Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Способы, методы и инструментарий этнографического исследования.




Для полноценного исследования в науке мобилизуется максимально полный объем знаний.

Поэтому для научного анализа используется самый разнообразный материал:

- результаты, исследований и описания ученых-этнографов;

- путевые записи;

- фольклорные и художественные тексты;

- этносоциологические и этнопсихологические исследования;

- официальные документы и т.д.

Становление этнологии как самостоятельной науки в значительной степени произошло благодаря непосредственному изучению жизни народов или, как это принято называть у этнологов, полевым исследованиям. Формирование этого метода было вызвано потребностью иметь более подробные и систематизированные знания о колониальных народах, их хозяйстве, социальном устройстве, обычаях, верованиях, так как возраставшая роль колоний в хозяйственных отношениях метрополий с необходимостью требовала управления населением зависимых стран.

Методика полевого исследования основывается на длительном пребывании и вживании исследователя в изучаемую этническую среду. Причем срок стационарной работы должен быть не менее одного этнического года, который по своей продолжительности на два-три месяца превышает календарный. Два-три месяца требуется на первичное знакомство и адаптацию этнолога к новым условиям, после чего он наблюдает жизнь этнической общности во все временные периоды годичного цикла.

Закономерно, что плодотворность метода полевого исследования возрастает с увеличением срока пребывания исследователя в изучаемом этносе. В этом отношении показательная деятельность американца Л. Моргана, длительное время прожившего среди ирокезов, и русского этнографа Н. Миклухо-Маклая, жившего несколько лет среди папуасов Новой Гвинеи. Неоспоримое преимущество стационарного метода полевых исследований обусловлено тем, что этнолог становится соучастником повседневной жизни народа. В связи с привыканием к исследователю местного населения, устанавливаются дружеские отношения с местными жителями. Стационарные методы исследования дают глубину.

Недостаток этого метода - малый охват территории, а, следовательно, и невозможность сравнительного исследования с другими областями.

В настоящее время в этнографии метод полевых исследований существует в виде срочного, или сезонного, выезда для полевых исследований, который совмещается с маршрутным вариантом этого метода, имеющим целью охватить возможно больше населения или большую этническую территорию в отведенные сроки. Подобный характер полевых исследований дает оперативный материал, но исключает возможность наблюдения жизни этноса на протяжении ряда сезонов.

Современный приоритет экспедиционных исследований обусловлен фактом существования большого объема уже накопленного полевого материала. Поэтому в экспедициях чаще собирается уточняющий, дополняющий имеющиеся сведения этнографический материал.

Виды экспедиционных выездов: (краткосрочные целевые или тематические; долгосрочные циклические (культура исследуется в разные сезонные периоды); комплексные (в состав экспедиций входят специалисты различных отраслей знаний); монографические (разрабатывают крупную исследовательскую тему).

В экспедициях этнографических музеев есть своя специфика. Эти экспедиции ориентированы не только на исследовательскую проблематику, а прежде всего на пополнение музейных фондов.

Основной структурной единицей полевого обследования принято рассматривать поселение (небольшое село, стойбище или аул, поселок городского типа или даже город).

Выбор поселения для исследования обусловлен историей его формирования и современным этническим составом. В моноэтничном поселении легко изучать наследие конкретного народа. Однако современные поселения чаще всего многонациональны. В этом случае исследуется часть населения, традиционно-бытовая культура, которой представляет предмет полевого исследования.

Объектом полевой этнографии являются ныне существующие этносы, а не исторические.

В поле этнограф работает не с этносом в целом, а с определенными его территориальными подразделениями. Очень сложно представить, что в поле можно изучить и описать культуру всего народа. Так в поле мы можем изучать не русских вообще, а русских Сибири или юга России или кубанских казаков как этнографическую группу восточных славян.

Следует помнить, что ни один народ сейчас не живет изолированно, поэтому необходимо учитывать наличие историко-культурного взаимодействия между народами.

Элементарным носителем этнических свойств принято считать человека «этнофора», в беседе с которым этнограф получает информацию по исследуемой проблематике. Чем больше опрошено информаторов, тем более достоверной будет информация.

Вопрос этики.

Важный аспект работы исследователя – проявление этики, как по отношению к исследуемой традиционно-бытовой культуре, так и по отношению к носителю этнической традиции, т.е. к информатору.

Не следует выносить аксиологических суждений по поводу наблюдаемого явления (это хорошо или плохо) в ходе его наблюдения и фиксации. Ценностное осмысление осуществляется лишь когда исследователь пытается понять сущность происходящего.

Не следует рассматривать информанта в качестве абстрактного носителя традиций этнической общности. Это, прежде всего, индивидуальность.

В силу сложности объекта исследования этнографии, ее методика не ориентируется на стандартизированные формы. Общение с информатором может быть сугубо индивидуальным. Здесь нет четких инструкций.

Во время полевых этнографических исследований используют следующие методы:

Наблюдение - метод, при котором исследователь вживается в изучаемое среду. Различают наблюдение со стороны или активное наблюдение, когда исследователь принимает участие в жизни изучаемого социума.

Информация, полученная методом наблюдения и фиксированная в записях, рисунках, схемах, фотографиях и т. п. реальной жизни этнической общности, является наиболее ценной. Очень важным методическим аспектом здесь является объективное отражение наблюдаемого, а не толкование о нем со стороны исследователя.

Опрос - метод сбора первичной информации.

А. Анкетирование - метод, при котором исследователь не лично беседует с информатором, а путем анкеты (через почту, путем раздачи листовок или прессы)

Б. Интервью - личная беседа с использованием вопросника.

Результаты работы с информаторами считаются менее ценным источником, поскольку «сопряжены с двумя ступенями отражения образа объективной реальности - сначала в голове информаторов, а затем уже в голове исследователя». (пример с мифологическими образами, русалка – персонификация водной стихи в народном мировоззрении; в сознании информатора – это реально существующий персонаж нечистой силы; в сознании исследователя – народное заблуждение, фантазия).

По способу кодирования и хранения информации выделяют следующие источники изучения народа: речевые, поведенческие, вещественные и изобразительные.

Этнографическое наблюдение завершаются подготовкой полевых записей (личные наблюдения этнографа, записи бесед с информаторами) – это разновидность речевых или словесных источников.

Поведенческие источники представлены фиксацией различными способами производственных процессов, обрядов, игр, танцев и т. д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных