Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Автор называет информацию фактором производства. Привлекая знания обществоведческого курса, назовите четыре других фактора производства.




Билет 13.

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

(Р.Т. Мухаев)

Начало формы

Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

Конец формы

Начало формы

Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?

Конец формы

 

Билет 14.

Человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, как телесно-материальное образование он – как любой вид материи – подвержен вещественным и энергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением, речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ценностных установок. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. Поведение же животных жёстко запрограммировано системой условных и безусловных рефлексов, не дающей им возможности выйти за рамки своего биологического естества. Каким бы сложным ни казалось нам поведение животного, оно остаётся поведением инстинктивно-биологическим.

Обратимся в подтверждение к примеру жизни человека, имеющего большой авторитет в философской антропологии. Мы имеем в виду Иммануила Канта. От рождения он был таким слабым и болезненным, что его жизнеспособность вызывала у окружающих большие сомнения. Кант же смог так организовать свою жизнь, так неукоснительно следовать им самим сформулированным принципам, что не только прожил восемьдесят лет, но и явил пример преданнейшего служения науке.

С другой стороны, природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей, во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Таким образом, в понимании человека важно избегать двух крайностей: «биологизации» и «социализации» человеческой природы.

И всё же нельзя утверждать, что человек обладает двумя самостоятельными

сущностями. Сущность человека едина, и её образует совокупность надприродных свойств, благодаря которым мы преодолеваем свою биологическую определённость. Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни, – главное и основное из этих свойств человека. Смысл жизни человека как раз и заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или пытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. В этом случае человек становится действительно свободным, поскольку способен властвовать над внешними обстоятельствами и условиями.

(В. Кузнецов, К. Момджян и др.)

 

Авторы считают, что смысл жизни человека заключается в реализации своей жизненной программы, зачастую вопреки существующим обстоятельствам. Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, приведите три примера преодоления людьми негативных обстоятельств на пути реализации ими своих жизненных целей.

Билет 15.

 

Уча­стие в труде 14—15-лет­них под­рост­ков яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том сни­же­ния уров­ня жизни на­се­ле­ния. Чем ниже се­мей­ный доход, тем в боль­шей сте­пе­ни семья за­ин­те­ре­со­ва­на в тру­до­вой де­я­тель­но­сти под­рост­ка. Имен­но семья в дан­ном слу­чае может сти­му­ли­ро­вать пре­кра­ще­ние об­ра­зо­ва­ния и выход на рынок труда не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го ра­бот­ни­ка. Тру­до­вые пер­спек­ти­вы мо­ло­до­го че­ло­ве­ка в дан­ном слу­чае не­бла­го­при­ят­ны: су­ще­ству­ет ре­аль­ная опас­ность на­все­гда за­кре­пить­ся в сфере не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го, как пра­ви­ло, фи­зи­че­ско­го труда, что чре­ва­то люм­пе­ни­за­ци­ей ра­бот­ни­ка, пе­ре­хо­дом его в мар­ги­наль­ные слои об­ще­ства. Эпи­зо­ди­че­ское уча­стие 14—15-лет­них под­рост­ков в тру­до­вой де­я­тель­но­сти, не со­про­вож­да­ю­ще­е­ся пре­кра­ще­ни­ем по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния (на­при­мер, в пе­ри­од лет­них школь­ных ка­ни­кул), может оце­ни­вать­ся как по­ло­жи­тель­ное яв­ле­ние, от­ве­ча­ю­щее ин­те­ре­сам под­рост­ка и об­ще­ства. В дан­ном слу­чае речь идёт о на­чаль­ных эта­пах адап­та­ции к тру­до­вой де­я­тель­но­сти, о вы­ра­бот­ке сте­рео­ти­па тру­до­во­го по­ве­де­ния в ры­ноч­ной среде.

 

Осо­знан­ное фор­ми­ро­ва­ние ма­те­ри­аль­ных сти­му­лов к труду от­ме­ча­ет­ся у 16—17-лет­них мо­ло­дых людей. Это свя­за­но с рас­ши­ре­ни­ем объёма их ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных по­треб­но­стей, а также про­дол­жа­ю­щим­ся про­цес­сом со­ци­а­ли­за­ции. В этом же воз­расте про­ис­хо­дит ак­тив­ный поиск и выбор вида бу­ду­щей про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти. Про­цесс по­лу­че­ния про­фес­си­о­наль­ных зна­ний, уме­ний и на­вы­ков наи­бо­лее ин­тен­сив­но про­те­ка­ет в груп­пе 18—20-лет­них. Кон­крет­ные сроки про­фес­си­о­наль­но­го обу­че­ния могут, без­услов­но, ва­рьи­ро­вать­ся в за­ви­си­мо­сти от спе­ци­фи­ки жиз­нен­ных усло­вий мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, вы­бо­ра им вида и формы по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния. По­это­му по ряду по­ве­ден­че­ских ха­рак­те­ри­стик эта груп­па при­мы­ка­ет к груп­пе 21—24-лет­них. В этих рам­ках боль­шин­ство молодёжи за­кан­чи­ва­ет про­фес­си­о­наль­ное обу­че­ние и стре­мит­ся уже не к эпи­зо­ди­че­ской, а к по­сто­ян­ной за­ня­то­сти.

 

Среди ха­рак­те­ри­стик тру­до­вой де­я­тель­но­сти на пер­вый план вы­дви­га­ют­ся га­ран­тии за­ня­то­сти, воз­мож­но­сти про­фес­си­о­наль­но­го раз­ви­тия и долж­ност­но­го роста. По­это­му мо­ло­дые люди стре­мят­ся и к по­лу­че­нию до­пол­ни­тель­ных уме­ний и на­вы­ков. Имен­но в воз­расте 21—24 лет боль­шин­ство мо­ло­дых людей ис­пы­ты­ва­ют так на­зы­ва­е­мый «шок от ре­аль­но­сти», свя­зан­ный с тем, что их иде­аль­ные пред­став­ле­ния о бу­ду­щей тру­до­вой де­я­тель­но­сти всту­па­ют в про­ти­во­ре­чие с ре­аль­ной об­ста­нов­кой на ра­бо­чем месте. На этот же воз­раст при­хо­дит­ся и пе­ри­од на­чаль­но­го этапа ка­рье­ры, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся вхож­де­ни­ем в ор­га­ни­за­цию, на­хож­де­ни­ем сво­е­го места в ней.

(Г. Г. Ру­ден­ко, А. Р. Са­ве­лов)

 

Как ав­то­ры ха­рак­те­ри­зу­ют «шок от ре­аль­но­сти», пе­ре­жи­ва­е­мый ра­бот­ни­ка­ми в воз­расте 21—24 лет? Ис­поль­зуя зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса и факты об­ще­ствен­ной жизни, на­зо­ви­те три при­чи­ны та­ко­го со­сто­я­ния мо­ло­дых ра­бот­ни­ков.

Билет 16.

боль­шо­го числа со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний, на­прав­лен­ных на по­ис­ки путей устра­не­ния кон­флик­та из внут­ри­лич­ност­ной сферы, сферы меж­лич­ност­ных, внут­ри­г­руп­по­вых и меж­груп­по­вых от­но­ше­ний, то легко прий­ти к оши­боч­но­му вы­во­ду, что кон­фликт иг­ра­ет лишь не­га­тив­ную роль, вы­пол­ня­ет лишь де­струк­тив­ную функ­цию. В дей­стви­тель­но­сти, од­на­ко, со­ци­аль­ный кон­фликт, бу­дучи одним из наи­бо­лее ярких про­яв­ле­ний про­ти­во­ре­чия, сам внут­рен­не про­ти­во­ре­чив, вы­пол­няя не толь­ко де­струк­тив­ную, но и кон­струк­тив­ную функ­цию. <...>

 

Про­яв­ле­ния де­струк­тив­ных функ­ций кон­флик­та край­не раз­но­об­раз­ны. Внут­ри­лич­ност­ный кон­фликт, на­при­мер, по­рож­да­ет со­сто­я­ние пси­хо­ло­ги­че­ско­го дис­ком­фор­та, ко­то­рый влечёт, в свою оче­редь, серию раз­лич­ных не­га­тив­ных по­след­ствий и в край­них слу­ча­ях может при­ве­сти к раз­ру­ше­нию лич­но­сти. На уров­не груп­пы кон­фликт может на­ру­шать си­сте­му ком­му­ни­ка­ций, вза­и­мо­свя­зей, ослаб­лять цен­ност­но-ори­ен­та­ци­он­ное един­ство, сни­жать груп­по­вую сплочённость и в итоге по­ни­жать эф­фек­тив­ность функ­ци­о­ни­ро­ва­ния груп­пы в целом. Ана­ло­гич­ным об­ра­зом де­струк­тив­ные функ­ции кон­флик­та про­яв­ля­ют­ся и в меж­груп­по­вых вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях. За­ме­тим, что де­струк­тив­ное вли­я­ние кон­флик­та может иметь место на каж­дом из эта­пов его эво­лю­ции: этапе объ­ек­тив­ной кон­фликт­ной си­ту­а­ции, этапе её осо­зна­ния сто­ро­на­ми, этапе кон­фликт­но­го по­ве­де­ния, а также на ста­дии раз­ре­ше­ния кон­флик­та. Осо­бен­но остро де­струк­тив­ные воз­дей­ствия кон­флик­та об­на­ру­жи­ва­ют­ся обыч­но на ста­дии кон­фликт­но­го по­ве­де­ния, кон­фликт­ных дей­ствий.

 

Кон­струк­тив­ные воз­дей­ствия кон­флик­та также весь­ма мно­го­об­раз­ны. Так, об­ще­из­вест­но, что внут­ри­лич­ност­ный кон­фликт не толь­ко спо­со­бен ока­зы­вать не­га­тив­ное вли­я­ние на лич­ность, но и часто слу­жит мощ­ным ис­точ­ни­ком раз­ви­тия лич­но­сти, её со­вер­шен­ство­ва­ния. В груп­по­вых и меж­груп­по­вых от­но­ше­ни­ях кон­фликт может спо­соб­ство­вать предот­вра­ще­нию за­стоя, слу­жит ис­точ­ни­ком но­во­вве­де­ний, раз­ви­тия. Кон­фликт, осо­бен­но на ста­дии кон­фликт­но­го по­ве­де­ния, иг­ра­ет по­зна­ва­тель­ную роль, роль прак­ти­че­ской про­вер­ки и кор­рек­ции име­ю­щих­ся у сто­рон об­ра­зов си­ту­а­ции. Кроме того, об­на­ру­жи­вая, об­на­жая объ­ек­тив­ные про­ти­во­ре­чия, су­ще­ству­ю­щие между чле­на­ми груп­пы (груп­па­ми), и устра­няя их на ста­дии раз­ре­ше­ния, кон­фликт осво­бож­да­ет груп­пу от под­та­чи­ва­ю­щих её фак­то­ров и тем самым спо­соб­ству­ет её ста­би­ли­за­ции. Об­ще­из­вест­но также, что внеш­ний кон­фликт может вы­пол­нять ин­те­гра­тив­ную функ­цию, спла­чи­вая груп­пу перед лицом внеш­ней опас­но­сти, внеш­них про­блем.

 

(Л. А. Пет­ров­ская)

При­ве­ди­те при­мер кон­фликт­ной си­ту­а­ции в груп­пе. На этом при­ме­ре по­ка­жи­те де­струк­тив­ное вли­я­ние кон­флик­та на груп­пу на каж­дом этапе эво­лю­ции кон­флик­та (ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, сна­ча­ла на­зо­ви­те этап кон­флик­та, а затем при­мер его вли­я­ния).

Билет 17.

В ос­но­ве вы­де­ле­ния по­ко­ле­ния как опре­делённой со­ци­аль­ной общ­но­сти людей лежат два вза­и­мо­свя­зан­ных мо­мен­та: воз­раст­ная диф­фе­рен­ци­а­ция людей в об­ще­стве и ха­рак­тер со­ци­аль­ной де­я­тель­но­сти. Ис­поль­зуя де­мо­гра­фи­че­ский под­ход, в ко­то­ром «по­ко­ле­ние» опре­де­ля­ет­ся как со­во­куп­ность людей од­но­го и того же года рож­де­ния или ин­тер­вал вре­ме­ни между сред­ни­ми воз­рас­та­ми ро­ди­те­лей и их детей, можно раз­де­лить на­се­ле­ние на воз­раст­ные пе­ри­о­ды.

Воз­раст­ной при­знак - тот при­знак, по ко­то­ро­му мы, пре­жде всего, судим о при­над­леж­но­сти ин­ди­ви­да к опре­делённому по­ко­ле­нию. Воз­раст­ная гра­ни­ца - объ­ек­тив­ная мера, обу­слов­лен­ная есте­ствен­ной диф­фе­рен­ци­а­ци­ей людей. Чрез­вы­чай­но труд­но од­но­знач­но опре­де­лить воз­раст­ной ин­тер­вал по­ко­ле­ния. Во вся­ком слу­чае, по­ко­ле­ние и воз­раст­ная груп­па не тож­де­ствен­ны между собой. Воз­раст­ной при­знак фик­си­ру­ет ко­ли­че­ствен­ную сто­ро­ну, но по­ко­ле­ния, есте­ствен­но, от­ли­ча­ют­ся не толь­ко ко­ли­че­ствен­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми. Со­цио­ло­ги­че­ское по­ня­тие по­ко­ле­ния охва­ты­ва­ет не­сколь­ко воз­раст­ных групп. Гра­ни­цы по­ко­ле­ний не аб­со­лют­ны; они по­движ­ны и за­ви­сят от пе­ри­о­да су­ще­ство­ва­ния че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства, про­дол­жи­тель­но­сти жизни, ко­то­рая, в свою оче­редь, опре­де­ля­ет­ся со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ски­ми, по­ли­ти­че­ски­ми, ис­то­ри­че­ски­ми и дру­ги­ми фак­то­ра­ми.

По­ко­ле­ние как опре­делённая со­во­куп­ность - но­си­тель общих свойств и от­но­ше­ний. По­это­му дру­гим су­ще­ствен­ным при­зна­ком яв­ля­ет­ся со­ци­аль­ный, ко­то­рый придаёт по­ко­ле­нию ка­че­ствен­ную опре­делённость. Когда мы го­во­рим о ка­че­ствен­ной ха­рак­те­ри­сти­ке со­ци­аль­но­го при­зна­ка, то имеем в виду два мо­мен­та: со­дер­жа­ние со­ци­аль­ной де­я­тель­но­сти по­ко­ле­ния и на­прав­лен­ность его со­ци­аль­ных дей­ствий... Люди од­но­го по­ко­ле­ния участ­ву­ют в одних и тех же со­бы­ти­ях, ис­пы­ты­ва­ют на себе их вли­я­ние. Ра­зу­ме­ет­ся, и от­но­ше­ние к этим яв­ле­ни­ям и со­бы­ти­ям, и вли­я­ние по­след­них на раз­лич­ные груп­пы по­ко­ле­ния раз­ные, тем не менее всё по­ко­ле­ние в целом несёт на себе пе­чать тех ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, в ко­то­рых оно при­ни­ма­ло не­по­сред­ствен­ное уча­стие...

Вве­де­ние по­ня­тия о ро­ди­тель­ском по­ко­ле­нии не­об­хо­ди­мо се­год­ня, на наш взгляд, для обо­зна­че­ния со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции груп­пы, ко­то­рую в оте­че­ствен­ной со­цио­ло­гии на­зы­ва­ли «от­ца­ми». В усло­ви­ях устой­чи­вой иерар­хии об­ще­ствен­ных цен­но­стей в груп­пу «отцов» ре­аль­но по­па­да­ло всё взрос­лое на­се­ле­ние стра­ны по от­но­ше­нию к молодёжи - их ро­ди­те­ли, деды и пра­де­ды. Се­год­ня ко­рен­ная ка­че­ствен­ная ломка си­стем цен­но­стей осо­бен­но остро про­яв­ля­ет­ся в кри­зи­се вос­пи­та­тель­ной функ­ции ро­ди­тель­ско­го по­ко­ле­ния. Со­ци­а­ли­за­ция но­во­го по­ко­ле­ния про­те­ка­ет на фоне смены иерар­хии цен­но­стей, а зна­чит, и де­ста­би­ли­за­ции вос­пи­та­тель­ных ори­ен­ти­ров в ин­сти­ту­те семьи.

(В. В. Гав­ри­люк и др.)

 

Ис­поль­зуя факты об­ще­ствен­ной жизни, при­вле­кая меж­пред­мет­ные связи, под­твер­ди­те тремя при­ме­ра­ми мысль ав­то­ров о том, что «всё по­ко­ле­ние в целом несёт на себе пе­чать тех ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, в ко­то­рых они при­ни­ма­ли не­по­сред­ствен­ное уча­стие».

 

Билет 18.

Та­лант­ли­вые лич­но­сти, не­со­мнен­но, рож­да­ют­ся во всех со­ци­аль­ных слоях и со­ци­аль­ных клас­сах. Если не су­ще­ству­ет ба­рье­ров для со­ци­аль­но­го до­сти­же­ния, можно ожи­дать боль­шую со­ци­аль­ную мо­биль­ность, когда не­ко­то­рые лич­но­сти быст­ро под­ни­ма­ют­ся и по­лу­ча­ют вы­со­кие ста­ту­сы, дру­гие же опус­ка­ют­ся на более низ­кие. Но между сло­я­ми и клас­са­ми су­ще­ству­ют ба­рье­ры, ме­ша­ю­щие сво­бод­но­му пе­ре­хо­ду ин­ди­ви­дов из одной ста­тус­ной груп­пы в дру­гую. Один из самых глав­ных ба­рье­ров воз­ни­ка­ет из-за того, что со­ци­аль­ные клас­сы об­ла­да­ют суб­куль­ту­ра­ми, го­то­вя­щи­ми детей пред­ста­ви­те­лей каж­до­го клас­са для уча­стия в клас­со­вой суб­куль­ту­ре, в ко­то­рой они со­ци­а­ли­зи­ро­ва­ны… Про­сто для про­дви­же­ния из од­но­го слоя в дру­гой или из од­но­го со­ци­аль­но­го клас­са в дру­гой имеет зна­че­ние «раз­ли­чие в стар­то­вых воз­мож­но­стях»…

Вся­кое со­ци­аль­ное пе­ре­ме­ще­ние про­ис­хо­дит не про­сто в связи с воз­ник­но­ве­ни­ем же­ла­ния, а путём пре­одо­ле­ния более или менее су­ще­ствен­ных ба­рье­ров. Даже пе­ре­езд че­ло­ве­ка с од­но­го места жи­тель­ства на дру­гое пред­по­ла­га­ет опре­делённый пе­ри­од адап­та­ции к новым усло­ви­ям.

Все со­ци­аль­ные пе­ре­ме­ще­ния лич­но­сти или со­ци­аль­ной груп­пы вклю­ча­ют в про­цесс мо­биль­но­сти. Со­глас­но опре­де­ле­нию П. Со­ро­ки­на «под со­ци­аль­ной мо­биль­но­стью по­ни­ма­ет­ся любой пе­ре­ход ин­ди­ви­да, или со­ци­аль­но­го объ­ек­та, или цен­но­сти, со­здан­ной или мо­ди­фи­ци­ро­ван­ной бла­го­да­ря де­я­тель­но­сти, от одной со­ци­аль­ной по­зи­ции к дру­гой»…

Об­ще­ство может воз­вы­шать ста­тус одних ин­ди­ви­дов и по­ни­жать ста­тус дру­гих. И это по­нят­но: одни ин­ди­ви­ды, об­ла­да­ю­щие та­лан­том, энер­ги­ей, мо­ло­до­стью, долж­ны вы­тес­нять с выс­ших ста­ту­сов дру­гих ин­ди­ви­дов, не об­ла­да­ю­щих этими ка­че­ства­ми. В за­ви­си­мо­сти от этого раз­ли­ча­ют вос­хо­дя­щую и нис­хо­дя­щую со­ци­аль­ную мо­биль­ность, или со­ци­аль­ный подъём и со­ци­аль­ное па­де­ние. Вос­хо­дя­щие те­че­ния про­фес­си­о­наль­ной, эко­но­ми­че­ской и по­ли­ти­че­ской мо­биль­но­сти су­ще­ству­ют в двух ос­нов­ных фор­мах: как ин­ди­ви­ду­аль­ный подъём из низ­ше­го слоя в выс­ший и как со­зда­ние новых групп ин­ди­ви­дов с вклю­че­ни­ем групп в выс­ший слой рядом с су­ще­ству­ю­щи­ми груп­па­ми этого слоя или вме­сто них. Ана­ло­гич­но, нис­хо­дя­щая мо­биль­ность су­ще­ству­ет как в форме вы­тал­ки­ва­ния от­дель­ных ин­ди­ви­дов с вы­со­ких со­ци­аль­ных ста­ту­сов на более низ­кие, так и в форме по­ни­же­ния со­ци­аль­ных ста­ту­сов целой груп­пы…

Для того чтобы по­нять, как про­ис­хо­дит про­цесс вос­хож­де­ния, важно изу­чить, каким об­ра­зом от­дель­ный ин­ди­вид может пре­одо­леть ба­рье­ры и гра­ни­цы между груп­па­ми и под­ни­мать­ся вверх, т.е. по­вы­шать свой со­ци­аль­ный, про­фес­си­о­наль­ный, эко­но­ми­че­ский и по­ли­ти­че­ский ста­тус. Это стрем­ле­ние до­стичь более вы­со­ко­го ста­ту­са обу­слов­ле­но мо­ти­вом до­сти­же­ния, ко­то­рый в той или иной сте­пе­ни име­ет­ся у каж­до­го ин­ди­ви­да, и свя­за­но его по­треб­но­стью до­би­вать­ся успе­хов и из­бе­гать не­удач в со­ци­аль­ном ас­пек­те. Ак­ту­а­ли­за­ция этого мо­ти­ва по­рож­да­ет в ко­неч­ном счёте силу, с ко­то­рой ин­ди­вид стре­мит­ся к до­сти­же­нию выс­шей со­ци­аль­ной по­зи­ции или к тому, чтобы удер­жать­ся на име­ю­щей­ся и не ска­тить­ся вниз.

 

(С. С. Фро­лов)

 

Автор упо­ми­на­ет воз­мож­ность по­вы­ше­ния/по­ни­же­ния ста­ту­са целой со­ци­аль­ной груп­пы. В какие пе­ри­о­ды об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия мо­биль­ность целых со­ци­аль­ных групп уси­ли­ва­ет­ся? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, ука­жи­те любые три пе­ри­о­да и в каж­дом слу­чае крат­ко про­ком­мен­ти­руй­те своё мне­ние.

 

Билет 19.

 

Спо­соб про­из­вод­ства ма­те­ри­аль­ных благ яв­ля­ет­ся ос­нов­ным кри­те­ри­ем об­ще­ствен­но­го про­грес­са. Но этот кри­те­рий ско­рее носит эко­но­ми­че­ский ха­рак­тер, чем об­ще­со­ци­аль­ный. В ка­че­стве об­ще­фи­ло­соф­ско­го кри­те­рия вы­сту­па­ет че­ло­век, точ­нее, по­ло­же­ние че­ло­ве­ка в об­ще­стве.

 

Дви­же­ние че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства впе­ред не есть са­мо­цель. Пе­ре­ход от одной фор­ма­ции к дру­гой со­вер­ша­ет­ся через со­ци­аль­ную ре­во­лю­цию, целью ко­то­рой яв­ля­ют­ся лик­ви­да­ция ста­рых от­жив­ших форм про­из­вод­ствен­ных от­но­ше­ний, со­зда­ние не­об­хо­ди­мых усло­вий для раз­ви­тия ин­ди­ви­ду­аль­ных спо­соб­но­стей каж­до­го члена об­ще­ства. Вся­кая ре­во­лю­ция <...> с опре­де­лен­ны­ми от­кло­не­ни­я­ми, свя­зан­ны­ми с раз­лич­ны­ми со­ци­аль­ны­ми, по­ли­ти­че­ски­ми, эко­но­ми­че­ски­ми, клас­со­вы­ми и т. д. усло­ви­я­ми, и в за­ви­си­мо­сти от ре­ша­е­мых ею задач ста­вит в центр вни­ма­ния про­бле­му че­ло­ве­ка. Соб­ствен­но го­во­ря, со­ци­аль­ные ре­во­лю­ции со­вер­ша­ют­ся во имя че­ло­ве­ка.

 

Про­из­во­ди­тель­ность труда по­ка­зы­ва­ет эко­но­ми­че­скую и тех­ни­че­скую сто­ро­ны об­ще­ствен­но­го про­грес­са. Она опре­де­ля­ет со­сто­я­ние средств про­из­вод­ства на дан­ном этапе раз­ви­тия об­ще­ства, сте­пень овла­де­ния сти­хий­ны­ми си­ла­ми при­ро­ды, воз­мож­но­сти про­из­во­дить ма­те­ри­аль­ные блага. Про­из­вод­ствен­ные от­но­ше­ния по­ка­зы­ва­ют от­но­ше­ния людей к сред­ствам про­из­вод­ства, от­ра­жа­ют сущ­ность дан­но­го спо­со­ба про­из­вод­ства, его со­ци­аль­ную струк­ту­ру, ме­ха­низм вза­и­мо­дей­ствия людей. Про­бле­ма че­ло­ве­ка рас­кры­ва­ет от­но­ше­ние об­ще­ства к каж­до­му ин­ди­ви­ду. Она вы­яс­ня­ет сте­пень сво­бо­ды че­ло­ве­ка, воз­мож­но­сти удо­вле­тво­ре­ния его ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных по­треб­но­стей.

 

По­ло­же­ние че­ло­ве­ка в об­ще­стве ха­рак­те­ри­зу­ет со­ци­аль­ный ас­пект про­грес­са. Чем про­грес­сив­нее об­ще­ство, тем боль­ше усло­вий оно со­зда­ет для раз­ви­тия че­ло­ве­ка и его сущ­ност­ных сил.

 

На мой взгляд, не сле­ду­ет пу­тать об­ще­фи­ло­соф­ский кри­те­рий про­грес­са с част­ным кри­те­ри­ем, ска­жем, с ду­хов­ным или эко­но­ми­че­ским кри­те­ри­ем. Кри­те­рий ра­зу­ма — это част­ный кри­те­рий в сфере ду­хов­ной жизни, если, ко­неч­но, есть про­гресс в этой сфере. Кри­те­рий про­из­во­ди­тель­ных сил или спо­со­ба про­из­вод­ства — это кри­те­рий в эко­но­ми­че­ской об­ла­сти. Кри­те­рий про­грес­са в мо­ра­ли от­но­сит­ся толь­ко к мо­раль­ной сфере. Все эти кри­те­рии очень важны, но не­до­ста­точ­ны для ха­рак­те­ри­сти­ки всего про­грес­сив­но­го раз­ви­тия ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са. Об­ще­фи­ло­соф­ский кри­те­рий глав­ное вни­ма­ние об­ра­ща­ет на такой стер­жень, ко­то­рый на­хо­дит­ся в цен­тре всей ми­ро­вой ис­то­рии. В ка­че­стве та­ко­го стерж­ня вы­сту­па­ет че­ло­век. По­это­му об­ще­фи­ло­соф­ским кри­те­ри­ем об­ще­ствен­но­го про­грес­са яв­ля­ет­ся по­ло­же­ние че­ло­ве­ка в окру­жа­ю­щей при­род­ной и со­ци­аль­ной дей­стви­тель­но­сти, ибо, в конце кон­цов, все де­ла­ет­ся во имя че­ло­ве­ка и для че­ло­ве­ка.

 

Надо по­ка­зать, как в ходе дли­тель­но­го раз­ви­тия ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са че­ло­век ме­нял­ся, ста­но­вил­ся более сво­бод­ным и по­лу­чал боль­шую воз­мож­ность про­яв­лять свои ду­хов­ные и фи­зи­че­ские силы, удо­вле­тво­рять свои по­треб­но­сти.

 

И.А. Го­бо­зов

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

Ука­за­ны лифты со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и ил­лю­стри­ру­ю­щие их кон­крет­ные при­ме­ры, до­пу­стим:

1) об­ра­зо­ва­ние (мо­ло­дой че­ло­век по­лу­чил в вузе про­фес­сию юри­ста и был при­нят на долж­ность кон­суль­тан­та в круп­ной фирме);

2) армия (в пе­ри­од Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции кре­стья­нин Ми­шель Ней всту­пил в армию и стал при На­по­лео­не мар­ша­лом Фран­ции);

3) цер­ковь (на­при­мер, кре­стья­нин Ни­ки­та Минов, всту­пив в мо­на­ше­ство и начав цер­ков­ное слу­же­ние, до­стиг выс­ше­го чина, стал пат­ри­ар­хом Ни­ко­ном);






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных