Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кейс – технологии или иначе ее называют case-технологии.




Глава 4.2. Технологии ДО

Дистанционное образование общепризнанно войдет в XXI век как одна из наиболее эффективных (и перспективных) систем подготовки специалистов. Сегодня сетью университетов и колледжей, использующих дистанционный метод обучения, охвачены пять континентов. Созданы Международные академии информатизации.

Для разработки современных методик дистанционных методов обучения во многих вузах созданы институты и отделы ДО.

Для организации и поддержки дистанционного обучения используют­ся следующие технологии: кейс-технология, TV-технология и сетевые интернет - тех­нологии. В общей сложности можно их условно разделить на сетевые и несетевые. Рассмотрим их особенности.

 

Кейс – технологии или иначе ее называют case-технологии.

При кейс-технологии учебно-методические материалы комплектуются в спе­циальный набор (кейс), условно его можно назвать «портфелем заочника» или курсовой кейс. Этот набор пересылается учащемуся для самостоя­тельного изучения или вручается при поступлении в вуз при обучении по дистанционной технологии. Общение с преподавателями-консультантами осуществ­ляется в созданных для этих целей региональных учебных центрах или через электронную почту с преподавателем университета. Считается, что при достаточной мотивации обучаемый в состоянии самостоятельно изучить и освоить значительный объем материала по широкому кругу дисциплин, если такое обучение подкреплено содержательным кейсом.

Курсовой кейс — это комплект учебных и методических материалов по всем дисциплинам, предусмотренным рабочим учебным планом по данной специальности и курсу, на электронном носителе CD-ROM. В комплект обязательно должен входить электронный учебник по данному курсу, содержание которого должно быть разбито на модули(модуль - это логико-структурная схема, полностью отражающая учебную программу по предмету за весь учебный год), содержать гипертекст, интерактивное задание и тестовые вопросы. При дистанционном обучении, когда учебный материал изучается самостоятельно, его усвоение контролируется опосредованной обратной связью. Поэтому здесь большое значение имеет представление учебного материала в виде электронных изданий с применением всевозможных, помимо текста, средств (картинок, анимации, звука и т.д.) и грамотное структурирование информации с тем, чтобы добиться максимального его усвоения. В мультимедийном учебном пособии или учебнике, предназначенном для самостоятельного изучения можно включить и «мультимедийное сопровождение лекций», который представляет собой материал, предназначенный для подкрепления рассказа преподавателя эффектными видео- и аудио- материалами. Учебное пособие является важнейшим условием организации высококачественного учебного процесса. И мы стоим сейчас перед серьезной проблемой создания принципиально нового типа информационного учебного материала, с необычайно широким спектром образовательных перспективных возможностей. На наш вгляд, современные электронные и мультимедиа учебники должны отвечать следующим требованиям:

- информация по курсу должна быть хорошо структурирована (модульное представление курса);

- текстовая информация должна быть представлена как в виде видео-лекции, так и в виде необходимой информации по данному предмету, дающую возможность студентам воспринимать ее путем выделения главного и дополнительного информационного материала;

- в мультимедийном учебнике необходимо использовать многооконный интерфейс, где в каждом окне представлена связанная информация, или выделены определенные информационные зоны на одном экране;

- текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации;

- видеосюжеты или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты учебного времени студентов в пять-десять раз уменьшатся по сравнению с работой с учебниками на бумажном носителе (традиционным учебником).

Правильная выработка методологии и методики написания и составления электронных учебников является очень важным фактором в условиях кредитной технологии обучения при выполнении студентами самостоятельной и индивидуальной работы.

Таким образом, роль электронных учебников при самостоятельной подготовке студентов необычайно велика, но важным при его написании является не простое сканирование текста из учебника на бумажном носителе, а соблюдение всех необходимых для интерактивности требований предъявляемых для электронных учебников описанных выше.

При этом, студент имеет возможность находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками знаний.

Подготовка всех учебно-методических материалов осуществляется по утвержденным рабочим учебным планам, разработанным в строгом соответствии с государственными общеобразовательными стандартами и типовыми учебными планами. Кейсовые курсы могут быть использованы:

- студентами, обучающимися по кредитной технологии обучения;

- для самоподготовки и самоконтроля своих знаний по предусмотренным дисциплинам в течение учебного года, либо летнего семестра;

- студентами заочной сокращенной формы обучения — для изучения материалов кейса в удобном для них режиме и проведения самооценки готовности к сдаче зачетов и экзаменов путем ответов на контрольные вопросы и вопросы тестирующей системы;

- студентам обучающимся по дистанционной технологии обучения;

- слушателями ФПК— как альтернатива повышения квалификации слушателей, не имеющих возможности посещать очные курсы ФПК.

ТВ технологии

ТВ технологии для дистанционного обучения слушателей стали использовать отличные от почты средства доставки учебного материала через радио, магнитофонные лен­ты, телевидение. Процесс обучения дополняется не­прерывным процессом самообразования с использованием записанных на те или иные носители или транслируемых по радио и телевидению лекций. TV-технология, как следует из ее названия, основана на использовании те­левизионных лекций записанных на СД – диски или транслирующиеся через спутниковое телевидение. TV-технологии зачастую используются для организации единого образовательного пространства путем распространения учебных аудио- и видеоматериалов. Использование видео- лекций лучших преподавателей позволяют большому числу студентов прослушивать лекции по различным дисциплина не только в учебных центрах, но и дома. Такая практика обучения широко применяется в американских и европейских курсах дистанционного обучения, когда основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

ТВ – обучение активно используются при дистанционном обучении, так как телевизор имеется практически в каждой семье. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. По телевидению можно транслировать лекции для широкой аудитории слушателей как в целях повышения общего развития данной аудитории, так и для студентов обучающихся дистанционно. Контроль усвоения знаний, можно проверять при помощи тестов и экзаменов в учебных центрах и через сетевые технологии. Кабельное учебное телевидение нашло достаточно широкое распространение для дистанционного обучения. С появлением спутникового телевидения обучающие теле- и радиопрограммы стали передаваться через спутник. Например, международная организация INTELSAT, основанная в 1971 году, позволяет транслировать обучающие программы практически на весь мир, предоставляя для этого все свои 15 спутников. Среди развивающихся стран Индонезия была первой страной, основавшей национальную спутниковую систему для системы образования. Эта сеть объединила 11 университетов на разбросанных в море островах / http://www.gdenet.ru/bibl/education/communications/6.3.html/.

Спутниковые каналы позволяют также организовывать коммуникационные сети ISDN, которые позволяют передавать в цифровом виде одновременно видеоизображение, звук, текст и копии документов.

В последнее время все чаще стали использоваться телевизионно-спутниковые технологии организационно схожие с сетевой, только контакт (лекции и семинары) преподавателей и студентов осуществляется по спутниковым каналам связи.

Сетевые технологии

К сетевым технологиям относится интернет-технология и технологии, ис­пользующие возможности локальных и глобальных вычислительных сетей.Интернет – технологии и технологии, использующие возможности локальных и глобальных вычислительных сетейстали инструментом «сетизации» образования, позволяющие достичь высоких темпов роста экономики знаний.

В интернет-технологии "Всемирная паутина" используется для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом, а также для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми. Возможность связи "многих-со-многими" является принципи­альным отличием интернет-технологии от иных технологий дистанционного обучения.

Сегодня, бесспорно, самым современным и перспективным средством тех­нологической поддержки дистанционного обучения являются интернет-тех­нологии. Однако, говоря о дистанционном образовании как об эффективной системе, интернет-технологии целесообразно рассматривать в сочетании с CD-ROM-технологиями. НаCD –дисках можно разместить электронный учебник по данной дисциплине, что дает возможность обучающемуся даже без интернета изучать содержательная часть курса (content), что обеспечивает дешевизну и независимость от каналов связи. А Интернет целесообразно использовать в ДО для обновления информации, тестирования и общения с обучаемыми. Описанный подход составляет основу Web-CD-технологии. Internet-технологии используются для организации прямого и опосредованного сетевого взаимодействия преподавателей и обучаемых и обеспечения сетевого доступа к учебным материалам с дистанционным контролем обучения и итоговой аттестацией.

 

В последнее время технология Internet вытесняет другие формы. Это связано с тремя обстоятельствами:

техническое развитие Internet - технологий, позволяющих более дешевыми и удобными средствами имитировать любую учебную модель;

простота подключения к сети Internet;

относительно низкая стоимость подключения.

Сетевые технологии очень легки в использовании, как для студентов, так и для преподавателей. Все учебные материалы размещены на сервере и доступны при заключении договора для самостоятельного изучения. Через Интернет есть возможность связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты.

К сетевым технологиям дистанционного обучения можно отнести:

Телеконференци и - это процесс использования электронных каналов связи для организации общения между двумя и более группами участников. В процессе телеконференции передается звук, изображение или компьютерные данные. Сообщение, посылаемое в телеконференцию, становится доступно всем ее участникам, тем самым, процесс напоминает общение за круглым столом. У каждой конференции есть координатор, который следит за тем, чтобы не нарушалась тематика конференции, этикет и т.п.

Телеконференции - это общий термин, относящийся к различным технологиям, включая: аудиоконференции (audioconferencing), видеоконференции (videoconferencing) и компьютерные конференции(computerconferencing).

Аудиоконференции - это разновидность телеконференций, при которых происходит голосовая коммутация участников конференции. Аудио конференции можно организовать как на цифровых, так и на аналоговых линиях связи. Аудио конференции широко используются в комбинации с односторонним видео (oneway video), спутниковым ТВ, а также для проведения селекторных совещаний. Данный вид телеконференций имеет ограниченное применение для целей дистанционного образования.

Видеоконференция - это способ обмена видеоизображениями, звуком и данными между двумя или более точками, оборудованными соответствующими аппаратно-программными комплексами. Ее участники могут видеть и слышать друг друга в реальном времени, а также обмениваться данными и совместно их обрабатывать. Подобная система способна значительно повысить продуктивность работы обучаемых, обеспечивая им такие возможности, как личное общение с преподавателем без затрат на переезды, своевременный обмен необходимой информацией и совместная работа над какой-либо задачей удаленных друг от друга участников учебного процесса.

Видеоконференцсвязь объединяет прямой диалог, доступ к базам данных, передачу голоса и видео, а также функцию "белой доски". С помощью такой "доски" пользователи могут делать на документе свои пометки и знакомиться с комментариями и поправками других участников конференции. Учитывая возможность передачи практически любых видов информации, простоту и быстроту общения, естественность процесса общения видеоконференции можно считать наиболее эффективной технологией организации системы дистанционного образования.

Компьютерные телеконференции. В компьютерных телеконференциях могут участвовать сотни и тысячи пользователей Internet. Принять участие в конференции очень просто. Надо подключиться к конференции, набрав ее адрес. На экране компьютеров участников отображаются высказывания и отклики всех участников конференции. Хотя сообщения и отклики появляются очень быстро, телеконференции не вполне можно отнести к синхронным средствам. Скорее, они напоминают гигантские доски объявлений, на которых пишут все участники. Как и на досках объявлений, в компьютерных телеконференциях информация сохраняется некоторое время. Так что, можно вернуться и просмотреть ее, даже когда участники физически не участвуют. Таким образом, возможен просмотр информации, прошедшей в телеконференции за некоторый отрезок времени.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных