Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы и условия рационального построения процесса товародвижения




 

В основу рациональной организации процесса товародвижения должно быть положено соблюдение следующих основных принципов:

Применение кратчайших путей движения товаров.

Установление оптимальной формы и звенность движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть.

Выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование.

Широкое применение тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ.

Постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения.

Движение товаров из районов производства в районы потребления должно происходить кратчайшими путями, что обеспечивает прохождение ими наименьшего пути от производителя, ускорение процесса воспроизводства и наименьшие расходы по перемещению товаров. В этом должны быть заинтересованы как товаропроизводители, так и торговые предприятия.

В практике организации товародвижения находят применение две его формы: транзитная и складская.

Транзитная форма заключается в завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки.

Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары с целью их посортировки следуют через складские звенья. Различают однозвенную и многозвенную складские формы товародвижения.

Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывается путем отношения оптово-складского товарооборота к розничному.

При организации товародвижения важное значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование. При этом учитывается расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Кроме того, должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его простои, исключены порожние пробеги.

Широкое использование в процессе товародвижения тары-оборудования позволят не только исключить тяжелые ручные процессы, существенно повысить производительность труда и культуру торговли, но и добиться значительного экономического эффекта от ее внедрения. Так расходы на доставку и реализацию 1т груза снижаются на 40-50%, производительность автотранспорта увеличивается в 1,8 раза, время на погрузку и разгрузку автомобилей сокращается в 5 раз. Кроме того, использование тары-оборудования для доставки и продажи товаров позволят сократить до 8 технологических операций в торговле и до 13 операций на транспорте и предприятиях поставщиков.

Во всех звеньях технологической цепи товародвижения должны широко использоваться средства механизации погрузочно-разгрузочных работ. Их применение позволяет более эффективно использовать транспортные средства и рабочую силу, существенно ускорить процесс товародвижения.

Высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей его технологической цепи. Это достигается единством технологической цепи, соответствием ее требованиям поточной обработки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно важное значение здесь имеют операции, связанные с подготовкой товаров к продаже (их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ассортимента и т.д.). В современных условиях эти операции в больших объемах выполняются на предприятиях как оптовой, так и розничной торговли.

Организация технологической цепи товародвижения с соблюдением названных выше основных принципов позволяет обеспечивать высокую эффективность всего процесса товародвижения.

Товародвижение представляет собой процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей до торговых залов предприятий розничной торговли или до внерыночных потребителей.

Поскольку подавляющая часть товарной массы реализуется в розничной торговой сети, товародвижение прежде всего должно быть направлено на организацию эффективного товароснабжения магазинов.

В общем плане экономическая категория «товароснабжение» шире понятия «товародвижение», так как работа по рациональной организации товароснабжения предприятий розничной торговли начинается значительно раньше, чем производственные товары начнут свое движение от производителя к конечному потребителю. Организация товароснабжения розничной сети включает в себя:

Определение потребности в определенных товарах.

Поиск и выбор наиболее выгодного с экономической точки зрения поставщика (поставщиков) этих товаров.

Заключение договоров (сделок) с выбранными поставщиками.

Выбор метода доставки товаров в магазины.

Контроль за ходом выполнения договоров.

Приемку и размещение товаров в торговом зале.

Таким образом, товароснабжение в торговле представляет собой комплекс торгово-оперативной деятельности торговых предприятий, основной целью которого является создание широкого и устойчивого ассортимента товаров в магазинах.

Товароснабжение розничной торговой сети должно быть планомерным и бесперебойным, ритмичным.

Планомерность снабжения требует, чтобы товары в магазины завозили по графикам, определяющим частоту, периодичность доставки отдельных товаров и размеры доставляемых партий. Таким образом создаются условия для роста товарооборота с минимальным размером товарных запасов.

Бесперебойность снабжения предполагает регулярную доставку товаров в пункты продажи в количестве и ассортименте, которые обеспечивали бы постоянное наличие необходимых товаров и исключали возможность нарушения установленного для данного магазина ассортиментного перечня.

Важнейшим условием планомерности и бесперебойности снабжения является ритмичность завоза товаров, т.е. периодическое пополнение запасов при определенных условиях. Например, при равномерном покупательском спросе товар завозят через равные интервалы времени, при неравномерном, дискретном спросе - по достижении определенного минимума запасов.

