Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Выводы к третьей главе




 

Мы провели эмпирическое исследование уровня сформированности коммуникативных УУД, которое осуществлялось в двух первых классах. Экспериментальная работа проводилась тремя последовательными этапами: констатирующий, формирующий и контрольный. Перед началом эксперимента, нами были определены показатели для оценивания сформированности коммуникативных УУД. Ответы детей записывались и оценивались в соответствии с установленными уровневыми показателями. Результаты констатирующего этапа оказались такими: большинство детей экспериментальной и контрольной группы находились на среднем уровне сформированности коммуникативных УУД. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость проведения формирующего этапа эксперимента.

Эффективность в формировании коммуникативной компетентности учащихся экспериментальной группы обеспечивалась активным включением в общение школьников на каждом этапе формирования в процессе внеурочных занятий, в частности в процессе работы кружка «Школа общения».

Результаты эксперимента показали, что почти все дети экспериментального класса вышли на качественно новый уровень владения коммуникативными универсальными учебными умениями. При постоянном использовании внеурочных занятий и коммуникативных игр у учащихся успешно формируются и закрепляются коммуникативные универсальные учебные действия. В контрольной группе, где применялся традиционный подход к организации внеклассной работы, ярко выраженных изменений не произошло. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о результативности проведенного исследования.

 

 


Заключение

 

Развитие коммуникативных УУД младших школьников – новый концептуальный ориентир образования XXI века, что является необходимым условием успешной социализации подрастающего поколения. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность младшего школьника. Они включают в себя: учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение вливаться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Для развития коммуникативных умений и навыков младших школьников в педагогической практике необходимо: учитывать индивидуальные потребности и интересы ребенка, применять эффективные технологии по освоению и совершенствованию необходимых коммуникативных знаний, формированию коммуникативных умений; которые обеспечивают процесс общения; устанавливать благоприятный социально-психологический климат; организовывать диалоговое взаимодействие и инициативность коммуникативного поведения.

Внеклассную работу можно охарактеризовать как систему однородных по содержанию, методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных мероприятий, которые выходят за рамки обязательных учебных программ. Создание в ходе внеурочных занятий ситуаций общения, которые бы побуждали учащихся к говорению, прививают культуру общения, которая проявляется не только в подходящем использовании формул речевого этикета, но и в умении внимательно слушать собеседника, толерантно вступать в диалог, высказывать собственные критические замечания и т.д.

Мы провели эмпирическое исследование уровня сформированности коммуникативных УУД, которое осуществлялось в двух первых классах. Экспериментальная работа проводилась тремя последовательными этапами: констатирующий, формирующий и контрольный. Перед началом эксперимента, нами были определены показатели для оценивания сформированности коммуникативных УУД. Ответы детей записывались и оценивались в соответствии с установленными уровневыми показателями. Результаты констатирующего этапа оказались такими: большинство детей экспериментальной и контрольной группы находились на среднем уровне сформированности коммуникативных УУД. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость проведения формирующего этапа эксперимента.

Эффективность в формировании коммуникативной компетентности учащихся экспериментальной группы обеспечивалась активным включением в общение школьников на каждом этапе формирования в процессе внеурочных занятий, в частности в процессе работы кружка «Школа общения».

Результаты эксперимента показали, что почти все дети экспериментального класса вышли на качественно новый уровень владения коммуникативными универсальными учебными умениями. При постоянном использовании внеурочных занятий и коммуникативных игр у учащихся успешно формируются и закрепляются коммуникативные универсальные учебные действия. В контрольной группе, где применялся традиционный подход к организации внеклассной работы, ярко выраженных изменений не произошло. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о результативности проведенного исследования.

 


Список литературы

 

1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ документы/543

2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 1997. – 400 с.

3. Арефьева, О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников [Текст] / О. М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после: Научно-методический и психолого-педагогический журнал. – 2012. – № 2. – С. 74-78.

4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

5. Борисова, Е. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников [Электронный ресурс] / Е. А. Борисова. – Режим доступа: www.dpo-smolensk.ru/img/laboratory/.../Borisova_01.doc

6. Борисов Е. А. Влияние ролевой, коммуникативной игры на обучение английскому языку [Текст] / Е. А. Борисов // ИЯШ. – 2002. – № 3. – С. 29-31.

7. Буренкова, Н. В. Коммуникативные универсальные учебные действия на уроках русского языка [Текст] / Н. В. Буренкова // Начальная школа плюс до и после: Научно-методический и психолого-педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С. 33-35.

8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.

9. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

10. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография [Текст] / И. А. Гришанова. – М. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. – 132 с.

11. Давыдов, В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования [Текст] / В. В.Давыдов // Вопросы психологии. – 1991. – № 6. – С. 5-14.

12. Диагностика коммуникативных УУД [Электронный ресурс]. – Режим доступа:dormidont.edu.27.ru/.../diagnostiki_po_vyjavleniju_urovnja_razvitija_p

13. Долгополик, В. Н. Учебная деятельность и умение учиться [Электронный ресурс] / В. Н. Долгополик, Т. Б. Козьмина-Соколова. – Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/122-raznoe/8264-uchebnaya-deyatelnost-i-umenie-uchitsya.html

14. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. – СПб., 2002. – 464 с.

15. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О. Н. Истратова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 349 с.

16. Калечиц, Т. Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися [Текст] / Т. Н. Калечиц, З. А. Кейлина. – М.: Просвещение 1980. – 88 с.

17. Козюренко, М. А. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения [Текст] / М. А. Козюренко, Г. С. Базанова, Е. И. Сальникова // Начальная школа плюс до и после: Научно-методический и психолого-педагогический журнал. – 2011. -–№ 11. – С. 15-19.

18. Краткий психологический словарь [Текст] / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского / ред.–составитель Л. А. Карпенко. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.

19. Крупенник, В. Т. Формы внеклассной работы с младшими школьниками [Электронный ресурс] / В. Т. Крупеник. – Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/569600/

20. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьного возраста: кн. для учителя [Текст] / Л. В. Кузнєцова. – М.: Просвещение, 1988. – С. 34-56.

21. Куницына, В. Н. Межличностное общение [Текст] / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В.М. Погольша. – Санкт-Петербург, 2001. – 540 с.

22. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи [Текст] / Т. А. Ладыженская.. – М., 2004. – 256 с.

23. Левитов, Н. Д. О содержании понятий «навык» и «умение». Методические рекомендации к практической деятельности [Текст] / Н. Д. Левитов // Советская педагогика. – М., 1980 № 3 – С. 68-72.

24. Лисина, М. И. Генезис форм общения у детей [Текст] / М. И. Лисина // Принцип развития в психологии. – М., Наука, 1978. – С. 268–294.

25. Лисина, М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни [Текст] // Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л. М. Семенюк, под ред. Д. И. Фельдштейна, – М.: Межд.пед.академия, 1994. – С. 136-143.

26. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК [Текст] / Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с.

27. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития [Текст] / М. Р. Львов. – М.: Просвещение, 2005. – 176 с.

28. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А. К. Маркова. – М.: Педагогика, 2004. –240 с.

29. Мелибруда, Е. Я – Ты – Мы. Психологические возможности улучшения общения [Текст] / Е. Мелибруда; пер. с пол.: Е. В. Новикова; вступ. ст. и общ. ред.: А. А. Бодалев, А. Б. Добрович. – М.: Прогресс, 1986. – 256 с.

30. Милерян, Е. А. Психология труда и профессионального образования. Избранные научные труды [Текст] / автор-сост. В. Е. Милерян. – К.: Интерсервис, 2013. – 290 с.

31. Мишанова, О. Г. Комплексная субъектно-ориентированная педагогическая диагностика коммуникативных действий младших школьников [Текст]: методические рекомендации для учителей начальных классов / О. Г. Мишанова. – Челябинск: Изд-во «ЧГПУ», 2012. – 31 с.

32. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 456 с.

33. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Электронный ресурс] / Ж.Пиаже. – Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/piaget01.html

34. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П. И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.

35. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов [Текст] / И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.

36. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е. С. Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с.

37. Семёнова, М. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]./ М. А. Семенова. – Режим доступа: sibac.info/conf/pedagog/xxviii/33099

38. Терентьева, Ю. В. Массовая коммуникация и ее роль в конструировании прошлого, настоящего и будущего [Текст] / Ю. В. Терентьева // Молодой ученый. – 2009. – № 2. – С. 248-251.

39. Третьяк, Г. Е. Сущность коммуникации и ее место в социокультурной реальности [Электронный ресурс] / Г. Е. Третьяк. – Режим доступа: http://www.festu.ru

40. Формирование универсальных учебных действий на материале ведущих учебно-методических комплектов для начальной школы [Текст] / О. Б. Ермакова // Педагогические технологии. – 2011. – № 1. – С. 30-38.

41. Шакуров, Р. Х. Психология емоций: новый подход [Текст] / Р. Х. Шакуров // Психология обучения. – 2003. – № 9. – С. 49-52.

42. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст] / С. А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994. – 239 с.

43. Шепелева, В. И. Принципы организации внеклассной работы [Текст] / В. И. Шепелева. – М.: Высшая школа, 1991. – 117 с.

44. Эльконин, Д. Б. О структуре учебной деятельности [Текст] / Д. Б. Эльконин // Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – С. 157-167.

 


[1] Диагностика коммуникативных УУД [Электронный ресурс]. – Режим доступа: dormidont.edu.27.ru/.../diagnostiki_po_vyjavleniju_urovnja_razvitija_p

 

 

[2] Диагностика коммуникативных УУД [Электронный ресурс]. – Режим доступа: dormidont.edu.27.ru/.../diagnostiki_po_vyjavleniju_urovnja_razvitija_p

[3] Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 1997. – 400 с.

[4] Борисов Е. А. Влияние ролевой, коммуникативной игры на обучение английскому языку / Е. А. Борисов // ИЯШ. – 2002. – № 3. – С. 29.

[5] Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры / С. А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994. – С. 26.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных