ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Период реформ (конец 70-х – 90-е гг.).Первый этап реформ – декабрь 1978 - октябрь 1984 гг. На третьем пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва (1978 г.) было принято историческое решение об экономической реформе Китая, о создании принципиально новой экономической структуры. Главная цель реформы – создать социалистическое товарное хозяйство, обеспечив при этом государственное управление рынком, перейти от закрытой экономики к открытой и в первую очередь – накормить народ. Реформа в сельском хозяйстве в Китае началась снизу, в результате движения крестьян против “культурной революции”. В 1978 г. в КНР голодало 30 % крестьян. Именно они начали движение за распределение земли в аренду на длительный срок. Реформа сельскохозяйственного производства основывалась на подрядных отношениях. 98 % находилось на индивидуальном подряде. Из 390 млн. человек, занятых в сельскохозяйственном производстве, 171 млн. были переведены на подряд, 90 млн. стали работать в местной промышленности. Земля передавалась во владение вначале на 50 лет, затем на 70 лет. Крестьяне являлись полными хозяевами на земле, производили то, что пользовалось спросом на рынке. Земельные наделы составляли на юге 1 - 2 га, на севере 2 - 3- га. При заключении контракта на подряд 3 % продукции сдавалось государству, 7 % - кооперативу, 40 % - продавалось государству по высоким закупочным ценам, остальными 50 % урожая крестьяне распоряжались по своему усмотрению. Доходы в деревне возросли в 3,16 раза, в городе в 2,62 раза. Доля бедных крестьянских дворов снизилась с 61,6 % в 1980 г. до 11,3 % в 1986 г. С конца первого периода реформ китайская деревня стала сталкиваться с проблемами. Несмотря на то, что сроки аренды земли постоянно увеличивались, крестьяне неохотно вкладывали свои деньги в расширение производства, на закупку новой техники, удобрений, мелиорацию. Нередко крестьянин предпочитал истратить деньги на “сладкую жизнь” или положить в банк. Трудно было переломить психологию крестьян, столетиями относящихся с недоверием к властям. Кроме того, часто выгоды, которые крестьяне получали от повышения цен на свою продукцию, сводились на-нет из-за возросших цен на орудия труда и средства производства; Почти сразу же в ходе реформирования проявила себя проблема цен, которая в последующие годы стала ключевой. Триада: цены - заработная плата – рынок – “бермудский треугольник” китайской экономики. Стали сказываться механизмы инфляционных процессов, причем, как правило, 60 % ежегодных инфляционных сумм приходилось на продукты питания. В мае 1985 г. КНР отказалась от государственного регулирования цен с ориентацией на рыночное регулирование (потом произошел возврат к прежнему принципу). Это привело к сокращению производства, посевные площади сократились на 5 млн. га. Крестьяне стали заниматься тем, что выгоднее (на 33 % сократилось производство хлопка). В Китае также наметилась тенденция к сокращению посевных площадей под зерновыми культурами, а также пахотных земель. В результате урожай зерновых, который всегда считался в Китае барометром экономического развития, не превышал в годы реформ 407 млн. т в год, а чтобы обеспечить потребности людей и здоровое экономическое развитие, среднегодовой сбор зерна к 1990 г. должен был составлять 450 млн. т, а к 2000 г. - 500 млн. т. КНР – страна, имеющая мало возможностей для экстенсивного развития, его ограничивает дефицит природных ресурсов. Необходима интенсификация производства. В Китае проживает 24 % населения мира, но производится только 17 % урожая зерновых, отсюда - незначительный показатель производства зерна на душу населения. В годы реформ наблюдалась низкая эффективность сельскохозяйственного производства в Китае. Во многом это было связано с парцеллярным характером ведения хозяйства при семейном подряде. Повышение эффективности сельского хозяйства упирается в раздробленность участков, предоставляемых отдельным дворам. Иногда семейные земли разбиваются на 7 - 8 кусков, которые располагаются в разных местах. Это ограничивало возможности механизации и повышения производительности труда. В ходе проведения реформы оказалось, что отсутствует необходимая инфраструктура - нет дорог, хранилищ, мощностей для переработки зерна. В условиях рынка и расцвета частного предпринимательства при отсутствии четкой налоговой политики и предельных размеров доходов шло расслоение общества (особенно в сельской местности). Темпы экономического роста “съедались” неуклонно нарастающей рождаемостью, особенно в сельской местности, хотя на официальном уровне был принят принцип “одна семья - один ребенок”. В сельской местности этот принцип постоянно нарушался. Для сдерживания роста рождаемости разрабатывались специальные меры. Например, за право завести второго ребенка надо было платить залог в 3.200 дол. За нарушение закона о рождаемости, особенно в деревнях грозила тюрьма или штрафные санкции. Второй этап реформ (1984-1987) Второй этап начался в 1984 г. с преобразования экономической структуры города. Был введен принцип – 80 % плана, 20 % - рынка. Вводилось директивное, направляющее и свободное рыночное регулирование. Из 11 млн. предприятий Китая в 1986 г. частные предприятия составляли 225 тыс., а в 1994 г. – 328 тыс. Производили они 1 % валовой промышленной продукции. Государственные предприятия производили 68 % валовой промышленной продукции. Акцент на рыночные факторы остро выдвинул проблему убыточных предприятий. Были разработаны следующие направления борьбы с банкротством: сдача таких предприятий в аренду коллективам или частным лицам; продажа рабочим и служащим акций убыточных предприятий; слияние убыточных и прибыльных предприятий при соблюдении принципов добровольности, соразмерности сил прибыльного и слабости убыточного предприятий, поддержке банков, учете особенностей момента. Третий этап реформ(1987-90-е г.г.) ХIII съезд КПК, который проходил 25 октября по 1 ноября 1987 г., ознаменовал начало третьего этапа реформ. Постепенно стал вводиться принцип 60 % -плана, 40 % - рынка. Внутренняя экономическая реформа Китая неразрывно связывалась с его внешнеэкономической политикой. XIII съезд КПК и первая сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), приняв ряд положений, способствующих дальнейшему углублению и развитию реформы, приняли решение о “стратегическом развитии приморских районов”. Эти районы объявлялись открытыми, свободными для притока иностранной техники, технологии и капиталов. Была выделена зона “сориентированной вовне экономики”, которая охватывала все приморское побережье Китая площадью 320 тыс. квадратных км. С населением более, чем 160 млн. чел. “Открытыми” объявлялись 14 крупных городов и портов (200 млн. чел.). Создавалась специальная провинция Китая – Хайнань, которая была объявлена полностью открытой зоной. Цель данной политики – получить извне средства для развития китайской экономики, открыть приток в страну новейшей техники и технологии, проникнуть на внешние рынки, вписаться в мировое хозяйство – “высунув вовне две головы”, то есть отыскать за рубежом не только источники инвестиций, рынки сбыта, но и источники сырья, полуфабрикатов и деталей с тем, чтобы переработать это сырье. В этих провинциях существовали различные формы собственности - государственная, кооперативная, индивидуальная, смешанная, иностранная. Эти формы успешно конкурировали между собой, что приводило к хорошим результатам. Дешевизна китайской рабочей силы привлекала в открытые районы иностранный капитал (японский, сингапурский), капиталы из Тайваня и Гонконга. Как правило, китайские мафиозные структуры не брали деньги с начинающих предпринимателей, давая им 2-3- года на развитие бизнеса. При этом, они руководствовались принципом “зачем стричь овцу, если на ней не выросла шерсть”. Иностранцев мафия вообще старалась не трогать. В ходе работы XIII съезда были подведены итоги предшествующих этапов реформы. Кроме этого китайское руководство выдвинуло задачу увеличения среднедушевого валового национального продукта к середине XXI в. до размеров, присущих среднеразвитым странам, а к 2000 г. предполагалось довести ВНП до 1 трл. дол., население сохранить на уровне 1,2 млрд. чел., чтобы ВНП на душу населения составлял 800 дол. в год. Параллельно с экономическими преобразованиями китайское руководство наметило и политические преобразования. Были упразднены партийные отраслевые отделы, которые дублировали деятельность государственных органов (отделы промышленности и строительства, финансов, торговли, культуры и просвещения). Сохранялись отделы пропаганды, организационно-партийной работы, отдел единого фронта, общий отдел, комиссия по проверке партийной дисциплины. Важную роль стал играть Народный политический консультативный совет Китая. В этом органе единого патриотического фронта в центре и на местах были представлены демократические партии, народные организации, различные слои общества, через него осуществлялась система многопартийного сотрудничества и консультаций под руководством КПК. Внедрялась система общественных рекомендаций и открытых конкурсов, периодической аттестации руководящих работников, определялись сроки их полномочий, чтобы изжить практику пожизненного занятия должностей. Из 47 млн. китайских коммунистов с 1982 по 1986 г. за серьезные проступки были исключены из партии 152 тыс. человек. Был введен порядок выборов, при котором число кандидатур превышало число мандатов. Впервые члены Постоянного комитета высшего законодательного органа государственной власти КНР -Всекитайского собрания народных представителей – избирались по многомандатному принципу. Был утвержден план перестройки правительственного аппарата, реформы кадровой системы. Количество министерств и комитетов было сокращено с 45 до 41. Тем не менее, в 1986 – 1987 гг. в Китае наблюдались студенческие волнения (за социальное равенство, углубление политических реформ). Это было связано с борьбой “догматиков” и “реформаторов” за пути дальнейшего развития. 16 января 1987 г. произошла отставка генерального секретаря ЦК КПК Ху Яобана, который был обвинен в послаблении “буржуазному либерализму”, это ознаменовало этап наступления “догматиков” против сторонников “буржуазного либерализма”. Все это вылилось в “пекинскую” весну 1989 г., когда произошли столкновения студентов и правительственных войск, после чего началась политика “свертывания” реформ, которая продолжалась до 1991г. В ходе политики “свертывания” Китай возвратился к принципу 80 % - плана, 20 % - рынка. С 1991 г. финансы становятся главным рычагом регулирования экономики Китая. В начале 1990-х гг. наиболее опасным фактором, способствующим развитию инфляционных процессов стало выделение в 1990 г. около 300 млрд. юаней в качестве кредитов промышленным предприятиям. Ослабление государственного контроля за кредитами явилось частью разработанной правительственной программы, направленной на преодоление экономического спада и оживление “вялого” потребительского рынка, то есть на борьбу с побочными результатами политики “свертывания”. Для того, чтобы стимулировать потребительский спрос, содействовать устранению небывалого затоваривания на складах готовой продукции, процентные ставки по банковским вкладам и кредитам во второй половине 1990 г. были снижены с 10 – 11 % до 9 – 8 %. Несмотря на то, что 92 % всех кредитов было отпущено на развитие промышленного производства, оживление торговли и обеспечение ключевых строек, они не принесли ожидаемого эффекта, породив проблему задолженности предприятий в связи со снижением экономической эффективности предприятий. В середине 90-х гг. также встала проблема реформирования государственных предприятий. Китайское руководство было обеспокоено снижением доли государственного сектора в промышленности. Если в 1978 г. госсектор производил примерно 77,6 % валовой промышленной продукции, в 1984 г. –69,1 %, в 1991 г. – 52,9 %, то в 1995 г. – 30,9 %. Доля индивидуального и частного сектора составляла в 1995 г. 13,2 %, прочие экономические уклады, кроме “коллективного” – 13,1 %. Хотя в 1995 г. оказалось убыточными примерно 1/3 крупных и средних промышленных предприятий госсектора, а объем убытков составил 2/3 убытков государственной промышленности, однако именно крупные и средние государственные предприятия давали всю посленалоговую прибыль государственной промышленности. В 1996 г. на долю государственного сектора приходилось 1,4 % численности всех промышленных предприятий и 28,5 % объема производства. На них было занято более 66 % всех рабочих и служащих. На долю ”коллективных”, “волостных” и “поселковых” предприятий приходилось 20 % числа промышленных заведений и 39,4 % продукции, на долю частных – почти 78% промышленных заведений и 15,5 % продукции. Поэтому государственный сектор в Китае по-прежнему остается основой экономики. В 90-е гг. неоднократно принимались решения о повышении закупочных цен на зерно, рис, кукурузу. Осуществлялись эти мероприятия за счет государственных субсидий, сопровождаясь выплатой горожанам “зерновой компенсации”. От таможенных пошлин были освобождены все пригородные уезды и районы, импортирующие элитные семена, племенной скот, современное оборудование и технологии для нужд сельской промышленности, производящие экспортную продукцию. Была проведена реформа финансов и введен единый обменный курс валют, который колебался на основе предложения и спроса на валютном рынке. Новая система способствовала формированию единого всекитайского валютного рынка и развитию внешней торговли. Народный банк Китая был преобразован в Центральный банк, который под руководством Госсовета КНР самостоятельно проводил валютную политику, контролировал финансовые органы и обеспечивал порядок в области финансов. Существующие специализированные банки были превращены а коммерческие. Главным направлением социально-экономической политики в годы реформ стало повышение жизненного уровня трудящихся. При этом происходила следующая трансформация показателя уровня достатка: начиналось реформирование с тезиса главного реформатора Дэн Сяопина –“Людей нужно накормить, дать каждому мясную похлебку, пол-яйца в день и каплю водки”. Затем признаком достатка в Китае стали “три вертящиеся, один говорящий” – велосипед, часы, швейная машинка, радиоприемник. В конце 1980 - начале 1990-х гг. – “три большие вещи”- телевизор, холодильник, стиральная машина. В конце 1990-х гг. – машина, мебель, джакузи. Хорошей заработной платой в городе стала считаться зарплата в 50-100 дол. в месяц, тем более, что многие живут за счет родственников, осевших за границей. 400-500 дол., как правило, присылаемые такими родственниками в месяц, обеспечивают довольно-таки сносное существование. Китайские врачи стали бить тревогу по поводу роста числа сердечно-сосудистых заболеваний по причине переедания. В Китае введен своеобразный налог на роскошь. Это выразилось в том, что, например, ноутбуки, автомобили типа “Феррари”, телевизоры стоят на 25-40% дороже. В конце 90-х гг. к власти в Китае пришли лидеры третьего поколения – Председатель КНР (президент) Цзян Цзэминь, Премьер госсовета – Чжу Жунцзи, Председатель постоянного комитета ВСНП – Ли Пэн. Лидерами первого поколения были Мао и его соратники, второго поколения – Дэн Сяопин и его сподвижники, которые начинали реформы в конце 70-х гг. В 2002 г. генеральным секретарем ЦК КПК стал Ху Цзиньтао, который в 2004 г. становится Председателем КНР. Сейчас в КПК 58 млн. членов. При этом в КНР следят, чтобы коммунистов было не более 5 % населения страны. Идеи Мао – приверженность социалистическому пути, народно-демократическая диктатура, руководство коммунистической партии формально остаются конституционными принципами, но часто начинают приобретать новый смысл. Только принцип руководства КПК остается пока незыблемым. В 1998 г. Чжу Жунцзи призвал массы стать союзниками в решающей схватке с консервативным бюрократическим аппаратом. В течение трех лет предполагалось сократить в 2 раза восьмимиллионную армию чиновников Китая, ликвидировать 11 министерств и ведомств из 40. Высвобожденные средства планировалось направить на развитие науки и образования. Чиновников, освобожденных от должностей предполагалось переучить в рыночных менеджеров. При этом, в течение двух лет чиновники партийных и правительственных органов подвергаются проверке после ухода с постов. За 1999-2000 гг. китайские аудиторы взяли “на крючок” более 4 тыс. отставников, в том числе министров и руководителей ведущих государственных компаний. Задним числом различные нарушения выявлены в деятельности 1,5 тыс. чиновников. 500 из них смещены со своих новых постов, приблизительно 2000 дел передано в судебные органы. Подсчитано, что в целом было присвоено 36 млн. дол., 600 млн. были потеряны из-за некомпетентных действий руководителей. Радикально преобразовывая аппарат и обновляя его, Чжу Жунцзи заявил, что хочет запретить вообще вмешательство аппарата в оперативную деятельность предприятий или банков, оставив в его ведении макроконтроль и выработку стратегии. Так же были поставлены следующие задачи: для крестьян- поддержка цен на зерно; для предпринимателей - реформа инвестиционно-финансовой системы; для имущих – обзаведение жильем на коммерческой основе; проведение реформы медицинского обслуживания; освобождение экономически активного населения от внебюджетных поборов местных властей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|