Неравномерность поступления товаров в торговую сеть ведет к нарушению нормальных условий работы магазинов, вызывает снижение уровня торгового обслуживания покупателей и обусловливает значительное повышение уровня запасов товаров. Кроме того неравномерное поступление обычно сопровождается завозом товаров в количестве, превышающем потребность магазинов, что приводит к распылению товарных ресурсов, замедлению товарооборачиваемости, повышению уровня и объема товарных запасов и увеличению потребности в складской площади.

Ритмичность завоза товаров положительно отражается на работе магазинов, складов, транспорта: нормирование товарных запасов в магазинах становится более точным, ускоряется товарооборачиваемость, так как средний размер торговых запасов начинает в большей степени соответствовать установленным срокам поступления. Ритмичная работа складов и транспорта позволяет более равномерно распределять рабочее время. В результате эффективнее используется складская площадь, транспортные места, рабочая сила. В конечном счете до минимума сокращаются совокупные затраты снабжения розничной торговой сети.

Чтобы обеспечить бесперебойную продажу товаров населению при минимальных товарных запасах в магазинах, необходимо завозить товары небольшими партиями, но с большей частотой. На складах торговой организации также не должны концентрироваться излишние запасы товаров. Следовательно, и от поставщиков товары должны поступать регулярно и тоже относительно небольшими партиями. Такая система снабжения требует установления тесной связи с поставщиками, своевременного и правильного составления и представления заказов на поставку товаров, нормирования и систематического контроля товарных запасов в торговой сети и на складах. Общая слаженность системы снабжения служит основной для придания процессу товароснабжения торговой сети элементов автоматизации, когда акты реализации товаров, а также изучение спроса, получив отражение в информации и пройдя каналы связи, автоматически приводят в действие механизм снабжения.

Одним из условий рационального товароснабжения является минимум средств, затраченных на его организацию. Поскольку при централизации товарных запасов расходы по хранению, а также потери товаров от неправильного хранения имеют тенденцию к сокращению, необходимо стремиться к тому, чтобы товарные запасы излишне не распылялись по магазинам. В частности, накопление сезонных запасов нескоропортящихся товаров, образование запасов на случай перебоев в поступлении товаров от поставщиков должно быть возложено на склады фирмы.

Для снижение расходов по перевозке прежде всего необходимо эффективно использовать транспортные средства. Регулярная отправка в магазины полногрузочных автомобилей может быть достигнута при условии доставки товаров не в случайном подборе, а в комплектном ассортименте, с использованием кольцевого завоза.

Складские операции, доставка товаров в торговую сеть, приемка их в магазинах должна образовывать единый технологический процесс, состоящий из тесно взаимосвязанных звеньев и осуществляемый по принципу максимальной автоматичности.

Сопоставляя количество и ассортимент заказываемых магазинами товаров с ходом реализации, размером товарных запасов в магазинах и на складах, данными о покупательском спросе, исправляя по согласованию с магазинами представленные ими заказы, давая указания поставщикам о порядке завоза товаров, торговая организация тем самым управляет процессом товароснабжения. Основная роль при этом отводится торговым (коммерческим) отделам розничной торговой организации.

Организацию товародвижения следует рассматривать как составную часть процесса товароснабжения розничной торговой сети. Обычно перемещение товаров из пунктов производства в места потребления является весьма сложным процессом. Организация этого процесса зависит от места нахождения поставщиков и покупателей, свойств товаров, вида используемых транспортных средств, принятого порядка расчетов за поставляемые товары, схемы товародвижения и т.д. Однако во всех случаях рациональное товародвижение должно основываться на следующих принципах:

Выбор кратчайших путей движения товаров из пунктов производства в места потребления (при равных качественных и стоимостных характеристиках товара).

Использование наиболее экономичных видов транспорта (с учетом физических свойств товара).

Применение эффективных форм товародвижения

Следует отметить, что поскольку основным видом оптовых структур, формирующих систему товародвижения, является независимые оптовики, то они, как правило, не отвечают и не могут отвечать за товароснабжение розничной сети, поскольку принадлежат к другой хозяйственной системе и преследуют свою цель-увеличение прибыли.

Поэтому товароснабжение розничной сети, хотя и включает в себя товародвижение, все же является главнейшей функцией розничных организаций, фирм. Оптовые же предприятия не снабжают, а выступают только как контрагенты, поставщики и отвечают лишь за выполнение договора поставки.

Факторы звенности товародвижения

На организацию процессов оптовой торговли и товародвижения оказывают влияние определенные факторы.

Наиболее общим фактором, обусловливающим объективную необходимость в товародвижении, является несовпадение мест (пунктов) производства и мест (районов) личного потребления. Производство как продовольственных, так и непродовольственных товаров, концентрируется на специализированных предприятиях, выпускающих продукцию в сравнительно узком (промышленном) ассортименте. Потребление товаров, наоборот, крайне рассредоточено и требует их комплектования в широком ассортименте в розничных предприятиях, расположенных в непосредственной близости от потребителей. Поэтому товары должны обязательно перемещаться из пунктов производства в районы потребления, из производственных в розничные предприятия.

Однако фактор несовпадения мест производства и мест потребления сам по себе обусловливает необходимость товародвижения в его простейшей транзитной форме, а необходимость продажи товаров розничным предприятием вызывает только простейшую, одноактную форму оптовой торговли. Более сложные формы звенности товародвижения вызываются другими факторами.

Одним из таких факторов является различная степень концентрации производства и различная по радиусу зона потребления продукции данного производства. Если производственное предприятие небольшое и таких предприятии, вырабатывающих однородную продукцию, в данном городе или области относительно немного и они имеют местное значение, то ничто не мешает устанавливать прямые хозяйственные связи этих производственных предприятий с местными розничными предприятиями и организациями. Оптовая торговля будет тогда одноактной, а товародвижение может быть транзитным. Например, хлебопекарные заводы продают свою продукцию и доставляют ее в розничные предприятия. Подобные же связи устанавливаются по торговле и движению молока и молочнокислых продуктов, пива, безалкогольных напитков и некоторых других товаров.

При федеральном значении производственных предприятий, например Московских и Петербургских кондитерских фабрик, сахарных заводов в свеклосеющих районах, крупных плодоовощеконсервных заводов юга России, дальневосточных или Мурманских предприятий рыбной промышленности и т.п., возникают варианты звенности оптовой торговли различной экономической эффективности и различной складской звенности товародвижения. Прямые связи таких предприятий целесообразно устанавливать с местными розничными предприятиями и организации по продукции, предназначаемой для местного потребления. По другой продукции целесообразнее формировать связи с оптовыми торговыми предприятиями, находящимися в тех районах потребления, куда вывозится данная продукция. В этом случае привлечение к участию оптового звена укрупняет операции продажи и партионности отгрузок товаров, делает возможным непосредственное товароснабжение розничной сети с местных оптовых предприятий, что сокращает затраты труда и ускоряет оборачиваемость оборотных средств.

Продукцию с однородных производственных предприятий, например с рыбодобывающих, экономичнее продавать одному сбытовому предприятию и направлять рыбу на холодильники этого предприятия, находящиеся в районе данных рыбных промыслов. Тем самым обеспечивается наиболее быстрый сбыт продукции производственными предприятиями и обусловливаются надлежащие условия её хранения. Сбытовое предприятие, создавая необходимые товарные запасы продукции многих производственных предприятий данного района, с меньшими затратами труда и средств обеспечивает продажу и отгрузку товара оптовым предприятиям, в том числе находящимся в других районах.

Эта вторая по порядку оптовая продажа и отгрузка товара оптовым предприятиям другого района более экономична, чем поставка непосредственно в розничную сеть. Оптовые предприятия продадут и своевременно доставят товар розничным предприятиям. Участие в товарообороте и товародвижении оптовых предприятий, находящихся в районах потребления, диктуется не столько интересами производства, сколько интересами розничной торговли. Розничные предприятия не смогут получить, сохранить и быстро реализовать крупные партии товаров, какими ведется отгрузка от иногородних поставщиков оптовым предприятиям. Отгрузка мелкими партиями каждому розничному предприятию обходится очень дорого и практически неприемлема.

Таким образом, фактор концентрации производства в районах сырьевых ресурсов, а также в исторически сложившихся крупных промышленных центрах образует обширные зоны сбыта (потребления). Это обусловливает применение однозвенной и даже двухзвенной форм оптовой торговли, а также аналогичных форм товародвижения с тем, чтобы облегчить первоначальный сбыт и сохранность продуктов, удешевить их транспортировку и ускорить движение, создать условия более совершенного товароснабжения розничной сети товарами инорайонного производства. Под влиянием более равномерного размещения в стране вновь строящихся предприятий, в том числе малых предприятий, создаются предпосылки для уменьшения звенности в оптовой торговле и товародвижении.

Звенность в торговле, как правило, должна совпадать со звенностью в товародвижении. Последняя служит определяющей для первой. Но имеются факторы, обусловливающие звенность в торговле независимо от звенности в товародвижении. Имеются также факторы, которые определяют звенность товародвижения, не вызывая аналогичной звенности в оптовой торговле.

Основным фактором звенности в торговле, обусловливающим участие оптовых предприятий в межрегиональном и межобластном товарообороте, является стремление к облегчению установления хозяйственных связей между розничными и производственными предприятиями, находящимся на больших расстояниях друг от друга, стремление к сокращению издержек по таким связям. Было бы нерационально каждому розничному предприятию данного города или района посылать своих представителей в другие области и регионы для закупки наружных товаров. Намного экономичнее розничным предприятиям покупать, например, кондитерские изделия, консервы, чай, сахар, соль и другие товары иногороднего производства у местных оптовых предприятий. Местное оптовое предприятие, закупая товары для многих розничных поставщиков, находящихся за приделами данного района, организованнее и дешевле осуществит необходимые связи с потавщиками-изготовителями товаров.

Основная масса товаров, закупая оптовыми предприятиями у иногородних поставщиков-изготовителей, пойдет через склады этих же оптовых предприятий, а другая часть, например плодоовощные консервы, в производственном ассортименте может быть направлена в контейнерах транзитом продовольственным магазинам. Такой товар, как соль, может направляться целыми вагонами на склады сельских потребительских обществ, минуя склады оптовых предприятий. Звенность товарооборота по консервам в данном случае будет больше звенности движения консервов, а звенность товародвижения по соли окажется одинаковой со звенностью товарооборота. Все подобного рода несовпадения экономически являются рациональными и наилучшими вариантами применение форм звенности товарооборота и товародвижения.

Факторами звенности товародвижения, образующимися независимо от звенности в торговле, являются физико-химические свойства и степень сложности ассортимента данной группы товаров. Например, та же соль является продуктом большого объемного веса и имеет низкую цену, а ее продвижение в розничную сеть весьма трудоемкое. Поэтому с предприятий соляной промышленности отправлять соль на большие расстояния целесообразно крупными партиями. Для преобразования крупных партий в мелкие, приемлемые для магазинов, движение соли обязательно нуждается в одном складском звене, находящемся на небольшом расстоянии от магазинов.

Независимо от звенности в товарообороте нуждаются в одном складском звене и кондитерские изделия, хотя их можно направлять с фабрик не вагонами, а контейнерами и более мелкими партиями. Необходимость в складском звене для этих товаров обусловливается высокой степенью сложности товарного ассортимента кондитерских изделий. Для необходимой широты товарного ассортимента розничные предприятия должны иметь постоянно в продаже десятки наименований карамели, конфет, драже, драже, шоколадных и других кондитерских изделий. Большая часть этих изделий имеет ограниченные сроки хранения. Следовательно, розничные предприятия не могут принимать эти товары от фабрик даже теми минимальными нормами, которые установлены для отгрузок по железной дороге. Они нуждаются в более частом пополнении запасов кондитерских изделий и других подобных товаров значительно меньшими партиями, но в широком ассортименте. Аккумулировать необходимые товарные запасы, преобразовывать промышленный ассортимент в торговый и обеспечивать непрерывное товароснабжение розничной сети- таково назначение складских звеньев в движении товаров сложного ассортимента как продовольственных, так и непродовольственных.

Существенным фактором звенности товародвижения являются транспортные условия, стремление к наиболее экономичному использованию различных видов транспорта и транспортных средств. Использование, например, наиболее дешевых перевозок водным транспортом обусловливает создание перевалочных складов на речных и морских путях, особенно в районах Крайнего Севера. Сокращение перевалочных звеньев возможно лишь путем экономически рационального превращения их из перевалочных в основные торгово-распределительные, осуществляющие товароснабжение розничной сети, тяготеющей к данной пристани. Для движения товаров, например, в розничную сеть потребительской кооперации глубинных районов, куда не проходят обычные автомашины средней грузоподъемности, требуется иметь перевалочные склады потребительских обществ, с которых товары, подготовленные на районной или межрайонной оптовой базе, будут доставляться по назначению автомобилями малой грузоподъемности или высокой проходимости, а также гужевым транспортом. Улучшение и выпуск машин повышенной проходимости для работы в условиях проселочных дорог приведет к упразднению перевалочного звена в таких районах.

На процессы товароснабжения и товародвижения оказывают влияние существующие организационные формы торговли и уровень организации коммерческой работы производственных и торговых предприятий. Степень сложности товародвижения и товароснабжения во многом определяется складывающимися между поставщиками и покупателями хозяйственными связями и спецификой самих товаров. Многие скоропортящиеся продовольственные товары, а также непродовольственные товары простого ассортимента, не требующие подсортировки, завозят с производственных предприятий непосредственно в магазины.

Следует отметить, что в период переходной экономики в стране была ликвидирована прежняя, распределительная система, которая находила свое отражение и в процессах товародвижения и товароснабжении. Применительно к рыночным условиям еще только предстоит создать соответствующий порядок снабжения. Пока же оптовые предприятия заинтересованы только в том, чтобы всемерно расширить свой оптовый товарооборот, увеличить свою прибыль. Поэтому они часто не содействуют установлению одноактной и даже однозвенной торговли, препятствуют установлению прямых связей покупателей и поставщиков, включаясь в качестве посредников даже там, где в них не нуждаются. При этом они применяют складской или транзитный товарооборот в тех случаях, в каких для них самих, а не для их покупателей эти формы оборота оказываются выгодными. Более того, складской оборот они редко осуществляют без должной подработки и подсортировки товаров, превращая свои вклады в место простой перевалки товаров, а иногда отпускают товары покупателям прямо «с колес», т.е. без завоза на склад, однако делая свою наценку на товар. Стимул таков: чем меньше операций на складах, тем меньше расходов и больше прибыли.

Следует иметь ввиду, что оптовая торговля есть только начальная стадия торговли товарами народного потребления, поэтому ее нужно вести так, чтобы всемерно содействовать успешному ходу окончательной реализации с наименьшими издержками и, соответственно, не допуская существенного увеличение цен. Для этого необходимо правильно выбирать не только формы оптового товарооборота, но и формы товародвижения, и формы товароснабжения розничной сети. О тесной взаимосвязи этих экономических категорий говорит тот факт, что все они выступают в одинаковых формах-транзитной и складской.

В рыночных условиях появилась объективная необходимость правильно определять и применять на практике такие важнейшие понятия, как транзитный товарооборот, транзитное товародвижение, транзитное и складское товароснабжение, так как от этого зависят затраты, цены на товар и в конечном итоге конкурентноспособность товара.

Ранее, в условиях действия единых прейскурантных цен, четкого понятия этих категорий не существовало, широко пользовались единым, но неясным термином «транзит».

Так, под транзитом в оптовой торговле понималась такая форма товародвижения, когда товар из производственного предприятия или сбытового склада направлялся в розничную торговую организацию (ее склад или магазин), минуя склады оптовой торговли. Даже если товар направлялся на оптовые склады потребительской кооперации, миную только склады государственной оптовой торговли, это тоже считалось транзитом.

Получалось, что «транзит» был формой товародвижения. Однако что же это за транзитная форма, если товар минует только склады оптовых предприятий, но завозится на сбытовые склады изготовителей, и на склады розничных организаций, и на склады потребкооперации и другие? Ясно, что определяемый таким путем «транзит» не является транзитной формой товародвижения. Это не что иное, как только транзитная форма оптового товарооборота данного оптового предприятия.

В действительности существуют три понятия, связанные с термином «транзит»:

Транзитная форма товародвижения, означающая движение товара с производства непосредственно в магазин, без завоза на склады розничных торговых организаций, оптовых и сбытовых предприятий.

Транзитный товарооборот оптового предприятия, т.е. продажа им товаров без завоза на свои склады.

Транзитная форма товароснабжения розничной сети, осуществляемая розничной организацией без завоза на свои склады.

Транзитная форма товародвижения, имеющая первостепенное значение, может наиболее экономично осуществлять при прямых торговых связях: розничное предприятие или организация - производственное предприятие, без совершения какого-либо транзитного товарооборота.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных