Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изобразительная деятельность в старшей группе

Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе. Образовательные задачи. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; ознакомление с произведениями и художественным языком разных видов изобразительного (живопись, графика, скульптура) и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна. Приобщение к отечественной и мировой культуре, формирование эстетических оценок, воспитание художественного вкуса, формирование эстетической картины мира. Обогащение содержания художественной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; расширение тематики для свободного выбора детьми сюжетов. Поддержка интереса к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений. Развитие способностей к осмысленному восприятию и творческому освоению формы, линии, цвета, ритма, объема, пропорций, композиции как особого языка искусства. Содействие осмыслению связей между формой и содержанием произведения в изобразительном искусстве.


Сакулина Н.П. и Комарова Т.С.

"Изобразительная деятельность в детском саду"
(Пособие для воспитателей). М., «Просвещение», 1973 г.

 

Дети переходят в старшую группу, освоив изображение предметов основных форм. Их не затрудняет рисование округлых и прямоугольных форм, треугольника, лепка шаров, овальных, цилиндрических форм. Успешно справляются они с вырезыванием предметов прямоугольной и округлой формы разных пропорций. Полученные умения дают возможность изображать большой круг предметов и отражать различные явления.
В старшей группе под влиянием наблюдений и сенсорного воспитания у детей возникают известные системы представлений о таких свойствах предметов, как цвет, форма. Эти представления помогают ребенку лучше ориентироваться в окружающем, более точно выделять и оценивать особенности воспринимаемых предметов и явлений. У детей шестого года жизни развивается способность анализировать и обобщать воспринимаемые предметы и явления, выделять и сопоставлять их признаки (например, длину, высоту, ширину, форму, длительность), устанавливать существующие между ними взаимоотношения. На этой основе становится возможным учить детей передаче отношений предметов между собой по величине, по высоте, толщине, а также отношений частей предметов как по высоте, так и по форме и по расположению друг к другу. Для того чтобы передавать эти свойства предметов в лепке, рисунке и аппликации, детям необходимо приобрести новые знания: о пространственном положении (вверху, внизу, по сторонам, в середине, справа, слева), о градациях по высоте (выше, еще выше, самый высокий), по длине (длиннее, самый длинный), толщине (толще — тоньше, самый тонкий) и т. д.

С этой целью детей учат при обследовании предметов перед изображением сравнивать их между собою по свойствам, а также сопоставлять части одного и того же предмета.

Сравнение одного предмета с другим дается детям легче, чем сравнение частей одного и того же предмета, поэтому прежде всего следует предлагать лепку, рисование, наклеивание нескольких однородных предметов разной высоты или ширины, длины, например нескольких деревьев (разной высоты), нескольких зданий или нескольких людей (взрослых и детей) и т. д.

Решение такой задачи можно осуществить при изображении несложного сюжета. Дети с большим интересом рисуют маленькую елочку (о которой поется: «Маленькой елочке холодно зимой...») среди высоких деревьев; маму или папу, которые ведут ребенка в детский сад, а может быть одного, постарше — в школу, а другого в детский сад; лепят взрослых животных и их детенышей.

Итак, одна и та же задача — передать отношение предметов по высоте — может быть решена на различном содержании, при этом каждый ребенок может выражать его по-своему.

Подбирая предметы для обследования перед занятием, воспитатель может взять большую игрушечную собаку и маленького щенка, большого и маленького зайца, большую и маленькую куклу. Многое — и деревья, и здания, и различных птиц, и людей — легко увидеть на участке детского сада, на улице во время прогулки. Надо приучать детей самих замечать разницу между предметами, сравнивать их.

Знание о том, что между предметами имеется различие по высоте, ширине, длине, должно быть усвоено прочно, сделаться для детей вполне понятным, поэтому в течение длительной времени следует возвращаться к темам, в которых детям легко отразить эти знания. Кроме знакомых детям жизненных явлений, хорошо использовать образы сказок и знакомых литературных произведений, например обитателей теремка, трех медведей — из одноименных сказок, дядю Степу из стихотворения С. Михалкова.
Хорошо также с этой целью прочитать стихотворение И. Токмаковой «Ели»:

Ели на опушке —

До небес макушки,

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата — елочки,

Тонкие иголочки

У лесных ворот

Водят хоровод.

Поэтические образы старого леса и молодых елочек доступны детям. Они с удовольствием воплощают их в рисунке.

Уже в средней группе дети усвоили способы простейшего изображения человека, четвероногих животных, птиц, рыб, зданий, некоторых видов транспорта, деревьев и др. В старшей группе способы изображения этих предметов уточняются.

Если ранее дети рисовали человека с круглой головой, а платье или шубку слитно, то теперь голова делается овальной, туловище членится на верхнюю и нижнюю части. Лучше всего это удается показать при изображении ребенка в одежде для физкультуры — в майке или футболке и юбочке или трусиках. Величина головы берется в отношении к длине майки, кофточки, а руки и ноги — в отношении к телу (руки до конца трусиков, ноги такие же по длине, как тело). Если нужно нарисовать или вылепить руки, согнутые в локтях, следует обратить внимание детей на то, что локоть находится на уровне того места, где поясок перехватывает платьице или кончается кофточка (рубашечка) и начинается юбочка (штанишки). Такое сопоставление дети хорошо понимают, и это облегчает им практическое решение задачи. Форма майки, близкая к прямоугольнику, помогает выделить плечи и найти место прикрепления рук. Юбка рисуется и вырезается несколько расширяющейся книзу. Если же детям предложено нарисовать куклу или девочку в платьице, то и в этом случае они передают форму платья, а не туловища.

Прежде чем рисовать «по-новому» фигуру мальчика или девочки, полезно вырезать части из разноцветной бумаги, примерить их друг к другу, разместить как следует и наклеить. Это может быть индивидуальная работа, когда каждый на занятии отдельно наклеивает свою фигурку, а может быть и коллективный фриз «Мы приготовились к зарядке». Такая работа позволяет исправить допущенные вначале ошибки.

При выполнении рисунка после аппликации найденные по величине и по форме отношения закрепляются. При этом в рисунке изображается уже другой персонаж. Если в первом случае моделью может служить кукла, то во втором изображаются дети на физкультурных занятиях, или Красная Шапочка, которая собралась навестить бабушку, или дети в нарядных костюмах на празднике.

Дети стремятся сразу же нарисовать у своих персонажей глаза и рот, поэтому следует показать им на кукле (а также на себе и на самих детях) и пояснить, как правильно размещать части лица.

Глаза располагаются на середине лица и изображаются горизонтальными черточками с точками под ними или маленькими овалами с точками посередине. Под ними на небольшом расстоянии рисуются нос (маленькая горизонтальная черточка) и рот (черточка немного подлиннее). Всю верхнюю часть лица занимает лоб. Волосы рисуются надо лбом или частично его закрывают; если волосы короткие, слегка отступающими от головы дугами делаются уши.

Для уточнения представлений детей о частях лица и их изображении полезно рассмотреть иллюстрации в книгах и обратить внимание на то, как по-разному рисуют художники глаза, волосы, но расположение их всегда одинаково.

Подобрав иллюстрации и рассмотрев их с детьми, воспитатель может не показывать способы рисования у доски, а для уточнения знаний детей спросить их о расположении частей лица, тела и т. д.

Передача отношений между частями при изображении животных лучше дается детям в лепке. Воспитанники старшей группы легко усваивают, что у четвероногих животных ноги расположены парами — две передние и две задние. Тело «лежит» на передних и задних лапах. Голова расположена выше туловища и соединена с ним шеей (у одних животных шея короткая, у других подлиннее). Голова у четвероногих овальная, удлиненная, так как морда у них вытянутая. Постепенно дети овладевают способами лепки морды разных животных: зайца, собаки лисы медведя и т. д.

В процессе обучения воспитатель должен направить внимание детей на выявление, сходства и различия разных животных тогда, усвоив способы изображения одного четвероногого дети смогут вылепить, а затем и нарисовать любое другое животное сравнив их по изображению на картинках, в игрушках и т. д. Так, после того как дети лепили собаку, затем рисовали на тему «Я гуляю с собакой» (или на другую сходную тему), предложите им вылепить по выбору любое животное. Подберите соответствующие игрушки, картинки с изображением разных животных поставьте их на столе или на подставке так, чтобы всем было видно. Предложите хорошо рассмотреть их, а затем спросите, чем похожи все эти животные. После того как дети отметят сходство формы туловища и наличие одних и тех же частей тела, спросите, в чем у них разница. Дети замечают отличие пропорции туловища, различие в форме головы, длине и толщине лап, хвостов, ушей.

Закончив рассматривание игрушек, напомните детям, что они лепили собаку и им известно, как лепить животных Теперь нужно только помнить, кто кого решил делать, и постараться передать его особенности, чтобы получилось похоже. Дети пользуются уже усвоенными техническими приемами (раскатыванием, оттягиванием, прищипыванием).

Занятия по описанной методике могут быть повторены в течение года, но воспитатель подбирает для изображения других животных. Содержание рассказов о природе, стихов, сказок о животных, наблюдения во время прогулок, экскурсий дают богатый материал для изображения домашних и диких животных, для уточнения их особенностей.

Предлагая ту или иную тему для лепки или рисования следует неоднократно подчеркивать в беседе, объяснении различия в величине, в строении, в форме частей, которые придадут работам детей выразительность и правдивость. В процессе выполнения рисунка или лепки дети должны прилагать усилия для выражения этих отношений, а воспитательница — предъявлять известную требовательность; при этом некоторым детям, может быть, потребуется индивидуальная помощь (посоветовать показать иллюстрации для уточнения представлений, образной характеристики).
При изображении живых существ дети по преимуществу передают округлые формы. Прямоугольные формы — основа зданий, мебели, машин, разных видов транспорта. Помимо наблюдения зданий и машин на улице, во время прогулок, очень полезно соединение изобразительной деятельности с конструированием. Сперва детям предоставляется возможность возводить несложные постройки из кубиков, кирпичиков и других строительных материалов, потом изображать их в аппликации, а затем в рисунке. Такая работа позволит детям более осознанно наблюдать городские здания, замечать их конструктивные особенности. Рисунки зданий, выполняемые после этого детьми, становятся более разнообразными по пропорциям и конструкции.

Машины, виды транспорта дети наблюдают на улице и рассматривают в игрушках, на картинках и фотоснимках. Воспитатель помогает детям выделить в автомобиле основные части — переднюю (заключающую в себе мотор), кабину шофера или водителя и кузов (в грузовике) или салон (для пассажиров легкового и общественного транспорта). Далее дети отмечают различия в строении кузова у различных грузовых автомобилей, особенности легковой машины, автобуса, отличие вагона поезда от автомобилей и т. д. Изображения различных видов наземного транспорта дети создают в аппликации и средствами рисунка. Легче передать форму и строение машин, вагонов в аппликации, поэтому вначале можно предложить детям вырезать и наклеить поезд, автобус, троллейбус или грузовую машину.
Найдите хорошую игрушку или картинку, рассматривание которой перед изображением поможет уточнить представления, полученные детьми во время прогулки, при этом рекомендуется отбирать те предметы, которые встречаются детям в окружающей жизни. Так, если дети не видели троллейбуса, можно предложить вырезать и наклеить трамвай или автобус. Рассмотрев с детьми игрушку, картинку, уточнив положение частей предмета, их форму и величину, предложите подумать, как вырезать те или иные части машины. Ведь в средней группе дети научились резать по прямой, закругляя углы у прямоугольника или квадрата, вырезать овальные и округлые формы, — значит, прямой показ способа вырезывания тех или иных частей не нужен, а напоминание необходимо. Если окажется, что большинство детей не точно представляет как надо вырезать отдельные части машины (автобуса, троллейбуса, вагона и т. п.), предложите кому-либо из детей (в ком вы уверены) показать, как это нужно делать. Если же таких детей нет, педагог должен показать сам. Показ ребенка необходимо сопровождать объяснением. Если ребенок делает это недостаточно четко, помогите ему: слово позволяет лучше воспринимать показ, осознанно усваивать приемы изображения.

В процессе выполнения задания детьми педагог должен обратить внимание на четкость передачи формы, частей, их правильное расположение по отношению к главной части. Возможно, кому-то из детей потребуется индивидуальная помощь: напоминание, совет, а может, даже и показ.
Следующая тема, позволяющая детям выразить свои представления о транспорте, может быть выполнена коллективно: «Машины едут по улице города (поселка)», «Машины везут зерно (или овощи и фрукты)». С таким видом работы, когда каждый вырезает свой предмет, склеивает его части (слегка накладывая одну часть на другую), а потом наклеивает на общий лист, дети уже встречались в средней группе. Но следует обязательно напомнить, что от того, каким будет результат каждого, зависит общая работа. Подобранные педагогом перед занятием разнообразные машины помогут детям уточнить представления о той, какую каждый захочет изобразить. Во время занятия надо разрешать детям подходить к машинам, чтобы лучше рассмотреть какие-то части. На большом, удлиненном по горизонтали листе, на котором будет создаваться коллективный фриз, можно вместе с детьми наметить, где будут пешеходные переходы, светофоры и другие атрибуты улицы. Эти части общей композиции могут быть созданы и на занятии — теми, кто закончит свою машину быстрее, и в свободное время. Завершенную композицию на некоторое время поместите в групповой комнате или в вестибюле.

Особый интерес вызывает у детей строение самолетов и ракет. Детям доступно понимание различия в конструкции машин, двигающихся по земле, в воздухе и по воде. Можно подсказать детям, что у самолета есть сходство с птицей, а у лодки, корабля — с рыбой.

Постепенно детей надо подводить к пониманию того, что имеются характерные особенности, присущие той или иной группе предметов — зданиям, машинам, движущимся по земле, воздушному и водному транспорту. Но в каждой группе этих предметов есть и различие. Такие знания накапливаются у детей в результате многократных наблюдений и бесед по поводу виденного. Воспитатель развивает наблюдательность и любознательность детей и наталкивает их на самостоятельные поиски способов изображения тех предметов, которые они раньше не рисовали и не лепили. Помощь педагога детям в этих самостоятельных поисках заключается прежде всего в наводящих вопросах, в предложении сравнить одни предметы с другими (менее знакомые с известными). Так как дети в старшей группе рисуют и выполняют в аппликации изображения предметов, состоящих из нескольких частей разной формы и величины, то очень важно научить их представлять себе и предмет в целом, и составляющие его части, и их возможное расположение. Размер изображения должен соответствовать величине листа: на больших листах бумаги и изображения следует давать крупные, чтобы не оставалось ничем не оправданных пустых мест. Полезно давать для рисования и аппликации бумагу разного размера, в зависимости от того, какая задача ставится перед детьми. Изображение одного какого-либо предмета нецелесообразно увеличивать до 20—30 см; детям легче охватить целое и разобраться в строении, если изображение не превысит примерно 15 см.

Наряду с крупными рисунками некоторые дети любят делать мелкие. Это целесообразно в тех случаях, когда на одном листе даются изображения нескольких однородных предметов (рыб, бабочек, птиц, цветов и т. д.).
Крупные изображения детей старшей группы приобретают декоративный характер. Их детализация обычно орнаментальная, и части выделяются цветом.

К пяти годам дети знакомятся с довольно большим количеством цветов, не все из них называя правильно, но охотно и разнообразно используя в рисовании и аппликации. В старшей группе, помимо уточнения знания названий цветов и обогащения цветовых представлений, ставится и новая задача — научить делить цвета на группы и сопоставлять эти группы между собой. Дети различают цвета яркие (спектральные) и темные — черный, серый, коричневый; замечают, что есть цвета светлые — розовый, голубой, светло-желтый, белый; начинают понимать, что многие цвета могут быть яркими (насыщенными) и светлыми. В конце года можно показать детям, как получить светлые тона самим, добавляя краску какого-либо яркого цвета в белую (при рисовании гуашью) или разбавляя ее водой (при рисовании акварелью).

Выполняя рисунок или аппликацию, дети могут теперь определить, что будет светлого цвета, что темного, что яркого; например, при изображении осенних деревьев следует использовать яркие цвета — красный, желтый, оранжевый; для рисования елей зимой надо взять темно-зеленую, а не ярко-зеленую краску, а для обнаженных лиственных деревьев подойдет черный или темно-коричневый, но не ярко- или светло-коричневый цвет. Чтобы дети научились выбирать нужный оттенок цвета, они должны хорошо знать цвета красок в коробке акварели, в палитре красок гуашь, в наборе цветных карандашей или цветной бумаги. Воспитатель не остается пассивным наблюдателем того, как дети используют цвета в аппликации, рисунке, а когда требуется, направляет внимание ребенка на цветовое решение изображения, побуждает его задумываться над тем, какого цвета краску, бумагу лучше подобрать в каждом конкретном случае.

Воспитатель предлагает расположить цветные карандаши в коробке, плитки акварельных красок или налитые в чашечки краски гуашь в определенном порядке. Дети для всех занятий должны иметь полный набор цветов. В коробке цветных карандашей имеются обычно темно-красный, ярко-красный, оранжевый, ярко-желтый, светло-желтый, песочно-желтый, темно-зеленый, голубой, синий, фиолетовый, темно-коричневый. Примерно такой же набор цветов и в ящике акварельных красок, во флаконах красок гуашь. Выбору нужного оттенка цвета следует уделять на занятии специальное время, проверять, какой цвет предпочел тот или иной ребенок. Если цвет взят неверно, необходимо предложить внимательно посмотреть, подумать и взять другой, нужного оттенка.

На некоторых занятиях перед детьми может быть поставлена специальная цветовая задача, то или иное условие, которое они должны выполнить. Таково занятие «Птицы синие и красные», рекомендуемое в плане. Проводится оно по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная»:

— Птица, Птица красная, Отчего ты красная?

— Поклевала красных ягод.

— Птица, Птица белая. Отчего ты белая?

— Поклевала белых ягод.

— Птица, Птица синяя, Отчего ты синяя?

— Поклевала синих ягод.

На ограничении выбора цвета строятся и такие занятия, как «Цветные страницы» или «Цветные карандаши» (рисование или аппликация). Каждый ребенок получает квадрат какого-либо цвета и должен сделать на нем изображение такого же цвета, но светлее (например, на красном — розовое, на синем — голубое и т. д.) или подобрать цвет, который будет хорошо выделяться (например, для черного, коричневого, темно-синего, вишневого — светлый или яркий).

Иногда предлагаются другие условия.

Например, белые и синие или темно-коричневые квадраты располагаются в шахматном порядке. На темных квадратах выполняются рисунки светлым, а на светлых — темным цветом. Можно ограничить содержание рисунков — рисовать только цветы, только посуду, только птиц. Выбирать тему надо в зависимости от того, изображение каких предметов дети усваивают в последнее время. В каждом рисунке можно использовать по нескольку цветов, но все светлые (на темном фоне) или все темные и яркие (на светлом фоне); например, на темно-коричневом фоне будет нарисована белая или светло-желтая птица с голубыми крыльями, а на белом фоне — темно-синяя с ярко-зеленым хохолком, хвостом и крыльями.

Почаще надо спрашивать детей о сочетании цветов: «А будет ли так красиво?» При этом не надо настаивать только на таких сочетаниях, которые нравятся воспитателю: надо дать возможность детям выразить свое предпочтение одних цветов другим.

Отмечать красоту форм, строения, пропорций детям труднее, и их вкус выражается прежде всего именно в подборе цветов и цветосочетаний. Воспитывать вкус надо постепенно, на хороших примерах, на знакомстве детей с произведениями искусства.

Красота в сочетании линий и форм, в подборе цветов ярче всего проявляется в декоративно-прикладном искусстве. Очень хорошо познакомить детей с народным декоративно-прикладным творчеством, с глиняными дымковскими игрушками, а затем с некоторыми простейшими декоративными композициями городецкой росписи по дереву.

Произведения народного прикладного искусства, которые относятся к тому или иному виду художественного ремесла (вышивки, керамика, ковры, роспись по дереву, кружева) и создаются в разных областях нашей страны, отличаются и по характеру построения узора (композиции), и по колориту (подбору цветов), и по мотивам (изображения растений, животных и других предметов).

Уже в старшей группе детского сада можно познакомить детей с некоторыми узорами на игрушках, на посуде, на мебели, указать на особенности изображений, расцветки, расположения узора. Одним из простейших видов русского декоративного прикладного искусства является дымковская (или кировская, по названию области) глиняная игрушка. Уже давно ее используют в детских садах для эстетического воспитания и развития детского декоративного творчества в рисунке и лепке.

Дети должны узнать и запомнить, в чем заключаются особенности этой игрушки в отличие от других, а затем приобрести умение, повторяя элементы ее украшения и подражая им, создавать варианты этих узоров, изменяя то расположение, то расцветку, то включая в них те или иные мотивы. Занятия с детьми можно строить так, что на каждом из них будет и повторение увиденного, и придумывание чего-то своего или изменения чего-либо по-своему, однако с сохранением основных характерных признаков того или иного вида декоративного искусства.

Знакомить детей с народным искусством надо постепенно и последовательно, выделяя то одни его виды, то другие.

Приведем пример проведенного в старшей группе цикла занятий на основе знакомства с образцами городецкой росписи по дереву. Из разнообразных мотивов этой росписи нужно взять для показа детям только узоры из цветов, бутонов и листьев. Наиболее сложный элемент этих росписей — цветок. Поэтому для начала выбирают узор на полосе из чередующихся бутонов и листьев. Можно подобрать разные варианты бутонов и листьев, но в рисовании их кистью имеется определенная последовательность: прежде всего рисуется круглое пятно, затем, когда пятно подсохнет, на нем наносится дугообразный мазок и маленький кружочек — более темным цветом того же тона (на розовом — темно-красным, на голубом — темно-синим). Дуга рисуется или белой краской, или тоже темной, того же цвета, что и кружочек. В одном бутоне не используются разные цвета, например голубой и темно-красный или желтый. Листья попарно располагаются между бутонами. Их рисуют зеленым цветом, а жилки в них — тонкими черными линиями. Подавляющее большинство детей сразу усваивают эту особенность расцветки. Овладев приемами рисования бутонов и листьев, дети знакомятся с возможными вариантами их расположения и окраски. Они вносят изменения в их исполнение, не нарушая основных условий в подборе цветов, расположении и обогащении деталями. На последующих занятиях делается общий узор на полосе.
Затем детям показывают узоры, в которые входят изображения цветка, бутонов (с их рисованием дети уже знакомы) и листьев, более сложных по разработке и ином расположении. Обращается внимание на то, что крупный цветок находится в середине, от него вправо и влево располагаются листья и бутоны. Цветок рисуется также в определенной последовательности, начиная с круглого пятна. Затем на него наносятся дуги, рисуется кружочек серединки (сбоку), полукруглые лепестки вокруг и т. д.

Дети рассматривают несколько вариантов построения цветка, различные украшающие его детали. После этого они рисуют узор с крупным цветком посередине, в указанной последовательности, часть за частью. В деталях, украшающих цветок, они проявляют свой вкус, и свою изобретательность. Краски подбираются с соблюдением тех же условий, что и при рисовании бутонов: весь цветок выполняется в красных, синих или в оранжевых, в фиолетовых тонах; мелкие детали рисуются белым или черным цветом. На последующих занятиях дети знакомятся с более сложным построением узора и более разнообразной разработкой цветка, листа и бутона. Они получают все более богатый материал для самостоятельных поисков вариантов исполнения.

После четырех занятий, когда детям показывались народные орнаменты в качестве образцов, им предлагается нарисовать узор для прямоугольной доски (для резки хлеба на обратной стороне).

На шестом занятии дети выполняют части коллективной композиции в духе городецкой росписи.

Весь цикл занятий занимает половину учебного года, с января по май. Последнюю работу дети выполняют для украшения групповой комнаты к 1 Мая.

В каждой области нашей страны имеются любимые виды народного прикладного искусства, произведения которого могут быть использованы в занятиях с детьми. Наиболее близка детям народная игрушка. Она может найти отражение и в лепке детей, и в их рисунках. Несложные мотивы можно найти и в росписи по глине (посуда), по дереву, бересте и проч.
Сложнее — ткачество, вышивка, резьба, кружево, где иная гармония цветов, уже не на белом, а на цветном фоне.

В окружающей жизни одежда, предметы быта, здания, машины окрашены в те или иные привычные для нас цвета. Дети допускают большее разнообразие в окраске, их увлекают звучные, яркие цвета. Не следует принуждать детей всегда придерживаться только традиционной расцветки: корабли, самолеты, автомобили, здания в рисунках детей могут быть ярко и разнообразно раскрашены. Знакомясь с природой, дети видят, что явлениям присущ тот или иной цвет, но наряду с этим замечают, что цвета эти изменчивы: меняется цвет неба и воды в различную погоду, меняется цвет травы и листьев в разное время года; даже солнце меняет свой цвет днем и к вечеру. Дети после пяти лет способны заметить, понять и отразить в своем творчестве не только постоянные свойства предметов и явлений, но и некоторую их изменчивость. Прежде всего это относится к цвету, величине, а также к расположению частей. Педагог должен поощрять детскую наблюдательность, обращать внимание всех детей на изменение цвета неба, воды, растений в зависимости от состояния погоды, времени года и других причин.

Содержание занятий рисованием, лепкой и аппликацией подбирается таким образом, чтобы дети могли отразить разные явления и стороны жизни и вместе с тем повторять изображение однородных предметов — зданий, деревьев, а также животных, людей (см. планы на декабрь и январь). Итак, в осенние месяцы проводятся занятия по изображению осенней природы, по уточнению изображения предлагаемой круглой и овальной формы (фрукты, овощи), прямоугольной и треугольной формы, по расширению знаний о цветах, зданиях, средствах передвижения.

В циклы зимних месяцев включается изображение птиц. Дети усваивают, что общего в строении всех птиц — удлиненное туловище, посадка головы, переход от туловища к хвосту; всем птицам свойственно при движении изменение положения головы, хвоста, при полете — раскрытые крылья. Для повторения их изображения в лепке, аппликации и рисунке предлагается различное содержание: воробьи, голуби, снегири и синицы, индюк, петух, а также сказочные птицы. Они отличаются друг от друга по величине, строению, окраске.

Образ индюка берется по дымковской игрушке: раскрытый веером хвост и грудь индюка украшены пестрыми узорами. Работа эта выполняется уже после того, как дети рисовали подобные узоры, познакомились с типичными для них цветосочетаниями. Вылепив индюка, дети потом расписывают его дымковскими узорами.

Воробьев, синичек, снегирей, петуха дети расцвечивают в соответствии с их реальной окраской. Эти темы могут быть предложены в феврале.
Из четвероногих животных в декабре дети лепят и рисуют медвежат. В основе этих изображений — известный детям образ игрушечного мишки с подвижными лапами. Такого медвежонка дети изображали в средней группе. Теперь они рисуют и лепят его в несложном движении: «Наш Мишка делает физкультуру» (можно взять и другие сюжеты, например из книги «Винни-Пух»). Строение игрушечного медвежонка сходно со строением человеческой фигуры, и движение лап сходно с движением ног и рук.

Некоторые воспитатели до рисования медвежат в движении проводят занятие аппликацией: из заготовленных взрослым частей (головы, тела и лап) дети складывают и наклеивают изображения в разных позах. Думается, что в старшей группе не следует давать готовых (вырезанных воспитателем) частей, а если дети будут вырезывать их сами, это займет много времени и основная задача — передача движения — будет решаться с меньшим интересом. Поэтому лучше начинать с лепки, тем более что фигуре из мягкой, сырой глины или пластилина нетрудно придать разные положения, прежде чем остановиться на каком-либо одном. Меняя положение лап, дети как бы вместе с мишкой делают физкультуру. Некоторые дети успеют выполнить две фигурки в разном движении, и это доставит им большое удовольствие.

В конце декабря дети впервые лепят четвероногое животное из целого куска. Заранее приготовленный кирпичик нужной длины и высоты кладется на стол, чтобы не отвлекать внимания детей на подготовку материала, а сразу сосредоточить их на восприятии нового приема лепки. По мере освоения детьми этого приема можно снова поручать им самостоятельную подготовку исходной формы - для лепки из обычного комка. После объяснения и показа воспитателя дети указывают на своем кирпичике, с какой стороны они будут лепить голову, а с какой — хвост. Для хвоста отрывается и откладывается кусочек глины. Там, где должна быть голова, глина вытягивается вверх. Брусок сгибается в виде ворот или дуги. А на том месте, где будут передние ноги, брусок надрезается стекой снизу надвое; так же делается надрез для задних ног. После этого дети лепят фигурку руками, уточняют форму головы, морды, делают уши, придают нужную форму и положение передним и задним ногам.

Воспитательница напоминает, что тело собаки не везде одинаково: есть грудь, живот, спина; грудь спереди закругляется, тело уже к задним ногам, шире к груди; стоит собака на лапах. В последний момент прикрепляется хвост, ему придается положение, характерное для собаки-дворняжки.
Воспитательница спрашивает детей: «Твоя собака умеет бегать? Как надо изменить положение ее ног, чтобы она побежала?»; «Твоя собака умеет подавать переднюю лапу? Как она ее поднимет?»; «А у кого собака умеет лаять? Что надо сделать, чтобы было видно, что она лает?» (Надрезать стекой морду, «раскрыть ее».) После таких вопросов дети сами придают различные положения своим фигуркам.

В январе проводится цикл занятий по изображению собак в рисунке, причем сюжеты могут быть самыми разнообразными.

После лепки собаки изображение лисицы уже не затруднит детей. Нужно только рассмотреть ее, уточнив характерные особенности этого зверя.
Технические приемы лепки четвероногого животного дети закрепляют на занятиях, когда каждый лепит по выбору. Чтобы дети не повторяли уже знакомые образы, полезно сделать в групповой комнате выставку изображений разных животных в скульптуре, игрушках, картинках. Не следует, однако, выставлять слишком большое количество изображений: важнее позаботиться о наличии ярко выраженных отличительных признаков.
В течение года дети неоднократно повторяют изображение человека, всякий раз стараясь передать действие, движение, например, как дети танцуют на празднике новогодней елки. Беседуя с детьми о передаче этой темы в лепке, рисунке, целесообразно вспомнить простые движения танца, вызвать 2—3 детей в начале занятия, чтобы они показали эти движения всем. Педагог должен обратить внимание на положение рук и ног — это облегчит детям передачу движения.

Среди персонажей новогоднего праздника могут быть Снегурочка, Дед Мороз (он значительно выше детей). Необходимо обратить внимание детей на характерные особенности, которые следует передать в лепке (в том случае, если детям предлагается лепить Снегурочку, Деда Мороза), в рисунке или аппликации.

Воспитанники старшей группы могут вылепить дымковскую куклу в длинной широкой юбке и короткой кофточке. Фигура такой куклы делается из четырех частей: голова вместе с верхней частью туловища, юбка колоколом и руки (обе сразу из одного куска). Дети должны усвоить все приемы лепки и их последовательность, выработанные народными мастерами глиняной игрушки.

Отделив больше половины от куска глины, который получил каждый, дети начинают с лепки юбки. Скатывают цилиндр, затем нажимают руками на верхнюю его часть и сдвигают глину вниз, отчего внизу юбка получается шире, а вверху уже. Вылепленную юбку повертывают «вверх дном» и, держа в левой руке, стекой осторожно выбирают лишнюю глину, стараясь не повредить краев, оставляя их достаточно толстыми.

Из меньшего куска дети лепят приемом оттягивания голову, шею, плечи, грудь, спину до пояса. Из глины, вынутой при лейке юбки, лепят «колбаску» для обеих рук и прикрепляют ее к спине на уровне плеч. Вылепленную юбку ребенок держит в левой руке, а верхнюю часть туловища с руками — в правой, примеривая, подходят ли они по величине; затем осторожно соединяет части и, поставив куклу на стол, примазывает место скрепления. После этого рукам куклы придается то или иное положение, на голове укрепляется шляпа или другой головной убор. При таком способе лепки юбка не теряет своей колоколообразной формы и верхняя часть туловища оказывается соразмерной с ней по величине. Выполненная таким образом кукла получается стройной и прочной. Когда вылепленные фигуры высохнут, их белят и раскрашивают. Юбку украшают узорами по мотивам дымковской росписи, а кофту и кокошник красят в яркий цвет. Тонкой кистью рисуют глаза, брови, рот.

 

В III квартале надо научить детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Овладение этим приемом представляет для детей известную трудность: ребенок не только должен иметь отчетливое представление о предмете в целом, но и уметь мысленно разделить его симметрично и, представив лишь половину, вырезать. Вот это-то и вызывает затруднения. Многие дети, сложив бумагу пополам, вырезают изображение целого предмета. Учитывая затруднения детей и их ошибки, следует на первом же занятии уделить особое внимание объяснению и показу того, как надо вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Объяснение должно быть четко продуманным и немногословным. Наиболее простыми предметами, на которых можно учить детей этому способу вырезывания, являются разнообразные вазы, кувшины.

Прежде всего нужно объяснить и показать, как сложить пополам прямоугольник, и, держа его за линию сгиба, вырезать контур половины кувшинчика. Чтобы дети могли представить половину предмета, целесообразно при обследовании обвести рукой по контуру, а затем, закрыв половину предмета, предложить детям обвести по контуру половину предмета с внешней стороны (а не со стороны линии деления). Нужно повторить движение несколько раз, подчеркивая, что эту часть и надо будет вырезать. Затем следует показать процесс вырезывания, обращая внимание на то, что держать бумагу нужно за линию сгиба. Процесс вырезывания требует тщательного зрительного контроля за действиями рук. Напоминайте детям о том, чтобы они внимательно следили глазами за ножницами. Если нужная форма не получилась, проанализируйте вместе с ребенком, что он сделал неверно, и предложите вырезать еще.

Для первого занятия приготовьте лишние листы бумаги (обыкновенной белой): пусть дети поупряжняются в вырезывании симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Целесообразно закреплению этого навыка посвятить и следующее занятие по аппликации, подобрав сосуды другой формы. Можно предложить вырезать не один, а два разных кувшинчика, например более вытянутый в высоту и низкий (почти круглый, как горшочек). Так как прием вырезывания знаком детям, предложите им объяснить и показать, как вырезаются такие кувшинчики. Тем, кто недостаточно хорошо усвоил новый прием или пропустил предыдущее занятие, уделите особое внимание: если нужно, в процессе занятия на отдельном листе бумаги покажите еще раз, как это делается. Таким детям надо также вначале дать обычную бумагу; а затем уже цветную. Как и на предыдущем занятии, рекомендуется приготовить для вырезывания ваз бумагу разного цвета, чтобы работы детей получились красочными. На втором занятии следует обратить внимание на более точную передачу формы. Вырезанные вазочки предложите детям убрать в тот же конвертик, который они получили на первом занятии и где уже лежит один вырезанный кувшинчик.

Закончить этот цикл можно занятием, на котором каждому ребенку предлагается продумать и создать декоративную композицию из ваз и кувшинчиков. Для этого дети выбирают подходящий для своих предметов фон (воспитатель должен приготовить листы бумаги 3—4 мягких оттенков), находят нужное расположение кувшинчиков и ваз на листе, наклеивают композицию, а затем вырезают к ней дополнительные детали: цветы, ветки, фрукты (кто что захочет). На этом, последнем занятии важно обратить внимание на подбор цвета фона в соответствии с цветом изображения, на поиски удачного расположения ваз по форме, по цвету.

Помощь воспитателя в выборе цвета, фона, композиции не должна быть навязчивой. Лучше обратиться к ребенку с вопросом, побуждающим его внимательно присматриваться к тому, что у него получается, самому решать, как будет лучше. Так, если воспитательница видит, что на том фоне, который выбрал ребенок, вазы смотрятся некрасиво, она должна взять бумагу более подходящего цвета, предложить ребенку разложить вазы на этом листе и подумать, как красивее. В другом случае, заметив, что кто-то из детей некрасиво разложил вазы на листе, из-за чего композиция в целом выглядит плохо, воспитательница предлагает ребенку попробовать сделать как-нибудь иначе, чтобы было красиво, но не подсказывает прямого решения. Постоянное направление детей на поиски лучшего варианта решения изобразительной задачи будет способствовать воспитанию их творческой активности и самостоятельности.

Созданные детьми декоративные композиции нужно рассмотреть со всеми вместе, украсить ими вестибюль детского сада, групповую комнату.

Когда дети освоят вырезывание простых симметричных предметов, можно предложить им более сложные изображения: бабочки, жучки и т. п. Обучение детей вырезыванию симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, продолжается и в подготовительной группе, однако тематическое содержание усложняется и повышаются требования к точности передачи формы.

 

Приобретенные умения по изображению различных предметов, людей и животных, позволяют детям передавать содержание многих сказок, песенок, стихов и рассказов. При этом всякий раз надо выяснять в беседе с детьми характерные особенности персонажей и их действия, а также напоминать об их относительной величине и расположении по отношению друг к другу. Если не обращать на это внимания, дети, стремясь передать сюжет, упускают величинные отношения персонажей и не думают о способах выражения данного сюжета, действия. В младшем и в среднем возрасте, не умея выразить это средствами рисунка и лепки, они привыкли дополнять изображение рассказом, пояснять содержание на словах. В старшей же группе следует добиваться большей выразительности в решении образов, чтобы все можно было понять, глядя на рисунки, лепку, аппликацию.

Большее, чем раньше, значение приобретает обсуждение с детьми их работ в конце занятия. Анализ детских работ надо предусматривать еще при планировании занятий, а не вспоминать о нем тогда, когда занятие заканчивается. Тем более бесполезно задавать детям трафаретные вопросы: что здесь нарисовано? Что тебе больше всего нравится? Воспитатель должен иметь определенную цель анализа и, руководя высказываниями детей, стараться ее достигнуть. Дело не в том, чтобы одних детей порицать за их работы, а других хвалить. Надо приучать детей судить о качестве и полноте выполнения и указывать, какие, по их мнению, имеются неудачи (не всегда при этом надо называть имена детей). Можно перечислить несколько работ сразу и отметить в них удачное или неудачное решение. Наряду с выполнением задания воспитателя надо во всех случаях отмечать как большую удачу новое решение, радоваться этому вместе с детьми. Особенно важно отметить выразительность образа в рисунке, лепке. Если уделять этому серьезное внимание, дети сами начнут замечать выразительные элементы.

Руководство работой детей осуществляется в течение всего занятия, а не только в начале, когда объясняется, что и как надо делать. Вместе с тем не следует допускать слишком большой опеки, регламентации всех действий. На разных занятиях поведение воспитателя различно, но он всегда должен быть активным участником процесса изображения, а не сторонним наблюдателем.

Бывает, что во время занятия кто-то из детей забыл, как выглядит предмет, который он включил в изображение. Воспитатель может посоветовать посмотреть подходящую картинку или игрушку; кого-то смущает отсутствие нужного оттенка цвета — следует предложить составить его, а если ребенок затрудняется в этом, помочь ему или привлечь к помощи другого ребенка. Кто-то начал создавать изображение очень мелко — необходимо добиться исправления. Таким образом, важно не только поставить перед детьми задачу, но и руководить деятельностью каждого ребенка, применяя разные приемы, и обеспечить ее решение всеми детьми. На каждом занятии ставятся две задачи: научить детей чему-либо новому и закрепить ранее полученные знания, умения, а также создать условие для проявления самостоятельности и инициативы. Выделяются и такие занятия, на которых воспитатель не учит детей ничему новому, а предлагает изображение окружающего или декоративную работу на основе имеющихся умений и навыков. В этом случае от детей требуется творческое применение всего усвоенного ранее.

При решении названных вариантов задач воспитатель действует по-разному. Если педагог учит детей чему-то новому, он проводит показ и объясняет приемы изображения. Когда происходит закрепление полученных детьми умений, он организует и привлекает опыт детей, будит их активность, вызывая к доске для показа и объяснения. А если перед детьми ставится творческая задача, воспитатель не напоминает и не показывает приемы изображения, а только в случае необходимости помогает отдельным детям в процессе занятия.

Одну и ту же поставленную воспитателем задачу можно решать по-разному, и надо объяснить детям, в чем могут заключаться различия, а какие условия необходимо соблюдать точно. Например, при лепке дымковской куклы дети усваивают по показу воспитателя приемы лепки частей и их скрепления, относительную величину частей. Головной убор, детали украшения одежды, положение рук, предмет в руках куклы каждый ребенок делает по-своему. Также и в расцветке есть условия, которые необходимо всем соблюдать, и варианты выбора цветов, которые каждый решает по-своему.

 

При рисовании с натуры больше условий, которые следует точно соблюдать, но и здесь имеется возможность выбора оттенка цвета, самостоятельных поисков композиции рисунка, способов передачи характерных деталей и др.

Не реже чем раз в месяц надо проводить занятия по замыслу детей. О таком занятии дети должны знать заранее, чтобы решить, какой предмет, сюжет они будут лепить, рисовать. Умение задумывать приобретается детьми не сразу. Одни дети активнее, обладают большой наблюдательностью, более богатым воображением, смелостью в выборе темы; другие более пассивны, никак не могут придумать содержание для своего рисунка. Таким детям надо помогать советом, напоминанием, учитывая их возможности и умения, их наиболее устойчивые интересы. У большинства детей лучше сохраняется в памяти то, что они рисовали ранее, что умеют рисовать. Поэтому особенно в первой половине года многие дети повторяют содержание рисунков по заданиям педагога. Можно посоветовать им изменить или дополнить изображение по сравнению с тем, что они делали раньше. Так, если ребенок повторяет изображение девочки, можно предложить нарисовать, что она несет в руке, например букет цветов или корзину с ягодами, грибами. Но подсказывать нужно только в том случае, если ребенок сам не может придумать, чем дополнить изображение.
А в следующий раз при попытке повторения можно спросить: «Какую ты девочку рисуешь? Может быть, это у тебя Красная Шапочка или Мальвина — девочка с голубыми волосами? Постарайся нарисовать так, чтобы было похоже». И в рисунке ребенка появляется новый образ.

Другой ребенок неоднократно повторяет рисунок машины. Спросив, что везет машина, воспитатель натолкнет его на дополнение; можно предложить нарисовать не одну машину, а несколько, и разных. У некоторых детей есть своя излюбленная тематика рисунков: у мальчиков это чаще всего самолеты, автомобили, корабли, у девочек — комнаты с обстановкой, дети на прогулке и пр. Многое в таких рисунках повторяется с большой точностью. В этих случаях можно предлагать вносить некоторые дополнения, советовать выразить теми же средствами иное содержание. Охотнее всего дети передают содержание стихов, рассказов, сказок, если в них есть знакомые предметы и персонажи.

Рисунки, выполняемые детьми по замыслу, обогащаются и разнообразятся постепенно, по мере накопления впечатлений, по мере овладения умениями рисовать. Нельзя требовать от детей самостоятельности и творчества, упрекать их за подражание и однообразие работ. Самостоятельность и творчество надо постепенно воспитывать, ведя с детьми наблюдения, читая им книги, рассматривая картинки, разговаривая о личных впечатлениях. Не следует упрекать и за неправильность рисунка, выполненного по замыслу, если это не результат небрежной работы: пусть дети выражают то, что они задумали, как умеют, смело, активно.

Полезно предлагать детям бумагу различного размера и формы, давать белую гуашь для получения оттенков цветов. При обсуждении рисунков в конце занятия надо отмечать всякую, даже небольшую, удачу, всякое проявление инициативы.

В старшей группе идет дальнейшее совершенствование всех навыков. В основном должен быть отработан навык различного положения карандаша и кисти при разных приемах рисования; так, при закрашивании широких плоскостей рисунка карандаш может быть наклонен к бумаге, что дает более широкие штрихи и поэтому позволяет закрасить рисунок быстрее. При рисовании мелких деталей удобнее держать карандаш почти вертикально, чуть ближе к концу, чем обычно. При рисовании широких полос и мазков кистью ее нужно держать наклонно к бумаге, а тонкие линии и точки рисовать концом ворса при вертикальном положении кисти — перпендикулярно по отношению к бумаге. Отработка разнообразных приемов владения кистью и карандашом при рисовании способствует выработке легкости, свободы движения, произвольного изменения его по мере надобности.

Дети 5—6 лет учатся рисовать не только цветными карандашами и красками гуаши; вводятся и новые материалы: акварель, цветные восковые мелки, простой графитный карандаш (он должен, быть достаточно мягким).

Рисование акварельными красками требует усвоения специальных приемов: перед началом работы их смачивают, стряхивая кистью каплю чистой воды на краску, при этом нужно следить, чтобы дети не касались краски ворсом кисти, так как мягкие краски переносятся с одной на другую и пачкаются. Тогда при рисовании не получится чистый цвет.

Надо научить детей аккуратно набирать краску на кисть, тщательно промывать кисть, перед тем как набирать другую краску. Работа акварелью связана с необходимостью пробовать цвет, прежде чем рисовать (достаточен ли он по насыщенности, не слишком ли светел или, наоборот, темен), добавлять краски или воды и только потом рисовать на бумаге. Для этого требуются палитры, они необходимы и для составления нового цвета, нужного оттенка. В качестве их могут быть использованы кафельные плитки, кусочки светлого пластика или просто белые блюдца или маленькие тарелочки. Чтобы цвета в рисунке были всегда чистыми, следует приучать детей в течение занятия по мере надобности менять воду. В то же время надо следить, чтобы дети не промывали кисть, если затем будут рисовать краской того же цвета.

В старшей группе продолжается отработка рисовальных движений с умеренным нажимом на карандаш. Необходимо также начать обучение проведению легких линий; это дает возможность искать при создании рисунка более точную линию, нужную форму, особенно при работе над подготовительным рисунком. Легкая линия позволит также исправлять неточность рисунка. Одновременно нужно отрабатывать навык произвольной регуляции нажима, используя нажим как средство для получения нужного по интенсивности цвета.

Обучая детей рисованию, не забывайте о закрашивании рисунков. В концу года дети должны научиться накладывать штрихи (линии при закрашивании красками) в одном направлении в пределах контура формы, без просветов, не выходя за линии контура, регулировать силу нажима на карандаш в зависимости от задачи изображения (нужно закрасить рисунок или отдельный предмет, изображенный в нем, поярче — посильнее нажать на карандаш; слабый нажим на карандаш при закрашивании позволит получить более бледный тон). Закрепляется навык изменения амплитуды (размаха) движения при рисовании и закрашивании крупных и мелких изображений. Продолжается отработка навыка произвольного изменения темпа движения. Чтобы штрихи при закрашивании не выходили за пределы контура, учите детей более медленно двигать рукой с карандашом, закрашивая мелкие рисунки и у края контура крупные изображения, серединка же может закрашиваться более быстрыми, размашистыми движениями. В старшей группе перед детьми ставится задача изображения предметов более сложного контура, чем в предшествующих группах. Это требует умения изменять направление движения руки, для того чтобы передать изменение направления линии контура изображаемого предмета.

Например, ребенок рисует простой кувшинчик: прямое горлышко и выгнутые бока. Чтобы передать его форму, надо начать с прямой линии горлышка, потом дугой нарисовать бок, затем прямое донышко, снова дугой второй бок и опять прямую линию горлышка. Часто дети рисуют все отдельными линиями, каждый раз поворачивая не руку с карандашом или кистью, а лист бумаги. При таком рисовании рука развивается слабо, зрительный контроль за движением не обеспечивает точности передачи формы, так как всякий раз ребенок видит изображение с другой стороны, в ракурсе.

Разнообразные повороты руки в процессе создания изображения удаются детям не сразу, и им кажется, что проще повернуть лист. Но постепенно, если педагог следит за развитием движений руки, ребенок осуществляет повороты все более легко и свободно. В старшей группе должны быть окончательно отработаны движения, направленные на изображение округлых и прямолинейных форм разного характера: круги, разные по величине; овалы, разные по пропорциям; различные по величине квадраты, треугольники; разные по пропорциям прямоугольники, трапеции. Передача простейшего строения предметов и расположения частей требует сначала отработки умения подчинять движения рисованию форм в различном пространственном положении.

Например, при рисовании грузовой машины нужно по-разному расположить части: кузов вытянут по горизонтали, а кабина по вертикали; изображая животных, туловище надо расположить по горизонтали, а ноги вертикально и т. п. Все это требует разных поворотов рисующей руки, причем формообразующие движения остаются прежними. Непривычное положение руки первое время может влиять и на само движение, его качество. Но, изображая формы в различном пространственном положении, дети упражняют руку, и она становится более подвижной; затем ребенок легко справляется с разнообразными поворотами при рисовании предметов сложной формы, элементов декоративного рисования.

Изображение предметов (и их частей) разных пропорций требует закрепления навыка регуляции движения по длительности, своевременной остановки движения и изменения его направления.

В старшей и подготовительной группах дети изображают предметы прямолинейного контура, в которых части составляют единое целое, например вазы, керамические фигурки, дымковские игрушки и т. д. Если раньше дети рисовали предметы сложной формы по частям, передавая более простую форму каждой части, например, отдельно туловище животного, отдельно голову, лапы, хвост, то теперь можно учить их рисовать контур в целом, одной линией, которая обрисовывает предмет и составляющие его части. Но для этого необходимо отработать свободные повороты руки в процессе рисования, в зависимости от направления контура изображаемого предмета. Такой навык формируется постепенно в предметном и декоративном рисовании (рисование дуг в разном направлении, волнистых линий, разнообразных завитков).

В старшей группе нужно учить детей подчинять движения соизмерению форм по пропорциям (управление движением при рисовании частей и предметов разной величины). В какой-то степени это умение уже начало формироваться при рисовании круга и овала (в средней группе). В старшей группе умение соизмерять и передавать различия в длине отрезков и величине форм связывается с усвоением некоторых знаний о пропорциях предметов. Не умея произвести формообразующее движение, ребенок не может регулировать это движение по длительности. Вот почему умение подчинять движение соизмерению отрезков и частей изображения начинают формировать в старшей группе, когда ряд способов формообразующего движения уже усвоен.

Летом дети получают богатые впечатления. Используя приобретенные ранее навыки и умения, они могут нарисовать, вылепить, вырезать и наклеить то, что вызвало их интерес, взволновало, и воспитателю необходимо создать для этого все условия. Вместе с тем следует обогащать опыт детей новыми знаниями и впечатлениями, направляя их внимание на особенности летнего пейзажа, богатство красок природы, жизнь птиц, растений и пр.

Следует также широко привлекать песенки о лете, стихотворения, содержание которых подходит к теме проводимого занятия. Привлечение художественного слова, музыкальных произведений будет вызывать у детей образное представление, повысит и углубит их эмоциональную восприимчивость, обусловит создание соответствующего настроения.
Дети могут рисовать отдельные цветы несложной формы, небольшие букеты, например, ромашек, цветы на лугу или как дети собирают цветы, грибы, как играют на поляне, а также пестрых бабочек и жучков. В конце летнего отдыха можно предложить тему «Про лето» или «Что мне понравилось на даче».

Хорошо предложить детям лепить разные грибы, ранние овощи, фрукты, а также животных, с которыми малыши знакомятся в дачных условиях.

Вырезывать дети могут цветы, грибы, фрукты, насекомых и пр. Из крупных вырезок хорошо составить коллективное панно или полосу (фриз) и украсить ими террасу, комнату на даче. Коллективные ковры можно составлять из декоративных аппликаций, выполненных на разных формах (квадратах, кругах и пр.).

Конкретное содержание занятий может меняться в зависимости от того, в каких условиях живут дети и какие непосредственные впечатления у них накопились: одни детские сады проводят лето в пригородах большого города, другие в сельской местности, третьи уезжают совсем в другие области (например, из северных областей на юг). Не учитывать эти различия будет большой ошибкой. Вот почему наши рекомендации лишь примерные.
Просмотрев примерные планы занятий на декабрь и январь, можно заметить, что один и тот же предмет изображается несколько раз в разных темах — птица, четвероногое животное, человек. С изменением содержания рисунка или лепки возникает необходимость и в изменении характера изображения. После того как дети лепили воробьев на кормушке, они вырезывают и наклеивают птиц на ветках.

Научившись лепить собаку и усвоив ее строение, дети рисуют собак разной породы, имеющих характерные отличия. Такое распределение занятий по циклам — про птиц, собак, человека в движении и др. — дает возможность хорошо понять основное строение, основные черты этих групп предметов. Вместе с тем в каждое занятие включается что-то новое. Дети замечают и осваивают это новое, сравнивая его с тем, что рисовали и лепили ранее. В ряде занятий перед детьми ставится задача передать отношение предметов по величине — большие и маленькие елки, воробьи и голуби, собака и щенок и др. Во всех этих примерах различие в величине предметов зависит от возраста и особенностей породы. После объяснения воспитателя дети начинают понимать, почему надо одни предметы лепить и рисовать больше, а другие меньше.

Аппликация дается в виде коллективных работ. Каждый ребенок вырезывает и склеивает изображение, а затем находит ему место в общей композиции.

Декоративное рисование и часть занятий по лепке посвящены знакомству с дымковской игрушкой. Воспитатель учит лепить индюка, а затем куклу в длинной юбке, показывая соответствующие приемы работы с глиной. Дети расписывают свою лепку узорами, а также рисуют узор на платье кукле.

Для закрепления знаний различных цветов и умения сопоставлять яркие и светлые дается коллективная аппликация «Цветные странички»: фигурки яркого цвета наклеиваются на квадраты светлого цвета (это занятие можно давать по-разному).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изобразительная деятельность в подготовительной к школе группе | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных