Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологические основы обучения и воспитания в младшем школьном возрасте.




Общие характеристики младшего школьного возраста Младший школьный возраст (7 – 11 лет) – 1-4 классы (начальная школа). По сравнению с дошкольником, основным видом деятельности является – учение. Смена основных видов деятельности влияет и на изменение психического развития ребенка. Как и всякий переходной возраст, этот возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддержать. Физиологические особенности младшего школьника заключаются в следующем: формируются все изгибы позвоночника, окостенение скелета еще не заканчивается, быстрая утомляемость (особенно при письменных работах) у учащихся 1-2 классов, хорошо снабжается кровью мышцы сердца, головной мозг увеличивается, особенно лобные доли головы. Для первого этапа школьной жизни характерно то, что ребенок подчиняется новым требованиям учителя, регулирующим его поведение в классе и дома, а также начинает интересоваться содержанием самих учебных предметов. Таким образом, при первоначальном вхождении в школьную жизнь у ребенка происходит существенная психологическая перестройка. Он приобретает некоторые важные привычки нового режима, устанавливает доверительные отношения с учителем и с товарищами. На основе появившихся интересов к содержанию учебного материала у него закрепляется положительное отношение к учению. 2. Учебная деятельность младшего школьника Содержание учебной деятельности имеет: его основную часть составляют научные понятия, законы науки и опирающиеся на них общие способы решения практических задач. Таким образом, учение – это процесс направленный на приобретение знаний, умений и навыков. Учебная деятельность имеет определённую структуру. Её компоненты следующие: 1) учебные ситуации (или задачи), 2) учебные действия, 3) контроль, 4) оценка. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается определённая динамика отношения детей к учению. Первоначально они стремятся к нему как к общественно полезной деятельности вообще. Затем их привлекают отдельные приёмы учебной работы. Наконец, дети начинают самостоятельно преобразовать конкретно- практические задачи в учебно-теоретические, интересуясь внутренним содержанием учебной деятельности. Исследование закономерностей её формирования составляет одну из задач современной детской и педагогической психологии. 3. Развитие познавательных процессов у младших школьников Развитие восприятия. Развитие отдельных физиологических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия (у них наблюдается высокая острота зрения, слуха, они хорошо ориентируются на различные формы и цвета), но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У первоклассников отсутствует систематический анализ самых воспринимаемых свойств и качеств предметов. Возможность ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем просто ощущение. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения, Далее восприятие становится становится целенаправленным. При достаточно развитом наблюдении можно говорить о наблюдательности ребенка как особом качестве личности. Исследования показывают, что в начальном обучении можно значительно развить это важное качество у всех младших школьников. Развитие внимания. Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания, Они обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяются яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Условия школьной работы с первых дней требуют от ребенка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент его могут не интересовать. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Во 2-3 классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием. Произвольное внимание, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу – это важное приобретение младшего школьного возраста. Развитие внимания в младшем школьном возрасте связно с чередованием непроизвольного и произвольного внимания, а также с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий. Развитие памяти. Семилетний ребенок, пришедший в школу, запоминает по преимуществу буквально внешние яркие и эмоционально впечатляющие события, описания, рассказы. Но школьная жизнь такова, что с самого начала требуют от детей произвольного запоминания материала. Ученики должны специально запомнить режим дня, правила поведения, домашние задания, а затем руководствоваться ими в своем поведении или уметь воспроизводить их на уроке. Запоминание учебного материала предполагает особую выучку, без которой память школьника остается невооруженной и неорганизованной, т.е. «плохой памятью», когда школьники стремятся непосредственно запомнить то, что требует специального разбора, группировки и сопоставления. Формирование этих приемов работы учебным материалом выступает как наиболее эффективный путь воспитания «хорошей памяти». В этом процессе нужно умело использовать произвольный и непроизвольный виды запоминания как в работе со словесными. Так и в работе с наглядным материалом Развитие воображения. Развитие способности к воображению проходит две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект (бедны деталями). В конце 2 класса, а затем в 3 классе наступает вторая стадия. Прежде всего, значительно увеличивается количество признаков и свойств в образах. Воссоздающее (репродуктивное ) воображение в младшем школьном возрасте развивается на всех школьных занятиях, Стремление младших школьников указывать условия происхождения и построения каких-либо предметов – важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого (продуктивного) воображения. Развитие мышления. В развитии мышления младших школьников также наблюдается две основные стадии. На первой стадии (1-2кл.) мышление преимущественно наглядно-действенное или его еще называют практически- действенным или чувственным. Обобщения, выполняемые детьми на этой стадии, происходят под сильным давлением броских признаков предметов. Вторая стадия (3класс) развития мышления связана с овладением учащимися родовыми соотношениями между отдельными признаками понятий. Т.е. классификацией (например, «стол» - имя существительное). Дети постоянно отчитываются перед учителем в форме развернутых суждений о том, как они усвоили ту или иную классификацию. Следующим этапом более сложного вида мышления является абстрактное, отвлеченное, теоретическое мышление (пример: 1+1=) 4.Развитие личности младших школьников. Усвоение моральных норм и правил поведения. В школе ребенок встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Дети семи-восьми лет психологически подготовлены к ясному пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению. Но, не всегда учитель правильно и вовремя это использует, считает ученика еще маленьким и т.д. Поэтому у учителя должна быть четкая и ясная система воспитания. Взаимоотношения младших школьников между собой и с учителем Характерной чертой взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, интересуются приключенческой литературой и т.д.). Мнение учителя для младших школьников наиболее существенно и безаппеляционно. Младшие школьники безоговорочно признают его авторитет. И по всем вопросам обращается к учителю. 5. Эмоции и их развитие у младших школьников Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций. Повышения устойчивости эмоциональныхсостояний – формирование производительности психических процессов.

Младшие школьники более уравновешенны, чем школьники, а также подростки. Ребятам 8-9 лет присуще длительное, устойчивое радостное и бодрое настроение.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных