Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изобразительная деятельность в подготовительной к школе группе

Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе. Образовательные задачи. Ознакомление детей с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура) в многообразии жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, сказочный, исторический, батальный). Воспитание культуры «зрителя». Расширение содержания художественной деятельности в соответствие с задачами познавательного и социального развития старших дошкольников. Дальнейшее освоение детьми базовых техник рисования, аппликации, лепки; поддержка детей по своей инициативе интегрировать разные виды художественно-продуктивной деятельности и различные художественные техники. Поддержка интереса к изобразительной деятельности по представлению с более точной передачей формы, строения, пропорций, фактуры, особенностей движения, характера и настроения создаваемых образов. Развитие композиционных умений. Планирование работы, использование наглядных способов планирования (эскиз, композиционная схема). Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами, инструментами, поддержка самостоятельного художественного творчества.

 

Программа знаний, умений и навыков, которую дети усваивают в детском саду, распределена на 4—5 лет. В подготовительной к школе группе происходит закрепление и некоторое усложнение приобретенного ранее, а кроме того, решаются новые задачи, которые очень важны для школьного обучения.

К сожалению, далеко не всегда дети шести лет оказываются достаточно подготовленными, и воспитателю приходится обучать их тому, что они должны были усвоить в средней и старшей группах. Но все же при этом надо учитывать, что занятия проводятся с детьми седьмого года жизни, которые стоят на пороге школы: характер обучения, применяемые методы должны соответствовать развитию и интересам детей этого возраста. В беседах с детьми следует объяснять, почему надо так или иначе действовать, почему важны те или иные умения, знания. И возбуждая интерес к тому, что дети узнают и что усваивают, легко вызвать желание постараться сделать хорошие работы.

Развитие детей этого возраста характеризуется становлением более сложных форм познавательной деятельности. Восприятие протекает целенаправленнее. Развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. При специальном руководстве развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформированы важные сенсорные способности: точный глазомер, зрительная оценка пропорций.
На основе этого возможно усложнение задач изобразительной деятельности. Поэтому воспитателю необходимо построить работу с детьми так, чтобы решать специфические задачи в изобразительной деятельности и вместе с тем способствовать подготовке детей к школе. Надо обогатить детей такими знаниями, умениями и навыками, которые позволят им шире и свободнее отражать события и явления окружающей жизни.

Предметы, которые дети рисуют, лепят и вырезывают, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. В предшествующих группах дети усвоили, что предметы бывают прямоугольной, круглой, овальной и других геометрических форм. Если предметы состоят из нескольких частей, то следует определить и передать форму каждой части и воспроизводить целое по частям.

В подготовительной группе нужно подводить детей к восприятию и воспроизведению сложной, многочастной формы в целом. В первую очередь это относится к фигурам человека и животных. Дети учатся лепить всю фигуру из одного куска глины, намечая сначала ее общую форму, а затем детали. При лепке из целого куска возможно и отделение лишней глины, а также прибавление недостающей к той или иной части фигуры. Вся основная работа производится движениями пальцев, иногда всей кистью руки. Скатывание ладонями, которое применялось в предшествующих группах при лепке отдельных частей простой формы, теперь используется значительно реже. Старшие дети пользуются стекой — ею они надрезают, разделяют части в целом куске глины. Детям показывается прием повертывания лепки на дощечке, чтобы рассматривать ее то с одной, то с другой стороны.

В рисовании применяется прием «построения» предмета сложной формы также от целого к деталям. Такой прием требует умения делать набросок, т. е. намечать форму без деталей, а затем ее уточнять и отделывать. С этой целью используются графитный карандаш, мелки или акварель. Краска для наброска выбирается светло-серая, голубоватая или светло-коричневая, чтобы рисунок можно было исправлять, дополнять. Рисунки-наброски могут выполняться на отдельном листке бумаги относительно быстрыми движениями, легкой слитной линий; полезно сделать несколько набросков одного и того же предмета.

В отдельных случаях детям предлагается хорошо рассмотреть и обвести пальцем контур предмета, а затем рисовать контур не каждой части отдельно, а всего предмета одной линией, не отрывая руки от рисунка. Таким приемом рисуются упрощенные по форме керамические фигурки животных, глиняные народные игрушки.

В старшей группе дети лепили, расписывали и создавали декоративные рисунки по мотивам дымковской глиняной игрушки. Подобные занятия проводятся и в подготовительной группе, но содержание работы усложняется: можно предложить детям создание декоративных композиций на темы «Боярышни», «Олени» и др.

Изображения дымковских игрушек дети создают слитной линией, а не по частям, как раньше. При решении этой задачи дети встречаются с трудностью осуществления зрительного контроля за непрерывным движением, его своевременной остановки и изменения направления движения, координации зрительного и двигательного компонентов изображения, соотнесения уже нарисованной части с тем, что рисуется в данный момент. Несмотря на эти трудности, все дети справляются с поставленной задачей.

Первое занятие «Коняшки» может быть проведено таким образом. Каждый ребенок получает по листу белой бумаги для поисков контура фигурки. После обследования игрушки по ее контуру с включением движения руки ребенка следует предложить порисовать фигурки простым карандашом. Когда они получатся удачными, можно разрешить выбрать лист цветной бумаги и нарисовать на нем простым карандашом несколько разных коней. Затем они расписываются так же, как это делают дымковские мастера: все покрывается белой гуашью, а по мере высыхания наносятся элементы украшения. Для композиции лучше подобрать бумагу разных ярких цветов: это придаст декоративность, которая соответствует характеру дымковских игрушек.

Воспитателю следует иметь в виду, что у многих детей красивый контур получится не сразу, а после некоторых поисков.

Неудавшийся рисунок нужно проанализировать вместе с ребенком, иногда вновь предложить обвести фигуру по контуру, определяя при этом, какую часть тела описывает палец (шея, спина, одна нога, вторая нога, шея, голова). Такое словесное определение движения поможет осознать его направленность и затем контролировать его при рисовании. Дети к этому времени должны уже усвоить, что движение руки по контуру предмета соответствует движению руки, рисующей этот предмет, поэтому так же, как ведешь рукой по предмету, надо и рисовать.

После такого анализа получившегося изображения и повторного обведения предмета по контуру в сочетании с объяснением рисунки, как правило, становятся лучше. Неудачи некоторых детей связаны с неумением соотнести то, что рисуется в данный момент, с тем, что уже нарисовано. Предлагая обвести фигурку по контуру, обратите внимание детей на положение одной части по отношению к другой, например: передние ноги начинаются напротив шеи и т. д. Если детям не удается сразу нарисовать контур игрушки слитной линией, следует побудить их продолжать попытки, дать для этого дополнительный листок бумаги.

Данное занятие, требующее много времени, можно разделить на два этапа и каждый проводить как отдельное занятие. Лучше, если оба они будут организованы в один день (с перерывом), тогда дети увидят результат своего напряженного труда в тот же день и работа не покажется им скучной.

Чтобы закрепить способ рисования контура предмета слитной линией, нужно вскоре после этого занятия провести другое по такой же методике, предложив детям создать декоративную композицию «Дымковские олешки».
Если на предыдущем занятии вы уделили достаточно внимания овладению способом рисования фигуры слитной линией, то теперь не будет необходимости выделять на это специальное время: дети быстро справятся с задачей и сразу смогут перейти к созданию декоративной композиции. Тем же детям, которые с трудом овладевают данным способом или пропустили предыдущее занятие, следует помочь индивидуально. Предложите им порисовать таким же способом другие фигурки (например, дымковскую птичку, козлика) во время прогулки палочками на земле, мелом на асфальте, в группе на грифельной доске. Эту индивидуальную работу надо провести до второго занятия, тогда дети не будут чувствовать себя ущемленными из-за отсутствия необходимого умения.

Для рисования предметов слитной линией можно использовать также прибалтийскую и украинскую керамику, изображающую животных.

В аппликации таким же обобщенным, целостным способом передачи формы является силуэтное вырезывание, т. е. вырезывание всей фигуры из одного куска бумаги. При этом дети учатся согласовывать повороты ножниц с переходом от одной части предмета к другой. Для этого необходимо уметь хорошо представлять себе целое и составляющие его части, например: ножницы движутся от хвоста птицы к спине, от спины к голове, затем к грудке, брюшку и вновь к хвосту. Прием силуэтного вырезывания требует наглядного показа и называния частей предмета, которые вырезываются. Такое умение приобретается детьми не сразу и требует многократных упражнений. Поэтому на занятии надо предложить вырезать несколько одинаковых фигурок (для упражнений лучше дать не цветную, а обычную белую нетолстую бумагу). В результате у детей уточняются представления о форме предмета, рука упражняется в выполнении разнонаправленных движений с плавными, мягкими или угловатыми поворотами (вырезанные детьми силуэты могут быть использованы для теневого театра или декоративных аппликаций).

Наряду с новыми способами лепки, рисования и вырезывания дети продолжают пользоваться и более привычными для создания целого по частям. При этом важно, чтобы они определяли и выделяли наиболее существенные, основные, части (обычно эти части и наиболее крупные), а затем переходили к деталям.

При изображении предметов сложной формы большое значение имеет соблюдение правильных пропорций — соотношения частей по величине и по расположению. Если дети более младшего возраста рисуют, лепят и вырезывают, пользуясь создавшимися у них представлениями о предмете, то в подготовительной группе нужно учить детей чаще и больше всматриваться в предмет, непрерывно уточнять свои знания о нем, сравнивать предметы между собой по тем или иным свойствам, накапливать все больше представлений и знаний о сходстве целых групп предметов, их основного строения, формы. Так, например, дети определяют сходство и различие в форме и строении грузового и легкового автомобиля, реактивного самолета и вертолета, теплохода и моторного катера. Когда же им предлагается нарисовать ракету или ледокол, они самостоятельно устанавливают сходство, и различие ракеты с самолетами, а ледокола с пассажирским теплоходом и передают в рисунке особенности этих предметов, которые раньше не рисовали. То же можно сказать о различных породах деревьев, о зданиях разного назначения, о различных видах зверей и птиц.

Если в средней и старшей группах воспитательница указывала детям на сходство и различие предметов в каждом случае, наводила на сравнение их путем прямых вопросов, та в подготовительной группе детям предоставляется большая самостоятельность в наблюдении, сравнении и определении сходства и различия не отдельных предметов, а целых групп таких предметов. Чем отличается, например, береза от других лиственных деревьев? Чем отличается белка от других четвероногих животных? Все, что возможно, следует понаблюдать с детьми в натуре, во время прогулок. Рассматривание же фотографий и картин явится дополнительным материалом, уточняющим и закрепляющим полученные детьми впечатления. Дети, приученные наблюдать, по-иному рассматривают и картинки, получают в результате много сведений и наглядных представлений.
У детей седьмого года жизни можно и нужно воспитывать более глубокий интерес к окружающему, к общественной жизни, сообщая им доступные сведения в значении того, что они видят.

От более известного по предшествующему опыту воспитательница будет вести детей к новому, к тому, что раньше они не знали, не замечали. Показывает картины художников И. Шишкина, И. Левитана, советских пейзажистов: И. Грабаря, К. Юона, А. Рылова и др.

Воспитательница подчеркивает богатство природы и красоту нашей Родины. При этом она старается привлечь и личный опыт детей: одни из них бывали в разных городах, другие видели широкие поля, высокие горы, безбрежные моря. Обогащенные знаниями о родной стране, о ее природе, дети с большим интересом выполняют рисунки и аппликации на эти темы. У них воспитывается любовь к Родине, гордость за ее богатства и достижения.

Для развития восприятия и уточнения представлений большое значение имеет рисование, лепка и вырезывание с натуры.

В подготовительной к школе группе можно ввести и такие занятия, когда рисуют с натуры сразу несколько предметов. Полезно поставить на видном месте не один предмет, а два-три разной величины и формы. Путем сравнения одного предмета с другим дети лучше улавливают их сходство, различие и отражают свои представления в рисунке. А в лепке и аппликации метод будет иным: лепить или вырезывать дети могут каждый предмет в отдельности, а затем располагать их по своему желанию. Например, детям предлагается для вырезывания с натуры несколько ваз разной высоты, ширины и формы. Дети вырезают их, используя прием складывания бумаги вдвое, затем располагают вырезанные вазы на листе бумаги, как кому кажется красивее, и наклеивают их. К группе из двух-трех ваз можно предложить детям прибавить фрукты, ветви, цветы и пр. На занятии такого рода знакомство с натурой является первым этапом, а затем дети создают композицию по своему вкусу и воображению.

Иногда можно проводить такие занятия рисованием, на которых весь процесс изображения соответствует натуре: передается не только форма каждого предмета, но и относительная величина их и взаимоположение (что стоит справа, что слева, в середине, близко или подальше). При этом дети замечают, что с разных мест группу предметов видно по-разному, одни предметы частично загораживают другие. Часть детей быстро, с первого же занятия, овладевают способностью охватывать взором группу предметов в их взаимоотношениях и переносить увиденное целое на бумагу. Другие же в течение нескольких занятий рисуют предметы врозь, располагая их по всему листу бумаги, искажают их величинные и пространственные отношения. Однако через несколько месяцев после начала этих занятий все дети овладевают способами изображения нескольких предметов с натуры в простейшем плоскостном выражении. Новое достижение доставляет детям большое удовольствие. Частичное загораживание одних предметов другими они используют затем в сюжетных рисунках по представлению.
При обучении детей изображению с натуры основное внимание надо направлять на соотношение предметов по величине, а форму каждого предмета дети должны рисовать без особых затруднений. Рисунки могут выполняться графитным карандашом с последующим раскрашиванием акварелью. Воспитатель учит детей наносить контур легкой тонкой линией, чтобы можно было исправить неточности. В некоторых случаях можно предложить детям рисовать только мягким графитным карандашом. Для этой цели следует подобрать нецветущие комнатные растения, в окраске которых отчетливо видны разные оттенки зеленого цвета.

Детей надо научить не только передавать форму всех частей натуры, но и тоновые отношения; темные листы покрыть штриховкой более густо, при закрашивании светлых — легко нажимать на карандаш. Этот технический прием детям уже знаком. На данном занятии его надо вспомнить. Не следует думать, что перед детьми ставится задача передать светотень. Достаточно при анализе растения обратить внимание на то, что одни части растения светлее, другие темнее, и это отразить в рисунке.

Уже в старшей группе дети могут передавать в лепке и рисунке несложное движение человека и животных. В подготовительной к школе группе они получают более точное представление о строении человеческой фигуры, об изменении при движении не только положения ног и рук, но и головы и туловища. Воспитатель подводит детей к передаче движений прежде всего в лепке, например, согнутых в локтях рук, ног в коленях у спортсмена.

В рисунках детей 6—7 лет еще часты нарушения отношений при изображении ног до колена и ниже, верхней и нижней частей рук, но передача движений делается более разнообразней и живой; появляются фигуры бегущих, несущих что-либо, катающихся на коньках. Овладев передачей движения, дети могут изобразить действия сказочных персонажей или сцену из жизни.

Сюжетное рисование также требует умения правильно располагать предметы в пространстве. Во время прогулок и экскурсий дети под руководством воспитателя наблюдают, как расположены предметы по отношению друг к другу, замечают, что одни загораживают другие или видны из-за других. Умение охватывать взглядом группы предметов, чему дети учатся при рисовании с натуры, помогает им и при рисовании улицы города, двора и пр. В каждом городе растут новые кварталы, строятся высокие здания, и располагаются они не так, как на старой улице. Наблюдение и зарисовка нового квартала позволяет свободно расположить здания в широком пространстве.

Значительно обогащаются в подготовительной группе представления о цвете. Дети получают знания о распределении и составе цветов в радуге, т. е. о спектральных цветах. Изображение радуги можно найти в картинках и предварительно показать детям. Образное описание радуги дается также в стихах.

Воспитательница предлагает детям нарисовать радугу-дугу, соблюдая последовательность цветов в ней. Для такой работы более всего подходят акварельные краски. Их влажность позволяет достигнуть слитности цветовых полос и переходов из одной в другую. Надо предварительно на отдельном листке бумаги поупражнять детей в нанесении краской дуг быстрым неотрывным движением. После этого намечаются те краски, которые будут нужны, и подготавливаются для рисования. Начинать следует с верхней части радуги. Кисть увлажняется и насыщается краской. Намечаются точками места, где радуга соприкасается с землей. Быстрым плавным движением наносится дуга красного цвета. Кисть промывается. Набирается оранжевая краска и наносится полоса вплотную к красной, так что цвета могут немного слиться друг с другом. Так же наносятся затем и все остальные цвета по порядку. Когда радуга будет нарисована, находящуюся под ней землю можно покрасить зеленым (трава на лугу), а на небе сделать голубые просветы среди белых облаков. Можно нарисовать радугу над морем или над горами, если дети имели возможность это наблюдать или видели на картинке: пусть дети сами выберут пейзаж.

Представление о спектральном круге (расположение цветов радуги по кругу) дети могут получить также, если предложить им нарисовать или вырезать из цветной бумаги, а потом наклеить цветик-семицветик, о котором говорится в одноименной сказке В. Катаева. Каждый лепесток вырезывается или раскрашивается отдельно; дети упражняются в выборе цветов и соблюдении их последовательности.

Воспитатель учит детей делить спектральный круг на части, различать цвета теплые и холодные, а также контрастные (противолежащие): красный — зеленый, синий — оранжевый и т. д. Можно дать детям задание нарисовать или вырезать и наклеить букет цветов только холодных или только теплых тонов. В предварительной беседе с детьми предложить им называть различные цвета и оттенки, как теплые, так и холодные, например: голубой и синий, сиреневый и темно-фиолетовый или вишнево-красный, розовый, ярко-красный, кирпично-красный и др. Листья и стебли разрешается рисовать зеленым, но в букете теплых тонов к зеленой краске нужно прибавить светло-коричневый, а в букете холодных — голубой. На одном занятии все дети могут рисовать «теплый» букет, а на другом «холодный» или на одном и том же занятии одним детям предлагается рисовать теплыми тонами, а другим — холодными.

В окружающем мире дети видят множество оттенков каждого цвета. Они узнают, что оттенок цвета часто получает название по окраске предмета. Так, бывают цвета лимонный, малиновый, салатный, песочный и многие другие. Обостряется восприятие детьми цвета в окружающем, они сами ищут оттенки цвета согласно окраске предметов.

Воспитатель обращает внимание детей не только на многообразие, но и на изменчивость цвета предметов и явлений. Дети уже знают, что осенью листва деревьев меняет свою окраску. Теперь это представление уточняется: разные породы деревьев окрашиваются осенью по-разному; с изменением погоды меняется цвет неба. Изменчивы и богаты оттенки цвета облаков, туч. Распускаясь и увядая, меняют окраску цветы. Наблюдая город вечером, дети отмечают, как изменились цвета предметов в сумерки.

Дети уже знакомы с нейтральными цветами. Теперь они узнают, что цвет может быть ярким, чистым и затемненным. Для детей открываются все новые и новые возможности изменения цвета, все большее богатство оттенков. Конечно, дети не могут перенести в свои рисунки и аппликации всего, что видят вокруг; цвет в их работах остается во многом упрощенным, с малым количеством оттенков, но некоторые изменения все же происходят. К сожалению, некоторые воспитатели оказываются равнодушными к цвету, не побуждают детей к более точной передаче оттенков, довольствуются бедной, приблизительной раскраской изображений, использованием одного какого-нибудь зеленого цвета, одного красного, из тех, что имеются в наборе красок и карандашей.

Иногда дети используют не подходящий для изображения данного предмета оттенок цвета и воспитатель не обращает на это внимания. Так, рисуя ветку ели с натуры, дети иногда берут не темно-зеленый, а светло-зеленый цвет, а воспитатель не побуждает детей к поискам более точного оттенка и при оценке не отмечает неточность цвета. У таких воспитателей детские рисунки получаются пестрыми, яркими, грубоватыми: они не отражают ни наблюдений детей, ни их вкуса и склонностей.

У каждого есть цвета любимые и нелюбимые. Эти цветовые симпатии и антипатии ярко выражены у детей старшего дошкольного возраста. Но они могут заглохнуть, если детям всегда будут давать один и тот же набор красок и устанавливать твердые правила, определяющие, какие предметы какой краской надо окрашивать. Эти правила условной окраски прочно закрепляются и мешают проявлению и развитию художественного вкуса: дети делаются равнодушными к подбору цвета в рисунке.

Рекомендуется давать детям такие задания, которые с необходимостью требуют активного цветового решения, сознательного выбора цветов и цветосочетаний. Некоторые из них мы уже называли. Занятие по аппликации, когда дети вырезывают три вазы разной формы, а затем наклеивают их, составляя красивые группы, может быть соединено с сознательным выбором цвета: каждый ребенок по своему вкусу отбирает цвет бумаги для ваз, а затем для фона. Когда, наклеив вазы, дети дополнительно вырезывают и наклеивают фрукты, цветы, ветви, они также заботятся о получении красивых цветосочетаний.

Перед рисованием на темы «Поздняя осень», «Зима в лесу», «Ранняя весна» и др. воспитатель беседует с детьми о том, какие цвета можно использовать в рисунке, какие оттенки надо будет составлять самим.

Особого внимания к цветам требует рисование с натуры. Каждый предмет имеет свой оттенок цвета: он не просто желтый или зеленый, а желтый или зеленый определенного оттенка. Кроме того, одни предметы оказываются темнее, другие светлее. Задача воспитателя — научить детей видеть и передавать эти оттенки.

Многие дети хорошо замечают оттенки цвета в натуре и дают им подчас очень точные названия, но им трудно найти подходящий цвет краски и тем более составить его. Воспитательница предварительно сама пробует найти нужные оттенки акварельных красок или получить их, составляя из нескольких красок. Показывая, какие краски выбирать и как их смешивать, воспитательница задает детям вопросы, старается, чтобы они получали нужные тона самостоятельно или с некоторой ее помощью. Иногда дети превращают смешивание красок в самостоятельное интересное занятие и разводят большое количество краски, тогда как для рисунка ее требуется совсем немного. Надо учить детей брать столько краски, сколько нужно: чаще всего к более светлой краске понемногу прибавляется более темная, например к желтой или светло-зеленой — синяя или коричневая для получения темно-зеленой.

Умение смешивать краски, находить новые цвета и оттенки нужно и в рисовании по представлению, например для передачи богатства оттенков осенней листвы, многоцветности праздника новогодней елки и др.

Большие возможности для развития чувства цвета у детей заключены в декоративном рисовании и разного рода работах декоративного характера (аппликация, раскрашивание лепки). Богатый материал для художественного воспитания дает народное, в частности русское, декоративное творчество. Уже в старшей группе дети познакомились с дымковской игрушкой и с узорами, которыми украшается эта игрушка. Теперь дети рассматривают городецкую и хохломскую роспись по дереву, рисунки на металлических жостовских подносах и др. Многоцветные керамические, тканые изделия, ковры, вышивки и пр. могут быть использованы в работе с детьми.

Из всего богатства предметов, имеющихся в краеведческих и художественных музеях, а также воспроизведенных в книгах и альбомах по народному искусству, необходимо выбрать доступный для рассматривания с детьми материал. Наиболее тщательно надо отбирать образцы для детских декоративных работ. Наряду с альбомами желательно иметь в детском саду сами вещи, украшенные узорами, работы народных мастеров и постепенно создавать художественный фонд, использование которого обогащает представления детей о декоративном творчестве.

Знакомству с каким-либо видом народных художественных промыслов отводится самостоятельное занятие. В основном оно проходит в виде беседы с детьми, в процессе которой дети получают новые знания, а также уточняется и обогащается их словарь. Хорошо в этот день после небольшого перерыва дать занятие декоративным рисованием с привлечением тех впечатлений, которые дети только что получили.

Как могут проходить такие беседы? Приводим описание занятия по знакомству с художественными изделиями Хохломы. Банки, тарелки, вазы, подносы и другие предметы, украшенные хохломской росписью, воспитательница дает на каждый стол и обращает внимание детей на то, что вещи эти красивые, нарядные. Далее она говорит о том, что выточены они из дерева, а затем украшены народными мастерами из Хохломы. Так и называются эти вещи — хохломские. Дети повторяют это слово. Воспитательница просит детей сказать, какие цвета входят в рисунок на тех вещах, которые стоят на столах. Дети рассматривают предметы, которые находятся перед ними.

Понемногу поднимается все больше рук. Воспитательница спрашивает у одного ребенка, какие цвета он нашел на предмете. Ребенок перечисляет. «А у тебя?» — спрашивает воспитательница второго. «А у тебя?» — спрашивает третьего. У всех трех оказываются одинаковые цвета: черный, красный, золотой. «Теперь поднимите руки все, у кого на предмете есть красный цвет». Все дети поднимают руки. «А теперь поднимите руку, у кого есть золотой!» Вновь все поднимают руки. «А у кого есть черный?» И черный есть у всех. «Значит,— говорит воспитательница,— мы можем сказать, что на всех предметах хохломской росписи есть три цвета — красный, черный и золотой. А у кого есть еще какие-нибудь цвета?» Дети поднимают руку и называют желтый, зеленый. «Хорошо,— говорит воспитательница,— а есть ли у кого-нибудь синий, фиолетовый?» — оказывается, что таких цветов в хохломской росписи нет. «А что нарисовано на предмете, который стоит перед вами?» — спрашивает педагог. Дети поднимают руки и называют: «Ветки, листья, ягоды, цветы». «Можно сказать,— уточняет воспитательница,— что хохломская роспись состоит из растительных узоров. Теперь рассмотрите хорошенько листья и скажите, какие они». Одни дети замечают широкие крупные листья зеленого или желтого цвета в сочетании с золотым и черным; другие видят тонкие черные листики с завитками. «Теперь посмотрим, как расположен рисунок на вещи. Проведите пальцем по основной ветке»,— предлагает воспитательница. Дети убеждаются, что ветви окружают вещь, завиваются на ней. «Теперь мы хорошо рассмотрели хохломские узоры. Узнаете ли вы их, если увидите где-нибудь?» Дети уверены, что обязательно узнают (и действительно, после такого занятия дети безошибочно отличают предметы с хохломской росписью).

«А сможете вы нарисовать на полоске хохломской узор?» — спрашивает воспитательница. Детям кажется, что смогут. «Тогда отдохнем немного, а дежурные пока приготовят все для занятия рисованием».

После перерыва дети занимают свои места. Воспитательница показывает им поясок на банке. «Смотрите, как извивается веточка, а на ней листики чередуются с ягодами. Каждый из вас украсит веточку по-своему, но так подберет цвета и так расположит листья и ягоды, чтобы узор получился хохломским. Начинайте с веточки, постарайтесь, чтобы она красиво вилась по полоске. Рисуйте концом кисти тонкие линии, не спешите, тогда рисунок получится красивым.

Можно предложить для рисования хохломского узора полоски бумаги желто-золотистого цвета, а узор сделать черным, красным, ярко-желтым и мутно-зеленым. Лучше дать плотные краски гуаши: красный, черный и желтый цвета дети будут иметь готовыми, а зеленый составят сами, прибавив к зеленой краске белую. Хорошо обеспечить детей кистями двух размеров: более толстыми и тонкими.

После рисования на полоске следует предложить расписать по хохломским мотивам бумажные стаканчики, тарелочки или просто создать узор на бумаге в форме прямоугольника, овала. Такого рода занятия можно проводить по различным видам народного прикладного искусства. Важно при этом, чтобы дети поняли и усвоили характерные черты именно данного вида (подбор цветов — колорит, содержание рисунка и составляющие его элементы, построение рисунка, расположение его на вещи).

Познакомившись в течение года с двумя или тремя видами народного прикладного искусства, дети могут сравнивать их между собой, отмечать их особенности. Когда воспитательница спрашивает детей о различии в расцветке, в характере узоров, в их расположении, дети отвечают самостоятельно, так как у них уже выработалось умение всматриваться в изделия. У некоторых детей накапливается личный опыт наблюдений. Очень полезно посетить с детьми музей прикладного искусства или выставку. В «Программе воспитания» имеются указания о последовательности усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для декоративных работ. Образцы народного прикладного искусства помогут детям усвоить эти умения и навыки в художественной форме. Для примера рассмотрим роспись городецких мастеров (Горьковская обл.).

Прежде чем давать предметы детям, воспитатель сам внимательно рассматривает и анализирует эти росписи. Они состоят из бутонов, цветов и листьев. Особенность колорита городецкой росписи заключается в том, что для одного цветка или бутона, используются два оттенка цвета — темно-красный и розовый или синий и голубой, темно-фиолетовый и светло-сиреневый и т. д. Эту особенность дети усваивают очень хорошо и при раскрашивании не допускают ошибок. Характерна и обязательная последовательность в рисовании цветка: сперва выбранным цветом рисуется круг, на нем более темным оттенком того же цвета маленький кружок, но не посередине, а ближе к краю, и под ним дуга белого цвета. Это — бутон. У распустившегося цветка вокруг бутона рисуются круглые лепестки: посередине самый крупный, по бокам все мельче. Цветы, бутоны и листья, кроме того, украшаются усиками, мазками. Построение узоров очень просто, имеется лишь несколько вариантов. Посередине обычно помещается наиболее крупный цветок, а по бокам более мелкие. Ветка с цветами может быть расположена поперек (горизонтально), направлена вверх (вертикально) или вбок (по диагонали). Стебель изгибается дугой.

Научившись рисовать бутоны, листья и цветы, выполнять условие об использовании двух оттенков одного цвета, дети придумывают различные варианты декоративных композиций, по-разному украшают цветы и листья, проявляют свое творчество, вместе с тем сохраняя особенности народной росписи. Выполняются эти рисунки красками гуашь на белой или цветной бумаге.

Желательно не ограничивать декоративные работы только рисованием на бумаге, а когда это возможно, учить детей нанесению узоров на предметы из глины, дерева, картона, бересты и пр. Иногда это могут быть готовые изделия, которые дети только раскрашивают, а иногда можно предложить украсить вещи, вылепленные детьми или изготовленные ими из картона, папье-маше, бересты. В тех случаях, когда в детском саду есть печи для обжига глиняных изделий, дети делают разнообразные керамические игрушки.

Интересными могут быть крупные коллективные работы по декоративной аппликации или рисунку типа ковра, панно, фриза (полосы). Такие работы используются для украшения помещения в праздничные дни, а летом — дачного помещения. В некоторых случаях декоративная аппликация сочетается с рисунком — крупные формы вырезываются из цветной бумаги, а мелкие детали прорисовываются краской или цветной тушью. Краски гуашь лучше соединять с матовой, а не глянцевой бумагой; можно немного использовать золотой и серебряной бумаги.

Декоративные работы выполняются не только на занятиях, но и в свободное время; в этих случаях дети привлекаются по желанию, иногда небольшими группами, а иногда все, например для подготовки к праздничному выступлению, к оформлению зала и т. д. Участие отдельных детей может быть различным: одни вырезывают части композиции, другие их расписывают, а затем наклеивают. От воспитателя требуется продуманная и тщательная подготовка материалов, деталей, образцов, а также всего плана выполнения работы. Дети, включенные в общее дело, должны быть все время заняты и заинтересованы.

В подготовительной группе детей надо знакомить с произведениями живописи, графики, скульптуры. «Восприятие искусства,— пишет Б.М. Теплов,— активный процесс, в который входят и двигательные моменты, и эмоциональное переживание, и «мыслительное действование». Это последнее имеет особенно большое значение в младшем возрасте».

Чаще всего детям показывают картины только с целью развития речи. Однако одновременно могут решаться и более широкие задачи художественного воспитания. Как показывает опыт и проведенные исследования, дети 6—7 лет с интересом относятся к художественным качествам картины, скульптуры, иллюстрации в книге, если воспитатель направляет внимание детей на способы выражения содержания путем подбора красок, расположения предметов и персонажей, распределения темного и светлого, близкого и далекого.

Детям старшего дошкольного возраста доступны картины и скульптуры различного содержания. Детей подготовительной группы можно познакомить с профессией художника, с тем, как создаются картины.

Не следует, однако, все рассказывать детям сразу, не узнав, что им известно. Спросите у детей, знают ли они, кого называют художником. Если дети ответят правильно, обобщите и уточните их ответы, сказав, что художник — это человек, который рисует карандашом на бумаге, пишет красками на холсте; одни художники пишут картины, другие создают иллюстрации к книгам, а есть художники, которые расписывают разные вещи: игрушки, посуду, ткани. Предложите детям найти в группе вещи, которых коснулась рука художника. Пусть каждый ребенок расскажет о них все, что может: красивы ли они, как расписаны.

В заключение хорошо показать детям 3—4 репродукции с разных картин, наиболее близких детям по содержанию, например: «Сирень» П. Кончаловского, «Белая сирень», «Подсолнечники» Ван Гога, «Февральская лазурь» И. Грабаря.

Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание пейзажной живописи; натюрмортов, некоторых произведений бытового жанра, особенно связанных с изображением эпизодов из жизни детей.

Вот как может проходить беседа с детьми о натюрморте.

Прежде всего следует отобрать 2—3 репродукции с картин художников, например: «Фрукты» и «Снедь московская» И. Машкова, «Персики» П. Кончаловского.

Показывать репродукции нужно не сразу, а по одной. Дать возможность детям рассмотреть их, а затем поговорить о том, как художник нарисовал все предметы на картине. Важно подчеркнуть, что художник изображает предметы ярко, сочно, желая подчеркнуть их качества. Обратите внимание на то, как художник передал фактуру предметов: овощей, фруктов, хлебов и т. п. В заключение следует сказать, что такие картины, на которых изображены различные предметы, овощи, фрукты, цветы, называются натюрмортом.

Отдельно можно провести беседу по картинам, изображающим цветы. По пейзажной живописи хорошо провести несколько бесед, каждую посвятив изображению какого-то одного времени года.

Следует показывать не только репродукции с произведений живописи, но и картинки в книгах. Показывать надо каждую в отдельности, поставив на специальную подставку. Когда беседа по одной картине проведена, она заменяется второй и т. д. За одно занятие дети могут внимательно и с интересом рассмотреть 3—4 картины.

Малая скульптура (которую можно поставить на стол) знакомит детей с образами животных и с фигурами людей в действии. Эти фигурки также следует рассматривать по одной, не более трех-четырех за одно занятие.

Желательно, чтобы рассматривание картин и скульптуры не только расширяло знания детей о различных событиях и явлениях жизни, знакомило их с произведениями искусства, но и во многих случаях было связано с собственной творческой работой детей. Связь эта может быть по содержанию - дети и сами рисуют на темы сказок или различные цветы, предметы и т. д. Но особенно важно, что дети видят различные возможности изображения знакомых им событий, явлений природы - понимают, как красиво и разнообразно можно нарисовать или вылепить.

Для рассматривания с детьми не надо искать упрощенных рисунков или раскрашенных в яркие цвета. Важно отбирать рисунки хороших художников (ведь дети не будут их срисовывать), чтобы дети учились видеть и чувствовать истинную красоту, выразительность художественных образов. Если у детей хоть в малой мере разовьется способность видеть глазами художника, это будет большим достижением в их художественно-творческом развитии.

В групповой комнате, а иногда и в зале время от времени устраивается выставка репродукций с картин, эстампов, иллюстрации в книгах; может быть включена и скульптура. Сначала дети рассматривают выставку организованно под руководством воспитателя, а затем имеют возможность приходить самостоятельно и рассматривать те картины и скульптуры, которые больше понравились, заинтересовали их.

После примерно двухнедельного знакомства с такой выставкой детям предлагается тема для рисования, например, о каком-либо времени года. Интересно проходят занятия на темы: «Осень золотая», «Поздняя осень», «Снежная зима», «Ранняя весна», «Расцвели цветы на деревьях, кустах и в траве» и др. Личные впечатления детей о природе в то или иное время года соединяются с впечатлениями, полученными от произведений искусства.
При рисовании пейзажей можно предлагать детям пользоваться различной техникой рисунка. Так, например, тема «Поздняя осень» выполняется гуашью и угольным карандашом или мелками; «Снежная зима» — гуашью, а «Ранняя весна» — акварелью с размывкой. Так можно рисовать весеннее голубое небо, проталины среди островков снега, бегущие ручьи и разлившуюся воду. Воспитатель объясняет, что можно не рисовать снег белой краской, а оставить незакрашенные места белой бумаги. Сверх нарисованного ранее темной краской прорисовываются стволы и ветви еще не покрывшихся листвой деревьев.

Даже при несложном содержании и простой композиции в таких рисунках детей чувствуется глубина, пространство, прозрачность весеннего воздуха.

Для детей подготовительной группы книжная иллюстрация тоже выступает как произведение изобразительного искусства: она отражает содержание текста. Дети не только понимают приемы оформления книг, но и сами могут выполнять задания подобного типа. Интересна и доступна тема «Сказки». В течение года на нескольких занятиях дети выполняют рисунки к отдельным сказкам, а затем по выбору — к любимой сказке. Собирается много интересных рисунков, из которых можно составить «книгу сказок». На другом занятии можно поместить на выставке обложки к книгам, выполненные художниками: пусть дети увидят различные решения — красочные обложки только с текстом, с включением узора, с рисунком по содержанию сказки, с изображением какого-либо персонажа. Необходимо обсудить выставленные обложки, определить их особенности, обратить внимание на украшения передней и задней части обложки. На этом занятии детям следует предоставить бумагу разных цветов на выбор, нарезанную в форме обложек. Подготовить набор красок гуашь, палитру для смешения и получения новых тонов. Дети хорошо понимают задачу и украшают обложки с увлечением.

Нарисованные обложки получаются яркими, многоцветными, но могут быть выполнены в одной цветовой гамме, что зависит от замысла, например: на светло-голубом фоне делать рисунок только белым, темно-голубым и синим цветом (обложка к сказке «Снежная королева» или «Мороз Иванович») и т. п. Они должны отразить содержание заключенных в них рисунков.

Небольшие скульптурные произведения могут служить образцами для лепки детей. (После того как дети познакомились с приемом лепки из целого куска, им становится понятнее, как создается скульптура.) Воспитательница обращает внимание на передачу движения в скульптуре, на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке. Хорошо, если небольшие скульптурные произведения постоянно находятся в групповой комнате и дети привыкают рассматривать их, рассказывать о них. Можно предложить детям вылепить группу с участием человека и животного или назвать темы из опыта детей, а также по литературным произведениям.

Рассматривание архитектурных памятников входит в занятия по знакомству с окружающим, с родным городом, селом, со своей страной. Воспитательница в беседе с детьми не только указывает на назначение здания, но и подчеркивает особенности конструкции, отличие одних зданий от других по внешнему виду. Теперь детям уже не напоминают, что у дома есть стены и крыша, окна и двери: их внимание привлекает общий характер здания — низкое оно или высокое, простое или украшенное и т. д. Пропорции и характер зданий дети соединяют с их назначением и жизненными потребностями людей. Наряду с современными зданиями детей привлекают некоторые старинные сооружения, например башни и стены Московского Кремля. Здания такого рода в одно и то же время кажутся им и реальными и сказочными.

В колорите города имеется характерное сочетание цветов: в нем отсутствуют яркие цвета, много оттенков серого, желтоватого, розового, голубого. Поэтому наряду с наблюдениями зданий и зарисовкой их можно давать детям темы, которые будят их фантазию и позволяют выразить любовь к многоцветности и разнообразию форм. Таковы сказочные дворцы, и замки. Рассматривание картинок в книгах активизирует воображение детей, помогает найти новые и интересные формы архитектуры. Хорошо подсказать детям такие образы, как дворец Снежной королевы, замок Синей Бороды, дворец Солнца и дворец Луны, у которых просит помощи царевич Елисей, и др.

Уточняя представление детей об особенностях архитектуры дворцов, полезно опереться на реальные знания детей об архитектурных сооружениях, обратить внимание на разнообразные украшения: башенки, шпили, арки, наличники, решетки, балконы. Хорошо подобрать альбомы, отдельные фотографии памятников архитектуры.

В подготовительной к школе группе представления детей значительно обогащаются благодаря более детальному знакомству с явлениями окружающей жизни и природы, а также с произведениями изобразительного искусства. Теперь у детей имеется достаточный запас представлений для возникновения замысла и достаточно умений для их выполнения. Оправдывает себя практика проведения занятий по замыслу в конце каждого месяца. Дети заранее должны знать, когда будет такое занятие, и готовиться к нему. Во многих случаях дети могут самостоятельно выбрать и подготовить себе материал — бумагу определенного размера и цвета, наборы красок гуашь или акварель, цветные мелки, угольный карандаш и пр. Если в течение года воспитатель предлагает разнообразные материалы, дети привыкают пользоваться ими самостоятельно. Когда же дети предпочитают рисовать по замыслу цветными карандашами, значит, карандаши находятся в свободном пользовании, а красками они рисуют только по заданию воспитателя. Самостоятельное использование разнообразных материалов меняет характер детских рисунков, отражается на их содержании.

К началу занятия все должно быть обдумано и подготовлено. Но советы в процессе работы нужны многим детям. Очень важно помочь ребенку установить последовательность действий, не забывать об основном содержании. Некоторые затруднения могут возникнуть у многих, тогда нужно дать совет всем детям сразу. Если нет возможности закончить начатый рисунок в тот же день, следует посоветовать ограничить содержание задуманного, размер работы. Но иногда очень полезно предоставить детям возможность выразить замысел до конца и продолжить работу во второй половине дня (таких детей окажется в группе относительно немного, остальные будут заниматься другими делами и играми).

Есть дети, которые и на занятиях по замыслу любят повторять то, что рисовали по заданию воспитателя. Не следует упрекать их за это, а подсказать, как можно изменить содержание рисунка, найти новый вариант решения, добавить что-нибудь новое. Общее направление занятий, когда поощряются инициатива и выдумка, понемногу воздействует и на этих детей, и они отрываются от трафарета, хотя и с некоторым трудом.
В группе седьмого года все более выделяются дети с повышенным интересом к рисованию, лепке, вырезанию. Их не удовлетворяет выполнение только того, что дается на общегрупповых занятиях, и в свободное время они с увлечением возвращаются к изобразительной деятельности. Некоторых привлекают работы крупного масштаба. Для коллективных работ дети сначала выполняют эскизы, а затем выбирают из них наиболее удачные и переносят на большие листы. Могут быть использованы одни части из одного эскиза, а другие из другого. Здесь очень велика роль воспитателя как организатора и помощника в реализации детского замысла и установлении правильных взаимоотношений между участниками общего дела.

Необходимо организовать и подготовку материала. Задумывая работу, дети иногда не учитывают своих сил и терпят неудачи. Советы и помощь воспитателя им необходимы, но очень важно оберегать детские замыслы, не заменяя их своими.

Одна из важных задач детского сада — подготовка детей к школе. Эта задача решается на протяжении всех лет пребывания ребенка в детском саду, однако в подготовительной группе она осуществляется наиболее концентрированно и полно.

В чем может выражаться подготовка детей к школе на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией?

Прежде всего, рисование входит в школьную программу по изобразительному искусству, а лепка и занятия с бумагой — в программу обучения художественному труду/технологии (с первого класса). Овладевая этими видами деятельности в детском саду, ребенок избавляется от беспомощности, которая характерна для детей, не умеющих рисовать, лепить, работать с бумагой. Но умение рисовать нужно детям не только для того, чтобы увереннее чувствовать себя на специальных уроках; с необходимостью рисовать ребенок сталкивается на уроках природоведения, истории и др.

На занятиях изобразительной деятельностью осуществляется также психологическая подготовка детей к школе. Она заключается в воспитании у малышей желания учиться в школе, в стремлении узнавать новое, овладевать навыками и умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять требования взрослого. Она предполагает также воспитание произвольности поведения, т.е. умения сознательно подчинять свои действия необходимости.

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией учат детей организовывать свое время, доводить начатое дело до конца, выполнять его как можно лучше.

На занятиях изобразительной деятельностью дети приучаются самостоятельно готовить все для работы, а по окончании все аккуратно убирать на место. Это пригодится ребенку, когда он будет учиться в школе: очень важно, чтобы он сам мог организовать свою работу, подготовить рабочее место, не прибегая к помощи взрослых.

Для успешной учебы в школе, выполнения домашних заданий необходимо умение планировать свои действия. Данное умение также формируется у детей на занятиях изобразительной деятельностью. (Этому способствуют вопросы воспитателя: «С чего начнем лепить? А потом что будем делать?»)

Важным моментом в подготовке детей к школе является оценка детских работ после каждого занятия. Анализируя свои рисунки, лепку, аппликацию дети учатся видеть, что удалось, а что получилось неудачно, что можно исправить, дополнить, сделать лучше.

Дети учатся и оценке работ своих товарищей.

 

 

Таким образом, изобразительная деятельность в детском саду, как и все другие, должна быть не только направлена на узкую подготовку детей к овладению соответствующим школьным предметом, но и способствовать их всестороннему развитию, необходимому для успешного обучения в школе.

Занятия по лепке посвящены изображению животных и человека в движении: ребенок может вылепить в одно занятие две-три фигуры и составить из них группу (двое детей танцуют; мальчик гуляет с собакой; девочка кормит кур; большой мальчик везет маленького на санках и т. п.).

В рисунке воспитатель учит детей последовательно выполнять работу, начиная с общего, прорисовывая сначала более крупные части, а затем более мелкие; простым карандашом выполняется лишь общий набросок, все остальное рисуется сразу кистью.

В аппликации с натуры вырезывается форма каждого предмета в отдельности. Наклеиваются вырезанные вазы или другие предметы по вкусу и желанию детей: каждый создает свою композицию.

В сюжетных рисунках и аппликации закрепляются умения располагать персонажи и обстановку в широком пространстве. Не всегда нужно дальние предметы рисовать маленькими (это заметно при большом удалении), но они помещаются на листе выше, чем те, которые находятся ближе. Проводя с детьми наблюдения, воспитатель обращает их внимание на то, что не все предметы видны полностью: одни частично загораживают, другие (например, здания в городе). Сюжетное рисование и аппликация сопровождаются беседами об окружающем мире. Изобразительная деятельность тесно связывается с другими разделами воспитания в детском саду.

Декоративному рисованию дети учатся на образцах народного прикладного искусства: в апреле они осваивают завитки по хохломской росписи, в мае могут выполнять декоративные букеты в теплых и холодных тонах.

Овладев знанием спектральных тонов, дети учатся выполнять композиции в заданной ограниченной гамме цветов. Своеобразное сочетание цветов требуется, например, при изображении пейзажа ранней весны, вечернего города, праздничного салюта.

Широко включены в план занятия, на которых детям предоставляется возможность отражать образы сказок.

Занятия, включенные в предложенные примерные планы, направлены на всестороннее воспитание детей и прежде всего их эстетическое воспитание. У детей развиваются чувства цвета, формы, композиции, обогащаются их эстетические представления.

Наряду с проведением занятий большое внимание в старших группах следует уделять изобразительной деятельности вне занятий. В группе нужно определить место, где во вторую половину дня дети могли бы порисовать, что-то слепить, вырезать. В их распоряжении должны быть все необходимые материалы такого же качества, как и те, что готовятся на занятие. Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво. Так, необходимо убедиться в том, знает ли ребенок, что он будет изображать, что ему для этого понадобится. Часто бывает, что ребенок принимается за работу без отчетливого представления о том, что будет делать. В результате, не успев начать, он бросает, снова берется и снова бросает. Это воспитывает дурную привычку. Если в процессе изображения встретятся затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует подписывать и хранить в специальной папке.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
График работы Государственной экзаменационной комиссии 2016 г. | Изобразительная деятельность в старшей группе


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных