Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изменения в преподавании истории в 1920-е гг. Преподавание обществоведения. ФОНы.




Становление марксистской исторической науки. Организация научных исследований. Создание новых центров исторической науки. Социалистическая академия. Институт Маркса и Энгельса. Истпарт. Институт красной профессуры. Марксистская историческая периодика.

В 1918 г создается социалистическая академия наук для подготовки историков-марксистов. В 1924-м переименована в коммунистическую академию. Был создан музей зарубежного марксизма. Его возглавил Давид Рязанов. С 1920 г. историей марксистского движения в СССР стал заниматься истпарт. Возглавил Ольминский. В 1919 г основан коммунистический университет им.Свердлова. В 1921-ИКП-Институт красной профессуры. В 1925 г организовано общество историков марксистов. СНК создан гос архивный фонд.

В школах историю отменили. Вместо неё - обществоведение. Новые преподаватели марксисты - Покровский Удальцов Адорацкий. В 1920 г Покровский издал книгу «Русская история в самом сжатом очерке». Она была учебником до 30х годов.

 

3. Развитие источниковой базы в 1920-е гг. г. Декрет “О реорганизации и централизации архивного дела”. Центральные государственные архивы. Новая документальная база.

 

Изменения в преподавании истории в 1920-е гг. Преподавание обществоведения. ФОНы.

 

5. Обобщающие труды по истории и проблематика научных исследований в период становления марксистской исторической науки. Юбилейные даты в истории классовой борьбы и их значение для марксистской историографии 1920-х гг. История революционного движения. Ю.М. Стеклов. Изучение социально-экономического развития России накануне 1917 г. Труды по внешней политике. История социал-демократии. История революций. “Уроки октября”. История интервенции и гражданской войны.

В этот период выходит много книг посвященных Бакунину, Нечаеву, Чернышевскому. Мартов(меньшевик) написал «Записки социал- демократии. Невский, Бубнов, Ярославский - историки социал-демократии. В это время складывается коммунистический характер истории. В 1924 г. Троцкий написал «Уроки Октября», отводя особую роль самому себе в революции. Тухачевский - «Поход за Вислу». Со 2-ой пол 20-х годов Покровский подвергается критике. Овладевая марксистско-ленинской методологией, советские историки в середине 20-х годов приступили к систематическому изучению социально-экономических отношений и классовой борьбы в феодальной России на новой, материалистической основе. Вопросами истории Древней Руси успешно занимался С. В. Юшков — профессор истории права в Саратовском университете. В начале 30-х годов советские историки начали рассматривать социально-экономические отношения в Киевской Руси с точки зрения теории общественно-экономических формаций. Ленинградский историк Б.Д.Греков доказывал, что у восточных славян, как и у германцев, разложение первобытнообщинного строя вело к развитию феодальных отношений и установлению феодальной общественно-экономической формации. Во второй половине 20-х годов появилась большая историческая литература о народничестве. В 1929—1930 гг. прошла дискуссия о «Народной воле», поводом к которой послужила статья И. А. Теодоровича (1929), объявившего революционное народничество прямым предшественником большевизма.

 

6. Исторические взгляды М.Н. Покровского в 1920-е гг. “Русская история в самом сжатом очерке”. Критика концепции М.Н. Покровского.

Михаил Николаевич Покровский 1868-1932. Русский историк-марксист, советский политический деятель. Лидер советских историков в 1920-е годы, «глава марксистской исторической школы в СССР». Член РСДРП(б) с апреля 1905 года. Академик Белорусской АН (1928). Академик АН СССР. Суть истории по Покровскому заключается «в развитии, то есть в правильном изменении человеческого общества». Социализм с точки зрения Покровского — «это переход земли и всех ее произведений, а также всех орудий производства, фабрик, заводов и т. д. в руки тех, кто работает». С возникновением социализма развитие общества не закончится. Но то, что будет после социализма «этого мы предвидеть не можем». Основную задачу видел не в истолковании фактов и исторических материалов, овладении содержанием исторического процесса, стремился понять историю в ее целостности и сообщить это понимание другим. В «Русской истории в самом сжатом очерке» развивал теорию торгового капитализма (капитала): «стержнем» русской истории была борьба промышленного и торгового капитала. Лишь рассматривая самодержавие как организованный торговый капитализм можно понять историю революционного движения в России.

ПОКРОВСКИЙ, МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ (1868–1932), русский историк, деятель революционного движения и коммунистической партии. Родился 17 (29) августа 1868 в Москве, в семье помощника управляющего Московской складочной таможни. Уже во 2-й Московской гимназии проявил интерес к занятиям историей. В 1887 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, по окончании которого в 1891 получил диплом первой степени и был оставлен «для приготовления к профессорскому званию» сразу при двух кафедрах – русской и всеобщей истории. Занимался в семинариях П.Г.Виноградова и В.О.Ключевского. До 1895 Покровский, по собственному выражению, был «совершенно академическим человеком»: заведовал семинарской библиотекой в университете, читал лекции на Московских педагогических курсах, готовился к защите магистерской (кандидатской) диссертации, которую так и не защитил. Защите помешало то обстоятельство, что Покровский все активнее начал интересоваться политикой. Покровский сотрудничал с «легальными марксистами», возглавлявшейся П.Н.Милюковым Комиссией по организации домашнего чтения, организацией «Союз освобождения». Первую русскую революция Покровский встретил восторженно, в апреле 1905 вступил в РСДРП. Активно печатался в большевистской прессе, выступал на митингах и собраниях. Был избран членом Московского комитета РСДРП, одним из руководителей лекторской группы МК, стал фактическим редактором большевистской газеты «Борьба». В дни декабрьского восстания в Москве вместе со своим университетским товарищем Н.А.Рожковым Покровский участвовал в вооруженной борьбе. Годы эмиграции – наиболее плодотворные в научном творчестве ученого. Именно тогда он создал два крупнейших своих произведения – 5-томную Русскую историю с древнейших времен (1910–1913) и Очерк истории русской культуры(ч. I, 1914).После свержения самодержавия в августе 1917 Покровский вернулся в Россию, восстановил свое членство в большевистской партии. В дни Октябрьского вооруженного восстания редактировал «Известия Московского Совета рабочих депутатов», был комиссаром Московского военно-революционного комитета по иностранным делам. 14 ноября пленум Моссовета избрал его своим председателем. В декабре 1917 – январе 1918 Покровский участвовал в составе русской делегации в мирных переговорах с Германией и ее союзниками в Брест-Литовске. Занимал «левокоммунистические позиции» – выступал за «революционную войну», против подписания германских мирных условий. Когда мир был подписан, Покровский воспринял его как нечто «морально ужасное до невероятных пределов». В мае 1918 Покровский был назначен членом правительства, заместителем наркома просвещения РСФСР. Этот пост ученый занимал до конца жизни, совмещая его с руководящей работой в качестве председателя президиума Социалистической (с 1924 – Коммунистической) академии, ректора Института красной профессуры, председателя Общества историков-марксистов, заведующего Центрархивом. С его именем связаны крупнейшие мероприятия по реорганизации высшей школы на коммунистических началах, по отстранению от преподавания старой профессуры, созданию привилегированных условий для приема рабочей молодежи, установлению в общественных науках монопольной гегемонии коммунистической идеологии. При его активном участии были проведены национализация и централизация архивных, библиотечных и музейных фондов, подготовлены и реализованы декреты о введении новой орфографии, охране памятников искусства и старины, ликвидации безграмотности и т.д.Административная и научно-организационная работа в последний период жизни отнимали у Покровского много времени и сил. К тому же он серьезно заболел: в 1928 у него обнаружили рак. Его труды последних лет жизни – Русская история в самом сжатом очерке (1920), Борьба классов и русская историческая литература (1923), Очерки русского революционного движения (1924),Царская Россия и война (1924), Внешняя политика России в ХХ в. (1926), сборники статей Империалистическая война (1928), Октябрьская революция(1929) – это в большинстве популярные учебные курсы и критические обзоры литературы. В этих трудах Покровский высказал немало как интересных и глубоких, так и противоречивых, спорных и неверных суждений о прошлом. В их числе – преувеличенно высокая оценка роли торгового капитала в истории России. В разгоревшейся в начале 1920-х годов внутрипартийной борьбе Покровский сделал ставку на Сталина, выступив на его стороне в дискуссии на исторические темы с Троцким. Покровский всегда – даже если это в душе претило ему – неукоснительно выполнял социальные заказы нового вождя. Надо громить беспартийных ученых из Академии наук, выступать против правых оппортунистов или развенчать какой-либо уклон в науке – Покровский принимался за дело. Своих многочисленных учеников Покровский воспитывал в духе воинствующего большевизма, беспрекословного исполнения партийных директив, использования исторических знаний в борьбе с политическими противниками, прямого подчинения исторических исследований задачам укрепления господствующего режима, монопольного положения в науке одного направления, негативного отношения к опыту предшественников и оппонентов. Известное высказывание Покровского – «история есть политика, опрокинутая в прошлое» – стало руководством к действию для целого поколения историков-марксистов. После кончины Покровского отдельные его взгляды, в первую очередь отрицание каких-либо достижений у дореволюционной власти и нигилизм в оценке национальных традиций, разделявшиеся многими из его учеников, вступили в противоречие с задачами укрепившегося партийного режима. В новой внутренней и международной обстановке Сталину полезен был опыт старой имперской государственности, нужна была советская государственно-патриотическая концепция истории, объяснявшая и оправдывавшая его безраздельную политическую власть. Поэтому по инициативе вождя во второй половине 1930-х годов в СССР были развернуты беспрецедентная по масштабам кампания критики покойного ученого и его трудов, а также кампания по написанию новых исторических учебников. Эти кампании сопровождались массовыми репрессиями и уничтожением ученых-историков.

 

7. Историки «старой школы» в Советском государстве. Высылка представителей “старой” интеллигенции. Роль АН СССР. Ведущие представители “старой” науки. Организация научных исследований. ГАИМК, Институты истории, Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук. Научные общества. Краеведческие организации. Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев.

Часть историков эмигрировала. Оставшуюся часть стали вытеснять из науки и педагогики. До сер 30 х историки вынуждены заниматься вспомогательными историческими дисциплинами - археологией, краеведением, генеалогией и т.д. Институт истории был переименован в институт общественных наук. В 1921 г. создано общество бывших каторжан. Начинает бурно развиваться краеведение. В 30-х краеведы попали в разряд врагов народа. Историки старой школы стали признавать методологию марксизма. Историки старой школы позитивисты. Они очень тщательно прорабатывают материал. Еще до Революции они создали монографию «Образование русского государства».

 

Методологические основы историков «старой школы». Влияние государственной школы. Неокантианство. А.С. Лаппо-Данилевский. Проблематика научных исследований. Историография древней и средневековой России. Исторические работы и взгляды А. Е. Преснякова, С.Ф. Платонова, Р.Ю. Виппера, П.Е. Щеголева.

В ответе только про Преснякова

Основные темы научных интересов Преснякова в предреволюционный период — история политических отношений на Руси до XVI века, источниковедческие вопросы летописания XVI века, история общественной мысли XIX века. Отвергал теорию «родового княжеского владения» в Киевской Руси, полагая, что в основе княжеской собственности лежит «семейное, отчинное право». Разрабатывал историю «княжого права»: считал, что одним из важнейших направлений деятельности древнерусских князей было создание рядом с обычно-правовыми союзами членов племени особого «союза княжой защиты», в который входили и княжеская дружина, и население княжеских сёл. Считал, что княжая защита была «общеисторическим явлением у всех европейских народов».

Исследовал процесс централизации в тесной связи со всем комплексом международных отношений Северо-Восточной Руси; процесс объединения русских земель с позиции внутренней истории не только Московского великого княжества, но и удельных — Тверского, Рязанского и Нижегородского. Был противником резкого противопоставления истории Киевской и Владимиро-Суздальской Руси. Доказывал, что семейно-вотчинные разделы волостей-княжений во Владимиро-Суздальской Руси всегда были лишь продолжением семейно-вотчинных разделов Киевской Руси. После 1918 продолжал исследования в области истории средневековой Руси, в частности, занимался теоретическими вопросами феодализма в России. Но при этом уделял значительное внимание истории XIX века, автор исторических портретов российских императоров, обстоятельного исследования по истории движения декабристов, основанного на источниках. В работах по историографии Пресняков одним из первых сформулировал концепцию «петербургской исторической школы» как школы «восстановления права источника и факта вне зависимости от историографической традиции» в противовес московской (по своему характеру историко-социологической).

 

Историческая наука русской эмиграции. Школа Московского университета. Центры эмигрантской исторической науки. Русский заграничный исторический архив. Проблематика исследований. С.Г. Пушкарев, П.Н. Милюков. Евразийское направление историографии. Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий. Работы А.И. Деникина, С.П. Мельгунова, Н.Н. Головина.

Большое количество историков было в Чехии. В Праге был создан Русский заграничный исторический архив. Кондаков исследовал Византию. Пушкарев занимался историей церкви и гос властью. Острогорский выдвинул тезис о отсутствии вассальных отношений Руси к Византии. Движение Евразийцев-Трубецкой Н. Они говорили, что Россия представляет собой самобытную цивилизацию.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных