжирования. Детям дается задание распределить определенных предметы в порядке значимости, важности их предпочтения. Например, для 5-6 цветов нужно выбрать характеристики, которые им больше всего подходят (зеленый – самый успокаивающий цвет). С помощью такого вида игр у детей развиваются интеллектуальные способности, речевые навыки и умение вести дискуссию. 2) Коммуникативные игры, основываются на принципе информационного пробела. Этот прием предполагает неравномерное распределение определенной информации между партнерами по общению, что стимулирует их речевую активность и желание выяснить неизвестные факты. Например, двум детям предлагается (парный вид деятельности) задать друг другу вопросы о семье и ответить на них. 3) Игры, предполагающие группирование или подбор подходящих вариантов. В этом случае каждый ребенок получает одну часть информации и должен найти у партнера по общению недостающую. Данный прием может быть использован при составлении предложений, рассказов, диалогов на основе заданных частей. 4) Игры на поиск пары и координацию действий. Этого тип коммуникативных игр характеризуется созданием речевых ситуаций, в которых ребенок должен найти себе собеседника с близкими ему интересами и планами. Например, ребенок выбирают те вещи и продукты, которые бы он купил либо в магазине, либо на рынке и т.д. Такие игры реализуют благоприятную дружескую атмосферу в группе, способствуют применению детьми большого количества лексических единиц в речи. 5) Интервью. Эта игра предполагает использование интервью, как процесс организации совместной деятельности всех детей, процесс обмена информацией между всеми участниками речевой ситуации. 6) Ролевая игра. Такие игры строятся на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Ролевая игра формирует у детей способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению[5]. На внеурочных занятиях кружка «Мир общения» по направлению художественно-эстетической деятельности проводились такие коммуникативные игры: «Давайте познакомимся!»; «Найди меня»; «Клубочек»; «Ладонь в ладонь»; «Небоскреб»; «Картонные башни»; «Давай поговорим»; и упражнения «Испорченный телефон»; «Изобрази предмет»; «Общение – это…»; «Другой акцент», «Понимание». Рассмотрим эти игры и упражнения боле подробно. Игра «Давайте познакомимся!». Цель игры – развитие коммуникативных навыков. Оборудование: надувной мяч. Проведение игры: дети с учителем становятся в круг, учитель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д. Комментарии: Эта игра помогает познакомиться с детьми, пришедшими в класс, а также привлечь к общению стеснительных детей. Если дети еще совсем мало знакомы, правила можно видоизменить: ребенок, который поймал мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч. Учитель начинает игру с себя, и старается кидать мяч стеснительным детям, чтобы вовлечь их в ход игры. Поэтому в этой игре, благодаря учителю, участвуют все учащиеся. В этой игре дети учатся не стеснятся окружающих людей и развивают слуховую и зрительную память. Игра «Небоскреб». Цель игр – развитие умения работать в команде, договариваться. Оборудование: 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка, складной метр. Проведение игры: дети садятся в круг, а в центре круга нужно построить небоскреб. Ученики по очереди ставят свои кубики (по одному за ход). При этом они обсуждают, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство небоскреба начинается заново. Учитель, который наблюдает за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки складным метром. Комментарии: Учителя в данной игре отводится роль стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, их цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую. В конце игры учитель проводит аналогию между командной работой и башней, объясняя детям, что умение приходить к единому решению и дружба – это та основа, на которой строится башня, удерживает ее от падения, а коллектив – от развала. В этой игре учитель распределяет обязанности между детьми и наблюдает за их работой, чтобы не соблюдались правила (после падения небоскреба нужно начинать строительство с начала), чтобы не было конфликтов. В ходе игры дети учатся не только общаться друг с другом, но и плодотворно договариваться для успешного результата. Упражнение «Изобрази предмет». Цель упражнения – развитие базовых коммуникативных умений, знакомство с приемами общения. Ход упражнения: Учитель движениями рук, тела и мимикой изображает, как пользоваться каким-то предметом. Например, он чистит зубы, пристраивает у подбородка скрипку, говорит по мобильному телефону, собирает на поляне цветы и т.п. Дети должны отгадать, какой предмет у него в руках. Ребенок, который первым отгадал предмет, загадывает свой предмет и т. д. Чтобы детям было все понятно и ясно, упражнение «Изобрази предмет» учитель начинает с себя. Если у детей возникают затруднения в изображении предмета, учитель помогает им изобразить этот предмет. Для обеспечения у младших школьников потребности в самоутверждении во время проведения внеурочных занятий мы создавали благоприятную психологическую атмосферу. Мы поощряли детей, которые высказывающих свою точку зрения, воспитывали у них умение слушать других и терпимо относиться к чужому мнению. В ходе формирующего этапа эксперимента выявлено, что все определенные в пределах кружковых занятий формы проведения внеурочной работы способствуют формированию коммуникативных умений младших школьников. Однако наиболее эффективными являются формы, которые имеют широкий спектр функций, а именно: – беседы, направленные на формирование положительной мотивации взаимодействия, информирование школьников о сущности и приемах общения; – дискуссии дают возможность использовать коммуникативные умения на практике, особенно – слушать партнера, вырабатывать тактику общения, использовать средства речевого этикета; – коммуникативные игры, направленные на стимулирование учеников к овладению коммуникативными умениями, отработку отдельных элементов взаимодействия. В ходе экспериментальной работы выявлены педагогические условия, которые способствуют формированию умений общения младших школьников: – осознание учащимися необходимости и значение общения; – включение детей в активное взаимодействие на каждом этапе технологии; – мониторинг процесса и результатов общения учеников. Таким образом, эффективность в формировании коммуникативной компетентности учащихся экспериментальной группы обеспечивалась активным включением в общение школьников на каждом этапе формирования в процессе внеурочных занятий, в частности в процессе работы кружка «Школа общения».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|