Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Puc. l. Большеголовый и малоголовый ребенок. 3 страница




Тогда возникает вопрос: кто переключает? Кто управляет? И такая постановка вопроса открывает путь для духовнонауч­ных выводов.

При рассмотрении эпилептических припадков в своем "Лечебнопедагогическом курсе" 1924 гoда Рудольф Штайнер также исходит из рассмотрения состояния сна, которое тогда, в те го­ды, еще вообще не принималось во внимание при научном рас­смотрении эпилепсии. Рудольф Штайнер обозначает там эпи­лептический припадок как своего рода неудавшийся процесс пробуждения. В тo время как при правильном пробуждении ду­ховно-душевная часть человека через тело соединяется с миром, эпилептик как бы застревает в телесном. Здоровое бодрствен­ное сознание приходит при этом в состояние, когда человек со своим душевно-духовным существом нe остается ограниченным

своим собственным телом, но живет в физических и эфирных силах мирового окружения: в силе тяжести, в гидро-, аэро-, термодинамических силах, а также, к примеру, в свете и звуке мирового окружения. У эпилептика эта связь с миром наруше­на, он не прорывается к силам внешнего мира. О том, что у эпилептика фактически изменено отношение к физически-­эфирным силам мирового окружения, сегодня свидетельствуют уже бесчисленные наблюдения. Случаются припадки, вызван­ные механически (толчком), форсированным дыханием, тепло­вым раздражением, звуком, световым воздействием. Мы хотим ограничиться здесь отношением к свету, ибо так жe, как он от­деляет день от ночи, он может и непосредственно представлять дневное бодрствующее сознание, которое у эпилептика наруше­но. Примером этого может послужить сокращенная история бо­лезни из Гейдельбергской университетской клиники:

До сих пор ничем не выделявшийся 13-летний мальчик был направлен в клинику для прояснения выступившего на фоне пол­ного здоровья 10-минутного припадка тонически-клонических су­дорог с прикусыванием языка и непроизвольным мочеиспусканием. Точный сбор анамнеза дал следующее:

В этот день семья сидела у только что приобретенного телеви­зора и смотрела передачу. Внезапно мальчик упал на пол и начал дергаться всем телом. По его собственным показаниям, он мог вспомнить, что при взгляде на несколько мерцающий телевизион­ный образ вдруг возникло ощущение головокружения и пустоты в голове, ощущение, которое он уже испытывал до этого случая не­сколько раз, например, в кино, или однажды во время быстрой ез­ды на велосипеде в солнечный день по аллее. До судорожного припадка в этих случаях, правда, не доходило.

Поскольку возникло подозрение относительно взаимосвязи между непосредственным световым воздействием и ауроподобны­ми явлениями, соответственно генерализованным приступом су­дорог, была проведена фотостимуляция. При проверке оказалось, что при частоте вспышек в районе 15-22 вспышек в секунду ЭЭГ показывает гиперсинхронную активность.

Клинически у мальчика синхронно с отвесными волнами на ЭЭГ толчкообразные подёргивания в руках, ногах и мышцах плеч. После обследования он показал, что во время светового воздействия он испытывал такое же чувство головокружения, как и в уже упомянутыx обстоятельствах, и заметил, что тело его толчкообраз­но вздрагивало.

При обследовании этого мальчика было предпринято сня­тие биотоков мозга (ЭЭГ) и одновременное воздействие преры­вистым светом (фотостимуляция). С помощью прерывистого света искусственно создаётся ситуация, аналогичная той, кото­рая возникала неумышленно в упомянутых обстоятельствах (eзда по аллее, кино, телевизор). Оказалось, что при известном ритме световых вспышек выступает тенденция к судорогам. Действующий ритм индивидуален, так что, вероятно, должен быть определен собственный ритм пациента.)

Эта история болезни типична для той формы эпилепсии, при которой нарушенная связь с внешним миром относится к окружающему свету. Постоянно упоминаются такие обстоятель­ства, при которых происходит быстрая смена света и тени - когда взирают на освещенную солнцем блестящую водную по­верхность озера, смотрят на свет через колеблемые ветром лис­тья или ветви, наблюдают вращающийся винт самолета. Это может быть иногда и равномерное световое воздействие, яркий солнечный свет, например, особенно сильнодействующим ока­зывается красный свет - но вообще речь идет о ритмически меняющемся световом воздействии.

Что нам известно о субъективном переживании эпилептика во время припадка? От собственно тяжелого припадка он, оче­видно, не переживает ничего, это нe поддается вполне ни его сознанию, ни позднейшему воспоминанию. Но у него есть предчувствия, он чувствует ауроподобные явления, и это может, например, приводить к тому, что у ребенка хватает времени, чтобы с криком о помощи броситься в руки матери при приближении припадка. Но эти предчувствия нe всегда имеют пу­гающую природу, они могут быть также положительно окра­шенными. Достоевский, смолоду страдавший эпилепсией, опи­сывает мгновения экстаза, который предшествовал припадку и был столь сильным, что "ради блаженства этих нескольких се­кунд можно было бы отдать десятилетия своей жизни, а то и всю жизнь". Это чрезвычайно интенсивное переживание экстраординарной личности. Но и у детей также можно наблюдать, что они радостно переживают это пред-состояние и даже пытаются по своей воле входить в него.

Это иллюстрирует сокращенная история болезни:

Мать привела на прием свою 11-летнюю дочь по поводу ее загадочной и упрямой привычки. В солнечные дни ребенок уединяется от товарищей по играм, становится так, чтобы лицо было по­вернуто к солнцу, и проделывает машущие движения правой ру­кой с растопыренными пальцами перед глазами. Причем ребенок погружается в эту деятельность полностью, не обращая никакого внимания нa происходящее вокруг. При более точном наблюде­нии за веками ребенка видно, что время от времени они очень быстро мигают. - Если помешать ребенку в этом его занятии, он становится чрезвычайно сердитым и убегает, чтобы продолжить свою игру в другoм месте. Все попытки пресечь эти занятия до­бром или драконовыми мерами до сих пор не удавались, "обмахи­вание" стало настоящей страстью. Ha 10-м году во время "обмахивания" случился наблюдавшийся матерью судорожный припадок.

В клинике также неоднократно наблюдалось это аномальное поведение. Ребенок при этом выглядел пребывающим в радостно акцентированном сумеречном или трансовом состоянии, которое не удавалось прервать окриком, но было возможно при затенении глаз.

В ЭЭГ при частоте вспышек 8-10 в секунду возникают патоло­гические волны, имеющие равный размах.

Необходимо представить себе ситуацию этого ребенка. Она играет нa дворе в солнечном свете со своими товарищами. Но девочку это нe интересует. Обособившись от всех, она стано­вится на солнце, но нe для тoгo, чтобы воспринимать солнеч­ный свет, а чтобы с помощью света радостно переживать свой собственный ритм. Это весьма характерно для поведения эпи­лептика, для плененности процессами собственного внутренне­го мира, для непроникновения во внешний мир.

Примером эпилепсии при пробуждении, при которой так­же играет определенную роль нарушенное отношение к свету, может быть следующее сообщение о 8-летней ученице первого клacca:

С 6-го месяца беременности мать страдала заболеванием по­чек; в моче белок, повышенное кровяное давление, скопление жидкости (отек). Роды были без осложнений и, похоже, в срок. Несмотря на это, ребенок весил лишь 1530 г, как недоношенный. Первые 3 месяца он оставался в детской больнице. Там была уста­новлена врождённая катаракта обоих глаз. Острота зрения состав­ляла 10-15%.

В полтора года с ребёнком случился первый припадок. После этого остался паралич левой ноги и правой руки, который мед­ленно проходил (левая нога слаба еще и сегодня).

Второй припадок случился в 2 года. Ребенок был трепанирован в предположении кровоизлияния в мозг, что не подтвердилось. ЭЭГ была нормальна. Третий припадок случился в 3 года. Во вре­мя 4-го припадка ребенку было 7 лет. С этого времени припадков больше не было. Припадки происходили всегда после пробужде­ния. В течение недели перед припадком ребенок бывал расстроен и испуган. Припадки были столь тяжелы, что каждый раз следова­ло помещение в больницу; ребенок целыми сутками был без со­знания.

С 6-го пo 8-й год жизни были проведены 4 операции на глазах. Острота зрения составляет сейчас (в очках после удаления ката­ракты) около 50%. Ребенок может читать и писать. С 3-летнего возраста на лечении у врача-невропатолога. Ходить научилась в 3,5 года; говорить с 1 года. Сон спокойный, аппетит слабый. Лю­бимая игра еще сегодня - в "больницу", что при такой судьбе по­нятно.

В школу девочка пошла с опозданием, с 8 лет. При вопросах учителя часто тянет руку, но, будучи вызвана, подчас нe знает, что сказать. Иногда встает, пробегает без всякого видимого повода по классу и снова садится.

Данные осмотра: белокурая, бледная, худощавая, малоголовая (окружность головы 49, 5) девочка. Носит очки после удаления катаракты. Угловатый профиль. Тонкие ручки с очень маленьки­ми кистями, с переразгибанием суставов пальцев. Клинодактилия. Лордоз крестцового отдела позвоночника. Пульс 120. Холодные ступни. Левая нога в целом слабее; нe может скакать на левой ноге. В остальном без телесных особенностей. Испуганное, очень беспокойное существо.

Здесь речь идет об эпилепсии пробуждения. Неспокойное (эретично-гиперкинетичное) поведение как и в вышеупомянутом случае, у взрослых "эпилептиков пробуждения" указывается как типичное (D. Janz), в противоположность обстоятельно-педантичному существу "сонных эпилептиков". В детском возрас­те дифференциация нe может быть столь отчетливой (Bamberger-Matthes). Во всяком случае, здесь налицо род поведения, соответствующий эпилепсии пробуждения. Также и в ситуациях иногда неадекватного поведения ребенка (обегание, немотивированные представления), можно узнать эпилептический характер.

Примечательно, что прекращение припадков совпадает с достижением благодаря оперативному вмешательству прозрач­ности зрительного аппарата. Это представляется нe случайным. Из описанного выше представления следует, что эпилептичес­кая конституция основана на нарушенном отношении к физически-эфирным силам окружающего мира, например, к свету. Если же теперь нарушенное отношение к свету нормализуется благодаря операции пo удалению катаракты, этим одновремен­но достигается устранение причины эпилептического процесса.

Мы установили взаимосвязь эпилепсии с ритмом сна и бодрствования. Хотя он в общем совпадает в силy жизненных привычек с ритмом дня и ночи, он, однако, не зависит от местного времени, как рассмотренный у большеголовыx и малоголовых детей ритм построения (ассимиляции) и распада (дисси­миляции). Так что припадок "эпилептика пробуждения" может следовать также и после послеобеденного сна, не будучи свя­занным непосредственно с утренним или вечерним временем.

Всем рассмотренным здесь ритмам обще то, что они отно­сятся к взаимоигре духовно-душевного и физически-телесного. Взаимопронизывание этих обеих составныx частей существа че­ловека не является чем-то стабильным или равномерно разви­вающимся, но это нечто ритмически колеблющееся, выражающее себя в различных ритмах: построение и распад, возрастание и падение внутричерепного давления, вдох и выдох, бодрство­вание и сон и т. д. - В детском возрасте внедрение духовно-ду­шевного в телесность с каждым новым колебанием этих раз-

личных ритмов становится несколько интенсивнее. Mы на­зываем это процессом инкарнации, который протекает нe линейно, а ритмически. При этом воплощающееся духовно­-душевное в ходе детского развития охватывает поэтапно описанные вначале члены человеческой организации: систе­му головы, ритмическую систему, систему обмена веществ и конечностей.

Как процессы, обычно протекающие более скрыто, извест­ным образом уплотняются в болезненных проявлениях и тем самым становятся явными, так становятся видимыми ступени инкарнации ребенка в характере малыx эпилептических при­падков (пти маль). Это будет показано ниже.

В случае малых припадков различают три основныx фор­мы, которые членятся согласно временной последовательности:

  1. Молниеносные или кивательные судороги, при которых де­ти наклоняют вперед голову, затылок и туловище и подни­мают колени, так что в результате возникает клубочек, подобный эмбриональной позе. Эти припадки, при кото­рых в большинстве случаев случаются повреждения мозга, ограничиваются первым семилетием детского развития. Они встречаются между 1 и 6 годами.
  2. Частые абсансы пикнолепсии, которые могут повторяться 10, 40, 100 раз в сутки. Они усиливаются в зависимости от реакции ребенка на внешние влияния, могут провоциро­ваться форсированным дыханием (гипервентиляцией). Преимущественный возраст пикнолепсии находится между 6 и 12 годами, имея, таким образом, центр тяжести во вто­ром семилетии.
  3. Импульсивный пти маль (миоклонический припадок) проявляется во внезапных резких толчках в конечностях, чаще всего утром. Эта форма выступает между 12 и 20 года­ми жизни, предпочитая, таким образом, третье семилетие.

В этом делении малых припадков по периодам времени мы прежде всего имеем дело с теми из них, которые явно выказы­вают тенденцию свернуть всего ребенка в замкнутую форму (кивательные судороги). Затем следуют сильно меняющиеся, постоянно повторяющиеся явления, имеющие отношение к ды­ханию (пикнолепсия). И, наконец, припадок охватывает конеч­ности (импульсивный пти маль). Тем самым специфика при­падка следует общему направлению развития ребенка, которое в первое семилетие жизни определяется целостно-замкнутым характером головы, во втором семилетии проявляется в ритми­ческих процессах и в третьем переходит на систему конечнос­тей. Таким образом, малые припадки составляют некоторый организм болезни, в котором еще раз во временной последова­тельности возникает весь человек. При этом в меняющемся характере припадков отражается нисходящее от головы к конеч­ностям направление инкарнации ребенка (рис.12).

 

Молниеносные и кивательные

1 семилетие судороги, миоклонически-

астатический пти маль

 

 

2 семилетие Абсансы

 

 

3 семилетие Импульсивный пти маль

 

 

Рис. 12. Трехчленный человек пти-маль-триады

 

Связанное с возрастом членение малых припадков обозна­чается как "пти-маль-триада". Недавно установлено, что малые припадки первого семилетия делятся еще раз на две различные фoрмы. Но обозначения "пти-маль-квартет" следует все же из­бегать так как оно маскирует существо членения во времени. Сейчас различают пропульсивный пти маль, который огра­ничивается первыми тремя годами жизни и соответствует тому, что описывалось как молниеносные и кивательные судороги, от миоклонически-астатического пти маль, приходящегося на 3-6 годы жизни. Эта вторая вариация пти маль в первом семилетии имеет различные модификации, наиболее частые из которых представляют собой кивательные припадки. В принципе все эти модификации опять-таки имеют тенденцию к "скатыванию" тела, так что тождество с пропульсивным пти маль первых трех лет очевидно. Различие в том, что припадок следует преиму­щественно нe из лежачего положения, как у грудных и маленьких детей, но, - соответственно определенному развитию мото­рики - из стоячего или сидячего положения. Впрочем, пропульсивный пти маль часто переходит в миоклонически-астати­ческий пти маль. Здесь также проявляется сущностное родство этих обеих форм припадков. Напротив, миоклонически-астати­ческий пти маль почти никогда не переходит в пикнолепсию.

 

Пропульсивный пти маль

 

Миоклонически-астатический пти маль

 

Пикнолептический пти маль

 

Импульсивный пти маль

 

 

Рис. 13. Распределение во времени пти- маль эпилепсии

 

Столь же редко встречается переход пикнолептических абсансов в импульсивный пти маль юношеского возраста. В этом строгом разграничении связанных с возрастом малых припадков станo­вится очевидной специфика жизненных эпох ребенка (рис.13).

У ребенка могут быть либо только большие, либо только малые припадки, либо же большие и малые припадки в меняющейся последовательности. В школьном возрасте имеют дело чаще всего с абсансами, малыми припадками, которые столь мимолетны, что иногда совсем нe замечаются или ненадолго привлекают внимание. Речь идет о кратковременных, на 2-30 секунд прерываниях сознания, причем глаза при этом часто пoворачиваются вверх, а голова назад. Ребенок продолжает свое едва прерванное дело, например, при письме делает пару кара­кулей и затем снова пишет нормально. Речь идет в основном о милых, приветливых и интеллигентныx детях, которые, правда. в своих достижениях в позднейшей жизни часто нe могут удер­жать то, что они, казалось, обещали в свои школьные годы.

На абсансы можно влиять педагогически, так как в их воз­никновении участвуют внутреннее состояние ребенка и его от­ношение к внешнему миру. При боязливом волнении (классная работа, страх ожидания) они наступают чаще. Ребенок внутрен­не отступает назад, "отсутствует"; слово "aб-санс" ("без­-чувств") здесь хорошее обозначение. Если же занятие или представление вызывают у ребенка глубокий интерес ("Inter-esse", дословно -"находиться внутри"), абсансы в это время нe наступают.

Примером страдающего абсансами ребенка может служить следующее сообщение об ученице 5 класса.

Беременность и роды без особенностей. Мать кормила ребенка грудью три месяца. В полтора года ребенок пошел, с 2-х лет разгoваривает. В 4 года были лихорадочные судороги, которые после обследования детским врачом и снятия ЭЭГ как эпилептические не рассматривались. В 5 лет - снова лихорадочные судороги. В 9 лет тонзиллэктомия.

Ребенок пошел в школу в 6 лет, но через несколько месяцев получил отсрочку как нe соответствующий школьной зрелости; в 7 лет снова пошел в школу. Учительница заметила, что ребенок часто невнимателен и иногда своеобразно заворачивает глаза. Обследование глазным врачом ничего нe дало, как и обследование психиатром. Индекс интелектуального развития был 104. Нако­нец, в детской больнице в связи с жалобой на частые головные боли была снова снята ЭЭГ, и в этот раз она свидетельствовала о патологии. Теперь ребенку было назначено антиэпилептическое лечение. Собственно абсансы больше не наблюдались; но состоя­ние здоровья и школьные успехи были чрезвычайно переменчивы. Ребенок продолжал жаловаться на головные боли, боли в животе; и переутомление; жалобы, которые обычно сильно распростране­ны в школьном возрасте, у этого ребенка были особенно часты. Что касается ее школьных успехов, то, например, сегодня она могла знать слова францyзского текста, завтра она их почти все забывает, чтобы несколькими днями позже снова вспомнить. При пересказе истории вдруг прерывается мысль. - Она живая при­ветливая девочка, по описанию классной учительницы привязчи­ва, почти назойлива, иногда несколько дурашлива. - Аппетит плохой, особенно утром; сон хороший. Утром пробуждается плохо и полностью бодрствует лишь вечером. Склонна к запорам.

Данные осмотра: живая, розовощекая девочка со смуглой ко­жей и тёмными волосами. Темные круги под глазами. В разговоре постоянно замечается своеобразный мимолетный смешок. Тон­зиллэктомирована, узкая постановка зубов. Руки и ноги малы, особенно мизинец. Большой палец ноги на большом расстоянии от остальных пальцев ("малайская стопа"). Плоскостопие, лордоз крестцового отдела позвоночника. Внутренние органы здоровы.

Мимолетные, выступающие с переменной частотой абсан­сы характерны для школьного возраста и, кроме того, свойст­венны летучему и меняющемуся течению болезненныx явлений этого рода. Характерные жалобы, как головные боли, боли в животе, тошнота, сердцебиение, которые также имеют место у этих детей, всегда обнаруживают меняющееся, колеблющееся течение. Школьный возраст - время между 7 и 14 годами - вообще самое здоровое время в человеческой жизни, и в этом возрасте малые припадки, пти маль, принимают сравнительно бeзобидную форму абсансов. Около четверти случаев абсансов в пубертатном периоде излечиваются самопроизвольно.

Если абсансоподобные припадки продолжаются и после пубертатного периода или выступают впервые во время него, они всегда указывают на дальнейшую форму эпилепсии: так на­зываемые сумеречные атаки или височную эпилепсию. Еще один пример:

14-летняя ученица Д.В. BO время занятий вдруг упала со своего сиденья на пол. Соученики подняли ее. Она тотчас пришла в себя и ничего не знала о случившемся. Годом ранее с ней уже однаждыв церкви произошел непонятный обморок. Из семейного анамне­за: отец и сестра страдали астмой. Следующая сестра страдает миг­ренью и спорадическими обмороками. Дед со стороны отца, как и кузен с отцовской стороны страдают эпилептическими припад­ками.

Ребенок родился с весом ниже нормы (4 фунта). Ходит с 18 месяцев, говорит с 2-х лет. В 2 года у ребенка были подергивания при прорезывании зубов. В 10 лет перенесла сотрясение мозга. Первая менструация в 12 лет. За день до ее наступления бывает сильно нe в духе. Осмотр: девочка выглядит свежей, сильной, не­сколько плотного сложения. Левша. Двусторонняя косолапость. Холодные, бледные кисти и ступки. Ноги по всей длине до бедер синие, холодные и застойные. Пульс 76, АД 90/60, сердце без осо­бенностей.

На ЭЭГ при гипервентиляции аномалия, простирающаяся на правый височный регион. Рентгеноскопически асимметрия чере­па, неблагоприятная для правой стороны. - Поставлен диагноз височная эпилепсия.

Здесь из анамнеза следует сильная наследственная предрас­положенность. Сильное (атлетическое), несколько грубое тело­сложение встречается у эпилептиков столь часто, что можно го­ворить об "иктафинной (склонной к припадкам) конститу­ции". Возникает впечатление, что при такой конституции те­лесность не вполне проработана и недостаточно проницаема для духовно-душевного. Это впечатление еще усиливают свойственные такой конституции деформации (коcолапость). Описанные застойные явления в области кровообращения так­же свидетельствуют о недостаточном оживлении и одушевлении области конечностей.

Часто также называемые "психомоторными припадками" явления эпилепсии височной доли мозга связаны с симптомами cферы обмена веществ (истечения, икота, жевательные движе­ния и причмокивание, тошнота, бурчание в животе и т. д.) или немотивированным поведением при сниженном сознании. В подобном случае главный симптом припадка заключался в том, что упомянутый в полном одеянии улегся в ванну (к счастью, оказавшуюся сухой).

В заключение еще несколько соображений об отношении э пилептического приступа к эпилепсии как общему патологи­чеcкому процессу. Дело нe обстоит так, как можно иногда слы­шать, что эпилептик такой же человек, как и любой другой, только лишь иногда с ним случаются припадки. Конечно, у каждого человека при определенных обстоятельствах может возникнуть возможность припадка (эпилептическая готовность); Ho у эпилептика в основании лежит глубокое нарушение,

которое в припадке как таковом имеет лишь свое видимое, но дале­ко не самое существенное проявление. При этом, безусловно, речь идет вовсе не о все еще бытующем предубеждении против этой болезни. Развиваемое здесь воззрение не касается ни ува­жения эпилептика как личности, ни одобрения его успехов.

Лежащее в основе эпилепсии нарушение связано с процес­сом инкарнации. Этот процесс в ходе здорового детского разви­тия приводит нe только к тому, что индивидуальность все боль­ше входит в тело и пронизывает его, но тем самым также - на втором шаге - еще и к тому, что она связывает себя с физичес­кими и эфирными силами мирового окружения. Этот второй шаг эпилептик совершает нe полностью, его духовно-душевное существо запруживается в определенных органах его тела, вмес­то того, чтобы полностью пронизывать мировое окружение. Это было описано и пояснено примерами выше. При этом органи­ческие нарушения, лежащие в основе этого затора, не ограни­чиваются только мозгом, но могут иметь место также и в других оpганах. Даже тогда, когда картина мозroвыx токов (ЭЭГ) нару­шена характерным для эпилепсии образом, это нe обязательно от­носится к самому мозry, но может, например, вытекать из наруше­ния функции почек (эклампсия) или печени (гeпатическая кома).

Если видеть в заторе духовно-душевного существа человека в организме подлинный патологический процесс при эпилепсии, то в эпилептическом припадке усматривается скорее род судорожной попытки самоисцеления. Исследования обмена ве­ществ подтверждают это воззрение. Они указывают на то, что известные продукты обмена веществ накапливаются в крови пе­ред припадком, а во время припадка разрушаются. "Это выгля­дит так, как если бы припадок, который представляется важ­нейшим признаком болезни, был бы в состоянии прекратить болезненное развитие обмена веществ." Иногда пациенты уже в течение дня перед припадком замечают его приближение. Де­ти невеселы, недовольны, раздражены, агрессивны. Припадок наступает затем большей частью с такой внезапностью, что рё­бенок падает, словно пораженный молнией. - Подобный дра­матизм обнаруживается в явлениях природы, когда застоявший­ся зной атмосферы разряжается освобождающей грозой. - У детей также часто после припадка наступает улучшение и облег­чение общего душевного состояния.

И наоборот, если купировать припадки в самом начале ан­тиэпилептическим лечением, проявления личности могут изме­няться роковым образом, приобретая агрессивные, злобные, вполне психотические черты. И если после прекращения тера­пии снова наступает припадок - эти изменении характера мгновенно проходят. "Эпилепсия не исчерпывается лишь при­падками. Отсутствие припадков, оплачиваемое затем в боль­шинстве случаев тяжелыми сущностными изменениями, не мо­жет рассматриваться как успех медикаментозной терапии. Клас­сифицировать эти изменения как невротические нарушения по­ведения, говорить об излечении эпилепсии и поручать дальней­шее лечение психотерапевтам является врачебной ошибкой". Хотя мы на основании таких наблюдений и соображений все более склоняемся к тому, чтобы видеть в самом припадке оздоравливающий для существа болезни элемент, это понима­ние вряд ли может соблазнить нас попросту позволять развер­тываться припадочным явлениям. Если припадок и представляет собой своего рода попытку самоисцеления, это все же на­столько грубая встряска, что может привести к тяжелым по­вреждениям пациента, вплоть до смертельных. Решение, предпринимать ли медикаментозное вмешательство и какое именно, должно быть предоставлено индивидуальному суждению врача. Тот факт, что иногда в качестве эквивалентов (то есть заме­нителей) припадка выступают насильственные и криминальные действия, которые могут доходить до убийства, может позво­лить рассматривать облегчение, наступающее в процессе при­падка, как своего рода нападение на собственный организм. При таком рассмотрении припадок был бы событием, предот­вращающим еще худшее. Цель лечения, однако, должна пола­гаться в том, чтобы сделать излишним припадок как попытку самоисцеления и восстановить здоровое включение человека в мировое окружение.

Иногда, в особых случаях, возможно спонтанное излече­ние, если изменением жизненных обстоятельств больного уда­ется добиться его социального включения в окружающий мир новым и лучшим образом.

Для детской эпилепсии Рудольф Штайнер дал точные те­лесные упражнения и физиотерапевтические мероприятия, с помощью которых ребенок может выработать подход к физи­ческим силам окружения и постепенно себя к ним приучать. При этом он различает разнообразные формы эпилепсии в зависимости от того, отношение к каким силам окружения - термодинамическим ("тепло"), аэродинамическим ("воздух"), гидро динамическим ("вода") или к силам, действующим в меха­нике ("земля") - оказывается нездоровым. В следующей табли­це вкратце сведены главные симптомы различных эпилептических форм и соответствующие им лечебные мероприятия:

Элемент Симптом Упражнение

 

Тепло Недостаточное кровообращение. Одевать теплее обычногo,

Гипотермия чтобы ребенок слегка потел

 

Воздух Помрачения сознания. Осторожные дыхательные

Нерегулярное дыхание упражнения

 

Вода Ощущения дурноты. а) учиться плавать

Позывы к рвоте б) упражнять чувство вкуса, дифференцировано

при­правлять пищy

 

Земля Расстройства равновесия. Гимнастические или эвритми­-

Головокружения ческие упражнения в равновесии (гантели)

 

Эта таблица - нe более чем первый набросок, нуждающийся в основательной разработке. Она оставляет открытыми много вопросов. Как соотносятся эти четыре формы эпилепсии с известными классификациями? He можем ли мы в абсансах (пикнолепсия) с их краткими помрачениями сознания и их ре­акцией на изменение дыxания (гипервентиляция) видеть те же формы эпилепсии, которые базируются на нарушении отноше­ния к элементу воздyха? - He отсылают ли нас многочисленные случаи височномозговой эпилепсии, припадки которой приходят вместе с ощущениями дурноты или сопровождаются так называемой эпигастральной аурой, к нарушенному отноше­нию к жидкому элементy? To, что здесь может оказать помощь обучение плаванию, ясно и так. Но также и упражнение чувства вкуса становится понятным, если принять во внимание, на­сколько непосредственно это чувство указывает на жидкий эле­мент, ведь при простом зрелище желанной пищи уже "текут слюнки".






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных