Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные различия Западной и Восточной философии.




Всякое направление в философии — есть целенаправленный процесс активного отражения объективной реальности. Соответственно, любое направление в философии основывается на определенном образе мышления. Поскольку в нашем мире не существует двух абсолютно одинаковых культур, каждое направление в философии движется своей дорогой. В то же время, культуры различных обществ не существуют изолированно друг от друга. С течением времени культуры воздействуют друг на друга, взаимно обогащаясь.

Отношение к познаваемой действительности влияет определенным образом на познание. Познание задается принципами культурного мышления, через призму которго и воспринимается мир. Понимания и анализ чужой культуры требует более широкой призмы видения.

В разных направлениях философии отражены различные системы ценностей, сформировавшиеся в разных регионах планеты, выражающие понимание человека и его места в мире. К особенностям европейской системы мышления можно прежде всего отнести:

1) дуальный принцип мышления (разделение и противопоставление одного другому: совершенного несовершенному, одновременного неодновременному, активного пассивному и т. д.) Мы находим формулировку этого принципа у Аристотеля: невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле.

2) европейский принцип изначального несовершенства хаотичности мира. Мир хаотичен, соответственно он нуждается в совершенствовании, в участии извне. Гармония творится из логоса, извлекающего мир из хаоса, отсюда следует утверждение необходимости преобразования мира. Подобный ход мысли обнаруживается в 11-м тезисе Маркса о Фейербахе: все философские системы лишь объясняли мир, а задача состоит в том, чтобы изменить его. Здесь природа понимается как некий неорганический мир, представляющий собой закономерно расположенное поле разных объектов, выступающих материалом для человеческой деятельности, как начало данное человеку в пользование в соответствии только с человеческим интересом. Интересы природы во внимание не принимается. По мнению Горького: "Культура - это организованное насилие над природой".

3) принцип активности: для совершенствования и организации мира естественной установкой является идея активности творчества, инноваций. Отсюда вытекает установка на индивидуальную свободу, права человека и прогресс, который не считается с возможностями природы, установка на всевозрастающее потребление, что представляет собой угрозу для будущего природы и цивилизации.

4) прогресс, как стремление к доминированию науки в системе человеческого знания. Знание законов действительности приводит к успеху преобразовательной деятельности, соответственно Наука нацелена на инновации. Но в то же время, она достигла таких результатов, на основе которых можно уничтожить цивилизацию. Предотвратить использование научных достижений во зло может только мораль. По Кочергину, гуманизм - это одинаковые права человека со всеми формами жизни, посколькусуществование без них не возможно. В то время как антропоцентризм, по Кочергину, есть гибельный эгоизм человечества

5) особое понимание власти и силы. Власть рассматривается не просто как властвование человека над человеком, но как технология, как средство манипулирования, власть над всеми объектами природы и социума. В мировоззрении европейца, человек есть вершина мироздания. Эта концепция получила название «антропоцентризм». Согласно Библии, весь животный и растительный мир дан человеку в подчинение. Отсюда принцип: человек - господин природы. Из принципа антропоцентризма вытекают вседозволенности эксперимента, вмешательства в естественный ход событий и природные закономерности, установка на творчество. Научно-техническому прогресс и основные ценности европейской цивилизации основываются на данном мировоззрении.

Установка на антропоцентризм сделала европейскую культуру моноцентрической. Все моноцентрические системы опирались на идею единого центра (в антропоцентризме центр - человек, в теоцентризме - Бог).

Формирование капиталистического общества, главная ценность которого — прибыль, также основывалось на основных принципах европейского образа мышления. Отсюда же возникло общество массового потребления.

Философия Востока обычно связывается с мыслительными традициями древнего Китая и Индии, но также сюда могут относиться традиционные мировоззрения ислама и иудаизма, а также некоторые другие философские течения. В большинстве своем восточные философские направления не проводят четкой грани между философией и религией. Можно выделить следующие основные аспекты восточной системы мышления:

1) Восточные философии воспринимают мир как некое единство. Все противоположности возникают от недостаточности знания.

2) В отличии от европейского мировоззрения, мир воспринимается как гармоничная целостность. Гармония внутренне присуща миру, его надо не преобразовывать. В преобразовании нуждается деятельность человека, которая должна быть сообразована с природными закономерностями, встраиваться в природу, не нарушать естественных процессов природных.

3) Вместо установки на инновации, ключевым моментом на Востоке является традиция. Принцип "недеяния" не означает полное отрицания необходимости воздействия на природу, поскольку человеку все же необходимо удовлетворять свои потребности. Однако, один из главннейших принципов Востока - ничего сверх меры, не нарушать природное равновесие.

4) Вместо европейской первостепенности личных свобод, на Востоке главенствует впаянность в корпорацию и зависимость поведения от интересов общества. К римеру, в Японии существует система принятия решений "ри-джи" ("ри" - "спроси подчиненного", "джи" — подумай. Таким образом процесс принятия решения направлен снизу вверх, информируя сотрудников о решениях компании, западных принцип - сверху вниз).

Россия находится на пересечении западной и восточной культур. Важнейшая особенность философской мысли в России — это пристальное внимание философов к социальной проблематике. Многие русские мыслители в своих философских построениях давали «рецепты» переделки общества, строили некую модель будущего развития страны. Данная особенность во многом была связана со спецификой исторического пути России, который не укладывался ни в западную, ни в восточную схемы смены формаций, эпох. Русская философская мысль ориентирована на этические ценности, об этом можно судить по нравственно-практическому характеру решаемых ею проблем, большое внимание также уделяется и внутреннему миру человека.

Прослеживаются три основных, принципиально различающихся, направления ценности познания: на Западе - это поиск абсолютной истины, на Востоке - поиск абсолютного смысла вечности, в России - поиск абсолютного добра и справедливости.

По принципу нелинейного типа связи и понимании прогресса в развитии можно выделить следующие отличия западного мышления от восточного. В западном мышлении развитие понимается линейно: причина всегда предшествует следствию, в то время как восточный тип исповедует нелинейный тип связи, то есть принцип взаимного притяжения и непосредственного отклика вещей, резонанса.

По мнению Юнга западное мышление анализирует, взвешивает, отбирает, классифицирует, изолирует, восточное все сводит к незначительной детали. Кризис линейного мышления прослеживается в ХХ веке. Дискурсивный тип мышления перестал справляться с потоком информации, появилась потребность в новом типе мышления, подключении чувства к разуму, интуиции к логике. Главным недостатком одномерного линейного мышления является то, что оно все, включая человека, превращает в функцию.

Нельзя недооценивать роль мотивов в развитии философских течений. В европейской традиции и христианстве труд воспринимается как наказание за грехи, обязанность, не приносящая радость. Со временем в Европе возникает бунт против такого линейного дискурса. Легенда о Шанском соборе служит показательным примером этого. Легенда гласит: во время строительства Шанского собора проходящий мимо путник увидел людей, которые в тяжелых тачках возили камни. Он спросил первого о том, что он делал и получил ответ: «Перетаскиваю камни». На тот же самы вопрос второй ответил, что он зарабатывает себе на хлеб. И только от третьего человека последовал ответ: «строю Шанский собор». Так на примере одной легенды можно проследить разные мотивы и разные подходы.

В Европе постепенно приходит осознание того, что линейное мышление, разделявшее чувство и разум, интуицию и логику, науку и искусство, субъект и объект, человека и природу, должно уступить место чему-то другому. Человечество начинает осознавать, для выживания необходим синтез культур, а для этого нужен диалог культур, что очень трудно.

Постепенно приходит осознание, что западный тип культуры подошел к своему рубежу. Человечество нуждается в новых смыслах. Европейская культура не дала ответа на вопрос: как удержать развитие человечества в русле гуманистических ценностей, чтобы не использовать достижения умов во зло.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных