ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Puc. l. Большеголовый и малоголовый ребенок. 4 страницаСледующим сообщением к этому лечению эпилепсии упражнениями мы обязаны Г. Ф. Арниму из "Особой школы-интерната Фёренбюль": "На нашем попечении ныне около 30 страдающих припадками детей, с которыми мы практикуем данные Рудольфом Штайнером в его "Лечебнопедагогическом курсе" упражнения. В первую очередь упражнения с гантелями (упражнения в равновесии). Мы применяем сначала гантели точно одинакового веса, затем гантели с различным весом на обеих рукаx, а также, с помощью соответствующих креплений, на ногах, и дети проделывают при этом многообразные упражнения в движении и ходьбе. Поразительно, как слабо дети воспринимали зачастую даже грубое различие в весе. Однако эту способность в большинстве случаев можно хорошо развить. Мое личное впечатление: при последовательном и долговременном проведении этого мероприятия в ряде случаев возможно сокращение обычной антисудорожной терапии. Относительно расстройств в сфере отношения к жидкому элементу можно вполне ограничиться детьми, припадки у которых сопровождаются тошнотой, связанной с позывами к рвоте. Здесь мы применяли, особенно наряду с плаванием, интенсивные приправы к пище. Попытки дыхательных упражнений мы предпринимали с детьми, у которых наступали спонтанные состояния гипервентиляции. Например, мы могли наблюдать мальчика с относительно тяжелыми припадками (смесь Grand-Mal с абсансами), который приводил себя с помощью гипервентиляции в некий род сумеречного состояния. Для возбуждения теплового процесса мы в последнее время применяем наряду с теплой одеждой специальное укутывание для потения. У нескольких детей, которых мы отобрали, оказалось, что они совсем нe "могли" потеть, то есть потовыделение не наступало, несмотря на соответствующее тепловое воздействие горячей ванной и т. п. И они этому в течение некоторого времени "учились". Часто нелегко определить, какая из вышеуказанныx четырех областей у ребенка нарушена. Тогда мы стараемся применять в виде опыта все четыре вида мероприятий, как это и предлагал Рудольф Штайнер. Наиболее эффективными представлялись мне до сих пор исправления в сферах нарушения равновесия и тепловых соотношений. Для статистического подведения итогов числа недостаточно представительны. Но я сомневаюсь, можно ли с этим вообще продвинуться, ведь именно в вегетативной области и вообще, пожалуй, не только в отношении функций отдельных органов обмена веществ, но также и в отношении тонких дифференциации образов припадков едва ли один ребенок может быть сравним с другим. Все же возникает отчетливое впечатление, что применение рекомендаций Рудольфа Штайнера, как упомянут выше, может способствовать редукции медикаментозной, антисудорожной терапии, и необходимые затраты на эти лечебные Мероприятия безусловно окупаются. Все лечащиеся здесь дети имеют органические церебральные повреждения, и их интеллектуальное развитие более или менее, у некоторыx в высокой степени, ограничено. И именно для их общего развития это играет особенно большyю роль, насколько можно уменьшать антисудорожную терапию, побочные явления которой все более отчетливы, и избегать ее малейшей передозировки." Мысль о том, чтобы приучить эпилептика путем целенаправленных упражнений к определенным силовым соотношениям его окружения, сегодня не столь непривычна, как в 1924 году, когда Р.Штайнер рекомендовал такие упражнения. На мировом неврологическом конгрессе (Нью-Йорк, 1969г.) Форстер (Висконсин) сообщил, что ему удалось эпилептика, который реагировал припадками на световые и звуковые влияния, путeм многократно возрастающих визуальных или акустических раздражений приучить к этим влияниям, так что припадки больше нe наступали. Тренирующее лечение применяется здесь в иной области, чем было дано Рудольфом Штайнером, но принцип упражняющего лечения тот же.
VII ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
В последние десятилетия все более частым становится своеoбразное нарушение процесса засыпания, так называемое ночное кивание головы (Jactatio capitis nocturna) у детей. Сначала одно сообщение: 11-летний ученик был приведен на прием к школьному врачу матерью. О первых годах жизни мать может сообщить мало подробностей. Ходить начал поздно, говорить раньше, но еще раньше научился петь. Когда мать упражнялась - она скрипачка - ребенок, чья кроватка стояла в той же комнате и которому еще не было и года, правильно воспроизводил простые мелодии. (Таким образом, имеет место необычный ход развития, ибо обычно ребенок сначала учится ходить, несколько позже говорить, и значительно позже правильно воспроизводить тона.) В год болел желтухой; кроме этого, о его развитии (в медицинском смысле) ничего не известно. - Охотно ест сладости, но не ест мяса. Несмотря на хорошие зубы, жует неохотно и предпочитает кашеобразную пищу. Лежа в кроватке при выключенном свете, он начинал ритмически качать головкой туда-сюда и монотонно жужжать при этом. Это могло продолжаться час и более. Раньше иногда случалось, что он пробуждался среди ночи и аналогичным образом покачивал головой. При этом он ударялся - очевидно, не испытывая боли - головой о кроватку столь сильно, что будил мать. Родители разведены, мать работает и как скрипачка часто уезжает на гастроли. Ребенок в ее отсутствие перепоручен заботам тетки. Данные осмотра: рост 142 см, вес 31, 6 кг, окружность головы 57 см. Ребенок скорее большеголовый с густыми черными локонами и мягкими, приятными чертами. Левша. Оперирована пупочная грыжа. Сильное плоскостопие. К пониманию этой своеобразной привычки, которая во все возрастающей степени наблюдается у сегодняшних детей, нас может подвести тот момент времени, в который это явление выступает: время засыпания. Это напоминает укачивание маленького ребенка матерью, которая при этом напевает колыбельную. - Но ситуация все же весьма изменившаяся. Ребенок давно уже перерос возраст убаюкивания. Именно голова, обычно покоящийся полюс организма, начинает покачиваться. Переход от бодрствования ко сну, нормальным образом протекающий быстро и незаметно, искусственно удлиняется и, очевидно, переживается исполненным удовольствия. У некоторых детей ритмично раскачивается не только голова, но и вся верхняя половина тела с воздетыми руками. При этом ритмичном движении может прийти мысль о культовых танцах некоторых примитивных народностей, посредством которых участники приводят себя в своего рода дурмано-экстатическое состояние, или о подобных движениях пляшущих дервишей, также направленныx на изменение состояния сознания. - Эти дети также стремятся к переживаниям, которые превосходят возможности дневного сознания, приближаются к состоянию сновидения и вызывают интенсивные ощущения. - Один молодой человек, имевший в детстве подобную привычку, рассказывал мне, что наступающее при раскачивании головы переживание опьянения было в конце столь сильным, что он прерывал движение, чтобы не забыться. Конечно, это редко бывает, что ребенок при этом настолько держал себя в руках, чтобы мог регулировать свое состояние. Опыт склоняет выделить прежде всего две группы детей с ночным качанием головы: с одной стороны, это дети госпитализированные или содержащиеся в учреждениях; в детдомах это иногда приобретает эпидемический характер. Если же это, с другой стороны, выступает у детей, воспитываемых в семьях, его возникновению способствует небрежно меняющаяся чрезмерная опека. - В обоих случаях отсутствует необходимое для развития ребенка переживание материнского тепла, чему ищется компенсация в связанных с качаниями головы переживаниях. Из холода, серости и душевной бедности окружения дети бегут в переживания раннего детства, о чем в нашем случае говорит также предпочтение каши всему прочему. Должен, правда, сказать, что я наблюдал ночное качание головы иногда также и у детей, казавшихся не лишенными материнского тепла. Речь здесь идет исключительно о большеголовых детях, о которых можно сказать, что у них динамика обмена веществ преодолевает тенденцию головы к покою. То, что у таких детей душевно изживается как сильная склонность к фантазии, находит в этом случае также и моторное выражение в ночном качании головы. В нашем случае может играть роль уже то, что душевно взыскательный ребенок - художественно и творчески одаренный - попадает во внутренне обедненную семейную ситуацию. Беседы с матерью ведут к тому, что она стремится в большей мере и более естественным образом посвящать себя своему ребенку. Но нельзя упускать из вида, что возможности общения сильно ограничены жизненным положением матери. Здесь, как это часто сегодня бывает, необходимо добиваться, чтобы там, где семья не справляется, на помощь приходила школа. Интенсивные душевные переживания на занятиях, душевное содержание, домашняя атмосфера в классе - вот то, в чем нуждается ребенок. - Соответствующее медицинское сопровождение в сочетании с диетическими мероприятиями и водными процедурами направляют при более нежной конституции силы фантазии ребенка на правильный путь. Специальные лечебно-эвритмические упражнения способны прекратить качания. - Матери был дан совет читать ребенку по вечерам из "Калевалы", ее баюкающий ритм позволяет здоровым образом встречать то, что ребенок стремится изживать патологически в процессе качания головы. Следующим примером в рассматриваемой области является 10-летняя ученица: Семейный анамнез: отец также ребенком страдал "трясучкой". Мать депрессивна. Брат, годом моложе, систематически подвержен экземам, астме и сенному насморку. Собственный анамнез: роды протекали без особенностей. Кормление грудью до 8 мес.; с 15 мес. начала ходить, с 10 говорить. Из детских болезней перенесла корь и ветрянку. - Аппетит плохой, не ест мяса. С трех лет подвержена качанию головы. Она качает головой туда-сюда, "равномерно, как часы", и гудит при этом. На вопрос, зачем она это делает, отвечает: "я тогда забываю страх". По утрам не проснувшаяся. В предыдущей школе испытывала страх. Учительница не понимала и стыдила перед классом. Данные осмотра: рост 153 см, вес 33 кг, окружность головы 51 см. Малоголовая, предельно истощенная (дефицит веса около 10 кг) девочка с острым, серым личиком, выпученными глазками, нервозным поведением. Пульс 130 (!), остальное без особенностей. В данном случае, помимо наследственной отягченности также играет роль "недостаточная выносливость" окружения. Матери и без того было тяжело со своими проблемами, и она не могла оказать ребенку достаточной поддержки. В предыдущую школу девочка ходила с большим страхом. После перемены школы напряженность уменьшилась. Аппетит также улучшился. В день, когда ее новая учительница посетила ее семью, уснула без качаний. Это ясно указывает на то, что возникновение или исчезновение этого симптома связано с тем, в какой мере приемлемым и переносимым чувствует ребенок свое человеческое окружение. Подобные ритмические двигательные процессы очень часто наблюдаются у слепых детей. Но здесь они выступают не только при засыпании, но также и в течение дня, и могут продолжаться часами. При этом временами раскачивается все тело. "Иногда движения начинаются с относительно небольших экскурсов и затем - как при резонансе - становятся все сильнее. Раскачивающие движения могут быть столь сильными, что кровать, в которой сидит ребенок, толчками перемещается по комнате. Обычно эти ритмические движения связаны с отчетливыми признаками удовольствия. Иногда при возрастании интенсивности дети приходят в возбужденное состояние, при котором они учащенно примечательным образом трепещут руками и ногами. Такого рода фазы возбуждения могут медленно затихать, или же временами сменяться оцепенелой неподвижностью, вызывающей впечатление, что дети, прислушиваясь, концентрируются на слухе. У более старших детей школьного возраста ритмическое баюканье меньше связано с признаками возбуждения, но значительно чаще с сильной, направленной вовнутрь концентрацией. У слепых маленьких детей мы можем часто наблюдать при стоянии или ходьбе ритмические раскачивания с одной ноги на другую, иногда танцеобразные вращательные движения. Некоторые слепые дети формируют совершенно необычные стереотипы, характеризующие моторику поведения особым образом. Особый род подобного ритмического двигательного стереотипа можно наблюдать у детей, которые ещё в состоянии воспринимать сияние света. Они часто двигают - очевидно, с целью создания смены света и тени - рукой с растопыренными пальцами или каким-либо предметом туда-сюда перед глазами. Нередко ритмичное закрывание глаз тыльной стороной руки или перекрытие пучка лучей, например, солнечного луча, ритмичным движением головы." Вышеупомянутое явление соответствует непосредственно тому, что мы уже рассматривали как "обмахивание" при определенной форме эпилепсии (см. гл. VI). Здесь, как и там, имеет место акцентированное удовольствием переживание ритмичной смены света и тени. Но то, что в случае эпилептика является еще непривычным представлением - что в основе этого явления лежит нарушенное отношение к свету, теперь, у почти слепых детей, очевидно! Широкое распространение симптома качания головы у слепых детей может пролить свет на существо этого явления. У этих детей отношение к окружающему миру нарушено потому, что закрыты врата головных чувств; у других детей (госпитализированные дети, дети в неблагополучных семьях и т. д.) это нарушение базируется на том, что ребенок не находит в полной мере душевного контакта. Неудовлетворительно изживающий себя в окружающем мире ребенок предается ритму, возникающему в его внутреннем, когда его окружает темнота: зрячий ребенок по ночам, слепой также и днем. Насколько обе эти кажущиеся столь различными формы нарушенного отношения к окружению связаны друг с другом и ведут к одинаковым последствиям для внутреннего переживания ребенка, явствует также из того, что качание головы у слепых детей может исчезнуть, если контакт с окружающим миром будет восстановлен другим путем, благодаря интенсивной человеческой заботе и уходу. Г Маккензи, которому мы весьма обязаны представлением о двигательных стереотипах у слепых детей, приводит случай, когда ритмические движения стали исчезать, как только мать начала интенсивно заниматься ребенком под врачебно-педагогическим руководством. Но когда ребенок позднее снова был представлен, было опять констатировано сильное ухудшение. Что произошло? Оказывается, мать между тем стала работать и не могла больше заботиться о ребенке. У патологических - так называемых слабоумных, аутичных, постэнцефалитных детей - также наблюдаются подобные двигательные стереотипы. В соответствии с приобретенным теперь пониманием мы можем сказать, что здесь также должно быть нарушено отношение к окружающему миру. Часто у таких детей можно непосредственно видеть, как они вследствие ритмических движений впадают в эйфорическое переживание своего рода промежуточного мира - уже не бодрствования, но еще не сна. Отсюда становится понятным, почему Рудольф Штайнер именно в случае таких детей подчеркивал, что их внимание необходимо снова и снова направлять на окружающий мир.
VШ ИСТЕРИЧЕСКИЕ ДЕТИ
Эпилептические дети часто отличаются грубым, атлетоидным строением тела ("иктафинная конституция") и в своих припадках также обнаруживают тенденцию самоутверждения и преодоления трудностей. Почти противоположность этому представляют истерические дети. В типичных случаях это нежные, грациозные, робкие, чувствительные, легко утомляющиеся дети, которые охотно отступают, чтобы смягчить наступающие трудности. Точному понятию детской истерии, образованному Рудольфом Штайнером, противостоят два предрассудка, связанные в ходячем мнении со словом "истерия". Во-первых, обозначение "истерический" приобрело принижающее значение и стало использоваться иногда даже как оскорбление. При этом подразумевают фальшивую самоинсценировку, самопредставление, умышленное вымогательство, бегство в болезнь и прочее. Но речь идет вовсе не об этом, а об объективной форме заболевания, которая может порождать состояния, весьма подобные перечисленным. Во-вторых, в основном берутся только лишь проявления, имеющие место у взрослых, тогда как специфическая детская форма истерии остается вне рассмотрения. Рудольф Штайнер говорил о "душевной ранимости" истерических детей. Это ключевое понятие, из которого можно понять почти все симптомы. Когда у человека повреждена кожа на руке, скажем, имеется ссадина, он весьма опасается прикасаться к чему-либо рукой, так как это причиняет ему боль. Точно также отступает перед всяким требованием ребенок, имеющий эту душевную ранимость, поскольку любая задача причиняет ему душевную боль. Чтобы понять, что здесь имеется в виду под "душевной ранимостью", мы должны пойти в наших размышлениях несколько дальше. Для человеческого развития существенно - в противоположность растительному и животному - что оно не объяснимо одними лишь биологическими данностями. Человек растет не только снизу вверх, но и сверху вниз. В растущую телесность нисходит его духовно-душевное существо, все больше охватывая, пронизывая и формируя эту телесность. Все сильнее открывается благодаря телесному инструменту в ходе детского развития духовно-душевная индивидуальность. Мы называем это процессом инкарнации. Уже при рассмотрении эпилепсии мы говорили о том, что к полноценной инкарнации принадлежит не только пронизание собственной телесности, но также и связывание благодаря этому своего существа с физико-эфирными силами окружающего мира. В то время как эпилептики этот второй шаг инкарнации - связь с окружением - совершают не полностью, истерические дети на этом втором шаге заходят слишком далеко. Они слишком интенсивно погружаются своим существом в силы окружения и в известной мере теряют себя в этом. Это как если бы кожа недостаточно отделяла их от окружения, как если бы кожа была именно "изранена" и не могла бы совершенным образом исполнять свою функцию границы тела. Правда, здесь имеется в виду душевная ранимость, и слишком "тонкая кожа" - это прежде всего образ душевного своеобразия. Но тaк же обстоит дело и на физическом плане: у этих детей нежная, мягкая, тонкая кожа, склонная к потливости, и ее слишком большая проницаемость также раскрывается в этом телесном симптоме. В душевной области внутренняя связь с окружением сказывается в способности детей к отслеживанию тончайших душевных движений других людей. Это может вести как к чуткому и тактичному поведению, так и к тому, чтобы овладеть столь тонко изученным окружением и установить над ним тиранию. В припадках крика и плача, обычных для большинства таких детей, очень ясно выступает "выход из себя", потеря себя в окружающем мире. Эти припадки при недостаточном педагогическом руководстве также могут становиться средством, которым ребенок навязывает свою волю окружению. С другой стороны, эти дети бывают глубоко опечалены и шокированы при самом незначительном замечании или безобидном происшествии. Процессы восприятия - прежде всего восприятия запахов - также часто сверхчувствительны, так что, например, неприятные запахи зачастую становятся почти непереносимыми. Прекрасно выражены "душевные чувствительные нити", которыми такой ребенок осязает свое окружение, в рисунке цветным карандашом (рис.14) одной шестилетней истерической девочки. Видна лишь схематично намеченная телесность с обильной сотканной вокруг нее штриховкой, и прежде всего длинные тонкие руки, которые как чувствительные усики насекомого простираются в окружение. Сравните это с образом (см. рис.15), который постоянно чертил с незначительными вариациями восьмилетний эпилептический мальчик. Он не мог объяснить, что должны были представлять эти спонтанно возникающие рисунки. Видна замкнутость, жесткие контуры и как бы плененные в черепе или каком-то кожухе лучистые, солнцеподобные образования. Едва ли можно вернее выразить ситуацию пленения эпилептика. В следующей истории болезни восьмилетней второклассницы отражено многое из существа истерического ре6енка: Роды с наложением щипцов, после родов подергивания. Ребенок слабый, боялись, что не выживет, два месяца в детской больнице. Три месяца сцеженное молоко. Ходить и говорить начала с 16 месяцев. Из детских болезней перенесла краснуху, свинку, коклюш, ветрянку. Аппетит очень плохой, сон хороший. Данные осмотра: крайне жалкий воробышек, предельно худощавая и жалкая, вес 22 кг, рост 124 см, бледный цвет лица, выпученные глаза. Застенчивое, боязливое, меланхоличное, чувствительное существо. Bнyтpeнние органы без особенностей, лордоз крестцового отдела позвоночника, плоскостопие. Руки и ноги словно спички, холодные и синие. Выражение лица робкое, надутое, часто болезненный смех. Говорит тихим, нерешительным голосом. Текучие длинные волосы.
Рис. 14. Рисунок истерического ребенка (цветной карандаш).
Мать характеризует ее как застенчивого, чувствительного ребенка. Кожа настолько чувствительна, что не выносит малейшего давления. Ступни были бы тотчас изранены обувью, если бы не были защищены лейкопластырем. Душевно заторможена и боязлива, среди других детей чувствует себя угнетенной. Фактически она страдает от своих товарищей по играм, так как она другая, не столь грубая, как они; поэтому она не может защищаться. - Дома же в одиночестве она может быть подчас совсем дикой, бушевать, взбираться на самые высокие деревья и т.д. Обо всем она прежде всего думает, что она это не может. Притом она может, например, прекрасно рисовать. Мать, однако, замечала, что это "я не могу" выступает тогда, когда она чего-либо не хочет. Тогда она уклоняется под всякими предлогами - ей плохо, она устала и т.д. Другие дети, несмотря на ее старческое, искушенное выражение лица, за ее робкое поведение называют ее "бэби". Она также охотно уединяется ради игры с младшими детьми.
Рис. 15. Рисунок эпилептического ребенка (цв. карандаш).
Эта история болезни демонстрирует ряд характерных симптомов, говорящих сами за себя, некоторые из которых, однако, надо подчеркнуть особо. To, что ребенок после рождения заболел так тяжело, что сомневались, выживет ли, может иметь самые разнообразные причины. У этих детей при каждом таком событии тотчас начинает действовать жизненный мотив "отступления"; ребенок совсем нe хочет приступать к этой своей жизни. Рудольф Штайнер сравнил происходящие при детской истерии события с процессом умирания. В самом деле, эти дети со своей слабой телесностью и бледными острыми чертами могут своими внешними проявлениями напоминать умирающих. Холодный, липкий пот, к которому склонны - но нe в описанном выше случае! - эти дети, напоминает смертный пот. - В ребячливости поведения и склонности играть с младшими детьми выражается отступление перед собственным возрастом. Весьма характерен также тихий голос, которым ребенок едва достигает другого человека. При истерической немоте этот симптом усиливается до полного ухода в себя. - В болезненном cмexe "душевная ранимость" находит физиогномическое выражение. - Постоянное появление также и при хорошей одаренности у всех этих детей негативного заявлении "я этого не могу" позволяет почти с достоверностью поставить диагноз. Мы понимаем такие заявления описанным вначале образом из наличия "душевной ранимости" и связанного с ней отпрядывания от задач школы и жизни. - Но если ребенок нe натыкается на препятствия внешнего мира, он может позволить проявиться своей собственной тенденции, чтобы она могла беспрепятственно изживаться. В нашей истории болезни это проявляется в беспорядочной шаловливости и буйстве, когда девочка дома одна. - Склонность истерических детей устремляться в свое окружение отражается и в телесных симптомах; в нашем случае, например, это пристрастие к текучим длинным волосам. Два же почти обязательных симптома, свидетельствующих об "истечении", потливость и энурез, здесь отсутствуют. Энурез - классический симптом. Пoслe всех переживаний, душевных ранений и болей, которые принес день, ребенок может, наконец, беспрепятственно устремиться в приятное тепло кровати. Это устремление иногда подготавливается уже в вечерней шаловливости ребенка перед отходом ко сну. При этом говорится также об истерическом торможении, ибо энурез ведь физиологичен в раннем детстве. Наблюдается также, что дети на нежелательные или шокирующие переживания дня - например, на нового воспитателя - реагируют повышенным энурезом. Однако меньше всего это нужно понимать как "месть" - хотя возможно и такое - но в значительно большей мере как то, что они тем сильнее "изливаются" наружу, чем сильнее перед тем уходили в себя от шокирующих переживаний. Среди энуретиков четко различаются три распространенных типа. Первый - это уже описанные дети с аденоидными разрастаниями, у которых имеет место аномалия системы дыхания. - Очень распространен тип безучастных детей, которые кажутся утонувшими в своем обмене веществ. У последних энурез бывает столь чрезмерным, что они буквально "уплывают", как выражаются их родители. Эти дети выделяются жалким, "виноватым" выражением лица, сильно выпученными глазами и грязным цветом кожи. И, наконец, в редких случаях находят холодноуравновешенный тип, в большинстве своем это девочки мальчишеского сложения, у которых энурез выступает лишь случайно и в слабой степени. Первый описанный тип иллюстрируется сообщением в главе V. Для второго типа характерен следующий случай: Речь идет о восьмилетней второкласснице. Беременность, роды и младенчество без особенностей. Ходить начала в 11 месяцев, говорить в гoд. Из детских болезней перенесла ветрянку, краснуху и коклюш. Нормальное мочеиспускание маленького ребенка без перерыва перешло в энурез. Она никогда не была вполне сухой. Энурез от 1 до 3 раз в неделю и притом в форме "потопа". Аппетит и сон очень хорошие, даже слишком. Осмотр: рост 128 см., вес 27 кг. Флегматичная кругловатая девочка с круглым, плоским лицом и щеками, как у хомяка. Желтоватый цвет лица при пепельных волосах. Глубокие тени под глазами. Руки и ноги легко потеют. Лордоз и плоскостопие. Дома задает тон в играх, что весьма неожиданно, так как на занятиях и классных собраниях никогда не выступает и действует совершенно сонно. Во влиянии, которое оказывает этот ребенок на школьных товарищей, проявляется нечто такое, что вообще впервые полностью обнаруживается лишь у взрослых истериков, а именно способность овладевать отдельными людьми или группами. В начале этой главы уже указывалось, что эта способность базируется на сердечной связи с окружающим миром. Кругловатый внешний вид также расходится с типичным грациозным строением телесности истерического ребенка и тяготеет уже больше к разбухшей, бесформенной телесности взрослого истерика. Примером третьего типа энуретика может служить случай четырнадцатилетней ученицы: Роды протекали без осложнений. Кормление грудью недолгое. Раннее детство без особенностей. Ходить и говорить начала с 15 месяцев. После поступления в школу была постоянно утомлена, бледна и много потела. Но подозрение на туберкулез рентгенологически подтверждено не было. Аппетит умеренный, сон "жутко глубокий". Осмотр: рост 163 см., вес 48 кг. Нежная четырнадцатилетняя девушка с тонкими конечностями, с длинными прямыми белыми волосами, еще в пубертате. Светлая кожа, легко потеет. Внутренние органы здоровы. Плоскостопие. Выражение лица чаще всего отсутствующее, замкнутое, и кажется, она к другим людям равнодушна, несмотря на то, что она внутренне очень чувствительно реагирует на свое человеческое окружение. Эта чувствительность простирается также и на телесную область. Она не выносит, например, испарений других людей. Она пригрозила, что выбросится из окна, если ей отрежут волосы. Энурез выступает часто, но лишь в незначительных количествах. - Во сне вся целиком соскальзывает под одеяло, которое натягивает до ушей. Спит в одной комнате с сестрой, но с самого начала отгородила себе ширмой отдельный угол с ночным столиком. Глубокий сон энуретика известен. Чрезвычайно характерно также стремление прятаться под одеяло, в котором выражается потребность создать оболочку, как будто бы для компенсации тонкости кожи. Эта потребность может выражаться и в различных других симптомах. Дети охотно одевают пальто или другие одежки, вообще плотно одеваются; или они устраивают - как в нашем случае - в углу, где стоит их кровать, отдельный закрытый сектор. - Также и в душевном плане особенно сильна потребность чувствовать себя укрытым. Мы говорили о грубом ("атлетическом", "иктафинном") строении тела эпилептика, о ситуации плена, в которой находится его духовно-душевное; мы сказали, что у него таится от дневного света нечто такое, что должно проявиться. У истерического ребенка мы видим в полярной противоположности к этому скорее слабую телесность и отсюда склонность к "излиянию" духовно-душевного. При этом душевно обнаруживается многое из того, что должно было бы остаться скрытым в его внутреннем. "Подобный ребенок выступает предо мной таким образом, что в каждом деле, которым он занимается, я вижу его душу открытой. Его душа изливается во все, чем ребенок возле меня занимается." Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|