Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Южная Корея. 1950 - 1990-е гг.




В Южной Корее происходили за этот период следующие события. 1 октября 1953 г. в Вашингтоне был подписан договор о взаимной обороне между Корейской республикой и США. Этот договор вступил в силу в ноябре 1954 г. Он закреплял за США право на неопределенный срок размещать свои сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы в Южной Корее.

Основные меры, принятые в стране в 1940 - 50–е гг., были направлены на проведение аграрной реформы и развитие сахарной, мукомольной и текстильной промышленности. Реформа началась в 1947 г. при поддержке американской военной администрации. Согласно закону об аграрной реформе 1949 г. помещики были обязаны за выкуп, уплачиваемый специальными облигациями Промышленного банка, передать свои земли (свыше 3 га) в государственный фонд аграрной реформы. Правительство распределяло эти земли среди крестьян, оно же в течение 5 лет взимало с крестьян выкуп за полученные участки. Земельный фонд аграрной реформы составлял примерно 450 - 470 тыс. га.

По реформе участки получили 950 тыс. крестьянских хозяйств. На каждый двор в среднем приходилось около 0,5 га. Реальным результатом этой реформы стало то, что была ликвидирована крупная земельная собственность и значительно ограничено землевладение помещиков средних и мелких, которые занялись капитализацией своих накоплений либо в сельском хозяйстве, либо в сфере промышленности и торговли.

Землевладение крестьян заняло господствующее положение. Возрождение аренды после реформы отразило усиление уже предпринимательской деятельности зажиточных слоев деревни. В 1954 г. землю арендовало 21 % хозяйств. В 1965 г. площадь арендованных земель составила 15 % всех сельскохозяйственных угодий, а число хозяйств, прибегавших к аренде – 28 %. Кроме открытой аренды земли наблюдалась аренда на “подрядных началах” предпринимательского характера.

В результате реформы удельный вес середняцких хозяйств (с земельными участками 1 - 2 га) увеличился с 21,4 % в 1949 г. до 25,7 % в 1967 г. Удельный вес бедняцких хозяйств снизился с 71 % в 1949 г. до 67,5 % в 1967 г. Земля концентрировалась в руках зажиточных землевладельцев (обрабатываемая площадь – свыше 3 га).

Для разрешения проблемы аграрного перенаселения и массового обезземеливания мелкого собственника была разработана кооперативная политика государства. Особенно она коснулась растениеводства и животноводства. В начале 1960-х гг. кооперативы охватили 86 % крестьянских хозяйств. С целью улучшения финансирования кооперативов Сельскохозяйственный банк Южной Кореи был слит с Центральным правлением кооперативов в августе 1961 г. Правительство с помощью назначаемых председателей правлений кооперативов и института сельских инструкторов установило над кооперативами экономический и политический контроль.

Первая республика во главе с президентом Ли Сын Маном просуществовала до апреля 1960 г. После свержения Ли Сын Мана в результате народного восстания и непродолжительного существования переходного правительства Хо Джона (апрель 1960 г. – август 1960 г.) было сформировано правительство во главе с премьером Чан Мёном и президентом Юн Бо Соном. Весной 1961 г.(16 мая 1961 г.) в Южной Корее к власти пришли военные - Пак Чон Хи возглавил страну. В декабре 1963 г. после выборов президента и выборов в Национальное собрание состоялась передача власти гражданской администрации, что выразилось в переодевании военных во главе с генералом Пак Чон Хи в гражданскую одежду. В 1969 г. происходит обострение внутриполитической обстановки в связи со стремлением Пак Чон Хи добиться внесения поправок в конституцию, которые позволили бы ему в третий раз выставлять свою кандидатуру в президенты. Против пересмотра конституции были направлены состоявшиеся в конце июня - начале июля 1969 г. студенческие демонстрации в Сеуле. До 1969 г. лицо, исполняющее функции президента, могло быть переизбрано по истечении четырехлетнего срока только один раз. Конституция была пересмотрена после “референдума” 17 октября 1969 г. и поправка была внесена. 27 апреля 1971 г. Пак Чон Хи избирается президентом в третий раз. В октябре 1979 г. он был убит. В 1980 г. Пак Чон Хи сменяет другой диктатор - Чон Ду Хван. Проведенный в октябре 1987 г. общенациональный референдум утвердил новую конституцию, которая вступила в силу 25 февраля 1988 г. Конституция ввела прямые президентские выборы вместо многоступенчатых, расширила права парламента, ограничила полномочия президента и сократила срок его пребывания на посту с семи до пяти лет. Согласно конституции РК – парламентская республика во главе с президентом. Законодательную власть осуществляет парламент (Национальное собрание) в составе 299 человек, из которых 237 избираются, а 62 назначаются от политических партий пропорционально числу мест, полученных в результате выборов. Срок полномочий – 4 года. Высший орган исполнительной власти – Государственный совет, возглавляемый президентом. Члены Кабинета министров назначаются президентом и одобряются Национальным собранием. Под давлением оппозиции в конституцию было включено положение о нежелательности участия армии в политике. Первое гражданское правительство было сформировано во второй половине 1980-х гг. Возглавил его Ро Дэ У, это произошло в 1987 г. На состоявшихся в декабре 1992 г. президентских выборах победу одержал кандидат от Демократической либеральной партии, в прошлом видный деятель оппозиции Ким Ен Сам. Впервые после десятилетий правления военных на высший пост страны был избран гражданский политик, выступивший с антиавторитарных позиций. В 1998 г. президентом стал Ким Дэ Чжун.

Экономическая стратегия южнокорейских авторитарных, а зачастую диктаторских режимов в рассматриваемый период с их жестким ограничением политических и профсоюзных свобод строилась на сочетании государственно-капиталистических методов планирования и управления экономикой с использованием механизмов свободного рынка, иностранного капитала и мобилизации внутренних источников накопления для развития первоначально разного рода трудоемких производств. Относительная дешевизна рабочей силы даже при высоких затратах труда позволяла поддерживать конкурентоспособность производимых товаров на рынках США, Японии и других развитых странах.

Развитие легкой промышленности обеспечило насыщение внутреннего рынка товарами, ранее импортировавшимися из-за рубежа, а затем позволило перейти к их экспорту. Тем самым подготавливалась основа индустриализации страны, осуществление лозунгов экономической революции, создание самостоятельной экономики, провозглашенных в Южной Корее в начале 1960-х гг.

Реализация этих задач шла в соответствии с пятилетними планами, каждый из которых имел приоритетные задачи и был нацелен на создание или развитие наиболее важных на данный момент отраслей, готовя переход к следующему этапу экономического строительства.

Начав с организации массового производства на экспорт дешевого текстиля, одежды, обуви, мелких бытовых предметов, игрушек, простых электронных изделий, Южная Корея постепенно перешла к новому этапу – освоению трудоемких сборочных производств в радиоэлектронной и электротехнической промышленности, а затем и к производству транзисторных приемников, магнитофонов, телевизоров, электронно-счетных машинок и прочей бытовой электронной техники.

Если первый пятилетний план (1961 - 1966 гг.) имел целью создание экономической инфраструктуры, то последующие - ставили задачи развития и производства промежуточных видов продукции, создания тяжелой и химической промышленности и, наконец, переход к высокотехнологичному наукоемкому производству. Наряду с этим создавались мощности по производству чугуна, стали, крупные нефтеперегонные и химические комплексы, закладывались основы современного машиностроения. Параллельно велась модернизация старых и строительство новых объектов инфраструктуры.

Если в 1969 г. сборка электронной аппаратуры была объявлена “стратегической отраслью”, то с начала 1980-х гг. был взят курс на самостоятельное производство и экспорт таких компонентов. В начале 1989 г. правительство страны заявило о принятии программы научно-технических исследований стоимостью около 150 млн. дол., которая позволила бы Южной Корее стать в 90-е гг. лидером в производстве телевизоров высокой четкости изображения.

Успешное решение этих задач в сочетании с различными фискальными тарифными мерами и мерами по стимулированию экспорта способствовали упрочению страны на внешнем рынке. Если в начале 1960-х гг. почти весь экспорт Южной Кореи составляла продукция легкой (прежде всего текстильной) промышленности, то к 80-м гг. равную ей долю составила продукция машино- и приборостроительной промышленности. Постепенно в 1980-гг. Южная Корея стала переходить к наукоемким и капиталоемким отраслям производства, осваивать производство информационных систем математического обеспечения ЭВМ, станков с числовым программным управлением. Это нашло отражение в строительстве индустриальных парков, увеличении расходов на научно-исследовательские и конструкторские разработки.

 

 

Лекция 8. Древняя история Вьетнама

1.Древнейшие вьетнамские государства.

2. Вьетнам в средние века.

3. Вьетнам в Новое время.

Цель лекции: Проанализировать периоды исторического развития Вьетнама с древности до начала Х1Х в.

Ключевые слова: Ванланг.Нгуен.

 

ВЬЕТНАМ, Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ), государство в восточной части п-ова Индокитай в Юго-Восточной Азии. Граничит на севере с Китаем, на западе с Лаосом и Камбоджей, омывается Южно-Китайским морем и его заливами Бакбо (Тонкинским) и Сиамским. Государство состоит из трех исторических областей: Северной (Бакбо), Центральной (Чунгбо) и Южной (Намбо). Во время господства французов с конца 19 в. они соответственно назывались Тонкин, Аннам и Кохинхина.

Самые первые жители северного Вьетнама появились здесь около 500.000 лет назад. Местное население, возможно, занималось примитивным сельским хозяйством уже за 7000 лет до н.э. Находящаяся на более высоком уровне культура Донгшон, относящаяся к Бронзовому веку, возникла примерно в III в. до н.э.

С I по VI век н.э. юг того, что сейчас является Вьетнамом, являлся частью государства Фунань, затем ангкорского государства Ченла, а позже и индуистского государства Чампа.

Китайцы завоевали Дельту Красной реки во II в. до н.э., и вся история Вьетнама по XV в. н.э. неразрывно связана с борьбой вьетнамского народа со своим могучим северным соседом за независимость; борьбой, давшей Вьетнаму своих национальных героев, свое собственное национальное самосознание и собственно вьетнамскую государственность.

В политической истории Вьетнама прослеживаются следующие основные тенденции: экспансия на юг, географический регионализм (складывавшийся на основе административного деления или благодаря той неформальной мощи, которую приобретали провинциальные наместники) и стремление центральной власти контролировать действия местных лидеров. Надо заметить, что мирных периодов в истории Вьетнама было немного. 1. Древнейшим вьетнамским государством был Ванланг. Его сменил Аулак, объединившийся с другим государством — Намвьетом (258-111 до н.э.). Его правители, по-видимому, сумели в 190-180-х годах до н.э. объединить Тонкин (ныне — северную часть Северного Вьетнама) с южно-китайскими землями. В 111 до н.э. армия китайской империи Хань свергла последнего монарха вьетнамской династии Чьеу, вероятно, тоже китайской по происхождению. Тонкин стал после этого китайской пограничной провинцией Цзяочжи. Когда новые властители вступили в конфликт с феодальными структурами, существовавшими во Вьетнаме, произошло восстание во главе с сестрами Чынг (39-43 н.э.), которое привело к кратковременному прекращению китайского владычества. Второй этап китайского доминирования начался в 44 и был прерван только после мятежа видных представителей династии Ли (544-602).

2. Вьетнам в средние века. После 939, когда основатель династии Нго захватил власть, Вьетнам сумел обрести самостоятельность, хотя и с некоторыми элементами китайского сюзеренитета, что продолжалось вплоть до периода французского колониального господства.

Добившись независимости, вьетнамцы расширили свои земли от Тонкина до северного Аннама, потеснили кхмеров и тямов — земледельцев, мореплавателей и торговцев. Претенденты на вьетнамский престол часто обращались за помощью к китайским императорам, вторжения которых заканчивались, как правило, неудачами. Даже монгольские армии Хубилая, предпринявшие походы в дельтовую область р.Хонгха, были дважды (в 1285 и 1288) разбиты вьетнамским полководцем Чан Хынг Дао. В 1407 китайское вторжение на время обеспечило восстановление власти династии Чан, которая правила с 1225 по 1400. В ходе освободительной войны, которую возглавил Ле Лои, основатель династии Ле, китайские императорские войска были окончательно изгнаны из Вьетнама (1427).

При династии Ле (1428-1789) был достигнут значительный прогресс в управлении, совершенствовании законодательства и развитии культуры. Но с 16 в. Ле царствовали номинально. Первоначально реальную власть присвоило могущественное семейство Мак. С переездом в 1558 Нгуен Хоанга на юг формируется власть клана Нгуен, а в конце 16 в. на севере страны оформляется власть клана Чинь. Ле оставались номинально-сакральными фигурами вплоть до падения династии. Нгуены постепенно вышли на первый план, поскольку сумели расширить зону своего влияния, распространив его в конце 17 в. на долину Меконга и затем на всю Кохинхину (1757).

3. Вьетнам в Новое время. Неустойчивый баланс сил между домами Чинь и Нгуен был нарушен после 1773, когда против обоих правящих кланов подняли восстание три брата Тэйшон, что привело к расколу страны. Один из изгнанных членов рода Нгуенов при поддержке французов в 1790-х годах вышел победителем из междоусобных схваток и впоследствии провозгласил себя императором Зя Лонгом (1802). Династия Нгуенов постепенно слабела из-за восстаний на юге и севере Вьетнама, что облегчило французскую экспансию в середине 19 в. Франция подчинила в 1862 три восточных и в 1867 три западных провинции Кохинхины, которая с 1874 обрела статус колонии. Северная (Тонкин) и центральная (Аннам) части страны были превращены в протектораты. Все три области вместе с Лаосом и Камбоджей образовали Французский Индокитай, который новая власть стремилась консолидировать в административном отношении с помощью общего бюджета и единой программы общественных работ. В колониальный период была введена государственная монополия на соль, спиртные напитки и опиум и поощрялось строительство мостов, железных и автогужевых дорог.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных