Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интерактивные формы и методы повышения познавательной и творческой активности учащихся

РАЗДЕЛ 2. Использование интерактивных методов и технологий в профессиональном обучении

Интерактивные формы и методы повышения познавательной и творческой активности учащихся

Современная система образования переживает период реформирования, в связи, с чем появилась необходимость пересмотра самого содержания профессионального образования, а так же инициирования новых подходов, форм и методов к профессиональному обучению.

В практике профессионального обучения существуют различные подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности учащимися восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие.
Современному преподавателю необходимо преобразовывать учебный процесс, внедрять новые формы, методы и технологии обучения, создавать технически продвинутую среду и комфортные условия процесса обучения. В этом помогает внедрение интерактивных методов обучения в учебный процесс.

Совершенствование организации процесса обучения связано с отбором наиболее эффективных методов и приемов обучения, поиском новых средств, способствующих развитию творческого мышления учащихся, формированию и развитию эстетической культуры.

С наступлением XXI в. определился новый этап развития потребностей общества. Информационный бум, формирование рыночных отношений, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, в том числе к подготовке для будущего трудоустройства, к формированию способности самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро восполнять пробелы в знаниях, развивать профессиональные навыки и умения, развивать творческий потенциал. Требования, которые предъявляет реальная практическая деятельность к современному специалисту очень высоки, по части компетенции, и, самое главное, постоянно меняются. К этим требованиям можно отнести: умение критически осмысливать проблемы, принимать решения из ряда альтернатив и на основе творческого поиска, способность к культурной и деловой коммуникации. Говоря простым языком, студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

В настоящее время многие методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, стимулирующих и развивающих познавательную деятельность обучающихся, их способность к самостоятельному творческому, профессиональному мышлению. В связи с этим особую актуальность и интерес представляет изучение возможности применения в учебном процессе именно интерактивных методов обучения в профессиональной подготовке, в частности будущих преподавателей специальных дисциплин специальности «Парикмахерское искусство и декоративная косметика» и будущих специалистов индустрии красоты.

Внедрение интерактивных форм обучения - является важным условием совершенствования профессиональной подготовки студентов и результатом комплексного подхода в профессиональном обучении и воспитании учащихся. Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих задач. Интерактивное обучение стимулирует развитие и совершенствование творческой деятельности.

Различные формы интерактивного обучения могут быть успешно реализованы с использованием информационно-коммуникационных технологий на аудиторных занятиях или во внеурочное время.

Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. При реализации интерактивных методов доминирует, в отличие от объяснительно-иллюстративных методов, не деятельность преподавателя, а деятельность обучающегося. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы в познавательной деятельности. Преподаватель отказывается от роли простого транслятора готовых знаний и выполняет функцию одного из источников информации и помощника в работе, организующего самостоятельную познавательную деятельность обучающихся по продуцированию знаний об окружающей действительности, побуждающего к поиску, исследованию явлений и процессов, самостоятельному решению проблем. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование профессиональных ситуаций, использование дидактических игр, создание проблемных конкретных ситуаций, решения дискуссионных вопросов, совместное решение проблемы на основе анализа обстоятельств и т. п.
Серова О. В., Затравкина Д. Применение интерактивных методов при профессиональном обучении в области дизайна [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 332-335.

Интерактивный режим работы подразумевает взаимодействие преподавателя и студента, при котором преподаватель на каждое свое действие получает адекватный ответ со стороны обучаемого.

Основное значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

- стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов.

- повышение уровня активности и самостоятельности учащихся.

- развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.

- саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех обучающихся группы без исключения. Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся и педагога. Эти методы наиболее соответствуют личносто-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса.

Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Внедрение интерактивных методов дает возможность сделать студента соавтором лекции, семинарского или практического занятия. Данная форма обучения помогает установлению эмоциональных контактов между студентами, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

В групповой работе возникает элемент соревнования и взаимодействия, ответственности. При условии умелого внедрения, интерактивные технологии обучения позволяют привлечь к работе всех студентов, способствуют выработке социально важных навыков работы в коллективе, умений и навыков культуры дискуссии, принятия совместных решений; улучшает умение общаться, презентовать результаты работы.

Использование интерактивных методов в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. Преимуществами интерактивных методов является то, что они позволяют: изучить проблему в условиях значительного сокращения времени; сформировать у студентов умение ориентироваться в нестандартных ситуациях; выявлять, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи и решать конкретные профессиональные ситуации, развивать навыки работы групповым методом при подготовке и принятии решений, устанавливать взаимопонимание между участниками учебного процесса.

Сорокина Е. И., Маковкина Л. Н., Колобова М. О. Использование интерактивных методов обучения при проведении лекционных занятий [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 167-169.

Также важную роль в организации учебного процесса, создании условий для развития творческого потенциала студентов является использование интерактивных технологий.

Современные технические и интеллектуальные достижения, воплощенные в компьютерной технике и информационных технологиях оказывают значительное влияние на эффективность обучения студентов. На сегодняшний день существует большое количество информационно-интерактивных ресурсов для подготовки дизайнеров имиджа и стиля. Интерактивные технологии представляют работу преподавателей специальных дисциплин творческой и увлекательной, увеличивают эффективность обучения студентов и способствуют усвоению учебного материала, позволяют общаться, вдохновляться и развиваться. Использование мультимедийной техники в процессе обучения дает в руки преподавателя мощнейшие средства для эстетического воспитания и художественного образования студентов.

Серова О. В., Затравкина Д. Применение интерактивных методов при профессиональном обучении в области дизайна [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 332-335.

Суть использования мультимедийной техники в том, что лекционный материал подкрепляется визуальным рядом из изображений, видеороликов. Мультимедийная сфера в системе интерактивных технологий обучения дизайну имиджа и стиля позволяет проследить аналогии и тенденции уже существующих дизайн-разработок в индустрии красоты, позволяющих студенту начинать свои творческие поиски. Использование визуальных средств для воспитания интуитивного подхода к созданию художественных образов в рамках проектной деятельности у обучаемых, дает возможность - увеличить вероятность выполнения поставленных задач: научить поиску вдохновения и сподвигнуть к визуализации собственных, индивидуальных вариантов идей.

Суть использования интерактивных технологий обучения заключается в следующем: преподаватель на экране демонстрирует наглядный образ изучаемого предмета, методично демонстрирует пошаговое выполнение заданий, с комментариями и пояснениями. В процессе показа видеоряда преподаватель излагает текстовый материал, отвечает на вопросы студентов, предостерегает о возможных технических ошибках в построении, отслеживает результаты процесса и т.д. Студенты в это время демонстрируют более высокую степень вовлечения, собранности и повышенного внимания. Данный метод является продуктивным и позволяет достичь студентам высоких результатов, за короткий отрезок времени. Так же затраты времени на усвоение новых понятий заметно сокращается. С психологической точки зрения такой материал способствует созданию комфортной обучающей среды и усваивается студентами эффективнее, нежели традиционная модель обучения, когда студентам предлагается по методическим указаниям выполнять практическое задание без мультимедийных средств.
Серова О. В., Затравкина Д. Применение интерактивных методов при профессиональном обучении в области дизайна [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 332-335.

Педагогические условия использования интерактивных методов обучения способствуют повышению мотивации к обучению, обеспечивающей самореализацию студентов в учебной деятельности; созданию ситуации успеха, удовлетворения результатом проектирования; ориентируют на групповую работу студентов; выполнение творческих совместных проектов; качественного построения; рефлексивное подведение итогов. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, создателя условий для инициативы учащихся. Формируются не только профессионально важные умения и навыки, но и активизируется интеллектуальное, пространственное и творческое мышление, стремление к качественному и четкому выполнению поставленной задачи, воспитание индивидуальной культуры.

Использование интерактивных методов являются одним из способов мотивации и стимулирования студентов к творческой деятельности.

Под мотивацией понимают совокупность движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих этой деятельности определенный смысл. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития обусловлена желанием стать более успешным. Выделяют 4 группы методов мотивации:

- эмоциональные: поощрение, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

- познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих задании.

- волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование умения осуществлять рефлексию, прогнозирование будущей деятельности.

- социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, и системно на каждом уроке использовать оптимальные методы мотивации в целях реализации личностно ориентированного развивающего подхода.

Интерактивное обучение как специальная форма организации познавательной деятельности, подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Преимущество интерактивных методов обучения перед традиционными:

Пассивный метод (рис.1.1) – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Рисунок 1.1 Пассивный метод

Активный метод (рис.1.2) – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Рисунок 1.2 Активный метод

Интерактивный метод (рис.1.3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Рисунок 1.3 Интерактивный метод

Таким образом, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

- пробуждение у обучающихся интереса;

- эффективное усвоение учебного материала;

- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

- формирование у обучающихся мнения и отношения;

- формирование жизненных и профессиональных навыков;

- выход на уровень осознанной компетентности студента.

 

2.2. Использование интерактивных методов в подготовке будущих преподавателей специальных дисциплин специальности «Парикмахерское искусство и декоративная косметика», модельеров-стилистов (или дизайнеров имиджа и стиля)

Широкое применение интерактивных форм обучения положительно влияет на эффективность обучения при подготовке будущих педагогов профессионального обучения и модельеров стилистов, специалистов индустрии красоты. А учитывая то, что образование человека, а именно дизайнера, как «законодателя» идей, призвано культивировать способность общества к развитию и процветанию, использование интерактивных методов в обучении является первоочередной задачей в разработке методик преподавания специальных дисциплин специальности «Парикмахерское искусство и декоративная косметика».
Серова О. В., Затравкина Д. Применение интерактивных методов при профессиональном обучении в области дизайна [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 332-335.

Использования интерактивного обучения, групповое выполнение творческих заданий, предоставляя каждому из участников учебного процесса реализовать свой элемент совместного творческого замысла, например, при создании целостного художественного образа модели: выполнение прически, макияжа, дизайна ногтей – коллективное творчество. В этом случае студент ориентируется на групповую работу, являясь частью общего процесса, формируя навыки работы в коллективе, что способствует в дальнейшем лучшей коммуникации и адаптации на производстве. Взаимодействие с другими участниками процесса, развивает умение обмениваться опытом и взаимодействовать в группе, учиться на ошибках друг друга, способствует более активному вовлечению студентов в учебный процесс, а также саморефлексии.

Принципы работы на интерактивном занятии:

- занятие – не лекция, а общая работа;

- все студенты равны;

- каждый студент имеет право на собственное мнение по любому вопросу;

нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея);

- все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Алгоритм проведения интерактивного занятия.

Педагог производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми студентами), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

При разработке интерактивного занятия необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:

- уровень знаний и умений студентов;

- временные рамки проведения занятия;

- проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее – актуализация опорных знаний;

- уровень заинтересованности студентов в данном занятии – мотивация.

Перечень необходимых условий:

- должна быть четко определена цель занятия;

- подготовлены раздаточные материалы;

- обеспечено техническое оборудование;

- обозначены участники;

- определены основные вопросы и этапы занятия, их последовательность;

- подобраны практические примеры - использование интерактивных технологий обучения;.

Перед началом занятия преподаватель должен огласить студентам примерные правила работы в группе:

- быть активным;

- уважать мнение участников;

- быть доброжелательным;

- быть пунктуальным, ответственным;

- не перебивать;

- быть открытым для взаимодействия;

- быть заинтересованным;

- стремится найти истину;

- придерживаться регламента;

- проявить творческий потенциал, креативность;

- уважать правила работы в группе.

Основная часть:

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:

- выяснение позиций участников;

- сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации);

Выводы (рефлексия).

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

- Что произвело на вас наибольшее впечатление?

- Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

- Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

- Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

- Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?

- Как вы оцениваете свои действия и действия группы?

Для решения воспитательных и учебных задач профессионального обучения преподавателем целесообразно использование следующих интерактивных форм обучения:

- Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака).

- Мастер класс.

Метод мозгового штурма (мозговая атака, braine storming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Широко в профессиональном обучении для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач. Используется при тупиковых или проблемных ситуациях.

Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные приемы "включения" фантазии, для лучшего использования "чисто человеческого" потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности сделать "безумные" предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение "специалистов".

Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек.

Мозговой штурм - это:

- новаторский метод решения проблем;

- максимум идей за короткий отрезок времени;

- расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые "дикие" идеи);

- отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период);

- это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.

Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма», рекомендуется использовать некоторые приемы:

- инверсия (сделай наоборот);

- аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении);

- эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущуния);

- фантазия (сделай нечто фантастическое).

Цель мозгового штурма – создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а так же поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи.

Основной задачей метода мозгового штурма является выработка (генерирование) возможно большего количества и максимально разнообразных по качеству идей, пригодных для решения поставленной проблемы. Чтобы за короткий промежуток времени получить большое количество идей, к решению привлекается целая группа людей, которая, как единый мозг, штурмует поставленную проблему.

Метод включает следующие шаги:

1. Выбирается тема, определяются задачи занятия;

2. Составляется список основных характеристик занятия;

3. Для каждой характеристики перечисляются ее возможные варианты выполнения;

4. Выбираются наиболее интересные сочетания возможных вариантов решения поставленной задачи.

На первом этапе использования интерактивного метода «Мозговой штурм» необходимо сформировать группу генераторов идей. Это должны быть творческие люди, студенты, обладающие подвижным, активным умом.

Требуется создать экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие. На практике нередко сами генераторы, завершив выдвижение идей, выступают как эксперты.

За день-два до штурма нужно раздать участникам оповещение о штурме с кратким описанием темы и задачи. Возможно, кто-то придёт с готовыми идеями. Следует подготовить всё необходимое для записи идей и демонстрации списка:

- доска и мел;

- листы для записи, карандаши, фломастеры

- разноцветные стикер;

- ноутбук, проектор.

Далее следуетназначить ведущего мозгового штурма. В большинстве случаев ведущий известен изначально, он и организует мозговой штурм.

Желательно, выбрать одного или двух секретарей, которые будут фиксировать все идеи. Определяется регламент этапов «мозгового штурма».

Участники должны знать, что время ограничено, и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки. Это активизирует, заставляет выложиться. Так же нужно поставить задачу. Что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки? Записать задачу так, чтобы она всё время была на виду. Участники должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить. В мозговой атаке приветствуется сумятица идей, но не сумятица задач. Использование методики «мозговой штурм» стимулирует группу студентов к быстрому генерированию как можно большего вариантов ответа на вопрос.

На первом этапе проведения «мозгового штурма» группе дается определенная проблема для обсуждения, участники высказывают по очереди любые предложения в точной и краткой форме, ведущий записывает все предложения (на доске, плакате) без критики их практической применимости.

На втором этапе проведения «мозгового штурма» высказанные предложения обсуждаются. Группе необходимо найти возможность применения любого из высказанных предложений или наметить путь его усовершенствования. На данном этапе возможно использование различных форм дискуссии.

На третьем этапе проведения «мозгового штурма» группа представляет презентацию результатов по заранее оговоренному принципу:

- самое оптимальное решение;

- несколько наиболее удачных предложений;

- самое необычное решение и т.п.

Для проведения «мозгового штурма» возможно деление участников на несколько групп:

- генераторы идей, которые высказывают различные предложения, направленные на разрешение проблемы;

- критики, которые пытаются найти отрицательное в предложенных идеях;

- аналитики, которые будут привязывать выработанные предложения к конкретным реальным условиям с учетом критических замечаний и др.

При решении простых проблем или при ограничении по времени наиболее подходящая продолжительность обсуждения - 10-15 минут.

В конце занятия подводятся итоги, делаются выводы (рефлексия).Метод мозгового штурма эффективен:

- при решении задач, которые не имеют однозначного решения, и задач, где решения требуются нетрадиционные;

- когда необходимо быстро найти выход из критической ситуации;

- везде, где нужно получить много идей за короткое время, методика мозгового штурма универсальна.

Мастер класс. Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи. Форма работы мастер-класса зависит от наработанного мастером стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интереснейшего мероприятия. Мастер-классы способствуют личностной ориентации студента, формированию его художественных вкусов, творческого потенциала, культурных и профессиональных интересов.

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод профессиональной деятельности. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность студентов для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников. Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание короткой теоретической части и индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.

Мастер-класс характеризируется следующим:

- метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

- создание условий для включения всех в активную деятельность;

- постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

- приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;

- формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

- представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;

- процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

- форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Целью проведения мастер-класса является профессиональное, интеллектуальное и эстетическое воспитание студента. В это понятие вкладывается, прежде всего, развитие в ходе мастер-класса способности студента самостоятельно и нестандартно мыслить. В контексте мастер-класса профессиональное мастерство педагога означает прежде всего умение быстро и качественно решать образовательную задачу в практическом поле выбранного предмета.

Задачами являются:

- преподавание студенту основ профессионального отношения к избранной специальности;

- обучение профессиональному языку;

- передача продуктивных способов работы - прием, метод, методика или технология;

- адекватные формы и способы представления своего опыта.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых норм. В большинстве своем, она основывается как на педагогической интуиции преподавателя, так и на художественной восприимчивости студента.

Мастер-класс - это двусторонний процесс, и отношения "преподаватель-студент" являются совершенно оправданными.

Алгоритм проведения мастер-класса:

- идея;

- подготовка, постановка цели, задач;

- план;

- подбор команды;

- подбор информации;

- реализация проекта, задач;

- демонстрация своей презентации (методов, приемов работы);

- привлечение параллельно участников к активной деятельности;

- рефлексия (последний и обязательный этап) - отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса:

- презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

- эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

- прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

- мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта

- оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

- эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

- технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

- артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта

- общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Основная часть мастер-класса -моделирование:

- студенты выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели мастер-класса;

- преподаватель выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу студентов и управляет ею;

- преподаватель совместно со студентами проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия

Выводы (рефлексия):

- проводится дискуссия по результатам совместной деятельности.

Современная профессиональная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, использование которых максимально целесообразно при обучении будущих преподавателей профессионального обучения и специалистов индустрии красоты::

- творческие задания;

- работа в малых группах;

- интерактивная экскурсия;

- видеоконференции;

- метод проектов;

- групповое обсуждение;

- анализ конкретных практических ситуаций;

- решение учебных задач.

Творческие задания: под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от студента не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни) придает смысл обучению, мотивирует студента. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, самообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая преподавателя.

Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

Интерактивная экскурсия. Занятие-экскурсия – это такая форма обучения, при которой обучающиеся воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов (салоны красоты) и непосредственного ознакомления с ними.

В ходе экскурсии студенты не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.

Виртуальные экскурсии - это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального объекта (салона красоты) с использованием интерактивных технологий (мультимедийная техника, видео-презантации).

Видеоконференция. Методикой интерактивного занятия в форме видеоконференции является конференция. Визуализация и использование видеоконференцсвязи относится к использованию информационно- коммуникативных технологий в обучении.

Видеоконференцсвязь - это дву- или многосторонняя связь для передачи звука и изображения. Участники разделены географически, но все равно, могут видеть и слышать друг друга. Видеоконференции могут быть проведены между двумя или несколькими студиями. Данный формат проведения встречи позволяет объединить участников не только из разных городов, но и из разных стран, что, безусловно, способствует обмену опытом.

Метод проектов – выполнение индивидуального или группового творческого проекта, по какой – либо теме. В данном методе учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Групповое обсуждение:

1. Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

2. На первом этапе группового обсуждения перед студентами ставится проблема (например, правовой казус), выделяется определенное время, в течение которого студенты должны подготовить аргументированный развернутый ответ.

3. Преподаватель может устанавливать определенные правила проведения группового обсуждения:

- задавать определенные рамки обсуждения (например, указать не менее 10 ошибок);

- ввести алгоритм выработки общего мнения;

- назначить лидера, руководящего ходом группового обсуждения и др.

4. На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем.

Анализ конкретных практических ситуаций. Цель метода - научить студентов анализировать информацию, выявить ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, принимать оптимальное решение и формулировать программу действий. При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что в этом методе сочетаются индивидуальная работа студентов с проблемной ситуацией и групповым обсуждением предложений, подготовленных каждым членом группы.

Алгоритм решения проблемной ситуации представляет собой четкую программу в виде универсальной последовательности операций по анализу проблемы, формулированию противоречия и поиску решения с помощью логических, психологических и других инструментов. Применение подобного алгоритма в ходе учебного процесса вырабатывает у студентов своеобразный стиль мышления, в основе которого — гибкость, оригинальность, чуткость к противоречиям, умение осознанно моделировать идеальный эталон, психологически ориентируясь на его достижение и добиваясь желаемого кратчайшим путем, создает ощущение красоты интеллектуального процесса. Такой метод предлагает для развития креативного мышления как материал, содержащий реальную проблему, так и методику осознанного овладения мыслительными операциями и приемами.

Решение учебных задач. Учебная задача выступает как узловой момент, аккумулирующий все содержание процесса обучения. Наибольшей проблемностью обладают трансформированные и творческо-поисковые задачи. [ Вестник Учебно-методического объединения по профессионально - педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2005. Вып. 1 (37). 168.].

Достоинством использования интерактивных технологий в профессиональном обучении является развитие социально и профессионально важных качеств личности студентов.

Применение рассмотренных нами интерактивных методов на практических занятиях способствовало повышению результативности учебно-познавательной деятельности студентов и является важным условием успешного выполнения задачи по созданию целостного художественного образа «………….».

Таким образом, использование интерактивных методов обучения позволяет не только активизировать творческое мышление студентов специальности «Профессиональное обучение (Дизайн)», но и сформировать креативную составляющую, необходимую в дальнейшей профессиональной деятельности будущих педагогов специальных дисциплин и дизайнеров имиджа и стиля, благодаря которой можно достичь успеха в современном информационном обществе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Серова О. В., Затравкина Д. Применение интерактивных методов при профессиональном обучении в области дизайна [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 332-335.


Сорокина Е. И., Маковкина Л. Н., Колобова М. О. Использование интерактивных методов обучения при проведении лекционных занятий [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 167-169.

Махсудов П. М., Акбаров А., Мадрахимов А., Умаров Н. Ю. Использование интерактивных методов при оценке знаний студентов // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 408-410.

Вестник Учебно-методического объединения по профессионально - педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2005. Вып. 1 (37). 168.

 

1. Ларченко Д., Келле-Пелле А. Интерьер. Дизайн и компьютерное моделирование. – СПб.: Питер, 2011. – 480 с.
2. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей. – М., 2004. – 82 с.
3. Суворова Н.Н. Интерактивное обучение: Новые подходы. – М.: Вербум, 2005г. – 42 с.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Договоры в КД. Договор поставки. Порядок заключения и расторжения. | РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных