Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вещественные источники представлены этнографическими коллекциями.




Изобразительные источники, это рисунки, фотографии, схемы, планы, и видеофильмы.

В историческом исследовании этнографические источники (т.е. результаты полевых исследований) могут использоваться в разных формах:

1. непосредственно для описания реально бытующих элементов культуры;

2. ретроспективно при исследовании сравнительно-историческим методом стадиально-многослойных явлений культуры (пережитки общественных и семейных отношений прошедших эпох: авункулат[1], кровная месть; другой пример - «погребения» медвежьих черепов мустьерской эпохи, по аналогии с тотемическими обрядами, существующими у народов Сибири в настоящее время, помогает реконструировать древний обряд; кроме того ретроспекция результатов этнографических исследований помогает при этногенетических построениях).

У этнографа есть реальные возможности проникнуть вглубь истории, обрести знание о прошлом в ходе этнографических исследований. Каким образом?

Используя датировку объектов материальной культуры (построек, орудий труда, одежды и других элементов, бытующих ныне).

С другой стороны в ходе работы с информантом. Здесь принято выделять три уровня, каждый из которых требует четкой фиксации.

1. Уровень исследователя. Наблюдая какое-либо явление, этнограф сталкивается с настоящим хронологическим уровнем, который фиксируется в полевых записях как личное наблюдение. (Явление бытует).

2. Уровень информатора. Углубиться в прошлое помогает память информанта. Здесь можно выделить хронологический уровень, который сам исследователь не наблюдает, но о нем помнит информант, видевший какое-то явление, либо принимавший участие в каком-то событии, вследствие чего он может рассказать о нем. Именно поэтому закономерным является стремление этнографа к работе с информантами старшего поколения, что позволяет проникнуть в глубь бытования этнографического явления. (Явление бытовало, его видел информант).

3. Уровень, предшествующий информатору. Речь идет об историко-этнографических реалиях, которые информант помнит со слов других людей. Здесь существует возможность датировки путем выяснения возраста человека, который рассказывал информанту об интересующем этнографа явлении. Но, обычно, люди не имеют точной хронологической привязки того, что сами не видели. Поэтому обычно информаторы использую фразы: «Люди рассказывали...», «В старину говорили...» и т. п., что затрудняет датировку события. (Явление сохранилось в памяти поколений или относится к сфере представлений).

Организация этнографического исследования требует тщательную предварительную подготовку, в частности научную.

Научное обеспечение начинается с работы по обоснованию необходимости полевых работ. Выявляется круг источников по теме исследования. Работа с источниками позволяет установить недостающие сведения, сформулировать цель экспедиции.

В предварительной подготовке к полевой работе осуществляется:

1. Сбор информации по району исследования (география, демография, история и т. д.).

2. Сбор материала по проблематике - этнографическая литература, музейные этнографические собрания, архивные материалы [2].

3. После этого определяется способ исследования (экспедиционный – стационарный), метод (наблюдение, опрос), определяется полевой инструментарий (анкета, вопросник).

Метод наблюдения.

При подготовке работы данным методом исследователь должен определить несколько моментов.

1. Выбрать предмет и объект наблюдения, то есть определить «Что наблюдать?» Например: объект наблюдения поселение, предмет – традиционное жилище.

2. Определить цель и задачи наблюдения («Для чего наблюдать?»).

З. Выбрать способ наблюдения («Как наблюдать?»).

В этнографии используются два основных способа наблюдения: невключенное и включенное. Невключенное наблюдение предполагает предварительное знакомство населения с задачами исследовательской работы.Включенное наблюдение носит скрытый характер и его содержание соответствует понятию «съемка скрытой камерой».

Включенное наблюдение часто считается более предпочтительным, поскольку оно устраняет информационное и поведенческое «возмущение», порождаемое знанием о присутствии и намерениях наблюдателя-исследователя.

При работе методом наблюдения, следует учитывать две группы ошибок, которые могут возникнуть при восприятии и оценке наблюдаемого явления.

1. «Ошибки исследовательских установок или влияние предмета наблюдения». О чем идет речь?

- на ситуацию наблюдения влияет присутствие самого исследователя. Эта ошибка обычно связана с неверным выбором способа наблюдения. Так, невключенное наблюдение мало влияет на исследование производительных процессов, но может влиять на ход обряда или иного сакрального действия. Иногда для сбора материалов даже по одному и тому же культурному явлению следует пользоваться различными способами наблюдения. Так термины родства номинативные (обозначения) могут собираться методом невключенного наблюдения, в вокативные (термины обращения), применение которых может быть табуировано в случае присутствия посторонних, рекомендуется собирать, используя включенное наблюдение.

- влияние на восприятие исследовательских установок или своеобразной «заданности исследователя», его ожиданий.

- влияние длительности наблюдения на восприятие выражается в усталости и снижении остроты восприятия.

2. Вторая группа ошибок может быть условно названа "ошибками восприятия", они определяются личностью исследователя, то есть это субъективные личностные и субъективные профессиональные ошибки:

- обобщенное восприятие или оценка в черно-белых тонах, как правило, связано с профессиональным знанием наблюдаемого явления, когда многое воспринимается как известное, поэтому, как кажется исследователю, не заслуживающее внимания.

- «эффект экзотики», означает завышенное восприятие всего наблюдаемого. Приводит к трате времени и сил на восприятие и фиксацию хорошо известных фактов. Такое восприятие особенно характерно для начинающих исследователей, либо в случае недостаточной предварительной научной подготовки.

- ошибки усреднения возникают в случае отбрасывания вариантов, особенно крайних, воспринимаемых исследователем как случайность, явление оценивается и фиксируется в усредненном виде.

Результаты непосредственных наблюдений фиксируются в полевых дневниках в виде ежедневных дневниковых записей (при этом обязательно указывается время, место и источники проведения наблюдения).

При ведении полевых документов нужно постоянно отсылать информацию, которая в них содержится, к иллюстративным материалам.

Любая новая запись - фиксация наблюдений, запись беседы, начинается с нового листа. Также следует поступать и при первой записи нового дня или в новом населенном пункте.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных