Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КУРСОВАЯ И ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА – КАК ВИД УЧЕБНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ




Курсовая работа - индивидуальная рукописная работа творческого характера, самостоятельно выполненная студентом в процессе обучения в вузе, позволяющая оценить уровень подготовленности выпускника к профессиональной деятельности, указанных в соответствующих квалификационных характеристиках ФГОС ВПО.

Тема курсовой работы должна отражать актуальные вопросы, решение которых будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности будущего специалиста в соответствии с его профессиональными компетенциями.

Содержание работы должно быть посвящено решению задач теоретического, методического, научно-методического, проектировочного или опытно- экспериментального характера.

Курсовая работа выполняется студентами на 2 и 3 курсах. На втором курсе работа предполагает теоретический анализ отечественных и зарубежных подходов к исследуемой проблеме.

Курсовая работа, выполняемая на третьем курсе, помимо теоретического анализа, должна включать эмпирическое исследование, и отражать полученные студентом в ходе ее выполнения теоретические и практические результаты.

Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством высококвалифицированных специалистов из числа преподавателей университета кафедры психологии образования.

Темы курсовых работ определяются профессорско-преподавательским составом кафедры в строгом соответствии с видами профессиональной деятельности выпускника, указанными в ФГОС ВПО направления.

Ознакомление с темами курсовых работ осуществляется на кафедре. Важнейшими критериями выбора темы для курсовой работы являются: ее актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы.

В обязанности научного руководителя курсовой работы входит:

• оказание помощи студенту в разработке календарного графика выполнения работы;

• консультирование студентов по организации опытно-экспериментальной работы, обсуждение полученных результатов;

• проверка качества работы и рекомендации для прохождения защиты курсовой работы на кафедре;

В работе необходимо освещение имеющихся в литературе точек зрения по теме курсовой работы их анализ и изложение своего отношения к решению проблемных вопросов. Курсовая работа должна отражать знание студентом научной и методической литературы по теме работы и умение критически оценивать концепции различных авторов. Важным требованием к курсовой работе является обоснованность изложенных в ней выводов и предложений, которые должны отвечать на поставленные в работе задачи, решаемые студентом в ходе творческой самостоятельной деятельности. Работа выполняется в единой стилевой манере, строго научным языком, в ней не должны допускаться грамматические, пунктуационные, стилистические ошибки и опечатки.

Сроки представления курсовой работы устанавливаются кафедрой.

Текст курсовой работы сдается в печатном и электронном вариантах. Печатный вариант брошюруется в папке-скоросшивателе формата А4 установленного цвета (2 курс дневного отделения – красная папка, 3 курс дневного отделения – синяя папка; 2 курс заочного отделения – желтая папка, 3 курс заочного отделения – зеленая папка) и представляется научному руководителю за неделю до предполагаемой даты защиты. Электронный вариант работы, презентация и тезисы, отражающие основное содержание проведенного исследовании (1–2стр.) сдается на диске (образец оформления диска представлен в Приложении 2, тезисов в Приложении 8).

Публичная защита курсовых работ студентов очной формы обучения осуществляется в конце марта на ежегодной студенческой конференции «Весенняя психологическая сессия».

Критерии оценки курсовых работ для каждого курса представлены в Приложении 9.

Выпускная квалификационная работа – является заключительным этапом профессиональной подготовки студентов обучения в вузе, позволяющая оценить уровень подготовленности выпускника к профессиональной деятельности, указанных в соответствующих компетенциях ФГОС ВПО.

Тема квалификационной работы должна отражать актуальные вопросы, решение которых будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности будущего специалиста в соответствии с его профессиональными компетенциями. При формулировке темы необходимо учитывать исследовательский характер ВКР.

Содержание работы должно быть посвящено решению задач теоретического, методического, научно-методического, проектировочного или опытно-экспериментального характера. Основным требованием к результатам, полученным в ходе выполнения выпускной квалификационной работы, является их практическая значимость для выпускника по соответствующему направлению.

Выпускная квалификационная работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателей кафедры (график работы над ВКР представлен в Приложении 1).

Тематика выпускных квалификационных работ утверждается на заседании кафедры в за год до окончания срока обучения в вузе.

Кафедра осуществляют руководство организацией и выполнением ВКР по следующим направлениям:

• разработка тематики ВКР;

• организация (совместно с заведующей кафедрой) выбора студентами тем работ;

• назначение научных руководителей ВКР;

• оперативное руководство, контроль и организационная помощь студентам в процессе подготовки ВКР;

• контроль качества работы.

В обязанности научного руководителя ВКР входит:

• оказание помощи студенту в разработке календарного графика выполнения работы;

• консультирование студентов по организации опытно-экспериментальной работы, обсуждение и анализ полученных результатов;

· проверка качества работы и рекомендации для прохождения предзащиты на заседании кафедры;

· консультирование студентов при подготовке к защите;

· подготовка отзыва о работе выпускника (см. Приложение 6).

По завершении работы, не позднее, чем за месяц до итоговой государственной аттестации, на кафедре проводится предварительная защита ВКР с целью проверки степени ее готовности и принятия решения о допуске к защите.

Дата и время предварительной защиты определяются руководителем ВКР. Текст выпускной квалификационной работы сдается в печатном и электронном вариантах. Печатный вариант брошюруется и представляется на кафедру за неделю до предполагаемой даты защиты. Так же прилагаются внешняя и внутренняя рецензии и отзыв руководителя (не брошюруются). Электронный вариант работы, презентация и статья по теме ВКР (5-7стр.) сдается на диске (образец оформления презентации представлен в Приложении 10, а статьи в Приложении 8). Титульный лист для диска и образец оформления статьи представлен в Приложении 2.

Внутренняя рецензия должна быть подготовлена специалистом соответствующей квалификации и специальности кафедры психологии образования УрГПУ (образец оформления рецензии представлен в Приложении 6).

К внешнему рецензированию привлекаются специалисты соответствующей квалификации - представители работодателя, которые принимали участие в проведении профессиональной практики выпускника, преподаватели кафедр других высших учебных заведений, школьные психологи. Внешний рецензент выбирается студентом самостоятельно.

Итоговая оценка выполненной выпускником квалификационной работы осуществляется с учетом оценок, указанных в отзыве руководителя, внешней и внутренней рецензии и результатами публичной защиты.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Содержание и структура курсовой и выпускнойквалификационной работы определяется ее целями и задачами.

Структура курсовой/ВКР включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:

• титульный лист (Приложение 2);

• содержание (Приложение 3);

• введение;

• главы основной части (с выделением параграфов внутри глав);

• заключение;

• список литературы (использованных информационных источников);

• приложения.

Рассмотрим каждый из указанных структурных компонентов работы подробнее.

Титульный лист является первой страницей курсовой/ВКР работы и оформляется по строго определенным правилам (Приложение 2).

В верхней части листа указывается название министерства, учебного заведения, факультета, кафедры.

В центре титульного листа размещается название работы. Ниже названия, в правой части листа, помещаются сведения об авторе (Фамилия И.О.), научном руководителе (ученая степень: доктор наук, кандидат наук; ученое звание: профессор, доцент; Фамилия И.О.).

В левой части листа размещается указание о допуске работы к защите (для ВКР).

В нижней части листа размещаются выходные данные работы: город, год.

Правила оформления титульного листа:

• текст титульного листа должен быть без рамки;

• при указании года работы слово «год» не используется;

• название работы дается в среднем поле, без слова «тема», без точки на конце и в кавычки не заключается, стиль «Заголовок» (14 пунктов).

Правила оформления оглавления (содержания):

• оглавление помещается на второй странице работы, которая не нумеруется;

• оглавление отражает структуру и содержание работы, в нем последовательно перечисляются названия всех структурных разделов работы, начиная с введения;

• названия разделов должны точно повторять названия в тексте;

• названию каждого раздела работы справа, у границы правого поля, соответствует номер страницы, с которой он начинается в тексте;

• рекомендуется для использования цифровая система нумерации, которая не требует употребления слов «часть», «раздел», «глава», «параграф»;

• для нумерации используются арабские цифры;

• номера самых крупных разделов состоят из одной цифры, номера более мелких разделов состоят из 2-х цифр и т.д. (более мелкие разделы содержат номер того раздела, которому они подчинены и свой собственный номер);

• не нумеруются следующие разделы: выводы, приложение;

• у приложения своя собственная нумерация: каждому Приложению присваивается номер в виде арабской цифры (Приложение 1, Приложение 2);

• все заголовки начинают с одного абзацного отступа, с прописной буквы, точка на конце не ставится;

• заголовки одной степени рубрикации располагают друг под другом, заголовки каждой последующей степени рубрикации смещают вправо:

1.

1.1.

1.2.

2.

2.1.

2.2.

Слова в заголовках нельзя подчеркивать и переносить (образец оформления оглавления см. в Приложении 3)

Во введении должны быть сформулированы следующие пункты:

• проблема исследования,

• актуальность темы,

• степень ее разработанности, место и значение в науке и практике.

• объект и предмет исследования;

• цели и задачи исследования,

• гипотезы исследования (за исключением второго курса);

• методология и методики исследования (для курсовых работ с эмпирической частью и ВКР),

• практическая значимость исследования (за исключением второго курса);

• структура ВКР.

Введение ориентирует читателя в том, как будет раскрываться тема, и должно донести основную идею автора, обосновать необходимость проведения исследования. По объему этот раздел должен быть небольшим, в несколько страниц (3 – 4 стр.).

Введение должно включать в себя составляющие части, расположенные в следующей последовательности: характеристика проблемы с указанием ее актуальности; определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач, изложение научной гипотезы (за исключением 2 курса), указание научной и практической значимости работы, перечисление используемых научно-исследовательских методов, теоретико-методологическая основа исследования.

В краткой характеристике современного состояния научной проблемы, которой посвящена работа, необходимо:

• отметить степень изученности темы (не переходя на простое перечисление фамилий и только по избранной узкой теме);

• провести границу между изученным и неизученным: показать недостаточность имеющихся знаний или их противоречивость.

В ходе описания проблемы должна стать очевидной ее актуальность.

При этом не рекомендуется:

• формулировать проблему как вопрос, постановка проблемы предполагает последовательное доказательство того, что имеющиеся знания не позволяют ее разрешить, что означает необходимость получения новых знаний;

• основной упор при формулировке проблемы делать на ее социальную значимость;

• многословие при описании актуальности проблемы.

Примерная схема постановки проблемы:

Под... понимается... В... проблеме... является одной из главных... Вопрос... актуален... Сейчас, когда необходимо... Все более очевидно... Современные исследования... позволяют утверждать... Традиционно... В соответствии со сложившимися... Многочисленные эксперименты... наглядно продемонстрировали... Многие авторы пытались... Различным аспектам посвящено... Согласно теории... Согласно другой теории... В настоящее время ни одно из этих предположений...

Приведенный обзор показывает, что... С одной стороны... С другой стороны... Однако...не проводился.. Следовательно... Искать нужно... Интересным представляется... В отличие от большинства работ... Мы предполагаем... Основная причина... Скорее объясняется не.., а... По-видимому... Это позволит... Именно поэтому мы...

Далее необходимо сформулировать цели исследования. Цель - это тот желаемый конечный результат, который должен быть получен в ходе исследования и отражен в выводах. Формулировка цели может совпадать с названием всей работы.

Принято выделять следующие основные виды целей психологического исследования:

а) определение характеристик явления;

б) выявление взаимосвязи психических явлений;

в) изучение возрастной динамики явления;

г) описание нового феномена, эффекта;

д) открытие новой (другой) природы явления;

е) обобщение;

ж) создание классификации, типологии;

з) создание методики;

и) адаптация психодиагностической методики.

Приведем для примера часто встречающиеся в психологических исследованиях формулировки:

«Психологический анализ и выявление особенностей...»

«Изучение особенностей...»

«Сравнительное изучение особенностей...»

«Анализ особенностей... во взаимосвязи...»

«Выявление круга факторов, обуславливающих...»

«Выявление различий в...»

«Изучение структуры...»

«Выявление связи между...»

«Исследование соотношения...и... в контексте...»

«Исследование предрасположенности... к...»

«Изучение возможности...»

«Рассмотреть процесс...»

«Применение... подхода к изучению...»

«Изучение механизмов...у... в зависимости от...»

«Изучение нарушений механизмов...»

«Сравнение уровня развития... в группах...»

«Изучение возрастной динамики...»

«Выявление динамики и психологических условий столкновения...»

«Апробация методов... на контингенте...»

Следующим этапом работы является поставка задач, которые позволяют отследить путь, пройденный исследователем, указывают на основные его этапы. В задачах также должно присутствовать указание на средства, которыми автор воспользовался для достижения цели.

Формулировки задач должны соответствовать содержанию глав работы.

Не рекомендуется ставить очевидные или слишком узкие задачи: провести исследование, проанализировать результаты, сделать выводы, создать таблицу, провести статистический анализ.

Если исследование носит теоретико-эмпирический характер, т.е. обладает, кроме эмпирической, такой теоретической частью, которая, помимо обоснования исследования, содержит имеющие научную ценность теоретические построения, то задачи ставятся как для теоретической части, так и для эмпирической.

Приведем часто встречающиеся формулировки задач:

«Анализ основных направлений исследования...»

«Сопоставление закономерностей...»

«Теоретическое обоснование предположения о...»

«Теоретический анализ проблемы... как...»

«Анализ роли... в...»

«Выделение функций и форм...»

«Разработка общих методических принципов...»

Задачи эмпирической части:

«Описание феномена у... и у....»

«Описание симптомов у...»

«Используя метод.выявить... особенности...»

«Выявить различные типы...»

«Выделение вариантов...»

«Сравнить свойства...у...»

«Сравнить сходство профилей...»

«Выявление противоречий...»

«Анализ... факторов и условий...»

«Проверка наличия эффекта...»

«Выявление роли фактора...»

«Изучение характера влияния... на... у...»

«Получить... сравнить и выяснить степень различия...»

«В группах...определить...»

«Изучить воздействие...на... характеристики...»

«Провести сравнительный анализ... и выделить...»

«Сопоставление... в группе... и группе... для выявления..,»

«Сопоставить показатели.,.с показателями...»

«Изучить соотношение... у...» «Определение соотношения между уровнем... и степенью...» «Сравнение выполнения...» «Сопоставление уровня... с уровнем...» «Установить различия по показателям...» «Выявить значимые коррекции между...» «Оценить уровень развития...» «Изучение динамики...» «Анализ специфики становления...» «Проверка предположения о том, что...» «Выявить возможности.., в использовании...» «Создание адекватного инструмента исследования...» «Разработка и апробация... приемов и процедур обработки эмпирических данных...» «Разработка и апробация методики...» «Разработка и апробация программы тренинга...»

Объект исследования – часть объективной реальности, которая подвергается научному изучению. Определяя объект исследования, нужно дать ответ на вопрос: что рассматривается?

Предметом исследования могут быть конкретные разделы, свойства и характеристики выделенной предметной сферы. Предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие отношения, свойства, стороны и функции объекта затронуты в работе.

Примеры формулирования объекта и предмета:

1. Тема: Формирование эмоциональной культуры студентов.

Объект – эмоциональная культура студентов. Предмет – психолого-педагогические условия формирования эмоциональная культура студентов.

2. Тема: Особенности эмоционального выгорания педагогов.

Объект – эмоциональное выгорание, а предмет – особенности эмоционального выгорания педагогов.

Гипотеза – это совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке в предполагаемом исследовании. Иными словами, это предположение о возможных конечных результатах исследовательской работы. Гипотеза – это логический стержень, вокруг которого концентрируются выявляемые факты. В ходе исследования она может быть подтверждена или опровергнута как не оправдавшая себя. Гипотеза, как правило, находит отражение в названии работы.

В эмпирической части гипотезы подвергаются проверке. Тип гипотезы связан с методом исследования: существуют причинно- следственные гипотезы, проверяемые в эксперименте, и психологические гипотезы, в которых используются другие типы доказательства соответствия эмпирических данных теоретическим предположением.

Основные правила формулирования гипотезы:

· гипотеза непосредственно должна вытекать из поставленной проблемы;

· гипотеза формулируется тогда, когда существует теоретическое обоснование выдвигаемого предположения;

· формулировка гипотезы не должна иметь вид размытого общего предположения, которое автор не может конкретизировать (например: «Детский эмоциональный опыт определяет развитие личности»). Чем конкретнее предположение, тем легче его затем будет подтвердить или опровергнуть.

Приведем примеры типичных формулировок гипотез:

«В качестве... может выступать...»

«Процесс... определяется...»

«Одной из причин... является...»

«Существует возможность на основе.. выделить..»

«Предполагается, что... может оказаться ключевым для...»

«С возрастом... переходит от... к...»

«... имеют... динамику...»

«Наличие... влияет на особенности...»

«Имеются отличия... у... с... и с...»

«... присущ..., характеризующийся...»

«У... с... характеристиками преобладает.., а у... с... характеристиками преобладает...»

«... особенность... должна отражаться в...»

«... оказывает влияние на...»

«... связано с...»

«... статистически связано с...»

«... характеризуется большей связью с.., чем с...»

«При изменении... изменяется...»

«Изменяя степень... предполагается возможным изменить степень...»

«Значимые различия по показателям... у... связано с...» «... особенности...не влияют на... показатели у...»

Например, гипотеза в работе на тему: «Особенности эмоционального выгорания педагогов» может быть сформулирована следующим образом: эмоциональное выгорание педагогов отличается рядом психологических особенностей: эмоциональной лабильностью, агрессивностью, дидактизмом.

Следующий раздел «аппарата исследования» - это теоретико-методологические основы исследования. Этот раздел может формулироваться в относительно произвольной форме. Здесь имеются ввиду не все те научные публикации, на которые ссылается студент в своей работе. Речь идет об одной, двух, трех, от силы четырех концепциях крупных ученых-психологов (возможно из какой-либо другой области научного знания), которые действительно лежат в основании исследования. Если студент работает под руководством известного ученого по данной проблеме или научной школы, тогда в основании исследования будет его/их научная концепция, теория, но возможно, не только одна.

В качестве примера приведем следующую работу:

Тема: «Структурная организация самосознания матери»

Методологической основой исследования являются основополагающие принципы психологии: системности, единства сознания и деятельности, развития и психического детерминизма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), концепция субъектного становления матери (Н.Н. Васягина), в которой самосознание матери определяется как смыслообразующая составляющая ее субъектности; как сложное, синтетического, психологически значимое образование, присущее матери, выступающее внутренним фактором рефлексии ее самопостижения и самоотношения и антиципирует перспективы самореализации в материнстве (Н.Н. Васягина, Е.Н. Рыбакова, Н.А. Устинова)

Представив теоретико-методологическую основу исследования, студенту необходимо перечислить методы и методики исследования.

Пример описания методов исследования:

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:

- обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы и моделирование);

- психологические (психодиагностические и психолого-педагогические методики:

- методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева);

- математико-статистические методы (критерий оценки нормальности распределения, корреляционный, факторный, анализ и др.).

Другими не менее важными разделами «аппарата исследования» выступают его теоретическая и практическая значимость.

Оценивая теоретическую и практическую значимость выбранной темы, следует знать, что эта значимость зависит от того, какой характер имеет конкретное научное исследование.

В качестве примера описания теоретической и практической значимости работы приведем следующий:

Тема: «Структурная организация самосознания матери»

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении самосознания матери как динамичной системы; описании структуры самосознания матери; экспериментальном изучении взаимосвязей и содержательной наполненности структурных компонентов самосознания матери; описании типологических особенностей матерей.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для групповой работы, направленной на гармонизацию материнской сферы и профилактику внутриличностных конфликтов; в индивидуальном и семейном консультировании матерей для коррекции отношений с детьми и супругом и профилактики межличностных конфликтов.

В конце введения необходимо осветить структуру и объем работы. Пример описания структуры работы:

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 58 наименований, в том числе 1 – на иностранном языке, 8 приложений. Объем работы составляет 94 страницы. В работе результаты исследования отражены в 7 диаграммах, 5 схемах, 14 таблицах.

Далее перейдем к содержанию основной части работы.

Основная часть работы представлена главами, логически раскрывающими основные этапы исследования проблемы. Основной текст делится на главы и параграфы.

Каждая глава и параграф должны иметь сформулированное название, отражающее сущность содержания. Главы должны быть самостоятельными структурными частями работы, каждая из которых содержит вступление, основное содержание и выводы. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Новый параграф внутри одной главы начинается на той же странице, на которой закончился предыдущий. Главы и параграфы должны быть логически связаны друг с другом.

Глава I (20-35 стр.) - теоретическая включает в себя 2-4 параграфа, которые должны быть соразмерны. Глава I содержит теоретический анализ и обобщение истории изучаемой проблемы и ее современного состояния. На основе анализа литературы необходимо сопоставить различные точки зрения и подходы к исследуемому вопросу, выявить имеющиеся спорные вопросы в трудах разных ученых, определить малоизученные стороны обсуждаемой проблемы. Важной задачей первой главы является обоснование научно-теоретической базы для дальнейшего исследования.

Работу над теоретической частью работы следует начинать с подбора литературы по теме исследования. При написании курсовой/ВКР следует просматривать современные пособия по проблеме исследования: монографии, статьи, диссертации, авторефераты, общие и специальные энциклопедии и словари, научные работы преподавателей кафедры и других ведущих вузов России, журналы «Психологический журнал», «Детский практический психолог», «Народное образование» и др.

Подобранный материал теоретической части фиксируется студентом в виде записей разного рода: к первичным материалам относятся записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии. Вторичные материалы – записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в одном научном документе: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты. Третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные записи. Они представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования. Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Это означает, что то или иное понятие, которое в психологии разными авторами может трактоваться по-разному, должно во всем тексте данной работы от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение.

Требования к написанию теоретической части:

· не следует спешно вставлять в работу «умные мысли» из учебников и научных журналов путем хаотичного «копипаста» (copy - копировать, paste - вставить);

· необходимо плавно переходить от мысли или вывода одного автора к исследованиям другого;

· анализ материала по теме работы можно представлять двумя способами: а) первоначально представить точки зрения зарубежных исследователей по проблеме исследования, а затем отечественных ученых в хронологической последовательности; б) второй способ – соотнесение сходных точек зрения как в отечественной, так и в зарубежной психологии;

· не следует одновременно соглашаться с двумя противоречивыми мнениями - следует придерживаться одного, приводя обоснования, почему вы считаете, что оппоненты не правы;

· всегда двигайтесь от общего к частному;

Например:

Тема: Особенности Я – концепции подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Необходимо сначала рассмотреть исследования Я – концепции в психологии, далее обратиться к рассмотрению вопроса о развитии Я – концепции в подростковом возрасте……..и т.д.

· не давайте лишней информации, если не в силах ее исследовать, плавно подводите основные положения теории к исследованию их на практике.

· в результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения: кто и где (какие исследователи и в каких научных школах) уже работал и работает по теме исследования в отечественной и зарубежной психологии? где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)? в чем конкретно они состоят?

В работе должен быть выдержан научный язык и стиль, основными характеристиками которого являются точность, ясность и краткость. Следует отказаться от употребления «разговорных» речевых оборотов, канцеляризмов, метафор, неологизмов. Не следует злоупотреблять иностранными словами. Текст не должен быть эмоционально окрашен. Не рекомендуется вести речь от первого лица единственного числа - «я считаю», «я доказал» и т.д.

В научном стиле часто используются устойчивые сочетания, такие как:

– речь идет о проблеме...;

– отсюда следует вывод, что...;

– следует (необходимо) заметить, что...;

– перейдем к рассмотрению следующего вопроса...;

– это дает основание заключить...;

– наличие... свидетельствует о том, что....

При анализе разных точек зрения используются фразы:

– Анализ различных концепций показывает, что...,

– Проблемой занимались...

– В современной науке проблема трактуется неоднозначно.

Рассмотрим некоторые основные подходы к решению рассматриваемой проблемы...;

– Одна из точек зрения принадлежит... Она заключается в...;

– Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает, что...

Этой точки зрения придерживается...

Основания для утверждения, соответствия, противопоставления, доказательства:

Это доказывает, подтверждает, что…

– На основании... можно сделать вывод...

– Это соответствует (противоречит)...

Включение дополнительной информации:

– Важно отметить, что...

– Необходимо подчеркнуть, что...

– Представляется важным отметить, что...

– Необходимо добавить (что), кроме того...

Актуальность проблемы, которой посвящено исследование:

– В современной науке особую остроту приобретает тема...

– Внимание ученых и практиков привлекает проблема... и ее решение.

– В современной психологии внимание исследователей концентрируется на проблеме...

Категорически неприемлемы в научном стиле образные сравнения, фразеологические обороты, новые термины, не используемые ранее в психологии; эмоционально-экспрессивная окрашенность речи.

Для того чтобы подчеркнуть направление вашей мысли при написании теоретической части и сделать более наглядной ее логическую структуру, можете использовать различные вводные слова и фразы:

Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих...

Кроме того…Наконец…..Затем…..Далее

Более того…….Вместе с тем……….

В добавление к вышесказанному….. В уточнение к вышесказанному…..

Также…….В то же время……..Вместе с тем………

Соответственно………Подобным образом……..

Следовательно……..В сходной манере……………

Отсюда следует………

Таким образом……….Между тем……

Тем не менее……Однако………

С другой стороны……….В целом………

Подводя итоги…………..В заключение……………

Итак……..Поэтому…………

Однако не следует злоупотреблять вводными фразами начинать с них каждое предложение.

Основной текст курсовой/ВКР должен содержать ссылки в квадратных скобках (пример: [1]) на информацию, почерпнутую из различных научных источников: статей, монографий, диссертаций и т.д.

В основном тексте можно использовать только принятые сокращения (например: и т.д., т.е.). При проведении критического анализа различных точек зрения, a также для подтверждения собственных выводов необходимо приводить цитаты. Прямое цитирование должно дословно воспроизводить текст, который заключается в кавычки. Непрямое цитирование предполагает указание фамилии автора, причем инициалы ставятся перед фамилией, и пересказ его мыслей, сделанный без искажения смысла. В таком случае кавычки не нужны. Цитаты должны быть сверены с первоисточником;

В конце каждого параграфа и главы в целом делаются краткие выводы.

Глава II (35-40 стр.) носит, как правило, исследовательский характер. Она также состоит из нескольких параграфов, посвященных описанию и анализу исследуемого автором фактического материала, самостоятельному решению задач, описанию и анализу результатов проведенного эксперимента, изложению разработанной автором методики и программы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных