Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.




Билет 1

Научная теория общественного прогресса нуждается не в субъективных критериях, отражающих неспособность мыслителей разобраться в сложном характере социального развития, а в критерии объективном, не зависящем от произвола исследователей.

Сложность выявления критерия общественного прогресса обусловлена, в частности, тем, что общество представляет собой сложную систему, включающую огромное количество элементов и процессов. Эти различные составляющие также развиваются, поэтому к ним тоже должно быть применимо понятие прогресса. Если рассматривать общество как систему, то различные его составляющие представляют собой подсистемы, каждая из которых способна к прогрессивному развитию и имеет свой критерий развития… но ни один из них не может дать представления о прогрессе общества в целом.

Развитие общества как системы вовсе не означает, что все ее подсистемы развиваются одинаково. Развитие различных сторон общественной жизни совершается очень часто неравномерно. Более того, прогресс в одних областях осуществляется на фоне регресса в других областях. Например, такая форма общественного сознания, как искусство, вовсе не обязательно достигает особого расцвета в период бурного развития производительных сил…

При всей сложности и внутренней противоречивости общественного прогресса вопрос о его критериях не только не снимается, но, наоборот, приобретает особую важность. При этом любой критерий, взятый из области общественного сознания (морали, права и т.д.) не может быть единственным общеисторическим критерием, поскольку взгляды людей сами меняются под влиянием условий общественной жизни… Также и критерии, относящиеся к одним лишь экономическим категориям, не позволяют правильно понять природу и сущность социального прогресса.

Для преодоления однобокости этих критериев, следует указать такую фундаментальную философскую категорию, которая характеризует глубинную сущность жизни и деятельности человека. Такой категорией, на наш взгляд, является категория свободы.

(Г.И. Эрзин)

В качестве основного общего критерия общественного прогресса автор предлагает категорию свободы. Согласны ли Вы с этим? Выскажите свое мнение и, используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента в его обоснование.

 

Билет 2.

Исторический процесс сам по себе весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов.
К объективным факторам относятся природные условия жизни общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, а также состояние материального производства, существующая социальная структура общества, его государственный строй и т.д., которые каждое новое поколение застаёт уже сложившимися и которые в той или иной мере обусловливают жизнедеятельность людей. Субъективные же факторы исторического процесса – это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни.

В исторический процесс прямо или косвенно включены все люди, поскольку они включены в процесс общественного производства, а также в политическую и духовную жизнь общества. В этом отношении все они являются участниками исторического процесса. Но его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно: осознают своё место в обществе, социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. Сознательно участвуя, скажем, в совершенствовании экономических и социальных отношений, политической системы общества, в развитии его духовной жизни, тот или иной человек или социальная группа выступает как субъект исторического процесса.

В последнее время в науке и политике всё чаще говорят о человечестве как самостоятельном субъекте исторического процесса. Для этого имеются веские основания. В современных условиях человечество всё более выступает как единое целое в силу расширения и упрочения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усиления их взаимозависимости. Именно в рамках человечества как единого целого должны ныне решаться проблемы обеспечения всеобщего мира, сохранения и развития природной среды, а также создания условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты.

И человечество в той или иной степени решает эти проблемы, прежде всего, путём налаживания всестороннего сотрудничества между народами и государствами. На это направлена деятельность многих международных организаций. Чрезвычайно важно, чтобы при наличии многих противоречий и конфликтов между отдельными социальными группами, нациями, народами и государствами человечество как самостоятельная целостность продолжало существовать и способствовало бы мирному разрешению указанных противоречий и конфликтов – локальных, региональных и международных.

(В. Лавриненко)

Приведите проблемы, указанные автором, которые должны решаться усилиями всего человечества. Как в современном обществознании принято называть эти проблемы? Приведите два других примера таких проблем, опираясь на собственные знания.

 

Билет 3.

Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса.

В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса…

Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире.

Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе.

В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле».
В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы.

В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении.

(В. Кохановский)

Какие три критерия, по мнению автора, могут выступать интегральными характеристиками прогрессивного развития общества в наше время? Опираясь на знание курса и фактов социальной жизни, укажите любой не названный в тексте критерий.

 

Билет 4.

Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределённо. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале…

Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты
и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначепредставляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.

(Д.А. Лалетин)

Автор касается идеи диалога культур. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три проявления диалога культур в современном обществе и каждое из них проиллюстрируйте примером.

 

Билет 5.

Психические свойства – не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятель­ности личность и формируется, и проявляется. Будучи в каче­стве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вме­сте с тем и ее результатом.<...> В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психи­ческого облика. Некоторые акты в своем психическом содержа­нии характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь прехо­дящей ситуации, не всегда существенной и показательной для личности.

Поэтому особо встает вопрос о том, как формируются и за­крепляются относительно устойчивые психические свойства личности.

Психические свойства личности – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками – весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства – способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельности не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются спо­собности людей; в жизненных деяниях и поступках формирует­ся и закаляется характер. Этот образ действий в единстве и вза­имопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психичес­кий облик, личности.

(С.Л. Рубинштейн)

Влияют ли, по мнению С.Л. Рубинштейна, объективные условия существования человека на его психический облик? Как автор обосновывает свое мнение? Опираясь на знания курса и собственный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора.

 

Билет 6.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии и взаимодействия.

Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Если отношения определяются через понятия «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д. В повседневной жизни человек учится общению с детства, овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живёт, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения.

По этой причине необходимо совершенствовать знание его закономерностей, накапливать навыки и умения их учета и использования.

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания,… включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.

Общение по своему содержанию – сложнейшая психологическая деятельность партнеров.

(В.Г. Крысько)

По мнению автора, увлечение лишь инструментальной стороной общения (обменом информацией) может заслонить его духовную (человеческую) сущность. Опираясь на текст, знания курса и личный социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих ограниченность понимания общения только как информационно-коммуникативной деятельности.

 

Билет 7.

Социальное равенство – идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая практика подтверждает, что полное равенство недостижимо. И не только из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, но и вследствие неодинаковости социального статуса, качества и продуктивности их труда. В этом смысле неравенство между людьми неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры.

Неоднозначно и влияние неравенства на общество. Стремление занять более высокое положение на лестнице имущественной иерархии побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести уравнительное распределение собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но, превысив определенный уровень, имущественное неравенство утрачивает свою стимулирующую роль, превращается в негативный фактор общественной жизни. Чрезмерное богатство, особенно легко доставшееся, как и маргинальная бедность, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряжённость, подрывают политическую стабильность общества. В той мере, в какой социальное неравенство благоприятствует экономическому и социокультурному развитию и стабильности общества, его можно считать нормальным.Оно становится избыточным, когда ослабляет стимулы экономической деятельности, создаёт очаги напряжения, чреватые социальными потрясениями.

Наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций, когда устоявшиеся структуры равенства-неравенства демонтируются, а новые механизмы распределения материальных благ, социальных услуг, ценностей жизни и культуры еще только формируются.

(В.А. Медведев, Ю.А. Красин)

Авторы пишут о неоднозначности влияния неравенства на общество. Приведите по одному данному авторами объяснению положительного и отрицательного влияния неравенства на общество. Приведите вывод, который сделали авторы, проанализировав влияние неравенства.

 

Билет 8.

Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.

Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.

При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания. <…>

Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».

Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.

Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации.

(Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)

В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.

Билет 9.

Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространённые образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотёка, направляют её течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жёстко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. <…> Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали. <…>

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы – это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.

В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». <…> Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

(Н.И. Матузов)




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных