Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности развития философии древней Индии




В древнеиндийской философии выделяют три основных этапа: 1) XV - VI вв. до н.э. - ведический период; 2) VI - II вв. до н.э. - эпический период; 3) II в. до н.э. - VII в. н.э.- эпоха сутр. Веды (дословно - "знания") - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя:

"священное писание", религиозные гимны ("самхиты");

описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами);

книги лесных отшельников ("араньяки");

философские комментарии к Ведам ("упанишады").

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр - кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.). Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца).

Главной целью индийской философии являлось достижение вечного блаженства как до, так и после смерти. Это означало полное и вечное освобождение от всякого зла. Методом достижения этой цели выступал уход в себя, самоуглубление. Сосредоточившись в себе, человек мог постичь единое, нечувственное высшее существо. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм. Философия в индуизме понимается иначе, чем на Западе. В Индии она неотделима от религии. Обучение философии, как и духовной практике, начиналось с обряда посвящения, продолжаясь в постоянной и тесной связи с духовным наставником-гуру. Обучение затрагивало все стороны личности ученика: ум, чувства, поведение, всю его деятельность.

Учение индуизма гласит - мир это сочетание радости и страданий. Люди могут достичь счастья, получить чувственные наслаждения( Кама ) и пользу ( Артха ) от вещей и своего положения в обществе, но это будет только в соответствии с дхармой. Стоит уточнить , что зрелые души, которые достигли определенной ступени развития, не стремятся к материальным благам. Они ищут вечную жизнь, абсолютную реальность, которая скрывается от простых смертных за покровом иллюзий. Смыслом существования индуисты считают осознание того, что множественность мира - это только иллюзия. Есть одна сущность, всего одна жизнь и одна цель. Совокупность средств, с помощью которых достигается постижение реальности, называется йога, что значит освободиться. В течение одной жизни, невозможно сделать сознание божественным. Поэтому человек проходит через множество рождений и смертей.

Философия Древней Индии возникла и развивалась в условиях кастовой социальной структуры, патриархальных традиции и власти деспотичного государства. Сильной стороной древнеиндииской философии является ее обращенность к душе человека, к его сложным психическим состояниям.

Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая.

 

Учение Санкхья

Одна из наиболее сложных и глубоких систем - санкхья ("число", "размышление") - была весьма популярна в древности. Она сконцентрировала в себе большинство проблем индуистской философии. Её основателем считается легендарный Капила (примерно VII в. до п. э.). Трактаты самых древних авторов до наших дней не дошли. Первый известный текст классической санкхьи - "Санкхья-карика" Ишваракришиы (примерно III в. н. э.).
Согласно учению санкхьи, существуют два самостоятельных наняла: пракрити - единая, вечная и изменчивая природа и пуруша - множество индивидуальных духов. В своём пепроявленном виде пракрити находится в равновесии трех составляющих её сил - гун. Первая гуна - саттва - создаёт равновесие, покой и гармонию; вторая - раджас - возбуждение, страсти и активность; третья - тамас - инертность, тупость и равнодушие. Все три гуны существуют всегда вместе, комбинируются в разных сочетаниях и порождают всё разнообразие видимого мира. В начале каждого мирового периода равновесие этих сил нарушается, пракрити разворачивается и возникают 25 элементов, или типов, сущего (таттв), начиная от интеллекта и чувства индивидуальности и кончая физическими элементами (воздух, огонь, вода, земля, эфир).

 

Йога

 

Теоретическим фундаментом йоги - даршаны, опирающейся на исходный текст "Йогасутры" Патанджали, а также на комментарии к нему, - является.санкхья. Согласно йоге, к познанию истины можно прийти лишь с помощью сложной психофизиологической техники. Йога как метод совершенствования предполагает прекращение психических процессов, причём психика понимается как нечто материальное, природное. Йога ведёт к преодолению всего преходящего. Для этого предлагается восьмеричный путь, т. е. путь, состоящий из восьми стадий: яма - воздержание от насилия, лжи, от причинения вреда всему живому, от вражды и ненависти, от стяжательства, суесловия, порочных связей с недостойными людьми; нияма - выполнение предписаний по очищению тела и постоянные размышления о божественном; асана - овладение правильными позами для сосредоточения; пранаяма - управление дыханием; пратьяхара - отвлечение органов чувств от их объектов; дхарана - удержание внимания и сосредоточение сознания; дхьяна - медитация и самадхи - высшее из возможных состояние сознания. В результате восьмизвенной йоги дух отделяется от пракрити и достигает окончательного освобождения.

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных